ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Собор богоматери в шартре. Шартрский кафедральный собор. Архитектура: утонченный готический стиль

Собор Богоматери в Шартре по-другому называют «Стеклянной Библией». Добраться до него можно на электричке, путь займет не более часа. Шартр – тихое провинциальное местечко, привлекающее туристов узкими улочками, старинными домами, арочными мостами. Однажды побывавший здесь не забудет никогда здания в духе римского владычества и великолепные виды на городской канал. Создается ощущение, что попадаешь в средневековую Европу.

Главная достопримечательность Шартра

Достопримечательностью, которую стремятся посмотреть и посетить все туристы, является собор Богоматери. Найти его можно и самостоятельно по высокому острому шпилю, который виден в любой точке города.

Построен этот собор на месте святилища кельтских жрецов, его история восходит к 8 веку, когда и был построен на этом месте алтарь в честь Св.Марии Шартрской. По историческим данным, в конце 8 века здесь и появилась плащаница Богородицы, считающаяся драгоценной реликвией христиан. По сей день многие прихожане этого собора приходят поклониться этой уникальной реликвии и приложиться к ней.

История плащаницы Богородицы

Местные жители знают, что плащаница появилась в Шартре в то время, когда во Франции правил король Карл II Лысый. Он и пожертвовал ее храму города Шартр. Ценность плащаницы неоценима, поскольку древнее предание гласит, что именно в нее была облачена Дева Мария в момент рождения Иисуса Христа.

Это доказывает и чудесное спасение реликвии в 1194 году, когда в городе был страшный пожар, уничтоживший собор в Шартре. Плащаница в этот момент находилась в ларце, который чудом остался целым и невредимым, что и считают чудесным знамением свыше.

Вид на собор с юга
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года.

Фрагмент королевского портала
От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Окно-роза северного трансепта
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания.

Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр)

Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался. Наружное устройство

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке

Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).


Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.


Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.


portail royal






Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.



Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла


Горгульи


Интерьер

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами.


Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Резная стена, отделяющая алтарную часть


Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».


Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Астрономические часы


Лабиринт
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.
Церковь и холм в Везле (церковь Мадлен)




Везле (Vzelay) - село (коммуна) во французском департаменте Йонна (Бургундия), где находится одно из самых крупных и богатых бенедиктинских аббатств средневековой Франции, заложенное в XI веке на месте предполагаемой могилы Марии Магдалины и реконструированное в XIX веке по проекту Виолле-ле-Дюка.

В XIII веке, после которого влияние аббатства стало снижаться, население Везле достигало 10 тысяч жителей. По переписи 1999 года оно составляло 492 жителя.

В 1146 году св. Бернард проповедовал здесь второй крестовый поход, вследствие чего возложил на себя крест Людовик VII с вельможами; отсюда же в 1189 году отправились в третий крестовый поход Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце.
Средневековый замок Базош был перестроен великим Вобаном, который похоронен там же. В 1979 году аббатство в Везле стало одним из первых памятников французской архитектуры, занесённым ЮНЕСКО в перечень Всемирного наследия. В 2008 году в перечень Всемирного наследия в числе 13 других укреплений Вобана внесён также замок Базош.

После того, как в 1270 году нашли якобы подлинные мощи Марии Магдалины в Провансе, Везле как центр паломничества в честь Марии Магдалины был заменён Saint-Maximin-la-Sainte-Baume. Аббатство быстро потеряло значение и в XV веке было подчинено королю. В 1569 году во время протестантских волнений мощи были утеряны. Во время французской революции фасад храма подвергся поруганию.



В 1870/76 ситуация изменилась. Были привезены новые реликвии Марии Магдалины и снова начался поток пилигримов в Везле. Аббатство действует по сей день: сегодня здесь работают и молятся монахи ордена «Fraternité de Jerusalem».
Цистерианское аббатство Фонтене


Фонтене́ (фр. Abbaye de Fontenay) - аббатство во Франции, один из самых старинных и наиболее сохранившихся монастырей ордена цистерцианцев. Основано в 1118 году святым Бернардом Клервоским.

Bernard_of_Clervaux

Фонтене расположено на территории современного департамента Кот-д’Ор, коммуна Мармань.

