ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Фактуры и текстуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра декоративного прикладного искусства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: Фактуры и текстуры

Екатеринбург 2013

1. Понятие фактуры и текстуры

Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите на его шершавую в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения. Итак, фактура - это свойства материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему. Фактурами в своей работе пользуются художники-декораторы, дизайнеры по интерьеру. Грубо говоря, фактура - это то, к чему мы можем прикоснуться, и ощутить, что оно действительно шершавое или гладкое, или колючее.

Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры - двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д.

Как правило, создать текстуру с нуля в графическом редакторе очень сложно, если там не предусмотрены специальные фильтры и функции для этого. Как правило, у дизайнера в запасе есть коллекция с текстурами, которые он достает в нужное время, как фокусник карту из рукава. Иногда дизайнеру приходится самому создавать текстуры, это не сложно, нужно лишь иметь некоторые представления о свойствах материалов и поверхностей.

Изменение массы формы зависит, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается. Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.

Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения)перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности..

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.

Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.

В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.

Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т.п.

Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

2. Роль фактуры и текстуры в интерьере

Использование в отделке интерьеров идеи фактурности, придает всему образу помещения некого шарма, добавляет новые нюансы. Такая поверхность остается в памяти, привлекает внимание. Цветовая схема становится разнообразнее, вызывает интерес. Яркие фактурные пространства не соперничают друг с другом, не вносят диссонанса во внешний мир. В практике дизайна, используя «Правило золотого сечения» в оформлении разными материалами, не упрощайте пропорции до возникновения визуального «конфликта». Рекомендуемая пропорция 3:5.

В оформлении комнаты, как правило, фоном является материал, которого больше всего в отделке. На таком фоне расставляют потом цветовые акценты, композиционные центры. Акцентуированные детали выделяются особенной, привлекающей внимание фактурой, не банальным интересным рисунком, текстурой.

Природные материалы всегда приятны по ощущению и радуют глаз. Отдадите предпочтение гладкому деревянному полу в спальне, детской комнате, положите мягкий ворсистый ковер, по которому приятно будет ходить босиком, и вы не прогадаете.

Природный или искусственный отделочный камень богат фактурным разнообразием. Текстура камня может быть самая оригинальная: мрамор, гранит, туф, песчаник и ракушечник. Очень эффектно выглядит мраморная плитка, хорошо выглядит мрамор и в виде декоративной штукатурки. Такая штукатурка сама по себе становится центром внимания, а может стать и эффектным фоном для презентабельного декора.

В отделке помещений очень популярные материалы из тёплого керамического покрытия и холодного стекла. Их поверхность манит своей лёгкой шероховатостью и легкой гладкостью. Предметы из стекла и глины за счёт вариативности своей фактуры, многоплановости оттеночной палитры, требуют особого отношения к освещению. Их может быть в интерьере много, в большом количестве можно сделать яркие выразительные акценты. Стекло, блестящее и прохладное, в сочетании с поверхностями из металла преобразуют интерьер, придавая ему некоторую чистоту и отстранённость. Традиционным воплощением формулы уюта и комфорта являются текстиль и меха. Подайте их в оригинальной композиции, со вкусом, и они не оставят всех равнодушными.

3. Правила фактуры и цвета

Особых правил в шкале сочетания фактуры и цвета практически нет. И все же надо помнить, что на светлом покрытии фактура играет особенными красками, выглядит более отчётливо. Живая рельефная поверхность стен создает эффект уменьшенного пространства. Нарядность и объём пространству придаёт блестящий декор. Важно не переусердствовать с его применением. Иначе все детали интерьера перестанут гармонировать друг с другом, что приведет к визуальному и психологическому дискомфорту. Как говорят специалисты, «интерьер развалится».

Фактура материалов, подобно цвету, могут быть теплой гаммы и холодной. Так, поверхности, имеющие ярко выраженную фактурность, вызывают ощущение тепла. Это шерсть, кожа, мех, дерево и т.д. А полированный камень, шёлк, стекло и металл, гладкие материалы, придают интерьеру некой холодности. Это базовые характеристики материалов, и их можно варьировать.

