ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике. Проект (старшая группа) на тему: Проект "Огород на подоконнике"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4» Г. ОБЛУЧЬЕ

Тематический проект

«Огород на подоконнике»

Разработала:

Кочекова Ирина Васильевна

Тематический проект: «Огород на подоконнике»

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот"

Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Проектная идея . Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта:

Дети старшей группы «Весёлые ребята»;

Педагоги;

Родителей.

Причины разработки:

1. Расширять представления детей об окружающем мире,

2. Не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.

Задачи проекта:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей.

5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

9. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

11.Разъяснять значимость труда.

12.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

13.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

14.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

15.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Работа с родителями.

1.Провести родительское собрание по теме: «Участие в проекте «Зимний огород на окне».

2.Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки

3.Сходить с детьми в ботанический сад.

4.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки.

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта «Огород на подоконнике»

в старшей группе «Весёлые ребята»

В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цвета. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

Что мы знаем о растениях

Что нового можем узнать?

Как мы сможет получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

Растения растут в земле;

Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;

У растений есть листья, цветы;

Растения на улице растут только летом;

На даче выращиваем летом овощи;

В помещении растения растут всегда;

Из овощей варят суп, делаю салат;

Папа дарит цветы на праздники,

Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;

Лес – это много разных растений.

Как растут растения?

Чем подкармливать растения?

Зачем подкармливают?

Где растут растения?

Какие бываю растения?

Какую пользу приносят растения?

Как правильно ухаживать за растениями?

Откуда берутся семена?

Какие растения используются при приготовлении блюд?

Из чего состоят растения?

Что особенно важно для жизни растений?

Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать;

Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

Нарисовать картины с изображением растении;

Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;

Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.

Проект рассчитан на 12 недель

1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).

Экскурсия в магазин «Семена»

2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 ЭТАП - заключительный (2 недели)

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

3.Составить перспективный план мероприятий

План реализации проекта.

1.Экскурсия в магазин «Семена»

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. .

2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя ноября .

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя ноября.

4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.

Исследовательский этап (8 недель)

Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя ноября

1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Декабрь, 1-2 неделя января

2. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др. Воспитатели группы. В течение всего проекта

4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта

5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта

6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта

Заключительный этап (2 недели)

1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя января

2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 3 неделя января

3. Праздник «Овощи и фрукты с нашей грядки». Воспитатели группы, родители. 4 неделя января

4. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя января

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Подготовительный этап:

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

Откуда привозят семена?

Кто и как выращивает такие красивые цветы?

Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

Почему так много горшков для цветов?

Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

Как надо правильно сажать растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

Практическая часть

В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике.

Проанализировав информацию, полученную в магазине дети под руководством педагогов, приступили к разбивке ограда на подоконнике.

Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.

После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.

Воспитатель предложила подумать: похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

Оформление альбома «Домашнее задание»

По итогам посещения «Уголка природы».

Цель:

1. Помочь детям запомнить и систематизировать всё то, что они узнали о растениях.

2. Развивать творчество, фантазию детей, умение мыслить образно.

Практическая часть:

Дети самостоятельно выполняли работу, рассуждая о том в какой последовательности должны расположиться рисунки.

В ходе работы перешли к единому мнению – рисунки должны расположиться в той, как расположены растения в «Уголке природы».

На первой странице расположили рисунок самого «Уголка природы».

После каждого рисунка располагали рассказ, составленный вместе с родителя о посещении «Уголка природы». Каждый рассказ был прочитан, дети делились своими впечатлениями.

Групповой праздник

« Овощи фрукты с нашей грядки».

Цель : закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.

Материалы: мультимедиа проектор, иллюстрации с изображением овощей, фруктов. Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные мелкими кусочками овощи и фрукты.

Ход праздника:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора.

Бабушка Федора: Здравствуйте ребята! Решила я для своих друзей праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Федора не знаю и не умею! Я к вам пришла за помощью, вот сколько всего принесла. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты). Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы.

Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.

Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, где растут овощи?

Бабушка Федора: Нет, конечно!

Воспитатель: Ребята! Какие овощи растут в земле?

Дети называют, а педагог показывает на мультимедиа проекторе овощи (баклажан, кабачок, тыква капуста редиска, огурец, помидор, горох, лук, чеснок)

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Воспитатель: Помидоры.

Дети: Срывают.

Воспитатель: лук.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: Баклажаны.

Дети: Срезают.

Воспитатель: репу.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: тыкву.

Дети: срезают.

Воспитатель: морковь.

Дети: выдёргивают.

Бабушка Федора: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо сделать? (дети – мыть). Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (репу, свёклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И всё сразу варят? (нет).

Воспитатель: Не торопись, бабушка Федора. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (салаты). А какие овощи можно есть и сырыми и варёными? (капусту, морковь, помидоры, репу).

Бабушка Федора: А что можно приготовить на первое? (овощной суп). Из каких овощей?

Воспитатель: А какую зелень мама добавляет в овощной суп? (укроп, петрушку).

Бабушка Федора: А на второе что приготовить? Кашу можно? (кашу из тыквы). А котлеты? (морковные, капустные, свекольные). Из картофеля, что можно приготовить? Из кабачков и баклажанов, что можно приготовить? Прекрасно, но у нас столько овощей, много ещё останется. Что же с ними делать? (засолить).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем бабушке Федоре, как солить капусту.

Проводится физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим,

мы капусту жмём.

Воспитатель: Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в огород.

Дети: Есть у нас огород,

Там морковка (редиска, свекла) растёт-

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, морковь (редиска, свекла),

Сюда спеши,

Ты немного попляши.

Под весёлую музыку пляшут сначала дети-моркови, затем дети-редиски.

Воспитатель: теперь все поспешите, в гости приходите.

Бабушка Федора: А ещё я хочу приготовить соки.

Воспитатель: Дети, давайте скажем бабушке Федоре, какие соки у неё получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится (яблоко – яблочный). Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушёные фрукты). Перед каждым из вас иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите бабушке Федоре, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью.)

Бабушка Федора: Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне расскажите, что вы попробовали – овощ или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить.

Бабушка Федора раздаёт детям кусочки фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает о фрукте (Овоще), который он попробовал.

Бабушка Федора: Спасибо, ребята! Сегодня я узнала много интересного и многому научилась.

Стала поваром сегодня,

Чищу, режу, варю репу,

Свёклу тру, картошку жарю,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей.

Мои друзья будут довольны. До свидания!

Воспитатель: До свидания, бабушка Федора. Приходи к нам ещё в гости, поможем, чем сможем.

Вот и празднику конец, а кто понял молодец!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Загадки об овощах.

Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

Круглая да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (Огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это - красный... (Помидор)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор -

Круглый спелый... (Помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (Репка)

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (Морковка)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (Свекла)

Загадки о фруктах.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

На ветвях они висели,

Как созрели - посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий... (абрикос)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед. (Вишня)

Синий мундир,

Белая подкладка, В середине - сладко. (Слива)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст. Покопай немножко:

Под кустом …(Картошка, картофель)

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (Капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (Картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (Лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (Лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Сверху - шкурка золотая,

В центре - косточка большая.

Что за фрукт? - Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

Летом в платьице зеленом,

А по осени - в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

Надорвали край рубашки -

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке. Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.

Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Загадки:

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук

А в руках душистый груз,

Разных бус

На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…?

Голова на ножке,

В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -

Красная рубашка,

Сердечко непростое.

Что это такое?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в огороде ;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!

Скоро в град придёт зима

Люд разъехался в корзинках

в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.

Я сижу в своей панаме.

Я люблю свой огород .

Здесь клубника лезет в рот.

