ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тема: Ярусное расположение растительности в лесу. Растения пойменного луга. В экосистемах хмао. охрана природы»i год обучения

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

Зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен;

Коричневый – я не хочу работать, мне грустно.
Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.
Инструктивная карточка

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кроссворд «Елочка»

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.


  1. Что является домом для ели? (Лес.)

  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

  3. Я обманщица большая , я всех вас перехитрю:
    И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

  4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли­сточки? (Осина.)
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

  • Какое это дерево?

  • Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

  • В каком типе лесов может произрастать?
(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)
Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы , отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.
Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

I год обучения.

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

4 ярус -

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская , голубика , ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика , купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная , кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика , толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная , вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.
Растения


Деревья

Кустарники

Кустарнички

Травы

Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах)

Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк.

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:


  • Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

  • Осина – (Осинник).

  • Ива обыкновенная – (Ивняк).

  • Ель сибирская – (Ельник).

  • Береза – (Березняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

Задание 1:

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:


  1. Название растения.

  2. Дерево, кустарник, кустарничек, трава.
    К какому ярусу относится.

  3. В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.
(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

Задание 2:

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Задание 3:

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

Желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

Зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

Коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Трудно переоценить роль леса в жизни человека: он вырабатывает кислород, является хранителем влаги, предохраняет почвы от размыва весенними водами (эрозия почв). Лес – это дом для животных. Человек получает от леса некоторые продукты питания, древесину. Лес – это наше богатство, его нужно охранять и беречь.

1.2. Растения леса

1.2.1. Растения елового леса

Название леса указывает, что доминирующим видом в нем является ель. Общая площадь еловых лесов в пределах Республики Коми составляет около 34% всей территории республики. Преобладает ель сибирская (Picea obovata ). Это теневыносливое древесное растение, высотой 20м и продолжительностью жизни 250-лет. Боковые ветви у нее расположены мутовками, причем первая мутовка образуется на четвертый год жизни и затем ежегодно образуется по одной мутовке. Таким образом, по количеству мутовок легко определить возраст ели. Ветви ели разрастаются почти параллельно поверхности почвы, формируя густую крону дерева. Ель образует очень сильное затенение, что способствует созданию в еловом лесу повышенной влажности . Вот почему в еловом лесу может произрастать ограниченное число видов растений, способных переносить сильное затенение и влажность. Ель влаголюбивое растение, корневая система у нее поверхностная.

Для елового леса характерно наличие вечнозеленых кустарничков - брусники , водяники. Наличие этих растений дает право называть еловый лес сообществами вечнозеленых растений.

В еловом лесу произрастают и своеобразные травянистые растения. Большая часть из них из-за отсутствия достаточного количества света размножается преимущественно вегетативно (при помощи корневищ, усов). Для большинства же цветковых растений характерна белая или слабо-розовая окраска цветков, причем они обычно собраны в соцветия. Такая окраска цветков не случайна. При недостатке света в лесу светлые цветки более заметны для насекомых-опылителей.

Из травянистых растений в еловом лесу наиболее широко распространена кислица обыкновенная (рис. 2), которая нередко образует большие заросли. Характерными растениями елового леса являются также майник двулистный, седмичник европейский (рис. 3), линнея северная (рис. 4), грушанки, а также хвощи и папоротники: голокучник трехраздельный или щитовник Линнея (рис. 5), щитовник мужской.

0 " style="border-collapse:collapse">


В еловом лесу в зависимости от местообитания (увлажнения, богатства почвы, кислотности) в различном количестве произрастает кустарнички и травы, по наличию которых и устанавливают ассоциации – ельник-брусничник, ельник-черничник, ельник-кисличник и др.

1.2.2. Растения соснового леса

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная (Pinus sylvestris ) (рис. 6). Сосновые леса встречаются почти на всей территории Республики Коми, за исключением крайнего северо-востока и занимают второе место после еловых.


Рис. 6. Ветка сосны обыкновенной

В условиях Республики Коми сосна достигает высоты 30-50 м и возраста до 350 лет. Возраст же деревьев, образующих верхний полог леса, обычно колеблется в пределах 70-250 лет, чаще всего встречаются древостои в возрасте 100-150 лет.

Для большинства сосновых лесов Коми характерна простота строения древесного яруса, хотя наблюдается примесь в нем других пород, например, ель, береза пушистая, реже лиственница.

Экологический ареал сосны широк и поэтому сосновые леса встречаются в самых различных условиях на разнообразных почвах. Однако более или менее устойчивые ценозы она образует только на верховых болотах и на сухих, песчаных, подзолистых почвах. На более богатых почвах сосна также растет хорошо, но скоро вытесняется елью.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно проникают глубоко в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотах сосна имеет поверхностную корневую систему.

