ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Китайская стена история. Великая китайская стена

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • Пекин Бадалин

    Видео «Великая Китайская стена HD»

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 26.04.2016 17:03 Просмотров: 2899

Великая Китайская стена – самое большое оборонительное сооружение за всю историю человечества.

Даже по современным меркам это сооружение является гигантским. Оно смогло осуществиться только в результате объединения всей страны. Стена задумывалась для защиты северных границ Древнего Китая от набегов варварских орд. Но современные учёные считают, что стена никогда не была единым оборонительным сооружением – она строилась в различных частях страны при разных династиях в различных целях.

Описание Великой Китайской стены

Высота стены 10 м, ширина 5-8 м. Она берёт своё начало от города Шаньхайгуань и оттуда гигантской змеёй тянется по уступам горных хребтов на запад, заканчиваясь в Центральном Китае, у рубежей пустыни Гоби.
В некоторых местах параллельно ей тянутся другие крепостные сооружения и земляные валы. У ворот и проходов были сооружены дополнительные крепости и казематы для охраны.

Длина стены составляет более 21 000 км. На сегодняшний день лишь 8,2% от общей протяженности стены, воздвигнутой в период династии Мин, сохраняет свой первозданный вид, тогда как свыше 74% получило серьезные повреждения. Это огромное сооружение хорошо видно даже из космоса, с орбиты Земли. Хотя не все космонавты с этим согласны.

Спутниковое изображение Великой Китайской стены
На участке в 750 км стена используется не только как крепостное сооружение, но и как удобная дорога.

Строительство

Строительство стены началось в 221 г. до н.э. Считается, что её сооружала 300-тысячная императорская армия и огромное количество крестьян. Великая Китайская стена строилась несколько столетий, но её основная часть была сооружена при императоре Цине за 10 лет. При укладке каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести.
О том, сколько человеческих жизней было положено на её строительство, можно только догадываться. Недаром Великую Китайскую стену называют «стеной слёз» и «самым длинным кладбищем мира». Останки умерших от истощения рабочих часто замуровывали прямо в стену, иногда их находят уже в наше время.
После смерти Цинь стена утратила своё значение надолго. В период династии Хань (206-220 гг. н.э.) она была отремонтирована и продлена на 100 км. В 607 г. императоры династии Суй (589-618) начали её реконструкцию. Впоследствии реконструкциям стена подвергалась не один раз.

Современный облик стена приобрела при императорах династии Мин (1368-1644). На многих участках её построили заново, земляные насыпи заменили кирпичом и каменными сооружениями. Из 25000 сторожевых башен 12-метровой высоты, стоявших на расстоянии двух полётов стрелы, многие сохранились до наших дней. С их верхних площадок в случае нападения врага передавали тревогу: ночью с помощью огня, а днём – дымовым сигналом.
В XV в. при императоре Ваньли были проведены огромные работы по реконструкции этого сооружения, настолько огромные, что вплоть до начала XX в. многие считали, что стену построил именно он.
Несмотря на огромные затраты сил и средств, эффективность стены как оборонительного сооружения оказалась крайне низкой – перед иноземными захватчиками она оказалась слабой защитой. Но зато она удерживала население Китая от бегства из страны, где царили жестокие порядки.
Когда границы Китая распространились за пределы стены, её роль пограничного рубежа свелась к нулю. Десятилетиями крестьяне разбирали стену на стройматериалы, так что в некоторых местах она исчезла совсем. Только в 1977 г. за порчу стены власти стали наказывать большим денежным штрафом.

Если попросить человека в любой точке мира назвать первое, что ассоциируется с Китаем, высока вероятность, что это будет Китайская стена. Неудивительно - это действительно огромное, величественное сооружение, заслуживающее того, чтобы о нем упомянули. Многим читателям наверняка хотелось бы узнать, какова длина Китайской стены в км, когда она была построена, кем, с какой целью. Постараемся ответить на эти вопросы коротко, но содержательно.

Где она расположена?