Например использование цветного витража, пусть это будет насыщенный рисунок на стекле, воспроизведите его в светлых, солнечных тонах, и он превратится его из холодного материала - в тёплый.

Рассмотрим несколько вариантов использования свойств текстуры в интерьере:

Окраска стен различными техниками позволит создать гармонию, которая объединит различную текстуру предметов интерьера в единое целое. Создать иллюзию трехмерного изображения можно, используя прием trompe l"oeil - «обман зрения». В окончательной отделке лучше использовать матовую, бледно-желтую или глянцевую окраску, для создания разного настроения.

Ткань берется и мягкая, и фактурная, и однотонная, и с рисунком. Ее многообразие дает возможность выбирать именно тот вариант, который придаст уют помещению. Комбинирование изысканных тканей с грубыми поверхностями активно используют в современном декорировании. Эффектно сочетание джинсовой ткани и бархата, джута и шелка.

Обои создают теплую уютную атмосферу. Можно выбрать тканевые, гладкие и акцентировано рельефные обои.

Мебель выполняется из разных материалов. Выбрать можно, исходя из функциональных требований к мебели. Мебель из полированного дерева, латуни, хрома и стекла создаст холодность интерьеру. Для придания интерьеру самобытности и естественности, лучше использовать в доме мебель плетеную из лозы. Применение эффекта облупившейся краски, кое-где ржавый металл, несколько предметов самодельной деревянной мебели.

Полу придают фактурности различные материалы из дерева: натуральные, крашеные, неровные, в червоточинах, выбеленные, отполированные, патинированные.

Ковер дает много вариантов для фантазии: бугристый, гладкий, рельефный, объемный.

Половики задают красивые цветовые пятна, они зонируют помещение.

Мрамор, камень, керамическая плитка зададут тон прочности, прохлады, надежности

Винил своей гладкостью, простотой или с узорами, имитирующими камень, керамическую плитку или кирпич, так же создаст объем в интерьере.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие фактуры как свойств материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему, ее значение в восприятии форм. Использование в отделке интерьеров идеи фактурности. Варианты использования свойств текстуры в дизайне. Правила фактуры и цвета.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2014

    История аниме и "манга". Символика цвета и сочетание цветов. Воздействие цвета на человека и восприятие цвета. Проблемы цвета в интерьере и свойства цвета. Создание проекта интерьера в японском стиле "манга" и его технико-экономическое обеспечение.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2013

    Основные свойства строительных смесей и материалов. Понятие структуры и текстуры строения материала. Акустические свойства строительных материалов: звукопоглощение и звукоизоляция. Оценка строительно-эксплуатационных свойств акустических материалов.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Специфические особенности цвета в интерьере. Цветовое решение в дизайне интерьеров. Зеленые тона при окраске стен. Живость и теплота красного цвета. Принцип оформления белого помещения. Принцип контрастного решения. Нюансное цветовое решение интерьера.

    реферат , добавлен 13.01.2016

    Теоретический анализ цвета и цветотерапии. Характеристика теории цветов, понятия первичных, вторичных и третичных цветов, системы Манселла. Исследование психологического воздействия цвета. Анализ взаимодействия освещения и цветовой гаммы в интерьере.

    методичка , добавлен 15.05.2010

    Теория стилей дизайна, правила композиции и теория цвета. Воздействие цветовых сочетаний в интерьере на человека. Выбор стиля и разработка эскиза перехода, соединяющего корпуса в колледже. Описание и обоснование планировочного решения. Оценка стоимости.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2013

    Изучение архитектурно-строительных требований к индустриальной отделке фасадов зданий. Характеристика выбора материала и конструкций пола, дефектов отделки и окраски фасадов зданий. Анализ техники безопасности при производстве работ по отделке фасадов.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2011

    Свойства и характеристики стекловолокнистых обоев - нового материала для отделки стен. Их преимущества перед общепринятыми настенными покрытиями. История стеклотканевых обоев. Производство отделочного материала. Технология приклеивания стеклообоев.

