ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сообщение «Методы осуществления целостного педагогического. познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса

81 82 83 84 85 86 87 88 89 ..

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников Методы контроля эффективности педагогического процесса
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы, формы и технологии целостного педагогического процесса

Введение

Идея целостности педагогического процесса - единства воспитания и обучения - в классической педагогике возникла в начале XIX в., это было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке. И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие воспитывающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цели, лишенные средств.

Теорию целостного педагогического процесса в русской педагогике разрабатывали К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.

Дидактика (теория обучения) и теория и методика воспитания - две составляющие педагогики. Еще А.С. Макаренко указывал, что под целью воспитания надо понимать программу человеческой личности, человеческого характера, причем в понятие последнего он вкладывал «все содержание личности», т.е. и внешние проявления, и внутреннюю убежденность, и политическое воспитание, и знания. Это не означает, что обучение как часть целостного педагогического процесса и воспитательный процесс (собственно воспитание) не имеют своей специфики. Но нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно, считал Л.Н. Толстой, который в начале своей педагогической деятельности тоже разграничивал воспитание и обучение.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Наиболее общим условием становления педагогического процесса до уровня целостности является направленность деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей и развивающейся жизнедеятельности школьников на принципах коллективизма, создание в этой жизни ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельности личностного смысла и его соотнесения с общественными интересами.

Актуальностью моей курсовой работы я считаю тот факт, что реализация всех основных элементов содержания образования и воспитания есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение целостного педагогического процесса как предмета изучения в педагогике

Предмет исследования : изучить целостный педагогический процесс.

Объект исследования : педагогический процесс.

В соответствии с поставленной целью мною определены следующие задачи исследования:

1) изучить педагогический процесс как систему:

2) определить педагогический процесс как целостное явление

3) охарактеризовать принципы целостного педагогического процесса;

4) рассмотреть методы и средства целостного педагогического процесса;

5) проанализировать формы организации целостного педагогического процесса;

6) исследовать технологии целостного педагогического процесса

1. Теория целостного педагогического процесса

1.1 Пе дагогический процесс как система

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт - целостности и общности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс как систему.

Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других.

Структура (от лат. structura - строение) - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, так как только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей;

- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный компонент (организационный) - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект - объектным отношениям.

Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность - деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник - объект усвоения».

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

1.2 Педагогический процесс как целостное явление

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостная личность формируется целостностно. Целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в его связях с явлениями внешней среды.

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

- в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

- в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

- в наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая и социальная.

Образовательная функция заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений и реализуется прежде всего в процессе обучения, а также не в малой степени во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная функция проявляется во всем: начиная с воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, личности воспитателя и его профессионализма и кончая учебными планами и программами, формами, методами и средствами, используемыми в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая функция выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений в процессе воспитания и реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса. От того, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или формирование мотивационной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого, зависит интенсивность развития этой функции.

Л.С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание может дать ребенку только то, что он давно знает и умеет делать, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие ребенка практически отсутствует. Если воспитанник может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, то воспитание находится на одном уровне с его развитием. Это зона актуального развития. Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, может сказать: я могу это сделать сегодня, приложив определенные усилия или с чьей-то помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на нее в педагогическом взаимодействии наиболее эффективна.

Воспитание может тормозить развитие: из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований или полного лишения ребенка возможностей проявлять активность и инициативу (гиперопека). Как утверждал С.Л. Рубинштейн: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним» .

Социальная функция (функция социализации) проявляется также практически во всем. В образовательном учреждении воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает. Это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником, стал школьником, затем старшим в начальной школе и снова - самым младшим, перейдя в среднюю школу, и т.п. Особенно заметно влияние функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную школу приходят дети домашние и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое время, - тихие, застенчивые, робкие; детсадовские быстро адаптируются к школе, учителю, начинают вести себя раскованно, свободно.

Закономерности целостного педагогического процесса - это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие. Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.

Выделяют следующие группы закономерностей:

- закономерности, обусловленные социальными условиями;

- закономерности, обусловленные природой человека;

- закономерности, обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Закономерности, определяемые социальными условиями, отражают зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий, диктующих цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия для их осуществления, использование полученных результатов.

Закономерности, обусловленные природой человека, включают:

- определяющую роль деятельности и общения в формировании личности;

- зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности, отражают:

- взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;

- взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;

- взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;

- взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

1.3 П ринципы целостного педагогического процесса

Принципы целостного педагогического процесса - система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при разном его содержании и организации.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Правила его осуществления следующие:

- защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии;

- полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;

- опора на положительные качества воспитанника;

- создание ситуации успеха.

Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного, раскрепощенного самостоятельного человека, установление искренних и доброжелательных отношений.

