ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Паркет: история технологии паркета; возникновение и развитие паркета. История паркета в россии

С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево - наиболее доступный и легкий в обработке материал. Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки.
Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев.

При этом длина досок могла достигать 2 - 2.5 метров, а толщина превышала 20 - 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название "в елочку". Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода - мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в Росии оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок. Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми. А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства.

Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция - Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло… Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово "паркет" произошло от французского "parquet".

В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета. Для изготовления паркетов в новых дворцах император перевез в Петербург мастеров художественной резьбы Оружейной палаты. И с началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета - кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в русской архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии.

Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное - сандаловое дерево, атласное - карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.

С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения. До середины ХIХ века процесс производства и укладки паркетных полов предполагал исключительно ручные технологии.

C развитием технологий машинной обработки древесины началась эра массового промышленного производства паркета. И если в конце XIX века в России насчитывалось чуть более десятка фабрик, выпускающих паркет, то по данным справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 г паркет изготовляло уже 85 предприятий. Фабрики производили простые паркетные планки из различных пород древесины. В интерьерах жилых и общественных зданий начали преобладать однотонные полы различных видов укладки, причем наиболее широкое распространение получили укладки, не требующие дополнительных распилов планки - "палуба" и "елочка". С конца XX века изысканное искусство создания художественных паркетов в России переживает второе рождение. Причем современные паркетчики-профессионалы не только продолжают великие традиции старых мастеров и создают классические художественные паркеты по старинным образцам, но и развивают новые технологии особо точной обработки древесины, реализуют самые невероятные идеи по воплощению модных стилистических направлений, разрабатывают современные методы укладки паркетных полов.

История паркетов очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 - начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов.

Само слово "паркет" имеет французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских замках паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель.


Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубо распиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный".

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол.

/Википедия/

К завершению 18 столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности на Руси был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые стремительно совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины
.

Петр Великий, закрыв Оружейную палату в г. Москва (в 1711 году, мастерские при ней, которые занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург - для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.

Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины. Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития. В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место. Особенно необходимо знакомство с паркетом при изучении интерьера
.
Особенно интересным явлением в первой половине XVIII века была организация нашим великим русским ученым М. В. Ломоносовым мозаичного производства, где изготовлялись смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым, который в своих мозаичных работах достиг большого технического и художественного мастерства.

Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823-м году архитектор Росси поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты и его товарищам. В дальнейшие годы XIX столетия архитектор Стасов пригласил для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев - Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров.

Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле - в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.

Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве, художественный же паркет практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда, технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из не дорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.

Почему паркет?

С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево - наиболее доступный и легкий в обработке материал. Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки.

Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев. При этом длина досок могла достигать 2 - 2.5 метров, а толщина превышала 20 - 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название "в елочку". Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода - мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок. Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми. А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства.
Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция - Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло… Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово "паркет" произошло от французского "le parquet".

В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета.

Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельной верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета - кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в русской архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии.

Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное - сандаловое дерево, атласное - карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.

С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения.

Такими были полы дворцов еще двести лет назад. Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после "золотого" для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ (ныне занимаемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.

К атегория: Паркетные работы

Немного об истории паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы.

В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII в. в различных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма развития паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей».

Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, -который носил название «в елочку», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по некоторым общественным зданиям, по боярским хоромам, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты.

В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакин-ского для устройства штучных полов для Зимнего дворца»

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркеты носили различные названия: цветные (набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивали фанеру того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев. Щит собирали с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего его скрепляли накрест. Щитовой паркет составляли не только из квадратов, но и из щитов, имеющих форму круга или сегмента.

При наклеивании цветного дерева на щигы применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы, как правило, изготовляли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность имела природная окраска древесины, однако применяли ее подкраску и подкуривание, а также своеобразную гравировку дерева.

Чрезвычайно важным и большим искусством в паркетных работах является правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины были широко использованы для паркета. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то зажигались светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

Замечательный щитовой сосновый паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея (рис. 1 и 2) и в Кусковском дворце. Здесь паркет набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками. Когда смотришь на игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг другу, то видна вся прелесть этих пород.