Казалось бы, ответ очевиден - Великая Китайская стена должна быть расположена в Китае. Однако он верен лишь отчасти. Конечно, большая ее часть действительно находится в Поднебесной. Но не вся! Несколько сотен километров стены - на юге Монголии, а какой-то отрезок - на северо-востоке этой же страны. Многих, наверное, удивит тот факт, что небольшой кусок этого же отрезка проходит по самой южной границе Читинской области. Некоторые наиболее древние участки можно обнаружить на территории Северной Кореи.

Сама же стена имеет очень сложное устройство - отдельные куски построены за десятки и даже сотни километров от других. Из-за этого стена расположена не только в северной части Китая, но и в центральной, и даже восточной.

Какова ее длина

Не только рядовые читатели, но и многие эксперты хотели бы узнать, какова длина Великой Китайской стены. Увы, данные об этом очень сильно разнятся. Судя по летописям, длина была одна, одни современные комиссии предъявляют совершенно иные данные, а другие группы специалистов - третьи.

Итак, какова длина Китайской стены в км?

Сами китайцы называют ее "Стеной длиной в 10 000 ли". Если учесть, что "ли" - древняя китайская мера длины, равная примерно 570 метрам, то можно подсчитать длину - получится 5 700 000 метров, или 5700 километров. Весьма впечатляющая цифра. Однако в древности зачастую возникали проблемы при подсчете. Поэтому лучше обратимся к современным изысканиям, благо проводятся они регулярно.

В 2012 году была собрана специальная комиссия, которая должна была точно установить, какова длина Великой Китайской стены в км. Они насчитали 21 196 километров - просто уму непостижимо. Ведь длина планеты Земля по экватору - чуть больше 40 тысяч километров. Получается, стена смогла бы опоясать Землю больше чем наполовину? Весьма сомнительно. Более вероятно, что китайские ученые, желая произвести впечатление на весь мир, привлечь еще больше туристов, просто "слегка" завысили длину своей главной гордости. Были учтены все участки - как существующие доныне, так и разрушенные много веков назад. Они даже включили в подсчеты параметры сооружений, возведенных в Монголии во времена династии Цин, хотя они никогда не являлись частью Великой Китайской стены.

Официальная же длина - 8852 километра. Тоже весьма впечатляет! Особенно если учесть остальные ее размеры. Толщина на разных участках колеблется от 5 до 8 метров, а высота составляет примерно 6-7 метров. Впрочем, встречаются и места, где она возвышается на целых 10 метров.

Даже при использовании современной техники и материалов создать такую махину было бы очень непросто. А ведь здесь строительство велось с использованием ручного труда, природных материалов и самых примитивных орудий труда. Так что в трудолюбии китайцам точно не откажешь.

Почему так сложно подсчитать ее длину?

После прочтения у читателя может возникнуть вопрос: почему же возникают такие проблемы и расхождения при попытке определить, какова длина Великой Китайской стены в км?

Ответ прост. Дело в том, что строилась она не один и не два года, а почти два тысячелетия. В результате, когда одни участки были только достроены, другие уже разрушились - под влиянием дождей, наводнений, а также деятельности людей.

Когда находят два отрезка стены длиной по несколько десятков километров, между которыми нет никаких построек, возникает множество догадок, почему же это произошло. Может быть, китайские инженеры не захотели строить здесь ничего? Или не успели? А может, стена здесь была, но просто разрушилась со временем? Поэтому одни специалисты, пытаясь понять, какова длина Китайской стены, подсчитывают только существующие на сегодняшний день участки. Другие же, стремясь получить более впечатляющие цифры, принимают во внимание и разрушенные, а также гипотетически существовавшие. Конечно, расхождения получаются более чем серьезными.

Так что, если говорить о параметрах такой постройки, как Великая Китайская стена, длину в километрах ее однозначно назвать не представляется возможным.

Зачем ее строили

Говоря о глобальности стройки, нельзя не задаться вопросом о том, для чего она вообще была построена. Самый очевидный и популярный ответ - для защиты китайских земель от противника с севера. Но он не выдерживает никакой критики - к этому вернемся позже.

