ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чем барокко отличается от рококо. Сходства и различия стилей барокко и рококо: фотографии роскошных гостиных и полезные советы с практическими рекомендациями по оформлению зала

Предшествующий барокко Ренессанс был стилем строгим, напоминающем античность. Биржа (la Lonja) в Сарагосе. 1541-1551 гг. Арагона. Стиль Ренессанс.

Ренессанс и барокко

Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики. Появились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell"arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций - об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; Аретино, 1511 - 1574 гг.) — итальянский архитектор и живописец, стоял у истоков науки искусствознания. Автор "Le Vite de"più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" -«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Строительство церкви Сан Джованни деи Фьорентини началось при папе Льва Десятого, из рода Медичи. Был проведен конкурс на лучший проект этой церкви, и главным архитектором стал Антонио да Сангалло Младший. После захвата Рима Карлом Пятым, в 1527 году, строительство остановлено. В 1559 г Микеланджело предложил свой проект, однако он не был утвержден, и строительство продолжили другие архитекторы.

Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. - окончание - начало 17 в.)

Вилла Юлия III - вилла Джулия - расположена в предместьях Рима на месте сада, окружающего летнюю резиденцию Папы Римского Юлия III. Над ее проектом трудились - Микеланджело, Джорджио Васари и Бартоломео Аманатти. Строительство вел архитектор Джакомо Бароцци да Вигнола (1551 - 1555 гг.)

Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность - случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.

Образец южно-итальянского барокко базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce). Алулия. Италия. 1549-1679 гг. Строительство фасада начал зодчий Габриэле Рикарди, а закончил работы по строительству архитектор Цингарелло.

Виллу начали возводить в 1520-е гг. по заказу будущего папы Павла III. Возглавлял строительство младший Сангалло. После перерыва строительство возобновилось при кардинале А. Фарнезе. С 1559 по 1573 гг. над виллой трудился архитектор Виньола. План здания - пентаграмма. Внутри находится внутренний круглый двор.

От барокко Ренессанс отличался и разницей зрительного восприятия. В Ренессансе архитектура отражала спокойствие и величие своими правильными пропорциями и соотношениями размеров. Барокко привлекает, рождает воображение, изумление, восхищение и напряжение благодаря искажению пропорций и крупному масштабу. Увеличивается длина фасадов, высота окон, дверных проемов, декор. Первыми образцами становятся дворец Фарнезе в Пьяченце, вилла Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы.

Вилла Фарнезе в разрезе. Гравюра из «Курса архитектуры» Ш. Д’ Авилера.1691г. Париж.

Фасад виллы Фарнезе в Капрароле.

Главная церковь ордена иезуитов - церковь Иль Джезу - первое сооружение в стиле барокко. В 1577 г. К. Борромео издал «Наставления», в которых призвал архитекторов строить храмы в виде креста. Но еще до его высказываний Виньола создал Иль Джезу (1568-1575 гг.) с крестовым планом. Но главным в этом сооружении стал новый принцип формообразования. В немалой степени развитию нового подхода к строительству храмовых сооружений способствовали решения Триденского собора (Тридентский собор в 1545-1563гг. рассматривал вопросы католического вероучения, дисциплины в рамках религии, уделял большое внимание привлечению верующих к службам).

Ярким примером барокко стал собор Святого Петра в Ватикане, масштаб которого несовместим с сооружениями прошлого. Здания барокко визуально тяжелы, они становятся шире, чем в предыдущих стилях. Фасады удлиняются и расширяются, фронтоны опускаются, что еще больше подчеркивает тяжесть и приземленность сооружений. Завиток присутствует в разных частях фасада, в том числе и на фронтоне. Примером может служить церковь Иль Джезу. Образцом Иль Джезу явилась церковь Сант Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea) 15 в., архитектора Альберти.

Сант Андреа в Мантуе. 15 век. архитектор Альберти.

Фасад церкви Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù. Церковь во святое имя Иисуса. 1568-1575 гг. Архитектор Виньола).

