ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

История появления посуды презентация. Презентация "история посуды". Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: История создания посуды


14302

25.05.10

И стория посуды уходит своими корнями в древние века. Техника ее производства многие столетия известна людям. Именно в гончарном производстве наиболее полно отражается прогресс на пути становления человечества и его культуры. Притом керамика совершенно не подвержена воздействию окружающей среды, поэтому многие древние изделия дошли до наших дней в своем первозданном виде. Керамическое производство является одним из самых древнейших на Земле. Основной его является глина, доступная повсеместно, что привело к быстрому развитию и распространению гончарного ремесла. Это ремесло было также проявлением творческих черт человека, что доказано многочисленными археологическими раскопками в разных точках мира. Его зарождение было отмечено в самом начале появления человека, то есть оно относится к первобытнообщинному строю. Раскопки обнаружили большое количество керамических сосудов, на которых остались отпечатки пальцев древних людей. Эти отпечатки говорят о том, что в те времена гончарным ремеслом занимались женщины.

Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. Само же слово пришло к нам от немцев, которые в свою очередь заимствовали его из итальянского языка. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, подарила своему фавориту Григорию Орлову Екатерина II. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.

Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
В Древнем Риме профессия ножовщика была одной из распространенных. Ножи уже тогда изготавливали из стали.

Но в обиход как приборы ножи появились только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Они считались предметом роскоши и подавались только знатным особам. Как правило, это были красивые изделия с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. С появлением в Европе фарфора в моду вошли ножи с фарфоровыми черенками. Их расписывали фигурками причудливых животных, птиц и цветами. До XVII столетия все ножи были остроконечными, что позволяло использовать их за столом не только для нарезания мяса, но и для ковыряния в зубах. Выглядело это не очень эстетично. По преданию исправить такое положение вещей решился кардинал Ришелье, который распорядился делать ножи для еды с закругленными концами.

Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.

А каких только названий ложек не существовало! В России простую ложку средней величины называли межеумком толстая и грубая ложка бурлака, которую он носил за ленточкой шляпы на лбу, имела название бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз); изящная продолговатая, но тупоносая ложка называлась боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска. Были и серебрушк и с заплечиками на черенке, и загибки, и сибирки. Для богатых и знатных людей ложкари - мастера по изготовлению ложек, делали особые носатые ложки, т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход в Х веке. Основным материалом для их изготовления служило олово, хотя серебром и золотом не пренебрегали. В течение нескольких лет изделия из алюминия было самыми модными и дорогими. Из него делали не только ложки, но и украшения. Потом, алюминиевые драгоценности вышли из моды, но алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простого народа так же, как и деревянные. Деревянные ложки изготовлялись из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например Семеновский уезд во второй половине XIX века выпускал в год до трех миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком.

Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Правда, в Древнем мире имелось вилкоподобное приспособление для вытаскивания кусков мяса из котлов или жаровни, но оно скорее напоминало двузубые маленькие вилы (сельскохозяйственное орудие), чем современную вилку. Первое упоминание о вилке встречаются в IX веке на Среднем Востоке. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором.

Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
В России первые вилки появились в середине XVII столетия при дворе царя Алексея Михайловича, да и то, только для почетных гостей. Не без помощи Петра I российская аристократия узнала вилку в начале XVIII веке. В одном старом издании есть информация о том, как сервировали стол для царя Петра: У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях. Видимо, Петр I не был уверен, что даже в лучших домах ему подадут весь комплект столовых приборов.

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Наталья Петрова , специально для сайт
Фото: сайт, Наталья Петрова

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Качественные столовые приборы обладают замечательным свойством вносить в убранство обеденного стола праздничный акцент своим зеркальным блеском и изяществом линий. Наиболее распространены столовые приборы из трех основных материалов.

Самые дорогие изготовлены из серебра. Они требуют особого и тщательного ухода. Более доступны по цене изделия из мельхиора. Правда, входящие в его состав медь и цинк могут образовывать небезобидные для организма человека соединения.
Достаточно популярны столовые приборы из хромоникелевой стали марки 18/10. Эти цифры означают, что кроме чистого железа в сплаве содержится 18% хрома и 10% никеля. В нем нет никаких вредных примесей: мышьяка, ртути, цинка или меди. Не случайно такой сплав называют медицинским.
Изделия из него отлично переносят обработку в посудомоечной машине. Они вполне эстетичны, долговечны, просты в уходе и гигиеничны. Производители, как правило, дают гарантию на эти изделия не менее 20 лет.

