ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Корень мандрагоры… мифы и правда. Мандрагора — колдовское растение с душой

Среди широко применяемых народной медициной натуральных средств особое внимание привлекает мандрагора лекарственная, относящаяся к

Легенды о мандрагоре

Отличительным признаком этого многолетнего травянистого растения, именуемого «мужской корень», «кукушкины сапожки», «адамова голова», «енотовые ягоды», является толстый прямой корень, напоминающий человеческую фигуру, что стало предметом для множества суеверий, вымыслов и легенд. Одна из них гласит, что мандрагора лекарственная при выкапывании ее из земли издает крик, способный свести человека с ума либо убить его. Поэтому в давние времена для добычи «ведьминого цветка» (так прозывали мандрагору в народе) применялся специальный защитный обряд. Выкапывать растение мог только человек знающий. Делал он это не собственноручно (чтобы не принять от растения смерть), а привязывал к нему голодную собаку, в удалении от которой бросал кость. Животное изо всех сил тянулось к пище и, таким образом, вытягивало из земли магический корень, после чего погибало.

Этот магический корень

Корень растения добывался для проведения различных магических ритуалов, считался очень сильным оберегом и более всего ценился, если максимально точно передавал форму тела человека, особенно с различием пола: женского и мужского. Считается, что мужчин нужно лечить мужской мандрагорой, а женщин - женской.

Травники толченым корнем растения лечили карбункулы, больные суставы, слоновую болезнь. Шаманы применяли галлюциногенные свойства мандрагоры для астральных путешествий в другой мир.

Описание растения

Мандрагора лекарственная (фото можно увидеть в статье) в природных условиях встречается на территории Средней Азии, Гималаев, Средиземноморье, Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке.

Предпочитает хорошо дренированные песчаные и суглинистые земли. Любит обилие солнца, также способна расти в полутени. Характеризуется длинным (около 1 метра) корнем, помогающим растению пережидать длительные засушливые периоды. При температуре ниже -15 о С погибает. Стебель у растения отсутствует либо очень короткий. Листья крупные (около 80 см в длину), имеют овальную или ланцетную форму, собраны в прикорневой розетке, характеризуются резким неприятным запахом.

Цветки одиночные, состоят из крупной 5-раздельной чашечки и колокольчатого 5-лопастного венчика. В начале цветения (в мае) характеризуются светло-зеленой окраской, которая ближе к осени становится фиолетовой. Плод выглядит как крупная оранжевая либо желтая ягода, характеризуется приятным фруктовым ароматом и внешне напоминает небольшое яблоко или физалис. По вкусовым ощущениям напоминает помидор.

Химический состав

Народная медицина сумела выявить в ядовитой мандрагоре полезные для организма свойства и в своих рецептах использует все части растения. В корне и плодах имеются психоактивные высокотоксичные алкалоиды:


Мандрагора лекарственная (фото передает скромную привлекательность растения) характеризуется успокаивающим, болеутоляющим, холагенным, снотворным действием. По фармакологическим свойствам растение приближено к белладонне, дурману, белене.

Алкалоиды, входящие в его состав, подавляют функциональность центральной нервной системы, поэтому растение характеризуется снотворным действием.

Лечебные свойства корня

Корень мандрагоры применялся для снятия зубной боли, лечения геморроя и осложнений, возникающих в процессе родовой деятельности. Его перетирали до порошкообразного состояния и добавляли к пиву. Этот же напиток рекомендовался при болезнях желудочно-кишечного тракта. Отваренный в молоке корень мандрагоры помогал в качестве припарки при незаживающих хронических язвах.

Свежевыжатый сок корня помогает утихомирить боль при ревматизме и подагре. Великий Авиценна советовал его как действенное средство для выведения веснушек и лечения кровоподтеков. «Слезы мандрагоры» подмешивали в бокал с вином и давали в качестве анестезирующего средства при проведении хирургических операций. В соединении с медом и молоком в измельченном виде корень растения прикладывали наружно к опухолям, отечным местам, уплотненным железам. В сушеном виде применяли при заболеваниях ЖКТ, а также суставно-мышечных болях.

