ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мандрагора лекарственная. Использование мандрагоры лекарственной в хозяйстве. Рецепты и применение в современном мире

Это малень­кое невзрачное растение окута­но мифами как ни одно другое. С древних вре­мен ему припи­сывали всевоз­можные свойс­тва - как бла­готворные, так и очень опасные. Уже в Ветхом Завете плоды мандрагоры упоминаются в качестве афродизиака и чудесного средства от бесплодия. В античнос­ти и в средние века на Востоке и в Европе ее активно использовали в медицине - как снотворное и обез­боливающее при операциях.

Мандрагору упоминали в своих трудах Диоскорид, Плинии (старший и млад­ший), Гален, Авиценна. В России даже в XVII веке это «сонное зелье» использовали в военно-полевой хи­рургии.

Этимология ботаничес­кого названия довольно туманна. Наиболее прав­доподобным считается ва­риант ее происхождения от санскритских слов «мандрос» - сон и «агора» - предмет, субстанция, что в сочетании интерпрети­руется как «бог сна».

Самое широкое при­менение мандрагора на­ходила в черной и белой магии - колдуны готови­ли из корней мази, втира­ние которых в подмышки вызывало галлюцинации и иллюзию полета, исполь­зовали их в качестве аму­летов для приворота и т.п. Ее знали под разными на­званиями - гомункулюс, антропоморфон, любовное яблоко, дьявольское ябло­ко, адамово яблоко.

По легенде, карфаген­ский полководец Ганни­бал во время 2-й Пунической воины однажды сде­лал вид, что покидает ла­герь. Вступившие туда вра­ги напились оставленного в сосудах вина, не обратив внимания на замоченные в нем корни. Ганнибалу оста­валось лишь вернуться в лагерь и прикончить обез­движенных варваров (что, как известно, не спасло его впоследствии от пора­жения).

Жанну д’Арк, по слухам, обвиняли в том, что она носила под латами корень мандрагоры, дававший ей власть над англичанами.

Все эти легенды и суе­верия обязаны своим появ­лением, с одной стороны, отдаленному сходству под­земной части мандрагоры с телом человека, с другой стороны - ее галлюци­ногенным свойствам. Все части растения ядовиты.

Род Mandragora из семейства пасленовых (So-lanaceae) включает все­го пять или шесть видов, распространенных в Юж­ной Европе, Средней Азии и Китае (Гималаи). Все они - травянистые расте­ния с сильно укороченны­ми подземными стеблями (каудексами). В мясистом главном корне накаплива­ются питательные вещес­тва. Ниже он обычно раз­дваивается, что и придает растению сходство с туло­вищем и ногами человека. В глубину корни некоторых видов уходят на 2 м.

Листья мандрагоры собраны в ро­зетку, их пластинки сильно гофрированы. У разных ви­дов они достигают в длину от 30 до 80 см.

В Европе встречаются два некрупных вида манд­рагоры - М. autumnalis (М. осенняя) в Восточном Сре­диземноморье, и М. offici-narum (М. лекарственная) в Северной Италии, Югос­лавии и Египте. В Туркмении растет мандрагора туркменс­кая (М. turcomanica). Это редкий исчезающий вид в СССР еще не так давно (1940-1960-е годы) даже пытались ввести в культуру -как перспективное пище­вое и лекарственное рас­тение».

Интересно, что по своему сезонному ритму она совершенно отличает­ся от других туркменских растений, но очень близка к средиземноморским (летом находится в состоянии покоя, а вегетирует с осени до весны).

Давно прошли време­на, когда корни мандраго­ры ценились на вес золота. В традиционной медицине ее больше не используют, только в гомеопатии. За­то некоторые иностран­ные питомники предлага­ют недорогой посадочный материал. Они стараются не упустить возможность, возникшую, благодаря бе­шено раздутой популяр­ности книг о Гарри Поттере.

Самая зимостойкая из всех, очевидно, мандра­гора лекарственная. По американской классифи­кации, она может расти в 5 зоне. В Подмосковье хо­рошо перенесла две про­шлых зимы.

Листья внешне напо­минают табачные или све­кольные, единственная их странная особенность - широко раскрытые днем розетки на ночь встают и закрываются, пряча лило-вато-зеленоватые цветки. Растению требуется глубо­ко обработанная водопро­ницаемая почва, открытое или слегка притененное в полдень место. В середине лета вся надземная часть отмирает. Относительно завязывания плодов в Под­московье сведения отсутс­твуют.

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека. В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях. Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.

По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.

Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой. Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.

Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).

Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.

В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору, первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. До сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.

Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.

В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.

Это одно из старейших лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фитотерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ёё «человекоподобной».

В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.

Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.

Сок (слезу) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды найден гликоалкалоид соланин.

В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.

В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.

Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».

Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло : нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.

Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.

Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.

Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.

Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.

Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.

Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.

Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.

Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.

Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.

Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.

Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.

В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).

Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое заметил еще Гиппократ сообщает народный лекарь. Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ заметил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец глубочайший сон, сопровождающийся полным отсутствием чувствительности. Гомер в своих заметках описывал лечение мандрагорой эпилептиков.

Средневековые врачи использовали мандрагору в микстурах, сиропах и других препаратах против бессонницы и болей различного происхождения. Для того чтобы ускорить засыпание, достаточно было всего лишь подержать в руке перед сном яблоко мандрагоры. Кожуру, корень мандрагоры и сок, настоянные на коньяке, принимали больные в качестве анестезирующего перед операцией.

Мандрагору приравнивали в древности к "духу мертвых". Многие тысячелетия, вплоть до недавнего времени, мандрагора считалась растением священным.

Происхождении мандрагоры и о ее свойства овеяны ореолом многочисленных легенд. Древние немцы и арабы верили в мандрагор - демонических духов, которые напоминают маленьких безбородых человечков, избравших обителью эти растения. В Древней Греции мандрагора называлась растением Цирцеи - легендарной верховной богини ведьм, готовившей из корня сок и чтобы превратить воинов Одиссея в свиней. Ходят слухи, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни мандрагоры под виселицами, где встретили свою смерть не раскаявшиеся преступники.

По христианскому учению, ведьмы омывают корни в вине, после чего заворачивают их в бархат и шелк, а после кормят священными просфорами, украденными из церкви во время святого причастия. Мандрагора обладает и удивительным свойством усиливать любовное влечение и плодовитость, и потому известна под другим своим названием - любовное яблоко. В Книге Бытия рассказано, как бесплодная Рахиль, жена Иакова, ела корни мандрагоры после чего и зачала Иосифа. Мандрагора, как считается должна употребляться женщинами для рождения как можно большего количества сыновей, а арабы носят корни мандрагоры как амулет, для усиления своей мужеской силы.

Целители пользуются мандрагорой в качестве снотворного и обезболивающего средства, и как наркотик при операциях. В действительности, такое действие наука объясняет наличием в огромном количестве в корне мандрагоры очень ядовитого алкалоида гиосциамин, который содержат и в другие растения из семейства пасленовых: белладонна, дурман, белена, скополия. Присутствует в составе мандрагоры и другой набор алкалоидов – мандрагорин, скополамин. Надо сказать, что мандрагора - достаточно редкое растени

Русские названия: Адамова голова, Мужской корень, Сонное зелье, Пупочник, Шишкарник, Пустосел, Кукушкины сапожки, Трава-покрик.

В Руси лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.

Настойка : измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).

О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно c корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Мандрагора (Mandragora)
Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli) 1459-1527
Комедия (1518, опубл. 1524). Итальянская литература.

Е. Д. Мурашкинцева

(короткое содержание)

Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентинец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью своей затмевает всех дам. Желая проверить это, Каллимако отправился во Флоренцию и обнаружил, что земляк ничуть не покривил душой - Лукреция оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Но теперь Каллимако испытывает неслыханные муки: влюбившись до безумия, он обречен томиться неутоленной страстью, поскольку совратить добродетельную Лукрецию невозможно. Остается только одна надежда: за дело взялся хитрец Лигурио - тот самый, что всегда является к обеду и постоянно клянчит деньги.

Лигурио жаждет угодить Каллимако. Поговорив с мужем Лукреции, он убеждается в двух вещах: во-первых, мессер Нича необыкновенно глуп, во-вторых, очень хочет иметь детишек, которых Бог все никак не дает. Нича уже советовался со многими докторами - все в один голос рекомендуют съездить с женой на воды, что совсем не по душе домоседу Нича. Сама же Лукреция дала обет отстоять сорок ранних обеден, но выдержала только двадцать - какой-то жирный священник стал приставать к ней, и с тех пор у нее сильно испортился характер. Лигурио обещает познакомить Нича со знаменитейшим врачом, недавно прибывшим во Флоренцию из Парижа, - по протекции Лигурио тот, быть может, и согласится помочь.