    реферат , добавлен 30.09.2012

    Особенности античного периода в истории и классификации цвета. Астрологические концепции восприятия цветов. Специфика колористики эпохи Средневековья. Восприятие цвета в работах художников Возрождения. Современные концепции построения цветовой гаммы.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Исторические сведения о гипсе. Основные свойства изучаемого строительного материала, способы повышения его водостойкости и прочности. Применение гипса в городском хозяйстве и других сферах, характеристика его конкурентов и сравнение с пенополиуретаном.

Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая…). Фактура материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Восприятие фактуры зависит от настояния зрителя от поверхности. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности, к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого сделана форма.

Стилизация - преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности, упрощение формы до степени её узнаваемости, считываемости; отказ от второстепенных деталей, оставляя лишь характерные детали формы, обостряя их.

Линия и пятно – являются в графике основными выразительными средствами, которые несут на себе не только функцию языка данного изобразительного вида искусства, но также задают настрой в формате листа: подъём(вертикаль и диагональ - вверх), падение(вертикаль и диагональ – вниз), беспокойство(пунктир), покой(горизонтальная прямая), неуверенность(линия из точек), нервозность, нервозность, жёсткость, гротесков ость(ломанная,угловатая линия), плавность (кривая, плавная линия) удаление (.тонкая линия), приближение (толстая линия) … Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.


Светотень – свойство, характериуемое распределение светлых и тёмных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности, материалом и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объёма и рельефа, способна обобщить или расчленить объём или поверхность предмета. Тени собственные и отбрасываемые предметами организуют изобразительную плоскость. Собственная тень на самом объекте создаёт иллюзию реальности (трех мерности). Тень, отбрасываемая объектом на другую поверхность, позволяет установить соотношения между предметом и окружающей средой. Свет подчёркивает объём непрозрачных тел, освещая их поверхность, определяет их положение в пространстве. Когда свет падает на форму спереди, то форма как бы утрачивает свою объёмность. Если источник света находится сзади – против света, то в этом случае не свет, а тень скрадывает наличие объёма, форма воспринимается как силуэт. Когда источник света расположен сбоку от объекта, то скользящее освещение придаёт предмету большую объёмность и подчёркивает края и выступы.

Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется законам линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источника света и формы (при искусственном освещении).

Светотень в изобразительном искусстве, в самом различном её понимании, помогает художнику изображать объёмные формы на плоскости, но и усиливать, обострять психологические характеристики создаваемых им образов.

Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета:

Развитие композиции на плоскости формата может быть от центра, к центру, по диагонали, по вертикали, по горизонтали, по спирали - это зависит от задач поставленных в работе, динамичная композиция или статичная.

Этапы и методика работы над композицией

    Тема. Изучение материала по данному вопросу, анализ работ мастеров по данной теме, личные ассоциации.

    Идея раскрытия темы – композиция будет динамичная или статичная, какими выразительными средствами она будет решаться, какое выразительное средство будет основным, а какие вспомогательными, материал в котором будет выполнена работа.

    Первый этап (форэскиз) – его задачи: определить формат, найти отношение силуэтов изображаемой формы и окружения, посмотреть изображаемую форму относительно линии горизонта.

    Второй этап (эскиз) – в выбранном форэскизе, методом сравнения и анализа, найти в силуэтах изображаемой формы и окружения ритм форм, фактур, пятен, линий. Если композиция в цвете, то нужно найти колористическое решение, посмотреть в тёплой и холодной гамме. При объёмно-пространственной композиции рассматривается светотень – собственные или падающие тени. Выбрать выразительные средства, которые будут использованы для создания художественного изобразительного образа.

    Третий этап - сбор материала. Сюда входят наброски, зарисовки, кратковременные рисунки, этюды, фотографии, этнографические зарисовки.

    Четвёртый этап (картон) – выполнение эскиза в натуральную величину с разработкой и прорисовкой деталей.

    Пятый этап - выполнение работы (композиции) в материале.

8. Шестой этап – оформление работы. Подбор рамы, паспорту, стекла…

Из приведённого выше плана работы над композицией, видно, что у каждого этапа есть определённые задачи, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Рассмотрим каждый этап подробней, т.к. различие их не только в задачах, но и в размерах форматов, который, в своё время, помогает решению этих задач и не даёт уйти в создание миниатюры.