С давних времен растению приписывались свойства афродизиака: горсть измельченного корня добавлялась в бутылку с вином. Напиток настаивался в течение недели. Для улучшения вкуса в него добавлялось 2-3 палочки корицы и столовая ложка шафрана. Также считалось, что мандрагора лекарственная, польза которой была доказана еще научными светилами древности, помогает при бесплодии и угнетает рост раковых клеток.

Методы лечения мандрагорой

Головные боли, язвы, открытые раны, болезни печени и селезенки излечивались лекарством, в состав которого входили сухие плоды мандрагоры, опийный мак, цветы циперуса, гармала обыкновенная и корица, предварительно перетертые в порошок и соединенные в равных частях.

Отвар из мандрагоры применялся при болезненных проявлениях в конечностях, зоне крестца, а также для лечения лихорадочных состояний. Листья растения в свежем виде помогали от зубной боли. Для этого их требовалось тщательно разжевывать. Дым от сжигания листьев растения помогал в лечении кашля и головной боли.

В малых дозах мандрагора лекарственная помогает при фобиях, тоске и депрессии. Еще Гомер в своих произведениях описывал, дым от горящих корней растения применялся для окуривания эпилептиков. Для быстрого засыпания достаточно было перед сном подержать в руке яблоко мандрагоры либо выпить бокал вина, содержащий порошок сушеного корня мандрагоры, плюща, белены белой и солодки по одной щепотке.

Мандрагора против болезней

В давние времена мандрагора лекарственная, описание которой было хорошо известно еще древним лекарям, считалась универсальным лекарственным средством и помогала в лечении:

  • депрессивных состояний,
  • абсцессов,
  • воспалений глаз,
  • опухолей,
  • подагры,
  • кожных воспалений,
  • геморроя,
  • импотенции,
  • головных болей,
  • судорог,
  • змеиных укусов,
  • пищевых отравлений,
  • мозолей,
  • глистов,
  • потери речи,
  • открытых ран и прочее.

Также мандрагора использовалась для нормализации менструального цикла.

Мандрагора лекарственная: действие растения

В современной медицине экстракт корня входит в состав болеутоляющих, снотворных и антиспазматических лекарственных препаратов. Мандрагора лекарственная, применение которой было широко востребовано несколько столетий назад, помогает при нарушениях работы желудочно-кишечного тракта, болях различного характера, в лечении витилиго и других кожных патологий. Листья растения обладают холодящим эффектом, поэтому вытяжка на их основе добавляется в гели и мази для лечения наружных ран.

Сегодня в народной медицине заготовка мандрагоры производится без применения мистических ритуалов. Корни выкапываются вручную в конце августа - начале сентября, после того, как мандрагора отцвела. Содержащиеся в ее составе алкалоиды хорошо изучены современной медициной и применяются узконаправленно, для понижения внутренней секреции, кислотности, кишечной и желудочной активности, а также снятия спазмов.

Сбор листьев растения лучше производить до созревания плодов. Сушить сырье рекомендуется в хорошо проветриваемом месте, без попадания прямых солнечных лучей. В готовом виде его можно использовать для курения вместо обыкновенного табака, в составе курительных смесей либо в качестве ладана и благовония.

Рецепт настойки и мази

Для приготовления настойки требуется залить спиртом в соотношении 1 к 4 очищенный и измельченный корень растения. Дать настояться в течение 15 дней. В готовом виде препарат рекомендуется принимать при бессоннице, подагре и ревматизме по 3-8 капель, разбавленных с водой.

Чтобы приготовить лечебную мазь на основе мандрагоры, требуется настойку растения соединить с нутряным жиром в пропорции 1 к 5 и применять наружно для утоления болевых ощущений.

Для лечения ушибов и травм эффективно применение примочек из свежего сока, соединенного с водой в соотношении 1 к 5. Либо можно применить спиртовую настойку, разведенную с водой из расчета 1 к 10.