Каллимако в роли доктора производит на мессера Нича неизгладимое впечатление: он великолепно изъясняется по-латыни и в отличие от прочих врачей демонстрирует профессиональный подход к делу: требует принести мочу женщины, дабы выяснить, в состоянии ли она иметь детей. К великой радости Нича, вердикт выносится благоприятный: его супруга непременно понесет, если выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, к которому прибегали французские короли и герцоги, но есть у него один недостаток - первая ночь смертельно опасна для мужчины. Лигурио предлагает выход: нужно схватить на улице какого-нибудь бродягу и подложить в постель к Лукреции - тогда вредное действие мандрагоры скажется на нем. Нича горестно вздыхает: нет, жена никогда не согласится, ведь эту набожную дуру пришлось уламывать даже для того, чтобы получить мочу. Однако Лигурио уверен в успехе: в этом святом деле просто обязаны помочь мать Лукреции Сострата и ее духовник фра Тимотео. Сострата с энтузиазмом уговаривает дочь - ради ребенка можно потерпеть, да и речь-то идет о сущем пустяке. Лукреция приходит в ужас: провести ночь с незнакомым мужчиной, которому придется заплатить за это жизнью, - как можно решиться на такое? В любом случае она не пойдет на это без согласия святого отца.

Тогда Нича и Лигурио отправляются к фра Тимотео. Для начала Лигурио запускает пробный шар: одна монашка, родственница мессера Кальфуччи, по случайности забеременела - нельзя ли дать бедняжке такого отвара, чтобы она выкинула? Фра Тимотео охотно соглашается помочь богатому человеку - по его словам, Господь одобряет все, что приносит пользу людям. Отлучившись на минутку, Лигурио возвращается с известием, что надобность в отваре отпала, ибо девица выкинула сама - однако есть возможность совершить другое доброе дело, осчастливив мессера Нича и его жену. Фра Тимотео быстро прикидывает, что сулит ему затея, благодаря которой можно ждать щедрой награды и от любовника, и от мужа - причем оба будут ему благодарны по гроб жизни. Остается только уговорить Лукрецию. И фра Тимотео без особого труда справляется со своей задачей. Лукреция добра и простодушна: монах уверяет ее, что бродяга, возможно, не умрет, но раз опасность такая существует, нужно поберечь мужа. А прелюбодеянием это «таинство» никак нельзя назвать, ибо совершится оно во благо семьи и по приказу супруга, которому должно повиноваться. Грешит не плоть, а воля - во имя продолжения рода дочери Лота некогда совокупились с собственным отцом, и никто их за это не осудил. Лукреция не слишком охотно соглашается с доводами духовника, а Сострата обещает зятю, что сама уложит дочь в постель.

На следующий день фра Тимотео, которому не терпится узнать, чем завершилось дело, узнает, что все счастливы. Нича с гордостью повествует о своей предусмотрительности: он самолично раздел и осмотрел уродливого бродягу, который оказался совершенно здоров и на удивление хорошо сложен. Убедившись, что жена и «заместитель» не отлынивают от своих обязанностей, он всю ночь беседовал с Состратой о будущем ребеночке - конечно, это будет мальчик. А оборванца пришлось чуть не пинками поднимать с постели; но, в общем-то, обреченного юношу отчасти даже жаль. Со своей стороны Каллимако рассказывает Лигурио, что Лукреция прекрасно поняла разницу между старым мужем и молодым любовником. Он ей во всем признался, и она увидела в этом Божье знамение - подобное могло произойти только по соизволению небес, поэтому начатое следует непременно продолжить. Беседу прерывает появление мессера Нича: он рассыпается в благодарностях великому доктору, а затем оба они вместе с Лукреций и Состратой отправляются к фра Тимотео - благодетелю семьи. Супруг «знакомит» свою половину с Каллимако и приказывает окружить этого человека всяческим вниманием как лучшего друга дома. Покорная воле мужа Лукреция заявляет, что Каллимако будет их кумом, ибо без его помощи она никогда бы не понесла ребенка. А довольный монах предлагает всей честной компании вознести молитву за удачное завершение доброго дела.

Мандрагора - реальное растение, не единожды упомянутое в легендах и мифах народов мира. Нашло отражение и в современных историях - это самое встречающееся растение в фэнтези-рассказах. Ему приписывают огромную чудодейственную силу и человеческое сознание. В статье рассматривается только эзотерическое значение.

В статье:

Мандрагора как растение

Мандрагора неизменно появлялась в историях про ведьм, колдунов, магов, всех тех, кто связан со сверхъестественными силами. Впервые упоминания об этом растении появились в античные времена у Геродота, Плиния-старшего и прочих ученых мужей.

