ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Центр природы в детском саду по фгос. Как использовать игрушки при оформлении уголка природы. Требования к отбору обитателей уголка природы

Консультация: «Центр природы в детском саду»

Цель: помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды

Центр природы – достаточно традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Цели создания живых уголков одинаковы, однако формы могут различаться. В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трёх вариантов: отдельное помещение, часть экологической комнаты и центры в группах.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:

- географический : желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

- экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений

Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить её. При подборе растений следует учитывать аспекты:

- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);

- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. Варианты оформления могут быть разными: альбом, тетрадь, папка с прозрачными файлами. Последний вариант наиболее удобен, т.к. позволяет при необходимости менять информацию, дополнять её.

При описании каждого растения, животного лучше следовать определённому плану, это облегчит сравнение материалов. В паспорте следует разместить:

    фотографию или рисунок,

    указать научное и бытовое название (например, бальзамин или Ванька мокрый), если есть интересная информация о происхождении названия (например, почему морскую свинку называют морской, хотя к морю она не имеет никого отношения);

    родину растения (животного) – континент, страну;

    условия, в которых оно живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

    экологические особенности – отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растение влаголюбивое или засухоустойчивое, животные влажных или засушливых мест обитания);

    особенности питания растений (требование к богатству почвы или нет), для животных -тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе);

    особенности образа жизни (дневной, ночной);

    связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе);

    если есть информация, можно внести в паспорт сведения об отношениях человека и описываемых живых объектов (как человек использует растения в природе и быту; подлежат ли растения, животные охране и почему).

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, экологические особенности растений показываются при помощи знаков – символов. Другой вариант: каждая характеристика животного обозначается квадратиком, а растения – кружочком, которые размещаются в верхней части страницы. Например, влаголюбивое растение – синий кружок, засухоустойчивые – оранжевый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений и животных в вашей группе. Такие значки значительно облегчат вашу работу, помогут правильно ухаживать за растениями.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые растения, что является результатом полного соответствия их потребностей и условия обитания. На наш взгляд в группе должно быть целесообразное количество растений (8-10): все или большая их часть (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, композициях, торшерах), подписаны научными названиями. Можно завести 2-3 растения одного вида, различающихся по окраске цветка или по величине. Например, бегонию высокую и низкую.

Общеобразовательные программы ДО рекомендуют во второй младшей группе иметь 2-3 невысоких цветка. На подоконник нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% см. высоты от подоконника. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения, а это особенно вредно для маленьких детей, да и в поле внимания ребёнок может держать ограниченное количество объектов.

Педагог привлекает детей к совместному труду по уходу за растениями в виде поручений: расстелить на столе клеёнку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведёрко с почвой, поддержать цветок, полить после пересадки. Все растения должны быть пересажены вместе с детьми.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 новых растения, которые отличаются величиной листьев (кливия), строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это даёт возможность сравнивать. Работа в данной группе построена таким образом, что сначала мы создаём общее положительное отношение у детей к объектам природного уголка (дежурство - уход за растениями, кормление животных совместно с педагогом), а затем сведения о них.

В старшей группе вновь добавляются растения. В течение года воспитатель учит сравнивать детей с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними. Работа с детьми в природном уголке дополняется разделом по познавательному развитию, темой блока «Царство растений», «Царство животных» (где обговаривается классификация комнатных цветов, начинается работа с тех, которые есть в вашей группе, и постепенно дополняется этот список; а также говорится о диких, декоративных животных: аквариумные рыбы, хомячки, попугайчики, которые живут дома, за ними ухаживает человек).

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения. Акцент в данном возрасте делается на то, что у каждого ребёнка есть свой любимый цветок, как и воспитателя и ребёнок «несёт за него ответственность», т.е. ухаживает (поливает, опрыскивает), наблюдает за тем как он себя «чувствует» и своевременно говорит об этом воспитателю. Занимаются пересадкой, выращиванием цветов и овощей, отмечая результаты наблюдений, высаживают рассаду весной на участки детского сада. Педагог организует тематические выставки: «Мой любимый цветок», «Редкие растения», «Моё любимое животное». Поддерживает познавательный интерес детей за счёт легенд, познавательных историй о цветах, животных.

