ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Стиль рококо в архитектуре Европы. Рококо в архитектуре России. Рококо, его отличие от барокко

Сравнение барокко и рококо

В чем же разница между барокко и рококо?

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

возрождение барокко рококо

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille - «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»

Характерные черты стиля

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.

В архитектуре

Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени.

Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.

В интерьере

Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель - в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве

Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности - пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.

Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида.

Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.

Баромкко (итал. barocco -- «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca -- «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) -- характеристика европейской культуры XVII--XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI--XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Рококом (фр. rococo, от фр. rocaille -- дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) -- стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» -- это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» -- это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Нежные и светлые краски, характерные для живописи рококо, у Буше до того уж нежны, что в них чудится нечто кондитерское -- не живопись, а воздушное пирожное. Вместе с тем они очень изысканны: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые. Буше, в сущности, неживописен: его манера довольно суха, фактура матово-гладкая, у него нет перетекания, вибрации и глубины тонов, он подбирает краски, как цветы для букета, однако букет красив. В живописи рококо легкие оттенки тона закрепляются и изолируются как самостоятельные цвета. Им давали названия в духе «галантной» стилистики: «цвет бедра испуганной нимфы», «цвет потерянного времени» и т. д. Подобными утонченными красками расцвечивались и произведения прикладного искусства, которое занимало важное место в культуре рококо. Тот же Буше, мастер очень искусный, много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. В мебели, посуде, одежде, экипажах стиля Людовика XV сказывалось опять-таки влечение к придуманному, желание воплотить мечту -- мечту изрядно вычурную, которая сама была порождением лицемерной общественной атмосферы французской монархии. Хотелось освободиться от скованности, официозности (вот откуда пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям), но власть реальности такова, что она сама определяет облик тех воздушных замков, которые над нею надстраивают и в которых думают от нее спастись. Воздушные замки рококо были довольно искусственны и хрупки, хотя * по-своему красивы. Аристократический «мятеж» против грубой реальности сказывался в том, что естественной тектонике, естественным свойствам материалов и пропорциям предпочитались атектоничность, иные, чем в натуре, пропорции, отвергались законы силы тяжести. Прикладное искусство, однако, создавало вещи, которыми можно было пользоваться; этим оно как бы доказывало возможность пренебречь грубыми законами вещества, поставить на их место другие, созданные фантазией.

Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал.)русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр.)русск.. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу иРембрандту. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному

Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. В академических спорах с АндреаСакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507--1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550--1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко -- единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Если для барокко характерна монументальность и массивность, то в рококо наоборот, главными считаются изящество и лёгкость.

В архитектуре рококо практически исчезают прямые линии. Если они и присутствуют, то тщательно скрываются за затейливым орнаментом украшений. Функциональность и стремление к органичному сочетанию различных частей сооружения ушли вместе со стилем барокко. Рококо превыше всего ставит изящество и лёгкость. Несмотря на то, что в этом стиле отсутствовала, какая бы то ни было, рациональность, существует огромное множество построек в этом стиле, до сих пор поражающих воображение красотой архитектурного замысла.

Основные характеристики рококо - асимметричные, динамичные формы. Если говорить о цветовой палитре - это пастельные оттенки розового, голубого, желтого и зеленого, а также золотой и белый цвета. Орнаменты в интерьере рококо - это побеги цветов и растительные экзотические мотивы, чаще всего китайские яркие мотивы, используются для оформления интерьеров орнаменты и изображения времен года, и обязательно, просто непременно золотые компоненты, ведь в гамме рококо золото присутствует везде и всегда, его используют для выделения главных и наиболее значимых элементов оформления. А для общего фона больше уместны пастельные цвета - белые и кремовые, зеленые и розовые. Коричневая деревянная мебель отлично гармонирует с этой пастельной гаммой. Скажем, стиль рококо в интерьере - это действительно больше интерьеры, нежели архитектура строений. Вершина этого стиля - отель «Субиз» во Франции в Париже.

Стиль бароккко в интерьере призван показать богатство и престиж владельца дома эпохи 17-18 века. Дизайну барокко свойственны динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко в интерьере использует криволинейные и архитектурные формы (колонны, архитектурный декор). Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают возвышенность и объемность. Широко используется золото (золочение), серебро, медь, кость, мрамор и различные породы дерева.

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это -- тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах -- целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Это -- полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, -- в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.

Так как законодательство моды прочно закрепилось за Францией, то даже в тех случаях, когда новшество или изобретение принадлежало другой стране, периоды моды принято до сегодняшнего дня делить по уже давно утвердившимся династическим хронологиям.

