ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как выбрать краскопульт для нанесения лака? Краскопульт для дерева: плюсы, особенности применения и тонкости выбора Какой электрический краскопульт купить

Если вам необходимо покрасить большое количество деталей, например забор, двери от гаража или что-то подобное, то работать кисточкой не самый удобный вариант. Во-первых, процесс покраски продлиться гораздо дольше, во-вторых, краска не ляжет ровным и тонким слоем.

Если вы хотите получить хороший эффект, при этом потратив гораздо меньше времени, то стоит воспользоваться краскопультом, а точнее приобрести себе этот незаменимый аппарат. Дабы вы смогли купить качественный товар, который прослужит вам очень долго, мы расскажем о том, как выбрать краскопульт и на что обращать внимание при покупке.

Стоит ли покупать аппарат для дома

Сразу оговоримся, что краскопульт не стоит покупать без надобности. Если вы в принципе мало что красите и раз в пять лет пройдетесь по какой-либо поверхности кистью, то выкидывать деньги на аппарат, который будет пылиться в кладовке, нет смысла.

Но если вы регулярно обновляете краску на деревянных или металлических поверхностях, или занимаетесь покраской автомобиля самостоятельно, то данный аппарат незаменим. К тому же без него не обойтись профессиональным малярам, да и просто любителям. Но окончательное решение о покупке принимать вам.

Виды краскопультов

На сегодняшний день на рынке представлено два вида - пневматический и электрический. Если со вторым понятно, то первый подразделяется на два типа - компрессорные и ручные. Но обо всем по порядку.

Принцип работы

Суть работы любого краскопульта - это создать из заправленной вами краски аэрозоль и нанести на рабочую поверхность. Исходя из вышесказанного, в любом устройстве есть сопло, клапан с регулировкой подачи краски и воздуха, кнопка-крючок для включения и выключения. А в некоторых моделях присутствует манометр для регулировки давления.

Электрический краскопульт имеет специальную мембрану, с помощью которой разбивается краска и выдувается наружу. Ее движение происходит за счет обыкновенного шатунного механизма. В пневматическом же, на поверхность, краска поступает в виде аэрозоля, и происходит это за счет сжатого потока воздуха. Именно он разбивает краску на маленькие частицы.

Электрический

Данные модели имеют среднюю мощность и довольно экономичны в плане расхода материала. Как правило, к ним не нужно покупать дополнительные шланги или компрессор. Работают от сети или от аккумулятора. В эксплуатации не требовательны, удобны для домашнего использования, компактные.

Мощность электрических устройств не велика. Обычно мощность устройств работающих только от сети варьируется в пределах 0,06 - 1 кВт. Аккумуляторных чуть меньше - до 0,9 кВт.

Важно знать! Несмотря на то, что аппараты, работающие на аккумуляторе полностью автономны, для больших объемов работ не подходят, так как работоспособность ограничена емкостью батареи. В этом случае, лучше приобрести тот, что работает от сети.

Пневматика

Ручной пневматический краскопульт немного примитивен, зато имеет хорошую производительность. Его часто используют маляры для покраски больших поверхностей. Например, если вы опытный мастер, то за час легко покрасите 20 м2. Ручной краскопульт представляет собой небольшой резервуар с выходным шлангом, на котором крепится распылитель. Так же имеется ручной насос. С его помощью закачивается воздух, поток которого и выбрасывает краску на поверхность. Заливается она в специальный резервуар.

Плюсы данной конструкции в невысокой стоимости, отсутствии особых требований к красочному составу (можно заливать даже грубые смеси). При этом, сопло не забивается ведь во внутрь устанавливается обычная сеточка-фильтр.

Недостатки: высокий расход краски, постоянно требуется подкачивать нанос вручную, невысокое качество покраски.

В общем, если вы не слишком требовательны и малярные работы не основная сфера вашей деятельности, то можно приобрести его для дома.

Краскопульт пневматический с компрессором

Достаточно мощные и производительные модели, необходимые скорее профессионалам, нежели для домашнего использования.