Южная сторона дормитория и общей комнаты монахов

Фасад церкви

До 1113 года аббатство Сито оставался единственным монастырём цистерцианцев, но затем, во многом благодаря активности святого Бернарда, начался резкий рост ордена. В 1113 и 1114 году были основаны два первых дочерних монастыря - Лаферте и Понтиньи, а годом позже Клерво и Моримон. В 1118 году, три года спустя после основания Клерво, католический святой Бернард основал Фонтене в лесной долине в 60 километрах к северо-западу от Дижона.


Строительство основных зданий аббатства велось с 1130 по 1147 года. Епископ Норвича Эбрард, бежавший от преследований из Англии, поселился в Фонтене и профинансировал часть расходов на строительство монастырской церкви. В 1147 году церковь была закончена и освящена папой Евгением III.


XII и XIII века стали для монастыря периодом роста и процветания. В 1170 году в булле папы Александра III подтверждается право монахов Фонтене самостоятельно избирать аббата, в 1259 году Людовик Святой освободил аббатство от налогов, десятью годами позже Фонтене приобрело статус королевского аббатства, короли Франции Иоанн II, Карл VIII и Людовик XII способствовали дальнейшему росту монастыря.




Закат аббатства начался с эпохи Столетней войны. В 1359 году Фонтене был взят и разграблен армией английского короля Эдуарда III, в 1450 году монастырь пережил пожар. В 1547 году был введён режим комменды, аббатство потеряло право самостоятельно избирать настоятеля, что только способствовало упадку. К началу XVIII века число монашествующих сократилось с нескольких сотен до двух десятков, а к моменту начала революции в Фонтене оставалось лишь восемь монахов. В 1745 году монахи даже разрушили большую трапезную монастыря за ненадобностью и с целью экономии средств.


В период Великой французской революции Фонтене, как и прочие монастыри страны, было закрыто. В 1791 году оно было продано за 78 000 франков фабриканту Клоду Гюго, который превратил монастырь в бумажную фабрику, которая функционировала более века. В 1820 году она стала собственностью семьи Монгольфье (из которой происходили изобретатели дирижабля).


В 1906 году бывший монастырь был выкуплен лионским банкиром и меценатом Эдуардом Энаром (Édouard Aynard). Фабрика была закрыта, вплоть до 1911 года в Фонтене проводились профинансированные Энаром масштабные восстановительные работы, вернувшие монастырю его средневековый вид.
В 1981 году аббатство Фонтене было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



По состоянию на начало XXI века Фонтене продолжает оставаться в собственности семьи Энар. Большая часть аббатства открыта для посещений с организованными экскурсиями.
Церковь

Статуя Девы Марии с Младенцем

Голубятня и псарня
Монастырская церковь была построена в 1147 году. Церковь типична для цистерцианской готики, имеет форму креста в плане, высокие своды. Ширина центрального нефа 8 метров, длина 66 метров, по бокам от него находятся два боковых нефа, отделённых колоннами. Хоры имеют квадратную форму, ниже, чем основной неф. Мозаичный пол покрывает почти всю площадь церкви.

Строгий интерьер церкви с минимумом украшений характерен для цистерцианцев. Самым примечательным объектом в церкви является скульптура Дева Мария с Младенцем, созданная в XII веке.

Клуатр
Клуатр аббатства хорошо сохранился. Он имеет почти квадратную форму, насчитывая 36 метров в ширину и 38 в длину. По сторонам клуатр обрамляют четыре галереи, отделённые от клуатра восьмипролётными колоннадами.

Зал капитулов
В зал капитулов с галереи клуатра ведёт сводчатая аркада, обрамлённая с каждой стороны двойными оконными проёмами. Первоначально зал капитулов был квадратным, с трёх сторон его окружали галереи со стрельчатыми арками. Одна из галерей погибла в пожаре 1450 года. Замки сводов украшены изображениями цветов.
Скрипторий, называемый также «зал монахов» находится за залом капитулов. Это прямоугольное помещение, составляющее 30 метров в длину. Дормиторий (спальное помещение) занимает весь второй этаж здания для монахов. Монастырская кузница находится в южной части монастыря. Построена в XII веке и первоначально служила каменотёсной мастерской.

