ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Труд в уголке природы цель. Организации трудовой деятельности детей в экологическом уголке

Нина Гелингер
Картотека: Труд в природе. Старшая группа.

Карточка № 1.

Полив комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки

водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 2.

Рыхление почвы у комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Карточка № 3.

Опрыскивание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями.

Карточка № 4.

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев).

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 5.

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 6.

Черенкование растений.

Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.

Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 7.

Пересаживание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка №8

Посадка лука на подоконнике .

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка № 9.

Посев семян цветов и овощей.

Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой

расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 10.

Высаживание рассады, уход за ней.

Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 11.

Перекапывание грядок.

Цель: Дать детям представление о необходимости перекапывания грядки.

Учить правильному перекапыванию: стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 12.

Прополка грядок на своем участке и участке малышей.

Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти;

дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 13.

Полив клумб и грядок.

Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.

Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.

Карточка № 14.

Уход за рыбками.

Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 15.

Уход за аквариумом.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 16.

Кормление попугаев.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: вычищать кормушки и насыпать свежий корм, соблюдая норму, угощать попугаев овощами и травами, менять воду в поилке попугаев.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом попугаев.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 17.

Купание попугаев.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: устраивать для них купальные дни, уметь наполнить водой купальню и установить её в клетке или обрызгивать попугаев под малой струёй воды в душе.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с водой и попугаями.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 18.

Уход за клеткой попугаев.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за клеткой попугаев: уметь вычистить её от мусора, помыть поддон. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с клеткой, водой и попугаями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Татьяна Оськина
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа

, труд . Средняя группа .

Карточка1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями .

Цель :

Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату .

Работа в уголке природы совместно с воспитателем : при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ 2 . ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом , предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение ).

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ : Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате , знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы : это место, где находятся растения и животные . В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете , тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ .

ЦЕЛЬ : Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений : они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения : подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ .

ЦЕЛЬ : Уточнить и закрепить представления о частях растения : листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде , свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе) . Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями .

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3 . С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.

ЦЕЛЬ : Формировать понятия о потребностях растений , выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода) .

НАБЛЮДЕНИЕ 4 . Результаты опыта «С водой и без воды» .

Полив растений совместно с детьми . В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того , чтобы они лучше росли.

Карточка 6

Беседа о необходимости растений в групповой комнате .

Цель :

Карточка 7

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Продолжать учить различать среди природных объектов растения . Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой ). Формировать интерес к комнатным растениям . Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним . Обратить внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть ? Почему? Какому растению трудно дышать ?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение .

Подвести к обобщению : растение живое , о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое .

Карточка 8

«Уход за комнатными растениями »

Цель :

Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы , поддерживать интерес к уходу за растениями . Продолжать учить ухаживать за растениями .

Карточка 9

«Растения , которые живут в нашей группе » (3, 65)

Цель : Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка) . Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях : они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья) . Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем : детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы : кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

Карточка 10

НАБЛЮДЕНИЕ 5 . ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.

ЦЕЛЬ : Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями , инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений .

Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений , их названия. Закрепить понятия «большие» «маленькие» . (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение , растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)

Поручения под руководством воспитателя : полив влаголюбивых растений , уборка инвентаря.

Карточка 11

МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями , но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ) . Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов : ухаживать, поливать, протирать листья.

Карточка 12

НАБЛЮДЕНИЕ 6 . Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями .

Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в названии растений , учить их несложному описанию внешнего вида растения . (Нади растение похожее на травку , дерево; найди растение похожее на картинку , модель, как на фото; найди два похожих растения и т . п.)

Поручения при поливе растений : налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.

Карточка 13

"Путешествие в страну цветов"

Цель :

Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Вводная часть : приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов. _

Дидактическая игра "Раз, два, три - цветок найди"_

Заполнение «Волшебной пустографки» .

Пальчиковая гимнастика «Цветочек» .

Словесная игра "Скажи наоборот".

Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть : беседа о путешествии в Страну цветов.

Карточка 14

«Знакомство с геранью»

Цель :

Учить среди множества растений выделять цветущие , называть и показывать части растения , находить герань.

Сюрпризный момент : приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась . Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать) . Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей : Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

Карточка 15

Рассматривание герани его цветков, листьев.

Цель :

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений , продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями .

Сюрпризный момент : приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми .

Матрёшка : чем вы дышите? (носом) . А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные , круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите : внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце , поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя , о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

Карточка 16

НАБЛЮДЕНИЕ 3 . ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к , изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.

(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года )

Поручения во время ухода за комнатными растениями : полив растений , наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.

Карточка 17

«Знакомство с фикусом»

Цель :

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений . Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям .

Сюрпризный момент : приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение , цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу : фуксия – растение , похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение , у него много цветов, оно требует ухода.

