ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

«Мир комнатных растений». Занятие по познавательному развитию в старшей группе. Картотека комнатных растений старшая группа

Цель: обобщить представления о росте и развитии растений; устано­вить связь между ростом растений и их потребностями в раз­личных условиях среды; учить быть внимательными и забот­ливыми по отношению к растениям.

Ход занятия

Приходит Чепухарь в группу, грустный.

Чепухарь, ты почему такой грустный?

Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Придумал я подарить малышам цветы, ну, чтобы у них в груп­пе было красивее и, чтобы воздух был свежий... Вы же сами мне объясни­ли, что воздух становится чистым и свежим, когда кругом цветы. Ну, вот я и принес из магазина самые красивые цветы, развесил их по всем стенам и по окнам. Малыши меня поблагодарили, им понравилось, а воспитатель­ница младшей группы меня спрашивает: «Где это ты, Чепухарь, такие кра­сивые искусственные цветы взял?» А почему они искусственные? Они на­стоящие! Листья зеленые, веточки зеленые, цветы розовые. Мои цветы настоящие, живые, а не искусственные. Все это - че-пу-ха!

Ребята, помогите Чспухарю разобраться. Докажите, что его цветы неживые. Чем живые цветы отличаются от искусственных? (Живой цветок растет, у живого есть корень, цветок надо поливать, живой цветок меня­ется в своем развитии: появляются новые листья, бутоны, цветы, семена, вянут листья и т.д.)

Ребята, а что такое семена? Для чего они нужны?

Семена необходимы, чтобы растение выросло. Покажите, ребята, Чепухарю разные семена.

Чепухарь с детьми рассматривает семена.

И вы хотите сказать, что из этих крошек что-то вырастет?! Чепуха! Никогда и ни за что не поверю таким сказкам!

Да, Чепухарь, из такого зернышка можно вырастить не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения свои семена. Хочешь, Чепухарь, ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет? (Семечко - подсолнух, же­лудь - дуб, шишка - сосна и т.д.; кукуруза, тыква, фасоль, морковь, арбуз.,.)

А как же такой большой дуб вырастет т такого маленького желудя? Я знаю, знаю. Я положу его в коробку, накрою платком, скажу: «Крибле-крабле-дуб!» и вырастет дуб. Так?

Нет, Чепухарь. Здесь тебе волшебные слова не помогут. Здесь помо­гут только знания и труд. Послушай, ребята тебе расскажут и покажут по схеме.

Выставляется обобщенная модель развития растений.

Посадить семечко полить поставить на солнцеростокрастениебутон цветоксемена

Теперь, Чепухарь, ты понял?

Теперь понял, чем отличается живой цветок от искусственного. Мои цветы и поливать не надо, и корня у них нет, и листики не растут; цветы есть, а семян никогда не будет. А если они неживые, то и воздух они очищать не будут. А я очень хочу, чтобы у малышей воздух был с кислородом, и чтобы кислорода было побольше. Я придумал, какое доброе дело сделать можно. Давайте вместе с вами посадим семена, будем вместе ухаживать за ними, наблюдать, как новые листики появляться будут, а потом, когда цветы зацве­тут, мы их малышам подарим. Пусть любуются и кислородом дышат!

Дети сажают в ящики семена цветов.

Занятие № 3

Тема: «Где растения любят жить?»

Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в раз­ных экосистемах - в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к ра­стительному миру.

Ход занятия

Приходит в гости Чепухарь.

Ребят, посмотрите, какой огромный лист подорожника я нашел!

Молодец, Чепухарь! А я тоже сорвала сегодня лист подорожника, ранку на руке лечила. Но только мой лист совсем не такой, как у тебя. Мо­жет, у тебя не подорожник, а лопух? Ребята, давайте сравним два листа.

Дети и Чепухарь сравнивают, находят сходство, доказывают, что это подорожники.

А чем же отличается мой лист подорожника от листа Чепухаря? (У Чепухаря большой, а у воспитателя маленький.)

Чепухарь, а где ты нашел такой большой лист?

Там, на солнечной полянке, около ручейка.

А я нашла свой листок на участке детского сада около забора, под деревьями, в тенечке.

Что же повлияло на растения, что они такие разные? (Ответы де­тей).

Приходят к общему мнению, что в разных условиях растения растут по-разному, то есть они приспосабливаются к тому месту, где выросли.

Давайте разберемся, почему один подорожник маленький, а другой большой. Что необходимо для роста растений? (Солнце, вода, земля.)

Если вырос большой подорожник, значит, он постоянно рос на сол­нце, было достаточно воды, и земля была богата удобрениями.

Чепухарь, а как ты думаешь, на нашей земле везде одинаковые рас­тения растут?

Конечно, вся земля такая же черная, как у нас в детском саду на участке, такие же березы растут, липы, рябины, одуванчики и подорожники. Правда, ребята? (Нет.)

Ты еще не видел энциклопедию, Чепухарь, поэтому и споришь с ребятами. Садитесь все удобнее, мы Чепухарю нашу Землю будем пока­зывать. (Рассматривают энциклопедию.)

На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и веч­ные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что су­мели приспособиться к условиям окружающей среды.

Как ты думаешь, Чепухарь. есть ли у кактуса листья?

Чепуха вопросик! Я знаю на него ответ. Конечно же, нет листьев, это все видят, никаких листьев у кактуса нет.

А вы, ребята, как думаете? (Мнения разделяются.)