Ряд помещений монастыря, в частности, больничная палата, голубятня и псарня, закрыты для посещения.
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп


Сен-Савен-сюр-Гартамп (фр. Saint-Savin-sur-Gartempe) - старинное бенедиктинское аббатство во Франции, приобрело известность своими уникальными и хорошо сохранившимися фресками XI-XII века.

Известно как «Романская Сикстинская капелла» Фрески Сен-Савен-сюр-Гартамп - самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции

Аббатство включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сен-Савен-сюр-Гартамп расположен на территории современного департамента Вьенна, в черте города Сен-Савен (25 км к востоку от Пуатье), на берегу реки Гартамп.

Восточная сторона аббатства

Вид с воздуха

Согласно местному церковному преданию в V веке на берега реки Гартамп пришли двое братьев из Македонии Савен и Киприан, спасавшиеся от гонений на христиан. Здесь они были замучены и почитаются как святые.
Когда в IX веке здесь были обнаружены останки мучеников, на их могиле по повелению Карла Великого было основано аббатство, оно получило имя святого Савена. Точная дата основания монастыря неизвестна, так как большинство исторических документов библиотеки аббатства погибло в XVI веке в период религиозных войн. В IX веке была построена и первая монастырская церковь в каролингском стиле.

В 1010 году Омод, графиня Пуату и Аквитании сделала щедрое пожертвование в пользу аббатства, что позволило начать строительство современной церкви. Возведение и отделка храма продолжались с 1040 по 1090 года под руководством аббатов Одона и Жерве. В XIII веке граф Тулузский Альфонс де Пуатье, брат Людовика Святого выделил большую сумму на расширение аббатства и строительство новых зданий. В XV веке была возведена колокольня.

Во время Столетней войны аббатство несколько раз переходило из рук в руки, однако наибольший урон ему принесли религиозные войны во Франции XVI века, в 1562 и 1568 году оно было разорено гугенотами. Способствовали разрушению монастыря и сами аббаты Сен-Савена конца XVI - начала XVII века, многие из которых больше заботились о прибыли, а не о сохранении зданий. В 1600 году один из настоятелей приказал разобрать часть построек XII и XIII веков и продать камни, из которых они были сложены.

В 1640 году по приказу Людовика XIII очередной недостойный настоятель был отстранён, а в Сен-Савен переселился ряд монахов из монастыря Нуайе, принадлежавших к конгрегации святого Мавра, из них же назначались и настоятели.

Это положило конец периоду упадка и разрушения аббатства. Между 1640 и 1692 годом проводилась реконструкция монастыря. Монахи конгрегации святого Мавра внесли большой вклад в сохранение фресок Сен-Савена, в то же время они заменили старинные алтари на современные им. В тот же период были построены отдельные здания на месте разрушенных.

В период Великой французской революции Сен-Савен, как и прочие монастыри страны, был закрыт. Жилые помещения монастыря стали использоваться как жилые комнаты для частных лиц, а клуатр аббатства - как место проведения революционных праздников. Церковь аббатства стала обычной приходской.

В середине XIX века была осознана значимость фресок церкви Сен-Савена, которые к тому времени частично начали разрушаться. Неоценимый вклад в их сохранение внёс Проспер Мериме, в тот период главный инспектор исторических памятников Франции.

По его указанию в 1836 году были предприняты наиболее срочные меры по спасению памятника. В 1840 году церковь была закрыта, выполнена аккуратная реставрация фресок и предпринят ряд работ, направленных на предотвращение их разрушения. К 1849 году работы были закончены, а фрески спасены. Была также реконструирована колокольня храма.

В 60 годах XX века в церкви был проведёны дополнительные реставрационные работы. В 1983 году аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1990 году в зданиях аббатства разместился «Международный центр настенной росписи».

Центральный неф
Церковь имеет в плане латинский крест, обычная форма для храмов романского стиля. Алтарная часть обращена к востоку. Церковь насчитывает 76 метров в длину, высота колокольни - 77 метров, длина трансепта - 31 метр. Южный рукав трансепта короче северного, так как он упирается в монастырские здания.

