ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов. Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации. Самый простой выход – установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг. В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:

Показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как видим, Постановлением Правительства РФ № 124 введен обязательный порядок расчета объема коммунального ресурса, поставленного РСО в МКД, не оборудованный коллективным счетчиком. Это означает, что УК и ТСЖ, обслуживающие дома без счетчиков, должны получить счета за ресурсы с новыми цифрами уже за март 2012 года. Использование в расчете исключительно нормативов потребления (если в доме есть помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета), как это имело место ранее с учетом арбитражной практики, теперь незаконно. Получается, что у исполнителя коммунальных услуг не образуется разницы между суммами, предъявленными к уплате РСО и начисленными жильцам. Значит, уже нет острой необходимости устанавливать общедомовые счетчики.

Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.

Принудительная установка общедомового прибора учета

Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.

Законодательство о коллективном счетчике

Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.

В сфере управления МКД

Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества. В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения – п. 5, отопления – п. 6, электроснабжения – п. 7). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 – о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.

Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.). В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имуществанадлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД. Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества, принадлежат собственникам помещений. По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.

Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).

В сфере ресурсоснабжения

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 № 6530/10, от 22.09.2009 № 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143). Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи).

Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам. Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное – наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 № 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома – потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 № 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка № 11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии – коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании.

Последний акт в данном разделе – Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 № 83, которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования – для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено, поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Общедомовой счетчик – только в собственности жильцов

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 № 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства – гражданин, ответчик – гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды – недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 № 2-718/2011,от 26.10.2011 № 2-612/2011, от 27.10.2011 № 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии – недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт – Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 № 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное – место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее – убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении.

Значимость установки общедомовых приборов учета коммунальных услуг в многоквартирных домах нельзя переоценить. Преимущества должны получить все участники коммунального рынка - и ресурсоснабжающие организации, которым нужна достоверная информация о потреблении домом энергии, и управляющие компании с ТСЖ, у которых появится качественный механизм для расчетов с РСО. И, конечно же, потребители, т.е. собственники квартир, для которых это единственная возможность регулирования и учета потребляемых ресурсов, что должно позволить экономить на их оплате.

Индивидуальные счетчики на холодное и горячее водоснабжение, установленные сегодня практически во всех квартирах, решают только часть проблем. Но насколько обоснованной является плата за теплоснабжение – вопрос открытый. И самое главное, как без общедомовых приборов учета оплачивать потребление коммунальных услуг для общедомовых нужд, что скоро станет обязательным. По нормативам опять может получиться дорого и неподъемно.

Значит,общедомовые счетчики ставить все-таки нужно.

Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. И возникает для управляющих компаний и ТСЖ принципиальный вопрос: можно ли поставить общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Для начала сделаем оговорку и признаем, что порядок расчета платы за коммунальные услуги в случае, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, сегодня существует, и его положения достаточно либеральны. С марта 2012 года начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года. Данными Правилами предусмотрена формула для расчета объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, причем такой объем определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях). Тем самым был положен конец спорам между УК и ТСЖ с одной стороны и коммунальщиками с другой, когда покупателям ресурсов к оплате выставлялся объем ресурсов, определенный только расчетным путем, и любое УК или ТСЖ становилось перед выбором: либо тратить на покрытие выпадающей разницы деньги с ремонта и обслуживания, либо копить долг и постепенно идти к банкротству.

Иными словами, сегодня экономически и юридически можно рассчитываться с коммунальщиками без применения приборов учета. Тем не менее, проблема установки счетчиков по-прежнему актуальна, и для ее решения важно понять, чей он, этот пресловутый прибор учета.

Что же по этому поводу говорит законодательство?

Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД, так гласили Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307. В новых Правилах предоставления коммунальных услуг, начавших действовать с 1 сентября 2012 года, дополнено, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования.

То, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, указано в Правилах содержания общего имущества (Постановление Правительства РФ № 491). Как следует из данного документа, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений. При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены дома. Как видно, уже появилось достаточно значимое противоречие: сети начинаются от стены дома, а точка разграничения ответственности за их содержание определяется местом установки прибора учета. То есть Правила признают, что на общедомовых сетях могут работать две обслуживающие организации, а это очень важно, например, для решения вопроса о том, чья аварийно-диспетчерская служба должна устранить аварию – коммунальщиков или УК. Но для нас особенно важно то, что все инженерные сети, начинающиеся от плоскости внешней стены дома, а значит и установленное на них оборудование – ни что иное, как общая собственность.