Да, ребята, листья у кактусов так видоизменились, что их стало не узнать. Они превратились в колючки. А почему? Потому что кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и жарко печет солнце. Листья преврати­лись в иголки, чтобы удерживать воду в растениях; ведь сам кактус внутри влажный.

А у верблюжьей колючки тоже листья мелкие, а корни такие длинные, уходят глубоко под землю - ищут влагу. Посмотрите, ребята, как растения пустыни приспособились к условиям (жаре, ветрам).

Воспитатель показывает энциклопедию.

Растения могут в жару засыпать, а когда идет дождь, оживают и рас­цветают. Как вы думаете, а у нас в России могут жить кактусы? (Могут, только в плошке на подоконнике. На улице кактусы погибнут от холода и мороза.)

Воспитатель с детьми рассматривают энциклопедию дальше.

Посмотрите, ребята! Вот здесь - влажный тропический лес, джунг­ли. Кто знает, в каких странах есть джунгли? (Бразилия. Индия и др.)

Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни? (Расте­ния джунглей отличаются большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, яркой зеленой окраской; растений очень много, бур­ное цветение и т.д.)

Правильно, ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений - тепло и влажно. Джунгли называют царством растений. В Амазонских джунглях так мною растений, что это место (воспитатель показывает на карте) называют легкими планеты, так как растения очищают воздух. В джунглях растений так много, что им очень тесно. Каждое растение стремится подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособи­лись к жизни. Посмотрите, стволов деревьев почти совсем не видно - их прочно опутали плющи, лианы и другие растения.

Для чего растения опутывают стволы? (Тянутся к свету, питаются соком соседних растений и т. д.)

Чепухарь рассматривает карту, показывает на Антарктиду.

Посмотрите, а здесь нет растений. Все белое, здесь только снег.

Правильно, Чепухарь! В Антарктиде, действительно, вечные снега.

Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появ­ляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой.

Чепухарь, ты знаешь, что у нас растения тоже спят?

Чепуха! Как это растения спят? У них и глаз-то нет! И подушки с одеялом у них нет!

Как только наступают холода, растения высыхают, сбрасывают лис­тья, останавливается их рост. Кажется, растения погибли, стали безжизнен­ными. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Лишь пригреет сол­нце, и растения вновь оживают, зеленеют и радуются жизни.

Ребята, хотите поиграть в игру? Я буду называть разные растения, а вы будете отгадывать. Если я назову растение, которое растет в нашей области, хлопайте в ладоши, если не растет - сидите тихо.

Как здорово, - говорит Чепухарь, - что растения умеют приспосабли­ваться везде и всюду и в любых условиях. Им не страшны ни жара, ни холод, ни песок, ни вода. Куда ни пойдешь - везде растения: в пустыне, в море, в реке, в горах, в снегу... Давайте еще посмотрим энциклопедию.

Дети с Чепухарем и воспитателем рассматривают энциклопедию.

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).


Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Цель : закреплять знания о деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Задачи :

- образовательные задачи : уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев и кустарников;

формировать умение образовывать прилагательные от существительных.

- обучающие задачи : дифференцировать понятия : «дерево» «кустарник» .

- коррекционно-развивающие задачи: закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названий деревьев: клён - кленовый, дуб - дубовый, берёза - берёзовый и т.д.);

способствовать обогащению словаря по теме;

устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать,

делать вывод (сравнивать деревья и кусты, деревья между собой);

развивать понятие обобщения; развивать наблюдательность.

- воспитательные задачи : воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Материал, оборудование : демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.
  2. Пропедевтическая работа :

Наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице,

за их изменением в природе;

Рассматривание деревьев в парке - узнавание их;

- беседа : «Деревья нашего двора» .

Чтение рассказов, стихов о деревьях:

Л. Н. Толстой «Дуб и орешник» , А. Богдарин «Ель» , П. Воронько «Липка» ,

Ф. Петров «Калинонька» , Ю. Ефремов «Сосна» , З. Александрова «Белая черёмуха» , С. Коган «Клён» , Л. Соловьёва «Рябина» , А. Прокофьев «Берёза» ,

Разучивание загадок, считалок о деревьях;

Рассматривание иллюстраций;

Проведение словесно-дидактических игр : «Раз, два, три к названному дереву беги» , «Чей лист?» , «Четвёртый лишний» , «Узнай по описанию» , «Назови ласково» ;

Упражнения на развитие речевого дыхания: «Дует ветер в лесу» ;

Упражнение на развитие слухового внимания: «Что шуршит?»

Словарная работа : корень, кора, крона, почки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте...

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д. Вы догадались, как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Воспитатель: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а воспитатель выкладывает на доске модели.)

дышит двигается размножается растет питается

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» (дерево)

Назовите, какие вы знаете деревья?

Дети: дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

Дети: высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой.

Воспитатель: А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

На какие группы делятся деревья? (лиственные и хвойные)

Давайте с вами разделим эти деревья на две группы.

Ребята, расскажите, что вы знаете о деревьях.

Лера: Тополь - высокое, стройное дерево с зеленовато-серым стволом. У него густая зеленая крона. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислород больше чем другие деревья.

Леша: Береза - очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Лиза: Клен - высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой корой. Растут они быстро, за год вырастают почти на метр. Клен любит свет и тепло.

Илья: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.

Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы - одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Воспитатель: 2-я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Как отличить нас? Очень просто!

У - У дерева ствол выше ростом.

С - Стволов же больше - у меня.

Т - Так как же называюсь я?

Дети: куст.

Воспитатель: Какие вы знаете кустарники?

Дети: сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.

Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Дети: ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.