Существует версия, что она должна была помешать противнику, захватившему в Китае рабов и богатства, беспрепятственно уйти обратно на север. Но и эта версия не слишком правдоподобна.

Зато проверен практикой иной вариант - она использовалась в качестве дороги. Достаточно широкая, чтобы там могли свободно разминуться две телеги, она не боялась дождей и распутицы. На стене даже в осеннюю слякоть было сухо. Купцы и простые крестьяне, везущие товар на рынки, могли быстро перемещаться из одной провинции в другую.

Также стена могла использоваться в качестве таможенного поста. Ведь в башнях все время дежурили военные, которые проверяли, уплачены ли все пошлины купцами. Один только Великий Шелковый путь пересекается стеною три раза.

Некоторые эксперты отстаивают совершенно иную версию. Когда стену начинали строить, Китай представлял собой кучу раздробленных, враждующих государств и народов. Нужна была единая великая цель, которая бы заставила вчерашних врагов работать сообща, помогая друг другу. Именно такой целью и стало возведение Великой Китайской стены.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто - именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления - даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга - контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Сколько лет ушло на возведение

Что ж, вопрос о том, какова длина Китайской стены, на сколько километров она протянулась, более-менее раскрыт. А сколько лет ее строили? К счастью, сохранилось немало письменных источников, позволяющих довольно точно ответить и на этот вопрос.

Начато было строительство в третьем веке до нашей эры. Тогда Китая как такового не существовало - только многочисленные разрозненные и постоянно воюющие между собой царства. Если верить летописям, то почти сразу на строительство было брошено 20% населения - около миллиона человек.

Закончилось же строительство в 1644 году, когда объединенным Китаем уже правила могущественная династия Мин.

Конечно, строительство велось не постоянно. Иногда про него забывали на десятилетия и даже века, чтобы со временем снова вернуться к возведению этого удивительного объекта.

Людские потери при строительстве

Сказать, сколько людей погибло при строительстве, еще сложнее, чем однозначно ответить, какова длина Китайской стены. Дело в том, что люди калечились и гибли постоянно: плохое питание, примитивные механизмы, нечеловеческие условия труда - все это сказывалось на продолжительности жизни. Но никому и в голову не приходило записывать или как-то иначе отмечать смерти людей на производстве. Просто время от времени сюда пригоняли все новых и новых рабочих.

Существует легенда, что на каждый построенный километр стены приходился один несчастный случай со смертельным исходом. Но не исключено, что на самом деле жертв было гораздо больше, чем 9 тысяч.

С покойниками обходились довольно просто - их замуровывали в основание стен, чтобы не копать для них могилы. Так что Китайская стена - это не просто внушительная постройка, но еще и весьма необычное кладбище.

Легенды, связанные с нею

Кстати, именно с людьми, похороненными в стене, связана одна из легенд. Она гласит, что один мужчина - простой фермер, которого насильно заставили строить стену - умер и был вмурован в основание постройки. Его жена - Мэн Цзян Ну - была разбита горем и страшно плакала. Настолько страшно, что часть стены, где был похоронен муж, просто рассыпалась, оголяя останки и позволяя похоронить их согласно обычаям. Ходят слухи, что в честь этого на стене был даже установлен памятник.

Еще одна интересная легенда связана с драконом - ну какой же Китай без него? Якобы местоположение Великой Китайской стены выбрано не случайно. Мудрый дракон прополз по земле, показывая место, где нужно воздвигнуть ее. Что ж, легенда действительно красивая и вполне в восточном стиле.

Вандализм и мошенничество

В разное время Великая стена часто использовалась в качестве… источника строительных материалов. Приземленные крестьяне, не слишком задумываясь о ценности постройки, спокойно разбирали ее на кирпичи для своих нужд. Причем началось это многие века назад и продолжается и сейчас. Только в середине ХХ века власти спохватились и назначили штраф за такое вредительство - 5000 юаней (около 48 тысяч рублей). Правда, в отдаленных провинциях это людей слабо останавливает - многие даже не знают о таком запрете и наказании.

