ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Методическая разработка по физкультуре на тему: Методика обучения детей разных возрастных групп бегу. Обучение бегу

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.


Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.

Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.

2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.

3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.

Польза бега

И в завершении хочется обратить , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, .
  3. Происходит

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

(Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.)

Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег Обращать внимание на осанку детей во время бега. Длительность бега в младших группах составляет 30-40 сек. Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают. Обращать внимание на легкость бега, координацию движений. Учить бегу целесообразно небольшими группами. Бег сочетать с отдыхом. Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении
Средний дошкольный возраст Трудности в беге группой. Некоторые дети по-прежнему наступают на всю ступню. Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. По мере освоения бега повышают требования к технике.
Старший дошкольный возраст Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2-3 мин. Увеличивается беговая дистанция.

Техника выполнения основных видов бега в дошкольном возрасте

Виды бега Техника выполнения
Обычный бег Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед – вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад -в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.
Бег на носках Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким

поднимание колен

Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведение назад

согнутой в колене ноги

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу)
Бег скрестным шагом Выполняется захлестом почти прямых ног: правой – влево, левой – вправо
Бег прыжками Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед — вверх
Бег в быстром темпе Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед – вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег Выдерживать небольшой темп, не ускорять и замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.

Оздоровительный бег

«Вперёд, к здоровому образу жизни!»

(Оздоровительный бег)