Провели

Дидактические игры:

«Вершки и корешки »

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Ход игры

П
едагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз - (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида№14 «Светлячок».

Название проекта:

«Огород на подоконнике».

«Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад».

Составила воспитатель: Семенова С.В. г. Химки февраль 2014 год.

Тип проекта : творческий, исследовательский, игровой.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет) .

Продолжительность: кратковременно, 6 недель.

Тема: Посадка лука, укропа, петрушки, салата,гороха.

Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Развивающие:

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Образовательные:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Задачи создания развивающей речевой среды:

Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал : семена укропа, петрушки, салата,гороха лейки, горшки, контейнеры,луковицы, земля, вода.

Работа с родителями:

1. Провести беседу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике».

2. Предложить родителям для реализации проекта приобрести: горшки,контейнеры, землю, семена: укропа, петрушки,салата.гороха,луковицы для посадки.

3. Принести атрибуты для огорода (забор, домик, муляжи домашних животных).

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, рассадой и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука и укропа.

2. У детей сформируются знания и представления о росте растений, зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

Организационная деятельность.

1. Подобрать материал по данной теме: художественную литературу, фото, иллюстрации, рисунки.

2. Подобрать оборудование и материал для опытов и экспериментов детей: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения.

3. Составить перспективный план мероприятий.

План реализации проекта.

Подготовительный этап

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. (Воспитатели группы)

2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». (Воспитатели группы)

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры,горшки, земля, луковицы, семена). (Воспитатели, родители)

4. Разбивка огорода на подоконнике. (Дети, воспитатели)

5. Атрибуты к огороду (родители,воспитатели).

Исследовательский этап

1. Рассматривание семян (укропа, петрушки, салата, посадка семян и лука. (Дети, воспитатели группы)

2. Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей», «Полезная пища». (Воспитатели - в течение проекта)

4. Проведение дидактических игр «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? ». (Воспитатели)

5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. (Воспитатели)

6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). (Воспитатели группы - в течение проекта)

7. Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. (Воспитатели)

Заключительный этап

1. Подведение итогов реализации проекта. (Дети, воспитатели, родители)

2. Оформление выставки рисунков детей. (Дети, воспитатели)

План экспериментальной деятельности.

Земля

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Человек

Название мероприятия: Человек и растения.

Цель: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе человека.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .

Проведенные мероприятия в ходе реализации проекта:

I этап - подготовительный (1 неделя) .

В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Родители смастерили забор для нашего огорода, помогли оформить, принесли необходимые атрибуты. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

I этап - исследовательский (4 недели) .

Дети наблюдали за ростом лука, укропа петрушки,салата, гороха, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

-

-

-

-

-

- рассмотреть иллюстрации;

-

3. Заключительный этап.

-

-

-

- ;

-

-

-

  1. Место проведения: группа.
  2. Возраст детей: 6-7 лет.
  3. Форма проведения:
  • Групповое обсуждение
  • Познавательные беседы
  • Трудовая деятельность
  • Консультации с воспитателем
  • Экспериментирование

Другие формы работы:

  • Дидактические игры
  • Праздник «Овощи с нашей грядки»
  • Занятие по изобразительной деятельности - лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

Работа с родителями:

Домашнее задание - с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

  • Интерес детей

Ожидаемые результаты:

-

-

-

Просмотр содержимого документа
«Проект «Огород на подоконнике»»

Проект «Огород на подоконнике»

У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорит, что там растет.

Огуречная рассада

И укропчик и лучок

Смотрят все на огород

И уходят, открыв рот.

    Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный.

    Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

План реализации проекта:

    Подготовительный этап.

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

- родительское собрание;

- приобретение необходимого оборудования;

- разбивка огорода на подоконнике;

- изготовление табличек, указателей с названиями растений.

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

- опытно-исследовательская деятельность (строение растений) «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;

- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;

- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;

- Д/н «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?»;

- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;

- рассмотреть иллюстрации;

- беседы, как выращиваются овощи на огороде.

