ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Американские дома. Проекты, фото, дизайн. Дом, выставленный на продажу в США (25 фото)

Американский колониальный стиль, ярко выраженный в архитектуре жилых домов, в последнее время становится очень популярным среди отечественных застройщиков. Причиной этому является сочетание удобства, внешней привлекательности и функциональности строения, где жилое пространство используется с максимальной эффективностью. Дом в американском стиле идеально подходит для семей, ведущих активный образ жизни, особенно для семейных пар с детьми.

Что представляет собой частный американский дом? Обычно это просторный двухэтажный коттедж каркасного типа, с крышей сложной формы и большим количеством окон. Чаще всего такие дома имеют симметричную форму, много комнат, открытую просторную террасу у входа. Второй этаж, как правило, выступает над первым, а подпирают его широкие ровные колонны.

Есть у этого стиля и другие отличительные особенности:

  • низкий фундамент и отсутствие цокольного этажа;
  • встроенный гараж;
  • наличие запасного входа;
  • отсутствие фасадного декора;
  • крыша мансардного типа;
  • оконные рамы имеют много переплетов;
  • низкое крыльцо, обрамленное по бокам перилами простой формы.

Цветовое оформление довольно сдержанное: чаще всего используются пастельные тона в сочетании с белым. А вот яркие контрастные краски в отделке фасадов встречаются очень редко. Что касается наружной отделки: самым популярным материалом является дерево различных пород и его имитация. Чаще всего можно увидеть фасады, обшитые вагонкой внахлест, так называемой «американкой». Ну а поскольку натуральное дерево довольно дорогой материал, многие используют сайдинг, имитирующий ту же американку, брус, деревянную щепу. Также в отделке применяется натуральный камень, особенно песчаник, декоративный кирпич.

Большое значение придается ландшафту, окружающему дом. Как правило, придомовая территория очень ухоженная, открытая, центральную часть занимает газон. Клумбы с невысокими кустарниками и цветами могут располагаться вплотную к дому, по периметру террасы, по обе стороны крыльца, придавая строению очень уютный вид. А вот вьющиеся растения к фаворитам не относятся, и увидеть стены, полностью увитые декоративными лианами можно лишь в единичных случаях.

Отделка фасада в американском стиле

Чтобы сделать свой дом похожим на американский, больших усилий не понадобится. Даже если архитектура вашего жилища предельно проста, с помощью наружной отделки можно придать ему характерный вид, который мы так часто наблюдаем в американских фильмах. Наибольшую выразительность обеспечит комбинирование материалов и правильный подбор цветовой гаммы.

Оптимальный вариант – зонирование фасада при помощи деревянной обшивки и штукатурки.

Как это выглядит на практике: наружные стены пристроек и эркеров гладко оштукатуривают, остальные стены обшивают доской внахлест. Фронтоны дома тоже можно выделить, зашив сайдингом «под щепу».

Цокольный сайдинг «под дранку»

Если имеется высокий цоколь, его облицовывают плиткой под камень или рваным кирпичом. В завершение обшивку красят в бежевый или серый цвет, наличники, углы, перила – в белый, чтобы придать контраст.

Теперь рассмотрим технологию отделки более подробно на примере кирпичного дома.

Подготовительный этап

Для качественной отделки нужна не менее качественная подготовка основания. Начинают традиционно с демонтажа всех навесных элементов, которые могут мешать отделочных работам.

Металлической щеткой нужно обработать кладочные швы, хорошенько зачистить крошащиеся участки.

Если стена старая, и отдельные кирпичи тоже начали крошиться, их нужно выбить зубилом и молотком, тщательно вычистить выемки.

Далее подбирают целые кирпичи соответствующего размера, замешивают немного цементного раствора (3 части песка и 1 часть цемента М300 или М400), ремонтируют кладку. Тем же раствором заделывают трещины в стенах, сквозные отверстия, небольшие выбоины и пустые швы.

Когда высохнет раствор, стены обрабатывают грунтовкой с антисептическими добавками. Грунтовать лучше всего щеткой, так состав легче распределить по всем швам и углублениям. Если поверхность кирпичей плотная и гладкая, вполне достаточно одного слоя грунтовки, а вот для пористой сильно впитывающей поверхности понадобится 2-3 слоя. После такой обработки стены под обшивкой будут надежно защищены от влаги и грибков.

Штукатурка поверхности

Для начала нужно определить участки, которые обшивать вагонкой не планируется. Это могут быть не только стены пристроек, но и зоны вокруг проемов, вдоль террасы, цокольный этаж. Также возможен вариант, когда фасад полностью обшит деревом, а тыльная сторона дома оштукатурена. Здесь все зависит от фантазии домовладельца и его финансовых возможностей, ведь стоимость штукатурки гораздо ниже, чем вагонки.

Чтобы облегчить задачу, рекомендуется нарисовать эскиз будущей облицовки в нескольких вариантах и выбрать наиболее подходящий. После этого отмечают границы участков на стене так, чтобы деревянная обшивка впоследствии перекрывала оштукатуренную плоскость на 15-20 см. Разметку выполняют с помощью уровня. Начинать работы нужно с теплоизоляции стены, и лучшим утеплителем под штукатурку является пенопласт.

Шаг 1. На чистую прогрунтованную стену крепят , которая будет выступать опорой для теплоизоляционных плит. Для этого определяют нижнюю границу отделки, по уровню отбивают горизонталь, намечают точки сверления под крепежи с шагом 30-40 см. Просверливают отверстия в стене, вставляют дюбели, фиксируют цокольную планку саморезами. В местах соединения планка накладывается внахлест на 20 мм.

Шаг 2. Готовят клей для утеплителя: сухую клеевую смесь всыпают в емкость с водой, размешивают миксером до однородности, оставляют минут на 5 для набухания и опять перемешивают.

Шаг 3. Берут первую плиту утеплителя, с тыльной стороны наносят по периметру клей сплошной полосой на расстоянии 2-3 см от края. По центру плиты клей наносят небольшими мазками или нашлепками. Далее пенопласт прикладывают к стене от угла, нижний край опирают на цокольную планку, ровняют плиту по вертикали и аккуратно прижимают руками к поверхности.

Шаг 4. Следующую плиту крепят вплотную к первой, стараясь не допускать выдавливания клея в шов. После укладки первого ряда приступают ко второму, смещая швы примерно на половину ширины плиты.

Для резки пенопласта используют острый монтажный нож или мелкозубчатую ножовку.

Когда весь участок будет оклеен плитами, их дополнительно фиксируют тарельчатыми дюбелями, просверливая отверстия по центру плит и по углам.

Способ крепления пенопласта с «утоплением» шляпки дюбеля-зонтика

Шаг 5. Далее все угловые выступы необходимо закрыть перфорированными уголками: шпателем наносят раствор по всей длине выступа, прикладывают уголок, ровняют, вдавливают в клей. Излишки массы аккуратно снимают, чтобы не оставлять наплывов.

Шаг 6. Наносят раствор сплошным тонким слоем (толщина 2 мм) на пенопласт сверху вниз, прикладывают армирующую сетку, с усилием разглаживают ее шпателем, чтобы равномерно утопить ее в клей. Разглаживать нужно очень тщательно, не допуская образования складок и пустот под сеткой. Смежные полосы сетки укладываются внахлест на 5 см. Завершив армирование участка, оставляют поверхность сохнуть.

Шаг 7. Примерно через 2 дня можно продолжать работы по оштукатуриванию. Поверхность ошкуривают наждачной бумагой средней зернистости, сметают щеткой пыль и грунтуют. После высыхания грунтовки замешивают штукатурный раствор и распределяют его равномерным тонким слоем по обработанной поверхности. Работать нужно очень аккуратно, чтобы не оставлять полос от инструмента, потеков и других дефектов. Шпатель периодически нужно вытирать влажной тряпкой.