Сосна обыкновенная в отличие от ели растение светолюбивое. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Поэтому сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых тенистых насаждений. В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условия – большое количество света, недостаточное количество влаги в почве, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Сосновый лес довольно простой по структуре: древесный ярус один и образован сосной; ярус подлеска, как правило, не выражен, кустарники или отсутствуют, или встречаются отдельными редко стоящими экземплярами; травяно-кустарничковый ярус и напочвенный (мохово-лишайниковый) могут быть выражены по-разному в зависимости от конкретных условий.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности. Из кустарничков в сосновом лесу чаще всего растет вереск обыкновенный (рис. 7). Это вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобокие кисти, высота их 15-30 см. В сосновом лесу растут и другие вечнозеленые кустарнички – брусника, водяника, вереск обыкновенный и др.

Травянистых растений в сосновых борах мало. На хорошо освещенных лужайках растет небольшое многолетнее растение с лежачими побегами – кошачья лапка. Прикорневые листья ее обратнояйцевидной формы, образуют розетку, стеблевые листья линейные. Все части растения покрыты мелкими волосками в виде войлока. Соцветия – нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Часто встречается ястребинка волосистая (рис. 8). Листья ее сильно опушены, собраны в прикорневую розетку. Стебель безлистный, на конце его развиваются желтые цветки, собранные в корзинку. Кроме указанных травянистых растений, в сосновом бору на открытых местах обитают и другие сильно опушенные многолетние растения – сушеница лесная, лапчатка серебристая; из злаков - овсяница овечья, щучка дернистая и др.

Травянистые растения сосняков имеют эколого-биологические особенности, присущие светолюбивым и засухоустойчивым видам: мелкие и узкие листья, опушение листьев или их свертывание и покрытие восковым налетом, что предохраняет от избыточной транспирации и т. п.


Самый нижний ярус в сосновом лесу занимают лишайники, чаще всего это виды рода Cladina , которые часто и неправильно называют оленьим мхом. Они являются важным лесным компонентом.

На месте вырубленных сосновых лесов молодые всходы этой све­толюбивой породы часто заглушаются буйной травянистой растительностью, если только почва благоприятствует ей. Сосна не боится заморозков и начинает селиться вскоре после березы и осины или даже одновременно с ними, хотя на молодых сосновых вырубках вначале обычно господствуют все же лиственные породы. Таким образом, происходит процесс естественной смены древесных пород. Одним из нередко наблюдаемых в природе примеров смены древесных пород может служить также смена сосны елью. Процесс этот начинается с того, что под пологом сосны образуется подрост ели, позднее вырастающий во второй ярус, а затем сменяющий сосну. На сухих почвах более требовательная к условиям питания ель может дать на месте сосняка высокой производительности плохой ельник.

1.2.3. Растения смешанного леса

Для смешанного леса характерно большое разнообразие древесных и травянистых видов растений, а также разнообразие местоположений. Сообщество смешанного леса более сложное. В нём легко установить 2-3 яруса древесных растений. Из лиственных пород в таком лесу растут береза, осина, рябина, черёмуха, ольха, ивы. Из хвойных – ель, пихта, сосна, лиственница.

В большом разнообразии в смешанном лесу представлены кустарники: малина, смородина, шиповник, калина, жимолость, волчье лыко, можжевельник (рис. 9) и др.


Рис. 9. Можжевельник обыкновенный:

1 – побег с женскими шишками, 2 – побег с мужскими шишками, 3 – мужская шишка,

4 – женская шишка, 5 – ягодообразная женская шишка в разрезе

Травяной покров в смешанном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. Преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костяника, вороний глаз (рис. 10), майник, бор развесистый, папоротники, хвощи (рис. 11). Большинство трав относится к многолетним корневищным растениям, т. е. преобладает вегетативное размножение. Цветки травянистых растений белые или розовые, часто образуют соцветия. Это способствует привлечению насекомых-опылителей.


Рис. 10. Вороний глаз четырехлистный:

1 – внешний вид, 2 – плод

Рис. 11. Хвощ лесной:

1 – вегетативный побег, 2 – спороносный побег, 3 – листовое кольцо, 4 – боковая ветвь

1.3. Лес как растительное сообщество

Растения леса находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются по жизненным формам, по отношению к окружающей среде, по ритмам развития, а следовательно, занимаемыми экологическими нишами.

Структура леса бывает обычно довольно сложной. В зависимости от разнообразия видового состава доминирующих и сопутствующих видов, характера роста, условий произрастания, экологических и биологических особенностей видов растений, в лесу можно наблюдать 2-6 хорошо выраженных ярусов.

Сложность строения лесного сообщества дополняется ярусным размещением растений не только в пространстве, но и во времени, т. к. разные виды растений одного сообщества различаются ритмом развития. Одни из них раньше трогаются в рост и переходят к цветению и плодоношению (раннецветущие растения: гусиный лук, чина весенняя). Другие характеризуются замедленным ростом и переходят к цветению летом (большинство цветковых), третьи виды достигают полного развития во второй половине лета (золотая розга).

В связи с сезонным развитием растений меняется и аспект (внешний вид) лесного сообщества. К осени аспект леса меняется в результате пожелтения или покраснения листьев.

Ни в одном другом фитоценозе ярусность растений не проявляется так ясно, как в лесу. Ярусность и видовой состав растений изменяются не только в зависимости от типа леса, но и от характера местопроизрастания его.