Форэскиз (for – в английском приставка "для" эскиза) выполняется в маленьком формате для того чтобы видеть в целом отношение изображаемой формы, она может быть простой (в портрете - голова, фигура…) или сложной (в пейзаже – дома, деревья, машины, люди, животные…, в натюрморте – несколько форм) и окружения. Изображаемую форму мы берём тёмным пятном, т.к. линейный силуэт, при разработке меняет свои визуальные пропорции. Это не говорит, что окружение должно быть светлым, а изображаемая форма тёмным пятном. Выбор тона силуэтов пятен изображаемой формы и окружения зависит от идеи решения композиции.

Изображаемую форму мы рассматриваем в разных форматах. В учебном процессе это квадрат, прямоугольник по горизонтали и вертикали, в творческих работах может быть: ромб и овал по горизонтали или вертикали, многогранники, круг, овал, а так же архитектурные формы интерьера или экстерьера (колоны, своды…). Из полученных вариантов композиции мы выбираем ту, которая больше отвечает нашему замыслу. Здесь мы применяем метод сравнения и отбора, где «камертоном» является гармония между изображаемой формой и форматом.

Есть ещё приём работы над форэскизом – это когда формат подгоняется под изображаемую форму. Такой приём применим на пленэре (работы с натуры). Рисуя выбранный объект, мы двигаем края формата вверх, вниз, вправо, влево. При этом мы получаем всего один вариант композиции, лишая себя сравнения с другими возможными вариантами композиционными решениями данной темы.

Хочется закончить разговор о первом этапе на рассмотрении изображаемой формы относительно линии горизонта. Одна и также форма воспринимается по-разному, если на неё посмотреть сверху, нормально и снизу. При этом мы можем усилить создаваемый нами изобразительный образ в нашей композиции.

Эскиз выполняется на формате не больше спичечного коробка, в два, в три раза больше форэскиза. Малый размер формата используется на данном этапе композиции для цельного её восприятия и чёткого выполнения задач. Увеличив форэскиз засечками пропорций пятна изображаемой формы, мы находим ритм форм составляющих изображаемую форму и ритм фактур – чередование дробных и цельных пятен. Если композиция у нас объёмно-пространственная, то мы решаем вопросы светотени, куда входят собственная и падающая тени. При использование художественного выразительного средства – цвета мы находим колористическое решение.

Первые два этапа являются не только «фундаментом» композиции, но и в последующей работе: в картоне и в работе в материале будут служить «камертоном» при разработке деталей. Если отставить работу и отойти на такое расстояние, когда она будет восприниматься как эскиз: то можно продолжать разработку деталей. А если изображение будет «дробиться», «сыпаться»: значит, нужно будет обобщить детали – отказаться от не характерных для формы деталей.

Сбор материала – этот этап необходим перед началом работы над картоном и выполнения композиции в материале. Увеличивая формат до натурального размера работы, увеличивается размер пятен силуэтов изображаемой формы и окружения, найденные в двух первых этапах. То, что гармонично смотрелось в маленьком формате, стало монотонным, пустоватым, слишком контрастным, однообразным. Чтобы вернуть состояние гармонии композиции и усилить создаваемый образ, нужно вести характерные детали изображаемых форм. Хорошо если мы, помня их, можем нарисовать эти детали от себя. Но чаще в реальности это не так. Поэтому мы обращаемся к натуре и штудируем её до той степени проработки рисунков, которая нужна нам в нашей композиции.

Картон или эскиз в натуральную величину работы нужен для отрисовки деталей в композиции с собранного материала в предыдущем этапе. Мы делали наши наброски (рисунок выполненный не больше чем за 10 минут, его задача – запечатлеть главный характер формы), зарисовки (рисунок выполненный за 30 – 40 минут, его задачи – пропорции изображаемой формы, фиксация характерных деталей), кратковременные рисунки (рисунок выполненный за 1 – 2 часа с проработкой характерных деталей изображаемой формы) разными материалами, в разном масштабе, в разное время и настроение. И врисовывать их в работу без изменения приведёт к эклектике (не совместимости) изображаемых форм в нашей композиции. Именно на этом этапе мы приводит собранный материал к одному знаменателю, ориентируясь на эскиз, о чём было сказано выше. Здесь главное нужно помнить, что каждая деталь в композиции не просто декоративное пятно - декор, а есть усиление художественного образа, создаваемого нами выразительными художественными средствами (цвет, линия, пятно, силуэт, светотень…)

деталей в эскизе в натуральную величину работы, приводя к единой стилистики наброски, зарисовки, кратковременные рисунки, этюды, фотографии, собранные для данной работы.