Костюм Рококо. Еще в начале века фаворитка Людовика XIV госпожажаМонтэспань, чтобы скрыть беременность, надела свободное домашнее платье, колоколом ниспадавшее вниз. Эта свободная и непринужденная форма как нельзя кстати пришлась ко двору и в несколько лет стала модной и распространенной женской одеждой (контуша). Контуша надевалась на корсет и юбку, в свою очередь надевавшиеся на панье -- канифасовую или полотняную юбку, жестко проклеенную или поставленную на тростниковые круги, диаметр которых последовательно уменьшался к талии.

По сравнению с громоздким металлическим вертугадэном это было довольно легкое сооружение, которое при ходьбе упруго колебалось, приводя все платье в движение и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке. Контуша на спине имела особый покрой: полотнище ткани было закреплено на плечах в глубокие складки, свободно распускавшиеся книзу, что придавало платью своеобразную форму и особую прелесть (складка Ватто) (рис. 123). Спереди у корсета была металлическая планшетка, которая делала плоской и жесткой грудную клетку и поднимала грудь вверх. Если корсаж и корсет представляли одно целое, то рукава пристегивались или прикалывались к нему (рис. 124). Они делались по объему верхней части руки, расширялись книзу, доходя до сгиба локтя, и заканчивались особой формы манжетом из трех частей.

Во имя изящества были убраны на время сложные шляпы и чепцы, волосы, гладко собранные на макушке или затылке, уложенные в небольшие букли естественного цвета или напудренные рисовой пудрой, обрамляли легко и просто фарфоровые лица женщин. Иногда макушки прикрывались небольшой накладкой из дорогого кружева, сеткой из граненых камней, жемчужной розеткой или в прическу вкалывалась имитация цветка, изысканного произведения ювелирного искусства.

Кажущаяся простота изящно выполненного во всех деталях костюма доставалась дорогой ценой.

Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской империи
История окна

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо. Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию.

Ещё


___


Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве. Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов. Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.



___


Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.



___


Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.



___


В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов. Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.



___


Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.



___


В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.



___


Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве - сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.



___


Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары. Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.



___


В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.



___

Архитектура Нового времени

Слово «барокко» – название самого причудливого стиля в истории человечества – само по себе является загадкой. Испанское bar ruecco, португальское barroco означает «необычный», «неправильный». «Рerola barroca» – так называли португальские моряки бракованные жемчужины. В логике словом «барокко» с XIII в. называли некорректные высказывания, ведущие к ложным заключениям. В середине XVI в. в разговорном итальянском языке как «барокко» определяли что-то грубое, неуклюжее и фальшивое. Французские ювелиры, наоборот, придавали этому слову положительные коннотации: baroquer означает «смягчать контур». Но если мы обратимся к французским словарям, то увидим, что в начале XVIII в. «барокко» трактовалось как ругательное выражение. В 888 г. швейцарский историк Генрих Вёльфлин написал книгу «Возрождение и Барокко». Каждый стиль, по мнению ученого, на пике популярности становился «классикой», а затем сменялся «барокко» – периодом, когда рушились старые каноны. С легкой руки Вёльфлина классицизмом и барокко теперь именуют не только художественные стили, которые сформировались в XVII в., но и последние, критические, фазы развития любых стилей. Барокко связывают с беспокойным, романтическим мироощущением, которое воплощается в экспрессивных, неуравновешенных формах.