3. Заключительный этап.

- проведение итогов реализации проекта;

- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);

- выставка поделок из овощей «Вот так овощи»;

-

- конкурс: «Вкусные блюда из овощей» - фотоконкурс с родителями;

- проведение конкурса «Угадай название овоща»;

- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация, совместно с родителями и детьми.

    Место проведения: группа.

    Сроки проведения: сентябрь-март.

    Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.

    Возраст детей: 6-7 лет.

    Форма проведения:

    Групповое обсуждение

    Познавательные беседы

    Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки)

    Трудовая деятельность

    Консультации с воспитателем

    Самостоятельная работа ребенка

    Экспериментирование

Другие формы работы:

    Дидактические игры

    Развлечение «Путешествие в страну витаминов»

    Праздник «Овощи с нашей грядки»

    Занятие по изобразительной деятельности – лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

    Фотоконкурс «Вкусное блюдо из овощей».

Работа с родителями:

Провести родительское собрание, участие в проекте;

Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;

Домашнее задание – с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

Принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация.

Критерии оценки выполнения проекта:

    Интерес детей

    Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности

    Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели

    Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.

Ожидаемые результаты:

- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира;

- у детей сформируются знания о росте овощей в комнатных условиях;

- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.

Анализ проблемы

Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности об овощных культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.

Проблема:

Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.

Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.

Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольному образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.

Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Задачи:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

Развивать, познавать творческие способности;

Воспитать бережное отношение к своему труду.

Ресурсы:

    Справочная и художественная литература.

    Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки).

    Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений».

    Таблички - указатели с названиями растений.

    Контейнеры для рассады.

    Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь.

    Материалы для изобразительной деятельности.

План работы

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Беседа об овощах,

рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки).

Сентябрь

Подготовка почвы.

Сентябрь

Посадка семян в грунт.

Изготовление табличек-указателей с названиями растения.

Уход за растениями (полив, рыхление, прополка), первые всходы.

В течение вегетации

Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений.

В течение проекта

Познавательное занятие с детьми «Витаминный калейдоскоп».

Развлечение «Овощи с нашей грядки».

Сентябрь

Разучивание стихов, загадок, песен.

В течение проекта

Изготовление игры «Чьи детки? Найди по зернышку».

Лепка овощей из соленого теста. Использование поделок для сюжетно-ролевой игры.

Лепка «Стоит на огороде теремок»

Д/и «Вершки и корешки», «Веселый повар», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Есть у нас огород», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть».

Изготовление мешочков для семян (матрешки) – родители.

Изготовление папки «Мой любимый овощ».

Выставка фото - работ «Вкусное блюдо из овощей» - родители с детьми.

Сентябрь

Объемная аппликация «Овощи».

Оформление папки «Мы сажали огород».

Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

Сентябрь

Проведение викторины «Что растет на грядке?»

Сентябрь

Оформление горшочков для злаковых: овёс, рожь, пшеница (Петушок, Ананас, Львенок).

Папка «Огород на окне»

Сбор урожая – картофель, томат, огурец

Практический этап.

    Посадка семян. Дети разделились на 4 группы. Определились, какая группа, за каким растением будет ухаживать, наблюдать.

    Подготовка почвы.

    Изготовление табличек – указателей с названием растений.

    Посадка рассады в заранее подготовленные грядки.

    Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Дети каждой группы анализируют свою работу: насколько аккуратно и старательно она выполнена. Делают общий вывод.

    Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений» в течение всего проекта.

    Ведение папки «Огород на окне».

Презентация.

    Разговор о правильном питании» - родители, дети, воспитатели.

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи».

Съемка фильма «В царстве овощных культур»

Технологическая карта проекта «Овощи с нашей грядки»

Этапы

Деятельность

детей

Деятельность руководителей

Деятельность родителей

Результаты каждого

этапа

Поисковый

Научиться ухаживать за растениями.

