ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Александрийский столп на дворцовой площади история. Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды. Свято место пусто не бывает

История создания

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси . Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате ». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска , но этот вариант был отклонён императором.

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке . Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами , изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого .

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы , венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск, установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме .

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам , спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год . С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта .

Подготовительные работы

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин , который сконструировал и построил специальный бот , получивший имя «Святой Николай» , грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол . Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами , чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт » - принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами

дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него

Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк . В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас , образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой . В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года .

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом:

  1. Установка монолита на фундамент
  2. Точная установка монолита
    • Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра.
    • Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор

О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу - несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт.

Установка колонны

Подъём Александровской колонны

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши! ». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста :

Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооруженного им колосса. Он молился о брате, и все в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклоненная русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

В честь этого события в том же году тиражом 15 тыс. был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:

Александру I благодарная Россия

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне . Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже , колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии .

Характеристики

Вид с южной стороны

  • Общая высота сооружения 47,5 м.
    • Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
    • Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
    • Высота фигуры ангела 4,26 м,
    • Высота креста 6,4 м (3 сажени).
  • Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
  • Размер постамента - 6,3×6,3 м.
  • Размеры барельефов - 5,24×3,1 м.
  • Размеры ограды 16,5×16,5 м
  • Общий вес сооружения 704 тонны.
    • Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
    • Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.

Пьедестал

Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). Наверху - Всевидящее Око , в круге дубового венка - надпись 1812 года, под ним - лавровые гирлянды , который держат в лапах двуглавые орлы.
На барельефе - две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов - фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами , был отлит на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений - лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг , шишаков и щитов , хранящихся в Оружейной палате в Москве , в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку , а также броня XVII века царя Алексея Михайловича , и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда .

Эти древнерусские изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств , известного любителя российской старины А. Н. Оленина .

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман , которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

Колонна и скульптура ангела

Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера . Её верхняя часть - прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне . Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия , одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман .

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Ограда и окружение памятника

Цветная фотолитография XIX века, вид с восточной стороны, изображена будка караульного, ограда и канделябры фонарей

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метров, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы .

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами . На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

На всём пространстве Дворцовой площади была выполнена торцовая мостовая .

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Легенды

  • Во время возведения Александровской колонны ходили слухи о том, что этот монолит получился случайно в ряду колонн для Исаакиевского собора. Якобы, получив колонну длиннее необходимой, приняли решение об использовании этого камня на Дворцовой площади.
  • Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе:

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента .

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев ).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи - крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия - в 1876 году архитектором К. К. Рахау .

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах .

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

Металлические леса вокруг колонны в период реставрации

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры . Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль . Осмотр производился с вертолётов и альпинистами , которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц».

Закрепившись наверху, альпинисты выполнили фото- и видеосъёмку скульптуры. Был сделан вывод о необходимости безотлагательного проведения реставрационных работ .

Финансирование реставрации взяло на себя московское объединение «Хазер Интернейшнл Рус». Для проведения работ стоимостью 19,5 миллиона рублей на памятнике была выбрана фирма «Интарсия »; этот выбор был сделан по причине наличия в организации персонала, имеющего большой опыт работы на подобных ответственных объектах. Работами на объекте занимались Л. Какабадзе, К. Ефимов, А. Пошехонов, П. Португальский. Руководил работами реставратор первой категории Сорин В. Г.

К осени 2002 года были возведены леса, и реставраторы провели исследования на месте. Практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: всё было покрыто «дикой патиной », фрагментарно начала развиваться «бронзовая болезнь», цилиндр, на который опиралась фигура ангела, истрескался и принял бочкообразную форму. Внутренние полости памятника удалось исследовать с помощью гибкого трёхметрового эндоскопа . В результате реставраторам также удалось установить, как выглядит общая конструкция памятника и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения.

Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

Проведение работ

Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой следующие разрушения памятника:

  • Полностью разрушена кирпичная кладка абаки , на момент проведения исследования зафиксирована начальная стадия её деформирования.
  • Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму.