Фризы и цоколь в барокко становятся крупнее. Все линии плавно переходят одна в другую, исключаются углы. Стены фасада барокко в отличие от Ренессанса получают плавно изогнутую плоскость за счет выступов, колонн, пилястр. Колонны соединены со стеной со свободной частью в четверть, половину, три четверти - это создавало резкость светотени. В качестве примера раннего барокко, еще имеющего элементы Ренессанса, можно привести палаццо Канчеллерия архитектора Браманте (1499—1511 гг. начало работ - архитектор А. Бреньо); цоколь собора Св. Петра (задняя сторона), спроектированный Микеланджело; цоколь Порта ди Санто Спирито архитектора А. да Сангалло.

Палаццо Канчеллерия. 1499—1511 гг. Архитектора Браманте окончил фасадные работы, которые начал архитектор А. Бреньо.

Барокко нарушило законы и пропорции Ренессанса, введя многократное повторение форм и контуров. Например, фронтоны могли быть помещены один внутрь другого, повторялась линия аттика. Повторение декора: например, пучки пилястр на фасаде, где каждая дублирует другую и имеет полупилястру, получило свое начало еще при Ренессансе, как, например, первый этаж Бельведера (Браманте), дворец Коста (Перуцци), двор палаццо Фарнезе, третий этаж (Микеланджело).

Пилястры на фасаде первого этажа Бельведера в Ватикане соседствуют с арочным обрамлением, а также выступающие пилястры с нишами внутри них. Архитектор Браманте.

Детали фасада барокко преувеличены, кессоны заполнены большим количеством украшений, которые как будто не помещаются в рамках. Фасад барокко в отличие от Ренессанса не расчленяется, чтобы создать ощущение единой массы.

Кафедральный собор Святой Агаты (Catania Cathedral). Катания является великолепным образцом барочной архитектуры. Нынешний фасад Кафедрального собора приобрел барочные формы в 1711 г. Архитектор Д. Вакарини.

Барокко и Ренессанс - совершенно противоположные по сути стили, в которых использовались разные методики формирования пространства, разные конструктивные и декоративные подходы. Барокко просуществовал два столетия, после чего ему на смену пришел стиль рококо.

Рококо и барокко

Рокайль - орнамент, который с трудом поддается четкому определению. Рисунок неопределенный, может повторять как природные мотивы, так и напоминать элементы ордера, складки материи. В основе рокайля С и S образные завитки, элементы в виде гребня, длинные, узкие листья растений, цветы.

Рокко Барокко - псевдоним (Rocco Barocco) итальянского модельера Дженнаро Москарьелло, родившегося в Неаполе, в котором соединились два архитектурных стиля - рококо и барокко. Этот симбиоз стилей и послужил появлению такого необычного псевдонима. Рококо позаимствовало у барокко многие черты, однако, смягчило их и уменьшило масштабность, подчинив принятым пропорциям, сопоставимыми с человеческими. Рококо появился во Франции в начале 18 века в период регентского правления Филиппа Орлеанского. Это было время упадка абсолютизма королевской власти, что породило желание знати погрузиться в мир иллюзий, создав вокруг себя идиллию. Характерным признаком рококо являлся рокайль - своеобразная фигура с завитками. Завиток вообще стал главным декором этого стиля, что связывает рококо с барокко.

Рокайль.

В рококо, как и в барокко, не признаются прямые линии, плоские элементы, классические каноны. Но в отличие от барокко этот стиль отличался легкостью, воздушностью. И тот, и другой стиль имеет общее стремление к единой форме фасада, его цельности, но при этом рококо изящен, а барокко тяжел и монументален. В фасадах рококо присутствует светлая отделка, которая сочетается с белыми элементами. Присутствует большое количество лепнины с растительным орнаментом, завитками. Из Франции рококо попадает в Европу и особенно им интересуются зодчие в Германии и Австрии. В результате рококо и барокко тесно переплетаются во многих архитектурных сооружениях. Рококо продержался как модный стиль недолго - во Франции (1715—1723 гг.) он был вытеснен классицизмом, а в Европе и России он был в моде до конца 18 века.

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге (1734—1739гг.). Архитектор двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Франсуа Кювилье (1695-1768гг.), представитель баварского стиля рококо.