Выполнение работы в материале – на этом этапе работа над композицией не прекращается. Материал диктует стилистику изображаемой формы и окружения, т.к. у него есть свои возможности, свойства, которые перед работой желательно узнать. Эти знания о материале нарабатываются практикой. Поэтому, порой, приходится незначительно переделывать композицию. Творческий процесс продолжается до окончания работы, включая сюда последний этап – оформление работы. Как когда – то сказал мне мой учитель, прекрасный композитор и живописец Прохоров Эраст Иванович, «Картина без рамы, как генерал голый в бане! Кто знает, что он генерал? Там все одинаковы. А когда он наденет свои лампасы, эполеты, ордена…. Это да!»

Серия «Мир Натаныча», «Острова», торцовая ксилография, самшит, 13 х 13,5, 2006 г. Сорокин А.В.

Если в живописи мы при оформлении работы, подбирая раму, смотрим на ширину багета, на декор (лепку), на цвет, то в графике – нам приходится ещё подбирать ещё паспорту и стекло. Основная задача оформления работы – это выделить её из окружающей среды.

Закрепление и практическое применение полученных теоретических знаний основ композиции предлагается в таком жанре изобразительного искусства как «натюрморт». При этом мы увидим натюрморт не как учебную постановку,а как самостоятельное художественное произведение, раскрывающее художественный образ. Перед тем как преступить к выполнению ряда упражнений, нужно сделать анализ работ художников, обращающих своё творчество данной теме. Это могут быть живописные и графические произведения. При разборе произведений нужно проследить: организацию плоскости формата, отношение светлого и тёмного, ритм форм, масс, фактур, нахождение доминанты и подчинения ей всех элементов композиции, а так же схему развития композиции. Такие анализы работ дают: накопление наработок композиционных схем по данной теме, воспитанию вкуса.

В каждом упражнении закладываются разные форматы, материалы, инструменты, техники, самостоятельные возможности основных выразительных средств, а также их гармоничное соединения между собой.

    Упражнение на силуэт Задача: Выполнив форэскиз и эскиз, найти гармонию силуэта изображаемой формы и формата. При этом нужно найти «лучший» силуэт каждой формы – силуэт, который даёт исчерпывающую информацию о форме, а также сохранить характерные детали. (формат 1/8 листа, карандаш)

В этом упражнение можно рассмотреть, как, визуально, воспринимаются: светлый силуэт и тёмный силуэт, соединение светлого и тёмного силуэтов, а также соединение тёмного и светлого силуэтов. При соединение тёмного силуэта и светлого силуэта вместе нужно учитывать, какой из них будет больше по массе.

    Упражнение на текстуру Задача: Выполнить форэскиз и эскиз, путём стилизации элемента фактуры, найти выразительный модуль, который раскрыл материальность формы. Получить рисунок изображаемой формы за счёт модулей (элементов текстуры), их уплотнения до тёмного пятна и их разрядки до белого пятна. Проследить, как работает цельное на дробном, дробное на цельном, дробное на дробном. (формат 1/8 листа, тушь, перья, кисти плоские, круглые, поролон, ткани с крупной, выраженной фактурой)

    Упражнение на светотень Задача: Выполнить форэскиз и эскиз, за счёт собственных и падающих теней организовать формат изобразительной плоскости. Это может быть натюрморт, составленный из предметов ближе к простым геометрическим формам, разных между собой по форме и величине. Данное упражнение можно выполнить как «геометрический этюд на тему светотеневых переходов» - плотный лист белого картона согнутый и разрезанный таким образом, чтобы при контрастном освещении полученная фигура давала тени различных тонов от серого к чёрному.(формат 1/8 листа, карандаши простые разной мягкости; в натюрморте – темпера или гуашь белая и чёрная, кисти плоские и круглые)