Использовалась не верхняя часть мандрагоры, а корень, мистический и загадочный.

Это растение связывают с плодородным мужским началом и называют «мужским корнем» . А также «адамовой головой», «кукушкиными сапожками», «енотовыми ягодами», «цветком ведьмы» и т.д.. В каждом государстве по-своему. В немецком языке растение называют Alraune , раньше слово имело иное написание - Alruna . Современные эзотерики видят связь между этим названием и словом .

По легендам, мандрагора - это многолетняя трава с корнем, по очертаниям похожа на фигуру человека. Когда-то мандрагора захотела стать человеком, но не вышло - осталось растением, но похожим на людской род. У него крупные большие листья в метр высотой. Даёт крупные жёлтые или оранжевые плоды. Источает явственный неприятный, режущий глаза запах.

Происхождение и способы добычи корня

В средневековье бытовало мнение, что адамова голова произрастает под виселицами - вырастает из непроизвольно выделенной спермы повешенных мужчин. Под виселицами мандрагору искали чернокнижники, ведьмы и колдуны. Одна из , использовавших растение,– Цирцея – коварная и ревнивая волшебница из греческой мифологии. Интересовало оно не только магов. Мандрагора один из основных компонентов в алхимии.

Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была иного мнения о растении. Она уверена, что первый росток появился в Эдеме и сотворен Богом.

В Аравии верили в демоническое происхождение растения. Аравийские легенды гласят, что ночью оно светится, и называют растение свечой дьявола.

Еще одна легенда утверждает, что жила прекрасная женщина по имени Мандрагора . Ее прокляла злая ведьма и превратила в растение с многочисленными полезными и вредоносными свойствами.

В Египте не знали, откуда оно происходит, но считали, что с помощью пива из мандрагоры бог Ра спас человечество от уничтожения богиней Сехмет . Предполагается, что египтяне считали мандрагору комнатным растением.

Извлечением магического растения занимаются опытные колдуны. Обыватель, вытащивший его из земли, будет притягивать неприятности, вплоть до смерти. Чтобы не настигла гибель руками не извлекали. С этой целью к растению привязывали собаку, бросали мясо, она тянулась к еде и вырывала растение с корнем. В этот момент мандрагора издавала отвратительные звуки, похожие на человеческие крики, иногда сводившие людей с ума. Животное погибало. Эта методика приписывается Иосифу Флавию , еврейскому историку и военному.

Плиний описывал еще один способ извлечения мандрагоры из земли. Для осуществления вставали лицом к западу и трижды очерчивали мечом круг вокруг растения. Выкапывать корень следует глядя на запад.

Мандрагора в народной медицине

На зелья и снадобья идет корень, но при изготовлении дурманящих веществ применяют кору, плоды и листья. Мандрагору использовали как наркотик. Во времена Плиния это единственное обезболивающее, использовавшееся во время операций. Популярным вариантом обезболивающего мандрагора была и в Средние века, и во время правления Елизаветы l.

Отварами из мандрагоры лечат и болеющих эпилепсией. Благодаря мистическим свойствам мандрагора почитается как лучший природно-растительный оберег . Силы, которой обладает мандрагора, хватает, чтобы не нуждаться в дополнительных заклятиях, знаках, работа растения протекает сама собой. Корень разрешается носить с собой, это защитит от: сглаза; проклятия; порчи; наговора. Растение – мощный духовный щит из возможных.

Мандрагора - оберег для дома. В старину ее вешали над входной дверью, подобно . Это давало защиту от воров, врагов и нечистой силы. В место, где находится созданное Богом растение, не проникнет зло. Но приносит дому достаток и процветание. Бытовало поверье - если положить возле корня деньги, количество увеличится в два раза.

Для привлечения богатства и власти на фигурку человекоподобного корня надевали одежду. Сажали на видное место в доме и оставляли. По особым поводам переодевали во все новое, купали в вине и поили молоком с кровью. И в доме не переводились деньги, а беды обходили хозяев стороной.

Финансовые операции, незаконные, не раскрывался, если у участников имелся корень мандрагоры. Он оберегает от обмана во время сделок. Легенды утверждают, что с помощью мандрагоры находят клад. Но как использовать в кладоискательстве, не говорят.

Библейские предания наделяют адамов корень возбуждающими свойствами, силой от бесплодия. В Греции мандрагора – один из атрибутов Афродиты, богини любви и красоты. Царь Соломон описывал как материал для изготовления любовного благовония.