Лучшие столовые приборы отличаются не только качеством материала, но и дизайном, который превращает простые утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Это может быть классическая форма с рельефной фаской. Изысканные линии модерна с граненым черенком. Рококо с черенками, украшенными завитушками.

Авангардный стиль с эффектными линиями и простая фольклорная форма с черенками из дерева, расписанными каким-либо орнаментом. Главное, приобретая столовые приборы, помнить, что по стилю они должны соответствовать сервизу. Иначе праздничный стол будет выглядеть не слишком гармонично.

Продаются столовые приборы, как правило, наборами на 6 персон из 24 предметов, включающими столовые ложки, вилки, ножи и чайные ложки. Или на 12 персон из 72 предметов. Такой набор может быть дополнен половником, соусником, ложками и вилкой для салата, 2 ложками для гарнира, лопаткой для торта, 2 сервировочными вилками, ложкой и щипцами для сахара и ложкой к обеду и ложкой для варенья.

Известные фирмы предлагают также дополнительные наборы на 6 персон для чая (16 предметов), а также рыбы (12 предметов). Ножи для нее напоминают лопаточки и не имеют режущей кромки, так как предназначены только для отделения костей. Вилка для рыбы имеет более короткие зубья и удлиненную прорезь посередине.

Все приборы желательно мыть сразу после использования. Иначе остатки пищи образуют на поверхности трудно выводимые пятна. Потом от них придется избавляться специальнычя средствами для ухода за посудой из нержавеющей стали. Для мытья и чистки столовых приборов нельзя применять моющие и чистящие средства, содержащие абразивы. Недопустимы и хлорсодержащие препараты. Вполне подойдут обычные жидкие или концентрированные средства для мытья посуды. Если пользуетесь посудомоечной машиной, строго соблюдайте инструкцию. Ножи, вилки и ложки надо располагать в корзине для столовых приборов ручками вниз и вперемежку. Иначе приборы могут слипнуться и плохо отмыться. Не стоит ничего сушить прямо в машине. Вынимайте столовые приборы сразу после цикла мойки и вытирайте мягкой салфеткой.

Хранить такие бытовые изделия тоже надо уметь. Главное правило такое: ножи всегда должны находиться отдельно от всех других предметов.

Успех известных производителей зачастую "вдохновляет" некоторых дельцов на изготовление более дешевых подделок. Отличить их от настоящих изделий можно по некоторым признакам.

Для изготовления поддельных, более дешевых столовых приборов используется сталь низкого качества. Она, как правило, не содержит никеля, а значит, изделия более тусклые и их невозможно отполировать до зеркального блеска.
Настоящие изделия из стали марки 18/10 плохо нагреваются. Этот материал обладает низкой теплопроводностью.
Плохо обработанные боковые кромки, следы фрезерования между зубцами вилок должны насторожить, так как качественные столовые приборы имеют всегда тщательно скругленные и отполированные края.
Чтобы выявить подделки, используйте магнит. Некачественные приборы притягиваются магнитом, тогда как изделия из медицинской стали не намагничиваются (кроме лезвий ножей), так как содержат 10% никеля.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания посуды

Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

Керамика, керамическая посуда – это посуда из красной глины

Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты

С о временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей.

Потом появилась металлическая посуда –из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда?

Посуда из меди и серебра. Знаменитые русские самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.

Со временем появилась стеклянная посуда.

Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

История возникновения зеркала

Занятие в подготовительной к школе группе по детскому экспериментированию. Оно состоит из эксперименто, проводимых детьми, и рассказа воспитателя об истории создании зеркала, сопровождаемый презентаци...

«История посуды». Конспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир» (подготовительная группа)

Цель : формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды .

Образовательная задача : уточнить и расширить представления о посуде , ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды . Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивающая задача : развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.

Воспитательная задача : воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.

Речевая задача : развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.

