Цели . Познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название растений и их признаки, воспитывать бережное отношение к растениям луга.
Интеграция образовательного процесса:
Познание - формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой.
Социализация - Приобщение к элементарным нормам и правилам поведения в природе.
Художественная литература - Помочь детям запомнить тексты стихотворений о полевых цветах.
Материал . Картинки с изображением цветов, шапочки с изображением полевых цветов, небольшие букетики цветов в вазочках.
Предварительная работа . Целевая прогулка на луг.
Ход беседы.
«Круглый стол» Где, какие цветы растут? Перед детьми картинки с изображением цветов.
Воспитатель. Расскажите, где растут цветы. Как назвать одним словом цветы, растущие в поле? (Полевые). Назовите цветы, растущие в поле, на лугу, в лесу. (Дети называют и выбирают картинки с цветами).
Воспитатель выставляет картинку с ромашками:
Белая рубашка,
Желтенький платок
Как зовут?
Ребенок.
Полевой цветок.
Дети рассматривают ромашку, ее листья, стебель.
Затем выставляется гвоздика:
Цветик - невеличка,
Алый, огневой,
Как зовут?
Гвоздичка,
Цветик полевой.
Дети рассматривают цветок, любуются красотой.
Не в глуши ль еловой
Видел я тебя?
Кто же ты?
Лиловый
Колокольчик я.
Желтый сарафанчик,
Прямо как желток!
Одуванчик,
Полевой цветок.
Воспитатель . Какие еще цветы вы знаете? Какие цветы вам нравятся больше других? Расскажите, почему? Вы вдыхали аромат цветов? Представьте себе, что у вас в руках букет цветов, - понюхайте их. Чем пахнут цветы? Какой у них аромат? (нежный, вкусный, сладкий, горький, воздушный…)
Физкультминутка.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Дети - пчелки. Под любую мелодию дети «слетают с цветка на цветок».
Воспитатель . Чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых? (садовые и комнатные цветы высаживают и растят специально, а полевые растут сами, их никто не сажает. За комнатными и садовыми ухаживает человек, а полевые растут сами и сами выживают в непогоду).
Воспитатель читает стихотворение:
Если я сорву цветок, Если мы сорвем цветы
Если ты сорвешь цветок, То не будет красоты
Если я и если ты, И не будет доброты!
О чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть? (рвать, срезать лучше те цветы, которые для этого выращиваются специально, а цветами,»выращенными природой», нужно на природе и любоваться).
Представьте себе, что с нашей планеты исчезли все цветущие растения. Что же будет? Какой станет наша планета? Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала еще красивее? (дети делятся своими соображениям.)
В конце беседы дети поют:
Мы сплели, сплели венок А кому в венке ходить,
Из цветочков полевых, А кому его носить?
Ай люли, ай люли, Ай люли, ай люли,
Из цветочков полевых. А кому его носить?
Выбирается новый водящий. Ему надевают венок.
Будет Коля в нем ходить,
Будет Колюшка водить,
Ай люли, ай люли,
Будет Колюшка водить.
1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;
2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;
3. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
4. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков;
5. Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме «Цветы»;
6. Развивать мелкую и общую моторику у детей;
7. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Закрепить знания детей о цветах: полевых, садовых, первоцветах.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;
3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Оборудование:
- Вырезанные цветы.
- План-схема рассказа о цветах
- Звуки и буквы в картинках
- Письмо
- Бабочка
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Организационный момент, активизация словарного запаса по теме «Цветы»
— Здравствуйте, ребята! Какое сейчас идет время года? (Дети отвечают полным предложением). Назовите весенние месяцы. Назовите, что вы видите на картине? (На лугу цветут цветы.) А какие бывают цветы? (Полевые, садовые)
2 Развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме «Цветы»
— Ребята, посмотрите, к нам в группу залетела необычная бабочка. У неё есть для нас конверт (взрослый читает письмо). «Здравствуйте дорогие ребята, я королева всех бабочек, нас злой колдун заточил в темницу, что бы мы больше никогда не видели солнца и не радовали своей красотой всех детей. Пожалуйста справитесь с заданиями колдуна и тогда он нас освободит.»