В зависимости от объема воздуха и давления, делятся на три типа:

  • LVLP;
  • HVLP;

Краскопульты LVLP - это последняя разработка в данной области. Такие модели соединили в себе все достоинства нижеупомянутых собратьев. Аббревиатура LVLP расшифровывается как «низкое давление и низкий объем». Давление воздуха из пистолета на выходе достигает 1,2 атмосферы. Это обеспечивает хорошую покраску поверхностей и распределения краски. Расстояние от аппарата до поверхности возросло до 20 см. Данные улучшения позволяют наносить краску более качественно, без потеков и ровным слоем. Из недостатков можно отметить только один - высокая стоимость, порядка 4-20 тысяч рублей.

Модели с системой HVLP были разработаны после ужесточения экологических норм. В результате давление из малярного пистолета было снижено на 2 атмосферы и составило 0,7. В результате этих изменений покраска стала гораздо лучше - краска не отскакивала и не скапливалась в воздухе в виде тумана. Плюс, по сравнению с моделями HP экономия краски возросла на 30%. Но вместе с тем, появилась еще одна проблема - с увеличением коэффициента переноса, наносить краску тонким слоем стало сложнее. К тому же, именно у краскопульта HVLP самые высокие требования не только диаметру шланга, но и мощности компрессора (минимальной).

Система High Pressure самая простая и нетребовательная из всех представленных. Для адекватной работы достаточно давления в 3 атмосферы, при этом воздуха нужно не много, а и мощный компрессор не требуется. Судя по многочисленным отзывам потребителей в разных сферах применения, именно модели с системой НР осуществляют отличное качество покраски поверхности. Еще один плюс - невысокая стоимость аппарата - от 800 до 2 тысяч рублей. Так что если вы ищите идеальный инструмент для покраски поверхностей средних размеров за доступную цену и не знаете, какой краскопульт выбрать для дома, то присмотритесь к моделям Intertool. Его цена примерно 600-800 рублей.

Кроме того, как решать какой краскопульт выбрать для покраски учитывая фирму и стоимость, важно знать о некоторых особенностях. На них тоже нужно обращать внимание.

Стакан и сопло

Например, у более мощных моделей подача краски идет через шланг, в то время как у ручных или «домашних» с помощью стакана. Он может быть как вверху краскопульта, так и внизу. На качество самой покраски это не влияет, но некоторые особенности есть и в том и в том случае.

Например, если вы работаете с лакокрасочным покрытием, то лучше, если стакан будет вверху, ведь вязкие жидкости идут вниз. Краскопульт с нижним стаканом удобнее в работе, но это не столько критично.

Если выбирать между пластиком и металлом, то металлические удобнее мыть, но через него не видно, сколько краски осталось. Прозрачный пластик в этом плане удобнее. Сопло в краскопульте должно быть обязательно металлическим, лучше всего алюминиевым. От качества сопла напрямую зависит результат покраски. Чем меньше будет отверстие, тем лучше. Оптимально для вязких материалов - до 2 мм, для акриловых красок - 1,5 мм.

Как разбавить краску для краскопульта

В этом нет особых сложностей, достаточно помнить о важном правиле - добавляйте примерно 5% растворителя от общего объема краски в стакане, а затем перемешайте. При этом растворитель должен подходить как для краскопульта, так и для самой краски. Дабы разбавить краску на водной основе, нужно не более 10% чистой воды.

Дополнительные нюансы

  1. Перед покупкой аппарата, определись с тем, что вы будете красить - двери, стены, машину. Это существенно облегчить выбор моделей.
  2. Чтобы получить высокое качество покраски, не работайте на автомате. Регулируйте факел, форсунку и подачу воздуха.
  3. Покупая пневматику, обратите внимание на производительность компрессора. Если она невелика, то скачков давления воздуха не избежать и покраска станет пыткой.
  4. Помните о том, что чаще всего на коробке указывается входная производительность, а вам нужна та, что на выходе. В большинстве случаев разница в половину.
  5. Не стоит покупать самые дешевые модели. Даже если вы будете пользоваться устройством редко. Выбирайте среднюю цену, если аппарат для дома, и дорогой инструмент - для профессионалов.

Надеемся, наши советы вам помогут.

Дополнительная информация о том, как выбрать краскопульт для покраски в этом видеоролике.

На фото мы видим, как выглядит компрессор для покраски.

Ещё лет 30 назад пневматические краскопульты были доступны только на заводах и крупных фабриках. Компрессоры того времени отличались огромными размерами и невероятным уровнем шума, да к тому же, они требовали подключения к промышленной электросети в 380 вольт.