В начале XVI в. Италия была ареной военных действий – император Священной Римской империи Карл V боролся за свое влияние в Западной Европе. Весной 527 г. Карл столкнулся с неразрешимой проблемой: у него закончились деньги. Платить наемникам было нечем, и армия императора, не повинуясь приказам, двинулась на Рим. Солдаты разграбили Вечный город, а папа Климент VII был осажден в замке Святого Ангела христианским же войском. Среди наемников были лютеране, но сам Лютер их поступок не одобрял. Карл V тоже был недоволен поведением своей армии, но тем не менее унижение папы было ему на руку. Лишь через месяц Клименту VII удалось выбраться из замка Святого Ангела. За свое освобождение он заплатил выкуп в 400 тыс. дукатов. Разграбление Рима подорвало авторитет святейшего престола и способствовало появлению новых протестантских конфессий. Сам город обезлюдел, художники – гордость папы – покидали его двор. Многие исследователи считают, что вот тут-то и закончилось Возрождение: религиозный и политический кризис породил хаос, и в Италии появилось новое художественное течение – маньеризм. В архитектуре он выражался в нарушениях ренессансной гармонии, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства, элементах гротеска. Знаменитый пример – «непроходимая», а на самом деле вполне удобная лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции, которую спроектировал Микеланджело: с округлых ступеней, казалось бы, легко соскользнуть, а перила, за которые так и хочется схватиться, очень низкие. Лестница резко расширяется книзу, поэтому зрительно она длиннее и выше, чем в действительности. Ко всему прочему, лестница не просто перегораживает вестибюль, а фактически заполняет его. Изысканный и нервный маньеризм – предтеча настоящего барокко. Ученые напрямую связывают появление барокко с расширением границ «ойкумены» – открытием Нового Света. Архитектура лишь отразила причудливость мира, его дивное разнообразие. Барокко оказалось очень коммуникабельным стилем: в отличие от классики, которая везде одинакова, оно самым естественным образом заимствовало и компоновало элементы архитектуры и декора, традиционные для разных народов. Кроме того, с открытием Америки католическая церковь получила новую паству, что, с одной стороны, значительно укрепило позиции католиков, а с другой – вызвало необходимость в масштабном строительстве. Роскошь новых соборов противопоставлялась простоте и скромности протестантских храмов – превосходство католицизма было теперь видно невооруженным глазом. Еще в начале ХХ в. французский археолог, филолог и общественный деятель Соломон Рейнак пренебрежительно называл барокко «суетливым иезуитским стилем». Но другой француз – искусствовед Эмиль Маль – считал барокко «наивысшим воплощением идей христианского искусства».



Толстосумам барокко тоже пришлось по вкусу: теперь фасады дворцов явно пахли деньгами. Роскошным стал и досуг, те, кто имел деньги, не стеснялись проводить время праздно: совершали променад, качались на качелях, катались на лошадях, играли в карты, ездили в театр, танцевали на балах-маскарадах.

Как мы помним, в эпоху Возрождения особое внимание уделялось строительству и благоустройству городов. Средневековые переулки, кривые и тесные, никак не вписывались в новую эпоху, идеалом которой была античная ясность линий. Если в Средние века площадь была местом торговли или народных собраний, то теперь она стала украшением города: каждый приезжий мог убедиться, что Венеция ничем не хуже Флоренции и наоборот. Барокко с его культом роскоши пошло дальше. Главные улицы прокладывались как широкие проспекты, идущие к площади. Так, например, Виа Корсо в Риме ведет на площадь дель Пополо. Ансамбль самой площади имеет так называемую «трехлучевую композицию»: две церкви, которые построили во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла. Любопытно, что вопреки канону эти церкви ориентированы не с запада на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом – с севера на юг.

В качестве одного из основных компонентов городского ансамбля барокко использовало пейзаж. А сами здания как бы вливаются в окружающее пространство благодаря сложным криволинейным очертаниям и причудливой пластике фасадов. Искусствоведы говорят, что дворцы и церкви барокко живописны и динамичны. Барокко питает пристрастие к внешним эффектам, резким контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – оно совмещает иллюзорное и реальное. Конечно, архитектурные формы барокко наследовали формы итальянского Возрождения, но выглядели здания совсем иначе. Архитекторы использовали колоссальные – на несколько этажей – колонны, полуколонны и пилястры. Множество раскреповок (вертикальных членений элементов) делало стену визуально объемной. Иллюзорная глубина стены продолжалась настоящими объемными композициями: скульптурными группами, фонтанами (пример – палаццо Поли с фонтаном Треви).

Барокко, обожавшее детали, в отличие от Ренессанса не придавало им самостоятельного значения: каждый элемент подчинялся общему архитектурному замыслу.

Ради живописности и динамичности, для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, пришлось пожертвовать правилами ренессансной гармонии. Усложненные планы, пышные интерьеры с неожиданными пространственными и световыми эффектами, многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. Необычная деталь, характерная для барокко, – плафоны, живопись на плоском потолке, создающая иллюзию купола без верхушки. Живопись и скульптура изобилуют многоплановыми композициями религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII–XVIII вв. объединена общим понятием «барокко», выглядит она совершенно по-разному: динамичная в Италии, серьезная во Франции, скромная в Восточной Украине. Самые знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Самым известным представителем барокко в итальянской архитектуре был Карло Мадерна (556–629 гг.). Он отверг маньеризм и создал свой собственный стиль. Больше всего он прославился фасадом римской церкви Санта-Сусанна (603 г.). На развитие итальянской барочной скульптуры наибольшее влияние оказал Лоренцо Бернини, чьи первые работы, выполненные в новом стиле, относятся приблизительно к 620 г. Бернини был не только скульптором, но и архитектором. Он оформил площадь собора Св. Петра в Риме, создал множество интерьеров. Среди других известных архитекторов можно назвать Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после землетрясения 693 г. появился новый стиль позднего барокко – сицилийское барокко.