Рис. 1. Центральная часть паркета концертного зала Останкинского дворца. Конец XVIII в

Умение использовать направление волокон древесины является одним из важных навыков в мастерстве паркетчика, особенно при изготовлении художественного паркета.

Над паркетами работали в прежнее время краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, например, большинство полов в петербургских дворцах набирали охтинские плотники. В конце 50-х годов XVIII в. в Царском селе над паркетами работали цеховые мастера - столяры Гаврила Рыжий с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим. Они же в 1753 г. настилали паркеты в Эрмитаже.

Рис. 2. Паркет Итальянского павильона Останкинского дворца. Конец XVIII в.

В 60-70 годах XVIII в. полы в Екатерининском дворце изготовляли охтинский столяр Дмитрий Андреев с семью мастерами.

В XVIII и XIX вв. охтинских краснодеревщиков как самых квалифицированных мастеров паркетного дела приглашали на работу во дворцы и в богатые особняки Петербурга. Так, в 1823 г. архитектор Росси поручил делать полы в Михайловском дворце охтинскому поселянину Степану Тарасову с товарищами. Другие русские архитекторы использовали тех же мастеров во главе со Степаном Тарасовым на строительстве в Екатерининском и Зимнем дворцах.

Даже в начале XX в. над паркетами в Петербурге работали представители нового поколения семьи Тарасовых.

Всю работу над паркетами выполняли тогда исключительно ручным способом. Массовое производство в условиях фабрики паркетных щитов стали применять только со времени изобретения в 70-х годах XIX в. специальной машины. Вот почему фабричный паркет получил свое наибольшее распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. К этому времени в Петербурге было уже три фабрики, изготовлявших паркеты, а в Москве к концу века было восемь паркетных фабрик. В первые годы XX в. число таких фабрик заметно увеличилось не только в больших городах, но и в губернских. По данным справочника, в 1914 г. паркет в России изготовляли уже на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капитализма не означало улучшения его качества и дальнейшего расцвета как прикладного’ искусства. Наоборот, с начала возникновения фабрик качество художественного паркета падает, а к началу нашего века почти исчезает, все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины.

Таким образом, лучшим в техническом отношении и по художественным качествам был щитовой паркет, распространенный в России. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове под Ленинградом (рис. 3) и в Останкинском дворце-музее в Москве. Лучшие образцы паркета XIX в. сохранились в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в Ленинграде (рис. 4).

Русский паркет насчитывает несколько сот лет своего существования в истории русского декоративного искусства.

Русские щитовые паркеты XVIII-XIX вв. были и остаются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было столь разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и качество паркета достигали непревзойденного совершенства. Жаль, однако, что все эти работы вел лишь узкий круг потомственных мастеров, которые скрывали секреты своего мастерства.

В наши дни, когда создаются колоссальные общественные здания для трудящихся, потребность в паркете высокого качества, а также в художественном оригинальном паркете чрезвычайно возросла.

За годы Советской власти в нашей стране создано немало красивейших зданий с паркетами, которые по своим художественным достоинствам ничуть не хуже прежних.

Рис. 3. Центральная часть па-ркета в кабинете Ротари Китайского дворца XVIII в.

Рис. 4. Паркет центральной части Малахитового зала Начало XIX в.

Так, в 30-х годах академик А. В. Щусев разработал эскизы паркетов для гостиницы «Москва».



- Немного об истории паркета

Немного истории

История покрытия пола жилых помещений началась практически с развитием цивилизации. Пол в пирамидах египетских фараонов был вымощен камнем. С развитием гончаргого ремесла в Египте появились полы из керамической плитки. Древние египтяне создали даже систему обогрева полов в виде керамических труб, в которую подавался теплый воздух от горящего во дворе костра.

Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин на мифологические сюжеты. В домах же ремесленников и бедноты пол покрывался циновками. Соломой утепляли земляные полы и в замках феодалов средневековой Европы, только самые богатые из них могли позволить себе ходить по коврам восточной работы. В Готический период в Европе появляется деревянная отделка пола, для красоты ее делают из разных пород дерева - так был создан мозаичный паркет.

С развитием искусства декорирования жилых помещений, совершенствуются и полы в них. Паркет и каменная мозаика во дворцах Европы становятся все более живописными. С возникновением мореплавания и открытием новых территорий в сложном орнаменте европейского паркета появляются дорогие экзотические породы дерева и камня.

Но принципиально новые конструкции полов становятся возможными с развитием химии и созданием синтетических материалов и новых технологий. Современные возможности строительных и отделочных материалов дают неограниченное количество вариантов конструктивного и цветового решения покрытия пола.

Напольные покрытия

Полы современного дома должны отвечать ряду требований.Во -первых, они должны быть достаточно прочными и жесткими, без прогибов и деформаций, иметь достаточную сопротивляемость износу. Во -вторых, полы должны быть теплами обладать хорошими акустическими свойствами (особенно в спальнях и детских комнатах). В - третьих, будучи частью украшения интерьера, пол должен отвечать определенным эстетическим требования. В - четвертых, конструкция полов обязана соответствовать функциональному назначению помещений. Например, полы кухни, ванны и санузлов должны быть влагостойкими, отвечать повышенным гигиеническим требованиям, иметь высокую прочность и высокий коэффициент трения даже во влажном состоянии.

Покрытие - это верхний элемент пола. Существует несколько видов современных покрытий. Деревянные, они могут быть дощатыми, паркетными или из паркетных досок или щитов. Ламинированные полы из панелей со специально обработанной лицевой поверхностью. Плиточные из напольной плитки. Пробковые полы из натуральной пробки. Полы из полимерных материалов - это линолеум и ковровые покрытия.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки перечисленных видов покрытий. Древесина относится к традиционным материалам при устройстве полов и, пожалуй, еще долгое время не уступит своих позиций даже на фоне современных материалов и новейших технологий. Преимущетво древесины - высокая экологичность, т.к. в состав полов из искусственных материалов в той или иной степени входят химические вещества, иногда токсичные.

Дощатые полы - это надежный и удобный в эксплуатации вид полов, довольно распространенный в индивидуальном строительстве. Из недостатков можно назвать их невысокие декоративные характеристики и, как довольно распространенное явление, скрип дощатых полов.

Паркет является одним из основных видов полов из натуральной древесины. Практичность, экологическая чистота, долговечность, а самое главное - неповторимое ощущение тепла, которое дает текстура и цвет натурального дерева от янтарного до всех оттенков коричневого ставит это покрытие вне конкуренции. Штучный паркет остается лидером в море разнообразных покрытий, он очень прочен и декоративен: есть возможность из различных по цвету паркетных дощечек выложить пол с различным рисунком. Материал для паркета - это обычно твердые породы дерева: дуб, бук, клен, ясень. Сравнительно недавно появившийся паркет из бамбука совершенно не требует отделки после настила. Из недостатков паркета, кроме дороговизны, является необходимость соблюдения температурного и влажностного режима, иначе паркет, особенно художественный быстро разрушается.

Полы из паркетных досок и паркетных щитов - это дешевая имитация паркета, именно поэтому они получили широкое распространение. Конструктивно этот вид покрытия состоит из основания (доска или древесностружечная плита), на которое приклеиваются тонкие планки из паркетных пород дерева. По сравнению с паркетом, срок службы таких полов меньше в 8-10 раз. Низкая звукоизоляция - тоже недостаток таких полов.

Ламинированные полы являются одним из перспективных видов покрытий. Такое покрытие, при относительной дешевизне, выглядит очень декоративно. Кроме того, к поверхности ламинатных панелей не прилипает пыль и грязь, пол несложно содержать в чистоте. Основной недостаток ламинированных полов - их недолговечность.

Для покрытия пола производится специальная напольная плитка, она достаточно прочная, очень декоративная - выпускается в разнообразных цветовых решениях, имитируя мрамор, камень, кирпич и старую кладку. Используется в помещениях с повышенной влажностью и там, где требуется высокая износостойкость пола.

