ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Проект на тему "лекарственные растения". Проект на тему: Проект "Лечебные травы и растения"

Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Образовательная область Мероприятия по реализации проекта
Познавательное
развитие
  1. Беседа «Лекарственные растения».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения
  3. Беседа «Друг или враг»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Художественно- эстетическое развитие

1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле»

2. Рисование «Одуванчик»

Речевое развитие Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение
Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика « Цветок»
Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги»
Социально – коммуникативное развитие Труд в уголке природы.
Уход за растениями на клумбе
(календула)
Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).

Работа с родителями

  1. Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  3. Оформление гербария «Зеленая аптека».

Обобщающий этап

  1. Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
  2. Гербарий «Зеленая аптека».
  3. Консультации для родителей.
  4. Загадки о лекарственных растениях.
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав».

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Обогатился опыт о лекарственных растениях.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад МЗ2 комбинированного вида» Приволжского района города Казани

Проект

Экологическая тропинка

«Лечебные травы и растения»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Лотфуллина Л.Ш.

2013 год.

Актуальность:

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают" нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей; их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные" позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения, и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8°/о зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы: г

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные

растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили

узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе

с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект

«Лекарственные растения».

Введение:

Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида Х32 «Пчелка» г. Казань

Сроки выполнения проекта : октябрь-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи :

«Познание» Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

«Коммуникация» Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по,теме

« Социализация» Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

«Чтение художественной литературы» Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

«Художественное творчество» Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

«Здоровье» Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца) «Труд» Формировать умения и навыки по уходу за растениями

«Безопасность» Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Привлечение родителей к реализации проекта.

Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные `

переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть

на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки) Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

б. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами. З. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:.

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

З. Посев семян

4. Полив, прополка.

5. Сбор сырья.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать" только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Методы исследования;

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкций;

слушание музыки.

Гипотеза : Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о лекарственных растениях.

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. обучение детей постановке и решению экологических задач;

проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми.

Способы оценки: Наблюдения, беседы, опыты.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1 .Групповое обсуждение

2. Самостоятельная деятельность

3. Консультация с воспитателем

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов

5. Чтение художественной литературы

б. Тематическое занятие «Растения в жизни людей»

7. Экскурсии в парк

$. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о лекарственных растениях

9. Организация, совместно с родителями, выставки « Ароматизированные подушечки»

Материалы и оборудование:

Справочная и художественная литература.

Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды). -Разработать модели: «Дневник наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Таблички-указатели с названиями растений.

Контёйнеры для рассады и хранения лекарственных трав. -Папки для гербариев.

Оборудование для труда.

Риски:

1 .Приживаемость растений.

2 .Погодные условия.

План реализации проекта:

Подготовительный этап (октябрь- февраль.)

1. Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.

2. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. .

3. Изготовление й приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень лекарственных растений для посадки на территории ДОУ.

Основной этап (март - июнь) т

1. Изготовление табличек - указателей с названиями растений

2. Разбивка огорода лекарственных трав.

З. Ведёние дневника наблюдений..

4. Экскурсии по экологической тропе.

5. Оформление гербария лекарственных трав.

6. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?».

7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.

Заключительный этап ; (июль-август)

1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» .

2. Проведение КВН «Острый глаз и чуткое ухо» (дети, родители).

З. Подведение итогов реализации проекта.

Работа с детьми

Октябрь:

1 .Беседа « Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним,

заинтересовать проблемой. (презентация)

2.«О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?»

Цель: познакомить детей с растением, воспитывать бережное отношение к первоцветам.

3. «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Цель: познакомить детей с разными видами мяты.

4.Рисовние «Наш друг - мать-и-мачеха» .

Ноябрь:

1. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения»

2. Создание в группе мини-музея «Зеленая аптека»

3.«Великий путешественник»

Цель: учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах подорожника.

4 .Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

5 .Рисование,«Чудо- растения»

Декабрь :

1. «Могучий доктор»Цель: познакомить детей с растением, использовать полученные знания на

практике.

2. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

З. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением чистотелом, сего внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

4. «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

Январь:

1 .«Обыкновенная календула»

Цель: рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать её.

2. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы,

закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать

бережное и доброе отношение к природе.

3. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях

Февраль:

1 «Экскурсия в уголок лекарственных растений»

Цель: научить детей изготавливать тару для хранения лекарственных растений и правильному их сбору.

2.Слушание музыки: Ю. Антонов « Не рвите цветы», Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

4.«Целебный отвар» Цель: рассказать детям о целебных свойствах растений и вызвать желание выращивать их на огороде.

Март

1 .Посадка семян, лука в горшочки.

2.Лепка.Коллективная работа "Лекарственных трав хоровод" Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

3. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях. Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

4. Рассказ- беседа о целебных свойствах мяты. Цель: заинтересовать детей рассказом о лечебном растении - мяте; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о мяте.

Апрель

1: Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

2. Аппликация. « Мой любимый цветок» Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов

3. Наблюдаем как растет лук (зарисовать). ель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Май

1 .Опыты и исследовательно -поисковая деятельность: .«На участке ищем полезные.растения»

2.Викторина "Растения- помощники человека" ель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

З. Посев семян и рассады на грядки. Цель: прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними.

4. Наблюдение за ростом растений и уход за ними. Цель: учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения»

Июнь

1.Опыт «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

2.Опыт «Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки: (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца - это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.

З. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его

назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания

дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

Июль

1. Аппликация: Коллективная работа «Домики для семян»

ель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

2. Акция «Недбычное семечко» Цель: учить детей заготавливать и сортировать семена для дальнейшего его выращивания.

3.Экскурсия по территории детского сада.

Цели:; познакомить детей с природным окружением нашей территории детского сада

рассказать о многообразии трав произрастающих на нашей территории детского сада

познакомить с тем какие лекарственные растения растут на участке(крапива, одуванчик подорожник, ромашка, !лопух, чистотел.). Воспитывать любовь к природе и бережное к нем отношение

Август.

1. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственны растительных чаёв (из опыта родителей)

2. Сбор листьев мать-и-мачехи, заготовка корней девясила, сбор мяты, заготовка листьев подорожника; сбор цветков календулы. Цель: учить детей применять полученные знания на практике при"заготовке растений, их сушке, сортировке и хранении:

З. КВН «Острый глаз и чуткое ухо»

Работа с родителями

1 .Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

2.Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

З.Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

4.Оформление альбома «Зеленая аптека»

5.Экскурсия в аптеку, в сквер.

6.Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

7.Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

8.Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях

9. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв

Работа с педагогами

Цель - знакомство педагогов ДОУ с формами и приемами работы по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями.

Темы консультаций:

1. «Лекарственные растения детям». (Приложение 12).

Цель Познакомить с фитотерапией, как одним из методов лечения народной

медицины.

2. « Охрана растений».

Цель _- знакомство с правилами охраны растений в окружающем мире. З. «Биологические особенности лекарственных растений».

Цель. обогатить знания педагогов о богатейших лечебных свойствах лекарственных растении


Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи проекта:
- Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

Актуальность.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
В.Лукша

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Мотивационный момент

Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

- Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

- Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

- Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

- Чтение литературных произведений:
А. Н. Плещеев « Золотой луг»
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»
Заучивание загадок и стихов о растениях.

- Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
На территории детского сада ищем полезные растения.
Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

- Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

- Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - рисование.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

- Создание Красной книги.
Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

- Работа с родителями.
Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

- Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

Вывод.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
Крепкого вам всем здоровья!

Введение:

Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОО

Сроки выполнения проекта: июнь - июль

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, медсестра.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОО.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) .

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения? »

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник… », «Я-ромашка… », «Я-крапива… »

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик - листья, корень

Календула - цветы и семена

Ромашка - цветы

Мелисса - листья

Зверобой - цветы, листья

Мать - и - мачеха - листья

Пастушья сумка - цветы

Мята - листья

Щавель - листья, стебель, молодые стрелки

Лопух - листья и корни

4. Экскурсия на поляну.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.) . Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг - подорожник» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение? », «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) .

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям) .

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай! » и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет) .

9. Подведение итогов реализации проекта.

Защита проекта « Лекарственные травы»

Здравствуйте!

Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда – то давно люди, произнося слово здравствуйте , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:

    Здоровье дороже богатства.

    Здоровье не купишь.

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это. Не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Растения – это бесценный дар природы, который часто называют кладовой здоровья. С помощью растений, обладающих лечебными свойствами, можно успешно лечить заболевания человека.