Словарь : посуда , книга, названия предметов посуды , древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.

Оборудование : материал : большая книга с иллюстрациями предметов посуды , предметы посуды , иллюстрации предметов посуды , клеевые карандаши, предметы посуды , карточки с видами посуды , кувшины с изображениями разных эпох.

Предварительная работа : беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?

А чем они занимаются? (Объяснения детей)

А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.

Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги) .

Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто - нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.

Дети. « История посуды » .

Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?

Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы , то книга откроется».

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы ? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)

Ответы детей.

Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде .

-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду , для того, чтобы узнать, когда она появилась.

Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда ? Ответы детей.

А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда ?

А из чего человек сделал первую посуду ?

А почему?

А какую посуду делали из камня ? (тарелки, ножи) .

А откуда вы это узнали? (из энциклопедий) .

Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.

Воспитатель. Послушайте стихотворение

В это время человек жил в глухой пещере,

На огне варил обед, ну а чем же ел он?

Как ни странно человек пищу ел руками.

Проходил так целый век. Вы представьте сами.

Но подумал : «Выход есть» ,- сделал ложку человек.

Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик» .

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.

Он посуду нам принес .

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.

Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.

Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)

Что на них изображено? (ответы детей)

А здесь еще лежат предметы посуды . Вам нужно выбрать предметы посуды , которые делали в древности и предметы посуды , которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.

Из каких материалов делали предметы посуды в древности ? (ответы детей) .

А кто делал глиняную посуду ? (гончары) . Кто делал посуду из железа ? (кузнецы) .

Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.

Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время ?

Дети. Из стекла, пластмассы.

Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды ?

Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.

Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.

Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем ?

Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь .

Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды , из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды )

Кто из вас самый смелый?

Какие виды посуды вы знаете ?

Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.

Молодцы!

Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды .

Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.

Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей) .

Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.

А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.

Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.

ПОСУДА

История создания посуды

Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они делали ее руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. В ней могли находится только сухие продукты

Потом придумали гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи. Теперь в ней можно было хранить воду и молоку, готовить пищу на огне.

Керамика, керамическая посуда – посуда из красной глины.

Посудой на Руси пользовались с давних времен. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую узнают во всем мире. Название этой посуде дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома.

Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время.

Посуда из меди и серебра. Знаменитые самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.

Металлическая посуда была широко распространена во всех европейских странах. Стилистические особенности серебряной и золотой посуды разных стран не слишком различаются. Очень популярны были мифологические и античные орнаменты.

Со временем появилась стеклянная посуда.

Фарфор, фарфоровая посуда – это посуда из белой глины.

Из пластмассы делают посуду. Например для маленьких детей. Она легкая и небьющаяся.

Особенности посуды разных народов

Кавказская национальная посуда

Национальная казахская посуда

Японская посуд для суши

Национальная посуда Якутии

Национальная посуда Узбекистана

Тажин, или, как его еще называют, таджин - посуда уникальная. Он появился несчетное количество лет назад в странах Магриба, но по сей день не утратил своей актуальности и прочно занял почетное место в кулинарии многих стран мира.

До изобретения вилки большинство жителей Запада использовали для приёма пищи только ложку и нож, часто крупные куски твёрдой пищи брали руками. Богатые люди могли перед едой надевать перчатки, а после трапезы испорченные перчатки выбрасывались. Аристократы иногда предпочитали держать по ножу в каждой руке - один для разделки, другой для переноса еды из посуды в рот.

Ложка-вилка - столовый прибор, сочетающий элементы ложки и вилки. Был изобретён в США в 1870-е годы. Употребляется главным образом для пищи быстрого приготовления. Изготавливается из металла, пластика либо дерева.

Па́лочки для еды́ - пара небольших палочек, традиционный столовый прибор в Восточной Азии. Палочки обычно изготавливают из дерева, металла, кости, слоновой кости, а в настоящее время также из пластика.

Джезва (другое название турка - сосуд для приготовления кофе по-восточному (по-турецки). Представляет собой толстостенный металлический ковш с длинной ручкой. Традиционная джезва изготавливается из кованой меди.

Особенности чайных церемоний разных стран

В России для приготовления чая заваривают несколько разных сортов, которые затем смешивают в чашке. Традиционно для приготовления чая на Руси использовали самовар.