Воспитатель: Принесите картинки, на которых изображены кусты.

Ребята, расскажите, что вы знаете о кустарниках.

Оксана: Сирень - это кустарник, который радует нас своей красотой весной. Его цветы немного похожи на колокольчики и собраны в пушистые кисти. Сирень бывает разных цветов и оттенков. Ее аромат используют для изготовления духов. А древесину используют для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. А еще из цветков сирени можно приготовить варенье.

Алена: Малина - это куст, на котором каждое лето созревают небольшие красные ягоды. Они вкусные, ароматные и очень сочные. Малина очень полезная. В ней много витаминов. Малина помогает при простудных заболеваниях. Её любят и взрослые, и дети.

У малины есть родственница - ежевика. У неё вкусные и сладкие ягоды. Они больше ягод малины и имеют фиолетовый цвет.

3-я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее нельзя:

Она их главная еда.

Дети: трава.

Воспитатель : выберите картинки с травянистыми растениями.

Как вы их узнали?

Дети: они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.

Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физкультминутка

Станем мы деревьями сильными, большими.

(Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги - это корни, их расставим шире.

(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали,

(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали.

(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается,

(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается.

(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки - это ветви, крону вместе образуют

(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют

(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их

(пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

(Опустить руки)

2-я часть.

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Давайте подумаем, для чего растениям корень?

Дети: дышит, питает, удерживает в земле.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из - под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли ине болели?

Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.

Д/игра « Помоги растению »

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы сказать: « Растения - наши друзья»? Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду. А как растения помогают людям?

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в воде есть кислород.

Ребята, а как мы должны относиться к растениям, чтобы они радовали нас своей красотой и не погибли? Что нельзя делать на природе?

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор - пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки .

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Воспитатель: Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

Воспитатель: Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Воспитатель: Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

. В природе её можно встретить во влажных тропиках Юго-восточной Азии. Это декоративнолиственное растение с древеснеющим у основания стеблем и глянцевыми продолговатыми листьями черешкового типа с широким охватывающим стебель основанием. Кустистое растение высотой до 25-30 см. Преимущественно встречается около 15 видов аглаонем.

Уход за аглаонемой в домашних условиях:

Оптимальная температура: зимой 15 0 С, летом 22-24 0 С.
Влажность воздуха и атмосфера: необходимо регулярно опрыскивать, т.к. родина растения влажные тропики. Но обильного увлажнения растение требует только летом (опрыскивать до 2х раз в неделю), зимой напротив влажность должна быть максимально низкой. Любит свежий воздух, но не сквозняки, нежелателен контакт с табачным дымом.
Состав почвы: подойдёт рыхлая смесь листовой земли, мха, торфа и песка (основной акцент делается на листовой земле, остальные 3 компонента используются в качестве легкого
дополнения).

Освещение: любит прямые солнечные лучи, но вцелом может успешно расти в условиях рассеянного света.
Продолжительность жизни: является многолетним растением, каждые 3 года можно обновлять в виду уменьшения яркости окраски листьев.
Где выращивать: Дачный участок (летом), оранжерея, квартира, дом.
Полив: является влаголюбивым растением. В летний период необходим обильный полив 2-3 раза в 7-10 дней, в зимний период стоит сократить частоту полива до 1го раза в неделю.
Удобрения: в летний период вносят удобрения вместе с водой для полива не чаще 1 раза в 2 -3 недели.

Размножение аглаонемы

Размножают аглаонемы семенами, черенками и делением. Сэкономить время и силы Вам поможет - самый простой и быстрый способ. Оптимальным периодом для этого будет начало мая. Как правило от общей массы отделяются молодые побеги с корнями и хорошими листьями. После посадки в отдельный горшок молодые растения следует содержать при температуре 20-22 0 С и обильно поливать. После того как они окрепнут, полив стоит перевести в штатный режим. В случае черенкования отщипываются верхние побеги, затем они должны дать корни, после чего их пересаживают в отдельные горшки и создают необходимые условия для роста.

".

Вредители аглаонемы и проблемные моменты

Если у аглаонемы желтеют листья - как правило в такой ситуации растение переувлажнено и мёрзнет. Перенести в более теплое место и прекратить полив до восстановления. Если аглаонема увядает - причина недостаток тепла. Обратить внимание на температуру воздуха и наличие сквозняков. Если листья побледнели - Помогут улучшение освещения и подкармливание. Если листья сохнут - более интенсивно увлажняйте почву и воздух и перенесите растение в проветриваемое помещение с меньшей температурой воздуха. Вредители: , , , .

Бегония высокая


Бегония высокая

Известно немного , которые бы могли поспорить с бегонией высокой обилием цветения и красочностью цветков.

Бегонии высокие лучше всего смотрятся на невысоких столиках, где их роскошными цветками можно любоваться с любой стороны. Летом бегонию высокую можно также поставить на широкий, слегка затененный северный подоконник. Коллекция из бегоний высоких в сочетающихся между собой емкостях особенно хорошо смотрится на полке. Бегонии высокие можно использовать как источник яркого цвета, как цветовое пятно в неотапливаемой оранжерее или на солнечной веранде, при условии, что температура воздуха в помещении не будет слишком низкой. Ни в коем случае не ставьте бегонию высокую на сильный ветер и сквозняки.

Бегония высокая - уход и выращивание

Характер роста.