Начиная свой проект, я поставила перед собой цель: познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в нашем районе.

Задачи исследования:

1.Собрать и обобщить материал о лекарственных травах нашего района.

2. Установить связь с прошлым, выяснив какими лекарственными травами пользовались казаки.

Актуальность использования лекарственных растений возросла в последние десятилетия. Это объясняется тем, что резко возросло количество осложнений от применения различных, малоизученных и проверенных лекарств.

Наши предки жили среди природы, хорошо знали и умело использовали ее возможности в решении серьезных проблем при лечении ран и болезней.

В нашей местной газете «Тихий Дон» мы с мамой нашли статью из которой я узнала, как лечились казаки Верхнего Дона:

КАК ЛЕЧИЛИСЬ КАЗАКИ ВЕРХНЕГО ДОНА?

Зубная боль

Натирали запястье с внутренней стороны водкой с чесноком

Легочный туберкулёз

Мать-и-мачеха, полынь,

подорожник, зверобой в виде смеси как

чайный настой

Простуда и кашель

Отвар овса и калины, отвар малины

Гастрит и язва

Водочный настой подорожника, заедая

его хлебом со свиным салом

Воспалительные заболевания

Отвар дубовой коры

Опухоли

Свежая капуста, красная свекла,

морковь, чеснок и лук в сыром виде;

водочный настой болиголова и чистотела

Бородавки

Сок чистотела

Экзема

Листья капусты или смесь сока капусты

и чистотела

«Многие рецепты даже были абсурдными» (Н. Майборода, научный сотрудник ГМЗШ)

«Тихий Дон» от 05.04.2007 г., № 37

Бабушка рассказала мне, что наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» упоминает не один раз лекарственные травы, называя их народными именами («камчужная трава» – биологическое название мать-и-мачеха; «белая кашка» – тысячелистник; «золотушная трава» – череда; «материнка» – душица; «кузмичева трава» – эфедра двуколосковая).

Заготовка лекарственных трав была жизненно необходима. Например, для выпечки хлеба использовали шишечки хмеля. Впрок заготавливали богородицкую траву (чабрец), душицу, зверобой, делали из них отвары и настои, которые помогали от простуды. Сушили и мочили ягоды земляники, ежевики, тёрна.

Лекарственные травы заготавливали казаки не только для себя, но и для домашних животных.

Эти средства народной медицины не только знали, но и использовали в каждой семье. Многими из них и сейчас пользуются жители нашего района.

В настоящее время широко используются лекарственные растения: чабрец, душица, зверобой, шалфей, донник, мята, Иван-чай, ромашка лекарственной, шиповника, боярышник, подорожник и другие.

Я расскажу о тех растениях из живой аптеки, которыми особенно любят пользоваться в нашей семье.

Подорожник. Свежие листья применяют как ранозаживляющее средство, а настойка из них помогает при бронхите, коклюше.

Один из любимых мною цветов - ромашка . Растение очень ароматное и цветёт почти всё лето. Эти цветочки наша семья любит заваривать и принимать отвар при простуде. Отвар из ромашки помог мне вылечить ангину. Отвар из цветов ромашки применяют для промывания ран, нарывов. Моя бабушка часто промывает волосы таким отваром.

В саду нашего двора радует глаз ярко-жёлтые цветы ноготков , так называют их в народе. Правильное название этого растения календула. Это растение тоже обладает лечебными свойствами. Спиртовой настойкой календулы обрабатывают порезы, гнойные ран, ожоги.

Крапива – один из самых распространённых сорняков. Это жгучее растение очень богато витаминами С и каротином, содержит много питательных веществ.

Применяют её как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Молодые побеги очень хороши для приготовления зелёных щей и салатов.

Все эти удивительные растения, о которых я рассказала, окружают меня дома. Проводя свои наблюдения за растениями, и исследуя их полезные свойства, я поняла, что нужно очень бережно относиться к ним. Учиться правильно использовать свойства этих растений и быть благодарным нашей природе за её щедрые дары.

Свое исследование буду продолжать во втором класс. Еще много интересного и полезного можно узнать о растениях нашего края. Хочу познакомиться с правилами сбора лекарственных трав и способами приготовления отваров для лечения.