ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста. Разница между вагонкой и евровагонкой

Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.

Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.

Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”

Виды сортов

В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:

  • сучки;
  • трещины;
  • смоляные кармашки;
  • засмолки;
  • сердцевина;
  • прорость;
  • окрас;
  • гниль;
  • синева;
  • обзол;
  • червоточина;
  • дефекты производства.

Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.

Вагонка класса “А”

В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.

Также вагонка сорта А не должна содержать:

  • обзол;
  • червоточину;
  • синеву;
  • гниль;
  • прорость.

Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.

Вагонка класса “В”

Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.

Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.

При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:

  • засмолки;
  • сердцевины;
  • окраску;
  • прорость (на ширину не более 200 мм);
  • синева (не больше 10%).

Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.

Вагонка класс “С”

Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.

Она допускает наличие:

  • засмолки;
  • смоляных кармашков;
  • прорости;
  • сердцевины;
  • окраски;
  • синевы;
  • гнили;
  • червоточины;
  • обзола.

Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 1\5 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.

Вагонка класса “Экстра”

Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу . В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.

Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.

Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.

Читайте здесь.

Область применения в соответствии с классификацией

Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.

  • Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.

  • Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
  • Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
  • Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.

В урбанистическом мире мода на натуральные материалы в строительстве возрастает с каждым днем. Лидерство среди отделочных материалов для обустройства бань, загородных домов, балконов, помещений в этно-стиле уверенно держит вагонка или её более современный вариант евровагонка. Технология изготовления евроварианта улучшает целый ряд свойств отделки, делает его более привлекательным для потребителя.

Основное отличие вагонки от евровагонки заключается в том, что технология производства варианта «евро» регламентируется международным стандартом. Этот документ определяет такие параметры:

  • используемый сорт древесины;
  • тип, размеры профиля;
  • качество обработки доски;
  • максимальный показатель влажности.

В результате изготовления по стандарту получают материал с улучшенными потребительскими показателями.

Евровагонка и вагонка имеют разную стоимость. Если к конечному результату работ не предъявляются повышенные требования по определенным параметрам, тогда вагонка приемлемый бюджетный вариант.

Среди общих свойств можно выделить экологичность, эстетическую привлекательность, так как оба вида строительного материала изготавливаются из древесины. Однако, для евровагонки по стандарту используют заготовки из просушенного дерева.

Готовый материал евростандарта имеет влажность только 12%. У традиционной вагонки этот показатель варьируется в двух параметрах: от 8 до 12% или от 25 до 35%.

Так же отмечают достаточно продолжительный срок службы готового покрытия за счет крепления «гребень-паз», обеспечивающего плотное соединение досок между собой, устойчивость к внешним разрушительным воздействиям. Но у евровагонки шип длиннее (9 мм против 5 мм) и глубже входит в гребень, что делает такое соединение более надежным. Конструкцией предусмотрены вентиляционные канавки для отведения влаги, что в итоге предотвращает гниение.

Если для размеров досок вагонки нет четких требований, евровагонка выпускается строго определенных геометрических параметров.

Недостатки вагонки

Из отличий евровагонки и вагонки вытекают недостатки последней:

  • плохая устойчивость к повышенной влажности, что ведет к поражению грибком;
  • помещение с такой отделкой требует хорошей вентиляции, чтобы не было застоя влажного воздуха и влага не оседала на стенах;
  • так как доски используются влажные, после высыхания могут проступить недостатки древесины;
  • образование щелей между планками за счет усыхания дерева;
  • срок службы ограничен условиями эксплуатации;
  • для защиты от бактериального заражения требуется специальная обработка антисептиками.

Значительно продлит срок службы и сделает более привлекательным помещение, отделанное вагонкой, если панели покрыть лаком или окрасить.