Бегония высокая - растение компактной и пышной формы. Они цветут несколько раз в год. Бегонии высокие обычно достигают 30-38 см. в высоту. Цветки этого растения достигают 5 см в диаметре и появляются среди блестящих листьев диаметром около 8 см, они сидят на красных черешках.
Цветки бегонии высокой могут быть самого разного цвета, например, желтого, белого, розового и лососевого. Они могут быть простыми или махровыми.

Уход.

Бегония высокая - неприхотливое в уходе растение. При условии, что вы будете поддерживать подходящую температуру воздуха и не будете поливать растение слишком обильно. Бегония обычно не нуждается в пересадке. Растения выращивают из рассады, которую покупают в специализированных питомниках. Легче купить новое растение, чем размножить его черенками.

Цветущие бегонии нуждаются в умеренной влажности, которую можно обеспечить, поставив растения на наполненную водой подставку с галькой. Во время полива не мочите листья и цветы. Температура воздуха в помещении должна быть не менее +10 градусов, однако не выше 21 градусов С, в противном случае сократиться период цветения.

Мучнистая роса

Если листья, стебли и цветы бегонии покрыты белым мучнистым налетом (внизу), то это явный признак поражения растения мучнистой росой. Это грибковое заболевание поражает растение в условиях повышенной влажности воздуха в сочетании с низкой влажностью почвы. Обеспечьте растениям хорошую вентиляцию и регулярный полив (но не поливайте слишком обильно). В случае поражения используйте подходящий фунгицидный препарат.

УВЯДАНИЕ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТКОВ. Если листья и цветки данного растения увядают, проверьте - какая почва в горшке (она может быть либо сухой, либо мокрой), В первом случае полейте растение, а во втором - извлеките его из цветочного горшка и заверните корневой ком в газету.

ПОЛИВ И ПОДКОРМКА. Обеспечьте растению умеренный полив, поддерживайте постоянную влажность воздуха. Не опрыскивайте листья и цветки бегонии, однако поставьте цветочный горшок с растением на наполненную водой миску с галькой, чтобы повысить влажность воздуха. Раз в две недели во время цветения подкармливайте растения удобрениями.

ВЫБОР МЕСТА

Светлое место способствует пышному цветению бегонии высокой, побуждает растение к активному росту, однако ни в коем случае не ставьте растение на места, освещенные ярким рассеянным светом. Особенно важно для нормального роста и цветения бегонии высокой предоставить температуру не ниже 10°с. Не держите растение в помещениях с температурой выше 21°с.
При правильном уходе бегония высокая будет цвести несколько недель.

Драцена

Драцена тропическое растение родом из Африки. Стало популярным за счёт привлекательного даже можно экзотического внешнего вида, для наших мест. Идеально вписывается в интерьер домов, офисов и что самое главное обладает ещё массой положительных качеств.
Драцена представляет собой кустарник, состоящий из розетки листьев на прямых стеблях, которые с возрастом превращаются в древесную ткань (ствол). В зависимость от возраста драцена может достигать в длину от десятка сантиметров до пары тройки метров, листья у драцены преимущественно ярко зелёного цвета вытянутые от основания на 15 – 70 сантиметров. Продолжительность жизни драцены в домашних условиях варьируется в пределах от 5 до 15 лет, в зависимости от качества ухода и вида вашей драцены. Драцена зарекомендовала себя как не прихотливое растение.

Уход за драценой в домашних условиях не доставит вам много хлопот, если вы будите придерживаться следующих правил. Драцена уход в домашних условиях:Освещение. Драцена светолюбивое растение, её следует располагать на восточных или западных окнах. Если ваши окна выходят на южную сторону, старайтесь оградить драцену от прямых солнечных лучей . Если есть возможность, создайте для неё рассеянный свет. Виды драцены с тёмно-зелёными листьями требуют меньше света, чем пестролистные. При недостаточном освещении листья теряют свой естественный окрас.

Как поливать драцену. Драцена – влаголюбивое растение , её нужно обильно поливать. Интенсивность полива зависит от некоторых факторов: расположение, объём посуды (горшка, вазона), состава грунта, времени года. Как только поверхностный слой пересох на достаточную глубину примерно 2 - 3 сантиметра значит пришло время полива. Хотя драцена и влаголюбивое растение её лучше недолить, чем перелить. Для драцены предпочтителен систематический полив. Пред поливом прорыхлите верхний слой грунта. При поливе лучше использовать отфильтрованную воду, если нет такой возможности можно использовать воду из-под крана предварительно прокипятив её.

Подкормка драцены. Драцену необходимо подкармливать только в период роста. Период роста длится с конца марта по начало осени. Подкормку производят один раз в две недели. Лучше всего использовать специализированные удобрения, которые можно приобрести в цветочных лавках и магазинах вашего города. Вот лишь некоторые из них «Драцена», «Новый идеал», «Радуга» и «Идеал». Дозировки и инструкции по применению читайте на упаковках.

Влажность воздуха . Драценам предпочтителен влажный воздух, но есть и виды которые устойчивы к сухому воздуху это - «Драцена дракон и Драцена Годсефа», для остальных видов нужны частые опрыскивания.

Размножать драцены можно тремя способами:

Семенной

Черенкование стеблей

Отводки от верхней части

Для справки: семенами можно размножать только зелёные формы драцены, для пестролистных драцен используют вегетативной размножение.

Оптимальное врем для размножения это весна; период интенсивного роста после долгой зимней спячки.

Фикус

Уход за фикусом в домашних условиях включает в себя, прежде всего, правильный подбор подходящего места для растения. Цветок фикус при уходе в домашних условиях обожает яркий свет. Но при выращивании фикуса и уходе за ним, нужно помнить, что под прямыми солнечными лучами могут находится только комнатные растения выращенные из семян и приученные к этому сразу после появления всходов.