Демократизация существовала еще в ранней буржуазной педагогике. Ее сущность состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Правила ее осуществления следующие:

- индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;

- организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;

- создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;

- введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;

- взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;

- широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Основными путями реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе являются:

- организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

- попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;

- организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;

- самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;

- широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;

- активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;

- посильное включение в трудовую деятельность.

Единство знаний и поведения вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.

Природосообразность как принцип была сформулирована еще античными философами, но наиболее четко и содержательно ее определил Я.А. Коменский. В своих трудах он обосновывал требование выбирать естественный путь развития человека, организовывать педагогический процесс, учитывая не только возможности самого ребенка на определенных этапах его развития, но и окружающую среду, в которой живет ребенок, ее развитие и изменения.

Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс подчинялся таким правилам:

- поддерживать и укреплять здоровье учащихся, способствовать созданию здорового образа жизни;

- быть направленным на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;

- строиться соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

- опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Доступность нарастающей трудности выражается в следующем: знания, которые передаются воспитанникам, и используемые для этого методы и средства, должны соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Я.А. Коменский и другие авторы разработали такие правила реализации принципа:

- переходить от близкого к далекому;

- от легкого к более трудному;

- от известного к неизвестному;

- учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость овладения новыми знаниями или требованиями.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».

Этот принцип реализуется при соблюдении следующих правил:

- предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;

- доступность и привлекательность предлагаемой информации;

- выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;

- четкое структурирование знания и его логики;

- включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому его законченному фрагменту и в конце всего изложения;

- обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического, развернутого и сжатого изложения своих мыслей;

- неразрывная последовательность обучения, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего;

- создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;

- использование внутрипредметных и межпредметных связей;

- планирование учебно-воспитательного процесса;

- осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.

Польский дидактик Ч. Куписевич и его сторонники сформулировали такие правила его реализации:

- прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;

- познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить;

- рационально сочетать слово и наглядное изображение;

- применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, технические средства обучения (ТСО) и современные информационные технологии;

- использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;

- предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической

Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Принцип сознательности, активности, самодеятельности и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний. Если ученики и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления своих возможностей под ненавязчивым, консультирующим, направляющим, поддерживающим, компетентным руководством со стороны педагога, тогда педагогическое взаимодействие даст положительный результат в самореализации, как ученика, так и учителя (воспитателя).

Познавательная деятельность побуждает активность при следующих условиях:

- деятельность принципиально нова для учащихся;

- действительно выполняется самостоятельно;

- организуется сознательно и целенаправленно на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы;

- учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;

- создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;

- область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;

- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;

- отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества;

- опора на доверие.

Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни, поэтому предусматриваются такие правила его реализации:

- организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации;

- самостоятельное решение учащимися (воспитанниками) доступных им задач;

- сообщение нового знания или формирование новых умений, действий и поведения только на основе хорошо усвоенного;

- формирование позитивного отношения к изучаемому;

- регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;

- систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;

- закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;

- выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил;

- применение полученных знаний в новых ситуациях;

- систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания.

Во многих научных работах по педагогике вводится принцип субъектности - развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса является как бы итоговым, обобщающим. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, т.е. такую его организацию, когда всем участникам процесса интересно заниматься совместной деятельностью, учебной, внеурочной или внешкольной. Участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу. Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

Все принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны и взаимодополняемы.

2. Методы, формы и технологии целостного педагогического процесса

2.1 Методы и средства целостного педагогического процесса

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Разнообразные методы воспитания, включающие воспитанника во взаимодействия, самодеятельность, общение, побуждают его к проявлению в отношениях своих взглядов, убеждений, настроений, качеств и свойств личности. Педагогическая ценность методов воспитания не только в их непосредственной организационной, воспитательной результативности но и в том, что они являются источником важнейшей обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития коллектива и личности. Природа методов воспитания общественна. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми и в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической сущности детской личности, а также выполняют диагностическую функцию.

Итак, методы осуществления целостного педагогического процесса - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. В процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

- методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

- методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств, а гармонически организованная их система. На каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.

Средства целостного педагогического процесса - совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

Познавательная нагрузка и функции наглядности несут следующую нагрузку:

- отражают многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;

- организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;

- оказывают значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивают его наблюдательность, мышление, воображение;

- стимулируют познавательную и творческую активность, помогают развитию интереса к учению;

- способствуют обобщениям (аллегории или образы литературных героев, выраженные словом либо средствами театрального, изобразительного искусства, - носители обобщенных идей);

- повышают качество усвоения, оснащенность знаний, что ведет к их ясному и сознательному пониманию;

- создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются в памяти;

- с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием.

Учитель должен иметь в виду, что, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.

Наглядность - универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, но ее виды и пути использования меняются.

