ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что растет в лесу? Какие цветы растут в лесу? Лесные ягоды. Осень в лесу. Экскурсии на луга. Растения соснового леса

Леса - это главное богатство народа, а еще их называют легкими планеты. Без них люди задохнулись бы от вредоносных выбросов, которые ежедневно в огромном количестве попадают в атмосферу. Кроме того, лес дает древесину - экологически чистый строительный материал. Он - подлинный кормилец и лекарь, обеспечивающий людей ягодами, грибами, орехами и лекарственным сырьем.

Виды лесов

Лесные массивы занимают треть суши и растут как в холодных, так и жарких странах. Со временем их становится все меньше и меньше. Человек уничтожает лес, строя города, добывая древесину, распахивая поля для посева хлеба, огородов и садов. Лесные массивы состоят из хвойных, лиственных, смешанных и вечнозеленых растений. Они имеют ярусное строение, состоящее из:

  • полога - это кроны самых больших деревьев;
  • подлеска: низкие деревья и кустарники;
  • травяного яруса, состоящего из травы и совсем маленьких кустарничков;
  • приземного - мхи;
  • лесной подстилки, в ее состав входят остатки органики на поверхностном слое почвы;
  • подземного яруса, что состоит из корневой системы растений, грибов и микроорганизмов.

Какие растения растут в лесу (подлеске)? Здесь располагаются низкорослые деревья и кустарники, которые находятся в тени верхнего яруса. В смешанных и широколиственных лесных массивах, в подлеске можно увидеть малину, крушину, можжевельник, лещину, рябину, бересклет, а в светлохвойных и хвойных лесах - карликовые березки, плакучие ивы и ольху.

Условия произрастания

Лесная подстилка состоит из опавших плодов, листьев, коры, веток, умерших личинок насекомых, куколок и животных. В ней идет бурная жизнь, миллионы разных обитателей приходятся на каждый квадратный метр земли. В их число входят простейшие, различные бактерии, всевозможные насекомые и грызуны.

Значение подстилки заключается в следующем:

  • в образовании перегноя, который питает почву;
  • в предохранении земли от воздействия внешней среды;
  • в координации количества кислорода в грунте.

Валежник - это ветки, суки и стволы деревьев верхнего яруса, которые упали на землю. С одной стороны, он полезен тем, что удобряет землю, а с другой, опасен, так как в упавших живых остатках деревьев размножаются вредители, опасные для здоровья леса, также он может являться причиной пожара. Обычно его частично уничтожают.

Немаловажное значение имеет и подземный ярус. Разная глубина залегания корней трав, различных кустарников, низкорослых и высокорослых деревьев образует несколько ступеней под землей. Корни верхнего подземного яруса забирают дождевую влагу у находящихся ниже. А более глубоко расположенная корневая система получает подземную воду намного раньше.

Растения подлеска

Какие растения растут в лесу? Крупные деревья полога окутывают тенью массивы подлеска, поэтому там предпочитает размещаться тенелюбивая растительность. В таких местах значительно меньше испарение и температура поверхностного слоя земли. Эти условия благоприятны для роста грибов. Кажется странным, но рябина, что растет в лесу, родственница великолепной розы, которую превозносят за ее великолепнейшие цветы. А рябина популярна гроздьями ярко-красных ягод, корой и листьями, обладающими целебными свойствами. На Руси издавна считали, что рябиновый дух помогает отгонять болезни. Она занимает значительные площади подлеска.

Жимолость, кустарник, растущий в лесу, целый месяц цветет, притягивая благоуханием насекомых. Он является частью подлеска. Растения со съедобными ягодами представлены на Дальнем Востоке и восточной части Сибири. Вкус ягод напоминает плоды голубики. Бересклет - типичный кустарник подлеска, имеет ядовитые, но очень красивые плоды, которые используют в медицине. На приусадебных участках его используют как декоративное растение. Не все мелкие деревца представляют подлесок. К нему не относятся молоденькие деревья полога, называемые подростком.