Преимущества евровагонки

Анализ преимуществ евро доски делает понятным, чем вагонка отличается от евровагонки:

  • подходит для эксплуатации в особо неблагоприятных условиях. Если при очень высокой влажности доска изменит свои размеры, четкая геометрия профиля не даст соединениям разрушиться;
  • материал не выгибается, минимально деформируется, плотно укладывается, благодаря малой ширине;
  • толщина доски достаточна для использования в условиях повышенной влажности. Она подходит для внутренних и внешних работ;
  • технология обработки обеспечивает продолжительный срок эксплуатации за счет устойчивости к биозаражению, действию ультрафиолета и высокой влажности;
  • не требуется дополнительная обработка, как лакокрасочными веществами, так и защитными;
  • вентиляционные канавки кроме отведения влаги, еще снимают механическое напряжение, способствуя дополнительно увеличению срока службы декоративной отделки стен евровагонкой.

К этому перечню следует добавить отличную шумо-, теплоизоляцию, а так же естественную красоту дерева.

Обзор сортамента

Выбирается евровагонка для обшивки по таким параметрам как:

  1. тип профиля;
  2. вид древесины, из которой изготовлены ламели;
  3. размеры планок;
  4. класс материала.

Каждый из показателей подбирается с учетом типа помещения, требований к эксплуатационным характеристикам, особенностей климата местности, совместимости с интерьером. Возможно, определить, что лучше подойдет, поможет цена.

Типы профиля

Производители предлагают несколько видов евровагонки, отличающихся по внешнему виду своему предназначению. Классификация евроламелей:

  • традиционная евровагонка имеет дополнительную фаску, выбранную около шипа. На облицованных поверхностях швы хорошо видны. Если фаска имеет скругленную форму, тогда это Softline. Более практичный вариант, так как доска меньше подвержена разрушению;
  • вагонка или евровагонка штиль не имеет вообще фаски возле шипа и швы, после укладки, практически не видны. С её помощью имитируют отделку брусом. Подходит для облицовки фасадов зданий;
  • ламели ландхаус имеют на лицевой стороне покрытие вырезанным или другим типом рисунка. Выбирают, в основном, по декоративным предпочтениям;
  • с помощью доски типа «блокхаус» имитируют сборку строения из оцилиндрованных бревен. Сфера применения: дачи, внешняя облицовка зданий, беседки;
  • в профиле американка снята целая часть вместе с фаской под некоторым углом. При монтаже здание выглядит как обшитое сайдингом, но из натурального дерева, например, липы.

Совет мастера! Если необходимо в комнате сделать перегородку, можно использовать двустороннюю ламель с одинаковой лицевой и тыльной сторонами. Но она не имеет вентиляционного канала.

Выбор породы дерева

В производстве нет ограничений по выбору сорта древесины. В работу идут как лиственные породы, так и хвойные.

Лиственные породы деревьев наиболее подходящие для внутренних работ. Евровагонка липа удачное сочетание цена-качество. Она выдерживает значительные механические нагрузки, почти не деформируется, устойчива к влаге и другим неблагоприятным факторам среды. Этот сорт дерева рекомендуют для обшивки бани или балкона евровагонкой. Отлично себя зарекомендовали ольха и дуб.

Доски из ели, сосны, лиственницы, кедра пропитаны естественным образом смолами и эфирными маслами.

Смола на сосновых досках может выделять и после обработки, поэтому не рекомендуется для парилки. Запах кедрового дерева не переносят комары, он вызывает аллергические реакции у некоторых людей.

Они имеют природную защиту от поражения плесенью и устойчивы к повышенной влажности. Отличаются значительным сроком эксплуатации. Подходят как для внутренних работ, так и для облицовки внешней стороны строений. Евровагонка из лиственницы и кедра очень красивая, прочная, с повышенными теплоизоляционными свойствами.

Геометрические параметры планок

Выпускают евровагонку только определённых размеров. Строго зафиксированы два параметра: ширина и толщина. В соответствии со стандартами ширина евровагонки не должна превышать 96 мм, а толщина 12,5 мм. Эти параметры оптимальны для устойчивости к ударным нагрузкам и другим механическим напряжениям. Доски могут иметь длину 2,4 м, 2,1 м, 2,7 м, 2,5 м, 6 м и 3 м.