Введение Сохранение и укрепление здоровья ребенка - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Актуальность: Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека. Убедительные данные об оздоровительной роли физической культуры и актуальности физического воспитания в дошкольном детстве можно встретить сегодня в учебно - методических пособиях и исследовательских проектах. В них приводятся факты увеличения индекса здоровья в 6 раз и уменьшения числа часто и длительно болеющих детей в 2 раза средствами физической культуры. Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Тип проекта По доминирующей деятельности: информационно-практический. По числу участников: групповой, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов. По времени проведения : долгосрочный, сроки реализации проекта - 2013- 2014 учебный год. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей педагогического коллектива МБДОУ «Д/с №116» Приволжского района города Казани. В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням, учитывая психическое состояние воспитанников, которое на современном этапе является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. Эта актуальность обусловлена необходимостью обеспечения здоровья подрастающего поколения в самом широком понимании этого слова и переходом к личностно- ориентированному образованию. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у наших воспитанников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Довольно большую группу средств физического воспитания мы с успехом применяем в профилактике психоэмоционального напряжения детей во время их пребывания в нашем дошкольном образовательном учреждении. К ним относятся аутогенные тренировки, различные виды гимнастик, включая дыхательную, ритмопластика, оздоровительный бег, закаливающие и гигиенические водные процедуры, разнообразные игры оздоровительного характера. В преддверии Олимпийских игр в Сочи возникла необходимость углубленного знакомства с разными видами спорта, приобщение детей к спортивной жизни страны. Данный проект рассчитан на воспитанников старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов образовательных учреждений. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ. Гипотеза: оздоровительный бег способствует повышению интереса к физической культуре В основе проекта лежит опыт работы ДОУ по изучению вопросов охраны жизни и укрепления здоровья детей и их родителей, приобщение их к здоровому образу жизни. Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, потребности в движении. Задачи проектной деятельности I . Проанализировать умения детей и уровень компетентности родителей по организации и проведении оздоровительного бега. С детьми провести наблюдения, индивидуальные беседы, а также диагностику умений и навыков. С родителями провести анкетирование, опрос и индивидуальные беседы. II . Разработать формы активного взаимодействия с детьми и родителями по организации оздоровительного бега.
С детьми С родителями 1. Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» 1. Лекции 2. Физкультурные досуги 2. Семейные конкурсы, собрания 3. День здоровья 3. Индивидуальные консультации 4. Игровая деятельность 4. Обучающие семинары 5. Подвижные игры 5. Выставки 6. Проектная деятельность (с использованием ИКТ) 6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы 7. Художественное творчество 7. Родительские тематические собрания 8. Коллекционирование 8. Устные и письменные консультации 9. Игры тренинги 9. Совместные действия с детьми 10. Беседы 10. Выпуск газеты 11. Выпуск газеты
Мы используем разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Педагоги МБДОУ №116 творчески, неформально подходят к вопросу организации взаимодействия с родителями
Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные Заседания дискуссионного клуба: - лекция-консультация «Народная педагогика о здоровом образе жизни»; - дискуссия «Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей»; - вечер вопросов и ответов «Здоровый образ жизни: принципы и подходы»; - родительский фестиваль «Здоровая семья - здоровая страна»; -круглый стол «Что мешает нашим детям быть здоровыми» Дни открытых дверей Буклеты Педагогический десант Консультации Выпуск стенгазет Конференции родителей по обмену опытом Семейный портрет «Здоровый образ жизни в семье» Папки-передвижки Семинары-практикумы Участие в спортивных развлечениях Оформление стендов
Формы и виды работы с семьёй
№ п\п Формы Виды 1 Интерактивная ·Анкетирование ·Интервьюирование ·Дискуссия ·Круглые столы ·Консультации специалистов 2 Традиционная ·Родительские собрания ·Дни открытых дверей ·Семейные спортивные соревнования ·Вечера развлечений ·Физкультурные праздники, досуги 3 Просветительская ·Использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей ·Организация клуба «Здоровая семья» ·Выпуск бюллетеней, информационных листков ·Стенд «Здоровый обрахз жизни» ·Оформление уголков здоровья в группах
III . Накопление и обогащение двигательного опыта План работы с детьми. 1. Диагностика умений детей в выполнении технических элементов оздоровительного бега, соблюдении темпа бега. 2. Анализ местности с целью создания условий для проведения беговых тренировок, для развития здорового образа жизни, двигательной деятельности 3. Ситуация общения (введение в проект) «Расскажем и покажем Лесовичку как мы бегаем» Цель: Вызвать интерес к беговым тренировкам. Развивать диалогическую форму речи, умение выслушивать вопрос, отвечать полным предложением. Развивать любознательность, интерес к оздоровительному бегу. 4. Ситуация общения «Зимние и летние Олимпийские игры». Цель: Дать детям знания об Олимпийских играх, познакомить с зимними и летними видами спорта. Развивать внимание, умение слушать. . Организованная образовательная деятельность «Физическая культура», «Оздоровительные игры». А) Цель: Воспитывать интерес к оздоровительным играм. Способствовать созданию положительных эмоций. Формировать самостоятельную двигательную активность, обогащать двигательный опыт. Б) Воспитывать у детей осознанное отношение к занятиям физкультурой, формировать навыки здорового образа жизни. В) Воспитывать честность, дружелюбие, организованность. Продолжать учить выполнять задания во время ходьбы, бега, перестраиваться в три колонны. Г) Воспитывать у детей желание играть в спортивные, оздоровительные игры. Формировать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей. Продолжать знакомить детей с техникой оздоровительного бега. Упражнять детей в беге трусцой, развивать физические качества: ловкость. Д) Укреплять здоровье детей. Воспитывать нравственно-волевые черты личности: самостоятельность, уверенность в себе. Вызвать эмоционально положительное отношение к занятиям спортом. Развивать двигательные умения и навыки. 5.Спортивный праздник «Весёлые старты». Цель: Воспитывать интерес к спорту и к здоровому образу жизни. Создать условия для эмоционального близкого общения детей и родителей в различных ситуациях. Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Совершенствовать технику бега, в игровой форме развивать ловкость, быстроту выдержки. Укреплять здоровье детей. 6. Ситуация общения «К Олимпиаде готовы!». Цель: Уточнить знания детей об Олимпийских играх. Привлечь детей к составлению программы олимпийских дней. 7. «Олимпиада ». Длительность 4 дня. 1-й день. Соревнования групповые между двумя командами. 2-й день. Соревнования индивидуальные. 3-й день. Бег на короткую и длинную дистанции 4-й день. Закрытие Олимпийских игр, вступительное слово жюри, награждение, концерт 8. Выпуск газеты «На пути к Олимпиаде». 9. Спортивный праздник «Олимпийские надежды». План работы с родителями. 1. Опросник «Здоровый образ жизни Вашей семьи». 2. Консультации для родителей «Закаливающие процедуры в домашних условиях» 3. Выставка книг, пособий «Ведём здоровый образ жизни» Цель: 4. Выставка совместных работ детей и взрослых 5. Оформление совместного альбома «Мы со спортом крепко дружим» Цель: Обогащать и расширять знания детей и родителей о разных видах спорта 6. Спортивный праздник. Совместная деятельность родителей и их детей. 7. Консультация для родителей «Из истории Олимпийских игр». 8. Участие в подготовке материала к газете «На пути к Олимпиаде». IV . Проанализировать результаты и оценить эффективность работы по формированию навыков оздоровительного бега Основные этапы проекта Первый этап (организационный) - поисково-теоретический - изучение и анализ литературы. Были определены проблема, объект, предмет, задачи, методы, подобран необходимый диагностический материал. Второй этап - диагностическо-методический. 1. Выявление умений и навыков овладения техникой оздоровительного бега, анализ полученных диагностических данных. 2. Анкетирование родителей. 3. Составление и обсуждение поэтапного плана работы. 4. Подбор необходимого оборудования для практического обогащения проекта. 5. Определение задач воспитательно-образовательного процесса. 6. Планирование деятельности педагогов. Третий этап - реализация проекта. Четвертый этап - (аналитический) - подведение итогов и анализ результатов проекта - осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, оформление материалов. Презентация проекта на родительском собрании, педагогическом совете. Содержание проекта. Анализ деятельности по овладению детьми техникой оздоровительного бега мы начали с проведения мониторинга, результаты показали, что75% детей умеют правильно приземляться - на пятку или на всю стопу, бежать в медленном темпе, пружинящим шагом, 25% - стараются бежать на носочках (категорически нельзя!), увеличивают темп бега, не могут бежать трусцой. Для изучения компетентности родителей по данной теме было проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни нашей семьи». Результаты анкетирования показали, что 50% родителей уделяют большое внимание укреплению и сохранению здоровья своих детей, 31% не придают этому вопросу особого значения,19% родителей не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни Чтобы правильно построить работу по обучению оздоровительному бегу, мы изучили специальную методическую литературу по данной проблеме, проведя теоретический анализ литературы и практической работы воспитателей старших групп детского сада, мы используем беговые тренировки Методика организации беговых тренировок: Каждый раз воспитатель напоминает детям цель и смысл беговой тренировки