Как ухаживать за фикусом? Фикус цветок уход имеет некоторые секреты. При фикус уходе нужно учитывать то, что домашние цветы этого вида с жесткими листьями могут находится на солнце немного притененные, полезно им утреннее солнце. А комнатное растение фикус с нежными листочками лучше держать дальше от окна при рассеянном свете. Фикус уход за ним подразумевает предоставление для растений с пестрыми листьями более освещенного места содержания, а для видов с зелеными листьями будет комфортно в комнате с рассеянным светом и полутенью. При фикус уходе в домашних условиях существует одно правило: чем выше температура содержания растения, тем больше света должно быть, иначе растение сильно вытягивается.

Фикус уход в домашних условиях летом подразумевает вывоз этих растений на дачу или вынос на балкон. Но находится домашние фикусы там должны в тени деревьев или притененными, потому что под прямыми солнечными лучами у домашнего фикуса могут появиться ожоги на листьях.

Комнатное растение фикус как ухаживать за ним, как поливать его? Поливать цветок фикус в домашних условиях нужно равномерно в течение лета и уменьшить интенсивность полива зимой. При фикус уходе земля между поливами должна просохнуть, не оставляйте воду в поддоне. Фикусы и уход за ними подразумевает полив только теплой водой, некоторые любители рекомендуют поливать почти горячей водой, так как домашние растения плохо реагируют на холод. Фикус уход в домашних условиях включает в себя опрыскивание цветка кипяченной или отстоянной водой, если он находится в сухой комнате.

Главное при фикус уходе в домашних условиях нужно соблюдать два условия: летом - не пересушить, зимой - не залить.

Уход за фикусом в домашних условиях включает в себя смывание пыли с листьев под теплым душем или влажной мягкой губкой, землю перед этой процедурой закрывают полиэтиленом, чтобы не смывать верхний слой. После душа листочкам дают высохнуть в ванной и только потом переносят на прежнее место, потому что влажное растение может переохладиться.

Комнатное растение и уход за ним подразумевают содержание растения при температуре от +25 до +30 градусов летом и от +16 до + 20 градусов зимой. При фикус уходе нужно помнить, что это комнатное растение боится сквозняков и перепадов температуры, от переохлаждения может даже сбросить листья.

Домашние фикусы хорошо подходят для комнатного содержания и для содержания в офисных помещениях. Уход за фикусом в домашних условиях совсем не сложен, так как эти растения не требовательны к свету и растут довольно быстро. Очень привлекательно смотрятся в интерьере комнатные растения фикус древовидной формы. Ползучие фикусы в домашних условиях обычно сажают в подвесные вазы или кашпо. Многие цветы фикус в домашних условиях выращивают в виде карликового деревца, он прекрасно подходит для композиций бонсай.

Фикус в домашних условиях размножается черенками. Черенки - это обрезанные побеги фикуса. Крупный фикус комнатный можно размножить воздушными отводками.

В уход за фикусом в домашних условиях входит удобрение растения минеральными и органическими удобрениями. Цветок фикус в доме удобряют только весной и летом,не делают этого зимой и осенью. Растение фикус в домашних условиях подкармливают удобрениями с высоким содержанием азота, делают это во время активного роста.

Пересаживают фикус уход в домашних условиях подразумевает пересадку растения по мере его роста в горшок большего размера, при этом частично заменяется почва на новую. Молодое комнатное растение фикус пересаживают часто, а большой домашний фикус можно не пересаживать, а только заменять верхний слой земли.

Уход за фикусом в домашних условиях включает в себя обрезку вытянувшихся побегов. Делают это для формирования у растения пышной кроны. Основная обрезка побегов обычно производится весной, но частичную обрезку домашнего фикуса нужно проводить регулярно.

Цветок фикус в домашних условиях вырастет большим и красивым, с пышной, зеленой и блестящей кроной. Но это произойдет, только если постоянно заботится об этом прекрасном растении и соблюдать все правила фикус ухода.

Фиалка


Комнатные фиалки растения родом из Восточной Африки и правильное их название это узамбарская фиалка или сенполия. На своей родине фиалки узамбарские, это многолетние растения, которые вырастают до 30 см, их насчитывается два десятка видов. Для домашнего садоводства ее предпочитают из-за небольших габаритов и длительного (10 месяцев году) цветение. Листья фиалки овальные иногда чуть удлинённые. Края листьев могут быть с зазубринами или гладкие, собраны в прикорневую розетку. Цвет темно или светло зеленый. Цветы махровые или простые от 2 до 4 см. в диаметре, с окраской от красного, фиолетового, синего до чисто белого.
Так как корневая система сенполий поверхностная это необходимо учитывать при выборе горшка – он не должен быть большим и лучше выбирать плоские не высокие горшки.

Виды сенполий: Сейчас насчитывается более 1500 видов сенполий благодаря усилиям коллекционеров, это все гибриды, полученные от скрещивания сенполии ошибочной (S.CONFUSA) и сенполии фиалковой (S.IONANTHA). На сегодняшний день известны стандартные формы фиалок с розеткой 15-30см., у крупных форм розетки выростают до 40 см. в диаметре и мииатюрная форма с размером розетки меньше 15см. Расцветка и форма цветка может быть самой разнообразной. В илу такого разнообразия определить сорт сенполии бывает непросто, поэтому рекомендуем вам книгу доктора Д.Г. Хессайона «Всё о комнатных растениях». В этой книге перечисленны многие сорта сенполий.

