ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи - закон. сочетание операций различных функций управления - функций органа управления и внутренней структуры органа управления. На принципе единоначалия всей с

Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

Закон – объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

Законы характеризуют:

1. Единство процессов объективного мира.

Мир существует как единая система, все процессы в нем образуют единую систему, нет такого процесса, который бы вышел за пределы этого единства.

2. Взаимозависимость мировых процессов.

Все явления мирового процесса взаимозависимы.

3. Целостность мирового процесса.

Анализ мирового процесса следует осуществлять без изъятий. Несущественное в одном случае может стать важным и даже чрезвычайным в других случаях.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики :

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Утверждает:

· во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;

· противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

· борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

· в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любыми руководителями означает, что они осознают неизбежность в деятельности организаций противоположностей, противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью и динамикой, формальным и неформальным, надежностью и риском . Именно в поисках эффективных путей разрешения этих и многих других противоречий и заключается профессиональная деятельность управления персоналом.

2. Закон отрицания отрицания.

Утверждает:

· последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

· во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние;

· в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому, поэтому должно быть развито профессиональное чутье не только на все новое, прогрессивное, но и на более подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего .

3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

Утверждает:

· что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям;

· количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно.

В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим . Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения фирмы.

На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Законы управления

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

1. Закон единства и целостности системы управления.

Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством . Она должна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целям и задачам управления . Функциональная целостность озна­чает, что система управления должна реализовывать все функ­ции, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует со­бой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов , что от­нюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы - ни государства и его структурных подразделений, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и т.д.

2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соот­носительности всех элементов системы управления.

Закон говорит о том, что любая система управления незави­симо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми долж­на поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотно­сительность .

Соотносительность систем означает, что они должны соот­ветствовать друг другу по функциональным и структурным воз­можностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития .

Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного раз­вития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интен­сивного типа может выводить управляемую систему экстенсив­ного типа в разряд интенсивных.

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функ­циональной сложности управляемых систем должна соответст­вовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляе­мой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разу­меется, уровень компетентности работников системы управле­ния в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы.

В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффек­тивного использования современных научных данных о челове­ке, коллективе и обществе.

Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.

Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости », которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время управления рекомендует соблюдать «норму управляемости» от 5 до 9 объектов .

3. Закон зависимости, эффективности решения задач управле­ния от объема использования информации.

Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения .

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и расходуемого при этом времени . Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

То есть, когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньшим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается.

Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему, и дальнейший быстрый рост эффективности невозможен по самой сути рассматриваемых явлений.

Необходимым является только тот объем информации, который обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.

Знание механизма данного закона позволяет:

· рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

· обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления (АСУ);

· планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

4. Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Этот закон отражает одно из важнейших требований к управлению – его оперативность. При оперативном управлении необходимо вести тщательный учет баланса времени, сопоставляя изменяющееся время с динамикой развития ситуации и вычисляя его резерв или дефицит. С этой целью в управлении следует рассматривать два вида времени – располагаемое и требуемое, которые находятся в противоречии.

Располагаемое время Т р – временной отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался его успех.

Потребное время Т п – время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния системы.

Благоприятный для нас баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если потребное время не превышает располагаемое Т п Т р .

При Т п < Т р мы имели бы резерв времени, равный Т р - Т п .

5. Закон единства и соподчиненности критериев эффективно­сти, используемых в процессе управления.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности . Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления .

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях .

Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий . Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей.

6. Закон совместимости технических средств и систем управле­ния соподчиненных и взаимодействующих систем.

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления .

Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления .

Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Средства добывания и сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью .

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам.

12. 2. Сущность и содержание принципов управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания . Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий . По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления и управленческой практикой . Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления имеют одновременно и объективный , и субъективный характер , что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности . Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления . В этом состоит, прежде всего, признак их научности .

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управле­ния, в организационных формах работы, методах управленче­ской деятельности .

Классификация и содержание принципов управления.

В литературе нет единого подхода к классификации принци­пов управления. Классификация принципов должна основывать­ся на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответство­вать как частным, так и общей цели повышения эффективности управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесе­ны:

1. Научность.

Этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противо­речивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

К противоречиям принципа научности относятся:

· противоречия теории и практики;

· единство и противоречие объективного и субъективного.

Теория требует использование прогрессивных научных идей и их результатов (итогов научного познания - от явления к сущ­ности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т.д. бесконечно).

Практика орга­низации процесса управления в конкретных условиях требует для решения конкретных задач ограничения по времени процес­са познания.