В лесах со сложным видовым составом растений можно установить следующие ярусы: 1 - состоит из одного или двух видов доминирующих высокорослых древесных растений (ель, сосна, берёза и др.); 2 - представлен менее рослыми деревьями (черёмуха, рябина и др.); 3 - образуют кустарники (малина, смородина и др.); 4 - травы и кустарнички (хвощи, медуница, валерьяна, брусника, черника, и др.); 5 - обычно занят различными мхами (кукушкин лён, сфагнум, плевроций) и лишайниками.

2. Экскурсии на луга

2.1. Общая характеристика луга

Луг представляет собой сложное растительное сообщество – фитоценоз – образованное длительно вегетирующими, многолетними травянистыми мезофитами (т. е. растения среднего водного довольствия) с более или менее сомкнутым травостоем. Типично луговыми, травянистыми многолетниками называют виды, часто и обильно встречающиеся на лугах и хорошо здесь размножающиеся. Вместе с ними произрастают некоторые однолетники (мятлик однолетний, погремки, однолетние клевера), двулетники (тмин), а также многолетние виды, занесенные на луга из соседних сообществ (лесные или болотные растения), которые в зависимости от сложившихся на лугу условий получают более или менее пышное развитие.

Флористический (видовой) состав луга зависит от состава местной флоры, условий произрастания, формы и интенсивности использования, от возраста сообщества и его истории. Луга чаще всего возникали и возникают на месте других сообществ в результате деятельности человека (вырубленного леса, осушенного болота и т. д.), реже они являются сообществами, возникшими естественным путем.

Луга занимают около 150-200 млн. га, в основном участки низменных, хорошо увлажненных земель в умеренном поясе Северного полушария. Наиболее характерны луга для лесной зоны, но могут быть южнее и севернее ее.

Луга – ценные сенокосы и пастбища, среди которых все большее значение приобретают сеяные луга.

Флористический состав лугового травостоя очень разнообразен. По хозяйственной значимости луговые растения принято подразделять на четыре группы: злаки, бобовые, осоки и разнотравье.

Луговые злаки (Poaceae или Graminae ) определяют хозяйственное качество луга как сенокосного и пастбищного угодья. На незаболоченном и незамшелом лугу преобладающими растениями являются злаки. На заболоченных лугах злаки уступают первенствующее место осокам.

Злаки по продолжительности жизненного цикла разделяются на: однолетние, двулетние и многолетние. На природных лугах преобладают многолетние злаки. Продолжительность жизни многолетних злаков достигает 10-20 и более лет. В образовании луговой дерновины главная роль принадлежит злакам, имеющим мощно развитую мочковатую корневую систему.

Стебель злаковых тонкий (0,3-0,5 см) - соломина, с четким разделением на узлы и междоузлия; междоузлия полые. Листья простые, с влагалищами, охватывающими междоузлия, и линейной пластинкой. В месте отхождения пластинки от влагалища находится язычок в виде небольшого пленчатого выроста. Высота побегов колеблется от 10 до 100 см и более. Листорасположение очередное.

Цветки злаков образуют соцветия - колоски (каждый колосок может состоять из 1-10 цветков), которые собраны в различные сложные соцветия: сложный колос, метелку, цилиндрическое соцветие (султан). В основании колоска обычно располагаются 2 колосковые чешуи - нижняя и верхняя, а над ними на оси - цветки. В основании цветка находятся две цветковые чешуи; более крупная нижняя чешуя охватывает верхнюю цветочную чешую. Внутри цветка, между цветочными чешуями, находятся две маленькие пленки (лодикулы), 3 тычинки и 1 пестик (рис. 12). На завязи пестика – 2 коротких столбика с длинными перистыми рыльцами. Плод - зерновка. Опыление злаков: перекрестное, чаще - анемофилия (ветром), реже энтомофилия (насекомыми) или самоопыление. У некоторых родов злаков наблюдаются отклонения от описанного типичного строения цветка.


Рис. 12. Строение цветка злака:

1 – пестик, 2 – тычинки, 3 – цветковые пленки (лодикулы), 4 - цветковые чешуи

Ветвление побегов злаков происходит в зоне кущения. Зона кущения - это сближенные узлы с почками возобновления в основании надземного побега.

По характеру побегообразования (кущения) и характеру корневой системы злаки делятся на три типа: корневищные, рыхлокустовые (рыхлодерновинные) и плотнокустовые (плотнодерновинные) (рис. 13).

Корневищные злаки . У корневищных злаков корневища образуют длинные, горизонтально распространяющиеся подземные побеги с вытянутыми междоузлиями. Корневища имеют низовые чешуевидные листья, а от узлов развиваются придаточные корни. Новые надземные побеги возникают на некотором расстоянии от материнского куста и друг от друга; они представляют как бы самостоятельные растения, связанные, однако, между собой подземными частями. Узел кущения находится под землей на расстоянии 5-20 см от поверхности земли.