Через сутки поверхность необходимо еще раз затереть до идеальной гладкости. Для лучшего эффекта можно сделать жидкий штукатурный раствор, нанести его очень тонко на стену и загладить полиуретановой теркой. Движения выполняют против часовой стрелки, с одинаковым нажимом, обрабатывая стену по квадратам.

На этом пока процесс отделки завершен, покраска будет производиться позже.

Обшивка стен внахлест

Для такой обшивки можно использовать как простую обрезную доску, так и вагонку «американку», отличающуюся клиновидной формой планок.

Крепятся они по-разному, но вот обрешетка и в том, и в другом случае ставится одинаково. При выборе обрезной доски необходимо убедиться, что материал хорошего качества и его влажность не превышает 16%, поэтому заранее запаситесь влагомером.

Также не стоит покупать древесину, если на ней заметны пятна плесени и синевы, есть трещины, много сучков. Все доски должны быть ровными, иметь одинаковую толщину и цвет.

Оптимальная ширина досок – от 130 до 180 мм, а толщина – около 20 мм. Для каркаса понадобится сухой ровный брус сечением 50х50 либо 60х40 мм.

Можно смонтировать каркас из оцинкованного профиля, но он обойдется дороже, деревянный же брус отлично справится с возложенной на него задачей.

Совет. Перед тем, как приступить к работе, весь пиломатериал нужно обработать антисептической грунтовкой и просушить на воздухе.

Шаг 1. Делают разметку на стене под крепежи каркаса. Так как обшивка является горизонтальной, направляющие каркаса должны быть строго вертикальными. Если обшивка будет граничить с оштукатуренной поверхностью на одной плоскости, крайний брус должен располагаться вплотную к штукатурке. Итак, берут отвес или уровень, определяют вертикаль, проводят на стене линию мелом, и так вдоль всей стены с шагом 50 см.

Шаг 2. Далее на каждой линии просверливают отверстия на расстоянии 30-40 см друг от друга, вставляют дюбели. Берут первый брус, приставляют его к стене, контролируют уровнем вертикаль. Если поверхность неровная, под брус подкладывают кусочки деревянных реек, пока он не выровняется. После этого вкручивают саморезы и фиксируют направляющие к стене. Первыми крепят крайние брусья, затем между ними натягивают вверху и внизу капроновую нить, и остальные направляющие ровняют по этим ориентирам.

Шаг 3. Следующий этап – утепление. Желательно использовать одинаковый утеплитель для всего дома, ведь у каждого материала характеристики теплоемкости отличаются. Поэтому, если мы использовали пенопласт при оштукатуривании, то и под обшивку тоже выбираем его. Листы пенопласта плотно вставляют между направляющими, при необходимости подрезают по размеру. Далее фиксируют материал дюбелями-грибками, примерно по 5 штук на лист. Если где-то остались зазоры между утеплителем и брусом, их нужно задуть монтажной пеной.

Шаг 4. Приступают к обшивке. Чтобы придать ей нужный угол наклона, по нижнему краю обрешетки набивают деревянную рейку сечением 20х20 мм, предварительно отбив по уровню горизонталь. После этого берут первую доску, прикладывают к обрешетке так, чтобы ее нижний край полностью закрывал рейку. Прибивают доску гвоздями по верхнему краю к направляющим.

Обшивка внахлест — структурная схема

Шаг 5. Доски обшивки должны перекрывать друг друга на 20 мм, и, чтобы каждый раз не замерять нужное расстояние, можно использовать шаблон из обрезка деревянной рейки соответствующей толщины. Этот шаблон прикладывают к уже закрепленной доске в верхней части, намечают карандашом отступ в 20 мм, повторяют то же самое с другой стороны. Теперь остается только приложить новую доску к меткам и прибить гвоздями к каркасу.

Шаг 6. Перед креплением самой верхней доски определяют границу обшивки, отбивают горизонталь и по этой линии прикручивают рейку 25х75 мм. Примеряют крайнюю доску, если нужно, подрезают по ширине и монтируют встык с рейкой. В завершение линию стыка закрывают доской сечением 150х25 мм. Если свесы крыши подшиты софитами, крайняя доска крепится вплотную к софитам, а стык закрывается деревянной рейкой.

Шаг 7. По углам набивают вертикально две широкие доски сечением 150х20 мм, закрывая зазоры на торцах обшивки. Оконные и дверные проемы также зашивают по бокам досками соответствующей ширины, чтобы полностью перекрыть торцевую часть обшивки.

Если для отделки выбрана заводская вагонка «американка», рабочий процесс будет еще проще. Конструкция панелей способствует быстрому и удобному креплению обшивки на саморезы или при помощи кляймеров.

Отделка фронтонов

Фронтоны тоже можно обшить вагонкой, но лучше, если они будут немного отличаться. И одним из вариантов отделки является сайдинг с имитацией щепы. Щепа и дранка придают зданию особый колорит, они отлично сочетаются с другими материалами, но процесс их изготовления и монтажа достаточно трудоемкий. По этой причине натуральная щепа и дранка почти не используются, зато их имитация очень популярна и востребована.

Виниловый сайдинг под щепу представляет собой легкие панели шириной 46-48 см и длиной до 1,23 м. Толщина материала варьируется в пределах 1-4 мм, в зависимости от вида. Цокольные панели толще и прочнее, но для обшивки фронтонов используется преимущественно стеновой сайдинг.

Шаг 1. На монтируют вертикальную обрешетку из бруса 40х40 мм. Расстояние между направляющими должно равняться половине длины панели, то есть, около 60 см.

Шаг 2. Первым крепят отлив: планку обрезают по длине, прикладывают к нижней части обрешетки, выравнивают по горизонтали и прикручивают саморезами к направляющим. Сверху монтируют стартовую планку, по бокам прикручивают J-профиль вплотную к свесам крыши. Верхние торцы профиля срезают под углом, чтобы закрепить эти планки встык.

Шаг 3. Обрезают панели с торцов под углом (для удобства используйте шаблон из подручных материалов), первую панель прикладывают к стартовой планке и заводят торцы в J-профиль. Выравнивают обшивку по горизонтали и прикручивают саморезами к направляющим.

Совет. Как и в случае с обычным сайдингом, перетягивать крепежи нельзя, чтобы не вызвать деформацию панелей. Между шляпкой самореза и винилом должен оставаться зазор в 1 мм.

Шаг 4. Панели в одном ряду между собой соединяются внахлест на несколько сантиметров. Они имеют дополнительные торцевые замки, которые скрывают места стыков и придают обшивке естественный вид. Завершающая панель подрезается так, чтобы ее края свободно входили в пазы J-профилей для компенсации теплового расширения.

Если на фронтонах имеются проемы, в каркасе делают дополнительные перемычки по их периметру, после чего крепят откосные планки вместе с другими доборными элементами. Этим сайдингом можно обшить не только фронтон, но и эркеры, балконы, один из этажей или полностью весь дом, цоколь – выбор зависит лишь от ваших предпочтений и возможностей.

Завершающая отделка

Сайдинг под щепу не требует дополнительной отделки, а потому работа с фронтонами считается завершенной. Что касается стен, то здесь предстоит еще покраска, чтобы придать дому максимально привлекательный вид. Оштукатуренные стены имеют неоднородный грязный цвет, и оставлять их так нельзя, а деревянная обшивка требует повышенной защиты, которую и обеспечит слой краски.

В принципе, дерево можно обработать бесцветной пропиткой или лаком, оставив естественный цвет материала. Но такая отделка больше характерна для кантри – одного из направлений традиционного американского стиля. Поэтому для стен нужно подобрать какой-нибудь приятный цвет приглушенного оттенка. Вы можете выбрать один цвет и для деревянной обшивки, и для оштукатуренных стен, или красить их в разные оттенки, здесь уже все зависит от вашей фантазии. Главное – чтобы цвета сочетались между собой и гармонировали с обшивкой фронтонов.

