ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Оформление детских клумб. Подвесные клумбы фото. Как сделать клумбу прямоугольной формы

Каждая хозяйка, имеющая собственный земельный участок, старается облагородить его клумбами. Чаще всего их располагают рядом с беседками для отдыха или непосредственно возле входа в дом. Чтобы она имела ухоженный, привлекательный вид, необходимо обладать некоторыми навыками. Но не обязательно при этом обращаться к профессиональному дизайнеру, приложив определенные усилия, вы можете самостоятельно оформить свой участок.

В первую очередь следует определиться, что конкретно вы хотите создать. Если вы выбрали деревенский стиль, то клумбу можно оформить старыми раскрашенными покрышками, декорацией из старого велосипеда и т.д..

Пользуются популярностью и отличаются изысканностью композиции с декоративными деревьями и хвойными кустарниками. Во-первых, им не требуется особых усилий по уходу, а во-вторых – великолепно выглядят круглый год. Если вы остановите свой выбор на таком варианте, следует учесть, что таким растениям требуется кислая среда.

Для подготовки почвы применяется опавшая хвоя, незначительная часть торфа и дерновая земля. Потом полученную смесь необходимо засыпать в заранее подготовленное углубление слоем 50 см. Близко сажать хвойные растения не следует, в дальнейшем они разрастутся. Лучше дополните ее самшитом, рододендроном или эрикой. Для законченного вида края клумбы тоже потребуют оформления.

Еще один интересный вариант – клумба из многолетников. Разработано достаточно много схем посадки, где интересно подобрано и расположение, и цветовая гамма, и период цветения.

При грамотном уходе такие композиции не требуют ежегодного подсаживания новых цветов Воспользовавшись предложенными советами, ваш участок будет выглядеть презентабельно несколько месяцев в году.

Клумба непрерывного цветения - идеальное решение для парадного цветника

Разбивая цветник у входа в дом, хочется, что бы он всегда выглядел привлекательно. Идеальным решением будет создание клумбы непрерывного цветения.

Для успешного создания такого цветника нужно учесть несколько правил:

  • На клумбе должны быть высажены как многолетние, так и однолетние цветы. И даже кустарники.
  • Нужно подобрать растения с примерно одинаковыми требованиями к влажности, освещенности и поливу.
  • Здесь не должно быть растений – агрессоров (сныть декоративнолистная, вербейник, барвинок). Нежелательны также многолетники, которые легко осеменяются (люпин, мак, аквилегия).

Следующим этапом создания клумбы непрерывного цветения будет план-схема на бумаге. Рисуя план, мы определяем ее контуры. А также составляем перечень многолетников и их месторасположение.

Вот примерный перечень многолетников по сезонам года:

Весна: подснежник, крокус, пролеска, пушкиния, мускари, хионодокса, гиацинт, тюльпан, нарцисс, примула, морозник, камнеломка, маргаритка, рябчик, ветреница, печеночница, эрантис.

Лето: здесь самый большой выбор различных многолетников: аквилегия, дельфиниум, мак, лилия, купена, ромашка, лилейник, пион, аквилегия, хоста, гвоздика, лихнис, рудбекия, ирис, флокс, василек, монарда, лапчатка, очиток, молочай, колокольчик, гейхера.

Осень: хризантема, астра многолетняя, гелениум, золотарник, подсолнечник, кореопсис.

Можно также выделить группы внесезонных растений, которые привлекательны на протяжении долгого времени. Это в первую очередь это хвойные растения, ель, сосна горная, можжевельник. Сюда же можно отнести декоративные злаки, такие как овсяница голубая, ячмень гривастый, мискантус. Также декоративны все лето всевозможные папоротники.

Окончательный перечень зависит от размеров будущей клумбы. Но даже если размеры будут большими, не нужно высаживать большое количество различных многолетников, лучше пусть их будет немного, но каждый будет занимать участок побольше. Так мы избежим излишней пестроты, которая значительно усложнит восприятие всего цветника сразу.

Получившийся перечень растений разделим на две группы:

Первая – это растения, имеющие короткий вегетационный период. Это в основном весенние луковичные растения. На их место нужно предусмотреть однолетние цветы. Очень хорошо сажать растения образующие большую зеленую массу от одного корня.

Идеальный вариант такого растения – это петуния. Её можно посадить чуть в сторонке от того места, где в земле находятся луковицы, и, разрастаясь она полностью его закроет.

Ко второй группе отнесем все оставшиеся многолетники – они не испортят вида клумбы после цветения.

Определившись с перечнем многолетников и их особенностями, начинаем размещать их на своем плане. Для этого пронумеруйте каждый порядковым номером от единицы и так далее. Модно даже вырезать из бумаги прямоугольники или кружочки и пронумеровать их. Затем раскладывать их на плане, примеряя различные варианты расстановки растений.

Когда план будет готов, то, скорее всего, какие — то места останутся совсем пустыми. Здесь нам помогут однолетники. Из однолетников лучше выбрать неприхотливые, такие как бархатцы высокие и низкие, астры однолетние, петунии, настурции, однолетние георгины.

Все эти многолетники отличаются невысокими требованиями к уходу и разнообразим расцветок. Это позволит подобрать растения, которые будут органично сочетаться с уже имеющимися многолетниками.

Затем можно приступать непосредственно к подготовке участка. Лучше делать это в конце лета или начале осени. Участок нужно тщательно перекопать, выбрать все сорняки. Дать почве осесть примерно в течение недели и уже начинать высаживать корневища и луковицы многолетников.

Если в наличии не все растения, то их посадку можно отложить до весны. Но тогда желательно те растения, которые уже высажены пометить указателями.