Карточка 18

Рассматривание фикуса (стебель, листья) .

Цель :

Знакомить с фикусом – растением , у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений . Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент : приходят куклы Маша и Ваня.

Маша : мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

Карточка 19

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Познакомить с хлорофитумом – растением , похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение , на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум : растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).

Карточка 20

Цель :

Обобщить и закрепить знания детей о растениях , с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений . Закрепить навыки полива растений

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла : я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений . Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями .

Карточка 21

«Знакомство с бегонией»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям .

Карточка 22

«Мои зелёные друзья»

Цель :

Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения , их части (стебель, цветок, лист) . Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении . Продолжать формировать интерес и любовь к растениям , желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения , правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

1. Рассматривание паспорта комнатных растений . Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.

Карточка 23

«Знакомство с примулой»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , примулы.

2. Д/игра : «Загадай, мы отгадаем» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

Карточка 24

«Комнатные растения , похожие на кустик»

Цель :

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст . Научить выделять из группы комнатных растении , похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями .

3. Д/игры : «Продайте то, что назову» , «Найди, о чём расскажу» , «Найди растение по названию » .

Карточка 25

«Знакомство с традесканцией»

Цель :

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения , традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением . Продолжать формировать бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , традесканции.

2. Д/игра : «Найди, о чём расскажу» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

Карточка 26

«Описание комнатного растения »

Цель :

растения , отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи , величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении . 1. Составление рассказа о своём любимом растении , по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/игра : «Опишите, я отгадаю» .

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением .

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

Карточка 27

«Поможем зелёному другу»

Цель :

Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения (из одного растения – два ) растения . 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения .

2. Д/игра : «Цветовод»

3. Опыт : «Кому лучше?»

4. Создание альбомов : «цветы-как травка» , «цветы-как дерево» , «цветы-как кустик»

Карточка 28

НАБЛЮДЕНИЕ 7 . ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями , за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.

(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «ОДИН И МНОГО»

ЦЕЛЬ : Учить детей несложному описанию внешнего вида растений , развивать наблюдательность . Учить моделировать растения . (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение , у которого много).

Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)

Карточка 29

«Знакомство с бальзамином»

Цель :

Продолжать обучать детей описывать растения , отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений .

Познакомить их с новым растением - бальзамином , дать его бытовое название «огонек» .

Объяснить название растения . Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними .

Ход занятия :

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях . Давайте ему немного расскажем (дети : «давайте» ). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.

Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей) .

Как называются эти комнатные растения ? (ответы детей, например (герань, фикус) . Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки ?

Какие они и сколько их? (ответы детей) .

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках ? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.

Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей : «большой, похож на дерево» , отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой , высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.

Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)

Какой он на ощупь? (ответы детей : гладкий, блестящий) .

После этого подводят итог : что сказал о растениях каждый , как можно охарактеризовать растение в целом .

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях , сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.

Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях . Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые , оказывается это совсем не так.

Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение , хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т) . А ты Мишка?

Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение , которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек» .

Мишка смеется над названием «огонек»

Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек» . А хотите узнать почему? (ответы детей) . Потому что, у него много маленьких красных цветочков.

Мишка – Ну, теперь понятно.

Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях . (Дети рассматривают «огонек» , описывают его).

Воспитатель – Нравиться вам, «огонек» ? Он останется у нас в группе . Какое место мы найдем для него? (ответы детей) .

Правильно, «огонек» будет хорошо расти там , где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку . Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей) .

Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом , а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения . В конце занятия проводиться дидактическая игра.

Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей :….)

Один из детей «водит» , а другие дети прячут какое - нибудь растение .

Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали . В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места .

Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях . Тебе понравилось?

Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения .

Карточка 30

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с новым комнатным растением , имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку) . Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений , учить сравнивать их между собой.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений

Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8 . НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ ?

ЦЕЛЬ : Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов : по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая) . Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о комнатных растениях . Учить узнавать растения по фотографии , картинке , модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 32

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ

ЦЕЛЬ : Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям , закреплять знания о строении и функциях частей растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет . Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше» , «меньше» .

комнатных растений

Карточка 33

«Комнатные растения - наши друзья »

Цель :

Развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;

Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;

Учить детей выделять отдельные части растений ;

Расширять круг наблюдений за трудом взрослых ;

Воспитывать трудолюбие .

Интеграция образовательных областей : труд , коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : комнатные растения группы , лейка с водой, влажные тряпочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к подоконнику, на котором стоят горшки с комнатными цветами .

2. Основная часть. Рассматривание комнатных растений . Воспитатель (обращается к детям) . На подоконнике стоят горшочки с комнатными растениями . Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение .

Игра «Принесла я вам цветок» .

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит :

Принесла я вам горшок,

А в горшке растет цветок ,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек.

Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения .

Посмотрите, у каждого растения есть листья , они разные. У этого растения (показывает спацефиллум) они короткие и широкие, а у другого (показывает щучий хвост) листья длинные и узкие. (Далее следуют хоровые и индивидуальные ответы детей с показом. «Какие листья?» - длинные, короткие, узкие, широкие) .

Чтобы наши растения хорошо росли , цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как? Мы поливаем цветы. А что нам для этого нужно?

(Указывает на лейку и поливает цветок) . Ребята, помогите мне, пожалуйста, полить наши цветочки.

Чтобы листики были чистыми и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует) .

3. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы » .

Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить цветы. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз.

Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку ты,

Вырастут у нас цветы .

4. Итог занятия.

Карточка 34

НАБЛЮДЕНИЕ 9 . ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА.

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два ) . Уточнить знания о подземной части растения .

Д/игра «ЦВЕТОВОД»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений , их названия. Учить составлять модели комнатных растений .

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений : набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.

Карточка 35

МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях , их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений . Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.

Дмитриева Елизавета Алексеевна
Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за растениями в уголке природы» в старшей группе

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы .

Задачи :

Воспитывать у детей желание трудиться ;

Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями ;

Развивать у детей наблюдательность и любознательность;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе .

Методы и приемы : сюрпризный момент, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода , привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности .

Форма организации : коллективный труд .

Вид труда : труд в природе .

Оборудование : 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Комнатные растения : сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.

Подготовка оборудования :

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование : прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе .

Послушайте, что говорит крот!

- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях , и они засохли».

Не печалься, крот, мы спасём наши растения !

Ребята, давайте прогоним этих злючек!

Но скажите, как мы будем бороться с врагами?

Правильно, мы польём наши растения , крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.

Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?

Правильно, фартучки. Давайте наденем их.

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.

С ворсистых листьев у фиалки и колеуса пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.

- Растения с мелкими листочками, такие как : бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать.

Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений .

Сейчас каждый подойдёт к своему растению , польёт его, а затем уберёт с него злую пыль.

Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.

Анализ детской деятельности :

Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь , дружно работаете, всю пыль убрали с растений , теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие , добрые детки, как они дружно работают!

Уборка оборудования :

Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Публикации по теме:

Конспект по экологическому воспитанию «Уход за растениями» (труд в уголке природы», в старшей группе №6 «Затейники». Задачи: 1. Закреплять.

Конспект по трудовой деятельности в уголке природы в средней группе «Уход за комнатными растениями» Цель: развитие интереса к комнатным растениям Задачи: Образовательные: -закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими.

Конспект коллективной трудовой деятельности в подготовительной группе «Уход за комнатными растениями». Труд в уголке природы Цель: Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать формировать практические навыки по уходу за растениями (рыхлить,.

Конспект образовательной деятельности по уходу за растениями в уголке природы в средней группе Цель: организовать коллективную деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Задачи: Воспитательные:.

Конспект занятия в старшей группе «Организация труда в природе «Уход за комнатными растениями» Таблица 1 Образовательная модель организации труда в природе Тема: «Уход за комнатными растениями» Время в режиме дня Кол –во детей Программные.

Конспект трудовой деятельности в уголке природы и организация дежурства по столовой в старшей группе Цель. Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» вторая младшая группа Цель: развитие интереса к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения;.

Тема: Организация труда в природе детей«Уход за комнатными растениями».

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо);

Воспитательные задачи :

Способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу;

Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда

Вид труда : труд в природе

Форма организации: поручение

Тип труда: совместный

Оборудования: фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Предварительная работа: Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение методической литературы, подборка оборудования, заучивание поговорок о труде.

Словарная работа:

А) обогащение: рыхление, протирать, поддон, полив, отстоявшаяся вода, ком земли, закрепить название цвет.

Б) активизация: растения, цветок, земля

Ход занятия:

Приходит игровой персонаж Карлсон грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Я пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. Со мной на крыше живет мой единственный цветок, который мне подарил мой друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)

а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель . Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель - растение в хорошем состоянии)

Воспитатель . Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон . Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями, мы протираем листья, опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон . Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем состоянии) .

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!

Последующая работа

Продолжать:

1. формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;

2. развивать восприятие комнатных растений как живых существ – замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни в процессе наблюдений в повседневной жизни, используя «Модели функций органов живого», Д/ игры «Путаница».

3. воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми

Введение 1

Труд детей в уголке природы в младших группах 2

Труд детей в уголке природы в средних группах 3

Труд детей в уголке природы в старших группах 5

Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 10

Заключение 23

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов, фасоли, настурции.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.

Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.

После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами,мелкими животными уголка природы.

Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами: помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать, узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)

Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).

Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка, гусиный лук или др.

Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса.

Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.

В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными растениями уголка природы являются комнатные растения.

Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения.Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.