В Древнем Египте мандрагора была растением любви, посвященным Хатхор богине любви. Её дарили в период ухаживания. Для мужчин использовалось женское растение, а для женщин - наоборот. Белая мандрагора - мужская, черная - женская.

Ведьмы и колдуны применяли как эффективное волшебное средство, лишающее людей разума и красоты, а также как один из обязательных компонентов для приготовления полетной мази. После сбора корни отмывали в вине. Они хранились завернутыми в бархат или натуральный шелк. Корешки использовали и как куклу вуду – для наведения порч и приворотов.

В средние века обладание мандрагорой было одним из доказательств причастности к колдовству, как считали инквизиторы. Кара - . Поэтому растение и препараты из него хранились в потайных шкафах. Известен произошедший в 1630 году случай в Гамбурге. Трех женщин обвинили в колдовстве и приговорили к казни на костре за обладание корнями ведьминого цветка.

Свойства делали мандрагору желанной покупкой для многих людей. Способ добычи сложный, и стоило растение немало. Высокая цена стала причиной появления целой индустрии создания поддельных корней ведьминого цветка.

Мандрагора как живое существо

Многие легенды называют мандрагору полурастением-полусуществом . Выше говорилось, что при выкапывании из земли корень издает человеческий крик предсмертного ужаса. Внешне напоминает человеческое тело. Еще одна черта - разделение растения по полу – мужской или женской.

Пифагор именовал мандрагору человекоподобным растением . Другие источники также указывают на одушевленность адамова корня.

Кадр из фильма «Гарри Поттер»

Принадлежавшие к колдунам, врачам, алхимикам старинные травники имеют изображения легендарного растения. Корень авторы книг ушедших времен изображали с женскими или мужскими формами. На голове полурастения-получеловека вместо волос растет пучок листьев. Также адамов корень на картинках соседствуют с агонизирующими собаками. Связывается это с описанным способом добычи опасного растения, способного

Син.: адамова голова, ведьмин корень, сонное зелье, яблоко дьявола, трава-покрик.

Мандрагора лекарственная – ядовитое многолетнее растение семейства пасленовых, отличающееся необычным корнем, отдаленно напоминающим человеческую фигуру. В официальной медицине мандрагора не используется, однако, ученые не отрицают, что ее корни обладают анестезирующим, антиспазматическим, болеутоляющим, снотворным и успокоительным действием.

Растение ядовито!

Задать вопрос экспертам

Формула цветка

Формула цветка мандрагоры лекарственной: *Ч(5)Л(5)Т5П1.

В медицине

Мандрагора лекарственная в современной официальной медицине уже не применяется, но так было не всегда. Когда-то растение входило в состав противобронхитных и антиастматических препаратов, справлявшихся с различными расстройствами дыхания. Предполагалось, что алкалоиды растения способны понизить внутреннюю секрецию во всех органах, включая легкие, и тем самым уменьшить в них застой жидкости, снять бронхоспазмы. Антиспазматические и болеутоляющие свойства мандрагоры применялись в лечении болезней желудочно-кишечного тракта, использовали растение в качестве анестезирующего и снотворного средства. Капли на основе препаратов мандрагоры применялись в офтальмологии, чтобы вызвать паралич глазной мускулатуры. Это нужно для обследования или операции на органах зрения. Однако малейшая передозировка препаратов мандрагоры лекарственной могла вызвать наркотический бред, галлюцинации, остановку дыхания, кому и даже привести к смерти. Даже при благополучном исходе, последствиями передозировки мандрагорой лекарственной могут быть потеря памяти, нарушения когнитивных функций мозга. В современной официальной медицине на смену препаратам мандрагоры лекарственной пришли новые, не менее эффективные, но гораздо более безопасные препараты.

Противопоказания и побочные действия

Мандрагора лекарственная - ядовитое растение, строго противопоказанное несовершеннолетним, беременным и кормящим. Признаками отравления мандрагорой служат тошнота и спазматическая рвота, сухость во рту, расширенные зрачки, сонливость, приступы .

Классификация

Мандрагора лекарственная (лат. Mandragora officinalis) принадлежит к роду многолетних трав Мандрагора (лат. Mandragora) семейства Паслёновых (лат. Solanaceae). В роду насчитывается всего три вида растения. Оставшиеся два –это Мандрагора туркменская (лат. Mandragora turcomanica) и Мандрагора осенняя (лат. Mandragora autumnalis Spreng).