Длина главного нефа - 42 метра, ширина - 17 и высота - также 17 метров. Центральный неф выделен колоннами высотой 15 метров, они поднимаются до свода. Шесть восточных травей (прямоугольных фрагментов свода) главного нефа перекрыты гладким сводом, три западные расчленены несущими арками.

Колонны расписаны в пастельных тонах, хорошо гармонирующих с прочим интерьером. Боковые нефы с крестовыми сводами не уступают по ширине центральному и почти равны ему по высоте.

Свод центрального корабля имеет суммарную площадь 412 м². Он полностью расписан, одновременно опирается на колонны и полуколонны в стенах. Центральный корабль церкви не освещён напрямую, лишь боковыми окнами, но их удачное расположение обеспечивает, тем не менее, хорошее освещение.

На пересечении трансепта и центрального нефа расположены четыре массивные колонны, которые поддерживают свод, над которым расположена квадратная башня. К этим колоннам выходят концы деамбулатория. К узкому деамбулаторию примыкают пять круглых капелл разного размера. В церкви две крипты, одна под апсидой, вторая под деамбулаторием.
Колокольня расположена по центру над входным портиком и нартексом церкви и насчитывает 9 лестничных пролётов.

Фрески
Фрески, составившие славу церкви, были созданы в XI-XII веках. Использованные цвета малочисленны, в основном жёлтая охра, красная охра и зелёный, смешанные в различных пропорциях с белым и чёрным (в небольшом количестве присутствует голубой цвет, пигмент которого был очень дорогостоящ в то время).

Бог взывает к Ною
Живопись покрывает свод главного нефа, нартекс и крипты. На своде центрального нефа фрески располагаются в два яруса, по обоим склонам. Роспись крипт более тщательная. В создании фресок приняли участие несколько мастеров местной живописной школы. К характерным особенностям стиля относятся плоскостные изображения, разномасштабность фигур; иногда ноги и голова персонажей повернуты в разные стороны, из-за чего позы кажутся неестественными.

Ноев Ковчег

Ной с семейством выходит из ковчега. Бог заключает Завет
Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими сценами - некоторые фрески иллюстрируют эпизоды из басен Эзопа, однако большая их часть иллюстрирует эпизоды ранней ветхозаветной истории - «Сотворение людей», целый цикл, посвящённый Всемирному потопу и Ною, «строительство Вавилонской башни», «Бог говорит к Аврааму», «Авраам и Лот», «Похороны Авраама», «Иаков благословляет Иосифа», «Братья продают Иосифа в рабство», «Переход через Красное море», «Бог дарует Моисею

Шартрский собор во Франции - один из самых известных готических соборов. Как уже говорилось (), в средние века помимо официального христианства существовали скрытые организации, задачей которых было доносить до людей истинные энергии любви Бога без искажений церковного эгрегора.

О ранней истории Шартрского собора сейчас известно только то, что он после своего основания в начале 900-х годов несколько раз разрушался и перестраивался. Изначально он нес в себе только изначальные образы и энергии Христа и Марии, без привязки к библейским сюжетам. Позже он был переделан в соответствии с требованиями религии, но один из изначальных элементов остался нетронутым: это так называемый Шартрский лабиринт.

Образ этой структуры восходит к 143 уровню, к Марии в Божественной сфере. Оттуда он фрактально отражается во всем мироздании. По своей сути это структура, которая отвечает за связь людей с энергиями любви Бога. Она соответсвует уровням мироздания: 11 концентрических кругов (143 кратно 11) и центр - Абсолют как 12-й элемент. Здесь и 12 пирамид мироздания и 12 уровней в нижней пирамиде.

Структура, подобная лабиринту есть и внутри сердечной чакры каждого человека, что является и одной из сторон связи с Богом через сердце.