В Турции заваривают чай, использую двойной чайник

У китайцев существует великое множество сортов и способов заваривать чай. Разные сорта чая требуют особого подхода к приготовлению, и только соблюдая правила, можно получить насыщенный вкус и аромат.

Мате - зелёный чай, популярный в Южной Америке, Португалии, Ливане и Сирии. Чай обладает особенным глубоким ароматом и может быть подан как горячим, так и холодным.

Великобритания

Традиционный тибетский масляный чай (« бо ча ») подаётся с солью и маслом. Для достижения более насыщенного и горького вкуса, чай заваривается и настаивается в течение нескольких часов. Масло и соль добавляют в чай непосредственно перед подачей.

Чай со свежими листьями мяты невероятно популярен в Марокко и на большей части Северной Африки. Там существует множество рецептов приготовления мятного чая.

Знаменитый в Гонконге чай со льдом и молоком там ещё называют «чулочным чаем», потому что его цвет очень напоминает цвет шёлковых чулков, и это не шутки. Для его приготовления используется сильно охлаждённый чёрный чай, сгущённое молоко и лёд.

Самые интересные чайники в мире

МДОУ Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Беседа на тему:

« Откуда к нам пришла посуда »

старшая группа

Воспитатель:

Журавлева Н.М.

Волкова В.В

«Посуда для гостей »

Цель: Познакомить детей с историей посуды. Систематизировать знания детей о назначении разных видов посуды. Познакомить со способами ее производства. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Материал: различные картинки с предметами посуды (выставляется на наборное полотно в процессе беседы).

Ход беседы

-- Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». - Что случилось с героиней этой сказки? Правильно, от нее убежала вся посуда. - А вы помните, почему это произошло? Да. Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила ее, не холила. - Как вы думаете. Достойна ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей). - Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? (Еда с огня была очень горячая, и нужно было съесть сразу все, ведь положить остатки еды было некуда). Но у разных видов посуды есть своя история. Но перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. (Дети перечисляют). - И так мы уже знаем, что посуда это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. Это вазы, тарелки, блюда и т.д. - Назовите предметы, которые используются приготовления пищи напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.). - Какая посуда используется в момент приема пищи? (тарелки, миски, блюда, салатницы.) - Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, стаканы, рюмки, кружки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) - Какая посуда используется для хранения пищи? (сырницы, супницы, кастрюли, масленки, хлебницы.) - Что относят к столовым приборам? (ложки, вилки, ножи). - Еще есть вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подноси, блюдца, конфетницы, вазы и др.). - Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных материалов. Из каких? (Дети называют). - Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей). - История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. В Китае придумали рецепт фарфора и долго этот рецепт хранили в тайне. Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок – прямой предшественник современной кастрюли. Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. В городах развивалось гончарное мастерство и внешней отделке горшков уделялось мало внимания. Однако, несмотря на универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды. Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
ФИЗМИНУТКА Стояла корзинка на полке без дела. Присесть, округлить руки – изобразить корзину. Скучала, наверно, все лето она. Наклоны головы вправо – влево. Вот осень пришла, и листва пожелтела. Встать, изобразив ветви деревьев. Собрать урожай наступила пора. Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев. Корзинка довольна. Руки округлить перед собой, кивать головой. Она удивилась, Развести руки. Что так много фруктов в саду уродилось. Подняться на носочки, показать руками большой круг.
Интересная история и у столовых приборов. Например, обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход намного позже и были острыми на конце. Потом позже стали делать их закругленными, чтобы люди во время еды, поссорившись, не смогли поранить друг друга. Очень интересную историю имеет и столовая ложка. Самая первая ложка была сделана человеком из камня. Она была очень тяжелая и нагревалась во время еды, тогда люди стали делать ложки из костей животных. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Позже люди стали делать ложки из дерева. - Какие были ложки? (Деревянные). - Сейчас какими ложками мы едим? (Железными). Вилка – самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Все остальные люди начали пользоваться вилками намного позже. Итог: что интересного вы узнали сегодня о посуде? Из чего была сделана самая первая тарелка, ложка, какая была вилка? Каким был нож? Могут ли люди обходиться без посуды?