Создать поисковую ситуацию. Проявляет, обговаривает, мотивирует проблему.

Домашнее задание. Беседа с детьми дома «Что растет у нас на даче».

Будем выращивать овощи на нашем подоконнике.

Аналитический

Узнают из источников информации различные сведения об овощах; приносят семена растений; определяют свою роль и место в осуществление проекта по желанию. Изготовление совместно с воспитателем календаря наблюдений за ростом и развитием растений.

Формирует цель, задачи, помогает составить поэтапный план работы, определяет ресурсы.

Помогают собирать информацию (иллюстрации, стихи, загадки, кулинарные рецепты), приобретают семена.

Определены цели и задачи, составлен план работы.

Практический

Посадка семян. Посадка рассады в заранее подготовленные ящики. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений». Сбор урожая: картофеля, томата, огурцов.

Организует посадку, инструктирует по технике безопасности, наблюдает, помогает при необходимости.

Подготовка почвы. Изготовление табличек – указателей с названием растения. Приобретают удобрения. Изготовление игры: «Чьи детки», чьё семечко»

Выполнение плана; самоконтроль и самооценка; сбор урожая.

Презентационный

Участвуют в изготовлении поделок из овощей «Вот, так овощи». Принимают участие в викторине «Её высочество картофель». Фильм «В царстве овощных культур »

Организует место и проведение презентации. Готовит детей к выступлению.

Изготовление поделок из овощей на выставку «Вот так овощи». Принимают участие в викторине.

Фиксирование результата работы. Проведение выставки «Огород на подоконнике»,«Вот так овощи»

Контрольный

Проводится самооценка; высказывают свое мнение о проделанной работе.

Подводит детей к оценке и самооценке.

Книга отзывов (запись со слов детей). Папка «Про каждый овощ ваш расскажем». Библиотека об овощах.

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Организация совместной деятельности

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Беседы с детьми об овощах и фруктах:

    Выращивание овощей в полях, огородах, теплицах;

    Выращивание овощей во влажных тропических странах.

    Опытническая деятельность

- «Вершки-корешки»

Размножение семенами, черенками

Размножение картофеля (глазками и клубнями)

Чем отличается овощеводство от плодоводства и цветоводства

Насекомые

Семена; как работает семя

Витамины

    Игровая деятельность

Словесно-дидактические игры:

    Загадай, а мы отгадаем, что изменилось

    Угадай овощ по описанию

    Игра-подражание «Кто живет на огороде».

    Узнай овощ

    Четвертый лишний

    Хорошо-плохо

    Что растет на грядке? Поможем незнайке

    Найди такой же

    Сядет тот, кто найдет овощ

    Волшебный мешочек

    Мы сажаем овощи

    Почтальон принес посылку

    Созрело - не созрело

    Овощехранилище

Н/п игры (Настольно-Печатные игры)

    Ботаническое лото

    Разрезные картинки

    Поймай шмеля

Сюжетно-ролевые игры

    Путешествие в мир овощей

  1. Стоял на огороде теремок

    Чьи детки?

    Коммуникативная

Составление рассказов об овощах

Мой любимый овощ

Правила поведения в природе

Пословицы, поговорки, приметы

Загадки об овощах

Как растет семя

Куда отправляются овощи

Что нужно добавить в борщ, в винегрет

Дары осени

Кроссворды

    Художественно-продуктивная

Раскраска с овощами

Мой любимый овощ

Волшебный овощ

Рисование пальчиками

Пластилиновая пластика

    Аппликация

Плакат «Витаминчики»:

Книжки-малышки

Овощи из ткани

Объемные книжки

Пластилиновая пластика

Лепка из слоеного теста

Горшочки-овощи

Жители теремка

Волшебная корзинка

Украсили горшок:

    ракушками

    кнопками

Книжки-малышки

Маски-витаминчики

Овощи для с/р игры «Магазин»