Классы ламелей

В процессе сортировки готовых досок выделяют четыре класса:

  1. Экстра или премиум. Планки не имеют никаких дефектов и не требуют дополнительной обработки.
  2. Класс «А» допускает не более 3-х сучков на погонный метр, небольшую засмоленность, наличие микротрещин на лицевой стороне.
  3. Класс «В» определяет, что есть трещины и смоляные кармашки, не более 2-х выпадающих сучков, нет ограничений по засмоленности.
  4. Класс «С» или все остальное. Явный запрет только на гнилые образцы.

Отделочные работы

Перед тем как крепить евровагонку проводят подготовительные работы. Они заключаются в выравнивании стены, формировании обрешетки из брусьев или креплении направляющих профилей, укладки утеплителя, паро- и влагозащиты, проведении коммуникаций. Только после этого приступают к монтажу планок.

Для отделки евровагонкой своими руками можно выбрать горизонтальный или вертикальный способ. Вариант диагональный и в елочку лучше доверить профессионалам.

Порядок крепления ламелей:

  • делается разметка для отверстий в гребне по точкам совмещения с обрешеткой;
  • в отмеченных точках сверлятся отверстия не более Ø 2 мм;
  • первая планка укладывается в углу так, чтобы паз был крайним;
  • саморезами через отверстия в гребне прикручивается к обрешетке;
  • следующая планка прикладывается в направляющему профилю на некотором расстоянии от первой и вдвигается так, чтобы гребень вошел в паз;
  • фиксируется саморезами;
  • так повторять до конца поверхности.

Кроме саморезов используют для крепления скобы, гвозди, шканты, кляймеры. Скобы крепятся строительным степлером на шип. Гвозди вбивают в шип и полностью в нем утапливаются. При помощи шкантов маскируют саморезы. Кляймер или тонкая оцинкованная скоба подходит для внутренней отделки. Он крепится к шипу с внутренней стороны, затем соединяются две планки, затем сам кляймер прикрепляется к обрешетке.

Евровагонка современный отделочный материал. Она внесет в помещение ауру настоящего леса, поможет создать оазис уюта.

Что же касается толщины вагонки , то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой , то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку . Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит . Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна . Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать , чтобы материал не начал темнеть;
  • ель . Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница . Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр . Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб . Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа . Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень . Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль . Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус . У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления , так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум . Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В . Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С . Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами . Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

/ В чем отличие вагонки от евровагонки?

В чем отличие вагонки от евровагонки?

Зачастую в тексте объявления о продаже пиломатериалов оптом можно встретить фразу «вагонка и евровагонка от производителя». У некоторых потенциальных покупателей рождается приблизительно следующая мысль в голове «А разве это не одно и то же?». Да, многие именно так и думают, не обращая внимания на приставку «евро», в то время как она придает данной продукции отличия не только по звучанию.

Зачем приставка «евро»?

Вопреки расхожему мнению, что приставка «евро» указывает на качество продукции, этой функции она не выполняет. Вернее, выполняет не только ее. Наличие приставки говорит о том, что обшивочный материал был произведен с учетом требований DIN 68126, то есть требований зарубежного стандарта, в то время как наш отечественный стандарт определяется ГОСТом 8242-88. И в том, и другом случае стандарты предполагают определенные параметры обшивочной доски, точно рассчитанные и выверенные.


Так в чем же отличие?

Покупая вагонку или евровагонку от производителя , потребитель должен знать, что эти пиломатериалы имеют одно ощутимое отличие — различные параметры профиля. Заметное невооруженным глазом различие — размер шипа. Ширина шипа обычной вагонки составляет 4 мм, тогда как аналогичный параметр у евровагонки — 8 мм (или 8,33 % от общей ширины, значение которой 96 мм). В связи с этим можно упомянуть о преимуществе евровагонки. Состоит оно в следующем. В условиях меняющейся влажности меняется и ширина самого изделия. И если изменение ширины превышает размер шипа, могут появиться щели. В случае с евровагонкой это маловероятно, поскольку сложно представить условия, при которых линейные габариты дерева (прошедшего через камерную сушку) изменились бы на 8,33 %.