Рис. 13. Типы кущения злаков:

1 – корневищного, 2 – рыхлокустового, 3 – плотнокустового

К корневищным злакам можно отнести пырей ползучий, костёр безостый, вейник и др. Корневищные растения относятся к вегетативно подвижным растениям, они способны быстро занимать большие пространства. Особенно энергично они разрастаются на рыхлых хорошо аэрируемых почвах, богатых органическими и минеральными веществами.

Рыхлокустовые злаки образуют укороченные побеги, выходящие из почвы под острым углом к вертикальному надземному побегу. Каждый такой побег в свою очередь производит новые боковые побеги (10-20 побегов). В результате получается куст, но довольно рыхлый, откуда и происходит название. Горизонтальная часть их значительно короче, чем у корневищных злаков. Узел кущения находится под землей на расстоянии 2-5 см от поверхности земли. При достаточном обилии на лугу эти злаки образуют рыхлую, легко разрывающуюся дернину.

Примером рыхлокустовых злаков может быть ежа сборная, тимофеевка луговая, лисохвост луговой (рис. 14), овсяница луговая, душистый колосок, полевица тонкая и др.

Рис. 14. Тимофеевка луговая (слева),

лисохвост луговой (справа)

Плотнокустовые злаки имеют очень маленькую горизонтальную часть побегов, отходящих от зоны кущения, как будто боковые побеги растут параллельно материнским. Дочерние побеги плотно прижаты и формируют компактный плотный «куст», или дерновину. С возрастом дерновина увеличивается, образуя кочки. Узел кущения находится на поверхности земли. К плотнокустовым злакам относятся: щучка дернистая, белоус, овсяница овечья и др.

Видовой состав злаков, произрастающих на лугах, изменяется в зависимости от типа луга, его зонального положения и хозяйственного использования.

Злаки образуют настолько мощную, тесно сплоченную растительную массу, что внедриться в нее и устоять в борьбе с нею другим растениям дело трудное. Злаки стесняют другие растения, прежде всего территориально, притом не только над почвой, но и в почве, где их корни образуют сплоченную подземную массу.

Луговые растения семейства бобовых очень ценны в составе лугового травостоя. Зеленая масса бобовых по сравнению с зеленой массой злаковых содержит большое количество белков.

Бобовые растения обычны на лугах разного типа, но видовой состав их на лугах лесной зоны не богат. Он представлен различными видами клевера (луговой, ползучий или белый, средний), горошком мышиным (рис. 15), горошком заборным (рис. 16), чиной луговой и др. видами. В зависимости от условий произрастания продолжительность их жизни различна. Клевер луговой, например, живет на лугах до 10-15 лет.

Бобовые растения имеют большое значение: благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями они обогащают почву лугов связанным азотом .

Побеги бобовых: приподнимающиеся, цепляющиеся, прямостоячие. Листья всегда сложные: тройчатые (у клевера), перистые (у горошков). Листорасположение на стебле очередное. Цветки неправильные, с двойным околоцветником, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из одного большого лепестка (паруса), двух боковых лепестков (весел) и двух сросшихся лепестков (лодочки). Тычинок 10: 9 срастаются тычиночными нитями, а одна тычинка свободная; или все 10 тычинок срастаются. Пестик один. Плод - боб.



Рис. 15. Горошек мышиный

Рис. 16. Горошек заборный

Осоки. Большинство представителей этого семейства - многолетние растения с длинными или короткими корневищами. В отличие от злаков стебли их трехгранные, без вздутых узлов, не полые. Листья у многих видов расположены трехрядно, преимущественно в нижней части побега. Пластинка листа узколинейная. Цветки мелкие, однополые или обоеполые, собраны в соцветие колосок.

Большинство осок – однодомные, но есть и двудомные виды. Кроющий лист завертывается вокруг пестика, срастаясь краями, образует так называемый мешочек, который остается при плоде после его созревания.

На низинных лугах осоки иногда составляют основную массу травостоя, много осок и на заливных лугах низкого уровня. Среди них можно встретить осоку лисью, осоку пузырчатую, осоку чёрную, осоку острую и др.

Разнотравье. Эта группа растений состоит из видов нескольких семейств, встречающихся в незначительном количестве по отдельности. Для каждого отдельного относящегося сюда вида его участие в образовании лугового покрова обычно незначительно и непостоянно. Сюда относятся следующие семейства:

Лютиковые: лютик едкий (рис. 17), лютик многоцветковый, лютик ползучий (рис. 18), лютик жгучий, василистник узколистный, калужница болотная, купальница европейская и др;

Розоцветные: таволга вязолистная, гравилат речной, лапчатки, манжетки и др.;

Подорожниковые: подорожник средний, подорожник большой, подорожник ланцетный и др.;

Гвоздичные: гвоздика травянка, гвоздика Фишера, смолевка татарская, смолевка обыкновенная, горицвет, кукушкин цвет и др.;

Гречишные: горец змеиный, щавель кислый, щавель кисловатый и др.;

Сложноцветные: одуванчик лекарственный, поповник или нивяник обыкновенный (рис. 19), тысячелистник обыкновенный, василек луговой, кульбаба осенняя, ромашка пахучая, ромашка непахучая и др.;

Зонтичные: тмин обыкновенный, бедренец-камнеломка, сныть обыкновенная и др.;

Колокольчиковые: колокольчик раскидистый, колокольчик скученный и др.;

Норичниковые: погремок весенний, погремок малый, очанки и др.;

Валериановые: валериана лекарственная, валериана волжская и др.