Фиалки уход: Что бы выращивать фиалки (сенполии) необходимы некоторые усилия для того, что бы сенполия долго и обильно цвела нужно следовать правилам:
- Оптимальная температура +18-24 градуса. Температура должна быть ровной, не слишком жаркая летом и не слишком холодная зимой. Фиалки не любят сквозняков и колебаний температуры.
- фиалка Узамбарская предпочитает яркий свет, но не любит прямых солнечных лучей. Световой день фиалок должен составлять 13-14 часов.
-Равномерный полив. Поливать под корень, лишнюю воду из поддона сливать
-Для фиалок земля должна отвечать особым требованиям. Это должна быть рыхлая земля, легко впитывающая воду и пропускать воздух. Можно приобрести готовую смесь для сенполий или составить самому из песка, перегноя, дерновой и листовой земли, древесного угля с добавление суперфосфата и костной муки. Все берётся в пропорциях 1:0,5:2:1 соответственно добавляется 1 столовая ложка суперфосфата и 0,5 стакана костной муки на готовое ведро земляной смеси. Дабы обеспечить хороший рост фиалки ее необходимо регулярно подкармливать минеральными удобрениями в половинной дозе раз в неделю. Можно добавить удобрения в воду для регулярного полива, но тогда концентрация должна быть в 6-7 раз ниже, что бы ни погибла фиалка. Уход за фиалками еще заключается в том, чтобы удалять вовремя отцветшие цветы и повреждённые листья, новые розетки «деток» не оставляя черешков. Новые «детки» забирают силы у растения и оно плохо цветет, а вовремя неубранные повреждённые листья и отцветшие цветы создают угрозу заболевания
Фиалка, уход за которой соответствует перечисленным требованием, будет цвести круглый год.

Пересадка сенполий: Так как корневая система фиалок поверхностная большой горшок для фиалки не нужен, лучше использовать низкие и широкие горшки. Главным сигналом для того, что пришло время пересаживать растение, служит уменьшение количества и величины цветов, изменение окраски листьев на более бледную, уменьшение их размеров. Тогда необходим горшок больше сантиметра на 2. Оптимальным считается горшок, если в нем свободно помещается старый. Не стоит забывать про дренаж.

Сансевиерия


Сансевиерия - род включает около 60 видов бесстеблевых вечнозеленых многолетников из сухих, каменистых регионов в тропической и субтропической Африке, Мадагаскаре, Индии, Индонезии и Южной Флориде. Сансевиерия относится к семейству агавовых. Латинское название Sansevieria этот род получил в честь князя фон Сансевьеро, жившего в Неаполе в XVIII в., который покровительствовал ботанике.

Как ни у одного другого комнатного растения, у сансевиерии много народных названий. У нас ее называют "щучий хвост" или "тещин язык", в Англии - "леопардовая лилия", "змеиное растение", "язык дьявола". Американцы зовут ее "змеиной кожей". А вот в Германии - "африканской коноплей", так как еще в древности местные жители возделывали это растение, добывая вручную волокна из листьев.

Уход

В содержании это довольно простое и неприхотливое растение, выращивать его несложно даже для начинающих цветоводов. Растение может расти при ярком свете и в тени, выдерживает большой температурный диапазон, легко обходится долгое время без полива. Но все же при правильном уходе листья сансевиерии становятся более плотными, во всей красе проявляются особенности пестролистных форм.

Освещенность в помещении может колебаться от интенсивного света до полутени и тени. Но предпочтительнее для сансевиерии яркий свет, он будет способствовать формированию крепких здоровых листьев и красивой окраски. При недостатке света листья приобретают темно-зеленый цвет, теряется яркость пестролистных форм, рост замедляется или вовсе останавливается. Однако вариегатные сорта все же не следует держать на прямом полуденном солнце.

Температура . Сансевиерия может выдерживать как жаркие, так и прохладные условия, но нежелательно, чтобы температура опускалась ниже +14+16 о С. Зимой надо внимательно следить, чтобы листья растения не касались холодного окна, на растение не попадал морозный воздух при проветривании - понижение температуры даже до +5 о С вызывает переохлаждение, гниение и гибель растения. Чем ниже температура содержания, тем реже и менее обильным должен быть полив.

Полив в жизни сансевиерий играет большое значение. Следует помнить, что это - суккулентное растение, оно запасает воду в своих тканях, и чрезмерный полив приведет к загниванию и гибели растения. Оно довольно спокойно переносит длительные периоды засухи, но при недостаточном поливе листья начинают вянуть. Полив должен быть умеренным, грунт между поливами полностью просыхать. Частота и обильность поливов напрямую зависит от освещенности и температуры в помещении. Чем ниже освещенность, тем реже следует поливать растение. Поливают только сверху горшка, избегая попадания воды в центр розетки.

Влажность воздуха не играет никакой роли для сансевиерий, эти растения адаптированы к сухому воздуху саванн.

Грунт должен быть хорошо дренированным по всему объему, для этого в универсальный грунт необходимо добавить примерно 30% песка.

Подкормки . В вегетационный период растения следует подкармливать удобрениями для кактусов. Если сансевьера находится в тени или температура содержания невысокая, то подкормки следует сократить или вовсе отменить. Избыток удобрений может вызвать загнивание растения, потерю сортовых особенностей, деформацию листьев.

Пересадка требуется только тогда, когда горшок становится тесным, раз в несколько лет. Мощные корневища способны разорвать горшок. При выборе посуды предпочтение надо отдать широким и неглубоким горшкам, поскольку корни и корневища разрастаются вширь, не уходя глубоко.

