ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чем покрыть вагонку. Обработка деревянной вагонки в помещении и на улице. Покрытие акрилатной краской

Чем обработать вагонку внутри помещения?

Такая проблема часто возникает при проведении ремонта или строительства дома. В статье предлагается познакомиться, как выполняется обработка вагонки внутри помещения, какие могут использоваться защитные составы для обшивки, их свойства. Рассказывается о подготовке поверхности и технологии проведения работ.

По какому принципу выбирается смесь

Для решения этой проблемы, необходимо определить:

  • Какие используются виды вагонки для отделки помещений?
  • Нужно ли их чем-то покрывать?
  • Какая влажность помещения, где будет производиться обработка?
  • Понадобится ли тонировка древесины, или нужно сохранить естественную ее окраску?

Найдя решение этих вопросов, можно определить, какая специальная смесь лучше всего подойдет для покрытия вагонки внутри помещения.

Используемые смеси для обработки материала должны удовлетворять таким требованиям:

  • Обеспечить защиту от:
  1. влаги;
  2. от перепада температур;
  3. от загрязнений;
  4. -от образования плесени и грибка;
  5. от выгорания из-за попадания солнечных лучей.
  • Повысить уровень жароустойчивости древесины.
  • Предупреждать механические повреждения.
  • Обеспечить необходимые визуальные характеристики.

Виды покрытия для вагонки

Для покрытия вагонки могут применяться:

  • Пропитка.
  • Морилка. Чаще всего она применяется, чтобы придать материалу нужный тон и увеличить стойкость поверхности вагонки к образованию плесени и грибка.

Эти материалы отличаются проникновением в структуру дерева. Это может быть олифа, используемая в хозяйственных помещениях.

Ее недостатком является потемнение обшивки через определенное время и появление ненужной пленки на поверхности. Часто защитные пропитки используются как антисептические и противопожарные составы. В этом случае древесина составом покрывается с двух сторон до монтажа.

Совет: После применения такой пропитки необходимо иметь в виду, чтобы она совместилась с последующим финишным покрытием вагонки, например, краской.

Наиболее популярными марками пропиток и морилок являются:

  • «Tikkurila»
  • «Сенеж»
  • «Пинотекс»

Они обладают достаточной надежностью, хорошим качеством и удобством в применении:

  • Лаковая смесь. Ее применяют, чтобы сохранить природный цвет и структуру дерева.

Лаковые покрытия бывают:

  • На основе воды.
  • Алкидные.
  • Акриловые.
  • Полиуретановые.

Совет: При покрытии обшивки внутри помещения, следует использовать лак на водной основе. Отличается состав отсутствием токсинов, жароустойчивостью и простотой в применении, по текстуре лак может поверхность сделать матовой или глянцевой.

Для покрытия наружной обшивки, лучше применять прозрачное покрытие, обладающее высокой устойчивостью при воздействии ультрафиолетовых лучей. Для «состаривания» древесины в декоративных целях, ее следует покрыть лаком, в который добавлен колер.

Если некоторые места в обшивке помещения подвергаются механическим воздействиям, лучше на них нанести «точечно» алкидный лак.

  1. скрываются искажения, образовавшиеся при монтаже;
  2. улучшается цвет вагонки, отделанной после морилкой или пропиткой;
  3. улучшаются защитные свойства древесины.

Краски применяются гораздо реже лаков. Отличным вариантом является полупрозрачная краска, которая сохраняет натуральную структуру дерева.

Самыми популярными марками красок являются:

  • «Белинка».
  • «Сенеж».
  • «Текстурол».

Покраску вагонки можно выполнять краской, изготовленной на основе воска. При ее изготовлении используется натуральное масло изо льна, что отличает краску меньшей токсичностью. Недостаток такого покрытия — сложность в нанесении и высокая цена.

Применение лаков и красок абсолютно необязательно, качественные морилка или пропитка смогут обеспечить хорошую защиту древесины. Какой материал выбрать – зависит от предпочтений владельца помещения.