Еще об отличиях

Кроме ширины шипа, у вагонки и евровагонки есть еще некоторые отличия. Среди них можно отметить влажность древесины, сортность, параметры (ширина и толщина). К тому же, только европейские стандарты определяют необходимость наличия вентиляционных канавок на внутренней стороне обшивочной доски. Эти канавки предназначены для удаления конденсата и снятия напряжения в древесине, которое является следствием перепада температур и влажности.

Самым старым и до сих пор востребованным из строительно-отделочных материалов является древесина. Еще в древности люди освоили этот материал и создали из него первые поселения, предметы обихода, посуду, украшения и много других полезных вещей.

Но наибольшее распространение использование древесины получило в строительстве и отделке.

Несмотря на развитие технологий, появление бетона и стали, дерево остается популярным материалом в строительной отрасли. Причем, сегодня его ценность повышается именно в направлении выполнения отделочных работ. В частности, производный материал из дерева - вагонка.


Деревянная вагонка представляет собой тонкую, обработанную доску имеющую паз и гребень для удобства стыковки.

История появления вагонки

Вагонка появилась одновременно с вагонами поездов, внутренняя отделка которых выполнялась тонкими дощечками, чтобы сократить расход древесины в абсолютном значении. А также, снизить стоимость и расход вследствие подгонки пиломатериала.

Производство деревянной вагонки

Вагонка изготавливается из обрезной доски, которая прошла подготовительный этап - сушку в естественных условиях или сушильной камере. Подготовленная доска обрабатывается путем строгания. Для обеспечения бесшовного стыка с боковых поверхностей выбирается четверть (метод фальцовки) или шпунт (метод шпунтовки). Последним этап является торцовка, которая предусматривает нарезание заготовок различной длины.

Данный способ описывает процесс производства деревянной вагонки. Кроме этого, существует и вагонка мдф.

Производство вагонки регламентируется стандартами: ГОСТ 8242-88, DIN 68-126/86, ТУ. Стоит отметить, что немецкий стандарт ДИН более требователен к качеству, нежели российский ГОСТ.

Прежде чем вагонка поступит в продажу, определяется ее сорт. Чем меньше дефектов, сучков и шероховатостей тем выше класс вагонки. Отечественным сортам 1, 2 и 3 соответствуют европейские - Класс «А», «В», «С». Кроме того, европейские, а затем и российские производители стали предлагать вагонку класса «элит» или «экстра».

Размеры деревянной вагонки

Сразу оговоримся, что размеры вагонки будут отличаться для обычной и евровагонки.

Размеры обычной вагонки, т.е. ее длина, ширина и толщина определяются непосредственно производителем. Но, наибольшую популярность получили стандартные параметры.

Размеры вагонки деревянной:

  • толщина: 12 - 40 мм;
  • ширина: 76 - 200 мм;
  • длина: 0,2 м (минимальная) - 6 м (максимальная);
  • размер шипа: 4-5 мм.

Размеры евровагонки деревянной:

(характерны более точные параметры)

  • толщина: 13, 16, 19;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
  • длина: 0,5 м - 6 000 мм;
  • размер шипа: 8-9 мм.

Допустимые отклонения:

  • толщина: - 0,7 мм;
  • ширина: - 1 мм;
  • длина: +/- 5 мм;
  • размер шипа: +/- 0,5 мм.

За счет оптимальных размеров ламели, вагонке не грозит рассыхание и появление щелей.

Как видим, с точки зрения длины, вагонку можно разделить на два класса: длинная - используется в отделочных работах, короткая - предназначена для подшивки свесов крыши.

Стоит отметить, что короткая вагонка более дешевая. Это обусловлено тем, что короткие заготовки, по сути, являются отходами чистовой обработки длинных. Дело в том, что в длинных досках на этапе окончательной обработки могут встретить мертвые сучки, которые необходимо выпилить, чтобы сохранить сортность вагонки.

Примечание: мертвые сучки - те, которые могут выпасть, живые сучки - те, которые надежно держатся в древесине.