Движение по лабиринту от входа к центру - это и особый ритм, и путь, который энергия любви проделывает для того, чтобы реализоваться в мироздании. Проследив этот путь, можно рассмотреть подробнее, какие энергии и на каких уровнях активируются. Начиная с устремления к Богу ("вход"), человек воспламеняется на уровне души, проживает эти энергии (поворот в районе 6-го уровня), затем активируется восходящий поток по 11 уровню. В какой-то момент путь приближается к цели, как бы прикасается к ней, но затем идет отдаление. За "прикосновением" к энергии идет длительный период ее осмысления, проработки на всех уровнях, и только после этого, уже на новом уровне, идет достижение цели. Эта закономерность работает и в духовных практиках: многие поначалу испытывают восторг, прикоснувшись к высшим энергиям или знаниям, но потом эти ощущения пропадают, и тогда наступает разочарование. Но впадать в подобные переживания является ошибкой: просто человек находится на той стадии пути, которая связана с проработкой нижних уровней, отклонения от пути на самом деле не произошло.

Существовали различные практики, связанные с лабиринтом.

Основная. 1) Сосредоточиться на сердечной чакре и направить из нее поток света на вход в лабиринт. 2) Медленно заполнять этим потоком весь лабиринт, постепенно двигаясь от начала до конца.
Вначале может постоянно сбиваться зрение, либо наполнения потоком происходить не будет. Нужно держать внимание на потоке и удерживать его правильном направлении.
Там, где идут сбои - будут всплывать блокировки сердечного центра, высплывать негативные моменты из прошлого, личные качества, мешающие обрести связь с Абсолютом (может быть излишняя заземленность, эгоцентризм, неверие или что-то еще). Можно мысленно выбрасывать эти проявления из сердца или растворять их светом. Если причины препятствий в "лабиринте" не всплывают, можно задавать намерение показать их и усиливать поток излучения из сердечной чакры.
Таким образом очищается личная связь с энергией любви Бога, в частности с энергией Марии - для тех, кто целенаправленно работает с ее энергиями.

Более простая практика, но с меньшими возможностями для проработки отдельных моментов: направить поток из анахаты сразу в центр цветка в лабиринте. Намерение - сонастроиться с энергией любви Бога. Далее - внимательно следить за ощущениями, стараться принимать приходящие энергии и усиливать энергообмен с цветком своей волей.

Общеизвестная практика проводилась в самом храме всеми желающими - физическое прохождение лабиринта. Так как храм находился в месте силой, связанным с Венерой - проводником энергии любви - и такой вариант уже давал ощущение высших энергий.

Прогулки по одному из самых любимых городов Франции начну с кафедрального собора, что кажется мне вполне логичным. Это величественное сооружение уже несколько десятилетий находится в стадии постоянной реставрации, что в конце концов поможет вернуть церкви средневековый аутентичный облик. Северный фасад был отреставрирован в 1997-99, южный фасад (без порталов) - 2007-08, западный фасад (2008, 2010-2012). Интерьер с 2008-го года также реставрируется. Работы должны завершиться к 2015-му году.

Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.

В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.

Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.

Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.

Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.

В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.

Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора - западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля - плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.

На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».

Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.

На северной стороне собора расположены также часы XVI века.

Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Отреставрированный деамбулаторий:

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора - как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.

Основной цвет шартрских витражей - интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные - из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.

Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.

Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь "святая"?

Это genius loci - дух места...

Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.

Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).

Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных...

Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.

О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».

Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.

Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года.


Где находится : Шартр
Как добраться :
из Парижа на поезде - с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути - 1 час;
на автомобиле - 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
Как работает : 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).

История собора

С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.

За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь - сорочку Девы Марии , в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.

Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем - южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.

Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки - всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.


По собору

Шартрский собор - одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.

К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.

Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле "пламенеющей готики" (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
Как работает : с ноября по февраль - 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август - 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.

Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.

Осмотр собора .

Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.

Первое, что поражает при входе в собор, - свет мягкого таинственного голубого оттенка, проникающий через самый большой во Франции ансамбль средневековых витражей (2700 кв.м). Минеральных красителей, пригодных для окрашивания стекла в синий цвет, не так уж много: соли кобальта и берлинская лазурь (турнбулева синь). Мастерам Шартра удалось добиться синего цвета совершенно особого оттенок, повторить который нельзя. Его так и называюсь "шартрская синь".

Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. "Текст" их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.

Самые знаменитые витражи Шартрского собора .

Северный трансепт : окно-роза (1235) и витражи XIII в., тематически объединенные с порталом северной стены, - "Торжество Богоматери".