В зависимости от климатических условий в различных зонах существуют луга, значительно отличающиеся между собой по ботаническому составу, структуре, кормовым качествам трав и другим показателям.

Существует несколько классификаций естественных лугов, рассмотрим одну из них.Различают луга горные и равнинные. Последние делят на: заливные (пойменные) и суходольные (материковые) луга.

Значение лугов и их рациональное использование . Луга имеют большое народнохозяйственное значение прежде всего как пастбищные и сенокосные угодья. Кроме того, на лугах растут ценные лекарственные растения, например: валериана лекарственная, синюха голубая, тысячелистник обыкновенный, клевер луговой, чина луговая, живучка ползучая, земляника, одуванчик лекарственный и др. Наряду с ценными кормовыми и лекарственными на лугу растут ядовитые и сорные растения. К ядовитым растениям луга принадлежат: лютик ядовитый, лютик жгучий, калужница болотная, звездчатка злаковидная, мытник болотный, болиголов пятнистый, молочай, хвощи. Борьба с сорными и ядовитыми растениями очень трудна. Окончательно искоренить их удается лишь после вспашки луга и высева ценных кормовых растений.

Неправильное использование природных сенокосов и пастбищ, отсутствие ухода за ними ускоряют процесс перерождения луга. Для поддержания злаковых растений на лугу в более ценной корневищной и рыхлокустовой стадии проводят плановые мероприятия по борьбе с уплотнением почвы, развитием дернины, для чего ее боронуют, удобряют, осушают, борются с сорняками.

2.2. Растения луга
2.2.1. Растения пойменного луга

Пойменные или заливные луга располагаются в долинах рек и распространены в различных районах республики Коми довольно широко. Они ежегодно заливаются вешними водами, которые приносят на луг ил, богатый органическими веществами. Почва заливных лугов очень плодородна.

Заливные луга – лучшие сенокосные угодья, дающие высокие урожаи ценного по качеству сена. Увлажняются заливные луга весенними паводками, атмосферными осадками и близкими грунтовыми водами.

По характеру отложения наилка, рельефу поймы больших рек подразделяются на три части: прирусловую, центральную и притеррасную.

Прирусловая часть поймы расположена в непосредственной близости к кромке воды. Ближе к руслу реки осаждаются более крупные, тяжелые (песчаные) частицы. Нередко здесь образуется так называемый береговой вал. В прирусловой части поймы на рыхлых песчаных почвах развиваются кустарники, главным образом ивы. Из злаков преобладают корневищные: пырей ползучий, костер безостый, канареечник тростниковидный.

Центральная пойма несколько удалена от русла реки. На ней вешние воды оставляют мелкие частицы. Почва ее плодородная, лучше увлажнена, поэтому флористический состав растений более разнообразен. Развиваются высокие облиственные побеги, обеспечивающие хорошие урожаи сена. Для центральной поймы характерно господство рыхлокустовых злаков - лисохвоста, тимофеевки, мятлика лугового; из бобовых – клевера лугового, клевера гибридного, горошка мышиного, горошка заборного, чины луговой. В разнотравье – василек луговой, нивяник обыкновенный, кульбаба осенняя, тысячелистник обыкновенный. В понижениях - таволга вязолистная и другие растения.

Притеррасная пойма наиболее удалена от реки и граничит с террасами речной долины. Весенние воды, покрывающие ее, лишены плодородного ила. Почвы плотные, обычно избыточно увлажненные водой ключей, бьющих из подножья коренного берега, и стекающими со склона атмосферными осадками. Разложение растительных остатков здесь затруднено вследствие плохой аэрации почвы. Поэтому нередко наблюдаются процессы заболачивания. Здесь часто растут гигрофиты (растения избыточных мест увлажнения): тростник, камыш, осоки, пушица, из древесных – ольха, ивы.

2.2.2. Растения суходольного луга

Суходольные луга (или просто суходолы) занимают в лесной зоне довольно большие пространства. Чаще всего они образуются в результате сведения леса. По характеру водоснабжения различают: абсолютные суходолы, нормальные суходолы и низинные луга.

Абсолютные суходолы , расположенные на возвышенных частях рельефа. Источником их увлажнения служат талые воды и атмосферные осадки, причем они не успевают впитываться в почву – быстро стекают в более низкие места. Почвы сильно подзолистые с малым содержанием перегноя, с кислой реакцией. Летом растения этих лугов страдают от недостатка влаги. Травостой состоит из низкорослых, жесткостебельных малоурожайных растений. Здесь можно встретить мятлики, овсяницу красную, душистый колосок, подорожник средний; клевер горный, клевер ползучий, смолевку обыкновенную, смолевку татарскую, тысячелистник обыкновенный и др. Урожайность этих лугов низкая.