Отделка деревянной вагонкой - плюсы и минусы обшивки

Сравнение достоинств и недостатков в рамках монтажных работ.

Преимущества:

  • натуральность;
  • экологичность. Древесина создает в доме уникальный микроклимат и в зависимости от породы может выделять смолу и просто приятный запах. Дерево, за счет своей гигроскопичности способно поддерживать определенный уровень влажности в помещении;
  • эстетичность. Каждая порода и сорт древесины имеет уникальный внешний вид, а многообразие структур и оттенков позволят создать неповторимый интерьер;
  • доступность материала;
  • легкость монтажа. Удобная система паз-гребень дает возможность декорировать поверхности своими руками без специальной подготовки;
  • длительный срок эксплуатации. При правильной обработке и должном уходе древесина вагонки способна служить до 50 лет;
  • тепло и звукоизоляция.

Недостатки:

  • чувствительность к влаге;
  • неустойчивость к резким перепадам температур;
  • вероятность деформации в течении периода эксплуатации.

Следует понимать, что названные недостатки не критичны, поскольку легко устраняются дополнительной обработкой и правильным монтажом. Кроме того, приобретая вагонку, нужно сразу определиться в каких условиях она будет эксплуатироваться. Так, например, для отделки влажных помещений (баня, парная, сайна) подойдет хвойная вагонка, для сухих - лиственная.

Деревянная вагонка - характеристики

Правильный выбор материала можно сделать только в том случае, если разобраться с техническими характеристиками древесины и сферой ее применения. Главными показателями качества вагонки являются:

  • прочность. Определяет способность панелей выдержать механическую нагрузку. Общеизвестно, чем толще будет ламель, тем она будет прочнее. Однако повышенный расход древесины приводит к удорожанию вагонки, поэтому нужно выбирать материал исходя из условий эксплуатации. Вторым моментом, определяющим прочность вагонки является прочность самой древесины;
  • твердость. Чем тверже древесина, тем сложнее ее обрабатывать. Однако, чем тверже порода, тем надежнее будут в ней зафиксированы гвозди, шурупы при установке;
  • влажность;
  • сортность. Определяет внешний вид вагонки и идеальность размеров каждой панели;
  • износостойкость. Устойчивость к истиранию. Такой показатель важен, если планируется отделка округлых поверхностей, выступающих углов или, например, стены в сауне, к которой можно прислониться;
  • огнестойкость. Важна при , поверхностей возле каминов и т.п.;
  • лечебные и эстетические свойства.

Вагонка - породы древесины

Вагонка может быть произведена из различных пород древесины. Общепринятым является ее деление на лиственную и хвойную.

Вагонка лиственных пород

К распространенным лиственным породам, из которых делают вагонку, относятся:

Отличается значительной прочностью. Древесина липы имеет красивый цвет, который, однако, темнеет в процессе эксплуатации.

Чтобы уберечь цвет и древесину от гниения необходимо применять специальные пропитки.

Вагонка из ольхи содержит дубильные вещества, которые при нагревании выделяют соединения, помогающие восстановить здоровье. Она мало гигроскопична (не впитывает влагу), что привело к популярности отделки бани ольховой вагонкой.

Ольха экологична, имеет красивый цвет и низкий коэффициент теплопроводности, служит отличным звукоизолятором. Однако, нуждается в защите для продления срока службы.

Вагонка из дуба (дубовая)

Вагонка из дубовой древесины является элитной. Дуб отличается высокой прочностью, что приводит к удорожанию процесса его производства.

Чаще используется для внутренней отделки.

Материал подготовлен для сайта www.сайт

Вагонка из экзотических (ценных) пород дерева

Бук, ясень, осина встречаются реже. Красное дерево относится к экзотической древесине, но тем не менее, можно встретить на рынке.

Стоит отметить, что вагонка лиственных пород имеет меньший срок эксплуатации, теряет со временем цвет и нуждается в дополнительной защите против влаги и жучков.

Вагонка хвойных пород

Хвойная вагонка служит дольше. Она отлично зарекомендовала себя в тех помещениях, где высокая влажность: в саунах, банях, душевых.

