ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе. Труд в природе детей старшей группы

Цель: развивать процессы преднамеренного запоминания и припоминания, творческую активность, чувство ответственности за порученное дело, формировать навык критического отношения к результатам своей деятельности.

Методика руководства детской деятельностью

1. Воспитатель не дает дробного показа новой трудовой операции, а объясняет весь процесс целиком.

2. Затем этот процесс делится на логические этапы (проложить борозду, посадить семена, засыпать землей, полить).

3. По ходу выполнения работы воспитатель напоминает последовательность этапов, эффективность использования оборудования, оценивает качество выполнения трудовой операции.

4. Отмечаются ошибки, предлагаются пути их исправления.

5. Воспитатель и дети рассматривают и объясняют значимость и необходимость труда. Почему нужно выполнить то или иное трудовое действие, если: в горшках с цветами сухая земля, на листьях цветов пыль, в аквариуме мало воды, в клетке у хомячка грязный песок и т.д.

Все обитатели уголка природы можно разделить на две группы: временные и постоянные. Постоянные представители живой природы находятся в группе целый год: комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.

Временные - лишь определенные отрезок времени. Это связано с тем, что жизнедеятельность отдельных растений и животных местного края особенно ярко проявляется в определенный период года.

Соблюдение правил безопасности при работе с живым объектом

Наблюдения проводятся только за знакомыми объектами.

Нельзя брать для наблюдения ядовитые растения, грибы или ядовитых животных.

Для наблюдения необходимо подбирать живой объект только со спокойным характером (без признаков возбудимости или заторможенности).

Во время проведения наблюдения необходимо соблюдать спокойную обстановку всем присутствующим.

Педагог должен прогнозировать поведение животного и предупреждать возникновение опасных моментов.

Если животное стало вести себя беспокойно или агрессивно, педагог прекращает наблюдение, устраняет возможные опасные ситуации.

Перспективное планирование на год

Сентябрь

Уголок природы в группе . Рассматривание и называние растений уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер, форма листьев, цветков, стебля. Умение выделять разнообразные свойства и качества, устанавливать различия и сходства, обобщать по тем или иным признакам (фуксия, бальзамин, аукуба, китайский розан, камелия, алоэ или агава, аспарагус, несколько видов бегонии и герани). Красивый букет из срезанных цветов с участка в вазе. На подносе дары осени - плоды: овощи и фрукты и семена, из которых они произросли.

Октябрь

Аквариум и его обитатели . Рассматривание, наблюдение и называние обитателей аквариума, отличающихся по внешнему виду и повадкам (медлительный прудовой карась и юркая верхоплавка, или разновидности золотой рыбки: вуалехвост, телескоп и рыбка местного водоема). Их отличительные особенности: внешнее строение, повадки, место обитания, размер. Вместе с воспитателем уход за рыбками и кормление рыбок.

Ноябрь

Уход за растениями . Обрезание сухих листочков, рыхление земли, полив. Уход за растениями требует от детей средней группы навыка и знания приема поддержания растения в чистоте в зависимости от характера листьев: обливание или опрыскивание растений с мелкими листьями, обтирание влажной кисточкой или щеткой резных листьев, сухой кисточкой - листьев, имеющих пушок. Основные функции частей растения: корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения. Отметить изменения растений в последний месяц осени: растения замирают, обычно не цветут, у некоторых могут облететь листья. Определяются условия, необходимые для роста растений (тепло, вода, свет, почва).

Декабрь

Уход за домашними животными . Морская свинка и хомячок. Называние животных, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. Определение сходства и различий животных. Установление несложной, наглядно представленной связи между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания; строение конечностей и способ передвижения и т.д.). Отметить активность животных зимой: вялость, сонливость, мало бегают, мало едят, больше спят.

Январь

Огород на окне . Посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овса и зелени для животных. Наблюдение за ростом герани на окне: как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет).

Февраль

Обитатели живого уголка. Птицы (канарейка, волнистый попугай), которые живут в группе - рассматривание, уход, кормление. Сравнить поведение, питание птиц в домашних условиях и на улице. Поставить в вазу срезанные веточки сирени. Наблюдать за распусканием почек на срезанных веточках и на деревьях.

Март

Уход за обитателями аквариума . Рыбы живые, они двигаются, дышат, питаются и требуют ухода: свет и тепло, влагу и пищу. Особенности ухода за рыбками: кормление по определенной мерке, проявление заботы и оказание помощи во время смены воды в аквариуме. Наблюдение за мальками гуппи и сравнение их со взрослой рыбкой по внешнему виду и поведению.

Апрель

Красная книга нашей группы . Растения и животные, которые нуждаются в защите.

Комнатные растения на участке . Пересадка герани на участок и посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными (форма листьев, цвет бутона, характер стебля и т.д.)

Ференци Лилия Николаевна,

воспитатель ДОУ № 4 «Журавленок»

Г.Шахтерск

Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Формы организации труда в природе в старшей группе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

а) труд общий; б) труд совместный.

