ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспект на тему насекомые в подготовительной группе. Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Насекомые. Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство «

татьяна животовская
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши знакомые - это насекомые»

Цель : Формирование представлений о разнообразном мире насекомых .

Задачи :

Образовательные : Обобщить представления детей о разнообразии насекомых , выделить их отличительные признаки (характерные особенности : внешний вид, повадки, среда обитания) ; совершенствовать навыки творческого рассказывания, речь, мышление; закрепить представление о равновесии в мире.

Развивающие : Развивать творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к насекомым .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с насекомыми , наблюдения за насекомыми во время прогулок , чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, загадки) о насекомых ; знакомство с творчеством К . И. Чуковского.

Словарная работа : Пчела, муравей, стрекоза, муравейник, улей, санитары леса.

Материал и оборудование : шапочки на голову; аудиозапись, изображение жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; фигурка паука; дидактический материал для игры «Четвертый лишний?» ; материал (трава, сосновые иголки, маленькие веточки) для постройки муравейника; нити для паутины; фигурки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха» ).

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Тараканище придумал,

И про муху сочинил.

Мойдодыра, Айболита

В своих сказках не забыл.

И про горюшко Федоры

Всем ребятам рассказал.

Это не Чайковский.

Дети : Корней Чуковский!

Воспитатель : Правильно! Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Вспомните и назовите сказки

К. И, Чуковского.

Ответы детей :

Сказка «Тараканище» ;

Сказка «Краденое солнце» ;

Сказка «Мойдодыр» ;

Сказка «Федорино горе» .

Сказка "Муха-Цокотуха"

Воспитатель. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар,

И купила самовар…

Дети : Сказка «Муха-цокотуха» .

Воспитатель : А вы любите путешествия и приключения?

Дети : Мы очень любим путешествовать.

А я с мамой и папой ездили в лес.

А мы с бабушкой ходили в парк.

Воспитатель :

В царство Мухи-Цокотухи

Мы сегодня попадем,

Если нужную тропинку

В сказочном лесу найдем.

Воспитатель. На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.

Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.

Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.

Шапки-невидимки, помогите

И размеры наши измените .

1,2,3-начнись, игра!

Сделай нас скорее

Размером с комара!

Воспитатель : Открывайте глаза. Ребята, мы с вами очутились в сказочной стране, где живут сказочные персонажи. Попали мы в мир насекомых- знакомых и незнакомых .

По дорожке мы пойдем,

Посмотрите - чей-то дом.

Шапки-невидимки надевайте,

Чей же домик, угадайте?

Ах, как я люблю цветы,

Просто обожаю!

Вокруг цветка жужжанье

Как важно расписанье

От цветка к цветку весь день

Без устали летаю.

Весь день нектар качаю,

А ночью отдыхаю.

Ответы детей : Это пчела.

Воспитатель : Ребята, а что мы знаем о пчеле.

Дети :-Пчела любит трудиться, она собирает нектар с цветов.

Воспитатель : Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела!А что получается из нектара?

Дети : Вкусный, душистый,полезный, лечебный мед.

Воспитатель : А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?

Лена : Мне мама давала теплое молоко с медом, когда я простыла, у меня был сильный кашель.

Воспитатель. Давайте рассмотрим пчелу. Какая окраска у пчелы?

Дети : Пчелы полосатые, полоска черная, полоска желтая.

Воспитатель. На кого похожа пчела?

Дети : На осу, шмеля.

Воспитатель : Как называется домик пчелы?

Дети : Домик пчелы называется улей.

Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Как вы думаете почему?

Дети : Пчелам не нравиться когда их отвлекают от работы, они могут ужалить.

Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.

(ходьба друг за другом змейкой)

По тропинке мы пойдем,

Посмотрите - снова дом.

Шапки надевайте,

Кто живет там, угадайте?

Он жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят :

От тебя жужжит весь дом!

А ему жужжать не лень,

Он так развлекается ,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Дети : - Это жук.

Воспитатель показывает изображение жука.

Воспитатель : Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с жуком.

Дети приветствуют жука.

Жук : Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?

Дети : Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями .

Жук : Пропущу, если выполните мое задание, повторите скороговорку.

Жук упал и втать не может,

Ждет кто ж ему поможет.

Дети повторяют скороговорку в разном темпе, несколько раз.

Жук : Ребята, мне очень, поиграйте со мной пожалуйста.

Проводится игра «На лужайке»

На лужайке по ромашке, жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь.

(Дети имитируют движения жука) .

Жук : Молодцы! А ответьте на вопрос, что я люблю кушать?

Дети : Жуки как пчелы едят нектар цветов, любят зеленые, сочные листики.

Жук : Какие вы умные. Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе, только берегитесь злодея!

Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику. (ходьба друг за другом, чередуя обычную ходьбу с перешагиванием через предметы)

Воспитатель. Ребята посмотрите то слева, то справа нас обгоняют насекомые . Они несут тяжелую ношу и их очень много.

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы.

Дети : муравьи.

Воспитатель. Что можно рассказать о муравье?

Дети : Муравей очень маленький, живут большой семьей, домик свой строят сами. Они очень сильные.

Воспитатель : Хорошо, а давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?

Дети : Соломинку, листик, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.

Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес.

А как называется домик муравьев?

Дети : Муравейник.

Воспитатель : Скоро мы увидим его. Ребята случилась большая беда для муравьев, кто-то разрушил муравейник. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.

Дети строят горку-муравейник из травы, веточек, сосновых иголок.

Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас за помощь, и советуют нам поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи, но нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку к злодею.

Дети прощаются с муравьями и продолжают свой путь.

Воспитатель. Смотрите, похоже, мы с вами во владениях разбойника, везде висят паутины. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.

Дети находят фигурку паука, спрятанную в цветах.

Воспитатель : А вот и он! Кто это?

Дети : Паук.

Воспитатель : Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас.

Дети :Здравствуйте дядя Паук, пропусти нас, пожалуйста, не задерживайте нас.

Паук : Мне, нравится быть вредным. На вашем пути я расставил две паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.

Воспитатель : Не боятся ребята твоих заданий, они с ними справятся.

Паук : Поиграйте со мной в игру.

Игра «Назови насекомое » – игра с мячом.

Описание : Паук бросает ребенку мяч, каждый играющий называет насекомое .

Дети : Муравей, стрекоза, сверчок, кузнечик, пчела….

группе находятся подсказки изображения и фигуры насекомых )

Воспитатель : Какие вы молодцы, паук как ребята хорошо справились с твоим заданием.

Паук : Не радуйтесь, с первым заданием вы справились, впереди еще испытание. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают , но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными , мы поиграем в игру «Четвертый лишний» .

Детям предлагаются задания :

1. Заяц, еж, лиса, шмель;

2. Бабочка, стрекоза, медведь, пчела;

3. Таракан, муха, пчела, майский жук;

4. Лягушка, комар, жук, бабочка;

5. Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Дети выполняют задание, находят лишнее изображение.

Паук : Какие вы молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Я решил, что больше не буду вредным и плохим, хочу быть как вы хорошим, умным и добрым. Проходите ребята.

Дети прощаются с пауком и продолжают свой путь.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на цветочной полянке, здесь много разных насекомых , вы их узнали?

Дети : Да, мы их узнали.

Воспитатель : Как вы думаете, к кому они все прилетели?

Дети : Насекомые прилетели на праздник к Мухе – Цокотухе.

Она именинница.

Муха-цокотуха : Ребята, я, приглашаю вас в наш веселый хоровод, повеселиться.

Хороводная игра «Карусель» .

Муха – Цокотуха : Спасибо что вы пришли в гости, мы - насекомые хотим с вами дружить.

Дети : Мы тоже будим с вами дружить, будем вас защищать.

Воспитатель :

Подошла к концу прогулка.

Возвращаться нам пора.

Шапки-невидимки, помогите,

Прежние размеры нам верните.

Воспитатель : Понравилось вам путешествовать?

Дети : - Мне было немножко страшно, но интересно.

Мне все понравилось.

Мне понравилось выполнять разные задания.

Я много узнал интересного, знаю что насекомых обижать нельзя .

Воспитатель : Ребята вы все молодцы, я рада за вас. Теперь мы с вами будем бережно относиться к природе. Ведь природа - наше богатство, а насекомые - наши хорошие знакомые .

Викторина для детей подготовительной к школе группы по теме «Насекомые»

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание материала:
Конспект викторины по теме «Насекомые» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) и родителей.
В данном конспекте представлен материал, способствующий выявлению представлений детей в виде игровых заданий и вопросов по теме "Насекомые". Викторину можно провести в ходе организации детской досуговой деятельности, или как часть организованной образовательной деятельности.
Содержание данной викторины подобрано с учётом интеграции образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие".
Цель: Выявление представлений детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Углублять, расширять и обобщать представления о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания. Уточнять и расширять знания об особенностях приспособления к условиям существования, способах размножения,пище.
Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению объектов живой природы, воспитывать осознанно- бережное отношение к природе.
Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: насекомые, бабочки, жуки, летают, порхают, превращаются.
Материал: карточки- задания с изображением насекомых, фишки.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать загадки и ответить на вопросы про тех, кто умеет ползать, летать, прыгать. Догадались, о ком я говорю?
Ответы детей.
Воспитатель:
Будьте внимательны и постарайтесь отвечать правильно на вопросы.
А начнём викторину с загадок.Выслушайте загадки и назовите отгадку.
1.Загадки:
1. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит….(комар)
2.Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
3.Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
4.Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
5. Что за чудо-вертолёт
Совершает свой полёт?
Сел на листочек,
Отдохнул чуточек,
Зашуршал, загудел
И над речкой полетел.
(стрекоза, автор В. Белова)
2. Картинка- загадка.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку, определите, кто не относится к насекомым, подставьте под изображение выбранного вами живого объекта фишку.