Размножение

Размножают сансевьеры весной или летом вегетативными способами - делением корневищ или листовыми черенками.

Сциндапсус

Сциндапсус - вьющееся декоративно-лиственное растение семейства . Он славится своей неприхотливостью и выносливостью. Самое главное в уходе за ним - недопускать сквозняков, падений температуры и оградить его от отопительных приборов и других факторов снижающих влажность воздуха. Одним из самых главных достоинств а является его непритязательное отношение к освещению, он спокойно может расти в условиях тени, что существенно расширяет выбор возможных мест расположения растения в комнате.
Выращивать эти
можно вдоль шестов, решеток или же как . В длину может вырастать до 5 м. Самые популярные виды - сциндапсус расписной ( сциндапсус пиктус ) и сциндапсус золотистый .

Уход за сциндапсусом в домашних условиях

Оптимальная температура: минимальная температура 15 0 С, максимальная 25 0 С, старайтесь придерживаться золотой середины 20 0 С, что будет наиболее благоприятным для растения.
Освещение: может спокойно расти в затененных местах, но для более яркой окраски листьев предпочтительно светлое место без прямого доступа солнца.
Влажность воздуха: производите опрыскивание каждые 2 дня летом и раз в неделю зимой.
Состав почвы: дерновая почва и небольшое количество речного песка.

Сложность освоения: очень просто выращивать, не потребует усилий с Вашей стороны.
Где выращивать: Дачный участок (летом), квартира, дом.
Цветение: в комнатных условиях цветы сциндапсус не воспроизводит..
Удобрения: растение практически в них не нуждается, но все же можноиспользовать очень слабый раствор комплексных удобрений для цветов с периодичностью 1 раз в 30-45 дней.
Продолжительность жизни: многолетнее растение

Размножение синдапсуса

Размножать нужно верхушечными черенками. Укоренять можно как в воде, так и сразу в почве, обеспечив при этом высокую влажность и температуру не ниже 22 0 С. До укоренения можно выращивать в тепличке или накрыв горшок полиэтиленовым пакетом - наиболее простой способ обеспечения нужных черенкам условий развития.

Детальную информацию по каждому из способов размножения растений Вы можете найти в разделе " ".

Вредители сциндапсуса и проблемные моменты : Дабы сохранить естественный цвет листьев избегайте повышенной влажности, низких температур и прямого солнца. Вредители сциндапсуса: .

Шлюмбергера (Декабрист, зигокактус)

Шлюмбергеру называют Декабристом и Рождественским кактусом из-за времени цветения: с ноября-декабря до

самого конца января. Зигокактус - эпифитный кустарник зимнего цветения, обильно и продолжительно цветущее

ампельное домашнее растение. Из-за красоты и неприхотливости декабрист пользуется большой популярностью у

любителей комнатных цветов

В подвешенном над подоконником кашпо особенно живописно смотрятся свисающие членистые зелёные побеги шлюмбергеры на

фоне оконных морозных узоров. Концы побегов декабристасплошь покрыты многочисленными острыми бутонами и яркими "

многоярусными" цветками с длинным пучком изящных тычиночных нитей.

Шлюмбергера ( Schlumbergera ) иногда встречается в продаже под названиями зигокактус и эпифиллюм .

Родоначальниками комнатной шлюмбергеры являются природные виды: зигокактус ( Zygocactus truncatus ) и

шлюмбергера ( Schlumbergera russeliana ) из семейства кактусовых, родом из горных влажных лесов тропической Бразилии.

Зигокактус растет как эпифит на стволах и корнях деревьев; концы его листовидно-уплощённых побегов в разгар южнотропического лета (по времени совпадающего с зимой северного полушария) покрываются длиннотрубчатыми, часто несимметричными цветками, опыляемыми колибри. Кроме шлюмбергеры с природными

красными цветками, цветоводы выращивают великолепные сорта декабриста с цветками самой разнообразной окраски:

белыми, абрикосовыми, желтыми, розовыми, малиновыми, пурпурными, фиолетовыми.

Декабрист. Выращивание и уход

Шлюмбергера предпочитает светлое, но несолнечное местоположение. Весной и летомдекабристу подойдут полутень и рассеян

ный свет, а в период цветения ему будет лучше на южном окне (защищённом от ярких солнечных лучей). Для декабриста недопус

тимо ни пересыхание земляного кома, ни его излишнее переувлажнение. Период активного росташлюмбергеры - с марта по август,

в это время ей необходимы: тёплое содержание, регулярное опрыскивание, равномерный полив тёплой мягкой водой с поддержа

нием умеренной влажности почвы, подкормки 2 раза в месяц. Желательно летом вынести зигокактус в сад или на балкон, в полу

тенистое место. В саду следует защищать шлюмбергеру от . С августа постепенно уменьшают полив и под

кормки шлюмбергеры для лучшего созревания листьев.

Декабрист (как требуется меньше влаги, но

больше свежего прохладного воздуха. Лёгкий период покоя с середины сентября по середину ноября при уменьшении полива в

сочетании с укорачивающимся световым днем и прохладным содержанием способствует формированию большого числа цветочных

почек декабриста. Поэтому осенью можно продолжать держать зигокактус на террасе или застеклённом балконе, если там

держатся оптимальные прохладные температуры (10-20°С). Содержание в тепле осенью (выше 23°С) способствует сильному росту

побегов шлюмбергеры при отсутствии цветения. Как только у декабристанаметятся бутоны, растение помещают на постоянное

место с температурой 15-20°С ночью и 20-22°С днем.