Мандрагора лекарственная: противопоказание к применению

Мандрагора очень ядовита. Основной ущерб мозгу наносит вещество скополамин. Ее бесконтрольное самостоятельное употребление может привести к нарушениям работы мозга, галлюцинациям, потере памяти, коматозному состоянию, остановке дыхания и летальному исходу. Признаками отравления мандрагорой является тошнота, рвота, чувство сонливости, пошатывание при ходьбе, расширенные зрачки, сухость во рту, приступы удушья. Беременным женщинам, кормящим мамам и детям мандрагору употреблять нельзя.

Свежие плоды растения содержат небольшое количество алкалоидов, поэтому их потребление не несет здоровью никакой опасности.

Современная медицина может предложить широкий ассортимент препаратов аналогичного действия, более безопасных для здоровья. Поэтому при выборе между препаратами на основе мандрагоры либо другими средствами с соответствующим лечебным эффектом лучше предпочесть второй вариант.

Приметы, связанные с мандрагорой

С давних времен известно, что мандрагора лекарственная, свойства которой нашли свое основное применение в медицинской области, помогает в проведении финансовых операций, поэтому знающие люди использовали ее в качестве талисмана. Особенно это касалось нелегальных, подпольных сделок, что уберегало их от раскрытия. Если корень положить в одном месте с деньгами, то их количество увеличится вдвое.

Корень растения способен подарить своему владельцу достаток, власть, богатство при условии, что хозяин никогда не будет с ним расставаться: ни ночью, ни днем. Использование мандрагоры в качестве домашнего талисмана нуждается в особом отношении к нему. Фигурку нужно нарядить в одежды и хранить дома в потаенном месте, подальше от посторонних взглядов. Во время домашних трапез следует посадить человечка на почетное место, угостить сначала его, а затем и себя. По субботам талисман рекомендуется купать в вине, а в первый день новой луны обряжать в новые одежды. Считается, что мандрагора лекарственная способна помочь в поисках клада, может предсказывать будущее.

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека. В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях. Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.

По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.

Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой. Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.

Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).

Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.

В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору, первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. До сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.

Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.

В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.

Это одно из старейших лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фитотерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ёё «человекоподобной».

В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.

Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.

Сок (слезу) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды найден гликоалкалоид соланин.

В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.

В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.

Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».

Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло : нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.

Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.

Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.

Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.

Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.

Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.

Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.

Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.

Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.

Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.

Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.

Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.

В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).

Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое заметил еще Гиппократ сообщает народный лекарь. Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ заметил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец глубочайший сон, сопровождающийся полным отсутствием чувствительности. Гомер в своих заметках описывал лечение мандрагорой эпилептиков.

Средневековые врачи использовали мандрагору в микстурах, сиропах и других препаратах против бессонницы и болей различного происхождения. Для того чтобы ускорить засыпание, достаточно было всего лишь подержать в руке перед сном яблоко мандрагоры. Кожуру, корень мандрагоры и сок, настоянные на коньяке, принимали больные в качестве анестезирующего перед операцией.

Мандрагору приравнивали в древности к "духу мертвых". Многие тысячелетия, вплоть до недавнего времени, мандрагора считалась растением священным.

Происхождении мандрагоры и о ее свойства овеяны ореолом многочисленных легенд. Древние немцы и арабы верили в мандрагор - демонических духов, которые напоминают маленьких безбородых человечков, избравших обителью эти растения. В Древней Греции мандрагора называлась растением Цирцеи - легендарной верховной богини ведьм, готовившей из корня сок и чтобы превратить воинов Одиссея в свиней. Ходят слухи, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни мандрагоры под виселицами, где встретили свою смерть не раскаявшиеся преступники.

По христианскому учению, ведьмы омывают корни в вине, после чего заворачивают их в бархат и шелк, а после кормят священными просфорами, украденными из церкви во время святого причастия. Мандрагора обладает и удивительным свойством усиливать любовное влечение и плодовитость, и потому известна под другим своим названием - любовное яблоко. В Книге Бытия рассказано, как бесплодная Рахиль, жена Иакова, ела корни мандрагоры после чего и зачала Иосифа. Мандрагора, как считается должна употребляться женщинами для рождения как можно большего количества сыновей, а арабы носят корни мандрагоры как амулет, для усиления своей мужеской силы.