Ответы детей.
Правильные ответы (не являются насекомыми паук и улитка)
3. Картинка- задание "Чей домик?"
Воспитатель: Приготовьтесь к следующему заданию. Найдите жилище насекомых на картинке.

Ответы детей.
Правильный ответ: бабочка- цветок, муравей- муравейник, пчела- улей.
4. Дидактическая игра "Кто лишний?"
Воспитатель: На картинки посмотрите, кто здесь лишний - назовите и подставьте фишку под изображение данного насекомого.

Воспитатель:Определили, кто из представленных насекомых -лишний?:Жук, пчела, кузнечик, бабочка.
Ответы детей.
Правильный ответ: пчела, из всех насекомых, изображённых на картинке, только у пчелы – жало.
Воспитатель: Молодцы, справились, правильно отметили насекомое, отличающееся от других.
5.Картинка- задание "По - порядку".
Воспитатель: А всегда ли бабочка была такой, какой мы её обычно видим? Как она изменяется?
Ответы детей.
Воспитатель: Что бы выполнить это задание надо расставить по - порядку цифры, соответствующие порядку этапов превращения бабочки.

Дети выполняют задание, подставляя соответствующие цифры в кружочки, возле картинок с изображёнными этапами развития бабочки.
Воспитатель: Вспомним, какой путь большой и трудный путь превращения проходит бабочка.Правильный ответ:1.яйцо,2.личинка,3.куколка,4.взрослая бабочка.
6.Упражнение «Что не так?»
Воспитатель: Послушайте предложения, скажите, верные ли утверждения, которые я произнесу?
Комар живёт в муравейнике. (Не верно, комар не живёт в муравейнике)
Пчела живёт в улье. (Верно, пчела живёт в улье)
Паук собирает нектар с цветов. (Не верно, паук не собирает нектар с цветов)
Бабочка живет в улье. (Не верно, бабочка не живёт в улье)
Муравей стрекочет. (Не верно, муравей не стрекочет)
Пчела плетет паутину. (Не верно, пчела не плетет паутину)
Кузнечик ловит птиц. (Не верно, кузнечик не ловит птиц)
Муравьи строят муравейники (Верно, муравьи строят муравейники)
7.Задание «По страницам сказок»
Воспитатель: Вспомним сказки, в которых есть персонажи- насекомые.
1.Кто спешил домой в сказке Виталия Бианки
ответ: Муравьишка. Сказка «Как Муравьишка домой спешил»?
2.Какое насекомое спасло Муху- Цокотуху в сказке Корнея Чуковского?
ответ: комарик.
3.Какие насекомые прятались под грибом в сказке «Под грибом» Владимира Сутеева.
ответ: муравей, бабочка.
8.Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы ребята,многое вы знаете о насекомых, на все вопросы викторины ответили.
Вам в подарок раскраски с изображением насекомых- героев разных сказок.
Раскраски Насекомые

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Насекомые»

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать зрительную и слуховую память.

Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

Развивать связную речь.

Развивать образность речи.

Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивать общую моторику, координацию.

Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!». Введение в тему.

Воспитатель:

Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физкультминутка «Сороконожка»

Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

По размеру. Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

Кто появляется из яйца? Ответы детей:

Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

Что делает гусеница? Ответы детей:

Она питается листьями и растет. Воспитатель:

В кого она превращается? Ответы детей:

Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

Кто выходит из куколки? Ответы детей:

Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Цель: вызвать интерес к миру насекомых; развивать наблюдательность.

Оборудование : таблицы; экспонаты, представляющие мир насекомых.

Действующие лица

Урок предполагает научить детей различать вредных и полезных насекомых, нельзя сразу прибить насекомое, не зная о нем ничего. Например, майский жук красив, а он - вредитель. А вот черная жужелица с неприятным запахом - наш помощник, уничтожающий слизняков.

Учитель . И опять у нас загадки.

Вдруг цветок зашевелился,

Встрепенулся, в путь пустился.

Крыльями то вверх, то вниз.

Ну-ка, цветик, приземлись. (Бабочка.)

Много ножек у колбаски,

Но еле движется она.

Как огурчик зелена

И лохматая спина. (Гусеница.)

Все летаю и жужжу,

Потом на ветке я сижу,

Во все стороны гляжу.

Кто я, вам не расскажу. (Жук.)

Я на скрипочке играю,

Друзей песней созываю.