Правила содержания общего имущества № 491 при одной из корректировок (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) предусмотрели, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). А пунктом 16 Правил содержания общего имущества установлено, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления).

Можно еще отметить и ФЗ РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по которому установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома. ЖК РФ определил, что капитальный ремонт общего имущества в доме возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов

Таким образом, позиция законодателя с одной стороны весьма последовательна - общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, что означает следующее - их установка и демонтаж возможны только по решению собственников.

Но практика показала, что такое понимание принадлежности приборов учета очевидно не для всех. «Заинтересованные» лица всячески защищали концепцию, при которой одним из признаков общего имущества в многоквартирном доме является источник финансирования его создания, т.е. если собственники не оплачивали создание, строительство и т.д. конкретного объекта или оборудования в доме, то этот объект не будет являться общим имуществом, даже если он связан с домом и обслуживает более одной квартиры.

То, на что ссылались сторонники исключения приборов учета из состава общего имущества, это ФЗ РФ «О теплоснабжении», который устанавливал, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета». Вопрос - каким образом в этом законе можно было увидеть разрешение устанавливать приборы учета помимо желания собственников?

«Масла в огонь» подлили новые Правила предоставления коммунальных услуг, где содержится примечательная формулировка: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Некоторые посчитали, что указанное положение Правил фактически легализует ситуацию, при которой прибор учета в доме можно установить без решения собственников.

Соответственно, правоприменительная практика четко разделилась. Одни суды признавали приборы учета общей собственностью и предоставляли право принятия решения об их установке и применению только собственникам. Вторые не считали мнение собственников значимым, допуская применение установленных УК или РСО приборов учета без соответствующих решений собственников.

Конечно, наибольшая судебная практика сложилась в отношении общедомовых приборов учета электрической энергии, хотя бы потому что они начали устанавливаться гораздо раньше тепло- и водосчетчиков. Но эта практика достаточно показательна.

Вспомним, что общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей энергосбытовыми и сетевыми организациями, управляющими компаниями и ТСЖ. По существу, собственники квартир узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений, жители шли в суд и оспаривали применение показаний таких счетчиков в расчетах. Но решения были разными.

Для примера приведем несколько цитат из судебных постановлений:

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 2010 год: из анализа представленных в дело документов суд установил, что общедомовой прибор учета электроэнергии не отнесен к составу общего имущества многоквартирного дома. Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни управляющей компанией, ни сбытовой организацией самостоятельно не обслуживается. Договор на обслуживание прибора учета между собственниками квартир (либо управляющей компанией) и иной подрядной организацией отсутствует. Между тем, с октября по январь 2009 г. начисления за электроэнергию по ОДН были произведены в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета. Прибор учета установлен в строгом соответствии с действующим законодательством. Начисления по оплате, произведенные сбытовой организацией потребителям, являются обоснованными.

Верховный суд Удмуртской республики, 2011 год: исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета,его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования - для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

И противоположные позиции судов.

Хабаровский краевой суд, 2011 год: судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Тульский областной суд, 2012 год: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме.

Итак, практика различается. Единства в ней не будет еще долго, пока какая-либо высшая судебная инстанция не даст окончательные и понятные разъяснения.

Поэтому на сегодня остается открытым вопрос: может ли УК или тем более РСО установить прибор учета на многоквартирном доме без решения собственников? Может ли такой прибор учета не признаваться общей собственностью дома? И может ли такой прибор учета использоваться для определения объема потребленных коммунальных ресурсов?

Отвечая на эти вопросы, нужно расставить приоритеты. Что важнее: обеспечение прав собственников или учет потребления энергии? Учитывая, что право собственности у нас является конституционным и гарантируется и Гражданским Кодексом, и Жилищным Кодексом, и многими другими документами – ответ очевиден. Любое несанкционированное вмешательство в общедомовые сети (а установить узел учета энергии без этого невозможно) – это посягательство на строго определенные права легко идентифицируемой группы лиц, собственников квартир в доме. Вне зависимости от целей таких вмешательств это будет нарушение закона. Поэтому управляющей или ресурсоснабжающей организации необходимо выходить на общее собрание и получать положительное решение собственников. Хотя бы по той причине, что незаконно установленный прибор (как любое иное незаконное действие) не обеспечен правовой защитой. И если УК хочет, чтобы расчет платы за коммунальные услуги производился с учетом показаний приборов учета, чтобы можно было обоснованно предъявлять собственникам суммы платежей – решение собственников об установке приборов учета необходимо.