Перед реставраторами были поставлены следующие задачи:

  1. Избавиться от воды:
    • Убрать воду из полостей навершия;
    • Не допустить скопления воды в будущем;
  2. Восстановить конструкцию опоры абаки.

Работы проводились в основном в зимнее время на большой высоте без демонтажа скульптуры, как вне, так и внутри конструкции. Контроль за работами осуществлялся как профильными, так и непрофильными структурами, в том числе администрацией Санкт-Петербурга .

Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной .

Кирпичный пригруз навершия в абаке был заменён на гранитные, самозаклинивающиеся без связующих средств конструкции. Таким образом, был вновь реализован первоначальный замысел Монферрана. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования .

Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда .

Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.

Ремонт ограды

…была проведена «ювелирная работа» и при воссоздании ограды «использовались иконографические материалы, старые фотографии». «Дворцовая площадь получила завершающий штрих».

Вера Дементьева, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Ограда выполнена по проекту, выполненному в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Финансирование работ производилось из городского бюджета, затраты составили 14 млн 700 тыс. рублей. Историческую ограду памятника восстанавливали специалисты ООО «Интарсия». Установка ограды началась 18 ноября, торжественное открытие состоялось 24 января 2004 года .

Скоро после открытия часть решётки была похищена в результате двух «набегов» вандалов - охотников за цветными металлами.

Хищение не удалось предотвратить, несмотря на круглосуточно действующие камеры видеонаблюдения на Дворцовой площади: в темноте они ничего не зафиксировали. Чтобы следить за площадью в тёмное время суток, необходимо использовать специальные дорогостоящие камеры. Руководство питерского ГУВД решило установить у Александровской колонны круглосуточный милицейский пост.

Каток вокруг колонны

В конце марта 2008 года была проведена экспертиза состояния ограды колонны, была составлена дефектная ведомость по всем утратам элементов. В ней были зафиксированы :

  • 53 места деформации,
  • 83 утраченных детали,
    • Утрата 24 малых орлов и одного большого орла,
    • 31 частичная утрата деталей.
  • 28 орлов
  • 26 пик.

Пропажа не получила объяснения со стороны петербургских чиновников и не была прокомментирована организаторами катка.

Устроители катка взяли на себя обязательства перед городской администрацией восстановить утраченные элементы ограды. Работы должны были начаться после майских праздников 2008 года.

Упоминания в искусстве

Обложка альбома «Любовь» рок-группы ДДТ

Также колонна изображена на обложке альбома «Lemur of the Nine» петербургской группы «Refawn».

Колонна в литературе

  • «Александрийский столп» упоминается в знаменитейшем стихотворении А. С. Пушкина « ». Александрийский столп Пушкина - сложный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии и Горацию . При первой публикации название «Александрийский» было заменено В. А. Жуковским из опасения перед цензурой на «Наполеонов» (имелась в виду Вандомская колонна).

Кроме того, Пушкину современники приписывали двустишие:

В России дышит всё военным ремеслом
И ангел делает на караул крестом

Памятная монета

25 сентября 2009 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма. http://www.cbr.ru/bank-notes_coins/base_of_memorable_coins/coins1.asp?cat_num=5115-0052

Примечания

  1. 14 октября 2009 года Министерством культуры Российской Федерации издан приказ о закреплении на правах оперативного управления Александровской колонны
  2. Александровская колонна «Наука и жизнь »
  3. По версии энциклопедии Петербурга на spbin.ru строительство началось в 1830 году
  4. Юрий Епатко Мальтийский рыцарь на фоне Александровской колонны , Санкт-Петербургские ведомости , № 122(2512), 7 июля 2001
  5. По описанию в ЭСБЭ .
  6. Архитектурно-художественные памятники Ленинграда . - Л. : «Искусство», 1982.
  7. Менее распространённое, но более подробное описание:

    было откомандировано 1440 человек гвардейцев, 60 унтер-офицеров, 300 матросов с 15-ю унтер-офицерами гвардейского экипажа и офицеры из гвардейских сапёр