Весной следующего года сажаем однолетники. Лучше сажать их рассадой, так можно будет посадить на отведенные им места нужное количество экземпляров.

В полной красе клумба непрерывного цветения раскроется только через год, когда все многолетники хорошо приживутся и нарастят хорошую корневую систему.

Клумба своими руками

Лучшее украшение дачного участка – сделанная своими руками цветочная клумба. Для создания клумбы, которая будет радовать глаз и где все будет в гармонии, необходимо немного потрудиться.

Составьте план, по которому будете действовать. Тщательно подберите цветы, учитывая время цветения и местность. Она должна быть защищена от сильного ветра и солнца. После выбора места готовим почву, очищая от сорняков, снять верхний слой земли и удобрить ее. Хорошо добавить чернозем, песок, разрыхлить и сделать дренаж.

Одна большая клумба часто выглядит лучше нескольких маленьких, но это дело вкуса.

Форму берите простую, лучше круглую или овальную, или неправильной формы, но без углов, если только вы только не специалист-дизайнер, а то может получиться непредвиденный результат. Многолетние растения подходят лучше всех. Однолетние высаживают для новизны.

Цветы высаживают от мелких к крупным, так что крупные по центру, или на заднем плане, если клумба у стены. В цветовой гамме придерживайтесь гармоничного перехода, чтобы не резало глаз. Все хорошо в меру! Немного ярких акцентов, как правило, теплых цветов, а остальное – фон холодных цветов.

Добавляйте белые цветы, они разбавляют краски, а черные усиливают теплые цвета. Используйте принцип максимальной диверсификации. Один период цветения нежелателен, так как может получиться пестроватая картинка.

Если вы хотите сделать клумбу горкой, то по центру насыпьте землю приблизительно пол метра в высоту, а нижний уровень примерно 10 см от щебенки. Через пару недель земля просаживается, затем можно приступать к высаживанию цветов.

Все более популярны. Они дают максимальную естественность ландшафту. Философия создания таких горок требует правильного размещения всех элементов. Для дачи используют низкорослые сорта деревьев и кустарников. Яркие растения высаживаются отдельно, а фоновые мелкими группами. Горку засаживают сверху. По высоте – от низких к высоким. Все растения присыпают галькой и тщательно поливают.

Окружение клумбы не менее важно, чем она сама. Для украшения используют различные изгороди, постриженные кустарники, камни и т.п. Для украшения так же можно использовать различные вазы и статуэтки, которых достаточно в продаже.

Для композиций с можжевельником прекрасно подойдет покрашенный щебень. Модным стало плетение из веток.

Сегодня получили популярность варианты клумб, обустроенных прямо в покрышках. Про читайте здесь.

Можно сделать клумбу в пеньке.

Предметы старой домашней утвари, как никогда пригодятся на клумбе! — это модно и актуально. Но перед тем как разместить утварь на участке, приведите ее в декоративный вид: почистите, вскройте лаком… Главное, чтобы на клумбе или участке, где растут цветы, кустарники, не было хаоса.

Как сделать клумбу своими руками из старых стульев

Оформить ограждение клумбы можно несколькими способами. Деревянное ограждение имеет некоторые недостатки:

  1. во-первых, быстро приходит в негодность;
  2. во-вторых, может стать пристанищем для тли и клеща.

Деревянное ограждение

Альтернативой может послужить пластиковая сетка. Это достаточно бюджетный вариант, хотя и не сильно долговечный. Не рекомендуется его применять, если грунт на участке рыхлый, бордюр быстро провалится. Солидности участку придаст использование декоративных или натуральных камней. Единственный минус такого решения – это стоимость, но внешний вид радовать будет долго не только вас, но и ваших гостей.

Целесообразно для ограждения использовать металлический оцинкованный бордюр. Он долговечен и менее дорогостоящий. Главное – чтобы вам понравился конечный результат ваших стараний.

Плавающие клумбы — новый хит в ландшафтном дизайне

Клумбы — ручейки

Оригинальные клумбы фото

Передвижные клумбы

Вертикальные клумбы

Подвесные клумбы фото

Композиции в виде бабочек

Клумбы — зонтики

Про читайте здесь.

Как хочется, чтобы каждый уголок на даче радовал наш взгляд. И если стационарные клумбы требуют предварительной подготовки и тщательного планирования, то мы можем сделать небольшие цветники своими руками из подручных материалов, которые могут быстро внести дополнительный яркий элемент в любой уголок нашего сада.

Любую ненужную емкость минимальными усилиями вы можете превратить в цветочный контейнер.

Ярко-красная сальвия — любимый выбор для клумбы в виде костра.


В доме накопились старые цветочные горшки? Сделаем веселые цветники своими руками, которые заставят улыбнуться каждого.

Хотели всегда попробовать сделать цветник из цельного бревна?

Если у вас нет подходящего бревна такой цветник можно сделать самому из остатков горбыля.

Надоели пластиковые бутылки на даче? Есть шанс сделать из них вертикальный цветник для беседки или террасы.

Легко можно сделать цветник из строительных блоков. В зависимости от того, как окрашены блоки, вы сможете создать совершенно различное настроение: от строго черного — до забавной цветной мозаики.

Нет старых емкостей, досок, бутылок и других ненужных вещей? Не поверите, но обычная плотная тряпка и раствор цемента могут стать основой для необычного цветника.

Вариант для тех, у кого все же есть старые ненужные емкости на даче. Ваша дача — ваши правила, возможно, такой цветник не станет постоянным гостем в вашем саду, но настроение на сезон он поднимет.

Вариант цветника для любителей поделок из покрышек.

Действительно, цветники своими руками можно сделать из любых подручных материалов. Например, этот цветник сделан из старого бака от мотоцикла.