Нормальные суходолы , или луга умеренного увлажнения, расположены на водораздельных равнинах, на средних или нижних частях склонов. Почва их содержит значительное количество перегноя, имеет среднее увлажнение, так как атмосферные осадки удерживаются в почве; кроме того, на увлажнение почвы оказывают влияние грунтовые воды. К этому типу лугов можно отнести лесные поляны, опушки. На этих лугах растут ценные в кормовом отношении растения: овсяница луговая, костер безостый, ежа сборная, пырей ползучий, лисохвост луговой, клевер луговой, клевер средний, горошек мышиный, горошек заборный, нивяник обыкновенный, чина луговая, подорожник средний, вероника дубравная, живучка ползучая и т. д.

Низинные луга приурочены к низинам между холмами. Основной признак этой группы – обильное постоянное увлажнение грунтовыми водами. Здесь также скапливаются атмосферные осадки. Почва низинных лугов обычно богата элементами питания, но вследствие повышенной увлажненности и отсутствия аэрации они находятся в трудноусвояемом для растений виде. В составе травостоя преобладают осоки, пушица, хвощ, сабельник болотный, гравилат речной, таволга, лютики и другие растения.

2.3. Луг как растительное сообщество

Луговые растения различны по строению вегетативных и генеративных органов, по продолжительности вегетации, срокам цветения, имеют различную глубину проникновения корневых систем, высоту наземных побегов и т. д. В луговом сообществе, как и в лесу, можно наблюдать зависимость растений друг от друга и от окружающей среды. Кроме того, образуя более или менее густой травостой, растения луга создают определенный фитоклимат, также влияющий на входящие в состав виды.

Структура лугового сообщества определяется, прежде всего, набором видов растений способных произрастать совместно в определенных условиях среды.

Внешним проявлением структуры луга является размещение слагающих его растений в пространстве и во времени. Луга отличаются друг от друга по вертикальному распределению растений, по числу образующихся ярусов и степени их насыщения видами.

В первую половину вегетации увеличивается на лугу число цветущих видов, а затем наблюдается их снижение.

Сезонные изменения луга отражаются и в смене аспектов (внешнего вида луга). Последние определяются разрастанием вегетативных побегов, обилием и разнообразием цветущих видов в разные периоды вегетации.

«Нормальный» ход аспектов нарушается при хозяйственном использовании луга. После сенокошения возобновляется рост вегетативных побегов и образование новых, меньше побегов переходит к цветению. Послеукосный аспект может определяться растениями нижнего яруса, обильно цветущими после удаления растений верхнего яруса.

Поярусно в пространстве размещаются и подземные органы, глубина их проникновения зависит от условий произрастания растений, она не остается постоянной у разновозрастных особей одного вида.

В целом для растений луга характерно максимальное скопление подземных органов в верхнем почвенном горизонте, где переплетающиеся корневища и корни образуют дернину .

Урожайность луга. В хозяйственной оценке луга основное значение имеет его урожайность (продуктивность), которую определяют путем укоса (обычно в период цветения злаков) с определенной площади и взвешивания. Важно знать также кормовые достоинства луга. Кормовая ценность отдельных видов растений неодинакова и зависит от видового состава. Наибольшей кормовой ценностью характеризуются бобовые. В их зеленой массе содержится белка больше, чем в других растениях. Бобовые охотно поедаются скотом и хорошо усваиваются. Второе место по кормовой ценности занимают злаки. Самыми низкими кормовыми достоинствами характеризуются осоки. Зеленая масса их из-за содержания кремния груба, малопитательна. Поэтому при кормовой оценке луга зеленую массу часто учитывают по хозяйственным группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье, куда относят все прочие двудольные растения.

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.

Растительные сообщества - это не случайное скопление растений, а закономерное, слагающееся и изменяю­щееся в процессе длительного исторического развития объедине­ние видов, произрастающих при однородных условиях. Каждое растение предъявляет свои требования к условиям существова­ния (температура, свет, влажность), поэтому одни растения встречаются в лесу, другие - в поле, на болоте и т.д. В природе одни растения группируются с другими; этим группировкам и дано было название растительных сообществ (фитоценозов).

Крупные растительные сообщества, например леса, луга, по­ля, болота, распадаются на более мелкие: луга - пойменные, суходольные; леса - хвойные, лиственные, смешанные.

К характерным признакам растительного сообщества относятся: ярусность в распределении надземных и подзем­ных органов растений. Так, в лесу можно выделить деревья, ку­старники, травы, мхи. Все они предъявляют различные требова­ния к условиям существования, поэтому в хвойных лесах, где мало света, хорошо развивается моховой покров; дубовые леса светлые, поэтому там много цветковых растений. Ярусность отчет­ливо прослеживается в лесу, когда одни растения своими крона­ми располагаются над другими, благодаря этому на небольшой площади произрастает большее количество растений.