Для оштукатуренных участков лучше всего подходят водорастворимые краски на акриловой и силиконовой основе. Они наиболее долговечные, устойчивые к выцветанию, влаге и перепадам температур. Наносить их удобно валиком или краскопультом. Перед покраской стены обязательно обметают щеткой, чтобы убрать пыль, и грунтуют. Саму краску наносят минимум в 2 слоя – так цвет получится глубоким и однородным.

Деревянную обшивку можно красить алкидной эмалью или той же акриловой краской. Масляные краски лучше не использовать, поскольку они требуют частого обновления, а при большой площади окрашивания это очень затратно. Красить рекомендуется кистью, тщательно растирая состав вдоль волокон. Особое внимание нужно уделять стыкам и торцам обшивки. Как правило, для получения равномерного оттенка требуется 2-3 слоя краски, в зависимости от впитывающей способности древесины.

Исторически американский стиль загородного строительства является преемником классической европейской манеры, поскольку первые здания среди североамериканских прерий возводили люди, переселявшиеся из Старого Света в Новый. Прежний привычный стиль, привезенный ими из Европы, трансформировался под воздействием новых потребностей и образа жизни переселенцев.

Сегодня если эти архитектурные традиции и изменились, то совсем незначительно. Проекты домов в американском стиле по-прежнему сохранили чистые четкие линии стен и крыши и практически полное отсутствие украшательства. Однако обилие слуховых и чердачных окон, а также ассиметричная кровля делают фасад дома нескучным и по-своему затейливым.

Главная идея, определившая концепцию проектов американских домов и коттеджей, - жилище должно быть просторным, ведь он предназначался не просто для большой семьи, а для целого семейного клана. Большие площади давали возможность комфортно разместиться нескольким поколениям домочадцев. Именно поэтому проекты домов в американском стиле не устареют, пока живы вечные ценности.

Особенности реализации проектов американских домов

Американский стиль предполагает также некоторые особенности в технологии строительства и планировке. Основа любого дома - его фундамент; в рассматриваемых домах он непривычно низкий. Именно поэтому проекты американских домов зачастую не предусматривают входа с большим количеством ступенек. Невысокий фундамент, однако, не мешает обустраивать цокольные этажи, которые, напротив, располагают глубже обычного.

Фасада отделывают натуральными материалами, которые все чаще заменяют имитацией. Вагонка и сайдинг вместо камня, песчаника и дерева - не только экономичное, но и практичное решение, ведь синтетические материалы проще покрасить и отмыть.

Рассчитанные в первую очередь на потребности хозяев, проекты американских домов не чужды гостеприимства: строение чаще всего имеет два входа - парадный и дополнительный, который выходит на террасу.

Что касается размещения дополнительных удобств, например, гаража, то он вплотную примыкает к первому этажу. Отсюда также открывается доступ в мастерскую и на площадку для тренажеров. Зоны для отдыха - игровые площадки, барбекю - располагаются на приусадебном участке, который отличается ухоженностью и интересным дизайном.

Особенный дом - особая планировка

Единство противоположностей - так можно определить суть такой планировки. Американцы обожают зонирование помещений, объединяя несколько функциональных зон в одну просторную комнату. Но при этом все они свято чтут приватность, поэтому отдельные спальни, детские и комнаты для гостей обязательно есть в каждом жилище.

Дома в американском стиле, как правило, малоэтажные. Проекты американских одноэтажных домов встречаются так же часто, как и здания двумя этажами. Но только здания с мансардой получили самое массовое распространение.

Именно от количества этажей зависит расположение комнат, которое также отличается от европейского. Так, в двухэтажном доме спальни взрослых расположены внизу, в то время как детские комнаты и санузлы размещаются сверху.

Дом в такой все-таки англосаксонской стране, как Америка — конечно, крепость, но крепость эта кажется игрушечной, вроде тех, что строят малыши зимой из кубиков, а летом из песка.

Американский дом часто вызывает ощущение некоторой несерьезности, несолидности, неосновательности. Весь он какой-то хлипкий: филенки, реечки, фанера, башенки, завитушки и прочие архитектурные излишества, вместо более добротного материала, допустим — кирпича.

Несмотря на достаточную практичность этих построек, чья надежность постоянно проверяется свирепыми ураганами и землетрясениями, американский дом с его кокетливыми цветниками и неизбежным газоном поразительно напоминает дачу …
(Александр Генис «Американская азбука»)

Ответ на то, почему американские жилые дома так эфемерны, дает история этой необычной страны — страны, расположенной на земле индейцев, созданной европейцами и заселяемой иммигрантами со всего земного шара.

Об особенностях колониальной архитектуры

Ах, флора там все та же, да фауна не та…
(Булат Окуджава)

Колониальная архитектура всегда была особым ответвлением архитектуры метрополии. Любым колонистам требовалось жилье. Но когда поселенцы оказывались в новом окружении, они должны были адаптировать свою строительную технологию к другому климату и другим материалам. Кроме того, «новый» для них мир уже был населен, и его жителей надо было завоевывать, культурно потрясать или, наоборот, перенимать у них знания и умения.

Древние греки, появившись в Малой Азии и Южной Италии, принесли с собой умения, настолько превосходящие туземные, что им не было смысла менять свои строительные традиции. Чтобы поразить местное население, они строили храмы, более крупные и богатые, чем в самой Греции. Если же была завоевана более развитая цивилизация, процесс заимствования менял направление, как это случилось у тех же древних греков и римлян-захватчиков.

Колонии в Северной Америке создавали испанцы, французы, голландцы, русские и англичане.

Из них самыми успешными завоевателями, вытеснившими других, оказались британцы, и США стали страной англосаксонской культуры. Это отразилось на архитектуре, особенно архитектуре жилых зданий.

Начнем с Испании

Испанцы соприкоснулись с цивилизациями, искусство градостроительства которых кое в чем превосходило их собственное — инки демонстрировали одну из самых искусных кладок, а ацтеки обладали умениями, позволяющими создавать фантастическую скульптуру. Обилие золота и серебра на индейской земле позволяло испанцам создавать невероятно пышные Миссии.


Mission San Xavier Del Bac,Tucson, Arizona, 1798

Стиль пуэбло

Старейшим на сегодня зданием, построенным европейцами в Северной Америке, является испанский Дворец Губернатора в Санта Фе


Gouvernor’s Palace, Santa Fe, New Mexico, 1609-1614

Одноэтажное строение длиной более 300 метров, выложенное из Adobe (кирпича-сырца), с террасой, оно было весьма удобно для жилья — толстые кирпичные стены обеспечивали комфортную прохладу.

Французы

Они не были такими великими строителями, как португальцы или испанцы, но, представляя мастеровую нацию, принесли свой неповторимый стиль.

Несмотря на то, что в своем колониальном зените Франция контролировала огромную территорию (от Канады до Мексиканского залива), от французов в американской архитектуре остались только южные плантационные дома с галереей.


Parlange Plantation House, Pointe Coupee Parish, Louisiana, 1750

Из-за сезонных наводнений и влажного климата второй этаж был предназначен для жилья, первый же использовался для подсобных помещений.

Голландцы

Типичный староголландский дом имел так называемую gambrel roof — двустороннюю крышу с двумя скатами с каждой стороны. Верхний скат — пологий, нижний — крутой.

В Голландии к XVI веку не осталось лесов, и кирпич был основным строительным материалом. Он же использовался и в голландских колониях, куда привозился подчас в трюмах кораблей.

Русская Америка

Ты меня никогда не забудешь
Ты меня никогда не увидишь…
(Андрей Вознесенский)

В середине XVIII столетия экспедиция Витуса Беринга достигла американского берега. В 1799 году Александр Баранов основал колонию в Ситке (Аляска). В 1805 году Николай Резанов заменил Баранова, а на следующий год «Юнона» и «Авось» отплыли в Калифорнию за провизией. Там Резанов встретил Кончиту, последующие события всем известны … В 1812 году преемники Баранова и Резанова основали Форт Росс в 60 милях к северу от Сан-Франциско, ставший центром промысла пушнины.