Любой старый ящик в умелых руках имеет шанс превратится в необычный цветник.

Если вы поклонник ландшафтного дизайна с применением контейнеров для цветов, то знаете об их высокой стоимости. Такие цветочные контейнеры можно сделать из цемента самому, украсив их по своему вкусу.

Всегда жаль расставаться с ненужными вещами, к которым мы уже привыкли. Мы можем с ними красиво проститься, сделав из них необычный цветник своими руками, и затем спокойно выбросить.

Даже, если эти вещи небольшой емкости, они смогут еще послужить нам в качестве милого цветника.

Возле самого дома у нас обычно отмостка около фундамента и тень - это не самое лучше место для большой клумбы. Но небольшой пенек от старого дерева и один куст ампельной петунии может сотворить маленькое чудо.

Любые неприхотливые однолетники можно высадить как в клумбу, так и в контейнеры. Эти контейнеры могут украсить лужайку в вашем саду, крыльцо или беседку. Для того, чтобы придать таким цветникам деревенский стиль, обернем их в мешковину.

Любая старая кадка или даже просто ненужная бочка, плюс небольшой куст стелющихся цветов — и у вас уже красивый цветочный ручей прямо под окнами дома.

Пластиковые контейнеры с цветами выглядят лучше, если их немного приблизить к естественному виду, например, поместить в плетенную корзинку.

Необычные цветники своими руками из спилов от дерева требуют более частого полива — в отличие от обычной клумбы, цветы в них быстрее пересыхают.

В саду красиво смотрятся не только цветы, но и декоративные травы. Посмотрите, как интересно организован этот цветник-овечка.

Взять оригинальный цветочный контейнер — это одна из самых простых и эффективных идей. Веселые гусеницы-цветники озарят своей яркой улыбкой весь ваш сад.


Необычный цветник-лебедь умело использует яркий контраст между белыми и синими кустами мелких цветов.

Если старая машина уже никому не нужна, и нет надежды от нее избавиться, можно сделать из нее необычный цветник своими руками. Решение, конечно, на любителя.

Цветник своими руками с использованием садовых фигурок. Около крыльца вас всегда будет ждать такая симпатичная компания, если вы сделаете небольшой палисадник своими руками.

Красивая идея для цветника: шпалера с многолетней лианой в виде сердца. Ваш сад сразу приобретет романтический вид.

Обладатель старого манекена для одежды имеет шанс своими руками сделать небольшой садовый шедевр, как этот цветник-златовласка.

Если вы решили украсить ваш сад цветами, то старое засохшее дерево вам не помеха, а новый вызов дизайнерской мысли. Необычная цветочная чаша с петуниями сможет стать предметом восхищения ваших близких и друзей.

Идеи для цветников есть и простые, и сложные, но любая из них украсит ваш сад. Даже если вы не замечательный и умелый садовод, то достаточно купить пару кустиков цветочной рассады весной и поэкспериментировать с ними.

Даже если в первый год, ваши цветники, сделанные своими руками из подручных материалов, получатся не таким красивыми как на этих фото, вы сможете сделать выводы и наращивать свое мастерство и умение с каждым годом, и рано или поздно ваш сад станет вашей гордостью.

Цветники, клумбы, альпийские горки - страсть многих дачников. Как устроить их правильно, чтобы радовали глаз и требовали меньше ухода? Какие растения посадить в бордюры, рокарии и миксбордеры? Подробно о размещении цветов в саду.

Цветочное оформление в саду играет особую роль. Когда цветы хаотично разбросаны по всему участку или же высажены «методом тыка» в случайные места, значительная часть их очарования может быть утрачена, скрыта от взора другими растениями или «убита» неудачным сочетанием. Для достижения максимального декоративного эффекта растения в цветнике должны подбираться по цветовым оттенкам, размерам и срокам цветения. Очень важно при устройстве цветника учитывать такие факторы, как освещенность выбранного места, доступность для обзора, сочетаемость с фоном, возможность регулярного полива.

В идеале любой цветник необходимо сначала спроектировать, создать его эскиз на бумаге и лишь затем переносить на местность. В цветниках выделяют, как правило, три части. Задним фоном служат крупномерные растения, цветущие со второй половины лета до осени, на среднем плане — среднерослые экземпляры, большинство из которых радует цветением в начале — середине лета. На переднем плане размещают низкорослые многолетники. Луковичные высаживаются в средней части цветника, что дает возможность прикрыть увядающую листву после отцветания. Необходимо спланировать цветник в динамике — представить смену красок с ранней весны до поздней осени.

Бордюр

Бордюр — низкая узкая и плотная полоса, составленная из одного-двух видов ковровых растений, отличающихся высокой компактностью. Бордюры применяют как окаймление краев клумб, рабаток, проходов. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10-50, ширина 30-60 см.

Цветы в бордюре располагают по высоте: от самых низких, стелющихся — ближе к дорожке — к средним и высоким на заднем плане. Это помогает осуществить плавный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение.

В бордюрных посадках чаще всего используются растения, отличающиеся не только компактным ростом, но и плотной фактурой куста, умеренной скоростью разрастания, способностью поддерживать форму в течение длительного времени.

Клумба

Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Их размещают в наиболее парадных местах сада.

Выделяют два вида клумб. Первый из них — ковровая клумба — создается из низкорастущих цветочных растений, которые как бы создают «шапку» над поверхностью земли. Второй вид клумбы — цветочная — создается из крупноцветущих ярких растений, обладающих длительным сроком цветения. Для высаживания на клумбах используются как однолетние (петуния, лобелия, бегония, алиссум и др.), так и многолетние растения (незабудка, хоста, пион, мак). Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений.