Современный компрессор для краски стал гораздо компактнее, и при этом практически не потерял в мощности. Но встал вопрос, как его правильно выбрать, особенно если учесть огромное количество производителей, представленных в любом строительном магазине, и именно об это мы и поговорим в этой статье.

Мы видим пример, как происходит покраска компрессором автомобиля.

На первый взгляд, все компрессоры могут показаться одинаковыми, но почему же тогда у них такая феноменальная разница в цене? Цена компрессора зависит от множества факторов, и подбирается он в зависимости от того, как вы его будите использовать.

Не всегда целесообразно брать самое мощное оборудование, особенно если вы собираетесь работать им не постоянно. Чуть ниже мы рассмотрим несколько популярных моделей в ценовой категории до 10 000 рублей, которые идеально подойдут для покраски даже такими густыми как .

Но перед тем как говорить о конкретных моделях, давайте рассмотрим основные характеристики, которые напрямую влияют на стоимость компрессора для покраски:

  • Объём ресивера . В зависимости от модели он может быть как совсем маленьким, объёмом 5 литров, так и огромным, объёмом до полтонны. Размер ресивера влияет на то, как интенсивно вы используете компрессор. Чем больше вы тратите воздуха, тем больше должен быть ресивер, чтобы снизить нагрузку на двигатель.
  • Количество рабочих цилиндров . Их может быть от одного до четырёх. Чем больше у компрессора цилиндров, тем быстрее он нагнетает воздух в ресивер. 4 цилиндра используются в основном на промышленном оборудовании, а компрессоры, о которых говорим мы, имеют 1 или 2 цилиндра и этого вполне достаточно для бесперебойной работы при максимальной нагрузке.
  • Мощность электродвигателя . Бытовые компрессоры работают от обычной сети и не требуют специального подключения. Мощность двигателя может быть от 0.5 до 3 киловатт, и выбирать её следует исходя из того, как часто вы пользуетесь этим оборудованием и какие максимальные нагрузки намереваетесь использовать.

  • Максимальное рабочее давление. У разных моделей оно может колебаться от двух до 12 атмосферных единиц. Этот показатель влияет на то, какие краски вы используете в работе. Чем жиже краска, тем меньше давления требуется на её распыление. Например, для хватит и двух атмосфер, а чтобы распылить молотковую эмаль потребуется не менее 8.
  • Мобильность. Самые маленькие компрессоры можно легко переносить на руках, другие же требуют стационарной установки. Оборудование, о котором говорим мы, может передвигаться при помощи небольших колёс. Такой компрессор легко перемещается с места на место и не требует постоянного местоположения.

Итак, с основными характеристиками мы разобрались, но при выборе качественного инструмента они помогут мало. Производителей техники очень много, но практически у всех существует одинаковый набор проблем, которые так или иначе появляются в процессе эксплуатации.

А перед тем, как перейти к описанию дефектов. Рекомендуем вам посмотреть видео в этой статье, на котором показана инструкция, как красить компрессором.

Основные причины выхода компрессора из строя

Самодельный компрессор, собранный из деталей от старого холодильника.

Основная причина выхода компрессоров из строя – это неправильный расчёт мощности и нагрузки. Какой-то универсальной формулы не существует, так как все краски имеют свои характеристики плотности и вязкости, к тому же, каждый мастер разводит краски самостоятельно.

Важно! Оптимальный цикл работы компрессора – 5 через 2. То есть после работы в течение пяти минут, компрессору необходимо не менее двух минут отдыха.

Частота включения и выключения компрессора зависит от всех факторов приведённых выше одновременно. Тут важно учитывать, какой тип покраски для вас более свойственен. Если вы чаще красите ровные поверхности, то есть инструмент работает при постоянном нажатии рычага краскопульта, желательно подбирать инструмент с большим количеством цилиндров и размером ресивера.

Из строя при повышенной нагрузке может выйти и электродвигатель, но более частой поломкой становится прогорание клапанов компрессии. Они представляют собой язычки из тонкой стали, которые поднимаются при движении цилиндра вверх и опускаются после забора воздуха.