Целители пользуются мандрагорой в качестве снотворного и обезболивающего средства, и как наркотик при операциях. В действительности, такое действие наука объясняет наличием в огромном количестве в корне мандрагоры очень ядовитого алкалоида гиосциамин, который содержат и в другие растения из семейства пасленовых: белладонна, дурман, белена, скополия. Присутствует в составе мандрагоры и другой набор алкалоидов – мандрагорин, скополамин. Надо сказать, что мандрагора - достаточно редкое растени

Русские названия: Адамова голова, Мужской корень, Сонное зелье, Пупочник, Шишкарник, Пустосел, Кукушкины сапожки, Трава-покрик.

В Руси лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.

Настойка : измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).

О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно c корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Мандрагора (Mandragora)
Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli) 1459-1527
Комедия (1518, опубл. 1524). Итальянская литература.

Е. Д. Мурашкинцева

(короткое содержание)

Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентинец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью своей затмевает всех дам. Желая проверить это, Каллимако отправился во Флоренцию и обнаружил, что земляк ничуть не покривил душой - Лукреция оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Но теперь Каллимако испытывает неслыханные муки: влюбившись до безумия, он обречен томиться неутоленной страстью, поскольку совратить добродетельную Лукрецию невозможно. Остается только одна надежда: за дело взялся хитрец Лигурио - тот самый, что всегда является к обеду и постоянно клянчит деньги.

Лигурио жаждет угодить Каллимако. Поговорив с мужем Лукреции, он убеждается в двух вещах: во-первых, мессер Нича необыкновенно глуп, во-вторых, очень хочет иметь детишек, которых Бог все никак не дает. Нича уже советовался со многими докторами - все в один голос рекомендуют съездить с женой на воды, что совсем не по душе домоседу Нича. Сама же Лукреция дала обет отстоять сорок ранних обеден, но выдержала только двадцать - какой-то жирный священник стал приставать к ней, и с тех пор у нее сильно испортился характер. Лигурио обещает познакомить Нича со знаменитейшим врачом, недавно прибывшим во Флоренцию из Парижа, - по протекции Лигурио тот, быть может, и согласится помочь.

Каллимако в роли доктора производит на мессера Нича неизгладимое впечатление: он великолепно изъясняется по-латыни и в отличие от прочих врачей демонстрирует профессиональный подход к делу: требует принести мочу женщины, дабы выяснить, в состоянии ли она иметь детей. К великой радости Нича, вердикт выносится благоприятный: его супруга непременно понесет, если выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, к которому прибегали французские короли и герцоги, но есть у него один недостаток - первая ночь смертельно опасна для мужчины. Лигурио предлагает выход: нужно схватить на улице какого-нибудь бродягу и подложить в постель к Лукреции - тогда вредное действие мандрагоры скажется на нем. Нича горестно вздыхает: нет, жена никогда не согласится, ведь эту набожную дуру пришлось уламывать даже для того, чтобы получить мочу. Однако Лигурио уверен в успехе: в этом святом деле просто обязаны помочь мать Лукреции Сострата и ее духовник фра Тимотео. Сострата с энтузиазмом уговаривает дочь - ради ребенка можно потерпеть, да и речь-то идет о сущем пустяке. Лукреция приходит в ужас: провести ночь с незнакомым мужчиной, которому придется заплатить за это жизнью, - как можно решиться на такое? В любом случае она не пойдет на это без согласия святого отца.

Тогда Нича и Лигурио отправляются к фра Тимотео. Для начала Лигурио запускает пробный шар: одна монашка, родственница мессера Кальфуччи, по случайности забеременела - нельзя ли дать бедняжке такого отвара, чтобы она выкинула? Фра Тимотео охотно соглашается помочь богатому человеку - по его словам, Господь одобряет все, что приносит пользу людям. Отлучившись на минутку, Лигурио возвращается с известием, что надобность в отваре отпала, ибо девица выкинула сама - однако есть возможность совершить другое доброе дело, осчастливив мессера Нича и его жену. Фра Тимотео быстро прикидывает, что сулит ему затея, благодаря которой можно ждать щедрой награды и от любовника, и от мужа - причем оба будут ему благодарны по гроб жизни. Остается только уговорить Лукрецию. И фра Тимотео без особого труда справляется со своей задачей. Лукреция добра и простодушна: монах уверяет ее, что бродяга, возможно, не умрет, но раз опасность такая существует, нужно поберечь мужа. А прелюбодеянием это «таинство» никак нельзя назвать, ибо совершится оно во благо семьи и по приказу супруга, которому должно повиноваться. Грешит не плоть, а воля - во имя продолжения рода дочери Лота некогда совокупились с собственным отцом, и никто их за это не осудил. Лукреция не слишком охотно соглашается с доводами духовника, а Сострата обещает зятю, что сама уложит дочь в постель.