Задание 1
— Посадите цветы по месту их произрастания. (Полевые, лугавые, лесные и садовые)
3 Развитие общей и мелкой моторики
Задание 2
— Ребята, колдун прислал нам еще задание. Он спрашивает, знаете ли вы какое-нибудь заклинание про цветы?(Да)
Раз, два, три — выросли цветы (дети маршируют на месте)
К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх)
Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками)
Колокольчики, ромашки! (Загибают пальцы на двух руках)
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубашки (шагают на месте)
Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками)
4 Развитие слогового анализа и синтеза
Задание 3
Игра «Посчитаем слоги».
— роза — ромашка
— лютик -одуванчик
— тюльпан — василёк
— нарцисс — гвоздика
— ландыш
5 Закрепление умения узнавать звуки и буквы
Задание 4
Ребята колдун спрашивает нас как дует
Северный ветер – ууууууууууууууу
южный ветер- ииииииииииии
восточный ветер- ооооооооооооооо
западный ветер- ааааааааааааааааааа
6 Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, правильное произношение)
Задание 5
— Колдун спрашивает знаете ли вы скороговорки про цветы?
Поливает тюльпаны
В палисаднике Оля
И на пальцах от лейки
Появились мазоли.
7 Развитие связной устной речи
Задание 6
Колдун просит нас рассказать нам о Розе. Но бабочка нам передала схему, которая поможет нам составить правильный рассказ.
Ребята мы справились с вами со всеми заданиями колдуна и он отпустил всех бабочек на волю,а некоторые из них решил подарить вам
Проект «Цветы бывают разные» Средняя группа
Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Задачи данного проекта:
- Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
- Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
- Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Актуальность:
Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.
Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать - какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий, коллективный.
По характеру содержания : ребенок и природа
Участники проекта: дети 4 -5 лет (средняя группа), воспитатели, родители
По продолжительности : краткосрочный (2 недели).
Основные формы реализации проекта:
- Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
- Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, изготовление книги о цветах).
- Трудовая деятельность (работа в уголке природы - уход за растениями).
- Беседы, заучивание стихотворений о цветах.
Методы, используемые в реализации проекта:
- Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
- Методический инструментарий.
- Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).
- Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
- Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях; б) настольно-печатные игры; в) дидактические игры по экологии;
Предполагаемый результат проекта:
- Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
- Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
- Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
- Видят красоту окружающего мира.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Продукт проектной деятельности: Стенгазета «Цветы на цветочной клумбе»
Реализация проекта:
Познавательное развитие :
- Ознакомление с природой:
- «Все цветы разные». - Наблюдения - за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (Приложение №1)
- Исследовательская деятельность:
- «Какой цветок проживёт дольше?»;
- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
- «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»;
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (Приложение №2)
Речевое развитие :
- Коммуникация:
Беседы - «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
- Развитие речи:
- «Что мы знаем о цветах?».
Заучивание стихотворений о цветах (индивидуальное)
Чтение художественной литературы;
Сказки, стихи - «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.
Словотворчество (стихи, загадки).
Художественно - эстетическое развитие :
- Рисование: «Цветы необыкновенной красоты»
- Лепка: «Волшебные цветы»
- Аппликация: «Цветочек»
- Аппликация: (коллективная): «Цветы на цветочной клумбе»
- Социально - коммуникативное развитие :
- Игровая деятельность:
Дидактические игры - «Найди растение»;
«Собери цветок из лепестков»;
«Отгадай, что за цветок»;
«Какого цветка не стало»;
«Найди такой же»;
«Узнай по описанию»;
Словесные игры - «Я садовником родился»;
«Опиши цветок»;
Подвижные игры - «Солнышко и дождик»;
«Живая клумба цветов»;
Настольные игры - мозаика «Выложи цветы»;
- Труд:
Полив комнатных растений.
- Безопасность:
Формирование основ экологической культуры.
Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Приложение №1
Наблюдение «Все цветы разные»
Программное содержание:
Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,
формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.
Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и
даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому
их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко
или желтую грушу».
Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.
Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные
действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).
Приложение №2
Исследовательская деятельность:
Для данного исследования были взяты цветы - бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый - срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;
По истечении двух недель, дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:
Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.
Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.
Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.
Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).
Растения в группе детского сада, помимо эстетической, несут и ряд воспитательно-образовательных функций. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность.
При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:
- Растения должны быть безопасны (это было прописано в предыдущих санитарно-эпидемиологических требованиях. В нынешних СанПинах фразу о безопасности растений убрали как само собой разумеющееся). Более того, если у одного из дошкольников наблюдается на аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано.