Рококо в отличие от барокко не внесло новых открытий в архитектуру, оно строилось на основе уже существующего стиля, который за два века до этого полностью изменил подход к архитектуре, но, несмотря на это, рококо оставил заметный след в истории мировой архитектуры, напоминая о временах белил, мушек, париков, кокетства, куртуазности. Вероятно, в память об ушедших эпохах неапольский кутюрье и взял псевдоним Рокко Барокко. В современном строительстве, особенно в частных застройках, архитекторы нередко обращаются к темам рококо и барокко, используя для этого современные технологии изготовления декора (например, фасадный декор из полиуретана), а также формы фасада, указывающие на принадлежность дома к тому или иному стилю.

Барокко и Рококо можно назвать соперниками: Рококо возник как ответная реакция на чрезмерную помпезность и пышность Барокко. Но… удалось ли Рококо избежать сходства и стать абсолютно контрарным?

Параметры Барокко Рококо
Отделка стен
  • Декоративная штукатурка
  • Отделка парчой
  • Панели из красного дерева
  • Текстильные обои
  • Фрески
  • Мозаика
  • Керамическая плитка с имитацией ткани, штукатурки, дерева
  • Декорирование позолоченной лепниной
  • Тканевые обои
  • Покраска глянцевой краской
  • Отделка шелком или глянцевой тканью
  • Деревянные резные панели
  • Настенная живопись
  • Керамическая плитка с имитацией тканей, покраски, дерева
  • Обои с имитацией ткани
  • Декорирование лепниной белого или золотого цвета
Отделка потолков
  • Покраска в белый или небесно-голубой цвет
  • Художественная роспись
  • Натяжные потолки с художественной росписью
  • Рельефная лепнина (позолоченная или белая)
Отделка полов
  • Узорный паркет
  • Мрамор
  • Керамическая плитка с имитацией дерева и мрамора
Материалы

Натуральные:

Натуральные:

  • Дерево
  • Мрамор
  • Керамическая плитка
  • Золото
  • Бронза
Цветовая гамма
  • Светлые теплые тона - белый, бежевый, кремовый, песочные оттенки, карамельный
  • Насыщенные темные – синий, бордо, шоколадный, горчичный;
  • Прохладные серебристые оттенки – жемчужный, перламутровый
  • Обязательно присутствует золотой
Мебель
  • Из ценных пород дерева, массивная, под старину, с богатой отделкой
  • Мягкая мебель
  • Антикварная
  • Позолоченная деревянная мебель с резьбой
  • Мягкая мебель
  • Антикварная
Текстиль
  • Натуральные дорогие ткани: бархат, парча, атлас, шелк
  • Натуральные дорогие ткани: шелк, атлас, парча
Освещение

Свет рассеянный и приглушенный

  • Огромные люстры из хрусталя
  • Светильники
  • Торшеры
  • Свечи

Свет рассеянный и приглушенный

  • Изящные люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками
  • Настенные бра в форме морских раковин или чаш
  • Свечи
Предметы в интерьере
  • Скульптурные композиции
  • Гобелены
  • Обилие зеркал, украшенных массивной лепниной с позолотой
  • Напольные часы
  • Шкатулки
  • Статуэтки
  • Подсвечники, канделябры, бра
  • Изделия из слоновой кости
  • Картины и зеркала, висящие ассиметрично
  • Расписные передвижные ширмы
  • Гиацинты, лилии, орхидеи
  • Декоративные аксессуары причудливых форм
  • Часы
  • Статуэтки и скульптуры из фарфора, стекла и металла
  • Гобелены
  • Подсвечники, канделябры, бра

Стиль Барокко в деталях

Стиль Барокко зародился в Италии в конце XVI века, откуда быстро перешел в другие страны. Пик расцвета данного стиля приходится на период правления французского короля Людовика XIV. Название стиля происхолит от итальянского «barocco», т.е. «причудливый», «тяготеющий к излишествам».

