ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Общая длина китайской стены с ответвлениями и природными преградами. Школьная энциклопедия

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • Пекин Бадалин

    Видео «Великая Китайская стена HD»

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Самое грандиозное на планете оборонительное сооружение – это Великая китайская стена, Восьмое чудо света. Это укрепление считается самым длинным и самым широким. До сих пор ведутся споры, сколько км китайская стена тянется. Об этом строении можно найти немало интересных фактов в литературе и в Интернете. Интерес вызывает даже его расположение – эта стена разделяет Китай на север и юг — край кочевников и край земледельцев.

История китайской стены

До появления Великой китайской стены в Китае было очень много разрозненных оборонительных сооружений от набегов кочевников. В третьем веке до нашей эры, когда начал править Цинь Шихуанди, маленькие царства и княжества объединились. И император решил строить одну большую стену.

Начали стену строить в 221 году до нашей эры. Есть легенда, что на строительство китайской стены бросили целую императорскую армию – около триста тысяч человек. Привлекли и крестьян. Сначала стена была в виде обычных земляных насыпей, а уже после их начали заменять кирпичом, камнем.

Кстати, это сооружение можно назвать самой длинной не только стеной, а и кладбищем. Ведь тут было похоронено очень много строителей – их закапывали в стену, и дальше строили конструкции прямо на костях.

С момента строительства стену не раз пытались разрушить, а потом восстановить. Современный вид это сооружение получило при династии Мин. С 1368 по 1644 года устанавливались строительные башни, вместо земляных насыпей клали кирпич, некоторые участки отстраивали заново.

О Китайской стене, которая считается самым длинным искусственным сооружением в мире, есть множество интересных фактов. Вот некоторые из них:

  • при укладке блоков из камня использовалась клейкая рисовая каша, в которую подмешивали гашеную известь;
  • ее строительство забрала жизни более миллионов человек;
  • эта стена есть в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО как одно из величайших исторических достопримечательностей;
  • в 2004 году Китайскую стену осмотрели более сорока миллионов иностранных туристов.

Больше всего споров ведется вокруг цифры, сколько км Великая китайская стена . Ранее считалось, что ее протяженность составляет 8,85 тысячи. Но потом оказалось, что археологи измеряли только те участки сооружения, которые были возведены в эпоху династии Мин.

А вот если говорить обо всей китайской стене, длина ее составляет 21,196 тысячи километра. Эти данные были озвучены сотрудниками Государственной администрации по делам культурного наследия. Исследования они начали еще в 2007 году, а о результатах заявили в 2012-м. Таким образом, длина китайской стены оказалась больше первоначальных данных на 12 тысяч километров.

Если попросить человека в любой точке мира назвать первое, что ассоциируется с Китаем, высока вероятность, что это будет Китайская стена. Неудивительно - это действительно огромное, величественное сооружение, заслуживающее того, чтобы о нем упомянули. Многим читателям наверняка хотелось бы узнать, какова длина Китайской стены в км, когда она была построена, кем, с какой целью. Постараемся ответить на эти вопросы коротко, но содержательно.

Где она расположена?

Казалось бы, ответ очевиден - Великая Китайская стена должна быть расположена в Китае. Однако он верен лишь отчасти. Конечно, большая ее часть действительно находится в Поднебесной. Но не вся! Несколько сотен километров стены - на юге Монголии, а какой-то отрезок - на северо-востоке этой же страны. Многих, наверное, удивит тот факт, что небольшой кусок этого же отрезка проходит по самой южной границе Читинской области. Некоторые наиболее древние участки можно обнаружить на территории Северной Кореи.

Сама же стена имеет очень сложное устройство - отдельные куски построены за десятки и даже сотни километров от других. Из-за этого стена расположена не только в северной части Китая, но и в центральной, и даже восточной.

Какова ее длина

Не только рядовые читатели, но и многие эксперты хотели бы узнать, какова длина Великой Китайской стены. Увы, данные об этом очень сильно разнятся. Судя по летописям, длина была одна, одни современные комиссии предъявляют совершенно иные данные, а другие группы специалистов - третьи.

Итак, какова длина Китайской стены в км?

Сами китайцы называют ее "Стеной длиной в 10 000 ли". Если учесть, что "ли" - древняя китайская мера длины, равная примерно 570 метрам, то можно подсчитать длину - получится 5 700 000 метров, или 5700 километров. Весьма впечатляющая цифра. Однако в древности зачастую возникали проблемы при подсчете. Поэтому лучше обратимся к современным изысканиям, благо проводятся они регулярно.

В 2012 году была собрана специальная комиссия, которая должна была точно установить, какова длина Великой Китайской стены в км. Они насчитали 21 196 километров - просто уму непостижимо. Ведь длина планеты Земля по экватору - чуть больше 40 тысяч километров. Получается, стена смогла бы опоясать Землю больше чем наполовину? Весьма сомнительно. Более вероятно, что китайские ученые, желая произвести впечатление на весь мир, привлечь еще больше туристов, просто "слегка" завысили длину своей главной гордости. Были учтены все участки - как существующие доныне, так и разрушенные много веков назад. Они даже включили в подсчеты параметры сооружений, возведенных в Монголии во времена династии Цин, хотя они никогда не являлись частью Великой Китайской стены.