На следующий день фра Тимотео, которому не терпится узнать, чем завершилось дело, узнает, что все счастливы. Нича с гордостью повествует о своей предусмотрительности: он самолично раздел и осмотрел уродливого бродягу, который оказался совершенно здоров и на удивление хорошо сложен. Убедившись, что жена и «заместитель» не отлынивают от своих обязанностей, он всю ночь беседовал с Состратой о будущем ребеночке - конечно, это будет мальчик. А оборванца пришлось чуть не пинками поднимать с постели; но, в общем-то, обреченного юношу отчасти даже жаль. Со своей стороны Каллимако рассказывает Лигурио, что Лукреция прекрасно поняла разницу между старым мужем и молодым любовником. Он ей во всем признался, и она увидела в этом Божье знамение - подобное могло произойти только по соизволению небес, поэтому начатое следует непременно продолжить. Беседу прерывает появление мессера Нича: он рассыпается в благодарностях великому доктору, а затем оба они вместе с Лукреций и Состратой отправляются к фра Тимотео - благодетелю семьи. Супруг «знакомит» свою половину с Каллимако и приказывает окружить этого человека всяческим вниманием как лучшего друга дома. Покорная воле мужа Лукреция заявляет, что Каллимако будет их кумом, ибо без его помощи она никогда бы не понесла ребенка. А довольный монах предлагает всей честной компании вознести молитву за удачное завершение доброго дела.

Несмотря на широко известные, множество раз «воспетые» магические свойства мандрагоры, она не относится к редкой или экзотической флоре. Эта трава из огромного пасленового семейства, родственник картофеля или томата. Надо сказать, что среди пасленовых немало и достаточно опасных растений - к примеру, белена или дурман, которыми частенько пользовались древние отравители.

Вот и мандрагора - ядовитое растение, которое способно убивать неопытных «экспериментаторов». В малых дозах корешок действует на человека как сильнейший галлюциноген, наркотик: сначала растормаживает и вызывает эйфорию, потом порождает видения, но в конце погружает человека в состояние бреда или в кому, может лишить памяти. Несмотря на такое обилие побочных эффектов, зелье из коня мандрагоры было очень важным магическим снадобьем в эпоху Средневековья.

Корень мандрагоры - магические свойства и легенды

Где искали

Растение одновременно влекло к себе и пугало. Говорили, что оно вырастает только по воле Сатаны и лишь в «особых» местах - там, где пролилась невинная кровь. Или под импровизированным эшафотом, где-нибудь в лесу, возле дерева, на котором повесили человека. Предки считали, что не только использование «по назначению», но даже случайное обнаружение мандрагоры могло привести к смерти.

Как собирали

Чтобы избежать опасности, древние алхимики и колдуны использовали для добычи растения черных собак . Именно они (как помощники Дьявола) могли беспрепятственно выкопать вожделенный корешок. Правда, после этого (по легенде) животное все-таки умирало в страшных муках. В дальнейшем мандрагору высушивали и применяли для создания колдовских эликсиров.

Как использовали

Отвар из корня мандрагоры считался сильнейшим средством от мужской половой слабости и женского бесплодия. Понятно, что всегда находились желающие рискнуть здоровьем ради такого важного приза. Корешки ценились по весу, как золото - особенно, если визуально они напоминали сморщенную человеческую фигурку. Маги использовали растение для того, чтобы входить в состояние транса, путешествовать между мирами и общаться с мертвыми.