Ботаническое описание

У мандрагоры лекарственной крупные, короткочерешковые, цельные, кудреватые, овальные или ланцетные листья длиной до 80 сантиметров, собранные в густую прикорневую розетку. Цветки мандрагоры одиночные, до 5 сантиметров в диаметре, голубые, фиолетовые или зеленовато-белые. Состоят из пятираздельной крупной чашечки и пятилопастного колокольчатого венчика. В цветке пять тычинок и пестик с одногнездной завязью. Формула цветка мандрагоры лекарственной - *Ч(5)Л(5)Т5П1. Корень мандрагоры темно-коричневый снаружи и белый внутри, мясистый, достигает метра в длину. Корневище часто разветвляется надвое, выпуская два побочных корня и становясь похожим на человечка. Плод растения шаровидная, желтая ягода с нежным и сладким запахом, похожим на аромат яблок.

Распространение

Растения рода Мандрагора произрастают в Средней и Передней Азии, Средиземноморье и в Гималаях. Мандрагору лекарственную можно встретить по всему средиземноморскому побережью, в Южной и Центральной Европе.

Заготовка сырья

Раньше сбор мандрагоры был связан с различными ритуалами, часто вычурными и пугающими. Так, считалось, что корень мандрагоры способен издавать крики, лишающие травников разума и даже способные убивать. Об этих звуках великий Шекспир писал так:

« …глухие стоны

Похожие на стоны мандрагоры,

Когда ее с корнями вырывают, -

Тот звук ввергает смертного в безумье».

Поэтому, чтобы уберечься от неприятных последствий, мандрагору окапывали, предварительно начертив около растения холодным железом специальные магические знаки, затем к ней привязывали собаку, обязательно черную, плотно затыкали уши и подманивали животное лакомым куском. Собака, стремясь к лакомству, вытаскивала корень.

В современном мире заготовка мандрагоры конечно же обходится без мистических ритуалов. Для использования в лекарственных целях корневища выкапывают вручную. Сбор производят с конца августа по конец сентября, после цветения растения.

Химический состав

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной содержат тропановые алкалоиды - скополамин (0,04%) и гиосциамин (0,17-0,36%), а также антихолинергический алкалоид атропин и малоизученный алкалоид мандрагорин, содержащийся только в растениях этого рода. Также растение содержит миристиновую кислоту и фитостерины.

Фармакологические свойства

Мандрагора лекарственная богата тропановыми алкалоидами, такими как гиосциамин, атропин и скополамин. Эти алкалоиды хорошо изучены и имеют узкое терапевтическое применение. В малых дозах препараты на их основе часто оказываются неэффективными, а если увеличить дозу, то многократно возрастает риск нежелательных побочных эффектов. При правильной же дозировке алкалоиды, входящие в состав мандрагоры лекарственной способны понизить внутреннюю секрецию, желудочную и кишечную активность, снизить кислотность, снять спазм. Они угнетающе действуют на центральную нервную систему, оказывая снотворное и седативное действие.

Применение в народной медицине

Несмотря на то, что растение ядовито, мандрагора нашла применение в народной медицине. Свежевыжатый сок корня растения используется в качестве болеутоляющего при ревматизме и подагре. Натертый и смешанный с молоком и медом корень прикладывают к опухолям, отекам, уплотненным железам. Сушеные корни применяют в качестве антиспазматического и болеутоляющего средства при мышечных, невралгических и суставных болях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Спиртовую настойку мандрагоры прописывают при изматывающих болях в качестве болеутоляющего и снотворного средства. Ей же лечат заболевания, связанные с дисхромией кожи, а также морскую болезнь. Масло мандрагоры лекарственной, смешанную с жиром применяют наружно также от подагры и ревматизма. Некоторые считают, что мандрагора способна справиться с раковыми опухолями. Но какими бы у корня мандрагоры ни были лечебные свойства, стоит не забывать о побочных эффектах этого растения и употреблять его с особой осторожностью, строго следя за дозировкой.

Историческая справка

Лечебные свойства мандрагоры были известны человечеству с древнейших времен, одновременно с этим ширилась мистическая слава растения. Гомер описывал, как дымом от горящих корней мандрагоры окуривали эпилептиков. Древнегреческая волшебница Цирцея превратила спутников Одиссея в свиней, опоив их отваром мандрагоры. Мандрагора же была одним из растений, приписываемых богине любви, Афродите. Кусочки ее корней выступали в качестве любовного амулета. Гиппократ считал, что растение, если применять его в малых дозах, способно излечить депрессию, тоску и страх. «Отец ботаники» - Теофраст – описывал снотворное действие мандрагоры, при этом ученый не преминул упомянуть о том, что передозировка может привести к смертельному исходу. С античных времен растению приписывали свойства афродизиака, а также считали, что оно способно излечить от бесплодия. Авиценна рекомендовал давать «слезы» мандрагоры, растворенные в вине, перед полостными операциями. «Слезы» - то есть сок, выжатый из корней растения, вводил пациентов в бессознательное состояние, выступая одним из первых анестезирующих средств. Этим же соком великий врач предлагал лечить кровоподтеки и сводить веснушки.