Увы, Русская Америка оказалась временным явлением. В 1841 году Форт Росс был продан Иоганну Суттеру, а в 1867 г. судьбу Форт Росса повторила Аляска. В Форт Россе сохранились бревенчатая церковь, несколько домов и частокол.

Британцы.

Вот дом,
который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
который построил Джек…

Британцы, высадившиеся в Северной Америке, создали свой уникальный стиль. Они не были, как Кортес и Писсаро, авантюристами, ищущими сказочных сокровищ, или, подобно своим соплеменникам в Индии, представителями правительства, поддерживаемыми регулярной армией.

Большинство из них были простыми, трудолюбивыми людьми, покинувшими свою страну в поисках места, где они бы могли молиться так, как хотели. Они ехали в неизведанное с ожиданием нелегкой жизни и наградой в далеком будущем, которого могло и не состояться. У них не было цели завоевывать, не было намерения впечатлять, не было стремления подражать.

Стили британской архитектуры часто называются по именам английских/британских монархов.

Первые английские колонисты прибыли в Америку в начале XVII века. Век Елизаветы I — последней из Тюдоров — завершился, английский литературный Ренессанс уже состоялся, но дома, которые строили ранние колонисты, несли на себе отпечаток Средних Веков.

Они были асиметричными, с острыми готическими крышами, относительно небольшими окнами, массивными дымовыми трубами и некрашеными стенами.


House of the Seven Gables, Salem, Massachusetts, 1668 (Дом о семи фронтонах)

В Доме о семи фронтонах разворачиваются события романа (под таким же названием) американского классика Натаниеля Готорна.
Анатомия дома англосакса

В массачусетском доме Филлипсов (Philllips House ) было установлено устройство, предназначенное для оповещения служанок, когда в них возникала необходимость. На панели устройства перечислены основные помещения, куда служанкам надлежало явиться по звонку и загоревшейся лампочке.


Call Box (Phillips House, Salem, Massachusetts)

Список комнат дает представление об обязательном минимуме, без которого дом бы не состоялся функционально:

гостинная (parlor) ,

столовая (dinning room) с прилегающей кухней (kitchen) ,

спальни (chamber) , хозяйская и для гостей, каждая со своей ванной комнатой (bathroom)

Что еще было в доме в дополнение к этому минимуму, определялось потребностями владельца, рождалось в его фантазиях и ограничивалось его кошельком.

Перечисленные помещения присутствуют и в современных американских домах, правда, под несколько другими названиями. Например, parlor — это living room , chamber bedroom . Наличие таких комнат кажется нам совершенно естественным. Но так было не всегда.

От римской Британии до Англии Тюдоров

Когда римляне вторглись в Британию в 43 г. н.э., они нашли ее обитателей живущими в примитивных строениях с соломенным покрытием. Помещение без окон служило общим кровом для людей и для скота.
Римляне построили несколько городов и изрядное количество вилл вне городских стен. Городские дома были двухэтажные, из кирпича. Когда римляне ушли из Британии, дома, оставшиеся от них, были разрушены, а строительные умения, подобные римским, появились только столетия спустя.

Пришедшие после римлян англосаксы построили первые деревни. Простые селяне жили в хижинах, господа — в длинных амбаро-образных строениях, разделенных на секции для семьи, слуг и скота.

Каменные жилые дома повторно появились только в конце 11-го столетия, при следующие завоевателях — норманнах, которые построили замки и укрепленные поместья.

Эти сооружения и являются прямыми предками современных английских и американских домов. Но для того, чтобы такие архитектурные динозавры превратились в удобные и уютные жилища, понадобились столетия.

Замки и поместья. Эволюция

Расцвет замков пришелся на времена слабой центральной власти. С ее усилением междуусобные войны между феодалами изменились по характеру — замки потеряли военное значение. Крепости, в которых приходилось жить, стали преврашаться в резиденции, которые можно было оборонять. На смену замкам пришли так называемые укрепленные поместья .

В замках хозяйственные помещения располагались на первом этаже, гарнизон и слуги — на втором. Выше же, отражая общинный стиль ранней средневековой жизни, располагался Главный Зал (Great Hall ).

Поместья имели уже только два этажа — хозяйственные помещения были расположены на первом этаже, Главный Зал — на втором. В более поздние времена Главный Зал стал располагаться на первом этаже, рядом с хозяйственными помещениями.

Главный Зал

Главный Зал представлял собой вытянутое помещение, со входом в торцевой стене. На стороне, противоположной входу, имелось возвышение (dias ), на котором был установлен стол (high table ), предназначенный для семьи владельца замка.

Главный Зал был многофункциональным помещением — суд и трапезы происходили в нем, здесь же давались представления с музыкой и танцами, акробатами и жонглерами. Общие столы были разборными, а на ночь зал превращался в место для сна.

Начиная с XVI века Главный Зал уступил большинство своих традиционных функций специализированным помещениям — спальне, комнатам для отдыха и столовой.

Спальня

В ранних замках господская семья спала в дальнем конце зала, за возвышением. Это место было отгорожено только перегородкой или даже занавесом. В поздние времена к Главному Залу была добавлена отдельная комната — Lord and Lady’s Chamber . Используемая в качестве спальни, комната также служила для уединенного отдыха господской семьи.

Комнаты для отдыха и занятий

В дальнейшем место отдыха выделилось в отдельную комнату, называемую в разное время Solar (одинокий /франц.яз./), Parlour (parler — говорить /франц.яз./) и, наконец, Drawing Room — комната для уединения.

Позже появились кабинеты и будуары.

Кабинет (Cabinet ) — комната для отдыха, занятий и конфиденциальных встреч, обычно испльзуемая мужскими представителями семьи.

Будуар (Boudoir — дуться /франц.яз/) — комната для отдыха, переодеваний и романтических свиданий, женский эквивалент кабинета.

Ванная комната и туалет

В замках и поместьях не было отдельной ванной комнаты. Господа время от времени принимали горячую ванную в своей спальне — в большой деревянной лохани. В стенах замка были сделаны ниши, называемые Garderobe — прототипы современных туалетов. В них находились простые каменные сиденья с отверстиями.

Столовая и кухня

Первоначально обед готовился на очаге в центре жилого помещения, здесь же происходила и трапеза. Позже, чтобы снизить вероятность пожара, для кухни стало выделяться особое помещение — либо соседняя комната, либо даже отдельное строение.

К концу шестнадцатого века, завершившего время Тюдоров (1485 — 1603), британские дома уже походили на современные, но они еще оставались местами, где люди и жили, и работали. Дом и рабочее место начали разделяться только в семнадцатом веке.

Дом йомена (XVII век)

Войдя в дом, вы оказывались в длинном коридоре (passage — 1 ), ведущем от входной двери к задней.

Дела вершились в столовой (dining room — 2 ), а гости могли пройти в соседнюю гостинную (parlour — 3 ), где семья отъединялась от суеты, создаваемой слугами и работниками. Пища готовилась в отдельно расположенной кухне (kitchen — 4 ). Крутая винтовая лестница вела из столовой к спальням (bedchambers — 5 ), расположенным на втором этаже. На чердаке (loft — 6 ), куда можно было попасть по лесенке, слуги спали на тюфяках.

Во второй половине 1600-х годов поселенцы Новой Англии строили дома, которые можно назвать типично колониальными /в Америке прилагательное «колониальный» без уточняющих слов (испанский, французский) относится к английскому колониальному прошлому.

Дома должны были защищать от холодного климата Новой Англии (температура -30 градусов по Цельсию, высокий снежный покров, сильные ветра). Чтобы сохранить тепло, печи возводились в центре дома, комнаты имели низкие потолки. Покатые крыши предотвращали снежные наносы, ставни на окнах спасали от ветра.