Фото слева: Павел Чемодуров

В период активной бутонизации и цветения шлюмбергеру лучше не переставлять и менять освещенности. Следует оберегать

декабрист от прямых солнечных лучей, регулярно увлажнять субстрат и поддерживать оптимальные температуры, иначе растение

может сбросить бутоны ицветки. С окончанием цветения у декабриста наступает период покоя до весны; требуется уменьшить

полив и содержать растение в прохладе (10-15 °С). В марте, с началом нового роста,шлюмбергеру пересаживают в свежий грунт.

Выращивают шлюмбергеру в лёгком, водопроницаемом субстрате со слегка кислой реакцией. Рекомендуется использовать

дерновую, листовую землю, перегной и песок в соотношении 1:3:2:1 с добавлением небольшого количества древесного угля и

толченого кирпича. Чтобы обеспечить грунту, в котором выращивается декабрист, необходимую водопроницаемость, насыпьте

дренаж одну треть высоты горшка.

Шлюмбергера хорошо размножается весной черенкованием и прививкой с сохранением сортовых признаков и семенами - для

селекционной работы. Вызревшие стеблевые черенки зигокактуса с 2-3-мя члениками можно аккуратно открутить от материнского

растения и слегка подсушить в течение суток, после чего они легко укореняются во влажном субстрате. Прививка шлюмбергеры

на кактусы (перескию, гилоцереус, селеницереус) позволяет получить интересные штамбовые формы.

Выгонка декабриста

Низкие температуры (10-15°С) способствуют формированию бутонов декабриста вне зависимости от продолжительности светового

дня. Однако следует помнить, что после цветения через выгонкушлюмбергера потребует более долгого периода восстановления.

Оксана Евланова
«Мир комнатных растений». Занятие по познавательному развитию в старшей группе

ЦЕЛЬ : Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях .

ЗАДАЧИ :

Образовательная : Учить детей более полно описывать комнатные растения . Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений .

Развивающая : Развивать познавательную активность , память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающая : Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.

Словарная работа : стебель (вьющийся, свисающий, прямой, листья (зубчатые, мохнатые, опушенные, соцветие, кисть.

Оборудование : комнатные растения 8-9 видов , лейки, салфетки, таз, отросток бальзамина, горшок с землей.

Предварительная работа : наблюдение и рассматривание комнатных растений , беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, посмотрите на растения , которые растут у нас в группе . Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети рассматривают растения , отвечают на вопросы.

Воспитатель : Молодцы! Ребята, растения и цветы , не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь . Но цветы растут не только на улице , но и в комнате . Подскажите, пожалуйста, как называются растения , которые растут в комнате ? Правильно, комнатные . Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Представьте, что мы с вами в волшебном саду, где очень уютно, красиво и много растений . Сейчас мы с вами немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика : «Цветок» .

Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук .)

Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать

друг к другу, пальцы развести .)

Воспитатель : У меня на столе стоят комнатные растения , которые вам уже знакомы. Ребята, как называются, эти цветы?

Дети : Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, фиалка узамбарская и декабрист.

Воспитатель : Ребята, что же общего у всех этих растений ?

Дети : Стебель, лист, цветок, корень.

Воспитатель : Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) . У вас у всех прекрасная память, молодцы!

Но вы, наверное, немного устали?

Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть растения :

герань зональную. Герань напоминает кустик. У этого растения прямой стебель . Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета : розовые, белые, бордовые. Собраны цветы - в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.

колеус. Это растение крупное . В народе его называют «крапивка» . На что похож этот цветок? На кустик. Стебли прямые и светло-зеленые, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет ? Я вам подскажу. Цветет в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось . Колеус быстро и легко размножается черенками. Через малое время (2-3 месяца) растение имеет вид взрослого растения . Колеус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.

традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у нее? У традесканции не один стебель, а их много, и они свисают с краев горшка. Значить это растение вьющееся . На стеблях есть листочки, зеленого цвета, гладкие, сочные, овальной формы. Размножается традесканция черенками-стебельками.

А это фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите , какой формы листья? Какого цвета листья?

(Ответы детей) .

Воспитатель обобщает ответы детей. У фиалки есть листья, стебель и корень. Листья округлой формы, темно – зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у одних растений края ровные , а у других волнистые, у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель очень короткий. Цветы разного цвета : белые, розовые, фиолетовые и сереневые. Поливать это растение нужно только в поддон.

Игра с мячом "Назови ласково"

Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, корень – корешочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек.

А теперь игра на развитие мелкой моторики пальцев рук : "Выложи цветочек"

Предлагаю детям выложить каждому свой цветок из камешек и пробок.

Воспитатель : Мы много сегодня говорили о комнатных растениях . А какие условия необходимы всем растениям , чтобы они хорошо росли?

Дети : Вода, свет, тепло, питательная почва.

Воспитатель : Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать ?

Дети : Чтобы оно не засохло.

Воспитатель : Кто покажет, как нужно это делать?

Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя) .

А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры ) .

А что еще нужно для жизни и роста растениям ? Да, рыхлить.

А еще нужно мыть и брызгать листочки

Дети поливают, рыхлят и протирают листочки.

Хотите, чтобы у нас в группе был настоящий ботанический сад? В нашем уголке нет вот такого цветка. Это бальзамин. В народе его называют "Огонек", "Ванька мокрый"

Сажаем цветок в заранее подготовленную землю в горшке.

Итог занятия в форме беседы с детьми.

Воспитатель : О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т. д.