  8. Сим победиши!
  9. Александровская колонна на skyhotels.ru
  10. Страничка аукциона numizma.ru по продаже памятной монеты
  11. Страничка аукциона wolmar.ru по продаже памятной монеты
  12. После форсирования Вислы от Наполеоновских войск практически ничего не осталось
  13. Форсирование Немана было изгнанием с территории России Наполеоновских армий
  14. В этом замечании трагедия попрания национального чувства француза , которому пришлось сооружать памятник победителю его отечества
  15. Принятый к исполнению проект был характеризован такими словами:

    Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши

  16. Работы по реставрации Александровской колонны в Петербурге, оцениваемые в 22,5 млн руб., планируется завершить в апреле 2003 года Архив статей, посвящённых трёхсотлетию Петербурга, 23 июля 2002
  17. Карпова Е. В. «Коринна Севера»: (О скульптурном изображении Елизаветы Кульман) // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Д. С. Лихачев и др. 1999. М.: Наука, 2000.
  18. Восстановлена ограда Александровской колонны со Строительного информационного портала Атлант-Медиа
  19. В Петербурге открыта воссозданная ограда Александровской колонны Фонтанка.ру , 24 января 2004 года
  20. Н. Ефремова. Александовская колонна // «Наука и жизнь »
  21. Главному столпу Петербурга исполнилось 170 лет Фонтанка.ру со ссылкой на Санкт-Петербургские ведомости , 30 августа 2002
  22. Александрийский столп с сайта Французы в Санкт-Петербурге
  23. Проект Эрмит парк
  24. Альберт Аспидов.

Александровская колонна

1834 - Огюст Монферран

Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр - 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура Ангела, попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Лицу Ангела приданы черты императора Александра I. Высота Ангела 4, 26 м. Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47, 5 м.

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ *

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ*

    Погрузка колонны
    на бот "Святой Николай"*

    Транспотировка
    гранитных блоков
    по Неве*

    Доставка гранитного
    блока на Дворцовую
    площадь*

    Гранитный блок на
    транспортировочном
    помосте*

    Обработка гранитного
    блока на месте
    установки колонны*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки
    на Дворцовой набережной*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Подъём колонны 30 августа
    (день тезоименитства
    Александра I) 1832 года.
    Трибуны для зрителей*

    Схема строительных
    лесов для установки
    колонны*

    Подъём колонны на
    гранитный постамент.
    Караул из роты
    гвардейских гренадер*

    Отливка верхней
    бронзовой части*

    Постамент и
    декоративные части
    Александровской
    колонны*

    Проекты
    скульптурного
    убранства
    Александровской
    колонны*

    Александровская колонна,
    Вандомская колонна,
    монументы Траяна и
    Антония, колонна Помпея*

    ** см. ниже



    в Санкт-Петербурге. (ГРМ)
    30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Чернецов Г. Г. Парад по случаю
    открытия памятника Александру I
    в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Вид Александровской
    колонны на Дворцовой
    площади*

    Вид на
    Александровскую
    колонну*

    1860-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

    1866-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

* Огюст Монферран "Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра". Париж. 1836 г.

** Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 вкладка

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является «Александрийский столп» монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие произошло в период царствования Александра I, поэтому монумент создан в его честь и носит имя «Александровская колонна».

Решение об увековечивании эпохи правления Александра I было принято его братом, императором Николаем I. Работы по сооружению памятной колонны возложили на Комиссию о построении Исаакиевского собора и его главного архитектора Огюста Монферрана.

Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 м и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант - с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 г. архитектор разработал еще один вариант - в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода. Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Монферран задумал сделать колонну в огромных размерах, предложив основание и гранитный ствол изготовить из финляндского гранита, а отдельные детали отлить из бронзы. Заготовку для гранитного ствола колонны решили вырубить на находившейся в распоряжении Комиссии в Петерлакской каменоломне, расположенной в 36 верстах от г. Фридрихсгама (ныне - Хамина, Финляндия). Чрезвычайную сложность представляла не только заготовка монолита весом более 600 т, но также его доставка в Петербург и установка. Монферрану приходилось доказывать правильность расчетов, основанных на его богатом опыте. Его объяснения Комиссия нашла убедительными, и в начале ноября того же года проект Монферрана был одобрен, а 13 ноября был представлен на утверждение план Дворцовой площади с указанием места для памятника. Наконец, в начале декабря 1829 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане».