Стиль Cape Cod

Этот стиль появился впервые в Cape Cod (Мыс Трески), штат Массачусетс.

Одноэтажный дом в стиле Cape Cod.

Ранние колониальные дома на Юге

Такие же симметричные дома строились и в южных колониях, только были они часто из кирпича, с дымоходами по краям.

Стиль Saltbox

Чтобы увеличить полезную площадь дома, колонисты расширяли первый этаж, продолжая скат крышы ниже второго этажа.

Формой такой дом напоминал ящик для хранения соли, откуда и название Saltbox — соляной ящик.

Георгианский стиль
Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка
(Булат Окуджава)

Британских королей с именем Георг было шестеро, но с архитектурной точки зрения определение Георгианский указывает на время правления четырех монархов — от Георга I до Георга IV (1714-1837). Этот период претендует на звание Золотого века британской архитектуры.

Великий пожар (1666 г.) в Лондоне, закончивший Великую Чуму, фактически стер с лица земли среденевековый город — при восстановлении Лондона доминировали уже классические формы Ренессанса. Восстанавливать город был выбран выдающися английский математик и архитектор Кристофер Рен. Благодаря ему идеалы Ренессанса стали популярны в Англии и были отражены в Георгианском стиле. Работы Рена и его последователей выполнены в традициях палладианства — архитектурного движения, основанного на наследии одного из самых великих итальянских архитекторов — Андреа Палладио. Основные черты георгианского стиля — симметрия форм, классические пропорции, бледные цвета и изящный декор.
В георгианской архитектуре отразилась разница между колониями Новой Англией, среднеатлантическими и южными, хотя везде отчетливо прослеживаются общие черты: центральный вход, регулярность расположения окон, фасад, украшенный лепниной и пилястрами.

Георгианские дома. Новая Англия

Новая Англия обделена камнем, поэтому почти все здания, жилые или общественные, делались из дерева. Крыша часто была с двойными скатами, как на голландских домах.


HunterHouse, Newport, Rhode Island, 1746


Vassal-Craigie-Longfellow, Cambridge, Massachusetts, 1759

Георгианские дома. Средняя Атлантка

В среднеатлантических и южных колониях камень и известь были доступны, и эти материалы позволяли богаче декорировать дома.


Mount Pleasant, Philadelphia, Pennsylvania, 1761


Cliveden, Philadelphia, Pennsylvania, 1764

Георгианские дома на Юге


Governor’s Palace, Williamsburg,Virginia,1755


Mount Airy, Warsaw,Virginia,1755

Архитектура 19-20 веков

Развитие капиталистических отношений в США, появление крупных состояний знаменуется новым периодом в истории архитектуры США, получившим меткое название «периода парвеню» (выскочек). В городах Запада, выстроенных в конце XIX - начале XX в., можно увидеть на одной и той же улице подражания дворцам всех стран мира. Крупнейшим архитектором этого периода был основатель школы американского «романеско» - Генри Ричардсон. Он является автором и строителем знаменитой церкви Св. Троицы (Trinity church) в Бостоне.

Trinity church в Бостоне

Ричардсон брался только за большие, дорогостоящие работы. Иметь дом, построенный Ричардсоном, считалось признаком высшей респектабельности и богатства. Он строил дома из гранита или из кирпича в сочетании с желто-серым гранитом, с круглыми остроконечными башнями, романскими тесными арками, тяжелыми балконами и стрельчатыми крышами. В Чикаго, Цинциннати, Сент-Луисе, Сан-Франциско есть много домов, построенных Ричардсоном и его последователями. Только Нью-Йорк романский стиль совершенно не затронул.

Дом, построенный Ричардсоном в Оклахоме

В 1888 г. в Чикаго был построен первый многоэтажный дом с каркасом из стальных рельс - родоначальник американских небоскребов. Первый небоскреб (он имел 22 этажа) построен в том же Чикаго в 1891 г. До 1896 г. небоскребы оформлялись в романском стиле, господство которого подходило к концу.

Здание страхового общества в Чикаго – первый небоскреб

Впоследствии американские архитекторы приспособили к особенностям конструкции небоскребов готический стиль. Пожалуй, наиболее ярко выражены эти новые черты в здании газеты «Чикаго трибюн», построенном в стиле модерн, но увенчанном готическими башнями и шпилями. Значительная часть Нью-Йорка - деловые кварталы, где экономия площади доведена до предела,- застроена небоскребами.

Здание газеты «Чикаго трибюн»

Гордость американцев - 102-этажное здание Эмпайр Стейт Билдинг, построенное в 30-х годах. В 1922 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект этого здания. Из 260 проектов, поданных архитекторами 23 стран, был избран проект американцев Джона Хоуеллса и Реймонда Гуда. Почти в каждом большом городе США имеется несколько или хотя бы один небоскреб, обычно возведенный в центре. Но и в Нью-Йорке, о котором существует представление как о городе небоскребов, больше всего не небоскребов, а домов в 5-8, а то и в 2-3 этажа. Особенно много таких домов в пригородах и в кварталах богачей.

Empire State Building, Нью-Йорк

Период с начала 1890 по 1917 г. выделяется как период эклектической архитектуры. Для него характерно отсутствие единого направления, господствующей школы. Делаются попытки возродить колониальные стили. Для этого считалось достаточным снабдить дом белыми колоннами, карнизом и зелеными жалюзи.

В Нью-Йорке па Пятой авеню, на Бродвее в эти годы сооружали дома, копирующие стили Людовиков, итальянской архитектуры и пр. Такая же пестрота стиля характерна и для главных улиц городов степных штатов. Довольно распространен стиль Корбюзье. Сравнительно недавно выстроенные здания в Техасе, Нью-Мексико, Аризоне возведены в староиспанском стиле, сочетающемся со всеми техническими усовершенствованиями современности.

В начале 20в в моде был стиль построек индейцев пуэбло. Здание антропологической лаборатории в Санта-Фе представляет глинобитную постройку, напоминающую постройки восточных пуэбло, но с дубовыми резными дверями, внутренним европейским убранством, со всеми удобствами. Такие дома рассчитаны на обеспеченных людей - эстетствующую буржуазию, модных писателей и художников, кинозвезд.

Строятся коттеджи в духе построек Новой Англии, «хижин» Дальнего Запада и т. д.

Современные американские дома

Архитектурная пестрота свойственна главным образом крупным городам, а также городам средней величины, возникшим в западных областях страны сравнительно недавно с середины или конца XIX в. Небольшие же городки в самых различных районах страны чрезвычайно похожи друг на друга. Как правило, в таком городе имеется аптека, рынок, один-два ресторана, кинотеатр, расположенные в центре.

На пригородах американских городов стоит остановиться особо. Строительство их началось вместе со строительством железных дорог, примерно с 40-х годов XIX в. Они ведут начало от загородных дач богачей. Для них дачи, а позже дома в пригородах были способом избавиться от высокой городской земельной ренты и от налогов. Железнодорожное и автомобильное сообщение делает доступным отдых на даче и для людей среднего достатка. Сейчас пригороды стали обычным придатком к большому городу.

Пригороды растущих городов застраиваются в последнее время небольшими домами-коттеджами, рассчитанными на одну семью. Такие домики ставятся в ряды и кварталы по нескольку домов на акр. Дома эти стандартны и по конструкции, и по планировке, и в отделке, и в меблировке, что является обычным предметом шуток американцев. Иногда это начинает бесить, ребята, ну зачем строить абсолютно идентичные дома? Понятно, что застройщику выгодно строить дома по одному архитектурному плану, но если бы американцы не покупали такие дома, то их и не строили бы. Значит, их устраивает жить в штампованных домах без какой-либо индивидуальности. Чем-то такой уклад американской жизни напоминает Советский Союз, где во всех городах были не только идентичные дома и квартиры, а даже мебель у всех была одинаковой.