- В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
- Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
- Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
- Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.
Конкретные задачи, виды растений, прописаны в образовательной программе. Например, в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (в дальнейшем Программа), которую выбирают в качестве приоритетной более 50% дошкольных учреждений, дано четкое описание обязанностей дошкольников и задач воспитателей в определенных возрастных группах. В своей статьей мы будем опираться именно на эту Программу.
Растения во 2-ой младшей группе
Программа предписывает:
- Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
- Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Пока знакомство детей с растениями происходит на простейшем уровне. Дети учатся распознавать несколько видов растений по характерным признакам (форме листьев, окраске, запаху), различать их части (стебель, листок, цветок).
Начиная с трех лет детей активно привлекают к уходу за растениями. Воспитатели наливают воду в лейки. Малыши учатся правильно держать лейки, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой.
В этом возрасте дошкольников привлекают яркие виды. Для уголка природы выбирают долго цветущие растения, такие как: герань обыкновенная, фикус, фуксия, бегония вечноцветущая, камелия, китайская роза, бальзамин. Количество видов не превышает трех-четырех.
Растения в средней группе
Программа предписывает:
- Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и других), способами ухода за ними.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и прочее).
С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.
Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья — влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.
Растения в старшей группе
В Программе предписано:
- Продолжать знакомить с комнатными растениями.
- Учить ухаживать за растениями.
- Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема — размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.
Пять лет — этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.
Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.
Растения в подготовительной группе
Программа предписывает:
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
- Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
- Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
- Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).
Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.
В уголок добавляются растения, кардинально «противоположные» по своим потребностям: кактус и узамбарская фиалка — с одной стороны (растения, которые не нуждаются в постоянном поливе), и папирус, традесканция, примула — с другой стороны (растения, которым необходим постоянный полив).
Всем родителям хочется, чтобы в детском саду ребенок чувствовал себя так же комфортно, как дома. Этому хорошо способствуют комнатные растения. Они создают в группах садика домашний уют да и просто красиво смотрятся. Но комнатные растения в детском саду – не только элемент интерьера, но и элемент живой природы в жизни маленьких человечков.
Однако, не все растения можно держать в группах садика. Есть среди них запрещенные и даже ядовитые.
О том, как разобраться во множестве наших зеленых друзей, вы узнаете из этой статьи.
Польза комнатных растений
Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.
К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.
При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.
Для помещений детского сада большое значение имеют растения, выделяющие фитонциды - легкие, натуральные вещества, которые обладают бактерицидными свойствами. Мы знаем, что малыши очень чувствительны к разным инфекциям, часто они переносят и распространяют бактерии и вирусы. Для этого им достаточно покашлять или почихать.
Многолетники с фитонцидными свойствами улучшают воздушную среду в группах.
Требования к оформлению зеленого уголка
Нужно соблюдать определенные правила, составляя уголок природы:
Цветы должны быть красивыми, привлекающими внимание
Растения должны принадлежать той экосистеме, в которой расположен детский сад. Обычно это неприхотливые в уходе комнатные цветы. Следить за ними сможет и ребенок.
Многолетники должны быть представлены в нескольких экземплярах для того, чтобы дети были в состоянии составить представление о тех или иных растениях.
Выбираем комнатные растения в детский сад
Для детского дошкольного учреждения нужно подбирать растения, которые не принесут вреда малышам.
Если в детском саду деток научат ухаживать за цветами, это поможет приучить их к труду. Комнатные растения замечательно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль.
Учеными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 раза.
Комнатные цветы в группах садика - хорошее средство для очищения воздуха. Главное требование к ним - безопасность.
Растения лучше выбирать неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши.
Знакомить с многолетниками нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Главная задача - развитие у малышей познавательного интереса к миру растений и цветов.
Комнатные растения, разрешенные в детском саду
В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:
Алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
Хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
Фуксия, бегония, азалия. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.
Геогенантус, денежное дерево, гастения. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
Каланхоэ
Китайская роза
Глоксинии
Крассула
Колеус, каладиум двухцветный, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.
Комнатные растения запрещенные в детском саду
В садиках нельзя содержать следующие виды растений:
Фикус, диффенбахия. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
Олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
Герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуя нашим советам.
Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.
Комнатные растения - лучшее решение для детских дошкольных учреждений.