При переезде в новое помещение специалисты рекомендуют цветы оставлять на своих местах, т.к. многие из них плохо реагируют на переезд.

К выше сказанному следует добавить требования , которые необходимо соблюдать при организации природных уголков:

    растения и животные должны быть безопасными для детей и взрослых, недопустимы ядовитые и колючие растения;

    подбирать неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

    предпочтение отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены;

    уход за растениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (СанПин, 2003г., п.2.4. 12);

    обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    подбор растений и животных должен быть осуществлён с учётом возрастных особенностей детей;

    придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, красиво вписывающихся в интерьер помещения.

Оборудование

В природном уголке необходимо выделить полочки для хранения корма и ухода за растениями и животными (клеёнчатые фартуки, полотенца, клеёнка для стола, лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители земли). Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии (открытки), календарь природы. На стене размещается географическая карта с обозначением мест происхождения обитателей уголка.

В природном уголке может находиться теплица (ящики для посадки лука, овса, рассады), которая служит, прежде всего, местом выращивания для многих обитателей природного уголка (овёс для попугаев, салат для черепах), наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Уже становится традиционным экспериментальный уголок в детских садах. В нашем детском саду педагоги из-за нехватки помещения в групповых комнатах экспериментальный уголок объединяют с природным. В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы занятий. Так, во время занятий на темы «Песок, глина, камни» ребёнку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Основное оборудование:

    приборы - помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Выставочный уголок.

В уголке природы периодически можно размещать детские рисунки и поделки на тему о природе, фотографии детей и родителей во время общения с природой, с обитателями живого уголка.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой (автора программы по экологическому воспитанию), расположить природный уголок можно в помещении группы, не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; если позволяет пространство, то можно организовать в приемной групповой или в туалетной комнате. В уголке природы воспитатель организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных (труд в природе), познавательно-ознакомительная работа и общение с природой.

Используемая литература:

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

    Николаева С.Н. Юный эколог

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 5 – 2004г.)

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 1 – 2007г.)

Татьяна Галашова
Центр природы в ДОУ

Консультация для воспитателей

Центр природы в группе

Подготовила старший воспитатель

Галашова Татьяна Васильевна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе .

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы , который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Значение центра природы :

Общение с природой положительно влияет на ребенка.

Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

Развитие познавательных процессов.

Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить . Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы : восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы .

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Задачи центра природы :

Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы ; знакомить с видами растений.

Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть :

Неразрывную связь живого организма с внешней средой,

Многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

Специфику живого организма, его отличие от предметов,

Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям :

Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.) .

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.) .

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы .

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения :

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами : луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала .

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала .

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки) . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Оксана Мизёва
Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)

Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и средней группах).

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Цель центра «Науки» - экологическое воспитание и развитие исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет, как основы интеллектуально-личностного развития детей.

Задачи:

развивающие:

Развивать способность видеть многообразие природного мира в системе взаимосвязей

и взаимозависимостей;

Развивать собственно-познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных

Развивать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

Развивать художественные способности, эстетические чувства (умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы);

образовательные:

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Расширять перспективы поисково – познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

воспитательные:

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность:

поэтому необходимо создать условия для:

Совместной деятельности детей и взрослого;

Проявления самостоятельной познавательной активности детей;

Восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы;

Развития креативности и воображения детей;

Участия родителей в жизни группы;

Атмосферу эмоционального комфорта;

Уголок природы (2-я младшая группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия двух, трёх растений, называть их части: цветок, лист;

Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая их характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску);

Находить в группе растений одинаковые. знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья;

Формировать интерес и бережное отношение к растениям, и желание помогать взрослому в уходе за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и даёт им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (например - полить цветок из лейки);

Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним, необходимо их правильно учить держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно;

Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия;

Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно полить растения.

Наполнение уголка природы

1. Комнатные растения по два, три экземпляра (аспидистра, фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, рейнекия, драцена).