Различную быстроту развития растений в сообществе характеризует не пространственный фактор, как ярусность, а временной. Так, одни растения цветут весной, другие - летом, третьи - весь период; развиваясь в разное время, растения не мешают друг другу в росте.

Смена одних видов другими происходит, когда из-за плохих условий существования одни виды погибают, другие появляются. Например, в заболоченной местности сначала господствующими являются мхи, затем постепенно они уступают место влаголюбивым растениям, которые подготавливают почву для сухопутных травянистых растений и кустарников. Изменение условий жизни является причиной смеши одних растений другими. Так, луг зарастает лесом; на месте леса может появиться болото и т.д. Смена растительных сообществ вызывается колебаниями климата, изменением почвы, влиянием хозяйственной деятельности человека.

Большое значение в жизни людей имеет такое растительное сообщество, как лес. Леса улучшают климат, задерживая влагу; предотвращают смыв почвы и образование оврагов; защищают почвы от ветров; очищают воздух от вредных примесей, предо­ставляя людям место для отдыха и способствуя воспитанию эс­тетических чувств. Лес используется в народном хозяйстве.

При всем разнообразии лесов их можно разделить на опре­деленные группы растительных сообществ, сходные по своим природным свойствам. Тип леса, как правило, устанавливают по пре­обладающей породе деревьев.


Дубравы. Деревья в дубравах располагаются ярусами: в пер­вом (верхнем) ярусе дуб; во втором - клен, липа, вяз, ясень; в третьем - дикая яблоня; и четвертом - листопадные кустарни­ки и подлесок. Мощные дубы, сопутствующие деревья и кустар­ники (липа, вяз, ясень) образуют в дубравах густую массу лист­вы, сквозь которую с трудом пробивается свет. В России произра­стает 19 видов дубов. Наиболее распространен дуб летний.

Ранней весной в лесу можно увидеть целую гамму цветов - голубой, синий, желтый, белый. Это цветут раннецветущие растения: ветреница дубравная, анемон, желтая ветреница, хохлатка, чистяк весенний. Затем начинают распускаться все деревья, послед­ним распускается дуб. В конце мая начинают цвести кустарники, зацветают травянистые растения: сочевичник, звездчатка, лан­дыш, зеленчук и живучка.

Летом дубравы выглядят однотонно, осенью снова преобража­ются за счет изменения цвета листьев дуба, ясеня, клена, липы. На этом фоне особенно отчетливо выделяются красные ягоды калины, глазки бересклета бородавчатого.

Дуб достигает высоты 50 м. Первые 10-12 лет он растет очень медленно - по 10-15 см в год. Живет дуб до 500-1000 лет. Древесина его очень ценный строевой и поделочный материал. Кору используют для дубления кож. Отвар из коры применяют в медицине. Желуди - хороший корм для свиней, из желудей приготовляют суррогат кофе.

Коротко остановимся на характеристике отдельных предста­вителей растительности дубрав.

Копытень. Растение имеет кожистые, вечнозеленые, округлой формы листья, напоминающие след копыта. Зимой под снегом листья остаются зелеными. Цветы темные и невзрачные, сидят около земли. Размножается копытень с помощью корневища.

Фиалка удивительная. Рано весной появляются душистые красивые цветки этого растения. Особенностью фиалки удиви­тельной являются ее цветки, которые отличаются тем, что они бесплодны, хотя и происходит самоопыление. (За эту особенность Карл Линней назвал ее удивительной.)

Зеленчук. Растение имеет темно-зеленые, мягкие, часто с се­ребристыми пятнами листья. Цветущие побеги вертикальные, а вегетативные - ползучие.

Живучка. Невысокое растение с розеткой ярко-зеленых, чуть блестящих прикорневых листьев и длинным ползучим корневи­щем. Синие цветки собраны в колосок. Цветет в конце весны, но распространяется с помощью корневища. Круглый год у нее зеленые листья, за что она и получила свое название.

Сныть. Растение с крупными тонкими листьями. Растет чаще на полянах. В некоторых районах местное население молодые черешки сныти кладет в щи вместо капусты.

Вороний глаз. Растение ядовитое. Свое название получило благодаря крупной черной ягоде, которая располагается между четырьмя крестообразно расположенными крупными листьями.

Ельники. Сумрачен и угрюм еловый лес, он круглый год зеленый. В этом лесу мало кустарников и травянистых растений. Большая часть растений имеет вечнозеленые листья (брусника, грушанка, плауны), создавая постоянный зеленый покров.

Ель - теневыносливая порода, не любит песчаную и заболо­ченную почву. Создавая сплошной полог, уравнивает температу­ру: под пологом ели климат более ровный. У нее развиваются боковые корни без стержневого корня, поэтому от сильного ветра ель опрокидывается. Цветет в конце мая; мужские цветки собра­ны в небольшие желтые шишечки, а женские находятся в крас­ных семенных шишках.