Пробковые полы из натуральной пробки обладают рядом достоинств: высокими звукоизоляционными и теплоизоляционными свойствами, которые превосходят аналогичные параметры других покрытий пола. Кроме того эти полы красивы и экологичны. Износоустойчивость их повышена тем, что на лицевую сторону пробковых плит наклеена виниловая пленка, но тем не менее, и это их основной недостаток, защитная пленка может быть повреждена ножками тяжелой мебели.

Полы из полимерных материалов прочно вошли в наш быт. Это полы из линолеума и ковровых покрытий. Большую популярность они заслужили простотой укладки, легкостью замены и удобством в уборке.

Полы из линолеума гигиеничны, влагостойки, достаточно прочны. Такие полы поражают разнообразием цветовых решений и высоким качеством рисунков, имитирующих паркет, мрамор, ковры, мозаику. К недостаткам можно отнести относительную недолговечность линолеума.

Ковровые покрытия из синтетических материалов нашли широкое применение в жилых помещениях. Они теплы, эластичны, допускают влажную уборку. Разнообразие цветов и фактуры таких покрытий (с высоким и коротким ворсом, трикотажные, петлевые, нетканые), их высокая декоративность, износостойкость - основные преимущества синтетических ковровых покрытий.

Такое разнообразие материалов и технологий покрытия пола дает возможность практически безграничного выбора при оформлении различных жилых помещений с учетом их функционального назначения.

Полы - основная часть декоративного оформления интерьера. И выбрать единственно правильный вариант покрытия невероятно важно, т.к. именно от пола будет зависить общая атмосфера в помещении.

Паркетная доска

Паркетная доска - это трехслойная (реже - двухслойная) конструкция из натуральной древесины. Появилась она в 40-е годы XX века. С одной стороны, своими размерами она напоминает массивную. С другой стороны, благодаря рисунку верхнего слоя, пол, выложенный паркетной доской, может имитировать штучный паркет. Сравнительно новый материал так же экологически чист и полностью натурален, так же красив, не менее прочен и износостоек, а при должном уходе - еще и очень долговечен. При этом он существенно проще в укладке, легче, тоньше и, наконец, дешевле. В сегодняшней Европе 60% деревянных полов - это полы именно из паркетной доски.

Конструкция
Тело современной паркетной доски состоит из трех слоев.

Верхний слой (его еще называют отделочным, лицевым или рабочим) имеет толщину от 0,5 до 4-6 мм. Он представляет собой тонкий срез древесины ценных пород, которые применяются в производстве штучного паркета: от традиционного дуба, бука, клена, ореха, березы и вишни до экзотических пород - венге, ятоба, тик, ироко мербау, акации, дуссии. Именно этот слой отвечает за внешний вид и, главное, за долговечность паркетной доски: чем он толще, тем большее количество шлифовок она может выдержать.

Средний слой - это короткие и плоские бруски (ламели, пластины) из смолистых хвойных пород, склеенные между собой. Но бывает, что средний слой делают из прочного HDF (тонкая плита, спрессованная из мелко перемолотой древесины), еще менее склонного к деформации. На уровне среднего слоя вдоль двух сторон устраиваются гребни, а вдоль двух других - пазы. Так же располагают и элементы замкового (бесклеевого) соединения. Доски скрепляют по четырем сторонам.

Нижний слой, как правило, представляет собой еловую или сосновую фанеру толщиной 2 мм.

Волокна среднего слоя идут поперек волокон верхнего, а волокна нижнего слоя вновь поперек волокон предшествующего. Взаимно перпендикулярные слои сдерживают линейное расширение друг друга и доска получает устойчивость к деформациям под влиянием колебаний температурно-влажностного режима.

Толщина трехслойной паркетной доски колеблется от 7 до 22 мм, длина, как правило, 2-2,5 м, ширина - 13-20 см.