Рабатка

Рабатка — цветник прямоугольной формы, в виде узких полос шириной от 1 до 2-2,5 м, как правило, размещаемых вдоль дорожек. Рабатки устраивают в регулярных садах как многорядные посадки одного или нескольких видов растений.

Возле домов, хозяйственных построек, а также дорожек используют односторонние рабатки, у которых более крупный компонент вынесен на задний план. Для оформления дорожек также используют двусторонние рабатки с подъемом вдоль срединной линии.

Партер

Партер — сложный цветник, образованный газонами, клумбами, рабатками, а также фонтанами и скульптурами, составляющими единое целое. Простейшие партеры могут состоять из газона с цветочной рабаткой или бордюром по краям. Важной частью партера, как и бордюра, являются ковровые растения, отличающиеся малым ростом и густотой покрытия.

Солитерные, или одиночные, посадки

Одиночные, как правило, крупные экземпляры растений выполняют роль акцентов в наиболее значимых композиционных местах сада: возле дома, в местах отдыха, на газоне, на повороте дорожки. В качестве солитеров используют растения с красивой формой куста, крупными цветками или оригинальными соцветиями, эффектными или необычно окрашенными листьями.

Группы

Групповые посадки — наиболее распространенный вид ландшафтного цветочного оформления. Они имеют свободное очертание и должны хорошо просматриваться со всех сторон. Группы составляют из растений одного вида (чистые) или нескольких (смешанные).

Миксбордер

Миксбордер — смешанные растительные группировки, включающие в себя не только цветочные растения, но и кустарники, а также хвойники. Миксбордеры характеризуются сортовым разнообразием и многократной сменяемостью цветения растений в течение всего сезона. Растения подбирают по высоте, совместимости экологических факторов, скорости разрастания культур и срокам цветения.

Низкие растения размещают на первом плане, самые высокие — на заднем; переход от низких растений к высоким должен быть плавным, но достаточно динамичным; среднерослые растения занимают более значительное пространство, чем высокие. Горизонтальный фон чаще всего создают с помощью газона.

Цветники в стиле Natur Garden

Natur garden — одно из стилевых направлений дизайна садового ландшафта. Суть цветника в стиле Natur garden — подражание природным растительным сообществам. Главный смысл таких цветников — свести к минимуму уход за ними, чтобы не нарушать их естественность. Такие композиции составляют главным образом из аборигенных (местных) видов или сходных с ними иноземных видов.

Рокарии

Эти декоративные формы популярны среди тех, кто хочет создать у себя участок горного ландшафта. Неотъемлемой чертой этих декоративных форм являются тщательно подобранные камни, на которых как бы ненавязчиво, в естественном беспорядке, размещаются растения.

Рокарии бывают нескольких типов:

  • рокарий на плоскости;
  • альпийская горка;
  • рокарий-терраса;
  • подпорная стенка и сухая каменистая стенка;
  • плитчатая дорожка с трещинами между плитами.

В рокариях зимой холоднее, летом жарче; хороший дренаж способствует быстрому высушиванию почвы, небольшой объем почвы определяет недостаточность питательных веществ. Эти условия определяют принципы подбора ассортимента растений для рокариев. Они должны быть засухоустойчивы, зимостойки и нетребовательны к плодородию почвы.

Наиболее эффектно смотрятся низкорослые декоративнолиственные культуры (гвоздики, гейхера, очитки и т.п.). Быстро отцветающие луковичные (эфемероиды) могут использоваться как весенние акценты.

Древесные растения в рокариях выживают редко, наиболее применимы низкие виды: можжевельник казацкий (Juniperus sabina), кизильник горизонтальный (Cotoneastr horizontalis), спиреи и т.п.

Качество рокария зависит от применяемых технологий при его строительстве и агротехнике выращивания растений. Лучше всего камни выкладывать не на грунт, а на продырявленную пленку или плотный нетканый укрывной материал, которые затем засыпаются инертным материалом (гравий, галька, щебень и т.п.).

Контейнеры

В последние годы все большую популярность приобретает контейнерное озелененение. Оно как нельзя лучше подойдет для оформления небольших дачных пространств, террас, патио и беседок. Контейнерами традиционно называют емкости, куда высаживают растения, они могут быть различной формы, размеров и сделаны из разных материалов: деревянные, бетонные, пластиковые, керамические и даже кирпичные. В последние годы в продаже появились специальные крупные, многоярусные металлические контейнеры. Тип контейнера для цветов выбирают в зависимости от места, которое нуждается в украшении. Они бывают подвесные, настенные, напольные.

Подвесные и настенные контейнеры служат для создания ярких, броских пятен в окрестностях дома (на фонарях, деревьях, креплениях навесов, стенах домов и т.п.). Их использование ограниченно, т.к. субстрат в них быстро пересыхает, перегревается или, наоборот, охлаждается. В них высаживают композиции из засухоустойчивых, ярких однолетников со свисающими побегами: лобелия группы «Каскад», петуния сурфиния, эвкалипт травянистый, пеларгония плющелистная и т.п.

Создание подвесного контейнера — довольно сложная технологическая задача, т.к. важно иметь субстрат, хорошо удерживающий влагу и не перегревающийся. Для условий Подмосковья такая емкость должна иметь на дне дренажный слой, над ним слой сфагнумового мха (или специальных полимеров), способных поглощать и удерживать влагу, слой нетканого материала, слой плотной, влагоемкой, плодородной почвы, в который и высаживают растения. Поверхность почвы обязательно мульчируется для защиты от перегрева и иссушения.