Мандрагора для «наружного применения»

Если бы нужный эффект оказывал только прием средства внутрь, население средневековой Европы значительно уменьшилось бы без всяких войн. К счастью, и магический, и медицинский потенциал растения проявляется при наружном употреблении. Мазями на основе мандрагоры много веков успешно лечили суставные боли и радикулиты, а дымом от сгорающих в камине сухих листьев - бронхиты и нестерпимые головные боли.

Богатые люди, которые могли себе позволить такой амулет, носили высушенный корешок на груди, под одеждой. Это усиливало сексуальную привлекательность, ограждало от зла и позволяло хозяину талисмана подчинять окружающих своей воле. Но даже в таком виде использовать «траву Сатаны» было смертельно опасно. Во времена Святой инквизиции владельцы мандрагоры объявлялись колдунами и могли окончить жизнь на костре.

Из глубины веков растение мандрагора ассоциирует с человеком. Ее корни напоминают руки и ноги прикрепленные к телу. А голову венчает надземная часть растения. Еще в 12 веке Хильдегарда из Бингена писала, что «по причине этого сходства ее с человеком она легче поддается влиянию Дьявола и его козней, нежели другие растения».

Белая мандрагора – мужская, имела черный снаружи, но белый внутри корень. Растение со стелющимися листьями и тяжелым, дурманящим запахом. Ягоды желтого цвета обладали резко снотворным действием, использующимися, в качестве снотворного и для анастезии;

Черная мандрагора – женская. В отличие от мужской имеет раздвоенный корень;

Морион или трава дураков.

Современные исследования состава мандрагоры выявили наличие в ее корне наркотических добавок, содержащих гиосциамин, скопаламин и атропин. Средневековые авторы советовали перегнать корень мандрагоры с вином, чтобы содержащийся в нем сок перешел в напиток. От полученного состава вино превращалось в опасный яд, способный погрузить человека в бредовое состояние, свести его с ума или убить, в зависимости от концентрации.

Выкапывание мандрагоры

Древние греки в отношение мандрагоры были сильно предубеждены. Теофраст писал, что выкапывать мандрагору нужно вдвоем. Первый должен очертить мандрагору тремя окружностями и стать лицом на запад. В это время, его помощник должен плясать вокруг растения, нашептывая ему любовные речи.

Феофраст (372-288 до н. э. или 390-284) был родом из города Эреса на острове Лесбос. Будучи юношей, он приехал в Афины и учился сначала у Платона (427-347), затем у Аристотеля (384-322), для которого он был верным учеником и помощником. Проявил блестящие ораторские способности, что дало повод Аристотелю переделать его имя из Тиртама на Феофраста, греч. «божественный оратор».

Впоследствии суеверия развились настолько, что были разработаны правила собирания растения:

    Выкапывать растение можно только ночью;

    Обязательно заложить свои уши воском и заткнуть ватой;

    Растение, как будто чувствуя, что его будут выкапывать пытается скрыться в земле. Чтобы этого не произошло, нужно его полить жидкостью, название которой неприлично произносить вслух. Судя по всему эта жидкость – человеческая моча. Соответственно вполне понятно нежелание касаться растения в следующем пункте;

    Почву, после полива растения, необходимо разрыхлить и окопать круговой канавой, не допуская прикосновения к растению;

    Обмотать корень веревкой, привязанной к ошейнику черного пса;

    Отойти от собаки на безопасное расстояние и бросить ей кусок мяса;

    Собака побежит за мясом и выдернет корень. Корень при этом издает оглушительный крик, услышав который, собака умирает. По поверьям умрет все живое вокруг. Есть и другая теория, объясняющая гибель всего живого выбросом корнем растения, наркотических эфирных масел от которых все живое и падало с ног. Если же тянуть растение за веревочку с безопасного расстояния, то выброс масел не достигал охотника за мандрагорой;

    Труп собаки необходимо закопать в место, откуда выдернут корень мандрагоры.