Характерные черты:

  • Вычурность, помпезность, намеренная демонстрация престижа, роскоши и богатства;
  • Пространственный размах;
  • Композиция выстраивается на резких пересечениях, динамичных углах и быстрых диагоналях;
  • Изобилие драгоценных предметов в интерьере;
  • Множество декоративных предметов, сложные очертания элементов;
  • Наличие скульптурных композиций;
  • Обилие зеркал;
  • Расписные потолки;

Стиль Барокко можно гармонично воссоздать только в больших пространствах, которые способны выдержать нагрузку в виде массивной мебели и множества помпезных декоративных элементов. Композиционное построение пространства подчиняется строгой симметрии.

В отделке интерьера обязательно присутствует золотой цвет (стены, потолки, предметы декора). Барокко отличается контрастами, которые достигаются, в том числе, и за счет игры цветов светлых стен и темной мебели.

Отделка стен. Декорируются гобеленами, тяжелыми тканями, шпалерами, декоративной штукатуркой, фресками, бордюрами, обоями в полоску или керамической плиткой в стиле Барокко. Главное – стены не должны быть полностью однородными, обязательно нужно использовать бордюры, всевозможные вставки, лепнину, мозаику, фрески. Также для украшения стен активно используются гобелены, шпалеры.

Отделка потолков. Используется лепнина, часто с позолотой, масштабные художественные полотна, фрески; в современной интерпретации можно использовать натяжные потолки с соответствующими тематическими принтами.

Мебель и текстиль. Барокко требует элементов королевской роскоши. Мебель должна быть массивной, под старину, с богатой отделкой: приветствуется резьба, декорирование мозаикой из благородных металлов или из шпона древесины дорогих пород дерева, слоновая кость, черепаший панцирь.

Диваны в интерьере несут дополнительную декоративную функцию, их задача – воссоздание атмосферы дворцовых покоев, роскошных и уютных одновременно. Поэтому следует выбирать диваны с плавными, витиеватыми формами, на закругленных ножках, оббитые текстилем в полоску и с красивой драпировкой. Кровати также должны быть стилизованы под старину: массивные, с сильно отогнутой спинкой, с декоративно выточенными ножками или изголовьем. Приветствуются кровати из красного дерева или других ценных древесных пород. На прикроватных тумбочках и массивных трюмо в качестве обязательного декоративного элемента размещаются шкатулки, подсвечники из металла, вазы причудливых форм.

Обязательным элементом спален в стиле Барокко являются изысканные туалетные столики и мягкие пуфы. Табуреты для ног, кресла, кушетки должны быть плавных изогнутых форм. Органично впишутся в интерьер комоды с выдвижными ящиками, разнообразные бюро, массивные деревянные книжные шкафы, круглые столы с мраморной столешницей.

В интерьерах Барокко обилие текстиля. Ткани (для диванных подушек и валиков; скатерти, покрывала, портьеры) должны быть натуральными, с изысканным, оригинальным рисунком. Используемые для оформления помещения ткани (из бархата, парчи, атласа, шелка) должны повторяться в обивке мебели и портьерах.
Балдахины и портьеры декорируют оборками, изящными кистями, ламбрекенами и крупными бантами. Окна и двери часто драпируются дорогими тяжелыми тканями с имитацией природных камней, таких как малахит, оникс или мрамор.

Характерная черта стиля Барокко - обилие зеркал в позолоченной или серебряной раме, как напольных, так и располагающихся на стенах, тумбочках и полках.

В стенных нишах размещают фарфоровые, бронзовые фигурки, изделия из слоновой кости, огромные морские раковины с перламутром или жемчугом, причудливые вазы и подсвечники. Все декоративные предметы должны работать на усиление эффекта дворцовой пышности, величия и власти.

Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Барокко

  • Aparici Elegy , Femme , Dress
  • Venus Alabaster , Ermitage
  • Verso 25 la Dolce Vita
  • Akros La Dolce Vita

Стиль Рококо в деталях

Стиль Рококо появился во Франции в период правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Считается, что вдохновителем данного стиля стал итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье, в произведениях которого были отражены ассиметричные формы и необычные контуры изогнутой морской раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Появление Рококо стало своеобразной реакцией на чрезмерную вычурность и парадность стиля Барокко, который на тот момент широко использовался в оформлении интерьеров. Стиль Рококо ориентирован на создание уютных домашних интерьеров, в которых есть некая доля кокетства и легкости. Большинство построек Рококо - это частные дома французской знати. Комнаты в таких строениях стали поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную будуарам. При этом они располагались не анфиладой как в XVII веке, а образовывали асимметричные композиции.