Стиль барокко также получил распространение в Испании, Португалии, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Из Испании барокко попало в Латинскую Америку и, смешавшись с местными архитектурными традициями, трансформировалось в самый вычурный его вариант – ультрабарокко.

В Германии наиболее известны дворцы в Сан-Суси. Новый дворец строили И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер, Летний дворец – Г. В. фон Кнобельсдорф.

В Бельгии наиболее выдающимся барочным ансамблем считается Гранд-Плас в Брюсселе, а Антверпен знаменит домом Рубенса, построенным по его собственному проекту.

В России барокко появилось еще в XVII в. – вычурные терема-теремочки в Москве принято называть «нарышкинским» или «голицынским» барокко. В XVIII в. в правление Петра I получает развитие более европейский вариант барокко – в СанктПетербурге и пригородах. «Петровское барокко» связывают с творчеством Д. Трезини. Архитектура Трезини более сдержанная по сравнению с последующей. Расцвет барокко в России искусствоведы относят к правлению Елизаветы Петровны. Самым знаменитым архитектором того времени по праву считается Б. Растрелли.

Во Франции стиль барокко отличается строгостью. Исследователи иногда даже употребляют термин «барочный классицизм». Другое название французского гибрида – «большой стиль Людовика IV». Именно при нем был построен знаменитый Версальский дворец (архитекторы Луи Лево и Жюль АрдуэнМансар) и создан парк (автор проекта Андре Ленотр). Этот ансамбль – крупнейший в Европе, с конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему нет. При всей иррациональности барокко следует помнить, что XVII в. – это еще и век разума и Просвещения. Вспомним французского философа Декарта, который считал истинным то, что ясно и отчетливо мыслится или имеет математическое выражение. Парк Версаля – первый европейский парк, где идея математической гармонии воплотилась в жизнь: липовые аллеи и каналы вычерчены под линейку, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Кроме Версаля, памятниками барокко являются Люксембургский дворец и здание Французской академии в Париже.

В начале XVIII в. французы выработали свой собственный стиль – рококо. Внешнее оформление зданий оставалось прежним, а интерьеры выполнялись в стиле рококо. Рококо проявлялся в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль очень скоро стал популярным во всей Европе и в России.

Конечно, рококо внешне очень напоминало барокко – обилие деталей, вычурность контура, просто линии стали тоньше, детали меньше. Однако психологическая подоплека рококо совсем иная. В отличие от барокко, рококо – стиль сугубо декоративный. Интерьеры барокко отчасти пугали людей – они были изысканны, но неуютны. Рококо придавало большое значение интимности сооружений. Любимым местом пребывания аристократов стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Стиль рококо (в переводе «ракушка») получил название от «рокайльного» орнамента. Характерными чертами рококо были декоративная нагруженность композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Рококо стремится быть легким, приветливым, игривым во что бы то ни стало. Этот стиль не внес ничего нового в конструкцию зданий, он не заботился ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, избегал строгой симметричности, без конца варьировал расчленения и орнаментальные детали. Прямые линии и плоские поверхности ушли в прошлое. Даже если они присутствовали, разглядеть их было невозможно. Удлиненные или укороченные колонны; колонны, скрученные винтообразно, увенчанные капителями, форму которых определяла лишь воля мастера; карнизы над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды, подпирающие ничтожные выступы; балюстрады с флаконовидными балясинами, вазы, пирамиды, скульптурные фигуры – вот приемы рококо. В обрамлении окон, дверей, стен, плафонов присутствует затейливая лепная орнаментация: завитки, отдаленно напоминающие листья растений, выпуклые щиты, маски, цветочные гирлянды, раковины и необработанные камни.

Классицизм и ампир

Зачатки классицизма проявились уже в итальянском искусстве второй половины XVI в. в творчестве Виньолы, Палладио, Серлио и Беллори. Однако целостной системой он стал только во Франции XVII в. К XVIII в. он уже доминировал во всей Европе. Немецкий интеллектуал Иоганн Иоахим Винкельманн в 755 г. утверждал, что современная ему культура имеет только один путь развития – следовать античным образцам и идеям. Этот поворот назад воспринимался тогдашним кругом интеллектуалов как обновление, благодаря вере в силу разума. Рациональная античность противостояла хаосу барокко, его многоликости, изменчивости и непредсказуемости. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. В то же время барокко и классицизм роднит идея противостояния природы и человека, индивида и социума. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась иначе. Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь государства. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. От ее безукоризненных форм веяло холодом, и не случайно классицизм был столь любим тиранами – Наполеоном, Гитлером, Сталиным.