Технология нанесения покрытия на вагонку

Совет: Перед началом проведения работ очень важно определить последовательность покрытия, лишь качественное выполнение процесса позволит создать облицовочному материалу отличное состояние на длительный период.

При покраске вагонки необходимо приобрести:

  • Защитный состав.
  • Специальный лоток для него.
  • Валик, кисточку или распылитель.
  • Грунтовку.
  • Очки для защиты глаз.
  • При необходимости — лестницу.
  • Пемзу для ошкуривания.

Совет: Очень важно, чтобы при проведении покраски человек был здоров, а погодные условия соответствовали процессу нанесения покрытия. Если у человека недомогание, или на улице стоит духота, слишком холодно или облачно, работу следует отложить на другой день.

Прежде чем доска в доме будет покрываться любым составом ее необходимо подготовить:

  • Хорошо высушить.
  • Очистить.
  • Ошкурить.
  • Зашлифовать небольшие изъяны и неровности.
  • Мелкие темные участки, имеющиеся на вагонке, следует тщательно очистить с помощью специальных составов, предназначенных для отбеливания древесины. Подойдут в этом случае «Иней» или «Сенеж Нео».
  • После проведения процедуры отбеливания, материал нужно снова вымыть и высушить.
  • Все доски покрываются грунтовкой, заполняющей ее поры. Помимо этого, применение грунтовки уменьшает расход последующего защитного покрытия. Идеальным вариантом, в этом случае будет придание грунтовке того же оттенка, который имеет лак, с одинаковым колером.
  • Поверхность обрабатывается антисептиками и антипиренами.

После полного высыхания обшивки, можно приступать к нанесению на нее лака. Если площадь помещения большая, наносить лак можно с помощью распылителя.


Инструмент, для выполнения работ, каждый владелец выбирает сам с учетом материала и площади необходимой для покрытия. Однако считается, что красивое и качественное оно лучше всего получается после нанесения на поверхность кистью.

Технология нанесения смеси:

  • Состав необходимо хорошо перемешать, чтобы тонированный слой был равномерным.

Совет: Перед началом покраски, следует на невидимом месте сделать экспериментальный штрих, что позволит проверить насыщенность пигмента на вагонке.

  • Выполняя движение кисти по древесине вдоль волокон, как на фото, наносится первый слой.

  • Покрытие остается до полного высыхания.
  • Первый слой ошкуривается и наносится второй.

Совет: При обработке таким же составом евровагонки, на каждом последующим слое необходимо уменьшать количество красящего оттенка. Это даст возможность получить доску более насыщенного цвета и лучшего глянца.

После нанесения таким способом лака на вагонку, она приобретет более глубокий и глянцевый оттенок.

  • Завершающий слой покрытия должен быть прозрачным. Проводить его ошкуривание не следует.

При окрашивании материала необходимо больше внимания уделить торцам панелей — это наиболее уязвимая часть элементов.

К покрытию вагонки любым составом смеси своими руками следует отнестись внимательно, все работы выполнять аккуратно и не спеша. При этом неукоснительно должна соблюдаться инструкция по применению выбранного средства.

Как выполняется обшивка помещения вагонкой, последовательность работ по нанесению покрытия на материал, подробно показывает видео в этой статье.

– это достаточно практичный материал. Однако облицовка, оставленная без защитного покрытия, начинает темнеть и вскоре полностью меняет интерьер всей комнаты. Если смена цвета древесины входит в запланированный стиль помещения (например, комната оформленная «старым деревом»), тогда можно оставить поверхность без финишной обработки до приобретения нужного оттенка. Но все равно после смены цвета потребуется нанесение защитного покрытия, ведь незащищенная древесина намного быстрее теряет не только свой цвет, но и изначальные характеристики твердости и влагостойкости.

Потемнения брусков можно и не ждать, ведь «состарить » деревянную облицовку можно с помощью паяльной лампы или специальной горелки. Однако даже в этом случае вопрос о том, чем обработать вагонку внутри дома, остается первостепенным и в начале, и после завершения монтажных работ.