Официальная же длина - 8852 километра. Тоже весьма впечатляет! Особенно если учесть остальные ее размеры. Толщина на разных участках колеблется от 5 до 8 метров, а высота составляет примерно 6-7 метров. Впрочем, встречаются и места, где она возвышается на целых 10 метров.

Даже при использовании современной техники и материалов создать такую махину было бы очень непросто. А ведь здесь строительство велось с использованием ручного труда, природных материалов и самых примитивных орудий труда. Так что в трудолюбии китайцам точно не откажешь.

Почему так сложно подсчитать ее длину?

После прочтения у читателя может возникнуть вопрос: почему же возникают такие проблемы и расхождения при попытке определить, какова длина Великой Китайской стены в км?

Ответ прост. Дело в том, что строилась она не один и не два года, а почти два тысячелетия. В результате, когда одни участки были только достроены, другие уже разрушились - под влиянием дождей, наводнений, а также деятельности людей.

Когда находят два отрезка стены длиной по несколько десятков километров, между которыми нет никаких построек, возникает множество догадок, почему же это произошло. Может быть, китайские инженеры не захотели строить здесь ничего? Или не успели? А может, стена здесь была, но просто разрушилась со временем? Поэтому одни специалисты, пытаясь понять, какова длина Китайской стены, подсчитывают только существующие на сегодняшний день участки. Другие же, стремясь получить более впечатляющие цифры, принимают во внимание и разрушенные, а также гипотетически существовавшие. Конечно, расхождения получаются более чем серьезными.

Так что, если говорить о параметрах такой постройки, как Великая Китайская стена, длину в километрах ее однозначно назвать не представляется возможным.

Зачем ее строили

Говоря о глобальности стройки, нельзя не задаться вопросом о том, для чего она вообще была построена. Самый очевидный и популярный ответ - для защиты китайских земель от противника с севера. Но он не выдерживает никакой критики - к этому вернемся позже.

Существует версия, что она должна была помешать противнику, захватившему в Китае рабов и богатства, беспрепятственно уйти обратно на север. Но и эта версия не слишком правдоподобна.

Зато проверен практикой иной вариант - она использовалась в качестве дороги. Достаточно широкая, чтобы там могли свободно разминуться две телеги, она не боялась дождей и распутицы. На стене даже в осеннюю слякоть было сухо. Купцы и простые крестьяне, везущие товар на рынки, могли быстро перемещаться из одной провинции в другую.

Также стена могла использоваться в качестве таможенного поста. Ведь в башнях все время дежурили военные, которые проверяли, уплачены ли все пошлины купцами. Один только Великий Шелковый путь пересекается стеною три раза.

Некоторые эксперты отстаивают совершенно иную версию. Когда стену начинали строить, Китай представлял собой кучу раздробленных, враждующих государств и народов. Нужна была единая великая цель, которая бы заставила вчерашних врагов работать сообща, помогая друг другу. Именно такой целью и стало возведение Великой Китайской стены.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто - именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления - даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга - контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Сколько лет ушло на возведение

Что ж, вопрос о том, какова длина Китайской стены, на сколько километров она протянулась, более-менее раскрыт. А сколько лет ее строили? К счастью, сохранилось немало письменных источников, позволяющих довольно точно ответить и на этот вопрос.

Начато было строительство в третьем веке до нашей эры. Тогда Китая как такового не существовало - только многочисленные разрозненные и постоянно воюющие между собой царства. Если верить летописям, то почти сразу на строительство было брошено 20% населения - около миллиона человек.

Закончилось же строительство в 1644 году, когда объединенным Китаем уже правила могущественная династия Мин.

Конечно, строительство велось не постоянно. Иногда про него забывали на десятилетия и даже века, чтобы со временем снова вернуться к возведению этого удивительного объекта.

Людские потери при строительстве

Сказать, сколько людей погибло при строительстве, еще сложнее, чем однозначно ответить, какова длина Китайской стены. Дело в том, что люди калечились и гибли постоянно: плохое питание, примитивные механизмы, нечеловеческие условия труда - все это сказывалось на продолжительности жизни. Но никому и в голову не приходило записывать или как-то иначе отмечать смерти людей на производстве. Просто время от времени сюда пригоняли все новых и новых рабочих.

Существует легенда, что на каждый построенный километр стены приходился один несчастный случай со смертельным исходом. Но не исключено, что на самом деле жертв было гораздо больше, чем 9 тысяч.

С покойниками обходились довольно просто - их замуровывали в основание стен, чтобы не копать для них могилы. Так что Китайская стена - это не просто внушительная постройка, но еще и весьма необычное кладбище.

Легенды, связанные с нею

Кстати, именно с людьми, похороненными в стене, связана одна из легенд. Она гласит, что один мужчина - простой фермер, которого насильно заставили строить стену - умер и был вмурован в основание постройки. Его жена - Мэн Цзян Ну - была разбита горем и страшно плакала. Настолько страшно, что часть стены, где был похоронен муж, просто рассыпалась, оголяя останки и позволяя похоронить их согласно обычаям. Ходят слухи, что в честь этого на стене был даже установлен памятник.