Часто дома состоят в так называемых комьюнити, когда имеется один общий въезд в «городок» с кодовыми воротами. В таком комьюнити обычно есть общие детские площадки, иногда общие бассейны, спортивные площадки и другие сооружения. Жильцы каждый месяц платят взнос в комьюнити. Часто жильцы обязаны следить за газонами перед домом, чтобы те были свежими, красивыми и зелеными, иначе приходится платить штраф комьюнити или городу, если в последнем прописан соответствующий закон. Знаю одну семью, которой пришлось заплатить 500 дол. штрафа за то, что они перестали поливать газон и он пожелтел.

В современном доме почти все комнаты имеют аналоги в средневековье.

Кухни — это все еще кухни. То же самое можно сказать о кладовых и погребах.

Палаты (chamber ) стали спальнями (bedroom ), а Главные Залы превратились в прихожие (entrance hall ). Да-да, маленькие прихожие современных домов — это все то, что осталось от огромных залов средневековых замков и поместий.

К столовым (dining room ) от Главных Залов перешла функция «место для приема пищи».

Solars стали жилыми комнатами (living rooms ), Cabinets — библиотеками (libraries ),а Boudoirs — комнатами для переодевания (dressing rooms ).

Расположение комнат в современном американском доме следует принципу «мой дом — моя крепость»: гостиная и столовая (публичные помещения) — первый этаж, спальни и кабинеты — верхние этажи.

В американских домах большое внимание уделяется благоустройству кухни. Такое отношение к кухне вообще традиционно для американского быта. С колониальных времен кухня была средоточием семейной жизни. Здесь не только готовили пищу, но сюда вся семья собиралась на обед; по вечерам, экономя топливо и освещение, сидели у кухонного огня. Даже сейчас, когда многие семьи питаются в кафе, кухни продолжают делать довольно большими, часто кухни объединены со столовой — комнатой, где стоит большой обеденный стол и где собирается вся семья.

Еще одна особенность американцев — они считают количество комнат в доме только по спальням, все остальные у них считаются нежилыми. Поэтому обычные 1-комнатные американские квартиры — это тоже самое, что в нашем понимании 2-х комнатные. Если в доме 2 и более спален, то практически всегда там будет несколько ванных комнат, еще есть так называемые половины ванных комнат — это просто туалет без ванной или душевой.

Приблизительная планировка обычного американского дома

Первый этаж


Второй этаж


Третий этаж



В США наблюдается тенденция к увеличению площадей жилых домов. Например, в начале 20 века размер среднего дома был в пределах 700-1200 кв. фут, в 1970-х годах дом среднего американца увеличился до 1500 кв. фут середины, теперь же эта цифра равна приблизительно 2300 кв. фут. Среднестатистические цены на дома среднего класса американцев также неуклонно идут вверх. Если в 1900 году стоимость одного дома составляла приблизительно $5000, то в 1950г. Это уже было $11000, а в 2011 г. Средняя стоимость дома по всем штатам составила $267,000, а в 2013г — $324,000. При этом в связи с ростом цен на землю идет тенденция к сокращению площади участка, на котором стоит дом. В 1990г. Средний участок с домом составлял 14,680кв.фут, в 1998г — 12,870кв.фут, в 2010г – 11,800.

Конечно, в разных регионах, штатах США до сих пор доминирует свой архитектурный стиль, обусловленный и колониальным влиянием, и географическим положением штата: где-то нужно строить теплые дома из дерева или кирпича из-за холода, где-то подойдет тонкая картонка, т.к. температура не опускается ниже нуля, где-то нужно стоить крепкие дома, которые выдерживали бы постоянные землетрясения или торнадо. Часто в крупных городах можно встретить архитектурные стили практически всех стран мира, которые привозят с собой иммигранты.

В калифорнийских домах обычно нет подвалов, стенки сделаны из тонких материалов, а на вид они почти все одинаковые: красная крыша, светлые отштукатуренные стены.

В южных городах дома непременно снабжены верандой, которая служит гостиной и является излюбленным местом отдыха семьи.


На восточном побережье можно встретить кирпичные дома, дома, отделанные сайдингом, обычно в темных тонах.

При этом на территории всех штатов в последнее время наблюдается новый архитектурный стиль – модернизм (современный стиль) с хай-тек дизайном, часто такие дома экологически чистые и автономные.

Отдельно архитектурное явление – дома, построенные в какой-то определенной тематике, например, дом стиле Flinstones в Малибу (Калифорния)

Также в США можно встретить так называемое mobile homes или мобильные дома, у которых нет фундамента и которые часто ставят на колеса или какую-то возвышенность, чтобы не было холодно на полу. Эти дома представляют собой конструктор, который собирается где-то на фабрике или в каком-то гараже, потом в собранном виде перевозится к заказчику. На улицах часто можно увидеть, как такие дома перевозят на машинах.

Неважно, в каком регионе построен дома, в каком архитектурном стиле, американцы всегда стараются сделать возле дома газон, разбить небольшой цветник, как-то украсить дом, особенно на праздники, часто даже повесить свой флаг, этого у них не отнять.

Я жалею, что не начала записывать свои впечатления сразу по приезде в Америку восемь лет назад. Свежесть взгляда первых недель не сравнится ни с чем, ведь проходит совсем немного времени, и то, что на первых порах бросалось в глаза - будь то мешки с мусором на тротуарах или общественные прачечные - вскоре кажется совершенно обыденным.

Да, быт в Америке очень сложно привести к какому-то общему знаменателю по той же причине, по которой невозможно рассуждать о некоем среднероссийском укладе жизни, не рискуя быть закиданным тухлыми помидорами. Выводить «среднюю температуру по палате» - дело неблагодарное, ведь такие факторы, как уровень достатка и образования, место жительства, особенности климата, да и банально разные представления о красоте и уюте в значительной степени определяют то, как мы живем.

Так сложилось, что для меня главным источником информации об американском стиле жизни стал Нью-Йорк, который принято считать городом приезжих, добровольно ютящихся в съемных квартирах разной степени тесноты и непритязательности. В целом это похоже на правду, ведь собственный дом на Манхэттене - неслыханная роскошь, которую могут себе позволить лишь единицы. Но не стоит забывать, что Нью-Йорк - это не только Манхэттен, но и Квинс, и Бруклин, и Статен-Айленд, и Бронкс. И в четырех последних районах (или, как их здесь принято называть, « боро » ) с обственный дом для жизни семьи не такая уж редкость.

В зависимости от того, где живет американская семья - в собственном доме или в среднестатистической квартире - ее быт будет коренным образом различаться.Но общие моменты все же есть: к примеру, американские квартиры и дома принято описывать не по количеству комнат, а отталкиваясь от числа спален. То есть российская « двушка » проходила бы в Америке по разряду «односпаленных » квартир (one - bedroom apartment ), « трешку » называли бы соответственно «двухспаленной » (two - bedroom ), а « однушка » бы считалась студией.

Такая классификация справедлива в отношении американского жилья в бОльшей мере, чем нашего, потому что кухня и гостиная / столовая в американском доме обычно существуют в одном объеме, при этом зона, где готовят еду, оказывается отделена от остальной комнаты лишь невысокой перегородкой или барной стойкой. В пуританской Америке ее, правда, чаще называют breakfast counter (стойка для завтраков), ведь за нею действительно очень удобно завтракать на скорую руку, не накрывая на стол.

Все включено?
Дома и квартиры чаще всего продаются укомплектованными кухонной мебелью и техникой, соответствующей классу жилья. Американская кухня в ее архетипической форме стандартна и безыскусна. И все же американцы довольно консервативны в своих представлениях об интерьере в целом и о кухонной мебели в частности. Средний класс тяготеет к традиционным формам, поэтому в бюджетной квартире вы, скорее всего, обнаружите шкафчики из рыжеватого массива дерева с филенчатыми накладными дверцами, разделенными между собой довольно широкими импостами.