Выбор средства для обработки

Каким средством лучше обработать вагонку? Подбирать покрытие для вагонки нужно задолго до монтажа, ведь может случиться так, что работы по защите древесины могут потребовать обработки брусков со всех сторон. В первую очередь, нужно определиться с функциями, которые должно выполнять средство. Несмотря на то, что вагонка - достаточно долговечный материал, цвет она может терять сразу по нескольким причинам. В связи с этим, для обработки помещения могут применяться составы, с помощью которых обеспечивается:

  • защита от воспламенения. Такая обработка рекомендуется практически повсеместно, особенно в местах, где за облицовкой может скрываться проводка, а также на кухнях с использованием газовых плит. Вещества, применяющиеся в этом случае, называются антипиренами. Такая пропитка для вагонки существенно понижают уровень горючести деревянного покрытия. В некоторых ситуациях антипирены могут спасти и цвет облицовки, помогая древесине некоторое время выдерживать влияния существенных температур, к примеру, заметно повысить защиту вагонки от потемнений внутри помещения вследствие неосторожного обращения с электроприборами, среди которых электрообогреватели, паяльники, утюги и прочие приборы и факторы.
  • защита от гниения. В этом поможет антисептическая обработка. Специальные средства для пропитки древесины вполне доступны. Антисептики сохранят цвет и структуры облицовки. Обязательной обработке следует подвергать вагонку на лоджии и кухне. В первом случае рассматриваются помещения без центрального отопления, в число которых можно записать и дачную застройку. В весенний и осенний период они будут подвергаться резкой смене температур, из-за чего на задней стенке и лицевой стороне обшивки может собираться существенное количество конденсата. Изначально влага будет способствовать изменению цвета вагонки, а позже и структуры брусков. Кухонная облицовка, напротив, будет подвергаться воздействию внутренних процессов;
  • защита от механических повреждений. Может показаться не особо важной, однако несущественные царапины на стенах позже могут начать быстро темнеть и в результате сильно испортят внешний вид всей облицовки.
  • защита от ультрафиолета. Является одной из важнейших для тех владельцев деревянной обшивки, которые пекутся о сохранении первоначального цвета. Именно выгорание под действием солнечных лучей – это самая существенная причина потемнения деревянной облицовки . В связи с этим, обшивка помещения с большими окнами и прямым попаданием лучей дневного солнца должна быть обработана специальными средствами, препятствующими воздействию ультрафиолета.
  • изменение внешнего вида. Средства, которые меняют внешний вид облицовки, обычно влияют на ее цвет с помощью колеров, добавленных в состав. Самые популярные среди них – это морилка , лак с добавками и без них, а также более радикальное решение – краска.

Отдельного внимания заслуживает защита вагонки с помощью олифы . Еще в СССР она широко использовалась для обработки множества деревянных конструкций, в том числе и облицовки.

Следует заметить, что первое время она действительно хорошо справляется с комплексной защитой. Однако уже 2-3 года начинается активная стадия потемнения, в результате чего покрытие из олифы не только теряет первоначальный цвет, но и приобретает липкую маслянистую пленку. Сейчас химическая промышленность шагнула далеко вперед, и в магазинах можно найти более удобные средства. Обработать облицовку самым дешевым из них будет намного эффективнее, чем покрыть вагонку олифой. Как доступный способ защиты древесины, ее лучше всего использовать только для хозяйственного помещения.

Обычно обрабатывать деревянную облицовку внутри дома приходится несколько раз, ведь совместить все нужные свойства в одном средстве невозможно.

Следует учесть, что антипирены и антисептики рекомендуется наносить на вагонку еще до начала монтажа.

Вагонку лучше всего обрабатывать после окончания обшивочных работ. Особенно, если применяется лак или краска. Чтобы создать действительно долговечное покрытие важно учитывать и возможности комбинирования. Совместимость защитных средств можно выяснить, прочитав инструкцию по использованию пропитки.

Финишный слой

Защитные пропитки для вагонки - это зачастую всего лишь старт обработки. Финишным слоем в основном является лак или краска. На сегодняшний день производители сильно расширили ассортимент производимых средств. Любой лак или краску нужно выбирать в зависимости от условий, в которых будет находиться деревянная облицовка.