Растительность смешанного леса

Такое название лес получает, если в нем только пять процентов всего количества составляют лиственные деревья, остальные - хвойные породы. К деревьям, растущим в смешанном лесу, относятся тополя, клены, липы, дубы, ивы, рябины, ольха, ели и сосны. Травянистая растительность лесов довольно разнообразна. Здесь можно встретить медуницу лекарственную, фиалку, сныть, чину весеннюю. В них находится большое скопление птиц, которым достаточно корма и есть возможность укрыться от врагов.

Съедобные ягоды в лесу

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды.

  • Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярко-алый цвет, а в зрелом виде темно-коралловый. Время сбора: конец августа - сентябрь. Ягоды парят, мочат, варят варенье и джемы.
  • Часто можно встретить невысокое стелющееся по земле растение, что растет в лесу, под названием костяника. Ее плоды по внешнему виду напоминают ягоды малины с косточками внутри. Их используют для приготовления домашнего вина.
  • Голубика растет на высоких кустах, ягоды крупные, цвет темно-синий, мякоть водянистая с зеленоватым оттенком. Из нее варят варенье, употребляют в сыром виде, готовят вино.
  • Черника является одной из самых полезных ягод, имеющих сине-черный цвет. Плоды содержат краситель. Растет на небольших кустиках, на влажных, затененных местах. В ягодах содержится много полезных веществ. Применяется в свежем, сушеном и мороженом виде.
  • Бузина, что растет в лесу на деревцах или кустарниках, содержит ядовитые вещества в недозревших ягодах красного цвета. Спелые некрупные черные плоды схожи с черной смородиной. Время сбора август-сентябрь. Некоторые виды растения культивируют на дачных участках.
  • Клюква произрастает на болотистых местах. Из всех дикорастущих ягод она считается самой целебной. Растение, стелющееся с мелкими листочками. Плоды красного и бордового цвета имеют кислый вкус, содержат много полезных веществ, хорошо хранятся. В нетрадиционной медицине клюкву использовали с древности.

Ягоды, растущие в лесу, более полезны для здоровья человека, чем садовые.

Как отличить съедобные от ядовитых?

Лесные ягоды могут быть ядовитыми, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу человеку. Следует отметить некоторые растения, плоды которых употреблять нельзя:

  • белладонна (красавка), ягоды имеют шаровидную форму черного цвета, напоминают плоды вишни;
  • болиголов крапчатый обладает мелкими плодами яйцевидно-шаровидной формы, бока которых сплюснуты;
  • волчье лыко, ягоды величиной с горошину, сочные, цвет ярко-красный, на вкус жгучие, смертельная доза от 3 до 5 штук;
  • вороний глаз, плоды блестящие, синевато-черного цвета;
  • паслен сладко-горький, ягоды имеют удлиненную форму, сладкие, блестящие, цвет ярко-красный.

Съедобными ягодами питаются птицы, поэтому заметив помет на кустах и земле под ними, а также косточки или кожуру, можно сделать вывод, что плоды не являются ядовитыми. Хотя этот факт не дает стопроцентной гарантии, бывает, что птицы могут склевывать ягоды, которые представляют опасность для человека.

Какие цветы растут в лесу?

Некоторые люди считают, что в лесу растут только деревья и кустарники. На самом деле в нем можно увидеть поляны с разными цветами, которых большое разнообразие, очаровывающей красоты. Весной появляются первые подснежники, которыми любуются многие, кто бывает в это время в лесу. Ведь этот нежный, хрупкий цветок сумел пробиться сквозь мерзлую землю и корочку снега. Стоит заметить, что роскошная роза родом также из леса.