2. Предметы ухода за растениями:

Противень из оцинкованного железа для установки растений во время мытья – 1шт;

Кружка для наливания воды из ведра в лейку – 1шт;

Лейки – 3-4 шт. ;

Пульверизатор – 3шт;

Щётка для мытья горшков – 1шт. ;

Заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшках (для воспитателя;

Глиняные горшки разных размеров для пересадки и размножения растений 5 – 10 шт;

Запас земли для пересадки растений;

Поддонники пластмассовые.

3. Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, капуста, яблоко).

4. Осенние листья (по сезону).

5. Срезанные ветки деревьев в воде.

6. Календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе.

7. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.

8. Календарь наблюдений за птицами.

9. Наборы картин и открыток: домашние животные и птицы; перелётные птицы; дикие животные;времена года.

10. Книги с картинками, на которых изображены животные.

11. Картотека игр по экологии.

12. Природный и бросовый материал.

19. Оборудование для экспериментирования.

20. Инвентарь для трудовой деятельности:

Фартуки (на подгруппу);

Тряпочки (на подгруппу);

Верёвка – 1шт;

Прищепки – 10-15шт.

21. Выносной материал для трудовой деятельности на прогулке:

Лейки – 2-4шт. ;

Метёлки – 5шт;

Грабли – 10-15шт;

Корзина с ручками для листвы – 1шт;

Совки и ведёрки для мусора– 10-15шт;

Лопаты для уборки снега – 10-15шт;

Санки для перевозки снега – 5шт. ;

Кормушка – 2-5шт. ;

Щётки для сметания снега – 3-5шт;

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности (2 младшая группа):

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(стаканчики, пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

2. Воронки разного материала, объёма.

3. Резиновые груши разного объёма.

4. Губки или паралон.

5. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

6. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки от мороженного.

7. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

8. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет. контейнер для яиц, половинки мыльниц.

9. Пакеты, воздушные шары.

10. Колокольчики, звучащие игрушки, коробочки со «звуками» (с различным напол –

11. Макет тела человека.

12. Зеркало.

13.Ёмкости для посадки семян.

14. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

15. Бросовый материал (ткань, бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха, пробки, деревянные бруски разных размеров и формы, разные коробки).

16. Контейнеры (тазы) с водой и песком.

17. Свеча в подсвечнике.

18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, кисти, клей.

19. Краска, кисточки, палитры.

20. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

21. Тальк, детский крем.

22. Фонарики, лампа настольная.

Уголок природы (средняя группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия четырех, пять растений, называть их части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая их характерные признаки листьев (овальные, круглые и т. д.); знать ещё одну растительную группу - куст;

Продолжать формировать у детей умение отмечать сходство и различие в форме,величине, окраске листьев и цветов;

Закреплять знания, полученные ранее о животных, подробнее рассматривать внешний

вид, отмечая существенные признаки;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5

видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);

Необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;

Дежурство в уголке природы:со второй половины года.

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

(средняя группа).

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей

нер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-

ным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,

разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазелин.

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:


Требования к уголкам природы в детском саду

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010).

Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011.

Общие требования к уголкам природы

Эти требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.

    Хорошей идеей может быть установить возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь

  • Одно из ключевых требований - безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада

Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:

  • типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус - высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка - с заметным опушением листьев и т. п.);
  • внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
  • начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
  • неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.

Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.

У большинства детей общение с животными вызывает интерес, но из-за санитарных требований звери в современных детских садах - редкость

Природный уголок для малышей раннего возраста

Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  • формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях;
  • также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.

Календарь природы для самых маленьких представляет четыре времени года

Что должно быть в уголке:

  • 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;
  • кукла в сезонной одежде и обуви;
  • макеты овощей и фруктов;
  • природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  • инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Фотогалерея: растения для уголка природы в первой младшей группе

Во время цветения фуксию надо поливать умеренно На дно горшка вечноцветущей бегонии нужно положить слой гальки, чтобы задерживалась вода Цветущей примуле дважды в неделю нужна подкормка
Бальзамин болеет, если температура в помещении выше 22 °C или ниже 10–15 °C Китайский розан любит почву, богатую гумусом Камелия ненавидит сквозняки

Особенности уголка природы во второй младшей группе

Знания детей о природе в этом возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие), формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).

Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.

В уголке природы для второй младшей группы должны присутствовать муляжи овощей и фруктов, фигурки диких и домашних животных

Уголок природы для этого возраста содержит:

  • Новые растения - колеус, аралия, фикус. Общее количество растений достигает 4–5. Крупные листья фикуса или аралии подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений.
  • Календарь природы. Он приобретает более сложный вид: кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику.
  • Расширяется диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок - в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Для свободного рассматривания детям предлагают наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
  • Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой, где будет размещена песочная мельница, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, лопатки, грабельки, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки (обычные резиновые и заводные движущиеся).

В результате целенаправленной и систематической работы к концу года дети четвёртого года жизни будут узнавать и называть два-три комнатных растения, уверенно находить части растений, ориентироваться в представителях животного мира своей местности, называть основные условия, необходимые им для жизни. У ребятишек появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения и животные живые, их нужно беречь и охранять.

Фотогалерея: растения для уголка природы во второй младшей группе

Колеус легко вырастить из семян Листочки фикуса необходимо периодически протирать мягкой тряпочкой
Аралия любит полутень

Природоведческая зона в средней группе

Средняя группа - это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Ценность природоведческой зоны заключается в том числе в расширении представлений детей об окружающем мире

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

К окончанию средней группы дети:

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Чтобы удовлетворить возросшие потребности в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе значительно обогащают и расширяют.

Растения в уголке природы для средней группы

В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.

Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента, расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём. Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений, причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах (бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.

Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.

Календарь природы для средней группы

Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.

Важно добиться того, чтобы детям нравилось трудиться в живом уголке

Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.

Календарь наблюдений за погодой и живыми объектами в средней группе может быть рассчитан на неделю

Эти действия могут сопровождать пояснениями сперва воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных.

В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней - живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.

Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Дидактические игры природоведческого содержания становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о животных разных климатических зон и экологических систем, то же относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.

Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки животных - обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог, обезьяна) и Севера (белый медведь, морж).

Вызывают интерес у детей средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).

Видео: лэпбук по экологии

Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук - инновационное методическое пособие, оформленное в виде папки или книжки-раскладушки с множеством кармашков, конвертов, в которых находятся разнообразные материалы по единой тематике.

Оборудование для экспериментов в средней группе

Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Это:

  • растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
  • предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
  • увеличительные стёкла, магниты.

У детей вызывает интерес не только сам процесс экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь и скрепку, значит, они сделаны из металла).

В уголке природы для средней группы можно устроить исследовательскую мини-лабораторию

Как использовать игрушки при оформлении уголка природы

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.

В природном уголке может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж

Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.

Фотогалерея: образцы макетов климатических зон

В тропическом лесу обитают редкие экзотические животные Макет Севера знакомит детей с суровой природой Заполярья В оборудовании макета пруда использованы резиновые игрушки для ванны Макет уютного сельского дворика также заинтересует детей

Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.

Уголок природы для детей старшей и подготовительной групп

Дети шестого-седьмого года жизни - будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств: растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы.

Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме). Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства).

Желание старших дошкольников заботиться о живых объектах следует поддерживать и поощрять

На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.

Уголок дежурств в старшей группе

Вводятся дежурства - соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным, какими изображениями украсить. Подробнее о дежурствах смотрите ниже.

Красочный уголок дежурств заинтересует и привлечёт детей к труду

Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе

Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц.

Это могут быть:

  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • цикламен;
  • примула;
  • кливия.

Поскольку все они имеют различные потребности в освещении и поливе, воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, такие как традесканция и фиалка, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе одновременно могут находиться до 10 растений, в подготовительной - до 12. Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень), описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.