Это противоречие разрешается путем использова­ния методов моделирования, средств вычислительной техники, которые сближают выводы теории и практики в пределах по­знанной сущности .

Второе противоречие имеет универсальный характер и отно­сится ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремление человека.

Чем выше уровень общей культуры и профессионализма ру­ководителя, тем меньше возможностей проявления субъективиз­ма.

2. Системность и комплексность.

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно . При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.

Системность означает необходимость использования систем­ного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разруше­нию. Комплексность в управлении означает необходимость все­стороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направ­лений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчинен­ных и т.д.

3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться колле­гиально (или коллективно). Это означает всесторонность (ком­плексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

При решении сложных проблем (внедрении новой техноло­гии, автоматизации производства, поиске новых каналов това­родвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при са­мом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных сотрудников.

Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя органи­зации (фирмы).

Для каждого должностного лица устанавливается точная от­ветственность за выполнение определенных и точно очерченных работ .

4. Принцип централизованности и децентрализованности.

Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную коор­динацию звеньев в рамках целостной системы управления.

Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоор­динированности, чем больше инвариантность деятельности ор­ганизации и чем меньше требуется автономности и самостоя­тельности функционирования подразделений .

Децентрализация способствует структурной гибкости, раз­витию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожи­данные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга . Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она поте­ряет свою структурность.

5. Принцип пропорциональности в управлении.

Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть его заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей .

Среди количественных показателей используются такие, как:

· соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР), служащих и рабочих;

· изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);

· отно­сительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к тем­пам роста выработки на одного работника ППП;

· удельный вес заработной пла­ты работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

· удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости реализованной продукции;

· изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.

К качественным показателям можно отнести:

· своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;

· надежность (безотказность) системы управления;

· повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и др.

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией , что составляет одну из важнейших задач управле­ния.

6. Принцип единства распорядительства в управлении.

Рациональная структура управления - это структура, в кото­рой установлена четкая персональная закрепленность полномо­чий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

Основные варианты закрепления полномочий распорядительства:

· за непосредственными руководителями в рамках общей субординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

· за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;

· за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали . Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

7. Принцип экономии времени.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании оптимальных решений.

8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реа­лизации определенного набора целей.

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

В реально действующих системах управления управленче­ские функции распределены между производственными и управ­ленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи ме­жду элементами структуры.

В процессе функционирования организации лишние элемен­ты структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.

9. Принцип делегирования полномочий.

Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассмат­ривать его как отдельный принцип управления.

Полномочия представляют собой ограниченное право исполь­зовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и пол­номочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, кото­рый занимает ее в данный момент .

Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализа­ция которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости.

10. Принцип обратной связи.

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.

Обратная связь - это воздействие результатов функциониро­вания, управления какой-либо системы (объекта) на характер это­го функционирования, управления. Основная идея принципа об­ратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состоя­ния является источником возникновения в управляющей подсис­теме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохра­нение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внут­ренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

Вопросы по теме 12:

1. Дайте определение понятия закон.

2. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира.

3. В чем состоит специфика законов управления?

4. Раскройте сущность закона единства и целостности системы управления.

5. Сущность и содержание закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.

6. Сущность и содержание закона зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации.

7. Сущность и содержание закона соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

8. Сущность и содержание закона единства и соподчиненности критериев, используемых в процессе управления.

9. Сущность и содержание закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

10. Дайте определение понятия принципа управления.

11. Классификация принципов управления.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

1. Закон единства управления (основной)

2. Закон целостности.

3. Закон соотносительности.

4. Закон согласованности.

5. Закон заинтересованности.

6. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

7. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

8. Закон сбалансированности планирования.

9. Закон обратной связи.

10.Закон ответственности.

11.Закон сбалансированности механизма управления.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления.

1. Принцип соответствия структуры предприятия его целям: Любое предприятие (фирма) должно быть постоянно ориентировано на достижение поставленных перед ним целей. Генеральной целью определяется структура предприятия. Цель – системообразующий фактор. Изменяется цель – меняется структура. Этим достигается эффективность работы предприятия в условиях постоянно меняющихся целей и ее адаптируемость к изменчивости окружающей среды.

2. Принцип соответствия структур управляемой и управляющих подсистем: Этот принцип предусматривает четкую зависимость структуры подсистемы управления от вида элементов и их сочетания в социально-экономической системе, то есть от ее состава и принципов построения. Отсюда же вытекает требование определенной степени полномочности уровней управления соотносительно принципам построения предприятия по территориальному, производственному или другим признакам.