В сухих местах, на опушках, среди кустарников цветет фиалка трехцветная, что растет в лесу, радуя глаз своими разноцветными лепестками. В мае можно увидеть белый ковер из цветков кислицы, листочки которой кислые на вкус и содержат большое количество витамина C. Она предпочитает хвойные леса. А вот герань лесная растет в России повсюду. Фиолетовые цветки с пальчатораздельными листьями украшают лужайки лесов, растут у кустарников и оврагов, издавая запах эфирных масел. Многие лесные цветы обладают лечебными свойствами и занесены в Красную книгу.

Осень в лесу

Пришел сентябрь, после солнечных теплых дней наступила сказочная осень. Весь лес покрылся яркими красками: зелеными, желтыми, оранжевыми, красными. Подсохшая трава и опавшие листья утешительно шуршат под ногами. Иногда встречаются красочные осенние цветы, восхищающие глаз. Еще встречаются грибы: разноцветные сыроежки, рыжики, опята. Осень в лесу - это прекрасное время для грибников-любителей. Солнечные лесные поляны украшают гроздья красной рябины, а на кочках болот россыпью лежат бордовые ягоды клюквы.

В воздухе чувствуются ароматы осени: пахнет сыростью, опавшими листьями, засохшей травой. Ощущается холодок и свежесть. Быстрокрылые стрижи и ласточки уже улетели в теплые страны, а другие пернатые еще только готовятся к отлету куропатки, тетерева и рябчики устраиваются на зимовку. Путешествуя по лесу, приятно наслаждаться красотой осенней природы.

В заключение

Нелегко вообразить нашу планету без лесных просторов. Это чудное творение природы таинственным волшебником появляется в жизни человека с первых лет жизни. Лес всегда присутствует в русских народных сказках, рассказах, былинах и является соучастником богатой истории человечества. Он всегда чудесен - при любой погоде и во все времена года.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

Зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен;

Коричневый – я не хочу работать, мне грустно.
Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.
Инструктивная карточка

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кроссворд «Елочка»

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.


  1. Что является домом для ели? (Лес.)

  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

  3. Я обманщица большая , я всех вас перехитрю:
    И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

  4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли­сточки? (Осина.)
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

  • Какое это дерево?

  • Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

  • В каком типе лесов может произрастать?
(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)
Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы , отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.
Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

I год обучения.

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

4 ярус -

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская , голубика , ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика , купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная , кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика , толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная , вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.
Растения


Деревья

Кустарники

Кустарнички

Травы

Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах)

Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк.

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:


  • Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

  • Осина – (Осинник).

  • Ива обыкновенная – (Ивняк).

  • Ель сибирская – (Ельник).

  • Береза – (Березняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

Задание 1:

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:


  1. Название растения.

  2. Дерево, кустарник, кустарничек, трава.
    К какому ярусу относится.

  3. В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.
(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

Задание 2:

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Задание 3:

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

Желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

Зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

Коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Наша природа уникальна и удивительна. Она создала всё то, что есть на нашей планете, идеально сбалансировав свои творения. Сегодня мы поговорим о лесе, а точнее о его структуре. О чём тут говорить? Хм… А знаете ли вы, какие растения растут в лесу? Лес состоит из множества самых разных растений. В его основе лежат деревья, однако они являются далеко не единственными составляющими этого целостного организма. Сегодня мы поговорим о тех культурах, которые в совокупности представляют собой лес и поговорим об их основных характеристиках и свойствах.

Это кустарники и травы, лаги и лишайники, а также грибы. Самыми распространенными деревьями, формирующими так называемый шатер, являются ели, сосны, березы, осины, дубы, липы, клены и ясени. На восточных зонах нашей страны лес часто состоит из лиственницы. Чуть ниже, под высокими деревьями произрастают кустарники, среди которых калина и лещина, а также шиповник. Обычной составляющей таких посадок является малина, а влажные участки почвы обозначаются кустами смородины. На самом нижнем этаже леса располагаются травы и грибы, различные лишайники и представители мхов.