В Средние века мандрагора получила славу «ведьминого корня». Адепты черной магии использовали ее настои, чтобы лишить людей рассудка, колдуньи подливали ее сок в напиток соперницам, дабы лишить их красоты. Выкопанная под виселицей мандрагора должна была сделать своего владельца неуязвимым для холодного оружия, помочь найти клад и предсказать будущее. Вырезанная из корня мандрагоры фигурка, альраун, при соблюдении определенных ритуалов, приносила несказанную удачу. Это растение считалось одним из обязательных атрибутов шабаша. При этом «ведьмин корень» рекомендовали использовать в лечебных целях и воцерковленные травники. Так, аббатиса Хильдегарда, основавшая в XII веке собственный монастырь, а после смерти причисленная к лику святых, предлагала класть корень мандрагоры в ручей, дабы ключевая вода смыла с растения «злость и противное». После этого ритуала мандрагора становилось пригодной для лечения различных болей. Описана мандрагора и в Библии. «Мандрагоровые яблоки», то есть плоды растения, помогли Лии и Рахиль зачать ребенка от Иакова. Травники предлагали лечить толченым корнем растения слоновую болезнь, больные суставы, карбункулы. Знахарки употребляли мандрагору в качестве абортивного средства. Шаманы использовали галлюциногенные свойства корней растения, чтобы отправиться в путешествие в другой мир.

Литература

1. «Энциклопедический словарь лекарственных, эфирномасличных и ядовитых растений» под редакцией Оголовец Г.С., Москва, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1951 - 223 с.

2. Мазнев Н.И. «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, изд-во «Мартин», 2004- 293-294 с.

3. Сизов А. «Тайные силы растений»,Санкт-Петербург, ИГ "Весь", 2011.- 326 с.

Легендарная мандрагора до такой степени овеяна мифами, песнями и сказаниями, что некоторые люди считают ее сугубо сказочным растением, не существующим в нашей обыденной реальности. В этом, по сути, ошибочном мнении присутствует и доля истины: та мистическая трава, вокруг которой до сих пор ходят самые невероятные слухи, на поверку оказываются самым обычным растением из семейства Пасленовых, а «сказочной травы» действительно не существует.

Алкалоиды, входящие в состав растения, способны вызывать галлюциногенные эффекты, чем и объясняются «магические» свойства, которые с древности приписываются корню культуры. В прежние времена растение широко использовалось в лекарственных целях, колдовстве и изготовлении амулетов, а сегодня рецепты из него можно найти лишь в арсенале гомеопатии и народной медицины.

Не удивительно, что наиболее впечатляющей частью описания является корень мандрагоры – на фото можно увидеть, насколько похож он на человеческую фигурку. Древние «специалисты» каким-то образом определяли половую принадлежность этих фигурок в зависимости от формы корня и плодов. Снаружи корень кажется коричневатым, но внутри он белый. Углубляясь в землю, корневая система данного растения может достигать длины более двух метров.

Выраженного стебля у культуры нет – ее листья аккуратно собраны в розетку, тоже внушительную, достигающую, а иногда и превышающую полтора метра в диаметре. Листья отличаются овальной формой и достаточно крупными размерами. Окрас цветка может быть сиреневым, бледно-зеленым, голубоватым – в зависимости от вида.

Плоды растения, так называемые мандрагоровые яблоки – круглые и оранжевые, источают сладкий аромат. В древности считалось, что такое яблоко возбуждающе действует на человека и вызывает эротические сны (может быть поэтому сновидения с участием мандрагоры сонники до сих пор толкуют ничем иным, как предстоящими любовными приключениями).

Виды мандрагоры

На данный момент ученые подразделяют мандрагору на следующие виды:

  1. Atropa – обычная;
  2. officinarum L – лекарственный вид;
  3. vernalis – весенний вид;
  4. autumnalis Spreng – осенняя культура;
  5. turcomanica – наиболее редкий вид – мандрагора туркменская.

Растет мандрагора в районе Гималаев, а также в Азии и в Средиземноморском регионе. На западной Украине, на Кавказе и в Черноморском регионе можно встретить ее ближайшую родственницу – скополию кавказскую.