Дежурства - предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

Инвентарь для дежурства в уголке природы: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизатор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом, ножницы для обрезания растений. Вместе с детьми можно сделать таблички с названиями комнатных цветов и условиями их содержания.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группе это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога ухаживают за комнатными растениями. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Эти растения имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. Поэтому важно научить детей правильному уходу за каждым растением: поливу, рыхлению земли и т.д.

В уголке природы, в огороде и цветнике дети совместно с воспитателем выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

Для этой цели в детском саду можно обустроить "зимний сад", «живой уголок», «огород на окошке», где дети смогут трудиться круглый год.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

    Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

    Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

    Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

"Цветы поливаем - листья протираем

В старшей группе дети ведут календари природы, где самостоятельно фиксируют рост и развитие определенного растения или овощной культуры.

С наступлением весны наблюдения и труд в природе чаще переносятся на улицу. Дети вместе с воспитателем разбивают грядки, цветники, перекапывают землю и постепенно высаживают рассаду и семена.

Формирование представлений детей о природе успешно происходит в ходе осуществления продуманной поисково-исследовательской работы.

Воспитателям, учитывая познавательные особенности детей, при проведении опытов необходимо обеспечить:

наглядную агитацию;

организовать активную исследовательско - поисковую деятельность;

поэтапное усложнение задач;

Основные методы:

эксперимент;

наблюдение (эпизодические, длительные)

непосредственный контакт с природой;

труд в природе;

опытно-поисковая работа;

поэтапная фиксация результатов;

дидактические игры, игры - медитации, игры-путешествия;

технические средства обучения;

демонстрации картин, иллюстраций, фотографий;

беседы;

словесно-логические задачи, проблемные задания, вопросы, ситуации.

Оборудование исследовательско-поисковой лаборатории в дошкольном образовательном учреждении

лупа, детский микроскоп, песочные часы, линейка, карандаш и т.д.

2. Семена для посадки и проращивания растений

3. Земля, глина, песок.

4. Карточки схемы для фиксации опытов.

5. Халаты или спецодежда для работы в огороде.

Этапы проведения опыта

выявление знаний, заинтересованность

выдвижение предположения

проведение опыта

обсуждение результатов

Дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». В ходе такой деятельности дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство. Старшие дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Доступная самостоятельная поисковая деятельность дошкольников под руководством воспитателей или родителей создает широкие возможности для воспитания у детей интереса к природе и понимания ее значения. При этом дети учатся сравнивать, анализировать, исправлять ошибки. У них развивается самостоятельность, инициатива, так необходимые для формирования бережного отношения к природе.

Опыт с пшеницей

Тема: «Проращивание пшеницы в земле и в песке»

Цель: выявить, где прорастет пшеница в земле или в песке и при каких условиях.

Предположение: пшеница прорастет в различных условиях, как в песке, так и в земле.

Оборудование: емкость разделена пополам в одной половине земля, а во второй – песок, пшеница, лейки с водой, палочки.

Ход опыта

Увлажняем землю и песок, палочкой делаем луночки и сеем пшеницу.

Присыпаем сверху немножко землей и песком, затем поливаем и ставим в светлое, но прохладное место.

Через две недели переставим в светлое, но теплое место. Постоянно поливаем, как землю, так и песок.

Вывод: пшеница проросла при холодных условиях очень слабо и только в земле.

А вот в теплом месте пшеница проросла быстрее, но тоже только в земле, а в песке пшеница не проросла совсем.

Опыт с луком

Тема: «Проращивание лука в земле и в песке».

Цель: определить, с детьми, где лучше и быстрее прорастет лук.

Оборудование: 2 стаканчика, земля, песок, лук, вода, салфетки, лопаточка.

Предположение: лук вырастет только в земле, а в песке – нет.

Ход опыта

Рассмотреть с детьми почву и песок. Выявить их свойства.

Взять 1 пустой стакан и насыпать земли, увлажнить

землю и посадить в нее лук.

Затем взять второй пустой стакан и насыпать в него песка,

увлажнить его и посадить в него лук.

Наблюдать несколько дней, при этом увлажнять как почву,

так и песок.

Вывод:

Лук пророс в обоих стаканчиках. Но в земле лук вырос быстрее, чем в песке. Потому что земля имеет больше питательных веществ для роста растений, чем песок.

Результаты опытнической деятельности можно фиксировать в дневниках наблюдений, а по результатам наблюдений составлять детские «научные работы».

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2. усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дети шестого года жизни под руководством воспитателя овладевают рядом умений, научаются сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, понимают некоторые зависимости между ними.

Литература:

1.Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

3.Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

5.Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. 6.Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

7. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

8. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с.

Конспект занятия «Труд в природе»

Цель : продолжать формировать представление ухода за комнатными растениями (поливать, рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать)

Задачи:

Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;

Развивать у детей наблюдательность сравнивать комнатные растения;;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Методы и приемы: обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Форма организации: коллективный (совместный) труд.

Вид труда: труд в природе.

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели.

Комнатные растения: фикус, фиалка, алоэ, традесканция, герань

Подготовка оборудования:

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

На столе стоит погибший цветок

Ребята, что вы видите? (цветок)

Что с ним произошло?