Деревья

Сосны, равно как и ели являются представителями хвойных, так как их листва выглядит, как хвоинки. Эти культуры не сбрасывают листья, благодаря чему остаются зелеными в течение всего года. Ель отличается высокой степенью влаголюбивости, она предпочитает глинистый грунт. Леса, состоящие из таких деревьев, весьма темные, так как кроны смыкаются плотно, затрудняя прохождение солнечного света.

Под елями могут произрастать лишь теневыносливые растения. Сосны намного лояльней относятся к характеристикам почвы, они легко растут даже на песчаном грунте. Данное растение является светолюбивым и тянется повыше к небу. Сосны и ели применяют в рецептурах народной медицины. При этом знахари собирают хвою, побеги, почки, шишки и живицу данных растений. Сосна оказывает противовоспалительное и общеукрепляющее воздействие, она дезинфицирует и успокаивает, расширяет сосуды и очищает кровь. Данное растение является также неплохим мочегонным и желчегонным.

Ель используют в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и обезболивающего средства. Она также способна оказывать мочегонное, желчегонное и потогонное воздействие. Медикаменты на основе хвойных деревьев используют в лечении кожных недугов.

Чуть менее распространенными хвойными деревьями являются кедр и лиственница. Первый встречается в сибирских лесах и является особенно могучим деревом, имеющим темную хвою. Данное растение отличается высокой степенью полезности, оно является источником орехов, содержащих огромное количество полезных свойств. Особенно известным является кедровое масло, которое содержит прорву активных веществ. Данный продукт эффективно вылечивает кожные недуги, в том числе и аллергические расстройства, борется с простудными болезнями, язвами и т.п. Кедровое масло замечательно укрепляет организм, помогает устранить синдром хронической усталости и повысить работоспособность.

Довольно распространенной является береза. Это дерево растет в основном на горках, но может формировать и целые посадки. Все части этой культуры характеризуются массой полезных свойств и активно применяются в рецептурах народной медицины. Препараты на основе березы обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами. Помимо того они эффективно устраняют боль и вылечивают авитаминоз. Береза помогает вылечить кожные болезни, глистные инвазии, проблемы с суставами.

Кустарники

Довольно часто в лесу можно увидеть шиповник. Это растение таит в себе множество острых шипов, по весне оно украшается красивыми ароматными цветками, на месте которых к осени формируются яркие плоды красного цвета. Именно этот дикий кустарник принято считать прародителем всем известной королевы цветов – розы. Шиповник – это удивительное растение по содержанию полезных элементов. Именно его ягоды содержат просто огромное количество витамина С и поэтому часто используются в борьбе с простудами. Однако в терапевтических целях используют также прочие части растения, и листву, и корни. Шиповник излечивает малокровие, укрепляет сосуды, помогает избавиться от гипертонии и вывести шлаки

Орешник

Этот куст может жить в лесу до семидесяти лет, а плоды он начинает давать спустя шесть лет после посадки. Взрослое растение способно принести до трех килограмм орешков, чем спасает от голода самых разных обитателей леса. Лещина излечивает проблемы с венами, поэтому ее принято использовать в борьбе с варикозом, капиллярными геморрагиями, перифлибитами, трофическими язвами и прочими недугами подобного плана. Также эта культура помогает в борьбе с атеросклерозом и простатитом.

Малина

Лесная малина сильно отличается от своей окультуренной подруги. Ее ягоды обладают более мелким размером, да и вкусовые их качества другие. Однако это растение обладает огромным перечнем полезных свойств. При этом в терапевтических целях используют листки, цветки, ягоды и корешки лесной культуры. Они используются для борьбы с простудой, так как оказывают замечательное потогонное и противовоспалительное воздействие. Сок из плодов малины эффективно заживляет язвенные поражения. Препараты на основе данной культуры помогают устранить кожные недуги, гипертонию, малокровие, цингу и предотвратить атеросклероз.

Мы рассмотрели лишь небольшую долю растений, встречающихся в лесах по территории нашей страны.

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

Собери слово из букв

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

У. Кого вы услышали?

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас
Лоси и медведи.
Будем с ними мы дружить
Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.