Портал северной стены собора (XIII)

Левый портал (тема "Пришествие Иисуса"). В тимпане - "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов"; в арках - "Девы разумные и неразумные", "Добродетели", "Пороки"; в основании арок - фигуры Исайи и Даниила, "Встреча Елизаветы и Марии".

Центральный портал (тема "Торжество Богоматери"). В тимпане - "Иисус и Дева Мария в окружении ангелов"; на колонне между дверями - "Введение Марии в храм"; в основании арок - фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.

Правый портал (тема "Ветхий Завет"). В тимпане "Испытание Иова", "Суд Соломона"; в основании арок - ветхозаветные пророки.

Западный фасад : окно-роза ("Страшный суд", 1215), три романских окна ("Древо Иесеево", "Жизнь Иисуса", "Страсти Господни и Воскресение", XII в.). \

Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними - западное окно-роза. Еще выше галерея царей.

Левый портал (тема "Вознесение"). В тимпане - "Вознесение Иисуса"; в арках - "Знаки Зодиака" и "Сезонные работы"; в основании арок - фигуры пророков.

Центральный портал (тема "Иисус во славе"). В тимпане - Христос, символы евангелистов; в арках - ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок - фигуры библейских персонажей.

Правый портал (тема "Рождество Иисуса"). В тимпане - "Дева Мария с Иисусом"; в арках - ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок - фигуры библейских персонажей.


Портал южной стены собора (XIII)

Южный трансепт: окно-роза (1225) "Христос, вершащий суд" (XIII в.), в арках изображения пророков, несущих на плечах евангелистов, - "Исайя и Матфей", "Иеремия и Лука", "Иезеркиль и Иоанн", "Даниил и Марк". Считается, что окна-розы Шартрского собора самые старые во Франции. Они выполнены по заказу короля Людовика IX Святого.

Левый портал (тема "Мученики"). В тимпане - "Христос с ангелами"; в арках - фигуры мучеников; в основании арок - мученики с орудиями их пыток.

Центральный портал (тема "Страшный суд"). В тимпане - "Христос, вершащий суд", "Архангел Михаил низвергает грешников в ад"; в арках - ангелы; в основании арок - фигуры апостолов.

Правый портал (тема "Сцены из жизни святых"). В тимпане - "Святой Мартин Турский", "Святой Николай"; в арках - фигуры проповедников.

Обратите внимание на второй витраж (XII в.) южной стены обхода хора - "Богоматерь", которую часто называют "Голубая Дева". Изображение Девы Марии чудом уцелело в пожаре 1194 г. , а витражи с изображением ангелов, окружающих центральную композицию, добавлены в XIII в. В обходе хора также интересен витраж XIII в. с изображением знаков зодиака и работ на каждый месяц года. 45 витражей были преподнесены в дар городскими гильдиями. Многие из них относятся к XIII веку.

Хор окружен каменной резной стеной , выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.

За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала - I в. н.э.

Под нефом и хором сохранилась крипта романского собора XI века . Это самая большая крипта (220 м) во Франции. В самой древней ее части за алтарем есть колодец мучеников и еще более древняя крипта Св. Лубина (IX в.). Туда можно спуститься с экскурсией. В северной галерее крипты, в "подземной капелле Богоматери", до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел, и его заменили копией. В южной галерее крипты в капелле Сен-Клемент можно осмотреть романские фрески.

В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт . Это символ крестного пути. Перед паломничеством в Сантьяго-де-Компостела (путь туда начинался от Шартрского собора, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади) паломник должен был пройти лабиринт на коленях, читая молитвы. Длина правильного маршрута лабиринта (258 м) равна длине пути Иисуса Христа на Голгофу. За сотни лет колени молящихся протерли в камне глубокие борозды. К тому же в те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и из герметического смысла, с христианской иконописью. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. "Соборные лабиринты, или лабиринты Соломона, являются, - как пишет исследователь Марселен Бертло, - каббалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные запутанные линии".

Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза - символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей - это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.



Мистические тайны собора

В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения - загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.

Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением , или золотой серединой , в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства - в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры - египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.

Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня - основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно "вольные каменщики".