    Чтение художественной литературы

    Хитрый огурец Я.М.Пинясов

    О девочке, которая наступила на хлеб Г.Х. Андерсен

    Легкий хлеб

    Не мешайте мне трудиться Е.А.Благинина

    Где найти мне витамины М.Петрушин

    Лук от семи недуг

    Чиполлино

    Всякому овощу своё время

Праздник картошки: «Её высочество картошка»

Осенний праздник. Тематическое развлечение «Что растет в огороде»

    Работа с родителями (использование презентаций, интерактивной доски)

Беседа о важности данной проблемы. Домашнее задание для родителей

Подготовка информации по теме

Фото, видео материал

Экологические истории (вместе с детьми)

Мастер-классы

Участи в реализации проекта

Презентации «Здоровое и правильное питание»

    Физическое воспитание

Эстафета «Собери овощ»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах овощей»

Подвижная игра «Найди свой овощ»

    Продуктивная деятельность

Книжки-самоделки об овощах

Экологическая библиотека об овощах

Кроссворды «Овощи»

Альбом «Знакомые незнакомцы»

Гербарии

    Конкурсы

На лучшее стихотворение об овощах

Конкурс знатоков природы, кроссворды

Викторина «Стоит в огороде теремок»

Планируемый результат: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. Сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Ожидаемые качественные результаты

Результаты

Показатель

Индикатор

Способ подтверждения результатов

1.Повышение уровня знаний дошкольников

Увеличение количества дошкольников, получивших знания

24 человека

Диагностика

2.Создание искусственной и модельной экосистемы или лаборатории для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Увеличение количества родителей, заинтересовавшихся поставленной проблемой

30 человек

Листы регистрации

3.Организация лектория «Огород на подоконнике»

Увеличение количества мероприятий

17 человек

Листы регистрации

4.Проведение акции среди родителей и детей: «Цветок в подарок», «В лесу родилась ёлочка и пусть она растёт»

Увеличение количества родителей и детей имеющих позитивное отношение к природе

17 человек

Конкурс «Упадет в землю зёрнышко»

Викторина «Вот у нас какой на вкус…»

5.Организация взаимодействия с родителями

Увеличение количества родителей оказывающих помощь в решении поставленной проблемы

24 человека

Экспресс опрос

6.Организация информационных центров в каждой возрастной группе

Увеличение ресурсов

15 человек

Фото и видео материал

7.Организационная тема выставок:

Поделки весёлых овощей (прил.материал)

Поделки масок овощей

Книжки-малышки

Горшок овощей (оформление горшочка)

Папка «Огород на подоконнике»

Поделки овощей для игры «Магазин»

Изготовление игры «Угадай зёрнышко», «Чьи детки»

Увеличение ресурсов

18 человек

Фотоматериал:

Презентация

Фильм «Огород на подоконнике»

Схема «паутинка» по проекту «Огород на окне»

Овощеводство

Плодоводство (сад) Цветоводство(газон, клумба и др.)

Яблоня - розы

Груша - ромашки

Вишня - тюльпаны

Черешня - пионы

Смородина

Устойчивость проекта

    Публикация данного проекта в сети Интернет.

    Организация мини-музея «Огород на подоконнике»

    Передвижная фотовыставка «Папка «Огород на подоконнике»»

МАДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в средней группе по теме

«Огород на подоконнике"

Подготовила:

Сигаева Елена Викторовна

Октябрьский

2015-2016 г.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Цель:

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Задачи:

1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2.Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3.Развивать познавательные и творческие способности.

4.Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.

Участники проекта:

Педагоги

Родители

Воспитанники средней группы № 8

Ожидаемый результат

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируется знания о росте растений в комнатных условиях.

3.Создание в группе огорода на подоконнике.