В педагогической практике кроме наглядных средств обучения и воспитания широко применяются технические средства.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достигнуть необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

2.2 Формы организации целостного педагогического процесса

Формы организации целостного педагогического процесса - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Форма организации учебно-воспитательного процесса связана с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления и реализуется как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов. Поскольку взаимодействие учителя и учащихся проходит в виде непосредственного или опосредованного общения, то форма является и определенным порядком построения их общения.

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

К ним относятся:

1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.

Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и др.) имеет частное обучающее-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества.

В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская система, маннгеймская система, «Дальтон план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII-XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI-XVII вв. в школах Украины, Белоруссии и Чехии классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским.

Функции форм обучения:

- обучающе-образовательная - создает оптимальные условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития психических процессов учащихся;

- интегрирующе-дифференцирующая - позволяет реализовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;

- систематизирующая и структурирующая - требует четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвертям и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);

- дополняющая и координирующая - формы организации дополняют и корректируют друг друга.

В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Если класс или группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, результат работы зависит от общих сложенных усилий, то имеется в виду коллективная или групповая работа. При групповой работе учитель ставит перед группой задачу, проводит инструктаж, наблюдает за деятельностью, корректирует ее, оказывает помощь, оценивает результаты учебной деятельности группы и отдельных учащихся с помощью консультанта, назначенного из наиболее подготовленных учащихся. Состав группы от 3 до 5 человек.

Обобщенные признаки коллективной деятельности:

- осознание цели деятельности как единой и значимой для каждого участника; - разделение функций и обязанностей;

- установление отношений взаимной ответственности;

- непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность;

- осуществление контроля со стороны учителя и взаимоконтроля самими учащимися.

При индивидуальной работе каждый ученик включается в учебный процесс по заданию и под контролем учителя или по собственной инициативе в меру своих способностей, но все выполняют одно и то же. Индивидуализированным видом учебной работы является такая работа ученика, когда он делает задание по карточке, на индивидуальной доске или в своей тетради, составленное в соответствии с его учебными возможностями и особенностями.

При парной работе организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообучение, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимопроверка результатов учебной деятельности.

Эти виды организации учебной работы могут комбинироваться: учитель работает индивидуально с 1-2 учениками, работа класса организована по группам под руководством консультантов и т.д.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия ученика с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы.

В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.

1. Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.

2. Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, «капустники», КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.

3. Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.

Из-за сложности рассматриваемых явлений любая классификация в педагогике, как и приведенная выше, достаточно условна. Например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она проводится на уровне школы или как межшкольная, то она становится массовой, и так со многими формами работы.

Существуют и другие классификации: по времени проведения и времени подготовки, видам деятельности, результату и др. Например, Е.В. Титова пытается разделить понятия «мероприятие», «дело» и «игра». Мероприятие - любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.

Функции форм воспитательной работы:

- организаторская - отражает определенную логику действий и взаимодействия участников, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;

- регулирующая - та или иная форма, определяющая характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;

- информативная - сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.

Как и формы обучения, формы воспитательной работы могут дополнять друг друга, переходить одна в другую.

Выбор форм воспитательной работы и технология их реализации зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста участников, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога.

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Подобные документы

    Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Формы организации и структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву, К.Д. Ушинскому.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей. Специфика проявления законов диалектики в педагогике, основной закон педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса, его основные компоненты.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Воспитание как общественное и педагогическое явление. Развитие личности, факторы, влияющие на него. Методология и методика педагогического исследования. Сущность целостного педагогического процесса. Учебный процесс как часть педагогического процесса.

    курс лекций , добавлен 24.09.2013

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления, его структура и главные компоненты. Сущность, содержание процесса обучения и воспитания, оценка его значения на современном этапе, направления и особенности исследования.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Образование как ценность, процесс и результат. Сущность педагогического процесса, его целостность. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса. Педагогическая возрастная периодизация, виды деятельности и важные новообразования.

    лекция , добавлен 14.11.2014

    Сущность педагогического процесса, его целостность, законы, закономерности и принципы. Образование как "воспитывающие обучение" и "обучающее воспитание". Образовательные программы и стандарты. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

    презентация , добавлен 18.01.2017

    Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.

Основные понятия темы : метод педагогического процесса; прием педагогического процесса; классификация методов педагогического процесса; словесные, наглядные, практические методы; методы формирования социального опыта; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; педагогический контроль; методы контроля, самоконтроля и самооценки; оценка, отметка; активные методы обучения и воспитания; средства педагогического процесса; наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания, компьютер как средство педагогического процесса.

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие о методах и приемах педагогического процесса.

2 . Классификация методов обучения и воспитания.

3. Критерии выбора методов педагогического процесса.

4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

4.1. Словесные методы обучения и воспитания.

4.2. Наглядные и практические методы педагогического процесса.