Разминку выполняет вместе с детьми

Вместе с детьми пробегает и всю дистанцию, переговаривается, шутит с ними. Это необходимо для того, чтобы контролировать состояние ребёнка

Нужно следить за тем, чтобы ребёнок дышал носом

Необходимо периодически контролировать, как реагирует сердце ребёнка на заданный темп бега

Закончить бег необходимо упражнениями на восстановление дыхания

По окончании беговой тренировки обязательно спросить, как дети себя чувствуют, поощрить, поблагодарить за потраченные усилия, обязательно напомнить им, сколько метров они сегодня пробежали, отметить успехи каждого и затем перейти к водным процедурам.

Длительность и темп бега

Исходная длительность бега определяется по пульсовым показателям, строго индивидуально для каждого ребёнка. Ребёнку мы предлагаем пробежать вначале 30, затем 50, затем 100 метров, снимая пульсовые показатели В среднем изучение возможностей детей занимает от трёх до пяти дней. Пульс при этом у детей младшего возраста не должен превышать 140 ударов в минуту, а у детей старшего дошкольного возраста - 150 ударов в минуту. Мы начинаем беговую тренировку с 30 секунд, а дальше действуем по схеме - каждые две недели длительность бега увеличиваем на 15 секунд. В периоды повышенной заболеваемости длительность бега мы не увеличиваем, за холодный период года длительность бега увеличивается на 3 - 3,5 минуты от исходной. В начале учебного года длительность бега мы уменьшаем на 1 минуту, так как за летний период тренировки обычно прерываются из-за отпуска родителей.