В современной науке принято выделять классицизм XVII в., классицизм XVIII и классицизм XIX века (неоклассицизм).

Основоположником классицизма считается французский художник Никола Пуссен. В живописи классицизма XVII в. получил развитие «идеальный пейзаж» (Н. Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Во французской архитектуре классицизм связан с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Среди образцов зрелого классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. В связи с этими мастерами мы можем говорить о чистоте стиля, позже французский классицизм вбирает в себя элементы архитектуры барокко и становится гибридом.

В эпоху классицизма появляются новые города, парки, курорты. Их характерные черты – логичность планировки, геометричность форм и объемов. Основой архитектуры классицизма становится ордер, близкий к античным образцам. Архитектура, скульптура и живопись эпохи классицизма исповедуют ясность, четкую разграниченность планов, сглаженность форм. В живописи полотно предстает как сцена, на которой разворачивается действие.

Поскольку эстетика классицизма основана на идеях рационализма, близких к воззрениям Декарта, она превозносит разум и логику. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно времени. Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. В классицизме существует четкая иерархия жанров. Чувственные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же басня. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии, истории, религии. Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям в Париже – живописи (основана в 648 г.) и архитектуры (основана в 67 г.).

В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

В архитектуре появились новые типы зданий: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.

Накануне Великой французской революции (789–794 гг.) архитектура продемонстрировала стремление к суровой простоте. Смелые поиски геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Леке) стали отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.

Ампир (от фр. empire – империя) возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Еще одно название ампира – неоримский стиль. Наполеон мечтал о славе римских императоров, и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла, то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима. Поэтому светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи». И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана », и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г.), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, имела шумный успех в Париже. После египетского похода Наполеона (798–799 гг.) в Париже появилась мода на египетское. В 802-83 гг. были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д.-В. Денона. В 809-83 гг. вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Однако основными декоративными мотивами ампира были все те же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.

Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж.-Л. Давида. Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г.) и «Брут» (789 г.). Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера и стал даже диктовать моду в одежде. Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Кушетка, на которой лежала мадам Рекамье, а также торшер у изголовья были выполнены в древнеримской манере. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина.

Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен, получившие образование в Риме. Именно они оформили интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (806–808 гг.). В 806–836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Вершину Вандомской колонны украсила статуя Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге (скульптор А.-Д. Шодэ).

В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях они писали о том, что римский стиль можно сочетать с иными, любыми, которые придутся по вкусу. Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт. В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг., интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).

Если для классицизма типичными были мягкие и сложные красочные гармонии, то ампир оперирует яркими красками – красной, синей, белой (это цвета наполеоновского флага). Стены обивали ярким шелком, в орнаментах преобладали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Несмотря на эклектичность и готовность наследовать декор иных эпох, ампир не распространился по всему миру. Зато, казалось бы, излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Рен), Италии (Пьемарини), Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон). Здания в этом стиле мы можем увидеть повсюду – в Восточной Европе, в Латинской Америке, в Скандинавии. А вот ампир остался «наполеоновским» стилем, и несмотря на то, что насаждался в завоеванных странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его добровольно. Еще до войны 82 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала французской моде. В 84 г. русский император встретился с П. Фонтеном в Париже и получил альбомы с проектами оформления интерьеров и мебели. Эти рисунки способствовали появлению так называемого «русского ампира». Его корифеем считается К. Росси. Именно благодаря ему на русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.

В Англии ампир не получил распространения, но «английским ампиром» иногда условно называют стиль Георга IV (820–830 гг.), а «вторым английским ампиром» – стиль викторианской эпохи 830-890-х годов.

Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными - они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.

Понятие больших стилей в искусстве

Стиль - это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае - произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль - это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие - никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Отличительные черты

Каждый стиль - готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм - имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко - это "пышность" и "избыточность". Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как "причудливый, склонный к излишествам". Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.

Барокко в интерьере

Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.

Барокко в архитектуре

Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.

История рококо

На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха - рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.

Специфические черты

Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель - создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления - воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.

Рококо в интерьере

Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV - это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо в архитектуре

В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода - прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо - Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.

Сходство стилей рококо и барокко

Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.

Различия стилей

Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко - это время великих надежд, а рококо - период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними - это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур - статуэтки, вместо массивной мебели - более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо - тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.