Знания о жизни растений вместе с возможностью заботиться - обогащают и ум, и душу ребёнка

Сделать их просто: распечатать печальный и весёлый смайлики, покрыть непромокаемым прозрачным материалом (скотчем) и прикрепить к небольшой палочке. Заметив, что растение нуждается в поливе (или же в рыхлении, протирании листьев от пыли), воспитатель устанавливает карточку - печальный смайлик.

Внимание детей к нему может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью к сказочному герою, обитающему в уголке природы, взяв игрушку на руки и сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?» Ориентируясь на сигнальную карту, дети быстро находят, кому нужна помощь, устанавливают, что именно нужно сделать и устраняют причину «плохого настроения» зелёного друга. Позже, когда внимание ребят будет отвлечено другим видом деятельности, педагог устанавливает на это растение весёлый смайлик, хвалит и благодарит маленьких защитников растений от имени сказочного персонажа.

Календари и дневники наблюдений

Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:

  • сезонные дневники наблюдений за природой;
  • календари наблюдений за птицами, ростом растений;
  • индивидуальные календари.

Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.

Календарь природы в старшей группе включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живые объекты наблюдений

Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.

Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.

Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца: «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.

Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).

Дневники наблюдений учат детей внимательнее относиться к окружающему миру, тем самым развивая в них любознательность

Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.

Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.

Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:

  • явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
  • пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
  • увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
  • фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
  • картины открытого космоса.

Наглядные пособия - необходимое дополнение для уголка природы

Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта по-новому - и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы - друзья природы» - конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.

Дидактические игры в уголке природы для старшей группы

Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности, как, например, игра «Экологическое солнышко». Изготавливается большое изображение солнца с шестью лучами, в центре которого и на кончиках лучей расположены кармашки. В них вставляются специально подобранные картинки. Дети должны пояснить, как зависит объект, изображённый в центре, от тех, что находятся на лучах: «Дождь поит яблоню водой. Земля даёт яблоне питательные вещества. Птицы спасают её от гусениц. Человек собирает с неё яблоки и т. д.»

Приветствуется, когда уголок природы оснащён также дидактическими играми и пособиями

Обрудование для экспериментирования и опытов

Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.

Литература для уголка природы в старшей группе

Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.

Старших дошкольников привлекает познавательная литература

Оригинальное название для уголка природы

Традиционно сложилось, что природные зоны в детских садах называют просто «Уголок природы». Но название можно разнообразить, проявив немного фантазии и выдумки.

Для младших групп подойдут простые названия:

  • «Природа и малыши»;
  • «Мы и природа»;
  • «Окошко в природу».

Старшим дошкольникам придутся по вкусу более романтичные, сказочные названия:

  • «Клуб защитников (друзей) природы»;
  • «Зелёная планета»;
  • «Королевство тайн природы»;
  • «Волшебный мир природы».

Вместо названия над уголком можно разместить стихотворный девиз, к примеру: «Мы природу изучаем, любим и оберегаем», «В группе «Гномик» («Зайчик», «Рыбка») малыши природу любят от души». Это сделает природоведческую зону группы более оригинальной и непохожей на уголки других групп.

Труд и дежурство

Привлекать воспитанников к труду в уголке природы нужно с самого раннего возраста.

Воспитание трудовых навыков в младших группах детского сада

В первой младшей группе дети могут вместе с воспитателем поливать растения, обтирать под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Также малышам можно доверить посадку в грунт с готовыми бороздками или лунками луковиц и крупных семян (фасоль). Это кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекают всех детей группы. Конечно, после каждого выполненного действия малышей хвалят и сообщают ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!»

Прорастить лук - один из очень простых и наглядных для малышей опытов

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами и коллективный (всей группой детей), но из-за ограниченности места в уголке обычно выбирают первый вариант. Работая подгруппой по 4–6 человек, дети ещё не согласовывают свои действия, а просто трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. Поскольку произвольная память и внимание у малышей в этом возрасте развиты слабо, им следует объяснять порядок выполнения работы поэтапно, сопровождая показом, и после каждого действия продолжать показ и пояснения. В этом возрасте положительная оценка и поощрение также необходимы.