4.3. Методы формирования социального опыта.

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

6. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе.

7. Характеристика активных методов педагогического процесса.

8. Средства педагогического процесса.

  1. Понятие о методах и приемах педагогического процесса

Понятие «метод» – категория философии. Метод (в пер. с греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Исходя из этого, в педагогике под методом педагогического процесса понимают способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).

С учетом сущностной составляющей педагогического процесса метод педагогического процесса можно определить как способ педагогического общения, то есть способ: 1) познания себя и окружающего мира; 2) усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру; 3) воспроизведения и освоения разных видов деятельности.

Дадим общую характеристику методов педагогического процесса.

    Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод – это процессуальная сторона, характеристика деятельности. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все её компоненты. Разнообразие способов человеческой деятельности обуславливает и разнообразие методов обучения и воспитания.

    Методы обучения и воспитания состоят из конкретных приемов. Прием – это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов. Или один и тот же метод может включать разные приемы. Например, сообщение учащимся плана деятельности это прием обучения, который может применяться и в рамках метода рассказа (лекции), и метода дискуссии. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. Иногда прием в одном случае, может быть самостоятельным методом в другом. Так, беседа может выступать самостоятельным методом, а может входить в состав такого метода, как диспут.

Существует и другая точка зрения: метод – это основной способ деятельности, а прием – дополнительный, направленный на повышение эффективности метода. К приемам можно, например, отнести: показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, запись учащимися основных понятий, прием сравнения, аналогии, постановку проблемного вопроса, приемы организации самостоятельной познавательной деятельности, мнемонические приемы и др.

В целом же приемы обучения и воспитания применяются в целях активизации восприятия учебного материала, стимулирования, мотивации и организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

    Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых задач педагогического процесса.

    Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которой это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.

    Методы (приемы) обучения и воспитания – важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.

    Метод считается очень сложным, многомерным и многокачественным образованием, содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, требованиям, законам и закономерностям, принципам и правилам, а с другой – обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.

Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении, с другой - вызвали потребность в их систематизации и классификации.

В истории дидактики многие педагоги делали попытки классифицировать методы и приемы педагогического процесса. Это является и важной задачей современной педагогической теории.

Климцева Татьяна ЛиЛР

Козлова Ксения 21 РЯиЛ

Бредер Ольга 21РЯиЛ

Климцева Татьяна 21 ЛиЛР

Понятие о формах организации педагогического процесса.

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п. Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

Самой старой формой учебного процесса является индивидуальная форма обучения. Суть – учащиеся выполняли задания индивидуально, помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно через изучение учебника, автором которого являлся сам учитель.

Индивидуальная форма обучения постепенно уступила место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Суть – занятия велись уже с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различным, в силу чего учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно.

Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе , первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика". Суть - регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет.



Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения принадлежала английскому священнику А. Беллу и учителю Дж. Ланкарстеру (конец XVIII – начало XIX в.). Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Суть – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

В начале XX в. в Европе стала создаваться Маннгеймская система (Йозеф Зиккенгер) дифференцированного обучения по способностям. При сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

В 20-е гг. XX столетия в СССР появилась бригадно-лабораторная система обучения . Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителей, отчитывались коллективно.

В 50-60-е гг. XX в. Ллойдом Трампом был разработан план Трампа . Суть – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Данная система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.

Общая характеристика классно-урочной системы обучения.

Особенности: – постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная система также имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса:

– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;

– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.

Методы осуществления целостного педагогического процесса.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса.

Классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Методы реализации педагогического процесса, применяемые в процессе обучения, предполагают предъявление требований, поощрение и порицание, создание общественного мнения и др. В то же время в воспитании нельзя обойтись без обучения воспитанников нормам общественного поведения, без разъяснения требований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

По источнику знаний выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

Педагогические технологии.

В настоящее время понятие педагогической технологии часто используется педагогами и учителями.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность.

Системность

Управляемость.

Эффективность.

Воспроизводимость.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

концептуальная основа;

цели обучения - общие и конкретные;

процессуальная часть - технологический процесс:

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса.

Признаками существования педагогической технологии являются:

цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

наличие диагностических средств;

закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Структура описания:

Основное концептуальное положение

Основная цель обучения

Основные особенности содержания

Основные особенности процессуальных характеристик

Наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.).

(Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие).


Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества, возникает необходимость использовать технические средства обучения. Педагогические средства — это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр). Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике — педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Место формы в педагогическом процессе: Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, "бой эрудитов", шахматный турнир, концерт и т.п. Cocтавные формы строятся на развитии простых или на их разно разных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых составных форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, или защите детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направлениям содержания воспитания выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, з чет, консультация, практика и пр.
Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые cоревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т.п.).

Лекция, реферат. Педагогические средства и формы
организации педагогического процесса - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.