Древесину ели используют в целлюлозно-бумажной промыш­ленности, судостроении. Из ели добывают смолу, деготь, скипи­дар, канифоль, дубильные веществе и др. Из ее древесины изго­тавливают музыкальные инструменты. Семема - питательный корм для белок и птиц. Ель служит хорошим декоративным де­ревом в парках, особенно при посадке группами.

Поздно пробуждается травянистая растительность в еловом лесу. В конце мая расцветают целые ковры кислицы. Тогда же цветут седмичник, майник и брусника. Летом зацветает грушан­ка, зимолюбка. Цветки можно видеть все лето, многие из них имеют белую окраску для привлечения насекомых, однако боль­шинство растений размножается вегетативно. В еловых лесах много грибов.

Грушанка - небольшое растение с вечнозелеными листьями грушевидной формы; цветки белые и собраны в слегка поникшие кисти.

Кислица - небольшое растение с тройчатыми мягкими листь­ями. Листья съедобны (отсюда иногда название «заячья капу­ста»). На ночь листья складываются и пробуждаются с восходом солнца, это приспособление для защиты от испарения и губи­тельного действия росы. Цветки белые с розоватым оттенком.

Зимолюбка - полукустарник с вечнозелеными блестящими разрезанными листьями, цветет в июле. Красноватые цветки со­браны в кисть, напоминая грушанку.

Майник двулистный - маленькое растение с одним или двумя листочками и соцветием из белых цветков, напоминающих лан­дыш. Цветет весь июнь, в конце лета появляются плоды в виде оранжево-красных ягод.

Огромную роль в жизни ельников играют мхи.

Сосняки. Сосна - очень неприхотливое растение. Растет она на песках, торфяных болотах, камнях; светолюбива, не выносит затенения. Сосна не имеет постоянных спутников, как дуб или ель. В сосняках можно встретить разнообразные растения. В за­висимости от развития травяного покрова сосняки называют чер­ничниками или брусничниками. В них сильно развиваются мхи, папоротники.

У сосны очень ценная строительная древесина. Из смолы по­лучают скипидар, канифоль. Хвою и почки сосны используют в медицине. Семена служат кормом для белки, клеста.

Растения соснового леса.

Можжевельник - вечнозеленый хвойный кустарник со съедобными ягодами. Древесина его твердая и используется для токарных работ.

Вереск невысокий вечнозеленый кустарник с узкими, похо­жими на иглы листьями и массой пахучих сиреневых цветков. Цветет в конце июля - начале августа.

Толокнянка - небольшой вечнозеленый кустарник с блестящими кожистыми листьями, удивительно похожий на бруснику, но имеет ползучий стебель и длинные ветви.

Под соснами встречаются два любопытных растения - очи­ток и молодило. Очиток - небольшое растение с толстыми сочны­ми листочками и желтыми или темно-розовыми цветками, собранными в кисть. Сочные листья молодила собраны в шаро­образную розетку, которая похожа на луковицу. Цветет очень редко.

На песчаных почвах соснам сопутствует песчаная овсяница с тонким стеблем и узкими, свернутыми листьями. Это тонконогий сизый невысокий злак. На песках всегда можно встретить ястребинку волосистую с розеткой маленьких, сильно опушенных листочков. Растут в сосняках кошачьи лапки - небольшие серебристо-белые растения с сухими розоватыми или беловатыми цветками. На вершинах песчаных бугров встречается прострел с рассеченными листьями и очень крупным одиночным лиловатым цветком, окруженным снизу серебристо-белым опахалом.

Березняки. Трудно представить наши леса без березы с ее белым стволом и пушистой, раскидистой кроной. Чаще всего встречается береза бородавчатая (ее веточки покрыты желтова­тыми бородавками, листья мелкие и слегка опушенные). Порода эта светолюбивая, нетребовательная к почве, растет быстро и к 40 годам достигает высоты около 30 м.

Береза идет на поделки, на изготовление фанеры. Из бересты делают кузовки, плетеные сумки, посуду. Из березы получают деготь, сажу. Березовый сок приятен и является целебным. В ме­дицине используют почки этого дерева. Березовые дрова дают больше всего тепла. Почки и побеги - хороший корм для птиц.

Постоянно в березняках встречаются рябина, шиповник. По вырубкам разрастается малинник со своими целебными ягодами.

В березняках отчетливо прослеживается смена времен гола. Весной появляются желтые цветки баранчиков, или первоцвета, соцветия которого собраны в бараний рог и образуют целые поля. В середине мая появляется купальница, ее золо­тисто-желтые шары мелькают среди зелени до середины июня. Лесная герань цветет в июне и июле. Плоды похожи на клюв журавля, поэтому ее называют еще журавельником. В середине августа листья у нее становятся пурпуровыми. Мелкие желтые корзинки золотой розги собраны в кисти, цветет с конца июня до сентября. Среди травы можно увидеть лесной колокольчик с темно-голубыми крупными цветками. Цветет в нюне - июле. На ночь цветок склоняется, предохраняя пыльцу от сырости.

Много в березняках злаков. Вейник лесной - крупный злак с большой, раскидистой метелкой. Много осок. На сырых местах встречается таволга вязолистная с метелкой ароматных цветков.