Взаимодействие с детьми. Передначаломбегавседети осматриваютсяврачомдетскогосаданезависимоототсутствия противопоказаний.Вначалемыразучиваемсдетьмиразминочныеупражнения.Разминканеобходимадлятого,чтобы«разогреть»мышцыиобеспечитьподвижностьсуставов.Разминкапомогаетпредотвратитьсудороги,растяжениесвязок,перенапряжениемышц.Крометого,онаповышаеттонуснервныхцентровипомогаетналадитьусловнорефлекторныесвязивкоребольшихполушарий.Длительностьразминкизависитотдлительностибега.Чемдлительнеестановитсябег,темкорочеразминка.Оптимальныевариантыдлядетейот7до3минут.Этоговременивполнедостаточно,чтобыразогретьмышцыиоптимальностимулироватьдыханиеикровообращение.Посколькувпроцессеоздоровительногобегаскоростьувеличиваетсяоченьмедленно,тофактическиразминкапродолжаетсядлительноевремяпослестарта.Поэтомуособосложныхупражненийразминканетребует.Впервуючастьразминкимы включаем упражненияна«проработку»ступни:ходьбананосках,навнешнейстороне ступни,боковыепередвижениянадвухступняходновременно(вправо,влево)ит.п. Сюда же входя т упражнения на «проработку» ног в различных исходных положениях: сидя на пятках, ползание на четвереньках, поворачивание ступни наружу, боковые повороты из положения стоя, скрестные движения ногами из положения сидя в упоре сзади и другие. Вторая часть разминки состоит из серии общеразвивающих упражнений типа следующих: Вращение рук. Исходное положение - стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Не сгибая руки в локтях, делать вращательные движения вперёд от3 до 5 раз и столько же назад. Диаметр описываемого круга должен составить не менее 50 см.

Повороты туловища направо и налево до отказа от 3 до 6 раз. Исходное положение то же.

Наклоны. Исходное положение то же, но руки над головой. Наклониться и обеими руками коснуться пола с внешней стороны левой стопы, потом между ногами и затем с внешней стороны левой стопы. Вернуться в исходное положение.

Касания носка в положении стоя. Стопу кладут на возвышение (скамейку, специальный барьерчик), не сгибая ногу в колене и держа параллельно земле. Нагибаясь вперёд, коснуться кончиками пальцев носка вытянутой ноги. Упражнение повторяется с каждой ногой по 1-15 секунд.

«Спринтер». Исходное положение - упор присев (сидя на корточках), руки упираются о пол (землю). Вытянуть назад одну ногу, станраясь отвести её как можно дольше, и быстро вернуться в исходное положение. Повторить с другой ногой.

Обязательное упражнение. Стоя лицом к стене, наклонившись вперёд и упираясь ладонями в стену на уровне глаз (туловище и ноги должны составлять прямую линию). Отступать назад, опираясь на руки и не отрывая пяток от земли, пока не почувствуется напряжение икроножных мышц. Задержаться в этом положении 10 секунд. Повторить 5 раз.

Следующим этапом подготовки к бегу является освоение расслабляющих упражнений и упражнений на восстановление дыхания. Эти упражнения мы разучиваем с детьми сначала в помещении, затем на улице, выбрав удобное для них место. Дети легко осваивают позу кучера, лотоса и некоторые другие.

И, наконец, учим наших воспитанников выполнять водные процедуры, поскольку все беговые тренировки должны ими заканчиваться. Используем сухое растирание, обмывание шеи, рук (до локтевого сустава) прохладной водой, (тёплый душ или обливание - в домашних условиях).

После того, как дети научатся разминочным, расслабляющим упражнениям и выполнению водных процедур, можно спокойно переходить к оздоровительному бегу.

В первый месяц чередуем бег с ходьбой. Сначала это чередование повторяется 3-4 раза. Заключительная часть бега - ходьба с постепенным снижением темпа.

Психическое состояние рассматривается в науке как психическое явление, имеющее сложную структуру и «многие аспекты существования». В нём отражается взаимодействие человека как субьекта деятельности с жизненной средой и жизненным миром.

Исходя из выше сказанного, приоритетами физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Д/с №116» Приволжского района города Казани являются

Формирование психической регуляции жизненных функций организма средствами физического воспитания;

Трактовка оздоровления не как совокупности лечебно-профилактических мер, а как формы развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

Формированию у детей осмысленного отношения к собственному физическому и пси

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Маленькие дети очень любят активно двигаться. Они носятся везде на улице, в садике, дома – догонялки, прятки все активные игры. Для того чтобы направить в правильное русло бег для спортивного физического развития детей, исключить отрицательные моменты для здоровья. Нужно знать какую пользу дает пробежка в юном возрасте.