3. Принцип целевой функциональности: Сотрудники предприятия обязаны функционально знать свою цель, то есть работать со стремлением достойно решить поставленные перед ними задачи, а не просто выполнять должностные обязанности. Естественно, что они должны иметь четко сформулированную цель, а не общее представление о направлении деятельности.

4. Принцип мотивационной обусловленности деятельности: Комплекс стимулов и санкций, действующих на предприятии, необходимо сориентировать на эффективное достижение поставленных целей. Этот комплекс базируется на использовании сбалансировано подобранной совокупности методов управления. Такой механизм управления следует создавать с учетом теории и конкретных условий работы предприятия. Соответственно понадобятся и научные знания, и интуиция.

5. Принцип нормирования и пропорциональности: Распределение работ между отдельными элементами социально-экономической системы и сотрудниками необходимо осуществлять исходя из существующих норм, нормативов или эталонных показателей. Аналогично определяются временные интервалы этапов работ. Надо учитывать, что данное распределение должно быть соотнесено с возможными объемами финансирования как в общем, так и по этапам. Перед началом работ следует установить требуемые объемы средств и определить гарантированные источники их поступления в заданные сроки. При недостатке средств придется сократить объемы выполняемых работ в соответствии с установленными приоритетами.

6. Принцип развития: Основное требование этого принципа постоянное возрастание показателей эффективности социально-экономической системы. Если рост их показателей прекращается, начинается постепенно ускоряющаяся деградация системы. Непринятие оперативных мер приведет к ее развалу.

7. Принцип обеспеченности: При рассмотрении принципа нормирования и пропорциональности уже отмечалась необходимость финансового обеспечения работ. Но не только это подразумевается в принципе обеспеченности. Кроме того для каждого этапа работ должны быть предусмотрены требуемые материальные ресурсы. Это же относится и к кадровым ресурсам. Для выполнения работ на каждом этапе необходимо определенное количество соответствующих специалистов. Идеальный вариант управления, когда требуемые по количеству (без излишеств) и качеству ресурсы оказываются в нужном месте и в установленное время.

8. Принцип эффективного контроля: Процесс управления немыслим без контроля за результатами деятельности социально-экономической системы, включая подсистему управления. Как только отклонение показателей системы в процессе ее функционирования превысит допустимые пределы потребуется управляющее воздействие на нее с целью их возврата на заданный уровень, если предыдущие воздействие не обеспечивает автоматическое их устранение. Без этого рассогласования в работе системы могут достигнуть критического уровня и привести к ее распаду.

9. Принцип соответствия обязанностей и ответственности: Подразумевается, что уровень ответственности зависит от приоритетности обязанностей. Отсутствие такого соответствия приводит либо к безответственности, либо к подавлению инициативы.

10. Принцип научности: Принятие рационального управленческого решения и оказания эффективного управляющего воздействия немыслимы без научного обеспечения. Только использование современной научной базы – путь к высокому качеству управленческого решения.

11. Принцип коммуникативности: Без своевременной и необходимой информации о состоянии социально-экономической системы, и окружающей среды невозможно оказать действенного управляющего воздействия. Необходим системный подход к информационному обеспечению деятельности предприятия, в том числе процесса управления.

Государственное управление как целенаправленная деятельность, надстраивающаяся над деятельностью общества, в конечном счете определяется его состоянием, потребностями и интересами. Вместе с тем его объективные законы есть не что иное, как общие, информационные по природе, законы социального управления. В совокупности те и другие образуют первичный объективный фактор института государственного управления, его объективную основу. В то же время институт управления составляет часть государства и воплощает в себе объективные свойства и закономерности государства как относительно самостоятельной подсистемы социума. Отсюда социально-политическая сущность специфических законов управления, что не исключает их информационного аспекта. Объективные законы управления, в отличие от правовых законов, регулирующих общественные отношения, - это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между управляющей системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях государственного управления.

Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствуют, что существуют некие принципы управления.

Принцип духовной ориентации управления. При решении специализированных задач управления этот принцип заключается в том, что менеджмент в процессе адаптации к постоянно меняющимся условиям и объектам управлении опирается на национальную философию и не выходит за рамки духовных ценностей;

Принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомые сочетания достигаются по средствам рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления;

Принцип единоначалия. Означает предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий;

Принцип коллегиальности. Он предполагает совместное общение и выработку решений с привлечением специалистов. При всех обстоятельствах право на окончательное принятие решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем;

Принцип плановости. Согласно ему, определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели;

Принцип мотивации. Проводят разработку и реализацию систем вознаграждений, побуждающих работников к возможно более полному использованию своего трудового потенциала;

Принцип научной обоснованности. Все решения и действия руководителя должны аргументироваться с научных позиций.