Во многих местах можно даже приобрести такой кирпич - стоит он совсем недорого, около 50 юаней (меньше 500 рублей). Однако при вывозе из страны вполне могут возникнуть серьезные проблемы. Да и что мешает мошенникам подсунуть под видом древнего артефакта обычный кирпич, сделанный несколько дней назад? Поэтому от таких покупок лучше воздержаться.

В качестве основного связующего вещества использовался не бетон, как это сделали бы сейчас, а гашеная известь, смешанная с рисовой кашей.

В среднем за один год Великую Китайскую стену посещает 40 миллионов туристов - как с Поднебесной, так и со всего мира.

Хотя существует мнение, что это единственная постройка, которую видно из космоса невооруженным глазом, это не так - хотя стена и достаточно длинная, но малая ширина делает это невозможным.

В 1987 году она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь величайшей достопримечательностью Китая.

Заключение

На этом можно закончить статью. Теперь вы знаете если не все, то многое о такой удивительной постройке, как Великая Китайская стена: длина в километрах, ширина, назначение, годы строительства и многое другое. Наверняка это позволит вам существенно расширить кругозор.

Существует ещё одно материальное свидетельство присутствия в этой стране высокоразвитой цивилизации, к которой китайцы отношения не имеют. В отличие от китайских пирамид, это свидетельство хорошо всем известно. Это – так называемая, Великая китайская стена .

Давайте посмотрим, что говорят ортодоксальные историки об этом крупнейшем памятнике архитектуры, который в последнее время стал основной туристической достопримечательностью Китая. Стена расположена на севере страны, протянувшись от морского побережья и уходя в глубь монгольских степей, и по разным оценкам имеет протяжённость, с учётом ответвлений, от 6 до 13 000 км. Толщина стены – несколько метров (в среднем 5 метров), высота 6-10 метров. Утверждается, что стена включала 25 тысяч башен.

Краткая история строительства стены сегодня выглядит так. Строить стену якобы начали ещё в III веке до н.э. во время правления династии Цинь , чтобы защищаться от набегов кочевников с севера и чётко определить границу китайской цивилизации. Инициатором строительства выступил знаменитый «собиратель земель китайских» император Цинь Ши-ХуанДи. Он согнал на около полумиллиона человек, что при 20 миллионах общего населения составляет очень внушительную цифру. Тогда стена представляла собой сооружение в основном из земли – громадный земляной вал.

Во время правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 н.э.) стену расширили на запад, укрепили камнем и соорудили линию сторожевых башен, которая уходила вглубь пустыни. При династии Мин (1368-1644) стену продолжали строить и дальше. В итоге она протянулась с востока на запад от Бохайского залива в Жёлтом море до западной границы современной провинций Ганьсу, заходя на территорию пустыни Гоби. Считается, что эту стену строили усилиями уже миллиона китайцев из кирпича и каменных блоков, поэтому-то эти участки стены сохранились и до наших дней в таком виде, в котором её уже привык видеть современный турист. Династию Мин сменила манчжурская династия Цин (1644-1911), которая строительством стены не занималась. Она ограничилась лишь поддержанием в относительном порядке небольшого участка около , который служил «воротами в столицу».

В 1899 американские газеты пустили слух о том, что стена вскоре будет снесена, а на её месте построят шоссе. Однако, никто ничего не собирался сносить. Более того, в 1984 году стартовала программа по реставрации стены по инициативе Дэн Сяопина и под руководством Мао Цзе Дуна, которая выполняется и сейчас, и финансируется из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц. Сколько согнал Мао на реставрацию стены, не сообщается. Несколько участков отремонтировали, кое-где возвели вообще заново. Так что можно считать, что в 1984 году началось строительство четвёртой китайской стены. Обычно, туристам показывают один из участков стены, расположенный в 60 км к северо-западу от Пекина. Это район горы Бадалин (Badaling), протяжённость стены составляет 50 км.