Дети пятого года жизни также трудятся в подгруппах, но им доступно выполнение разных операций (одна подгруппа поливает цветы, другая обтирает листья). В этом возрасте могут выполнять такие действия:

  • поливать растения уже отмеренной порцией воды;
  • протирать листья тряпочкой или кисточкой в зависимости от их формы и опушения;
  • опрыскивать;
  • обливать из лейки с мелкими ячейками;
  • рыхлить землю в горшках.

Следует учить малышей аккуратно и бережно относиться к комнатным растениям

При устройстве огорода на окне дети сеют горох, огурцы, сажают лук. Действия их более скоординированы и осмыслены. Однако оставлять малышей без контроля нельзя: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. Кроме ухода за растениями, детей можно привлекать к труду по обустройству уголка природы: предложить разложить камни или ракушки по ёмкостям, красиво расставить оборудование для игр с песком и водой, разложить папки с картинками и т. д. Таким образом, дети приучатся подмечать непорядок и устранять его.

Младшие дошкольники с удовольствием помогут воспитателю полить растения

Объясняя порядок выполнения работы детям этого возраста, воспитатель даёт сначала полную инструкцию, потом повторяет, разделив на важные завершённые этапы (сделать бороздки, пролить водой, разложить семена, засыпать землёй). Когда дети трудятся, им лишь напоминают отдельные эпизоды, а не весь процесс целиком.

Поскольку дошкольникам средней группы свойственно более критичное отношение к собственным действиям и умение контролировать свои эмоции, оценку их действиям дают с учётом реальных результатов, а не только положительную. Но это всегда делается в доброжелательной форме совета, а не указания или порицания. На пятом году жизни у детей появляется чувство ответственности, понимание важности своего труда для сохранения жизни живого существа. В этом возрасте начинают уход и за животными, для чего детей водят в экологическую комнату или вносят животное в клетке в группу.

Труд в уголке природы в старшем дошкольном возрасте

Процесс труда в природе значительно усложняется. У воспитанников формируется умение самостоятельно ставить перед собой трудовую задачу, видеть способы её достижения, будущий результат, отбирать необходимые инструменты и материалы.

Старшим детям можно доверить уже более сложные операции с растениями

Основным приёмом новому виду труда становится объяснение, а к показу воспитатель прибегает лишь при ознакомлении с наиболее трудными операциями, например, при перевалке растений в больший горшок. Воспитанники могут самостоятельно выполнять большинство действий, доводя их до завершения (вырастить цветы в подарок маме в отдельных стаканчиках, ухаживать за любимым растением, пока оно не зацветёт).

Детям под силу выполнение гораздо большего количества действий, причём они сложнее, требуют внимания и организованности. Кроме полива, рыхления почвы, мытья и протирания листьев дети выполняют такие виды работ по уходу за растениями:

  • перевалку и пересадку;
  • обрезку;
  • подкормку;
  • размножение растений луковицами, черенками, корневищами и отпрысками. Разумеется, эти сложные операции им помогает выполнять воспитатель.

Для подкормки выбирают экологически чистые народные средства: настой яичной скорлупы, банановой кожуры. Если возникает необходимость пролечить растение от болезней или провести борьбу с вредителями химическими средствами, эти работы выполняет педагог в отсутствие детей.

Для старших дошкольников характерен труд коллективный или в подгруппах с разделением обязанностей. Они могут работать совместно, договориться, кто за что отвечает, что выполняет, какими предметами пользуется.

Старшие дошкольники могут разделить между собой обязанности

Начиная со старшей группы вводится дежурство в уголке природы. Оно организуется в парах или подгруппами по 4 человека и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.

Дежурные по уголку природы не только ухаживают за цветами, но и поддерживают общий порядок в этой зоне

Дежурные должны уметь договариваться между собой, дружно выполнять работу, не ссориться. Поэтому при подборе пар для дежурств педагогу следует учитывать не только уровень подготовленности ребят и развитие трудовых навыков, но и личные привязанности и отношения между детьми в группе. Воспитатель может помочь советом, напоминанием, наводящими вопросами. По окончании дежурства дежурные делятся своими впечатлениями: что им понравилось выполнять, что было трудно и т. д. Остальные дети дают оценку труду дежурных, его результатам.