К популярным хвойным породам древесины относятся:

Является мягким и пластичным пиломатериалом, что позволяет использовать ее при отделке округлых форм. Деревянные панели удобно обрабатывать и соединять между собой. Поверхность еловой вагонки имеет самый низкий показатель шероховатости.

Ель обладает красивой, но маловыразительной структурой (фактурой).

Среди недостатков вагонки из ели: наличие сучков, подверженность грибковым заболеваниям и повреждениям древесным жучком. Также ель более гигроскопична, по сравнению с другими хвойными породами, т.е. больше впитывает влагу, а, следовательно, такая вагонка быстрее подвергается процессам гниения.

Для повышения ее устойчивости производители прибегают к химической обработке. Сфера применения: внешняя и внутренняя отделка.

Наиболее популярный сорт древесины для изготовления вагонки. С одной стороны, это качественный материал, прочный и легкий, а с другой - относительно недорогой пиломатериал.

Сосновая вагонка отличается красивым рисунком, теплым золотистым цветом. Отделка сосной позволит создать ощущения уюта и тепла в доме.

Сосновой вагонке также свойственны недостатки: это способность древесины «слезоточить». Это связано с тем, что даже обработанная и высушенная доска может отдавать смолу в течении длительного периода (иногда до 10 лет).

Второй недостаток - малая плотность древесины, в следствии чего, вагонка из сосны легко царапается.

По показателю прочности соответствует дубу. Причем благодаря смолизации ее прочность со временем только увеличивается. По сравнению с другими хвойными породами все ее показатели гораздо выше. Причем в среднем на 30%. Структура волокон лиственницы способствует сбережению тепла.
Данная порода содержит фитонциды (природные антиоксиданты), а также благоприятно воздействует на нервную систему.

Лиственница имеет красивый внешний вид, легкий красноватый оттенок, ее слои четко выражены. Вагонка из лиственницы не меняет своего цвета за весь период эксплуатации. Всё это приводит к росту популярности лиственницы как вида древесины в производстве вагонки. Единственный минус вагонки из лиственницы в ее высокой стоимости.

Древесина кедра пропитана значительным количеством смолы, поэтому её легко узнать по приятному хвойному запаху. Кедровая вагонка отличается высокой плотностью и отсутствием коробления. Наличие пор позволяет утверждать, что кедровая вагонка отлично удерживает тепло.
Срок эксплуатации вагонки довольно долгий, особенно в случаях, когда она установлена на открытом воздухе и защищена от прямого попадания воды.

Вагонка из кедра хорошо подходит для внутренней отделки. Этому способствует высокое содержание в древесине туяплицина (природный антисептик). Облицовка помещений кедром может играть роль «домашней аптечки» снимая усталость и успокаивая нервную систему.

Еще одна особенность кедра в то, что его запах не выносят комары. Однако высокая стоимость кедровой вагонки не способствует ее повсеместному распространению.

Виды и сорта деревянной вагонки

Еще один критерий, по которому можно классифицировать вагонку - это профиль изготовления. На отечественном рынке можно встретить такие профили:

Стандарт (штиль)

Крестьянка, колхозница, русская классика, простая - все это разные названия одной и той же вагонки). Особенность данного вида в практически полном отсутствии пазов.

Евровагонка

Идентична вагонке стандарт, но при ее изготовлении выдерживаются более жесткие требования. Кроме того, при стыке ламелей между ними остается небольшой паз до 15 мм. Отличие между видами (обычная и евро) будет приведено ниже.

Софт-Лайн (Soft Line - мягкая линия)

Название софтлайн носит вагонка, фаски которой слегка закруглены.

Ландхаус или волна

Имеет необычную, вогнутую лицевую сторону.

Размер вагонки "Волна" (Ландхаус) Вид вагонки "Волна" (Ландхаус)

Отдельно стоит отметить еще три разновидности вагонки. Их специфика в способе крепления. В отличии от перечисленных выше видов, нижеприведенные крепятся горизонтально.