Наибольшее же впечатление стена производит не в районе Пекина, где она возведена на не очень высоких горах, а в отдалённых горных районах. Там, кстати, очень хорошо видно, что стена, как оборонительное , сделана очень продуманно. Во-первых, по самой стене вместе могли передвигаться по пять человек в ряд, так что она была и хорошей дорогой, что крайне важно при необходимости переброски войск. Под прикрытием зубцов охранники могли скрытно подбираться к тому участку, где враги планировали напасть. Сигнальные башни были расположены таким образом, что каждая из них находилась в зоне видимости двух других. Какие-то важные сообщения передавались либо барабанным боем, либо дымом, либо огнём костров. Таким образом, весть о вторжении неприятеля с самых дальних рубежей можно было передать в центр за сутки!

В процессе реставрации стены открылись интересные факты. Например, её каменные блоки скреплялись между собой клейкой рисовой кашей с примесью гашёной извести. Или что бойницы на её крепостях смотрели в сторону Китая ; что с северной стороны высота стены небольшая, гораздо меньше, чем с южной, и там находятся лестницы . Последние факы, по понятным причинам, не афишируются и никак не комментируются официальной – ни китайской, ни мировой. Более того, при реконструкции башен, бойницы стараются строить в противоположном направлении, хотя не везде это удаётся. На этих фотографиях показана южная сторона стены – солнце светит в полдень.

Однако, на этом странности с китайской стеной не заканчиваются. В википедии есть полная карта стены, где разным цветом показана стена, которую, как нам говорят, строила каждая китайская династия. Как видим, великая стена-то, оказывается не одна. Северный Китай часто и густо усеян «великими китайскими стенами», которые заходят на территорию современной Монголии и даже России. Свет на эти странности пролил А.А. Тюняев в своей работе «Китайская стена – великое заграждение от китайцев» :

«Проследить этапы строительства «Китайской» стены, основанные на данных китайских учёных, чрезвычайно интересно. Из них видно, что китайских учёных, называющих стену «Китайской», не сильно заботит то, что сам китайский народ в её строительстве никакого участия не принимал: каждый раз, когда очередной участок стены строился, китайское государство находилось далеко от мест строительства.

Итак, первая и основная часть стены построена в период с 445 г. до н.э. по 222 г. до н.э. Она проходит вдоль 41-42° северной широты и одновременно вдоль некоторых участков р. Хуанхэ. В это время, естественно, никаких монголо-татар не было. Более того, первое объединение народов в составе Китая состоялось только в 221 г. до н.э. под царством Цинь. А до этого был период Чжаньго (5-3 вв. до н.э.), в который на территории Китая существовало восемь государств. Только в середине 4 в. до н.э. Цинь начало против других царств, и к 221 до н.э. покорило часть из них.

На рисунке показано, что западная и северная граница государства Цинь к 221 г. до н.э. стала совпадать с тем участком «Китайской» стены, который начал строиться ещё в 445 г. до н.э. и был построен именно в 222 г. до н.э.

Таким образом, видим, что этот участок «Китайской» стены строили не китайцы государства Цинь, а северные соседи , но именно от распространяющихся на север китайцев. Всего за 5 лет – с 221 по 206 гг. до н.э. – была построена стена вдоль всей границы государства Цинь, что и остановило распространение его подданных на север и на запад. Кроме того, в это же время на 100-200 км западнее и севернее от первой была построена и вторая линия обороны от Цинь – вторая «Китайская» стена этого периода.

Следующий период охватывает время с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. За этот период были построены участки стены, располагающиеся на 500 км западнее и на 100 км севернее от предыдущих… В период с 618 по 907 гг. Китаем правила династия Тан, которая не ознаменовала себя победами над северными соседями.

В следующий период, с 960 по 1279 гг. в Китае утвердилась империя Сун. В это время Китай утратил господство над своими вассалами на западе, на северо-востоке (на территории Корейского полуострова) и на Юге – в северном . Сунская империя потеряла значительную часть территорий собственно китайцев на севере и северо-западе, отошедшей к киданьскому государству Ляо (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси), тангутскому царству Си-Ся (часть территорий современной провинции Шэньси, целиком территория современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района).