В зависимости от количества рядов плашек, уложенных рядом друг с другом в верхнем слое паркетной доски, она бывает трехрядной (состоит из трех параллельных полос древесины ценных пород, как правило, все планки на такой доске поделены на модули, то есть уложены не сплошными длинными полосками, а разделены на короткие отрезки), двухрядной (состоит из широких полос шпона, уложенных сплошными полосами или поделенных на модули) и однополосной (сделанной “под массив”, она создает полный эффект пола из массивной доски). Это наиболее распространенные варианты.

Паркетная доска покрывается лаком (до 7 слоев), причем не так, как паркет на объекте, в условиях “комнатного климата”, а еще на производстве. Это более износоустойчивый слой лака. Возможен другой вариант - когда дерево не покрывают лаком, а пропитывают смесью масла, воска и природных смол. Тогда цвет и фактура древесины получаются особенно интересными - проявляется насыщенный тон и четкий рисунок волокон.

Укладка
Это деревянное напольное покрытие максимально готово для монтажа, его не надо ни сушить, ни подравнивать, ни шлифовать после укладки. Укладывать ее можно несколькими способами. В помещении, где устраивают деревянные полы, в период проведения работ должно быть не жарко, не холодно (+20 ± 2°C) и не слишком сухо (относительная влажность - от 30 до 60%).

“Плавающий” способ
Это технология так называемого “быстрого” пола - когда доски не прикрепляют к основанию, а просто кладут на специальные тонкие подложки и соединяют только друг с дружкой: с клеем (вклеивая гребень в паз) или без клея (на специальном “замковом” соединении и с помощью “клик-системы”). “Плавающий” пол можно уложить самостоятельно, не приглашая мастеров, и немало на этом сэкономить (работы по укладке паркетной доски стоят $ 8-10/м2). Достаточно прочитать инструкцию в техпаспорте материала и точно соблюсти все несложные правила. Например, передвинув всю мебель к одной стене комнаты, можно начать укладку от другой стены, а дойдя до середины помещения, переставить мебель на новое покрытие и довести монтаж до конца.

Между досками и стяжкой кладут полиэтиленовую пленку, а чтобы усилить звукоизоляцию, поверх пленки расстилают листовой пенополиэтилен (или прессованную пробку). Если стыки положено склеивать, то это делают двумя способами: наносят клей либо на одну (нижнюю) сторону паза, либо на обе и никогда - на дно паза или гребень. Между стенами и краями досок нужно обязательно оставлять расширительные зазоры - как правило, не менее 10 мм. В результате ничто не препятствует пласту из собранных досок “плавать” во всех четырех направлениях, подчиняясь изменению температурно-влажностного режима. Если какие-либо половицы со временем слишком стерлись или повредились, проще заменить эти доски, ведь разобрать “плавающий” на замковом соединении пол, вставить новые доски и собрать заново - дело нескольких часов. Его даже можно унести с собой, переезжая на новую квартиру, или переложить из одного помещения в другое. Прочность бесклеевого “плавающего” соединения выше клеевого - замки с течением времени не образуют даже малозаметных щелей.

Клеевый способ
Когда в 40-х годах XX века была изобретена паркетная доска, ее планки соединяли исключительно клеевым способом, бесклеевой же способ появился относительно недавно. Традиционный же способ крепления - приклеивание к основанию - полностью аналогичен технологии крепления штучного паркета. Для приклеивания нужно более ровное основание, чем для “плавающей” укладки, и имеющее стабильную влажность. Поэтому стяжку, уже сделанную строителями, следует “подлечить” смесями-ровнителями, пропитать проникающей грунтовкой или, в крайнем случае, заменить новой. Если есть вероятность, что бетон под паркетной доской станет более влажным, тогда под доски нужно обязательно стелить паро- и гидроизоляцию (пленку толщиной 0,2 мм). К пленке, естественно, доски не приклеить, так что между нею и паркетной доской располагают промежуточный слой - это либо фанера толщиной 12 мм, либо древесно- стружечная плита толщиной 19 мм. Снабдить деревянный пол дополнительной звукоизоляцией можно, положив слой либо вспененного полиэтилена, либо прессованной пробки, либо листовой резины.