Чем интенсивнее работает компрессор, тем больше эти язычки нагреваются и в одни момент просто перестают работать. В этом случае двигательно продолжит вращение, а цилиндры своё движение, но компрессии в ресивере уже не будет.

Компрессор одного из самых популярных отечественных производителей, компании «Интерскол».

Также, часто выходят из строя вентиля подачи воздуха, так как пользуются ими очень часто. Покупая компрессор, обязательно обратите внимание на качество вентилей. Во-первых, они должны быть полностью латунными или бронзовыми. И во-вторых, поворотная ручка не должна быть из силумина или пластика, эти материалы быстро ломаются при частой эксплуатации.

Помимо этого, многие пользователи часто забывают о необходимости следить за уровнем масла в редукторе, которое имеет обыкновение испаряться. Регулярно проверяйте уровень и при необходимости дополняйте его.

Важно! Не используйте постороннее масло для заливки в редуктор компрессора. Каждый производитель техники, как правило, впускает своё собственное масло, но если такого нет, можно использовать специальное компрессионное масло, которое отличается низкой вязкостью.

Большинство неполадок можно исправить своими руками, но только в том случае, если ваш инструмент уже снят с гарантийного обслуживания. В противном случае, внутрь лучше не лезть и доверить эту работу профессионалам, которые обязанные всё починить в самые короткие сроки и совершенно бесплатно.

Правила эксплуатации

Мы видим процесс покраски стен с помощью компрессора на плечах.

Цена и марка компрессора не являются залогом его длительной и безупречной службы. Очень многое зависти от того, насколько правильно вы его эксплуатируете.

Существует несколько правил, соблюдая которые удастся значительно продлить срок службы даже самого недорого компрессора:

  • Всегда следите за уровнем масла в редукторе . В каждом компрессоре специально для этого есть небольшое окошко с метками. Не допускайте, чтобы уровень падал ниже критической черты, но и не переливайте сверх нормы, так как излишки начнут заливать цилиндры и масло может попасть в воздушные шланги.
  • Постоянно следите за состоянием фильтров . Компрессоры берут воздух снаружи, поэтому фильтры очень быстро засоряются, особенно если вы работаете в закрытом помещении. Как правило, на продажу устанавливают самые дешёвые тряпочные фильтры, которые приходят в негодность всего через пару недель, поэтому лучше их сразу заменить на войлок или нечто подобное.
  • Если во время работы вы заметили, что компрессор не выключается уже довольно длительное время, остановите работу и дайте инструменту отдохнуть. Перегрев рабочих узлов существенно сокращает срок эксплуатации.

Компрессор с самодельной защитной решёткой. Базовая комплектация не всегда отвечает нормам.

  • Не оставляйте компрессор на морозе. При минусовой температуре, масло в редукторе начинает густеть, и двигателю требуются дополнительные усилия, чтобы провернуть вязкую жидкость. Это создаёт существенную нагрузку на ротор, и двигатель может просто сгореть. Если масло всё же загустело, отнесите компрессор в тепло и дайте ему прогреться, после чего его можно эксплуатировать на морозе. Во время работы масло разогревается самостоятельно.
  • Регулируйте выходное давление отдельно под каждый тип краски . Чем меньше создаётся нагрузка на двигатель, тем лучше. Например, нитро эмалям или водным краскам достаточно и двух атмосферных единиц, и нет никакого смысла использовать максимальные 12 атмосфер.
  • Регулярно сливайте из компрессора конденсат. Для этого снизу ресивера предусмотрено специальное сливное отверстие. Конденсат всегда скапливается внутри при изменении температуры и когда его набирается достаточное количество, он начинает поступать в воздушные шланги и смешиваться с краской. Результатом будет не распыление краски, а её разбрызгивание.

Соблюдая эти нехитрые правила, электрокомпрессор для покраски прослужит вам верой и правдой долгие годы, даже если он не принадлежит к семейству известных брендов.

Популярные модели

И снова разновидность компрессора для покраски.

Компрессор для окраски – вещь не из дешёвых, и цена некоторых моделей может достигать нескольких десятков тысяч. Зачастую это плата за известный бренд. Да, такие модели отличаются высоким качеством и длительной эксплуатацией, но не всегда есть смысл брать такую технику, особенно если вы работает этим инструментом лишь время от времени.