В 1125 г. граница между некитайским царством чжурчжэней и Китаем проходила по р. Хуайхэ – это в 500-700 км к югу от мест построенной стены. А в 1141 г. был подписан , согласно которому китайская Сунская империя признавала себя вассалом некитайского государства Цзинь, обязавшись платить ему большую дань.

Однако, пока собственно Китай ютился к югу от р. Хунахэ, в 2100-2500 км к северу от его границ был возведён очередной участок «Китайской» стены. Эта часть стены, построенная с 1066 по 1234 гг. , проходит по российской территории севернее п. Борзя рядом с р. Аргун. В это же время в 1500-2000 км к северу от Китая построен ещё один участок стены, расположенный вдоль Большого Хингана…

Следующий участок стены был построен в период с 1366 по 1644 гг. Он проходит по 40-й параллели от Аньдуна (40°), чуть севернее (40°), через Иньчуан (39°) до Дуньхуан и Аньси (40°) на западе. Этот участок стены – последний, самый южный и самый глубоко проникающий в территорию Китая… Во время постройки этого участка стены к российским территориям относилось всё Приамурье. К середине 17-го века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее – Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам… Построенная русскими к 1644 году «Китайская» стена проходила точно по границе России с Цинским Китаем. В 1650-е годы Цинский Китай вторгся на русские земли на глубину до 1500 км, что было закреплено Айгуньским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами…»

Великая Китайская стена - одно из древнейших сооружений, сохранившихся до наших времён. Её строительство растянулось на много столетий, сопровождалось непомерными человеческими потерями и гигантскими материальными затратами. Сегодня этот легендарный архитектурный памятник, который некоторые даже называют восьмым чудом света, привлекает путешественников со всей планеты.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.


Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена - это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Стена во времена правления других династий

В период царствования династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) Стену продлили в западном направлении до города-оазиса Дуньхуана. Дополнительно была создана специальная сеть сторожевых башен, тянущаяся ещё глубже в пустыню Гоби. Эти башни призваны были защитить торговцев от грабителей-кочевников. В годы империи Хань было восстановлено и возведено «с нуля» около 10000 километров Стены - это в два раза больше, чем построили при Цинь Шихуандзи.


Во времена царствования династии Тан (618–907 гг. н. э.) в качестве часовых на Стене, в чьи обязанности входило следить за окружающей местностью и при необходимости подавать сигнал тревоги, стали использовать не мужчин, а женщин. Считалось, что женщины более внимательны и относятся к возложенным на них обязанностям ответственнее.

Много усилий для улучшения Стены приложили представители правящей династии Цзинь (1115–1234 гг. н. э.) в XII столетии - они периодически мобилизовывали для строительных работ десятки и сотни тысяч людей.

Участки Великой Китайской стены, сохранившиеся до нынешних дней в приемлемом состоянии, были возведены преимущественно при династии Мин (1368–1644). В данную эпоху для строительства использовались глыбы из камня и кирпичи, что делало конструкцию ещё прочнее, чем прежде. А строительный раствор, как показывают исследования, древние мастера готовили из известняка с добавлением рисовой муки. Во многом благодаря этому необычному составу многие отрезки Стены не разрушились до сих пор.


При династии Мин Стена была серьёзно обновлена и модернизирована - это помогло многим её участкам сохраниться до наших дней

Поменялся и внешний облик Стены: верхняя её часть была снабжена бруствером с зубцами. В тех зонах, где фундамент уже был хлипким, его укрепили каменными блоками. Интересно, что ещё в начале двадцатого века жители Китая считали главным создателем Стены именно Вань-Ли.

За столетия правления династии Мин, строение протянулось от заставы Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива (здесь один участок укреплений даже немного уходит в воду) до заставы Юймэньгуань, находящейся на границе современного района Синьцзян.


После воцарения в 1644 году маньчжурская династия Цин, сумевшая объединить под своим контролем Север и Юг Китая, вопрос о сохранности стены отошёл на задний план. Она потеряла значение как оборонительного сооружения и казалась новым правителям и многим их подданным чем-то бесполезным. Представители династии Цин относились к Стену с некоторым пренебрежением, в частности, из-за того, что сами в 1644 году легко преодолели её и вошли в Пекин, благодаря предательству генерала У Саньгая. В общем, ни у кого из них не было планов строить Стену дальше или восстанавливать какие-то участки.