"Святое сердце" - центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего "колодца друидов". Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера - вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.

Может быть, в этом и содержится секрет Божественной гармонии, сокрытой в золотом сечении, - дать человеку возможность максимально ощутить всю мощь и силу природы, всю любовь и благодать Бога, сосредоточенных в мистическом генераторе-соборе? Может быть, готический собор, являющийся "книгой древних знаний и священных истин", и есть тот самый сосуд мудрости, который имели в виду алхимики ушедших веков? А может быть, это его они имели в виду, говоря о философском камне?

Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.

Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol - "стол", men - "камень") - мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них "крышей" из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.

Значительно позже, но все еще в дохристианские времена, друиды - кельтские жрецы Галлии и Арморики (нынешней Бретани) организовали в соборе священное место сбора всех кельтских племен. Здесь они задолго до первых христиан зажигающих свечи в католическом храме, жгли священные костры, делились друг с другом опытом, совершали жертвоприношения. Здесь же они стали справлять культ, являющийся древнейшим на Земле, - культ женского божества. Не секрет, что священному женскому началу, дарящему жизнь, любовь, удовольствие, мудрость и опыт, поклонялись во всех странах мира начиная с самой зари человечества. Его связывали с плодородием, целительством и материнством. Первые обнаруженные археологами фигурки, изображающие богинь, датируются специалистами 35 000 лет до нашей эры! Получается, им поклонялись уже кроманьонцы!.. Впоследствии культ женского божества непрерывно кочевал из религии в религию, перемещаясь во времени и пространстве между самыми различными народами и континентами. Много позже на Шартрском холме, превратившемся в курган, была обнаружена статуя девушки с младенцем .


Обнаружив эту почерневшую от времени статую, Подземную Богоматерь, христиане, поселившиеся в этой местности в III веке, стали поклоняться ей, называя ее также "Черной Девой". Ее связали с образом Девы Марии, и именно в честь нее на этой священной земле была выстроена первая из церквей Шартра. Однако многие специалисты объясняют эту, а также и другие подобные статуи, обнаруженные в различных местах Франции, с культом поклонения богине Исиды, пришедшим из самых древних времен. Этот культ и стал предшественником христианского культа Девы Марии. По легенде, Исида знала тайное имя Верховного Бога Ра, которое она передала своему сыну Гору и фараонам, сделав их обладателями самой ценной и могущественной информации на Земле. Гор был зачат и рожден ею от мертвого мужа Исиды, Осириса, убитого собственным братом Сетом.

Часто Исиду изображали как деву с младенцем на руках. Очевидно, что эту символику и позаимствовало более позднее христианство, пришедшее на смену языческим культам древности. Исида до зачатия в виде скульптурных изображений дохристианского периода, в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. "безживотная земля", которую лучи солнца скоро оживят. Она также являлась и матерью всех богов. По-видимому, в этом и кроется глубокий эзотерический смысл Черных Дев, дошедших до нас в их христианской интерпретации. Они фигурируют в символике как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

Не много Черных Дев дошло до наших дней. В Шартрском соборе находились две из них: одна, носящая название Богоматерь-Защитница (Notre-Dame-du-Pilier) - в нише собора; вторая, известная под именем Подземная Богоматерь (Notre-Dame-sous-Terre) , находящаяся в крипте, где она до сих пор сидит на троне, на основании которого написано "Virgini pariturae". К ней приходит огромное количество паломников, а каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов поклонников. Чтобы уберечь священную скульптуру от излишне пылких и фанатичных почитателей, ее обнесли оградой в 1831 году.

Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. На это ссылаются местные хроники, подтверждающие, что античная скульптура Исиды "сделана до принятия христианства". Современное же изображение Подземной Богоматери датируется концом XVIII века. Дело в том, что древняя скульптура, обнаруженная в недрах холма, была уничтожена в пламени одного из очередных пожаров и заменена на деревянную скульптуру с младенцем на коленях в 1793 году. Спустившись в сырое и холодное помещение крипты, обитель Черной Девы, вы невольно испытываете необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы.

Совет: обязательно задержитесь в Шартре на ночь, чтобы своими глазами увидеть волшебную подсветку собора!