Т акой наивно-утилитарный лук с уклоном в кантри можно было бы стерпеть, если бы не один нюанс: из-за широкой планки между дверцами в подобные шкафчики невозможно засунуть большой салатник или обеденную тарелку - для этого их нужно каждый раз разворачивать в воздухе по диагонали, чувствуя себя при этом Дэвидом Копперфильдом.

Такие модели кухонь называются face-frame kitchen («с рамкой по фасаду») и чаще всего комплектуются дешевыми столешницами из меламина, белыми эмалированными плитами и самыми базовыми посудомоечными машинами.

В более дорогой квартире есть вероятность встретить кухню «безрамочной конструкции» (то есть где дверцы вывешены встык) с фасадами из мдф или тонированного массива, столешницей из натурального камня и хромированной бытовой техникой. Кстати, granite countertops и stainless steel appliances - это общеамериканский фетиш, и риэлторы, зная об этом, не стесняясь, накидывают несколько сотен долларов к цене аренды только за эти два пункта.

Раздельные санузлы в Америке редкость даже в частных домах, где, казалось бы, нет недостатка места. Зато в домах, где больше одной спальни, ванных тоже чаще всего несколько: одна может быть соединена с хозяйской спальней, образуя подобие гостиничного «сьюта », другой пользуются дети, а для гостей предусмотрена небольшая туалетная комната с раковиной. В объявлениях о продаже или аренде недвижимости такой расклад обозначается как «2 ½ bathrooms »- буквально, «две с половиной ванных ». За половину считают гостевой санузел в дополнение к двум полноценным.

В частном американском доме по умолчанию есть подвал, а в подвале непременно выделено место под стиральную машину величиной с малолитражку и таких же размеров сушильный агрегат. До недавних пор американцы в принципе не могли взять в толк, зачем нужна стиральная машина, совмещающая в себе функции «стиралки » и «сушилки » - на американском рынке их просто не было. Теперь они есть, но по-прежнему не пользуются спросом, так как в США уверены, что эффективность у комбинированной модели не выше, чем у гибрида зубной пасты и крема для обуви.

Казалось бы, «два в одном» - идеальный вариант для тех, кто живет в маленькой квартире, коих на Манхэттене большинство. Но не совсем так. Дело в том, что квартиры-студии подчас не могут вместить даже самую крохотную модель, к тому же стиральная машина - это лишний балласт при переезде. Выход из положения довольно прост: в большинстве современных многоквартирных домов в подвалах есть прачечные на дюжину стиральных машин и сушек, предназначенных для общего пользования. Загружаешь белье, добавляешь свой порошок, кидаешь монетки - и ждешь, читая книжку под мерный гул барабанов. Совсем как в кино. Потом так же сушишь.

Те же, кто живет в домах попроще или постарше, вынуждены либо пользоваться прачечными самообслуживания - так называемыми laundromat (в некоторых районах Нью-Йорка они встречаются чуть ли не в каждом квартале), либо сдавать белье и одежду в химчистку (dry-cleaner), где его могут просто постирать и отутюжить. Признаюсь, живя в Нью-Йорке, я тоже через какое-то время прониклась уважением к этим заведениям, потому что так отпарить рубашку, как это делают в прачечной, используя специальную форму, не под силу даже самой опытной хозяйке. При этом стирка и глажка одной рубашки стоят 2-3 доллара, что вполне доступно для клерка среднего звена.

Что имеем - то храним
Катастрофическая нехватка места в съемных квартирах стала толчком для возникновения целой индустрии, призванной облегчить жизнь в Америке жителям мегаполисов, у которых нет места, чтобы хранить милую сердцу коллекцию LP-дисков, или просто некуда убрать на лето зимнюю одежду. Склады временного хранения предлагают арендовать ячейки, варьирующиеся в размере от ящика из-под яблок до целой комнаты. В них можно держать все, что не умещается в городской квартире. Стоимость аренды зависит от размеров ячейки и ее удаленности от центра города и составляет от 20 долларов в месяц. Функционально такие склады представляют собой некий аналог постсоветских гаражей, в которых наши соотечественники хранят то, что уже вынесли из квартиры, но еще не донесли до помойки.

В привилегированном положении находятся ньюйоркцы, живущие в многоэтажках, в подвалах которых имеются аналоги складов временного хранения. В таких домах зажильцами квартир закрепляют соответствующие ячейки, в которых они могут за небольшую плату (иногда она включена в аренду) хранить свои чемоданы, велосипеды и книги. Но подчас ячеек на всех не хватает, и тогда в силу вступает основной закон рынка: «спрос рождает предложение». Так, в одном из домов в нью-йоркском районе Трайбека, где стоимость пентхауса доходила до 10 миллионов долларов, железную клетку для хранения хлама площадью 2 кв.м оценили в 65 тысяч долларов! Невзирая на то, что цена ее квадратного метра превышала цену метра жилой площади в этом же доме, покупатели очень быстро нашлись.

Поэтому готовность ньюйоркцев расстаться со вполне еще годными предметами обихода и техники объясняется не только сверхпотреблением - признанной болезнью современного общества, но и жесткой нехваткой подсобных площадей. В частных домах роль склада для хранения хлама играет вышеупомянутый гараж. В Америке гаражи проектируются с запасом, так, чтобы помимо двух машин в них легко умещался верстак, старый велотренажер, барабанная установка, коллекция видеокассет, садовые инструменты, старый диван, газонокосилка, два комплекта зимней резины и все, чему не нашлось места в доме.

Дорогая моя недвижимость
Пару слов об особенностях американского (или, скорее, нью-йоркского) рынка жилья и ЖКХ. Практически все арендуемое жилье можно отнести к одной из трех категорий: доходные дома (rental unit ), кондоминиумы (condo ) или жилищные кооперативы (coop building ). В первом случае квартиры в доме находятся в собственности управляющей компании и сдаются непосредственно ею, во втором - жильем владеют частные собственники, часть из которых живет в своих квартирах, а часть - сдает их в аренду. В случае с «коопами» участники кооператива владеют не собственно квартирами, а долями в кооперативе (то есть на паях владеют и землей под домом, и помещениями совместного пользования, и инфраструктурой), поэтому договор аренды приходится заключать не с конкретным владельцем, а с «коопом» в целом.

Желающие арендовать квартиру в таком здании сталкиваются со сложным процессом согласования своей кандидатуры, предоставляют уйму документов, проходят собеседование с советом дома, пытаются доказать, что станут достойными членами этого закрытого клуба, и, зачастую, получают отказ, который совет не обязан никак объяснять (похоже на визовое собеседование в американском консульстве - не правда ли?). И тем не менее желающих снять (или купить) квартиру в нью-йоркских «коопах » всегда много: исторически сложилось так, что в этой форме собственности находятся самые красивые и престижные многоквартирные дома.

Но прежде всего желающие снять квартиру должны доказать свою финансовую состоятельность. Иногда сделать это не так просто: даже если вы считаете, что можете себе позволить платить за аренду энную сумму в месяц, ваш арендодатель может быть с вами не согласен. Есть негласное правило, что арендатор не должен тратить на оплату квартиры более 30% своего ежемесячного заработка. В противном случае ему может не хватать на жизнь и, соответственно, может создаться неприятная ситуация, когда счета за жилье и коммунальные услуги останутся неоплаченными.

С подобной проблемой столкнулась одна моя близкая подруга, переехавшая в Нью-Йорк из Москвы: при довольно средней зарплате, она без проблем могла снимать неплохую квартиру-студию на Манхэттене, поскольку та обходилась ей ровно в ту же сумму, за которую она сдавала свою московскую «двушку» на Юго-Западе. Но арендодатель об этом не догадывался, и готовность девушки тратить на аренду жилья половину зарплаты показалась ему подозрительной. Ситуацию, грозившую обернуться отказом, смогло исправить только предложение оплатить аренду квартиры на год (!) вперед. Договор был подписан мгновенно к радости обеих сторон.