В пояснительной записке Монферрана значилось: «Фундамент сего монумента будет сделан из сплошного гранита, обложенного по бокам тосненскою плитою с четырех сторон в глубину на 3 сажени. Бут таковой настелить на сваи из сосновых бревен толщиною от 6 до 7 вершков и 3 сажени длиною, расположив на расстоянии одного аршина от центра до центра. Прямо на сваи положить в виде лежней один ряд гранита по всему пространству… Пьедестал, который обложится бронзою, будет сделан из гранита…»

Работами, которые велись по способу С. К. Суханова, руководили мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. Согласно архивному документу «гранит опрокинут был … 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора…» В Петербурге в отсутствии Монферрана «Все обязанности, до строения относящиеся», должен был исполнять архитектор А. Адамини. Отделенный монолит нужно было еще обтесать, на что ушло полгода. Каждый день над обтеской работало в среднем 250 человек.

1 апреля 1832 г. Василий Яковлев рапортовал: «работа сия ныне совершенно окончена». Требовалось доставить колонну к пристани, и 26 апреля купец просит отпустить ему пороху для расчистки дороги на гранитной ломке для перекатки колонны. Порох отпустили из Фридрихсгамского артиллерийского гарнизона. Перекат начали 19 июня в 7 утра и завершили его в 8 часов вечера того же дня. Через три дня в присутствии командированного Императором председателя Комиссии графа Ю. П. Литты колонну погрузили на судно, плоский бот «Св. Николай», построенный по чертежам корабельного инженера подполковника К. А. Глазырина на Партикулярной верфи в Петербурге. Перевозка по воде оказалась не простой. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода «Александр» судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.. 1 июля в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца. 12 июля «в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих.

После того, как в декабре 1829 г. было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай длиной по 6 м. На фундамент, не считая большого закладного камня, пошло около 392 квадратных саженей гранитных блоков, уложенных в 13 рядов. Работу выполнял все тот же Василий Яковлев, закончив ее в октябре 1830 г. под наблюдением Монферрана. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с медалями, отчеканенными в честь победы 1812 г., монетами образца 1830 г. и закладной доской. Надпись на доске выгравировал «С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов». В начале ноября 1831 г. Николай I, выслушав предложение председателя Комиссии, разрешил в основание монумента поместить вторую бронзовую с позолотой закладную доску, повелев «положить при том еще вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы. Изготовить закладную доску в этот раз поручили известному мастеру бронзовых дел А. Герену. 31 января 1832 г. готовая доска была отправлена Монферрану, и 13 февраля состоялось помещение ее на место вместе с медалью за взятие Варшавы в присутствии всех членов Комиссии.

30 августа 1832 г. 600-тонный монолит с помощью 60-ти кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах участвовали 3 тысячи человек, в том числе 1440 солдат и матросов. Вороты были расставлены в два ряда вокруг лесов. На каждый ворот ставилось 29 человек:» 16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер… Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников». 120 человек работных людей размещались наверху лесов, чтобы следить за блоками, и 60 внизу «для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае, если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторн, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под мостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива известкового раствора между колонной и базой 15 человек плотников и 1 десятник будут находится в готовности на случай непредвиденный… Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находится на месте производства во все время поднятия колонны».

Зодчий много работал над оформлением колонны. Эскизы четырех барельефов на пьедестале еще в апреле 1830 г. были представлены Императору, который их одобрил, изъявив желание, чтобы они были в натуральную величину. Монферран просил предоставить эту работу живописцу Скотти. К концу июля1830 г. Д.-Б. Скотти один картон полностью закончил, а два других начал Чтобы ускорить работу Академия Художеств определила ему помощников. Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, Т. А. Марков - Невы. Аллегорическая фигура Волги была поручена Я. Ф. Яненко. В связи с кончиной Скотти в 1830 г. его работу продолжил его ученик живописец Василий Соловьев. Под наблюдением Монферрана и по его указаниям на трех неоконченных картонах Соловьев нарисовал трофеи. В феврале 1831 г. Император изъявил желание внести изменения в картоны, которые заключались в замене всей изображенной античной военной арматуры на старинную русскую. Внести изменения в картоны поручили Брюлло. Николай I также приказал, чтобы двуглавые орлы, украшающие углы пьедестала, имели поверх головы императорскую корону. Исправленные картоны 12 марта получили одобрение императора.