За время царствования династии Цин Великая Стена практически разрушилась, так как за ней толком не ухаживали. Только небольшой её отрезок около Пекина - Бадалин - сохранялся в достойном виде. Этот отрезок использовался в качестве своеобразных парадных «столичных ворот».

Стена в XX веке

Лишь при Мао Цзэдуне на Стену снова обратили серьёзное внимание. Однажды, ещё в тридцатых годах XX века, Мао Цзэдун сказал, что тот, кто не был на Стене, не может считать себя молодцом (или, в другом варианте перевода, хорошим китайцем). Эти слова впоследствии стали очень популярной в народе поговоркой.


Но масштабные работы по восстановлению Стены начались только после 1949 года. Правда, в годы «культурной революции» эти работы были прерваны - наоборот, так называемые хунвэйбины (члены школьных и студенческих коммунистических отрядов), разбирали некоторые участки Стены и делали из полученных таким образом стройматериалов свинарники и другие «более полезные», по их мнению, объекты.

В семидесятых культурная революция закончилась, и вскоре очередным руководителем КНР стал Дэн Сяопин. При его поддержке в 1984 году была запущена программа по реставрированию Стены - её финансировали крупные компании и обычные люди. А ещё три года спустя Великую Китайскую стену включили в перечень ЮНЕСКО как объект мирового наследия.

Не так давно большое распространение имел миф о том, что Стену реально разглядеть с околоземной орбиты. Однако реальные свидетельства космонавтов опровергают это. Например, знаменитый американский космонавт Нил Армстронг в одном из интервью сказал, что в принципе не верит, что с орбиты можно рассмотреть хоть какое-нибудь искусственное сооружение. И добавил, что не знает ни одного парня, который сознался бы, что смог увидеть своими глазами, без специальных приспособлений, Великую Китайскую стену.


Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы - это ещё одна особенность данной конструкции.


Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).


Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот - с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения - Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Стена в нынешнее время

Сейчас самый востребованный участок Стены у туристов - это уже упомянутый Бадалин, находящийся неподалёку (примерно в семидесяти километрах) от Пекина. Он сохранился лучше, чем другие участки. Для туристов он стал доступен в 1957 году, с тех пор здесь постоянно проводятся экскурсии. До Бадалина сегодня можно добраться прямо из Пекина автобусным или железнодорожным экспрессом - это не займёт много времени.

На Олимпиаде 2008 года ворота Бадалина выполняли роль финиша для велогонщиков. А ещё в КНР каждый год устраивается марафон для бегунов, маршрут которого проходит через один из участков легендарной Стены.


На протяжении долгой истории строительства Стены происходило всякое. Например, строители порой поднимали бунты, так как не желали или не хотели больше работать. Кроме того, нередко стражники сами пропускали врага за Стену - из страха за свою жизнь или за взятку. То есть во многих случаях она и вправду была неэффективным защитным барьером.

Сегодня в КНР Стена, несмотря на все провалы, сложности и неудачи, возникавшие при её строительстве, считается символом стойкости и трудолюбия предков. Хотя среди обычных современных китайцев найдутся и те, кто относится к данному сооружению с подлинным уважением, и те, кто, не задумываясь, бросит мусор рядом с этой достопримечательности. При этом отмечено, что на экскурсии на Стену жители Китая ездят так же охотно, как и иностранцы.


К сожалению, время и капризы природы работает против этого архитектурного сооружения. Например, в 2012 году СМИ сообщали, что сильными дождями в Хэбэе полностью смыло 36-метровый отрезок Стены.

По оценкам экспертов, значительный сегмент Великой Китайской стены (буквально тысячи километров) будет разрушен до 2040 года. Прежде всего это угрожает отрезкам Стены в провинции Ганьсу - их состояние очень ветхое.

Документальный фильм телеканала Discovery «Взрывая историю. Великая Китайская стена»