Отметим, что в стиле Рококо есть отдельное направление - шинуазри (китайщина). В таких интерьерах обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы и приемы декорирования: расписные передвижные ширмы, изысканные орхидеи, золотые аквариумные рыбки, лакированная резная китайская мебель, китайский фарфор, гобелены с изображениями китайских танцовщиц, пагод, императоров и воинов.

Характерные черты стиля:

  • Динамичные и асимметричные формы;
  • Большие окна слегка закругленной формы;
  • Потолок часто делают продолжением стены при помощи плавного полукруглого перехода, который после декорируется;
  • Закругление стен с последующим украшением их шелком, резными панелями, позолоченными орнаментами, зеркалами;
  • Обилие лепнины: в обрамлении дверей и окон, в стенных пространствах, в плафонах и т.д.
  • В орнаментах доминируют причудливые раковины и цветы;

Отделка стен. Для разных вариантов отделки стен (панели, обои, покраска, ткани, настенная живопись) всегда применяется декорирование лепниной. Также приветствуется использование различных тонких рельефных обрамлений замысловатых изогнутых форм. Если стены отделываются обоями с имитацией ткани, то у них должен быть либо цветочный рисунок, либо декор вензеля.

Отделка потолков. В идеале потолок должен быть однотонным с декором в виде позолоченной или же белой лепнины. Часто потолок делают продолжением стены: угол между потолком и стеной сглаживается за счет плавного перехода полукруглой формы, который после декорируют тонким орнаментом.

Отделка полов. Полы могут быть выложены паркетом, мрамором или керамической плиткой с имитацией натуральных фактур, но в любом случае, у них должны быть изогнутые по профилю плинтуса. Высота плинтусов может быть любой. В интерьерах Рококо уместны ковры на полах, но они должны занимать небольшую часть по отношению к общей площади помещения.

Мебель. Для мебели эпохи Рококо характерен полный отказ от прямых линий. Для лакировки деревянной мебели используются цветные лаки. Декорируют её резьбой, бронзовыми накладками для отшлифованных поверхностей. Желательно использовать в меблировке комоды, секретеры, канапе, глубокие мягкие кресла на изогнутых ножках. Также дополнительно украсить помещение поможет мебель «с женским характером»: шкафчики для хранения бумаг на резных ножках, пуфы и тумбочки, небольшие туалетные столики с зеркалами.

Важная роль отводится камину с облицовкой из мрамора, который обязательно должен быть украшен бронзовыми канделябрами, фарфоровыми статуэтками, часами. Также над камином принято вешать зеркало в декоративной раме.

Зеркала в интерьерах Рококо располагаются асимметрично.

Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Рококо

  • Peronda Galant Итоги: Несмотря на историю возникновения Рококо, целиком избежать влияния стиля Барокко ему всё же не удалось, он трансформировал стилистику Барокко, смягчил и уменьшил его масштабность.

    Обозначая отличия этих стилей, отметим, что:

    • Барокко свойственны контрасты, помпезность, монументальность, темные насыщенные цвета; а Рококо "работает" в светлых пасторальных тонах, ему характерны изысканность, изящество и легкость;
    • Барокко построен на строгой симметричности, а Рококо - на асимметрии;
    • Цветовые решения в Барокко выстраиваются на контрастах, а в Рококо - на плавном перетекании цветов;
    • Барокко отдает дань масштабам и объемам, а Рококо расставляет акценты на мелких деталях, на изящной ювелирной работе.

18 в. Франция - Рококо отражает переход от фундаментализма к культуре малых форм .

Архитекторы занимались не только внешним убранством зданий, но и интерьером. В частности стиль рококо распределяется на такие атрибуты как мебель, зеркала, стены.

Рококо решало проблему уюта, красивого жилища.

Все искусство рококо, в отличие от барокко, построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.

Сюжеты в основном любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».

Яркий представитель Франсуа Буше - «первый художник короля» («Венера с Амуром», «Купанье Дианы»..).