Для изготовления моделей базы, капители, архитрава и украшений пьедестала Монферран рекомендовал лепного дела мастера Евстафия балина. 27 сентября 1830 г. с ним был заключен контракт, а 28 января следующего года работа была выполнена. Модели поступили к заводчику Ч. Берду для отливки из металла.

Вместо первоначально задуманного креста зодчий в 1830 г. предложил завершить колонну фигурой Ангела, представив рисунок и модель, рекомендовав скульптора И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в результате которого была утверждена в 1832 г. модель скульптора Б. И. Орловского. В июне 1832 г. ему предложили лепить статую в натуральную величину высотой 6 аршин. Утверждая модель, Император повелел, «чтобы лик дать статуе покойного императора Александра». Основные части модельной фигуры Ангела в натуральную величину изготовил из дерева со своими работными людьми купец Василий Столяров. Из гипса были отлиты только голова, руки и ноги. Затем последовали многочисленные прения о размерах и количестве ангелов на колонне, в результате чего 2 августа 1833 г. Николай I решительно распорядился «фигуру сделать в высоту 6 аршин… и окончить все прения на счет фигуры, дабы более не делать никаких представлений». 5 января 1834 г. Орловский сообщил об окончательной готовности гипсовой статуи Ангела. Через неделю статуя была на заводе Берда, который взял на себя также изготовление всех бронзовых украшений колонны. 28 августа 1833 г. Монферран освидетельствовал работу Берда: все вещи отлиты, отчеканены, приделаны и готовы совершенно для постановки на место; четыре больших барельефа тоже отлиты, над ними производится чеканка. Оставалось изготовить только фигуру Ангела, но не был решен вопрос ориентации фигуры. Только в конце мая 1834 г. Николай I повелел поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. В начале июня основные части фигуры (рука и крылья отливались отдельно) были готовы и собраны вместе с крестом под наблюдением Орловского.

Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

Ко дню поднятия колонны были приготовлены помосты для зрителей.

30 августа 1834 г. при торжественном открытии Александровской колонны состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль.

Александровская колонна сразу вошла в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монферран предлагал также установить бронзовую декоративную ограду и «канделябр с медными фонарями и газовым освещением», но тогда эти работы не были осуществлены. Решетку хотели выполнить из кованого железа с украшениями из золоченой бронзы и двенадцатью хрустальными шарами на трехглавых орлах, установленных на трофейных пушках. 17 декабря 1834 г. Монферран сообщил Комиссии, что принял в арсенале 12 турецких пушек. Все работы по решетке обязался выполнить Берд, который в начале февраля 1835 г. предложил также подвести к шарам газовое освещение, соорудив газометр в Главном штабе ипли возле экзерциргауза. 30 ноября 1835 г. решетка была принята. Осенью и зимой 1835 г. и 1836 г. памятник освещался 12-ю стеклянными шарами, сделанными на Императорском стеклянном заводе. Горело в них масло, но в некоторых лампах оно подтекало, оставляя на орлах и пушках следы ржавчины; несколько шаров почернело от копоти. В довершение, 25 декабря 1835 г. в 11 часов вечера один шар «с великим треском» лопнул и через три месяца от сильного ветра развалился. 11 октября 1836 г. « последовало Высочайшее повеление устроить у памятника… чугунные канделябры с фонарями по утвержденным рисункам для газового освещения». За изготовление и установку на гранитных пьедесталах канделябров взялся Берд, который обязался также заменить бронзовыми коронами стеклянные шары в ограде. Каждый канделябр Монферран спроектировал на 5 ламп. Канделябры высотой 2 сажени 1 аршин 6 вершков решили покрыть краской за три раза и бронзировать, лампы выполнить из бронзы. После консультаций с прибывшим из Англии инженером, выяснилось, что необходимо сильно увеличить наружную толщину канделябров, Монферрану пришлось сделать новый проект. Из-за этого изготовление канделябров перенесли на июнь 1837 г. Хрустальные шары были заменены на короны в начале октября 1836 г. Кроме 36 малых корон, Берд поставил на решетке «12 больших императорских бронзовых корон», изготовленных тоже по рисунку Монферрана. Так как только в августе 1837 г. завершилась прокладка газовых труб, канделябры были приняты в конце октября того же года.