Нижнюю часть фасадов украшают растения, посаженные в напольные контейнеры. Такие емкости могут быть разных размеров. В крупных (глубиной 50-80 см) можно выращивать не только цветы, но и кустарники (можжевельник казацкий, спиреи, дерен, бересклет, некоторые барбарисы). Весеннее цветение обеспечивают мелколуковичные (мускари, крокус, хионодокса) и луковичные культуры (тюльпаны и нарциссы). Позднее их заменяют цветущими однолетниками, в том числе вьющимися (ипомея, настурция, душистый горошек и др.). В напольных контейнерах хорошо перезимовывают вечнозеленые почвопокровные растения, образующие свисающие побеги: будра, тимьян, барвинок, ясколка.

Обсуждение

Комментировать статью "Клумбы и цветники для сада - своими руками. 10 интересных способов"

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и посадила в клумбы около дома (прямоугольные) в центр по 1 гортензии метельчатой(Меджик...

Обсуждение

А нам вот эти ребята делали проект участка, причем недорого, у них и свой питомник есть[ссылка-1] , очень много вариантов предлагают, мы довольны остались)

Как-то видела гортензию с Астильбами в цвет, нужной высоты. Красиво очень.
Можно компактый красивый можжевельник. Но если гортензия вымахает - друзей придется отсадить, так что если совсем без риска - летники. Типа любимой лобелии)

Клумба для начинающих. Как создать клумбу на даче. Цветник из однолетних и многолетних Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и...

Обсуждение

Простите, опять влезу: может там для скамеечки место выделить? Вот пошла посмотреть что еще там в тени мучается и поняла, что виноград декоративный очень бодр. Может с ним поиграть?

Вот статейка про мифы о посадках возле березы [ссылка-1]
Не все у нас зимует, но вполне что то выбрать можно

Ох, думаю под березой не выживет ваша клумба(как и под любым другим деревом, тень, нехватка влаги, микроэлементов) Мы с мужем удалили все деревья на участке при помощи отличных ребят [ссылка-1] Просто свалили деревья, хотя жаль(Но у нас теперь растет все: и овощи, и фрукты, и клумбы!

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев Хочу мульчу на клумбы засыпать, между розами, между кустиками гортензий, лапчатки и т.п. какую...

Обсуждение

Сорняки в цветнике очень животрепещущий вопрос. Давайте совместными усилиями бороться. Девочки не молчите, делитесь СВОИМ опытом!

Я покупаю шелуху от кедровых орехов. 3 года проблем с сорняками не знала, в этом году обновила. С моей точки зрения смотрится эстетичнее, чем кора и опилки.

Посоветуйте многолетники для клумбы. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты...

Обсуждение

пионы, хвойники, хризантема, среднерослый дельфиниум, гипсофила, низкорослый люпин, колокольчики всякие, нивяник, тысячелистник, турецкая гвоздика (она будет давать самосев, естественно возобновляться)
Беспроблемные летники вот такие всегда оправдывают себя и не требуют особенного ухода: низкорослый декоративный подсолнух типа медвежонок и бархатцы

23.05.2014 22:59:00, Тяпчик

Клумба. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, альпийские горки, рокарии, бордюры, миксбордеры, одиночно стоящие растения (солитеры, живые изгороди. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой. Пространства между плиткой можно, например, заполнить низкорослыми растениями.

3 слайд

Описание слайда:

Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление. Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. Их еще называют солитерами. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.

4 слайд

Описание слайда:

Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.). Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Многолетние растения это растения, живущие несколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всходов летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегетативным путем. К многолетникам относятся флокс, пион, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д. Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солнцем участках появляется крокус - многолетнее клубнелуковичное растение из семейства Ирисовые. Его можно сажать в рокариях (среди камней), на газонах или рабатках.

6 слайд

Описание слайда:

Красочными пятнами можно посадить мускари (мышиный гиацинт, или гадючий лук). Он относится к семейству Лилейные. Стебли высотой 10-20 см. Цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые собраны в плотное соцветие - кисть. Цветет в мае - июне. Мускари можно сажать под деревьями и невысокими кустарниками, а также в рокариях. Уход заключается в поливе, осторожном рыхлении. Осеннюю и весеннюю уборку листьев следует проводить осторожно, не снимать с растений лиственного покрова, чтобы не нарушить экологическую среду. Тюльпан (семейство Лилейные) и нарцисс (семейство Амариллисовые) можно выращивать в отдельных группах или в сочетаниях с другими луковичными. Они цветут с конца апреля и до конца мая. Нарцисс следует пересаживать один раз в 3-4 года. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений и пожелтения листьев, хорошо просушивают, а затем, в сентябре, снова высаживают в грунт (на постоянное место) на глубину в три высоты луковицы.

7 слайд

Описание слайда:

Ранней весной участок детского сада украшает разноцветная примула, или первоцвет (семейство Первоцветные). Разноцветным ковром она кажется на зеленом газоне. Однотонным бордюром ее можно высадить на рабатках. Примула неприхотлива, хорошо переносит пересадку. Размножается весной и осенью семенами. Растет на солнечном месте и в полутени. Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цветников, следует использовать в озеленении группу растений: маргаритку, анютины глазки, незабудку и т. д. Они неприхотливы, цветут даже без особого ухода, не боятся весенних заморозков.

8 слайд

Описание слайда:

Анютины глазки, виола, фиалка трехцветная (семейство Фиалковые). Это многолетнее растение можно посеять семенами в июне - июле на затененную грядку, затем сеянцы с 3-4 листьями пересадить на место, не слишком освещенное солнцем, и систематически поливать их. К осени будет готова рассада. Весной растения будут свежими, с крупными бутонами. Массовое цветение продлится до июля - августа. Уход заключается в поливе, своевременном подрезании кустиков (не давать вытягиваться), присыпании землей. Если понадобится на место виолы высадить другие растения, не следует ее выбрасывать. Растение необходимо пересадить в горшки и поставить на веранду, на крыльцо. Оно не боится пересадки и еще долго будет радовать глаз.