Всякая организация вправе разрабатывать собственные принципы управления, но при всех вероятных различиях они, по определению, будут иметь единую основу.

Управление - это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения кого, чего либо, реализуемое в рамках системы управления.

Законы управления - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер, то есть существуют независимо от сознания человека.

Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют свои законы и закономерности. На современном этапе развития общества можно говорить только о тех законах управления, которые:

во-первых, носят всеобщий характер, и

во-вторых, вскрыты и достаточно исследованы.

Таковыми являются:

закон единства и целостности системы управления;

закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления;

закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления;

закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем.

Закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все элементы, объективно необходимые для достижения целей и решения задач управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов. Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения и функционирования невозможна эффективная деятельность ни одной из организационных систем.

В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Число степеней свободы управляющих подсистем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, национальными обычаями и традициями. Поэтому обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкость системы управления.

Закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями организационной системы в целом, а также в соответствии с потребностями управляющей и управляемой подсистем. Несмотря на типологическую общность систем управления, возможны и необходимы существенные отличия их друг от друга, обусловленные разнообразием факторов различной природы отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, личностных качеств руководителя и т.п.

Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, целям, направлениям и задачам развития и функционирования организационной системы. Он предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.

Из законов управления вытекают основные принципы управления.

Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы управления имеют как объективный аспект (вытекают из законов управления), так и субъективный (продукт мыслительной деятельности человека). Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Основные принципы управления:

принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

принцип иерархичности и обратной связи;

принцип научной обоснованности управления;

принцип демократизации управления;

принцип плановости.

Принцип сочетания централизации и децентрализации

в управлении состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый член организации должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления организацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.

Постоянный контроль деятельности всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществлялись с применением научных методов и подходов.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Демократизация управления - важнейший принцип современного управления, который заключается в участии в управлении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Под целью в управлении можно понимать идеальный конечный результат, который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести:

Д всестороннюю научную и практическую обоснованность цели;

Д четкую определенность цели, формулировку ее в понятиях и терминах реально достижимого состояния;

Д четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).

Управление основывается на системе экономических законов, за­кономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности - это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.

Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вооб­ще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономер­ности управления.

К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие:

Закон специализации управления;

Закон интеграции управления;

Закон экономии времени.

Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявле­нию их в конкретных условиях, на различных уровнях. Управление в этих условиях становится видом профессиональной деятель­ности, нуждающейся в специальном образовании, обладании оп­ределенными способностями.

Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм - предприятие, фирму, с другой - это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленчес­кий процесс.

Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплек­сов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответ­ствующим информационным обеспечением.

Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых уп­равленческих действий, а следовательно, достижение поставлен­ных целей, определяется скоростью реакции управления на по­требности рынка. Принятие решения менеджером в более корот­кое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организа­ции. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управ­лении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом.



Закономерности управления - это логически последовательное про­явление основных законов управления.

Принципы управления - исходные положения теорий управления, основные правила деятельности в этой области по осуще­ствлению управления организацией.

Общими принципами управления являются: объективность (науч­ность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип глав­ного звена, рационального сочетания централизма и демократиз­ма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориаль­ного управления.

Ведущим принципом управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномо­чий по принятию решений, при котором централизованно прини­маются стратегические решения, а оперативное управление осуще­ствляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предпола­гает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

Единоначалие, по сути, - это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, а также мне­ний исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспе­чивает эффективность и действенность принятых решений.



Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществля­лись на базе использования научных методов и подходов.

Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первич­ные звенья управления подчиняются органам руководства следую­щего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низ­шими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех зве­ньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе).

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред­полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мо­тивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека - на этом строится стимулирова­ние, одна из основных функций управления.

Важнейшим принципом управления в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данно­го принципа - в участии всех сотрудников в управлении организа­цией, в партнерских отношениях между предпринимателем и ра­ботником. Формы проявления участия могут быть самыми различными - от широкого участия работников в собственности, прибы­ли и до принятия решений на всех уровнях управления.

Управление реализует систему принципов микросоциального управления:

Принцип «гуманизации производственных отношений», требую­щий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

Принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение раз­ных групп работников во имя процветания фирмы;

Принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации.

7.Общая характеристика моделей управления .

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты раз­рабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы.

Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют сово­купность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические за­дачи. Все это и определяет «плоть» и «душу» моделей управле­ния. Сами модели не застывают, а трансформируются и преоб­разуются вместе и в соответствии с изменениями, которые про­исходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять на воору­жение самую эффективную модель.

Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основ­ные системы управления. По сути, модель управления - это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому жи­вотрепещущему вопросу, как управлять вверенным ему объ­ектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать. Модель управления позволяет сде­лать это.

Можно сказать, что модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей - родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Восприимчивость ко всему положительному, умение приоб­щиться к мировому Знанию является одним из самых уважае­мых качеств любого человека, любой организации, любой уп­равленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

Во-первых, изменения не должны рушить основы, на кото­рых держится сложившаяся модель управления;

Во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

Вопрос о моделях управления один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связыва­ют свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

В словарях дается несколько значений слова «модель». В широком смысле «модель» - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, кото­рые для того, кто осуществляет моделирование, являются ори­гиналом.

Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосред­ственно осуществляет). В зависимости от критериев, политических и эконо­мических пристрастий, установок и задач, которыми руково­дствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выяв­ляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет ре­ально происходящие явления.

Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, на­учные знания, тенденции и закономерности развития, надо де­лать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель пере­страивать действующую систему управления.

Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким об­разом, управление есть процесс, а система управления - меха­низм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управле­ния, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных це­лей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совмест­но вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодей­ствия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Модель, которая руководителю или управленческой коман­де, представляется идеальной или наиболее подходящей мож­но, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество мо­делей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми бу­дут являться наиболее эффективно работающие элементы раз­личных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую мо­дель управления, которая в максимальной мере отвечает предъ­являемым требованиям, исключить из нее нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отве­чают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; и, в-четвертых, создать и за­пустить принципиально новую модель, опирающуюся на со­вершенно новую парадигму, способную уловить едва наметив­шиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать до­минантными в будущем.

Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслево­го) комплекса, и даже муниципального образования или кор­порации во всей полноте и широте внешних и внутренних свя­зей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ра­курс. Именно точка зрения автора - политическая, экономи­ческая, социальная, технократическая, организационная, тер­риториальная, дивизиональная, операциональная - и связан­ные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.

В этой связи можно выделить следующие основные модели управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулиро­вания, социальная рыночная, модель государственного управ­ления с развитыми рыночными отношениями, модель центра­лизованного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндуст­риальная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

1) школа научного менеджмента (Р.Оуэн, Ф.Тейлор, Ф.Джилбрет, Г.Эмерсон)

2) школа рациональной бюрократии (М.Вебер)

3) административная школа (А.Файоль)

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик)

5) школа НОТ (А.Богданов, А.Журавский, Ф.Дунаев, А.Гос­тев, Н.Витке, Ф.Дунаевский, П.Керженцев)

6) школа «человеческих отношений» (Э.Мэйо)

7) мотивационная школа (А.Маслоу, Ф.Херцберг, В.Врум, Адаме, У.Джемс, Д.Маклелланд)

8) школа «организационного поведения» (К.Арджирис, РЛайкерт, А.Этциони, Б.Басе, Р.Блейк, Дж.Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора (теория X и теория Y), модель У.Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счаст­ливый атом» (У.Питерс, Р.Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т.Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная, развития).

Модель управления должна отражать реальные потребнос­ти развития экономики. Она также должна соответствовать экономической, социальной и культурно-исторической среде, в которой она применяется. Степень адекватности отражения текущих и перспективных потребностей, а также степень соот­ветствия конкретным условиям применения определяют цен­ность модели, ее эффективность.

Наука и практика предложили обществу достаточно много моделей управления. Если взять за критерий место человека в производстве и управлении, то их можно условно объединить в следующие базовые модели: жесткая модель, исповедующая агрессивный менеджмент; мягкая модель, опирающаяся на де­мократические методы управления, тотальное творчество, участие работников в управлении и коллективном принятии решений, коллективизм, экономические и социальные стиму­лы труда; комбинированная модель, сочетающая в себе элемен­ты жесткой и мягкой модели. Каждая из этих моделей имеет свои объективные предпосылки и оптимальные условия при­менения.

Россия (так же как и любая другая страна) может взять на вооружение только ту модель и только те методы управления, которые наиболее полно соответствуют ее историческому опы­ту, традициям и культуре. Слепое копирование зарубежного опыта без его критического осмысления и строгой (пристраст­ной) оценки реальных возможностей его адаптации неприем­лемо и должно решительно осуждаться.