    Упражнение на колористическое решение Задача: Выполнить форэски и эскиз, с одного эскиза делаем две работы ограниченными палитрами. В первом случае это будет палитра теплой цветовой гаммы, а во втором случае это будет палитра холодной цветовой гаммы. Здесь, самое главное, нужно увидеть как одна и та же композиция по-разному воспринимается. Это выразительное средство может усилить, обострить образное решение композиции. (формат 1/8 листа, темпера, кисти плоские и круглые)

    Упражнение на соединение нескольких выразительных средств вместе в одой композиции. Задача: После выполнения поставленных задач на первом этапе работы над композицией, в эскизе мы наряду с вопросами: ритма форм, текстур, колорита, светотени должны решить за счёт каких выразительных художественных средств будет создаваться образ в нашей работе. Точнее сказать, какое художественное выразительное средство будет главным основным, а какие будут его дополнять. Это как в большом оркестре, где каждый инструмент имеет свою роль – партию, и при этом является одним целым – гармонией, исполняемого оркестром произведения. Но, в каждом произведении есть ведущий – главный инструмент (для скрипки с оркестром, виолончели с оркестром…). Он доминирует и главенствует над другими инструментами, ведёт их за собой через всё музыкальное произведение. Так и мы выбираем одно из выразительных средств, например, это будет силуэт, все остальные выразительные средства, введённые в композицию, будут ему подчинены. Иначе они будут спорить между собой и мешать созданию и восприятию в целом художественного образа.

В данном примере главная роль отдана силуэту, затем идёт текстура и линия.

Во втором примере главную роль отдаем цвету.

Мы уже говорили, что основная задача в композиции – это создание художественного образа. Именно он является ассоциативным восприятием многогранного окружающего нас мира, частью которого мы тоже являемся. Если в предыдущих упражнениях мы закрепляли понятия выразительных средств изобразительного искусства – языка композиции, то следующий ряд упражнений будет на сочинение разных ассоциативных образов формы, которая является основой создаваемых образов. Возьмём для примера форму заварного чайника, ассоциативно нам хорошо знакомую – небольшой резервуар, куда засыпается заварка и заливается кипяток, носик и ручка. Сохраняя все эти характерные формы, придумаем: безразличный, весёлый, абсурдный, грустный зав арники. Для упражнений можно брать изобразительные формы с интересным силуэтом: деревья, посуду, мебель, здания, животных, людей….

Перед тем как преступить к разработкам самостоятельных композиций, желательно сделать анализ работ художников, обращавшихся в своём творчестве к тем жанрам, темам над которыми мы собираемся работать. При этом разбирается не одно, а 10 и более произведений. При разборе произведения используется метод работы над эскизом. Здесь нужно проследить: как развивается композиция в плоскости формата, какими выразительными средствами художник раскрывал тему своего произведения, как решается проблема колорита, если это живописное произведение. Такие упражнения в
оспитывают вкус, помогают в создании личного арсенала композиционных решений разных жанров и форматов.


Чтобы убедиться, что наработанный навык применим на практике, сделаем ещё одно упражнение. Возьмём готовую схему композиции, например Анри де Тулуз – Лотрека, художника XIX века, и поменяем типажи, костюмы, мебель на современные.

Передача фактуры предметов

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

180. Варианты передачи фактуры кистью

181. Н. В. КУЗЬМИН. Пейзаж на Истре

Вот несколько советов.

Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.

Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.

А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.

Очень часто рука художника распоряжается штрихами свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает ему необходимые средства.

182. Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ Передача объемов на фотоснимке О передаче объемов на плоскости снимка. Разрабатывая тот или иной прием построения фотоизображения, мы добиваемся правдивости и художественной выразительности снимка. Отобрав типичный, характерный материал, правильно

Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные. К матовым

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Из книги Рейволюция. Роман в стиле техно автора Стогов Илья Юрьевич

Изображение фактуры Реалистическое изображение действительности выразительными средствами искусства связано с обязательной передачей фактур реального мира. Убедительно переданная фактура увеличивает сходство снимка с оригиналом и дает возможность зрителю,

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Освещение при съемке предметов Выбор осветительных приборов и студийной аппаратуры при съемке неодушевленных предметов – обычных изделий или произведении искусства, всецело определяется размерами фотографируемых объектов. Любой фотографируемый в студии предмет

Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

24. Передача «Камыши» (1997) Денис Одинг (промоутер): Даже к середине 1990-х, когда Казантип уже собирал толпы народу, а мы уже устраивали большие фестивали, вроде «Восточного Удара», электронная музыка рядовому слушателю была известна довольно плохо. Все было очень свежим, хотя

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Из книги Типология разрушений памятников культуры автора Крогиус Михаил Эммануилович

Из книги автора

2.6. Передача глубины пространства цветом У цвета есть еще одно замечательное свойство. Различные цвета могут создавать ощущение приближения к зрителю или удаления, т. е. с помощью цвета можно передать глубину пространства. Это происходит за счет контраста светлого и

Из книги автора

Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов Количество возможных вариантов изображения человеческого тела бесконечно. Однако существует несколько основных моделей стилизации, помогающих разложить все по полочкам. От них можно сколько угодно

Из книги автора

Структуры и фактуры Фактура - важный декоративный элемент в иллюстрации. С ее помощью можно разнообразить однотонную плоскость, создавать контраст в композиции и даже иллюзию полутона.Фактурой считается любое нагромождение изобразительных элементов, настолько

Из книги автора

Бактериальные поражения конструкций и предметов ДПИ Исследования показали, что разрушение древесины могут совершать также некоторые бактерии.Эта группа микроорганизмов отличается ярко выраженными индивидуальными особенностями:- бактерии не могут передвигаться по

Фактура и текстура - слова часто встречающиеся в интерьерных описаниях. Оба определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает непонимание в чём разница.

Может это слова синонимы?

Разница между этими определениями есть, хотя она не велика, но, чтобы вы понимали и не путались, мы расскажем в этой статье о различии.

Тактильные и визуальные ощущения и как они связаны с текстурой и фактурой

Текстура и фактура связаны с нашим визуальным, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие - это то что мы видим. Тактильное восприятие - то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смешанное визуально-тактильное восприятие - это то, что мы видим, не можем потрогать, но помним ощущения от прикосновения.

Что такое фактура

Фактура – визуальное и тактильное описание поверхности, и характер её обработки. То есть ощущения, которые можем описать когда смотрим, или касаемся поверхности предмета.

Визуально - видим поверхность и как мы её описываем: гладкая, ребристая, рельефная.

Тактильно - ощущения при прикосновении: шершавая, гладкая, ребристая, колючая.

Фактура естественная - это характер поверхности предмета из-за особенностей материала: гладкая поверхность металла, шершавая поверхность камня.

Фактура по характеру обработки - поверхность созданная в результате механического воздействия человека или инструмента, и воздействие природных сил или стихий: зазубрены от инструмента, поверхность камня шлифованного водой.

Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность.

Что такое текстура

Текстура - визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале. То есть по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: дерево, металл, стекло, кирпич, бетон, пластик.

Визуальная текстура - мы видим поверхность предмета и понимаем его материал.

Тактильная текстура - понимание к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении.

Текстура и материал, из которого изготовлен предмет может не совпадать. Например, текстура ткани на бумаге, текстура дерева на плитке, текстура стекла в пластике.

При совпадении текстуры и материала мы скажем - естественная текстура.

Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала, называются - имитации. Пример, обои имитация кирпича (задняя стена) и обои имитация крашеной доски (боковые стены):


Обои с текстурой кирпичей. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Исключения

Есть отдельное цветовое восприятие, которое относиться одновременно к цвету, точнее к оттенку и к фактуре - это матовые, и глянцевые оттенки, или фактуры. Мы говорим: имеет матовый оттенок или имеет глянцевый оттенок потому что, свойство оттенку придаёт именно фактура поверхности. Окрашенная поверхность с лёгкой шершавостью, придаст матовый оттенок, сглаженная глянцевый. Например, лак для дерева - матовый лак создает едва ощутимое шершавое покрытие, глянцевые лаки сглаживают поверхность образуя глянцевый оттенок. Чаще употребляется выражение «оттенок» - матовый оттенок, глянцевый оттенок, чем фактура.