9 слайд

Описание слайда:

Маргаритка (семейство Астровые). В средней зоне это многолетнее растение выращивают как двулетник. Обильно цветет в средней полосе с мая по июль на открытых местах и в затенении. Свежее бело-розовое растение нарядно на рабатках, газонах. Хорошо зимует, не боится вымокания. Агротехника подготовки рассады примерно та же, что и у анютиных глазок. Можно осенью делить разросшиеся кусты и рассаживать маленькие растения сразу на постоянное место. Они хорошо укореняются и весной рано и зацветают. В процессе цветения важно обрывать (отрезать) увядшие соцветия, которые портят внешний вид цветника. Флокс летний, друммонда (семейство Синюховые). Многолетнее растение, обильно цветущее с конца июня по октябрь. Соцветия, собранные в зонтик, расположены на концах длинных стеблей. Цветки разного цвета, душистые.

10 слайд

Описание слайда:

Голубая незабудка (семейство Бурачниковые). Это многолетнее растение радует глаз в весеннем цветнике между разноцветными тюльпанами и белыми нарциссами. В декоративном садоводстве используют незабудку болотную, альпийскую и лесную. Они цветут практически в любом уголке сада, но на ярком солнце бледнеют (выгорают). Незабудки до конца июня украшают цветник. Они хорошо смотрятся под старыми деревьями (в том числе и плодовыми). Растение дает обильный самосев. Незабудки, анютины глазки, маргаритки украшают участок вплоть до цветения однолетних растений. Если двулетники оставляют на прежнем месте и на следующий год не заменяют другими растениями, то весной их следует подкормить. Вторая подкормка необходима в период бутонизации.

11 слайд

Описание слайда:

Бархатцы, тагетес (семейство Астровые). Однолетнее растение. Бывает низкорослым и высоким, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные. Есть махровые формы. Листья рассеченные, перистые. Листья и цветки имеют сильный терпкий запах. Растет быстро, цветет до заморозков. Размножается семенами. Душистый горошек (семейство Бобовые). Одна из лучших цветочных однолетних культур для вертикального озеленения. Быстро растет, цветет обильно, долго. Цветки разнообразны по окраске, душистые, покрывают все растение. Семена высевают в грунт в начале мая гнездами по 5-6 штук на солнечной стороне. Для продолжительного цветения отцветшие веточки срезают. Рудбекия, золотой шар (семейство Астровые). Многолетнее растение высотой около 2 м. Цветет крупными ярко-желтыми (лимонного оттенка) цветками с августа до глубокой осени. Стебли прямые, листья разрезные.

12 слайд

Описание слайда:

Космея, космос, красота (семейство Астровые). Это высокое изящное однолетнее растение, со звездообразными белыми, розовыми, бордовыми цветками. Цветет обильно до глубокой осени. Размножается семенами. Хорошо растет на солнечных участках с относительно бедной почвой. Лобелия (семейство Колокольчиковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетнее. Широко распространен сорт лобелия Эринус. Цветет с июня до октября. Хорошо растет на солнечных местах на перегнойных почвах. Высаживают рассадой. Используют как бордюрное растение. Настурция, тропеолюм, капуцин (семейство Настурциевые). Очень декоративное теплолюбивое, светолюбивое однолетнее растение, с яркими бархатистыми цветками (от бледно-желтого до темно-бордового цвета). Цветки простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина: листья похожи на щиты, а цветки - на шлемы.

13 слайд

Описание слайда:

Петуния (семейство Пасленовые). Однолетнее растение, имеющее разнообразную окраску: кремовую, белую, лиловую, фиолетовую, разных оттенков красного цвета. Есть махровые формы. Предпочитает открытые солнечные места. Цветет до заморозков. Портулак (семейство Портулаковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетник. Побеги стелются по земле. Цветки простые, полумахровые, махровые ярким разноцветным ковром устилают клумбу. Открываются только в солнечную погоду. Растение цветет с июня до октября. На юге сеют семенами в грунт на постоянное место. В средней полосе высаживают рассадой. Ирис, касатик (семейство Касатиковые). Зацветает в июне крупными цветками разнообразной окраски. Растение высокое. Листья мечевидной формы сохраняются зелеными до поздней осени. Растет на солнечных местах на песчаной почве.

14 слайд

Описание слайда:

Астра (семейство Астровые). Многолетнее растение, цветущее с июня до заморозков белыми, розовыми, сиреневыми, лиловыми цветками. Растет на любых почвах и в полузатененных местах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии. Георгина (семейство Астровые). Цветет со второй половины лета до заморозков. Соцветие - корзинка. Цветки разнообразны по форме и окраске. Высота от 40 см до 1,5-2 м. Размножается делением корнеклубней. После заморозков клубни выкапывают. Хранят в неотапливаемом сухом помещении до весны. Гвоздика турецкая, бородатая (семейство Гвоздичные). Многолетнее растение, которое используется как двулетник. Цветки простые, реже махровые, собраны в соцветие-щиток диаметром 10-15 см. Окраска от белой до темно-красной. Цветет в июне - июле. Размножается посевом семян или черенками. Хорошо цветет на солнечных участках на суглинистой удобренной почве.

15 слайд

Описание слайда:

Планировка цветника При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта. Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве. Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов. Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разбивают бордюры - обрамленные полосы - шириной 30-50 см и рабатки.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Программа экологического воспитания и обучения в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.

Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

Глава 1. Цветник на участке дошкольного учреждения.

1.1. Организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы они достаточно рано поняли, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
    создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  • наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.

У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

1.2 Роль цветника в воспитательно-образовательной работе с детьми

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, деятельностного, ценностного, нормативного.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

В цветнике в течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь растения со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода существования неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.

Расширять знания о природе, полученные детьми раннего возраста, закреплять и углублять интерес и любовь к природе начинают в первой младшей группе.

В этом возрасте в цветнике педагог рассматривает с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину: флоксы - высокие, белые, розовые, а бархатцы - низкие, желтые, оранжевые. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.

С двух лет детям прививают бережное отношение к природе. Например: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше».

Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с детьми в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту.

Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями, учит искать связь между живой и неживой природой: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках - цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их. Нужно показать малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена.

Малыши знакомятся с весенними цветущими растениями: подснежник, медуница, примула.

В летний период воспитатели поддерживают у детей интерес к цветам, знакомят с новыми растениями, учат беречь их.

Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.

У детей воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

Осенью стоит обратить внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотреть цветы, оставшиеся в цветниках.

Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Надо научить их делать это осторожно, чтобы не помять стебли. Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Про каждое растение можно рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.

Летом дети средней группы могут помогать пропалывать сорные растения в цветниках, поливать цветы, удалять отцветшие растения. С воспитателем устанавливают период и продолжительность цветения растений.

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.

В летний период дети рассматривают, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Надо объяснять им, что растения, которые растут и цветут только одно лето, называются однолетними. Другие растения многолетние, корни их зимуют в почве. Детям рассказывают и в процессе работы показывают, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.

На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Можно обратить внимание на растения огорода и цветника: утром они свежие, упругие; днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются.

После многократных наблюдений за жизнью растений дети вывод, что растения растут на определенных местах, в определенных условиях. Одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую.

На прогулках в подготовительной группе дети под руководством воспитателя продолжают наблюдать за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений воспитатель закрепляет представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Педагог развивает у детей умение обобщать накопленные представления о природе, формирует понятия о различных явлениях, воспитывает любовь к природе, способность воспринимать красивое, знакомит с природоохранной деятельностью в нашей стране, показывает труд людей на огороде, в поле, в саду, на скотоводческих фермах.

Все посаженные растения называют культурными, а такие, как одуванчик, сурепка, первоцвет, растут сами, их никто не сажал. Эти растения называют дикорастущими.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является настурция. Она имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно).

Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатель включает наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

Все эти знания и навыки необходимы для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы - наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

1.3. Требования к цветнику

Всегда при планировании и озеленении участка детского учреждения учитывается основное правило: вся растительность здесь отвечает требованиям безопасности для здоровья и жизни детей, а также служить их экологическому воспитанию. На участках создается развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

В детском учреждении нельзя применять химикаты, т. к. дети могут отравиться. Для борьбы с вредителями лучше применять настой чеснока, бархатцев, томатов, табака. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыскивают этим настоем растения. Можно применять мыльный раствор.

На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

В разных местах участка могут расти и однолетники, и многолетники, и двулетники. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими.

Цветники рекомендуется разбить так, чтобы цветение растений не совпадало по времени. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, с начала лета цветут пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем – флоксы, гладиолусы, георгины. До поздней осени цветут хризантемы, многолетние астры, рудбекии. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков.

Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а ее слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.

Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным.

1.4. Виды цветников.

При создании цветника используют различные формы цветочных насаждений. Наиболее распространенными из них являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды.

Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.

Бордюр - часть цветника, форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных или декоративно-лиственных однолетних или многолетних растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, рабаток, газона, аллей. Иногда бордюры называют рамкой или каймой.

Партер – орнаментальный сложный цветник, участок, в котором выращивают декоративные растения. Часто это парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале участка. В садово-парковом искусстве партер представляет собой декоративное устройство на горизонтальной плоскости в строго выдержанном стиле цветочно-декоративного оформления, которое устраивают на площадке перед зданием. Паркер состоит из нескольких элементов (газонов, специально подобранных декоративно-лиственных и цветочных растений, дорожек, малых форм архитектуры), объединенных и организованных цветочной композицией в единое целое. В партерах преобладают газоны с клумбами и рабатками с яркими и долго сохраняющими декоративность растениями.

Цветочные часы – набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определенное время суток (с точностью до 30 мин. – 1 час).

Альпийские горки начинают приобретать все большую известность в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями. Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.

Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.

При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: для игр, для наблюдений, спорта развлечений.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

1.5. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть и узнать еще больше. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми - это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности. Эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в «экологических пространствах».

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике) дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, при выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов в цветнике.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения, самостоятельно заботятся о растениях. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственной инициативе, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности вместе со всеми. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Конечная цель – вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Глава 2. Однолетние растения для цветника.

2.1. Подбор однолетних растений

Садовые цветы могут радовать своим цветением с ранней весны до глубокой осени. Все виды цветов подразделяют на однолетние и многолетние.

Многолетние цветы или как их еще называют многолетники – это декоративные растения, растущие на одном месте и сохраняющие свои декоративные качества более двух лет.

Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Основным преимуществом красивоцветущих однолетников является способность всего за один сезон проходить весь цикл вегетации, радуя взгляд быстрым развитием и пышным цветением в течение всего лета.