Формы работы

беседы

занятия

викторины

дидактические, настольные игры

сюжетно-ролевые, театрализованные игры целенаправленные наблюдения

экскурсии

совместный труд детей и взрослых

работа с родителями

продуктивная деятельность

посильная самостоятельная трудовая деятельность

использование иллюстративного материала

Первый этап. Подготовительный.

1.Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях). 2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

4.Разбивка огорода на подоконнике.

5.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Второй этап.

Исследовательский.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Третий этап. Заключительный.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. В группе был создан огород на окне.

3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

4. Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Список литературы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. - Спб, 1997

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1991. С.90-121

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.

Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. - М.: Гном и Д., 2005.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с

Приложение

План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике»

Мероприятия

Цели

Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей.

воспитатель

3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель,

музыкальный руководитель

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

родители

9. Чтение русской народной сказки «Репка», белорусской сказки «Пых», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». Познакомить со сказкой «Пых».

воспитатель

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы.

Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

воспитатель

11. Фотоотчёт для родителей.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

воспитатель

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Формировать представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей об овощах и растениях.

воспитатель

14. Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

16. НОД «Мир комнатных растений».

Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы.

воспитатель

17.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

Диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет представление об уходе и условиях выращивания растений.

Имеет представление о строении растений.

Знает названия посевного материала.

Охотно выполняет поручения по уходу за растениями.

Начало проекта

37%

54%

32%

48%

Конец проекта

76%

84%

78%

97%

Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.

Гюльпери Магомедова

Информационная карта проекта

МБДОУ КВ «Детский сад № 6 «Солнышко»

г. Дзержинский Московской области

1. Полное название проекта : «Огород на подоконнике »

3. Руководитель проекта (ФИО) : Иванова А. И.

4. Педагоги : Магомедова Г. Н.

5. Город, представивший проект : г. Дзержинский

6. Адрес организации : г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 16

7. Телефон, e-mail: 8-495-551-61***

8. Вид, тип проекта : краткосрочный

9. Цель, направление деятельности проекта : расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода .

10. Краткое содержание проекта : организационная, образовательная

деятельность; конкурсы, досуги; рассматривание иллюстрированного

тематического материала, беседы.

11. Место проведения : г. Дзержинский.

13. Количество участников проекта (взрослые и дети) : воспитатели гр. № 9, родители и дети гр. № 9, музыкальный руководитель

14. Возраст детей : 5-6 лет

15. Форма проведения : конскурсы, ООД, беседы, досуги

16. Ожидаемые результаты (продукт проекта ) : Получение знаний детей о жизни растений; создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними; развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки. развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями; вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Актуальность.

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике . Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Цель :

Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода .

Задачи :

Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде .

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Получение знаний детей о жизни растений.

Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

В группе разбили огород на подоконнике . Приобрели необходимое оборудование : контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.

Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов) . Завели календарь наблюдений за ростом растений.

Подобрали художественную литературу : поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

Устанавливали связи : растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах : поговорки, стихи, сказки, загадки.

Рассматривали иллюстрации, картины.

Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Подведение итогов реализации проекта .

Оформили выставку рисунков «Овощи» , «Огород на подоконнике » .

Фотографии детей в экспериментальной деятельности.

Мероприятия Цели Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту . Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике » . воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт . Расширять кругозор детей. воспитатель

3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода . Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода . Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель

5. Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» . Привлечь к совместному труду всех детей в группе . воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом , овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом , овощами и фруктами. воспитатель

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. воспитатель

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта . Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. родители

9. Чтение русской народной сказки «Репка» , стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» . воспитатель

10. Совместный с детьми уход за рассадой : полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. воспитатель

11. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода , знакомству детей с растениями, уходу за ними. воспитатель

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. воспитатель

13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. воспитатель

14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай» . Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. воспитатель

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка» . Развивать у детей актёрские способности. воспитатель

16. Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде . Учить оказывать взрослым посильную помощь. воспитатель

17. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике » . Подвести итог проделанной работы. воспитатель











Спасибо за внимание!