На лаги и балки

Паркетную доску можно укладывать на лаги и на балки. Это особенно актуально для загородных домов. Балки и лаги должны быть сухими и не провисшими, иначе пол начнет скрипеть. Пространство под ними должно хорошо проветриваться, чтобы не накапливались водяные пары. Балки и лаги должны лежать с шагом не менее 60 см, а паркетную доску нужно покупать толстую - 22 или 25 мм. На лаги можно предварительно настелить фанеру, если позволяет высота потолков и порогов, и тогда уже укладывать доски “плавающим” способом. Крепить доски допустимо и прямо к лагам - гвоздями или пристреливать скобами (их забивают в шпунт по диагонали).

Дизайн
Можно очень точно подобрать напольное покрытие к оформлению практически любого интерьера. Рисунок поверхности зависит от распила и может меняться от однородного до затейливого, с сучками и прожилками. Современные способы обработки древесины также вносят разнообразие в декоративный ряд. Отпаривание (применяется к буку) делает цвет натурального дерева более насыщенным и “сочным”, при этом повышая стабильность материала. После отбеливания (дуба, клена, бука) доска приобретает светлый, холодноватый тон. “Антик” - это искусственное состаривание. Так обрабатывают изделия из дуба, чтобы придать им благородный глубокий оттенок “дворцового” паркета в колониальном стиле. “Щетка” - это вычесывание слабых волокон с помощью жесткой металлической щетки. В результате поверхность становится фактурной, ребристой и хорошо подходит к стилю кантри. Износостойкость такой доски повышается, ее можно укладывать в общественных помещениях с высокой нагрузкой на пол.

Большие, готовые к укладке паркетные доски можно укладывать в любом из существующих порядков - “квадратом” или “елочкой”. Однако в сегодняшней практике мы преимущественно видим все ту же “палубную” укладку, либо параллельную стенам, либо диагональную.

Производители и цены
Поставляют нашу героиню TARKETT, HOHNS, FORBO, STEIRER PARKETT, HAMBERGER, PAR-KY, OSMO OSTERMANN & SCHEIWE, VITO, OLAVI RASANEN, SCHEULER HOLZINDUSTRIE GEZELLSCHAFT, “БАМО”, “ДОК-13”, UPOFLOOR, MAFI, MAISTER BODEN, KARELIA BALTIC, GRABO, SIBERIAN FOREST, BERRY WOOD, GREEN WOOD.

Каждая фирма - производитель паркетной доски заявляет определенный срок эксплуатации своего продукта (этот срок может составлять от 20 лет и более). Это касается в первую очередь истираемости лакового покрытия и количества шлифовок, которые может выдержать данная паркетная доска. Например, паркетную доску с рабочим слоем 4 мм можно перешлифовать до 5 раз. Если проводить эту процедуру раз в 5 лет, снимая по 0,5 мм древесины за одну шлифовку, то паркетная доска может прослужить не менее 20-25 лет.

Для досок с тонким рабочим слоем шлифовка не предусмотрена, но вполне возможна многократная лакировка поверхности. Не нужно ждать, пока слой лака протрется и будет затронута древесина. Старый лак просто слегка подшлифовывают, пол чистят пылесосом, после чего накатывают валиком новый слой.

Стоит 1 м2 паркетной доски, в зависимости от модели, древесины верхнего слоя и сорта, от $ 20-60 до $ 95-110. Более дорога та, в которой присутствует дерево экзотических пород. Рабочий слой, которой изготовлен из цельного пласта шпона (как массивная доска), в 1,5 раза дороже, чем доска из того же дерева, но с наборным рабочим слоем (склеенным из нескольких рядов планок). Модные тенденции склоняются к однородности пола, предпочитая крупные фактуры мелкому рисунку.

Любуясь цветом и рисунком понравившейся паркетной доски, все же поинтересуйтесь степенью твердости верхнего слоя, а значит, и его износостойкости, узнайте, будет ли покрытие соответствовать условиям эксплуатации, особенно если предполагается укладывать его в зоне с повышенной нагрузкой. Доставить и уложить ее лучшим способом берутся профессионалы.