По существующим верованиям, извлечение корня рукой человека, сводило к нулю всю силу корня. Но это было еще не все. Во времена средневековья людей вешали часто и методично. Именно в этот период родилось другое поверье, о том что мандрагора вырастает из капелек спермы повешенного, упавших на землю. Как следствие связи мандрагоры с продуктами семяизвержения, признается ее действие в качестве эффективного приворотного компонента зелий средневековой Европы.

Хранение мандрагоры

С сорванным корнем мандрагоры совершают ежемесячные ритуалы согласно лунному циклу. Корень необходимо хранить завернутым, в кусок красной ткани. Каждое новолуние кусок ткани необходимо заменять на новый. Если красной ткани не будет, то возможна замена цвета ткани на белый. Каждую неделю необходимо промывать корень красным вином. Если хранение корня будет правильным, то он станет защищать своего владельца и помогать на сексуальном фронте.

Использование

Главное направление, как уже говорилось ранее — любовная магия. Причина скорей всего в легенде о произрастании из семени повешенного и сходство с фигурой человека. Использовался корень методом ношения его кусочков у себя и незаметного подбрасывания в одежду своей возлюбленной.

Leonbart Fuchs в своем труде «New Kreutterouch» пишет: «Корень мандрагора, положенный под постель или подушку, пробуждает сильную страсть к женщине и подавляет все моменты, уничтожающие половой инстинкт».

Leonhard Fuchs

Наиболее упорные не только подбрасывали корни в одежду, но и измельчали корень и добавляли в раствор. После этого у выпившей напиток дамы, появлялась неожиданная беременность. На Руси мандрагора известна именно в качестве приворотного инградиента.

Второй аспект использования — как вещество для контактов с другими мирами. В этом, конечно же, виноваты наркотические составляющие корня мандрагоры.

И наконец использование корня мандрагоры в качестве куклы для операции воздействия. Корень внешне представляет человека и воздействуя на связь корня с конкретным человеком, нанося увечья корню – губили человека.

Использование корней в качестве амулетов. Также иногда использовалась как средство от бессонницы и подагры.

Легенды

Греки считали мандрагору тем самым корнем, с помощью которого Цирцея обратила спутников Одиссея в свиней.

Богиню любви Афродиту называли Мандрагоритой или Мандрогаритис.

Пифагор, Диоскорид и Плиний расхваливали волшебную силу корня мандрагоры.

Мандрагора в библии

Ветхий завет, Книга песни песней Соломона:

8.14 Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!

Ветхий завет, Первая книга Моисея. Бытие

30.14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

30.15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

30.16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

30.17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

Ритуал с корнем мандрагоры

Для ритуала вам понадобится мандрагора противоположного пола. Операция извлечения мандрагоры из земли подробно описана выше.

После получения растения вам необходимо отделить листву от корня. На корне ножом вырежьте вторичные половые признаки противоположного вашему пола. Конечно сейчас нравы несколько упростились и возможны однополые варианты.

Главную часть корня Вы должны взять домой и своим ножом вырезать на нем черты куклы пола, противоположного своему собственному. Во время вырезания повторяйте снова и снова фразу: «Храни этот дом».

Правильно подготовленный корень необходимо было посадить в церковном дворе, либо на перекрестке двух дорог. Такое расположение, увеличивало силу корня. Посадка корня опять таки производилась проведением вокруг намеченного места круга по часовой стрелке, то есть по ходу движения солнце в северном полушарии. Если подобная необходимость возникала в южном полушарии, то соответственно рисовать круг было необходимо против часовой стрелки, именно так там кружится солнце. Лучше всего сажать корень в новолуние и в полночь. Но посадив корень вам необходимо за ним ухаживать на протяжение 28 дней. Весь лунный месяц вы должны поливать его смесью из воды с добавлением своей крови, в пропорции двенадцать к одному, что составляет тринадцать частей раствора. Извлечение корня также должно было происходить в полночь. Не забудьте провести вокруг растения такой же круг как и при его посадке.

Если все указания выполнены правильно, то на корне большинство надрезов затянется, приобретая сходство с фигурой противоположного пола.

Дальнейшая обработка корня состоит в его промывке и ежедневном обкуривание в дыме вербены на протяжение трех месяцев. Через три месяца у вас будет прекрасный защитный амулет, который будет хранить ваш дом.