Для удобства, представим вам несколько популярных моделей компрессоров в виде наглядной таблицы. Мы не будем здесь приводить их стоимость, так как она может существенно колебаться, но отобрали мы только те модели, цена которых не превышает 10 тысяч рублей.

Модель Характеристики
Страна производитель Количество цилиндров Рабочая мощность (атмосферных единиц) Производительность (литров в час) Объём ресивера (литров)

В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.

Сегодня вы узнаете

Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.

В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:

  • корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
  • спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
  • выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
  • резервуар (бачок) для краски,
  • регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.

Устройство краскопульта SATA

К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

Функции и расположение регуляторов

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.

  • Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
  • Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
  • На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.

Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух - материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

Система окрасочного пистолета

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:

  • конвенциональные (высокое давление);
  • HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
  • LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции

На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).

Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.

Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.

Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

Настройка входного давления

Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.

Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.

Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.

1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.

2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.

Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).

Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору . 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.

Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.

1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.

1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.

Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3- 0,5 атм (а в забитом - намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.

1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.

Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»

Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.

Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.

Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.

Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».

SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.

Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом - и выйдет недурно. Покрасит и вторую - тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.

Размер факела при окраске

Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.

Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».

Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.

Подача краски

Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.

При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Диаметр сопла

Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта - этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.

Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):

  • базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
  • акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
  • жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
  • грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
  • жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
  • антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).

Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.

Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».

Тестируем краскопульт

Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:

  • тест правильности формы отпечатка факела;
  • тест на равномерность распределения краски в факеле;
  • тест на качество распыления.

Основным из них является первый, с него и начнем.

Тест правильности формы отпечатка факела

Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.

  1. Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
  2. Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
  3. Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
  4. Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.

Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально

При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.

Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.

Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте .

Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.

Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.

Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.

Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.

Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Резюме

  • При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
  • При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
  • Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
  • Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
  • Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.

Полезные материалы

Настройка краскопульта (на примере краскопультов Walcom)

Формы отпечатков факела (в зависимости от типа воздушной головки) и их эффективность в том или ином случае

Для начала давайте разберемся с принятыми обозначениями типов распыления - они прямо указывают на характерные особенности краскопульта.

Самые простые системы - это краскопульты HP (High Pressure) . Они требовательны к давлению и производительности компрессора, рабочее давление в воздушной головке у них выше других типов. За счет этого краска разбивается на мелкие капли, дает мощный факел, но и «мимо» ее разносит сильно. Поэтому у таких типов краскопультов расход материала самый большой, при работе нельзя забывать о респираторе и вытяжке. Окружающее пространство стоит защитить от опыла. Но, например, если нужно хорошее разбитие лака, то иметь в запасе пистолет HP не помешает. Более интересный вариант для работы - RP (Reduced Pressure) . По сути, это та же классическая конструкция, но работающая мягче, опыла меньше.

Краскопульты HVLP (High Volume, Low Pressure) работают при низком давлении в воздушной головке, так что факел у них мягкий и не бьющий далеко, а расход краски экономичный. С другой стороны, «зеркало» на лаке ими сделать уже труднее. То есть, например, при окраске «металликом» базу удобнее класть именно HVLP-краскопультом, а для лака взять «старый добрый» HP. Учтите, что факел у таких распылителей «короткий», и, например, обливать крышу автомобиля им неудобно.

А что тогда значит LVLP ? Исходя из расшифровки Low Volume, Low Pressure, такие краскопульты не только работают при пониженном давлении, но и материал подают в небольшом количестве. Хороший вариант для небольших площадей, с которыми лучше работать с небольшого расстояния. Например, при окраске кованой решетки более производительные краскопульты будут либо моментально давать потеки, либо слишком много краски будет «улетать» в свободное пространство. Впрочем, в любом случае, красит не пистолет, а рука - определенный навык нужен всегда.

Электрические краскопульты - вещь специфическая. Они удобны в первую очередь для больших площадей без особых требований к качеству. Например, для покраски стен водоэмульсионной краской с помощью пневматического краскопульта Вам потребуется такой компрессор, что его и в квартиру-то не всякий затащит. А вот электрический пульверизатор, которым машину сможет покрасить разве что уж совсем нетребовательный человек, тут как раз и выручит. За счет низкого давления воздуха на входе у них минимальный опыл, внутри помещений это немаловажно. Зато производительность позволит не тратить много времени на работу.