Лозунг эстетики рококо - «искусство для наслаждения », выражал мироощущение предреволюционной аристократии, жившей одним днем (Людовик 15: «после нас - хоть потоп»).

Легкомысленное рококо - полная противоречивость торжественности барокко.

людей. Декарт «Концепция рационализма»: мыслю, значит существую.

Сенсуализм - основа всех основ - ощущение , интуиция и даже божественное провидение, упование на волю Бога.

Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», «Мясная лавка».

Реформация и ее роль в становлении новоевропейской культуры.

Гуманистическое движение еще в 15 в. вышло за пределы Италии и оказало воздействие на культурный процесс в странах расположенных к северу от Ренессанса. Северное возрождение подразумевало не только географические характеристики но и некоторые особенности Англии, Германии, Испании, Нидерланды, Швейцарии и Франции. Северное Возрождение происходило в период Реформации, в культуре этих стран отсутствовали памятники античности, как в Италии. Реформация (преобразование) началась в Германии и распространилась на большинство западноевропейских стран. Огромную роль в Реформации сыграли новые идеи Возрождения. Начало Реформации в Германии связанно с выступлением Мартина Лютера (1483-1546г) провозгласившего 95 тезисов против индульгенции. Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Гаиса Сакса, автора большого количества басен, песен, драматических произведений. В весьма схожих обстоятельствах реформационного движение развивалось гуманистическая культура Швейцарии. Победа в 40 г. в Швейцарии также облегчило развитие гуманистической культуры в стране. Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале 16 в.. В то время она была абсолютной монархией, что накладывало отпечаток на ее культуру. Наиболее ярким представителем французского гуманизма был автор сатирического романа « и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Значительных высот достигают философия и этика. Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Видны следы влияния идей Итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей стал Оксфордский университет. Расцвет начало 17 в., достиг своей вершины в творчестве Вильям Шекспир. В отличии от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках капиталистической идеологии, опирающейся на репрессивный аппарат цивилизации. Поэтому гуманистическое движение не носило яркий характер. И тем не менее 16 – первая половина 17в. отмечены взлетом Испанской культуры. В области литературного творчества получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (Дон Кихот). Живопись Испании достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко и Диего Веласкеса.

Обмирщение

В ХVII веке завершилась история cредневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени Для него был характерен процесс всесторовнего обмирщения. В лите­ратуре это проявилось в формировании демократического, светско­го направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке - в росте интереса к обобщению практического опыта: в живописи - в разрушении иконографичес­ких канонов и появлении реалистических тенденций. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 го­ду в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние - Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общест­венной мысли. Господствующий класс осознает необходимость силь­ной власти в стране и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсо­лютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия обшественой жиз­ни отразила литература. Она приобрела светский характер.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.

Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы

На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).

Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.

Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.

Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.

Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.

Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир.

Лао-цзы утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.

Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».

Дао - источник всего существующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.

Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интерес­ную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - дао­сизм, учение Кон­фуция и буддизм.

Конфуцианство . Конфуций усмат­ривал причину всех невзгод и беспо­рядков в обще­стве в упадке нравст­венности людей, считая, что основ­ными добродетелями человека явля­ются верность, послушание, почита­ние родителей и старших.

Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций отстаивал строгое рег­ламентирование обязанностей каж­дого члена общест­ва соответственно его положению.

Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - «сыну неба». «Император - это отец народа, а народ - его дети».

Конфуций опирался на культ пред­ков и считал необходимым сохране­ние традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов - церемоний, закрепление в общест­венной жизни старых норм.

Во II-I вв. до н.э. учение Конфу­ция становится господствующей идеологией правя­щих классов.

Арно Даниэль

Позднее в эпоху Возрождения рыцарские романы получили большое распространение в Испании.

Фернандо де Рохас «Селестина»

Мигель де Сарвантес «Дон-Кихот»

Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев».

Сравнение барокко и рококо

В чем же разница между барокко и рококо?

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

возрождение барокко рококо

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille - «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»

Характерные черты стиля

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.

В архитектуре

Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени.

Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.

В интерьере

Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель - в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве

Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности - пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.

Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида.

Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.