Как мы можем помочь цветку? (ответы детей)

Какие предметы нужны, чтобы заботиться о растениях? (фартук, лейка, тряпочки и т.д)

Давайте вспомним какие растения живут в нашей группе. Для этого отгадайте загадки:

1.На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ.)

2. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.(Герань)

3. Зелёные листочки свисают,

И стены в нашем доме украшают.

Маленькими белыми цветочками

Весною расцветает. (Традесканция)

4. с молоком, а не коза

С корой, а не лоза (фикус)

5. Подскажи скорей дружок,

Это, что за цветок,

С листьями ворсистыми,

Нежными, пушистыми!

Ответ: Фиалка

Какие вы молодцы, отгадали все загадки.

Ребята, а теперь выберите цветок за которым вы будете ухаживать (подходят к столу за цветком)

Перед вами карточки схемы по уходу за комнатными растениями, посмотрите на свою карточку и расскажите как вы будете ухаживать за комнатным растением?

Максим, как ты будешь ухаживать за традесканцией? (ответ)

Маша, как ты будешь ухаживать за фиалкой (фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляют кисточкой. Поливать нужно через поддон)

Ева как ты будешь ухаживать за алоэ? (листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы)

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу. Вот так…

С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Растения с мелкими листочками, такие как традесканция – мы будем опрыскивать.

Прежде, чем приступить к работе, что нам нужно сделать? (надеть фартуки)

Все понятно? Тогда начинаем работу….

Не забудьте, ребята, что тряпочку отжимаем хорошо, с крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки- опрыскиваем.

Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель:
- Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.

Что было трудно?

Что нового узнали?

Ребята, вы такие молодцы, так замечательно справились.

У ….. очень хорошо получилось полить цветы

….. так хорошо протерла листочки и т.д

Новый год 2018

Ф.И ребенка

На дед мороза

На подарок

Астахов Иван

Арцыбашева Полина

Боева Елизавета

Вегнер Артем

Витива Саша

Габидуллин Глеб

Ефремова Мария

Едемский Сергей

Заволокин Егор

Задерей Артем

Змановский Максим

Кирушок Ева

Колмакова Арина

Кужелев Артем

Лебедь Ксения

Малков Костя

Матыцина Дарья

Милютина Мария

Мишкарудник Ульяна

Панов Евгений

Папст Влад

Порубенко Юля

Приходько Юля

Симонов Роман

Шурыгин Данил

Малышева Валерия

Правила ухода за комнатными растениями

1. поливать: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни

2. рыхлить нужно: осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет

3 . опрыскивать нужно не только сверху, но и снизу

4 . протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу

5 . С ворсистых листьев пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой

Методические рекомендации Картотека: Труд в природе Старшая – подготовительная группа. Подготовила Канева Людмила Игоревна Детский сад «Золотой ключик» Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 2. Рыхление почвы у комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе. Карточка № 3. Опрыскивание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами; опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 4. Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 5. Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 6. Черенкование растений. Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 7. Пересаживание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка №8 Посадка лука на подоконнике. Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле. Карточка № 9. Посев семян цветов и овощей. Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 10. Высаживание рассады, уход за ней. Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 11. Перекапывание грядок. Цель: дать детям представление о необходимости перекапывания грядки. Учить правильному перекапыванию: стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 12. Прополка грядок на своем участке и участке малышей. Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти; дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 13. Полив клумб и грядок. Цель: дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру. Карточка № 14. Уход за рыбками. Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 15. Уход за аквариумом. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Картотека

Труд в уголке живой природы

Старшая группа

Карточка № 1.

Полив комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки

водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 2.

Рыхление почвы у комнатных растений.

Цель : Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Карточка № 3.

Опрыскивание комнатных растений.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями.

Карточка № 4.

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 5.

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 6.

Черенкование растений.

Цель : Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.

Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 7 .

Пересаживание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Карточка №8

Посадка лука на подоконнике .

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка № 9.

Посев семян цветов и овощей.

Цель : Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой

расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 10.

Высаживание рассады, уход за ней.

Цель : Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 11.

Перекапывание грядок.

Цель : Дать детям представление о необходимости перекапывания грядки.

Учить правильному перекапыванию: стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 12.

Прополка грядок на своем участке и участке малышей.

Цель : Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти;

дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 13 .

Полив клумб и грядок.

Цель : Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.

Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.

Карточка № 14.

Уход за рыбками.

Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 15.

Уход за аквариумом.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 16.

Кормление попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: вычищать кормушки и насыпать свежий корм, соблюдая норму, угощать попугаев овощами и травами, менять воду в поилке попугаев.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом попугаев.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 17

Купание попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: устраивать для них купальные дни, уметь наполнить водой купальню и установить её в клетке или обрызгивать попугаев под малой струёй воды в душе.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с водой и попугаями.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 18.

Уход за клеткой попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за клеткой попугаев: уметь вычистить её от мусора, помыть поддон. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с клеткой, водой и попугаями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.