Польза бега для детей с раннего возраста

  • Укрепляется сердечно-сосудистая система . Стабилизируется артериальное давление. Минимизируется сердцебиение благодаря физическим нагрузкам.
  • Улучшается дыхательная система . Если ваш ребенок страдает заболеванием верхних дыхательных путей спортивный бег, один из лучших способов устранить недуг. Это подтверждается исследованиями. Ребята школьного возраста от 7 до 11 лет в течение года под командой опытного тренера занимались бегом на улице. В течении двух первых месяцев легкие пробежки, чередовались с ходьбой. Затем на четвертый месяц бег стал разогревающим элементом перед играми в футбол. Здоровье закалялось на улице, дыхание позволяло пробегать 300-500 метров. Дальше больше, нагрузка возрастала, и дети стали бегать 2-3 км отсюда второй плюс.
  • Увеличивается объем легких, отдышка исчезает . Кислородом насыщаются внутренние органы, это позволяет обменным процессам протекать правильно, быстро. Дискомфорт в груди перестаёт быть барьером для занятий игровыми видами спорта и в .
  • Правильно формируются мышцы школьника . Во время бега у ребенка задействованы мышцы ног – икры, бедра. Во время пробежки укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночный столб, отсюда не правильная , искривление не грозит.
  • Повышается выносливость . Бег для детей выступает циклическим упражнением позволяющий организму вырабатывать свойство нагружаться физически, при этом меньше уставать. Выносливость способствует быстрому восстановлению.
  • Стимулируется мозговая деятельность . Кто чаще бегает, тот лучше учиться. Если утренние пробежки включены в распорядок дня, то чадо приучается к дисциплине и ответственности.
  • Уличные физические движения укрепляют сон и способствуют прекрасному и здоровому аппетиту . Настроение повышается, а это не маловажно в наши дни. Когда стресс свойственен не только взрослым.
  • Простудные болезни проходят стороной . Укрепляется иммунитет. Не надо ходить к врачу, пропускать школу, пить не очень приятные таблетки и лекарства.

Я думаю список положительных моментов можно еще продолжить, но перейдем к вариантам бега. Вы думайте существует только один вариант. Ошибаетесь – есть прогулочный стипль-чейз, пробежка средней интенсивности и конечно быстрый спринтерский бег. Для ребятишек можно рассмотреть следующие виды с технической стороны.

Виды бега для детей

  1. Поднимаем высокого колени , средний темп для малышей достаточно 15 секунд. Часто на уроках физкультуры при разминке в спортзале это практиковали физруки. При коротком шаге нога поднимается до прямого угла.
  2. Бег на носочках ног . Дети передвигаются на носках не касаясь пятками поверхности земли. Непродолжительное упражнение. Вариант напомнил мне детский сад, когда такими движениями в игровой форме изображали петуха или цаплю.
  3. Широкий шаг . Это уже школьная программа, когда нужно дальше прыгнуть. Помните на уроках физкультуры ставили оценки за прыжок в дину с разбега. Учитель объяснял, нужно усилено отталкиваться от земли для продолжительного и дальнего полета.
  4. Вариант с отведением пяток к пятой точке . Его часто используют для разминки ног. В течение 15 секунд нужно попеременно сгибать ногу и доставать до ягодиц пяткой. При этом руки можно держать за спиной.
  5. Перекрестный бег . Способ быстрого перекрещивания нижней конечностей. Если обращали внимание на тренировку юных футболистов, они часто пользуются таким способом пробежки.
  6. Спринтерский . В США был проведен эксперимент в котором участвовали подростки школы. Последних разделили на две группы, одна группа мальчиков и девочек тренировались на короткие дистанции, другая на длинные. Результаты тренировки получились следующие. Спринтеры за 60 минут израсходовали 900 калорий, марафонцы 4400 калорий аж за 7 часов. При этом короткие интенсивные пробежки лучшим способом отразились на общем самочувствии детей.

Я не призываю приучать ваших детей бегать только 100 или 200 метров в максимальном темпе. Становиться мировыми спринтерами как , У. Болт. Ведь и утренние 20 минутные легкие пробежки, даже принесут больше пользы ребенку, чем многочасовые посиделки за монитором компьютеров. Прививайте любовь к активному здоровому образу жизни, спорту. Здоровье одно и его надо укреплять с детства, в том числе с помощью спортивного бега. Продолжайте тренироваться сами, больше двигайтесь.

Укрепляйте свое здоровье, поддерживайте мышцы тела в постоянном тонусе упражнениями на улице, в тренажерном зале. Обязательно правильно питайтесь. Для этого подписывайтесь на свежие вести , делитесь с друзьями в соц. сетях, в комментариях. С Уважением Сергей.

Понравилась статья? Поделись с друзьями