Тирли-тирли-тирли-ли!

От зари и до зари. (Кузнечик.)

Дружно трудится народ,

Вверх по холмику ползет.

Здесь строительство идет

День-деньской напролет. (Муравьи.)

Нити шелковы плетет,

В темном уголке живет.

Ну-ка, мухи, налетайте,

Жизнь в тенетах оставляйте. (Паук.)

Его скрипочка играет,

Дрему сонну навевает.

Пой, скрипи, трещи, дружок,

Неугомонный ты... (Сверчок.)

Вертолетик все летал,

Ос и мух везде хватал.

Опустилась егоза,

Золотистые глаза. (Стрекоза.)

На пчелку малую похож,

Весь лохмат, пушист, пригож.

Очень громко жужжит,

Даже воздух дрожит. (Шмель.)

Учитель. О ком были наши отгадки? Как можно назвать одним словом? (Насекомые.)

Вот и побываем у них в гостях.

СКАЗКА-БЫЛЬ

Солнышко послало на землю лучи, чтобы разбудить уставший от зимы мир. Первыми проснулись мухи, стали свои спинки греть. А тут и паук-бродяга подоспел, за зиму проголодался, стал красться к мухам. Кто зазевался, тот в его пасти оказался. Из трещин коры вылетела бабочка-крапивница. Расправила кирпично-красные крылья с черными пятнышками, послала солнышку привет, поблагодарила его за свет и ласку.

Загудели басом шмели и отправились к иве попить сладкого нектара. Затем поспешили построить свои домики-норки в земле.

А вот холмик, осыпанный хвоей. Это муравьиный дом. Обитатели его после долгой зимы обессилели и теперь прогреваются на солнышке.

И вот загудел, запел весь мир. Тысячи звуков можно услышать.

Вдруг сошел весь снег, земля покрылась цветами. Это лето протянуло свои руки весне.

Плавно расправив крылья, взлетела вверх божья коровка. Полетела искать добычу. А вот и добыча. Это тля, маленькие зеленые насекомые, сосущие из растений сок. Вонзила свои маленькие клыки в тлю, давай ее поедать. Позвала подружек, чтобы помогли воевать с противной зеленой тлей. Вдруг птицы кинулись, хотели съесть божью коровку. Да не тут-то было. На лапках у нее ядовитые капельки повисли. Плохо стало птицам. Да и красный цвет крыльев режет глаза. Не стали они больше божью коровку трогать.

Деревья в лесу имеют много опасных врагов. Самые опасные тоже рады лету. Майский жук объедает листья деревьев, а их личинки едят корни молодых хвойных деревьев.

Гусеницы бабочек-шелкопрядов - большие обжоры, поедают листья различных деревьев.

Как же защитить лес? А так: у леса есть не только враги, но и друзья. Они помогут.

Учитель. Обобщим знания.

Вопросы:

Кто проснулся весной первым?

Где провела зиму бабочка-крапивница?

Кто первым полетел к иве? Почему?

У кого дом холмиком?

Опишите наряд божьей коровки.

Какую пользу она приносит?

Какие жуки самые опасные для них?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель . Посмотрим видеоряд «Насекомые леса» (или слайды).

Задание : нарисовать некоторых насекомых, составить сказки или рассказы. Желательно создать коллекцию открыток о насекомых.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Насекомые»

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Программное содержание:

Образовательные задачи - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие задачи: развивать творческую активность, воображение, речь;

Воспитательные задачи - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приемы: наблюдение (показ образца, способов действий), демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога (вопросы, пояснение), беседа, дидактическая игра, воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; дидактическая игра «Четвёртый лишний», цветная бумага, ниточки, волшебный обруч.

Средства ИКТ: презентация, экран, проектор.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; динамической моделью «бабочка, складывающая крылья», экскурсия в парк, по территории детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Мария Владимировна.

Дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит.

Музыка звучит громче.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько здесь цветов!

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы) .

Воспитатель: - Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Воспитатель: - Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. Отгадайте загадки:

· У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

· Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

· Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

· Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

· Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

· Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

· Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Воспитатель: - Молодцы ребята! В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы, что есть животное, которое летает? Какое это животное?

(летучая мышь) Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

· Заяц, ёж, лиса, шмель.

· Трясогузка, паук, скворец, сорока.

· Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

Воспитатель: - А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

· Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

· Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

· Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.

· Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка:

Танец « В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей) Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (ответы) Как нужно вести себя в лесу, на поляне? Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы. Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (показать образец)

Ручной труд: Изготовление бабочек.

Воспитатель: - У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. (показываю) Получилось вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: - Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас получилось два крылышка. Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе. У вас получилась бабочка, сложившая крылышки. Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Воспитатель: - Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии. Занятие закончено. Всем, большое спасибо. До свидания!