Особенности

Температурное восприятие текстур – может быть холодным или тёплым. Стекло, металлы – холодные текстуры. Дерево – тёплая текстура. Камень может отнестись как к теплому, так и холодному в зависимости от цвета. Температурные восприятия текстур могут усиливаться или ослабляться цветом.

Описание текстур может быть обще-техническим, уточнённо-техническим, характеризующим или творческим: дерево - древесина бука; кожа - кожа крокодила; бумага - старая газета. Нет чётких правил текстурного описания. Названия присваивают для понимания вида текстуры и возможных ассоциаций, которые разовьют идеи применения, и сочетания в дизайне интерьера.


Обои с текстурой состаренных досок. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Ошибки формулировок

Когда говорят фактура дерева - подразумевая внешний вид похожий на дерево – это ошибка. При употреблении фразы «фактура дерева» как тактильное ощущение - это верно.

Закрепим

Проведем мини эксперимент и превратим фактуру в текстуру. Возьмём обычный лист офисной бумаги формата А4. Опишем фактуру:

Опишем текстуру:

Визуально - не выраженная;

Тактильно - бумага.

Напечатаем на бумаге изображение кирпича, аккуратно обрежем и приклеим на стену. Что получится?Опишем фактуру:

Визуально - не выраженная, имеющая матовый оттенок;

Тактильно - слегка шершавая, бархатистая.

Опишем текстуру:

Визуально - кирпич;

Тактильно - бумага.

Отметим, что на успех эксперимента сильно повлияет качество и реалистичность изображения.

Вывод

Разница между фактурой и текстурой в интерьерном дизайне нужна для понимания эффектов производимых элементами дизайна.

Текстура и фактура добавляю интерьеру те свойства, которые не передаёт фотография. Они могут как обогатить интерьер, так и усложнить его.

При уделённых покупках через интернет, тактильные ощущения передать невозможно, можем оценивать только визуально. Но тактильные ощущения порой, производят больший эффект чем визуальные.

Продолжение темы фактуры и текстуры

В статьях и рассказывается как применить разные фактуры и текстуры в интерьерном дизайне.

Если вы хотите выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже (рис. 26), то вам нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п.

рисунок 26 А.Е. Алексеев. Городской пейзаж (г. Краков). Бумага. Фломастер. 1974

В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.

В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней.

Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве, которые мы изучили выше - это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.

Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно. Например, в одном из портретов, написанных великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным (рис. 27), на переднем плане, на столе лежат книги. Та, что ближе к нам, - старое издание с потрепанным корешком. Но если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что корешок книги написан одним широким мазком кисти, без прорисовки деталей (см. врезку на рис. 27). Мастерство художника заключается в правильном определении и выражении тональности предмета, что позволило одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность корешка старинной книги.


рисунок 27 И.Е. Репин. Портрет И.М. Сеченова. Холст. Масло. 1889

В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.

Наглядное представление о материале дает фактура - состояние поверхности массы материала.

Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение - то, что художники называют текстурой .

Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора. В графическом рисунке характерные признаки материалов подчеркиваются с помощью различных технических средств изображения. Так, например, для изображения стекла применяют технику акварельной живописи и мягкой кисти (рис. 28), для растительности - палочку, для бетона - сух) кисть и тушь или масляную краску. Кроме того, широко используются графические карандаши. Мягким карандашом хорошо передавать различную фактуру камня на зернистой (акварельной бумаге), более твёрдым, длинными штрихами на гладкой бумаге, можно показать прозрачность стекла или гладь воды.


рисунок 28 Изображение фактуры в технике акварельной живописи

Итак, для того чтобы передавать различные фактуры и структуры (текстуры) предметов и материалов, надо уметь пользоваться различными техническими средствами: карандаш, фломастер, перо, сухая игла и др. (рис. 29).


рисунок 29 Изображение фактуры и текстуры материала различными техническими средствам