Мандрагора: особые свойства и применение в медицине

Корень мандрагоры, а также плоды и семена, содержат алкалоиды, коими по большей мере и определяются ее необычные свойства. С древности траву использовали для приготовления болеутоляющих средств и снотворных. Известно, что лекари применяли растение как анестезирующее при операциях. Считалось, что она обладает свойствами возбуждать чувственность и действовать наркотически.

Даже древние врачи замечали, что в чрезмерных количествах корень может привести к нарушению мозговой деятельности, а ядовитые вещества, входящие в его состав, смертельно опасны. По отзывам современных любителей психоделических экспериментов, мандрагора вызывает сильнейшие галлюцинации (так называемые бэд-трипы), а также слабость, тошноту и даже впадение в бесчувственное состояние, поэтому обращение с ней требует чрезвычайной осторожности.

Древняя медицина использовала мандрагору для лечения невралгии, болезней суставов, мышечных болей, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Эпилепсию врачевали мандрагоровыми парами, заставляя больных дышать ими во время припадков. Депрессию и тревожность исцеляли напитками на основе травы, принимаемыми маленькими дозами и в слабой концентрации.

Сегодня официальная медицина редко обращается к данному растению – мандрагора используется только в гомеопатии и альтернативной народной медицине. Как настойка мандрагора довольно опасна и принимать ее внутрь не рекомендуется. Показанием к наружному применению может быть подагра, ревматизм, опухоль.

Для приготовления настойки корень измельчают и смешивают со спиртом в пропорции один к четырем. Это снадобье настаивают в течение пятнадцати дней в темном месте. Раньше данную смесь принимали по нескольку капель: она считалась лекарством от самых разных болезней. Сегодня сложно судить, действительно ли она давала нужный эффект, но в любом случае лучше подобным образом не экспериментировать, а использовать настойку для приготовления масла и применять наружно.

Для приготовления масла настойку смешивают с нутряным жиром, соблюдая пропорции один к пяти. Такое масло можно использовать для лечения подагры или ревматизма. В народной медицине популярен рецепт снадобья, приготовленного из свежего растения: культуру измельчают, добавляют немного меда и молока, а затем используют при опухолях или отеках. Кроме того, мандрагоровый экстракт входит в состав различных абсолютов, используемых в парфюмерии и косметологии.

Побочными эффектами или признаками отравления от приема растения внутрь служит тошнота, сонливость, общая слабость, галлюцинации. При сильных передозировках человек даже может впасть в кому. Большие дозы снадобья могут привести к нарушению различных функций головного мозга, что становится причиной слабоумия. Нередко значительная передозировка приводит к остановке дыхания и смертельному исходу.

Магические свойства растения мандрагоры

В древние времена корнем растения бредили не только колдуны, целители и алхимики, но и обычные обыватели. Его использовали для обретения молодости, любви и поиска кладов. Считалось, что, подобно денежному дереву, мандрагора приносит процветание и богатство. Не удивительно, что продать такое средство в то время можно было очень дорого.

Встречалось данное растение редко, и хитрые умельцы научились его подделывать. Достаточно было взять какой-нибудь корнеплод и придать ему форму человеческой фигурки, а затем засунуть в «голову» зернышки проса или ячменя и посадить в землю. Скоро такой саженец прорастал и его умудрялись выдавать за самое настоящее «волшебное» растение. Даже нахождение оригинальной магической травы было всего лишь половиной дела, просто потому, что вырвать ее с корнем нельзя было без определенных ухищрений.

Считалось, что выдернутый из земли корень страшно кричит, убивая человека своей безумной песней, поэтому к корню привязывали собаку и бросали кусок мяса у нее на виду, но туда, где она не могла его достать. Проголодавшись окончательно, пес делал отчаянный рывок к мясу и выдергивал растение, погибая от жуткой песни-вопля вместо своего хозяина. Скорее всего, он все-таки оставался живым и преспокойно уплетал мясо, пока новоявленный «колдун» суетился вокруг вожделенного кустика.

Согласно поверьям, это растение обладало свойством излечивать бесплодие у женщин и увеличивать потенцию у мужчин. Для этого нужно было принимать его внутрь или носить специальные амулеты. Его держали в доме как живое существо и даже советовались по особо важным вопросам.

Колдуны и ведьмы использовали растение в черной магии для приворота и нанесения вреда своим врагам. С другой стороны, амулеты из него могли противостоять колдовству и защищать своего владельца от того же приворота или других злых чар.