Анализ оформления и работы

При анализе организации и оформления уголка природы учитывают такие критерии:

  • доступность для детей;
  • безопасность;
  • соответствие материалов, объектов, оборудования санитарным нормам, требованиям программы и возрасту детей;
  • разнообразие и функциональность материала (могут ли дети пользоваться им самостоятельно, применять в играх);
  • наличие календарей наблюдений, систематичность их ведения;
  • наличие материала для экспериментирования, поделок, творческих игр;
  • эстетическое оформление;
  • наличие сезонных, временных объектов (к примеру, букетов осенних листьев, зимних посадок лука, веток сирени, берёзы, вишни для выгонки листьев и цветов зимой).

Анализ особенно важен для молодых педагогов, которые стремятся повысить своё мастерство и берут пример с более опытных коллег.

Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Номинация «Педагогическая среда»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Как педагог-эколог ставлю перед собой цель - развитие экологической воспитанности дошкольников.

В экологическом образовании и воспитании программа нашего дошкольного учреждения ставит следующие задачи: освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе.

Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Началом работы по экологическому образованию дош-кольников, по моему мнению, является правильная орга-низация единого экологического пространства. Центром экологического образования в нашем детском саду является эколого-познавательный центр.

В эколого-познавательном центре созданы условия для экологического образования детей: есть аквариум с рыбками, бассейн - «модель пруда» для изучения и игр с водой, собрано более 40 видов растений. Это одно из самых любимых мест детей и взрослых.

Также в нём собран разнообразный методический материал, пособия, природоведческая литература, разнообразные технические средства обучения. Здесь располагаются: учебная зона «Корабль знаний», экологическая лаборатория «Эврика», мини-музей «Удивительное рядом», игровой центр «Игротека старичка Лесовичка», материал для детского творчества «Кладовая для умелых ручек», планетарий «Большая Медведица», собрание детских работ «Копилка впечатлений», центр исследований «Наши проекты», библиотека «Зеленые странички».

Дети с удовольствием приносят сюда подарки: коллекции предметов природы, поделки, рисунки. В эколого-познавательном холле есть очень интересный центр «По Вологодской области», где можно найти «Красную книгу Вологодской области», карту чудес земли Вологодской, рассмотреть фотографии растений и животных своей местности. В исследовательском центре можно заглянуть в микроскоп, отправиться в путешествие по карте мире, изучить модель нашей планеты.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды.

В каждом уголке природы более 10 видов игр экологического содержания, соответствующих возрасту детей, оборудование для детских исследований, календари наблюдений, материал для творчества, коллекции, оборудование для трудовой деятельности, результаты творчества детей.

В нашем дошкольном учреждении организована ра-бота педагогов с детьми на экологических тропах в здании детского сада и на его территории, создан уголок нетронутой природы «Уголок леса Вологодской области». При озеленении территории и помещений стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.

Много-образие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. Кроме того, на участ-ках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрос-лых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Все это способ-ствует развитию наблюдательности, любознательности, фан-тазии, бережного отношения к природе.

На территории ДОУ высажены более 40 видов многолетних и видов однолетних декоративных растений, 10 видов деревьев, 15 видов кустарников. Декоративные растения подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение с мая по сентябрь.

Животный мир представлен животными разных классов: улитки 3-х видов, рыбки 4 видов; временными обитателями - кроликами, хомяками, дождевыми червями. На территории ДОУ встречаются птицы 10 видов, насекомые: бабочки 5 видов, муравьи, жуки 10 видов, пауки 3-х видов.

В помещении ДОУ выращиваются более 80 видов растений, расположенных в зимнем саду (зоне релаксации), в уголках природы на группах, в комнате развивающих игр и компьютерно-игровом центре, на лестничных пролётах и ступеньках, в эколого-познавательном центре.

Созданная для становления личности ребенка - дошкольника в ДОУ эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.