Сложнее ответить на вопрос о том, чьим будет такой прибор учета. Конечно, если работы по его установке производятся за счет собственников, ответ более очевиден. При таком варианте узел учета может быть только общей собственностью. Как быть, если прибор учета ставится за сторонние средства – УК, РСО или за счет бюджета? Более правильным представляется подход, при котором и в рассматриваемом случае прибор учета должен обязательно признаваться общедомовой собственностью, вне зависимости от того, передавался ли он собственникам. Иначе двойственность решения вопроса может породить массу проблем, разной группы сложности. Возникнет множество вопросов: если счетчик не общая собственность, кто несет затраты на его содержание и обслуживание, в какой тариф их включать – в коммунальные или жилищные услуги? Как обеспечить сохранность узла учета, если, например, УК или РСО окажется банкротом? Или кредиторы смогут изъять счетчики из домов? А что делать в том случае, если узел учета поставила одна УК за свой счет, а потом собственники выбрали новую управляющую организацию? Одна компания свой счетчик снимает, а вторая ставит новый?

Поэтому понимание ситуации должно быть в пользу собственников. Если ЖК РФ признает все то, что находится внутри дома и обслуживает более одной квартиры, общей собственностью, нужно ввести для узлов учета исключительную принадлежность только к составу общего имущества.

Кто это сделает раньше? Судебная практика или все же законодатель?

Согласно данному Федеральному закону обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).

Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).

/>

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны были ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны были оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки.

Арбитражная практика в настоящее время складывается зачастую не в пользу управляющих компаний.

Так, Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая спор между управляющей компанией и ГЖИ (Дело № А33-21916/2013) об оспаривании предписания контролирующего органа об обязанности УК установить общедомовые приборы учета, поддержал позицию ГЖИ и оставил предписание в силе.

Как указал суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009, «все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме».

По мнению суда и ГЖИ, управляющая компания обязана устанавливать общедомовые приборы учета вне зависимости от решения собственников помещений в МКД, так как это, согласно Закону об энергосбережении, «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,
за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий».

При установке прибора учета не на границе эксплуатационной ответственности и при отсутствии решения общего собрания собственников МКД о переносе границы эксплуатационной ответственности показания таких приборов учета не являются расчетными, а объем коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления (Постановление ФАС Центрального округа от 24.08.2012 г. по делу № А23-43645/2011).

Установка систем автоматизированного снятия показаний ОДПУ

Согласно пп. «ж» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 УК (ТСЖ) обязаны не препятствовать представителям РСО в установке систем автоматизированного снятия показании ОДПУ. Понесенные в связи с установкой таких систем расходы, а также расходы, связанные с передачей показаний РСО, не вправе требовать от исполнителя услуг (УК, ТСЖ) за исключением случаев, когда общее собрание собственников приняло решение о включении таких расходов в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ должно осуществляться за счет средств РСО.

Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию
Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в:

По ГВС и тепловой энергии в п. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункты 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034.

По ХВС п. 2 ст. 20 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776.

По электроснабжению в п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Кто обязан нести расходы на поверку ОДПУ?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны включаться в состав общего имущества собственников помещений в МКД, утверждаемый общим собранием собственников помещений в МКД (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, обеспечение надлежащей эксплуатации ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа (в т.ч. осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества в МКД.

На основании изложенного, проведение поверки ОДПУ обеспечивается организацией, осуществляющей управление МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) в рамках платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, т.е. за счет средств собственников помещений в МКД.

Снятие показаний общедомового прибора учета (ОДПУ) коммунального ресурса
Согласно подп. "е" п. 31 Правил № 354, при наличии общедомового прибора учета исполнитель обязан:

Ежемесячно снимать показания такого прибора учета;

Заносить полученные показания в журнал учета показаний общедомовых приборов учета;

Обеспечивать сохранность информации о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета в течение не менее 3 лет.

Обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний общедомового прибора учета должны быть учтены условиями договора ресурсоснабжения (подп. "д" п. 18 Правил, № 124).

Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.