Однолетники – солнцелюбивые растения. Во всей красе они проявляются только на богатом, достаточно увлажненном участке, хорошо освещаемом солнечными лучами. Планируя создать клумбу полностью из однолетников, нужно учитывать ряд факторов:

  • Период цветения. Все однолетние садовые цветы славятся продолжительным цветением, но все же равно одни из них зацветают раньше, а другие позже. Среди весеннецветущих однолетников можно выделить: пеларгонию, бегонию, петунию. Уже с начала июня зацветут цинния, бархатцы, ноготки и васильки. А до поздней осени украшением клумбы будут выступать: астра, лаватера, львиный зев и календула.
  • Место посадки растения. При обустройстве цветника отлично подойдут невысокие и красочные бархатцы, настурции и васильки. Эффектным украшением забора или стен беседки могут выступить: декоративный душистый горошек, ипомея или вьющаяся фасоль. Для высадки в контейнеры хорошо подходят герань, бегония, петуния.
  • Цветовая палитра. Выбирая красивые однолетние цветы, можно получить прекрасную возможность раскрасить участок в любимые цвета.

При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие - алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.

Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.

Однолетние цветущие растения бывают низкорослые - бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты - левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие - амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин. Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами.

2.2. Характеристики некоторых растений

Существует множество видов и сортов однолетних цветов. Рассмотрим некоторые из них, которые используют для посадки на участках детского сада.

Бархатцы (лат. Tagétes) - семейство Астровые или Сложноцветные. Латинское название произошло от имени внука бога Юпитера - Тагеса (Tages), славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Где их можно встретить от Аргентины до южных штатов США. Издревле индейцы использовали их в своих ритуалах, также с их помощью лечили различные болезни. В XVI веке бархатцы начинают быстро распространяться по Европе, Малой Азии и Северной Америке. Бархатцы были первыми среди заморских растений, привезенных в Россию.

Стебли - прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см.

Листья - перисто-рассечённые или перисто-раздельные, редко цельные, зубчатые, от светло - до тёмно-зелёных, расположенные супротивно или в очередном порядке, с просвечивающими желёзками.

Соцветия корзинки, простые или махровые, жёлтые, оранжевые или коричневые. Головки у представителей этого рода средней величины, с цилиндрическим покрывалом, состоящим из одного ряда сросшихся между собой листочков; краевые женские цветки - язычковые; семянки линейные, к основанию суженные. Цветут обильно с июня до заморозков.

Плод - чёрная или чёрно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года. В 1 г от 280 до 700 семян.

Запах растений, напоминающий астровый, специфический, для кого-то может быть неприятен. Бархатцы могут расти в тени и полутени, но будут цвести более пышно на самых солнечных местах.

В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта некоторых видов. Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые.

В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран (листья обладают специфическим пряным душистым ароматом). Так же в Америке они не только украшают садовые клумбы, но и используются в медицине. Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах - как рвотное.

Календула или Ноготки́ (лат. Caléndula) - род травянистых растений семейства Астровые . Представители рода произрастают в Средиземноморье , Западной Европе и Передней Азии .

Цветки растения желтого или оранжевого окраса собраны в соцветия-корзинки. Плод календулы – семянка, слегка согнутая, не имеющая хохолка. Плод снаружи неровной поверхности с наличием шипов. Цветение растения начинается в июне и заканчивается в сентябре. Плоды созревают в октябре. Растение очень любит свет, но требовательно к влаге и почве.

Это растение довольно долго цветёт, начиная с июня и до самой поздней осени, практически до самого октября. Плодоносит календула в июле, размножается семенами, не требует специальных условий для выращивания и при этом числится неплохим медоносом.

Календула считается культурным растением, выращивают её и с лекарственными, и с декоративными целями, очень редко она дичает. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют.

В отечественной фармакологии это растение очень ценится. Собирают самую полезную часть растения – яркие цветы. Основное вещество, входящее в состав цветков, – это календен. Кроме него, в цветках содержится несколько органических кислот (прежде всего яблочная и пентадециловая, частично – салициловая), смолы, каротин. Терпкий аромат растения обуславливается наличием эфирного масла. Каротин, содержится в ноготках, влияет на цвет растения, в оранжевых цветках его вдвое больше, чем в белых. Прежде всего, календула используется в качестве лекарственного средства, помогающего при многих заболеваниях.

Ци́нния (лат. Zínnia) - семейство Астровые . Некоторые виды циннии - популярные декоративные красивоцветущие растения.

Растение происходит из Центральной и с юго-запада Северной Америки , несколько видов произрастает в или сидячие. Цветёт с середины июня до заморозков.

Обёртка корзинок многорядная, черепитчатая. Цветоложе конусовидное, при плодах цилиндрическое, усаженное плёнчатыми, сложенными вдоль прицветниками и охватывающие срединные цветки и семянки. Наружные (язычковые) цветки плотно расположенные, разнообразной окраски (от белых, жёлтых и оранжевых до красных и пурпуровых) с закругленным или выемчатым отгибом, внутренние (трубчатые) цветки мелкие, жёлтые до красно-коричневых. , рабатках , клумбах , в срезке.

Заключение

Таким образом, важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая экологическая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Экологическая среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

Создание цветников на участке детского сада помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности дошкольника. Работа в цветнике способствует повышению уровня дошкольного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На участке детского сада обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса в цветниках и на участке детского сада.

Список литературы

  1. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  2. Вихрова Л.Г., Корчагина В.А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
  3. Д-р Д. Г. Хессайон Всё о клумбовых растениях / Пер. с англ. - 2-е издание, исправленное. - М.: Кладезь-Букс, 2008. - 144 с.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
  5. Ельникова К. Цветы на участке детского сада. / Дошкольное воспитание. 2007, №6.
  6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
  9. Смоленская Г. Озеленение участка детских учреждений. / Дошкольное воспитание. 2009, №4.
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия – свободная энциклопедия