Во всех домах, независимо от формы собственности, есть свои правила общежития. Но если в кондоминиумах они сводятся к довольно банальным предписаниям (не шуметь после 11 вечера, не менять замки без согласия собственника, не плавать голым в общественном бассейне и т.п.), то в «коопах » требования могут быть куда более изощренными и не всегда поддающимися логике. Совет дома может запретить украшать двери квартир к рождеству или держать определенные породы собак, заставить нянь с колясками пользоваться грузовым лифом и т.п. При этом для каждого конкретного жильца или семьи будут действовать правила «коопа », действительные на момент подписания договора аренды или оформления квартиры в собственность. Благодаря этой лазейке в некоторых «коопах » остаются еще «курящие квартиры », если, к примеру, их престарелые собственники заехали в дом до введений запрета на курение в жилых помещениях.

Вопросы текущей эксплуатации квартир решает комендант здания (superintendent или super ). Он же, по возможности, самостоятельно устраняет мелкие поломки и вызывает мастеров, если требуется более сложный ремонт. Отношения с «супером» - это целый пласт американского быта и нью-йоркского городского эпоса. «Супер» - герой анекдотов и жертва стереотипов. Его и боятся, и ненавидят, он и лентяй, и карающий перст, и прохиндей, и супермен: если у вас в квартире среди ночи прорвало трубу, забился слив в ванной, или вы случайно заперлись в кладовке, то звонить нужно именно ему. «Супер» чаще всего живет в том же доме, что обслуживает, и может прийти на помощь в любое время суток.

Что касается счета за коммунальные услуги (utility bill ), то в него стандартно входит лишь электричество. Стоимость горячей воды и отопления обычно включаются в счет за аренду квартиры, но тут могут быть варианты. Поставщик электричества на весь город один, поэтому тариф единый, независимо от района. Счет за электричество в студии или квартире с одной спальней будет колебаться от 50 до 130 долларов в месяц, в зависимости от времени года; летом, когда кондиционер не выключается круглые сутки, может набежать и больше. Если в квартире стоит газовая плита, то вы будете платить за фактически израсходованный газ (счет составляет около 20 долларов в месяц) напрямую компании-поставщику.

Счета за интернет / телефонную линию / кабельное телевидение варьируются в зависимости от провайдера и стоимости пакета. Если сложить все целиком, то «коммуналка » в Нью-Йорке составляет 250-300 долларов, плюс-минус полтинник.

Интересно то, что в США utility bill , ежемесячно приходящий на ваше имя и адрес, фактически является аналогом российской регистрации или прописки: его попросят предъявить при открытии счета в банке, при оформлении водительских прав, при записи ребенка в школу или детский сад.Учитывая уровень мобильности американцев и отсутствие такого документа, как внутренний паспорт, лишь счет за коммунальные услуги может служить реальным подтверждением фактического места жительства людей.

Продолжение следует

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Интересен ли вам американский образ жизни? Какие привычки американцев вызывают у вас одобрение или, наоборот, недоумение? О чем еще вы хотели бы узнать?

Типичный дом — это не только «типовой проект», популярный в Америке, но и дом, который может позволить себе средняя американская семья. За примером я отправился на риэлторский сайт и поискал дома в радиусе до 30 миль вокруг себя.

Фото Depositphotos

Долго искал, кстати, потому что фотографии плохие. Американцы особо не трудятся фотографировать, поскольку все примерно знают, что там внутри. Все равно придется ехать и смотреть. Я выбрал пару домов стоимостью до $200 тысяч, и на их примере расскажу о типичном американском доме.

Текст объявления 3 Bed, 3 Bath, означает, что в доме есть 3 спальни и 3 ванных с туалетами. А помимо этого — гостиная, хозяйственное помещение, гараж.

Самый распространенный в США проект дома. Фото realtor.com

Я жил почти в таком и хорошо знаю устройство дома. Справа гараж на 2 машины, причем гараж довольно длинный, просторный. Слева — вход и небольшое крылечко. Крохотный палисадничек, по умолчанию строители туда высаживают шиповник. Заходим в дом.

Холл в доме — по умолчанию. Фото realtor.com

Слева входная дверь, сразу от нее лестница на второй этаж. В холле окошки, выходящие на «фронт-ярд», то есть на площадку перед домом. На первом снимке эти же окошки слева от входной двери, сориентировались?

Если мы дойдем до противоположной стенки дома — выйдем через стеклянную раздвижную дверь на «бэк-ярд», то есть, на задний дворик.

Типовой дом имеет двери на фронт-ярд и бэк-ярд. Фото realtor.com

Над плитой к стенке прикреплена микроволновая печь - так часто теперь делают. Мне это кажется неудобным, потому что сверху горячее опускать вниз просто опасно. Над плитой обязательно освещение и вытяжка стоит, причем, с вентилятором на 2 скорости.

При сдаче дома, как правило, это все уже встроено, кроме холодильника. А может, сейчас уже и холодильник встраивают. Справа от раковины мойка для посуды - «диш-вошер». В самой раковине обязательно встроен измельчитель мусора - «диспозал».

На кухне дверь в подвал или «бейсмент». Строители его сдают, как правило, просто с цементными стенками. Но можно этот бейсмент и в конфетку превратить. Например, вот так:

Подвал обустраивают так, как подсказывает фантазия хозяев. Фото realtor.com

В подвале обычно навесные потолки, а справа и слева длинные белые двери - это встроенные кладовочки. А вообще я в бейсментах чего только не видел: бары, игровые комнаты, спортзалы, мастерские.

Вернемся на первый этаж. Здесь, кроме зала с кухней, есть еще помещения. У некоторых сделана игровая комната для детей. Часто в одной из таких боковых комнат стоит камин, телевизор и кресла.

Классическая комната отдыха. Фото realtor.com

Это классика жанра - комната отдыха с камином и телевизором на стенке. А на этом снимке уже второй этаж - одна из спален.

Главная спальня. Фото realtor.com

Скорее всего, это родительская спальня, то есть, «мастер-бедрум». Она отличается тем, что к ней «прилагается» свой собственный туалет с ванной. Раковину там часто делают двойную, чтобы утром не ссориться.

Фото realtor.com

Во всех туалетах обязательно есть вентиляция. Включается рядом со светом. Остальные спальни (детские) имеют общий туалет. Американцы всегда стараются, чтобы у каждого ребенка была своя комната.

Обязательное помещение в типовом американском доме — «ландри-рум», то есть помещение, в котором стоят стиральная и сушильная машины.

Фото realtor.com

Эта комната маленькая, сразу за дверью из гаража. Ну и под конец посмотрите на этот дом сзади.

Фото realtor.com

Видно, спаленки здесь небольшие. На первом этаже — маленькое окошко кухни. Его всегда таким маленьким делают.

Есть моменты, которые не попали на фото. В каждой комнате обязательно на стенке или потолке висит индикатор дыма. А сейчас обязывают вешать еще и индикатор CO, то есть оксида углерода. Это так называемый угарный газ без цвета и запаха, которым как раз отравляются, если печку рано закрыть. Все эти датчики жутко завывают, если в доме что-то горит. И умолкают, только когда хорошенько все проветришь.

У этих индикаторов есть еще одно неприятное свойство. Когда батарейка начинает садиться, они пикают. Ночью — самое то! Встаешь, выдергиваешь из него батарейку и с утра уже ставишь новую.

Еще я не рассказал про освещение. В доме масса выключателей. Самый простой пример - вы вошли в дом, включили свет, разделись-разулись и поднялись сразу на второй этаж. Там стоит второй выключатель, которым свет на лестнице можно выключить. И таких «парных», а то и строенных выключателей полно по всему дому.

Оба дома, что я описал, — недалеко от меня и от Чикаго. Тот, о котором я, в основном, рассказывал, стоит примерно $190 тысяч, второй — примерно $170. Примерно, потому что всегда можно поторговаться и договориться.