Соответствия

  • Народное название: дикий лимон, енотовые ягоды, трава Цирцеи
  • Аура: Теплая
  • Планета: Меркурий
  • Стихия: Земля
  • Божества : Геката
  • Используемые части растения: корень
  • Основные свойства: любовь, способность к деторождению

Мандрагора в фильмах

В фильме Гарри Поттер и тайная комната есть сцена с пересаживанием мандрагоры.

Последовательность действий при пересаживании мандрагоры:

1. Крепко возьмите мандрагору у основания стебля.

2. Сильно дерните за стебель мандрагоры, стараясь не повредить её стебель и листья.

3. Посадите в другой горшок мандрагору.

4. Плотно засыпьте землей и уплотните землю

Внимание: Мандрагора может укусить за пальцы!

Внимание: Уши должны быть защищены специальными звуко заглушающими наушниками

Интересна во многих отношениях. Во-первых, с ней связано очень много древних легенд, возникших задолго до нашей эры. Роль мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых психотропных, снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл М. «человекоподобным растением», а Колумелла — «травой-получеловеком»). Более того, мандрагора была культовым растением в зороастризме - религии персидских огнепоклонников, и играла в этой религии очень важную обрядовую роль. Корневище мандрагоры может достигать метра и более в длину; оно часто принимает причудливые формы, напоминающие человеческое тело. За это мандрагору в древности наделяли сверхъестественными свойствами. Плиний Старший утверждал, что - это самец, а черная - самка. В некоторых народных традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им в духе народной этимологии соответствующие названия: mandrake и womandrake.. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль. В Книге Бытия повествуется о том, что Лия зачала и родила от Иакова пятого сына после того, как "купила" его за мандрагоровы яблоки, найденные ее сыном Рувимом, у Рахили. (Быт. Глава 30, стихи 14-23). , которая согласно кабалистическим верованиям является символом единения, могла использоваться в древнем Израиле в тайных мистических обрядах. В Греции мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей - считалось, что с помощью колдовского снадобья из мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь. Юноши носили иногда кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета. Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой - с дьяволом: в Аравии распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называют "свечой дьявола". Также часто мандрагору связывали с ведьмами: в средние века мандрагора в ряде европейских традиции именовалась "цветком ведьмы", считалось, что с помощью мандрагоры они могли лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред. У германских народов из корня мандрагоры изготавливали изображения домашних богов - альрунов. Там же, в Германии, крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними весьма любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам. По-старонемецки мандрагора называется "Alruna", слово это происходит от слова "руна", которое означало тайну, нечто сокровенное, а затем стало наименованием одной из букв древнего германского алфавита. Бытовало поверье, что корень мандрагоры служит могущественным сгустителем астральной энергии, а свойственная ему форма человека рассматривалась как основание для фантастических теорий магов, желавших найти в нем жизненный эликсир. Во Франции мандрагору считали близкой эльфам и называли "main-de-gloire" (рука славы) или "magloire". Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире и семени повешенных. Дно из названий мандрагоры « Покрик» связано с легендой, что при выдергивании из земли мандрагора будто бы издает дикий крик, способный свести человека с ума. Варварский средневековый обряд добывания корня мандрагоры состоял в том, чтобы к подкопанному корню необходимо было привязать черную собаку, заткнуть себе уши смолой или воском (чтобы не услышать крика и стонов корня, несущих смерть) и заставить собаку выдернуть мандрагору. Бедная собака, разумеется, после этого издыхала, но в руках у выжившего счастливца оставался сочный спелый волшебный корень. В магии ренессанса и в раннем современном оккультизме мандрагора использовалась как фимиам, находящийся под влиянием луны. В Мекленбурге (регион на севере Германии) мандрагору ранее подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие, пророческие сны. На Аппенинском полуострове эротический культ мандрагоры просуществовал до начала 20 века. В этом культе мандрагора рассматривалась как растение жизни и смерти и считалась магическим любовным и возбуждающим средством. Растение собирали в полнолуние между Пасхой и праздником Вознесения.

2. Ботаника и химия