Американка

Имитирует укладку досок. Такой вид вагонки применяется в основном для наружных работ. Благодаря своеобразной системе паз-гребень доски в месте стыка защищены от проникновения воды. Стоит отметить, что пластиковой американки не существует.

Размер вагонки "Американка" Вид вагонки "Американка"

Вагонка «имитация бруса»

По сути, это вагонка с профилем стандарт.

Размер вагонки "имитация бруса" Вид вагонки "имитация бруса"

Вагонка «блок-хаус»

Внешний вид здания, обшитого вагонкой с профилем блок-хаус похож на настоящий сруб.

Размер вагонки "блок-хаус" Внешний вид вагонки "блок-хаус"

Отличие евровагонки от вагонки

  1. более жесткое соблюдение стандартов качества;
  2. низкий уровень влажности. Минимально допустимый уровень для евровагонки составляет 12%. Для вагонки - 15-28%;
  3. более гладкая лицевая поверхность;
  4. обязательная упаковка в полиэтиленовую пленку;
  5. больше вентиляционных канавок. Они позволяют отвести конденсат с панели и способствуют снятию внутреннего напряжения;
  6. размер шипа евровагонки 9 мм, стандартной - 5 мм;
  7. наличием паза при стыке двух ламелей (ширина паза до 15 мм);
  8. обязательной предпродажной подготовкой доски. Евровагонку можно устанавливать, не подвергая дополнительной обработке, чего не скажешь о классической вагонке.

Какую вагонку лучше выбрать для обшивки дома и бани

Чтобы не ошибиться с выбором вагонки, нужно знать на какие параметры нужно обращать внимание. Ниже перечислены основные из них:

  • порода древесины и ее качество . Выше описано, какими свойствами обладает каждая из наиболее распространенных пород дерева;
  • длина . Уже отмечали - чем длиннее доска, тем дороже будет вагонка;
  • сортировка . Именно на этом этапе определяется сорт древесины. Сортировка происходит вручную;

Примечание: в партии товара допускается пересечении вагонки по сортам до 10%. Т.е. в пачке вагонки 1 сорта допускается наличии 10% панелей 2 сорта.
Важно, многие производители допускают возврат и обмен вагонки 1-го и 2-го сорта, но не третьего.

  • место хранения . Вагонку нужно хранить в сухом, закрытом, хорошо вентилируемом помещении. Однако многие отечественные продавцы оставляют доски на открытом воздухе под воздействием влаги и ультрафиолета. Синева на ламели скажет о том, что древесина заражена грибком;
  • производитель . Более качественной считается вагонка из северных регионов России. Это связано с климатическими условиями, в котором растет исходное сырье для производства. Более суровый климат замедляет рост древесины, при этом делая ее прочнее.

Кроме характеристик вагонки на выбор могут повлиять:

  • место под отделку . Вернее, назначение помещения. Например, для бани, жилой комнаты или коридора можно выбрать вагонку разных сортов и пород. Внешняя отделка требует дополнительной обработки. Внутренняя требует большей экологичности материала;
  • размеры помещения . При необходимости обшить значительную площадь, может быть сделан выбор в пользу менее дорогого и соответственно менее качественного материала;
  • для облицовки маленького помещения следует приобретать узкую доску. Такой прием позволит визуально расширить помещение;
  • качество поверхности . Для облицовки ровной поверхности можно использовать более тонкую вагонку, нежели для неровной;
  • объем бюджета на приобретение вагонки . Также немаловажный фактор, который зачастую и является ключевым аргументом при выборе.

На что еще обратить внимание

В момент приобретения проверьте качество стыка. Для этого соедините несколько пар ламелей между собой. Некачественная вагонка будет иметь щели.

Еще немаловажно сразу же договориться об условиях обмена или возврата вагонки которая не отвечает приобретаемому сорту.

Часто встречается ситуация, когда продавец отказывается распаковывать пачку евродоски предлагая оценить визуально качество товара. Стоит ли говорить о том, что такой продавец должен вызвать сомнения, ведь первая и последняя ламели в пачке обычно идеального качества.