В послереволюционное время Ангела закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

(Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна" "Наука и жизнь" №7, 2002)

В период блокады памятник поврежден осколками снарядов. В 1963 г. прошла реставрация (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ - реставратор И. Г. Блэк). В 1977 г. асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах четыре фонаря по ее углам. В 2002-2003 гг. проведена комплексная реставрация. В 2004 восстановлена историческая ограда.

Литература:

Статья В. К. Шуйского «Александровская колонна: история создания»в в Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 С. 161-185

Санкт-Петербург: Энциклопедия. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 С. 34

Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004 С. 42-48

    Вид с северо-запада,
    со стороны Зимнего
    дворца

    Вид с юго-востока,
    со стороны арки
    Главного штаба

    Вид с северо-востока,
    со стороны р. Мойки

    Вид с юго-запада,
    со стороны
    Александровского сада

    Фото - , 07.2018.

    С крыши Дома Зингера
    Фото - , 06.2017.

Является знаменитая Александрийская колонна. Образ её с детства входит в сознание нескольких поколений русских людей, даже тех, кто никогда не бывал на Но хрестоматийные стихи Пушкина, где она упоминается, известны каждому. При этом далеко не каждый вспомнит, что воздвигнута была Александрийская колонна в честь ознаменования победы русского оружия над Наполеоном в года. Нередко она воспринимается не более чем ось симметрии и центр общей композиции, объединяющий в единое целое гениальные творения Росси и Растрелли. Конечно же, это простая условность, но её принято считать символическим центром не только Дворцовой площади, но и всего Санкт-Петербурга.

История создания

Александрийская колонна на дворцовой площади была воздвигнута по проекту великого архитектора Огюста Монферрана. В её воздвижении есть некоторый элемент случайности. Сорок лет своей жизни Монферран посвятил Гранит для строительства его колоннад добывался в карельских скалах. Одна из монолитных заготовок весила тысячу тонн, а её розовый гранит был удивительного качества. Длина тоже сильно превышала необходимую. Резать такой подарок природы было просто жаль. И было принято решение использовать монолит целиком. Изготовлена Александрийская колонна была прямо на месте добычи монолитной заготовки. Работу выполнили русские мастера-камнерезы. Для её доставки в столицу по Неве пришлось конструировать и строить специальную баржу. Действие происходило в 1832 году. После доставки на место назначения и проведения всех подготовительных работ окончательный монтаж её занял всего полтора часа. В вертикальное положение Александрийская колонна была приведена через систему рычагов при помощи физических усилий двух с половиной тысяч рабочих и солдат столичного гарнизона. Завершено создание конструкции было в 1834 году. Чуть позже пьедестал был украшен орнаментом и обнесён невысоким заграждением.

Некоторые технические подробности

Колонна на Дворцовой площади и по сей день является самым высоким триумфальным сооружением подобного типа во всей Европе. Высота её составляет 47 с половиной метров. Она тщательно отполирована и по всей длине имеет равный диаметр. Уникальность этого монумента ещё и в том, что он ничем не закреплён и стоит на твёрдом основании исключительно под действием собственного веса. Не столь далёк уже двухсотлетний юбилей этого сооружения. Но за это время не наблюдалось даже малейшего отклонения от вертикали шестисоттонного монолита. Не наблюдается и признаков просадки фундамента под ним. Такова была точность инженерного расчёта Огюста Ришара Монферрана.


Во время войны рядом с колонной рвались бомбы и снаряды дальнобойной артиллерии. Александрийская колонна пережила тех, кто по ней стрелял и, судя по всему, стоять неколебимо намерена ещё очень долго. Металлический ангел на её вершине тоже ничем не закреплён, но улетать никуда не собирается.

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита - основной части колонны - была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.