Еще одна интересная легенда связана с драконом - ну какой же Китай без него? Якобы местоположение Великой Китайской стены выбрано не случайно. Мудрый дракон прополз по земле, показывая место, где нужно воздвигнуть ее. Что ж, легенда действительно красивая и вполне в восточном стиле.

Вандализм и мошенничество

В разное время Великая стена часто использовалась в качестве… источника строительных материалов. Приземленные крестьяне, не слишком задумываясь о ценности постройки, спокойно разбирали ее на кирпичи для своих нужд. Причем началось это многие века назад и продолжается и сейчас. Только в середине ХХ века власти спохватились и назначили штраф за такое вредительство - 5000 юаней (около 48 тысяч рублей). Правда, в отдаленных провинциях это людей слабо останавливает - многие даже не знают о таком запрете и наказании.

Во многих местах можно даже приобрести такой кирпич - стоит он совсем недорого, около 50 юаней (меньше 500 рублей). Однако при вывозе из страны вполне могут возникнуть серьезные проблемы. Да и что мешает мошенникам подсунуть под видом древнего артефакта обычный кирпич, сделанный несколько дней назад? Поэтому от таких покупок лучше воздержаться.

В качестве основного связующего вещества использовался не бетон, как это сделали бы сейчас, а гашеная известь, смешанная с рисовой кашей.

В среднем за один год Великую Китайскую стену посещает 40 миллионов туристов - как с Поднебесной, так и со всего мира.

Хотя существует мнение, что это единственная постройка, которую видно из космоса невооруженным глазом, это не так - хотя стена и достаточно длинная, но малая ширина делает это невозможным.

В 1987 году она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь величайшей достопримечательностью Китая.

Заключение

На этом можно закончить статью. Теперь вы знаете если не все, то многое о такой удивительной постройке, как Великая Китайская стена: длина в километрах, ширина, назначение, годы строительства и многое другое. Наверняка это позволит вам существенно расширить кругозор.

Великая Китайская стена - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Процесс строительства этого сооружения потрясает своими масштабами. Мы расскажем Вам о самых интересных фактах и событиях из истории Стены

Для начала немного углубимся в историю великого сооружения. Трудно себе представить, сколько времени и человеческих ресурсов требуется, чтобы построить сооружение такого масштаба. Вряд ли где-то еще в мире найдется сооружение с такой долгой, великой и в то же время трагической историей. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры во времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.). В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. К работам была привлечена пятая часть населения Китая, в то время это было около миллиона человек

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств. Вот границы Китайской стены на карте:


В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине. Его посещал президент США Никсон В 1899 году газеты в США написали о том, что стена будет разобрана, а на её месте проложено шоссе

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены , была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму

Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Только вдумайтесь в эту цифру, правда впечатляет?



В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров



Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов


Вокруг такого масштабного сооружения бродит множество мифов и легенд. Например то, что это цельная, непрерывная стена, построенная за один подход - самый настоящий миф. В действительности стена - прерывистая сеть отдельных сегментов, построенных различными династиями, чтобы защитить северную границу Китая



Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек


Логично, что такая громандина побила и до сих пор удерживает множество рекордов. Самый значимый из них - это самое длинное сооружение из когда-либо построенных человеком

Как я уже написал выше, Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен



Поскольку Китайская стена в некоторых местах прерывалась, для монгольских захватчиков во главе с Чингисханом не составляло особого труда совершать набеги на Китай, и они впоследствии завоевали северную часть страны, в период между 1211 и 1223 годами. Монголы правили Китаем до 1368 года, пока не были изгнаны династией Мин, о которой рассказано выше


Вопреки распространенному убеждению, Великая Китайская стена не может быть видна из космоса. Этот распространяющийся миф родился в 1893 в американском журнале The Century и затем повторно обсуждался в 1932, в шоу Роберт Рипли, который утверждал что стена видна с луны - это при том, что до первого полета в космос было еще очень далеко. В наше время доказано, что невооруженным глазом заметить стену из космоса довольно таки сложно. Вот снимок НАСА из космоса, убедитесь сами


Еще одна легенда гласит, что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее. Но это неправда, раствор был сделан из обычной рисовой муки - и никаких костей и погибших в конструкции стены нет

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света . Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Раз уж мы заговорили о легендах, то одна из наиболее популярных - о женщине по имени Менг Джинг Ню, жене фермера, работающего на возведении Великой стены. Когда она узнала, что ее муж погиб на работе, она пришла к стене и плакала на ней до тех пор, пока та не разрушилась, показав кости ее любимого, и жена смогла похоронить их

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы. Китайцы использовали продвинутое оружие для обороны, такое как топоры, молоты, копья, арбалеты, алебарды, и китайское изобретение: порох

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров


Великая Китайская стена - символ национальной гордости, многовековой борьбы, и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, исчисляемые миллиардами долларов США в год, надеясь сохранить стену для будущих поколений