Для того чтобы подобрать требуемое покрытие, следует знать следующую информацию:

  1. Прозрачный лак. Применяется для того, чтобы оставить древесине ее естественный цвет. Лучше всего в этом смысле подойдет лак на водной основе. Он не выделяет токсичных испарений. Покрыть облицовку таким лаком будет намного безопаснее, чем обработать вагонку внутри дома алкидными аналогами. Это связано еще и с тем, что средства на водной основе более устойчивы к воздействию огня.
  1. Лак с дополнительными свойствами. Узконаправленные средства - это классические лаковые основы, в которые может добавляться либо колер для эффекта искусственного состаривания, либо специальные средства, обеспечивающие дополнительную защиту от ультрафиолета.
  1. Алкидный лак. Может быть как прозрачным, так с различными добавками. Сложнее в работе и дороже аналогов на водной основе, но намного прочнее. В помещении, где предусматривается возможность существенного механического воздействия на стены, следует обрабатывать обшивку алкидным лаком . Это будет намного эффективнее в плане защиты от повреждений, чем покрыть вагонку лаком на водной основе.
  1. Краска. Это финишное покрытие применяется реже, чем обработка лаком. Самая лучшая разновидность – полупрозрачные краски. Они не только придают однотонности всей облицовке, но и частично сохраняют текстуру вагонки. Среди полупрозрачных средств самым дорогим и соответственно самым эффективным и эффектным будет краска с содержанием воска. Основой для нее служит масло из льна. После высыхания поверхность, покрытая такой краской, приобретает водооталкивающие свойства и лучше всех аналогов обеспечивает защиту поверхности.

Чтобы создать действительно долговечное покрытие важно учитывать и возможности комбинирования. Совместимость защитных средств можно выяснить, прочитав инструкцию по использованию пропитки.

Отделка вагонкой – один из самых удобных способов оформления . Этот материал отлично смотрится и в городской квартире, и в частном доме, подходит практически для любых помещений. Поскольку от времени древесина темнеет и заметно теряет свою привлекательност ь, многие хозяева задумываются о том, чем покрасить вагонку внутри дома, чтобы сохранить текстуру покрытия.

Средства для обработки древесины делятся на защитные и декоративные. Первые помогают продлить срок службы, вторые предназначены для оформления интерьера. Перед обшивкой стен вагонка проходит необходимую обработку для защиты от плесени, влаги, ультрафиолета, но со временем такое покрытие стирается и требует обновления. Именно поэтому периодически древесину следует пропитывать антипиренами, бактерицидными составами и покрывать различными лаками.

Составы для покрытия вагонки Описание
Антипирены Антипирены снижают уровень горючести древесины, что особенно важно в жилом помещении. В случае пожара это замедлит распространение огня и поможет быстрее его затушить. Антипирены не выделяют вредных веществ и практически не влияют на внешний вид отделки.
Бактерицидные составы Эти средства помогут избежать заражения грибком и остановить уже развивающуюся плесень. Даже в сухом помещении между швами панелей могут скапливаться пары, а в сочетании с пылью – это идеальные условия для развития микроорганизмов. Со временем антисептики вымываются или испаряются, поэтому необходима повторная обработка. Существуют специальные биовлагозащитные составы, которые одновременно убивают плесень, отпугивают вредителей, придают дереву водоотталкивающие свойства и декоративность. Стоимость такого состава достаточно высокая, но при этом он заменяет антисептик, морилку и лак.
Морилка Пропитки также выполняют антисептические функции, но дополнительно меняют оттенок древесины. Одной из популярных пропиток считается морилка, которая окрашивает поверхность в более темный цвет. Морилка не создает на поверхности пленку, а впитывается в поры материала на определенную глубину, благодаря чему текстура вагонки хорошо видна. Пропитанную морилкой поверхность необходимо покрывать лаком, иначе панели будут казаться грязными.
Льняное масло Льняное масло также отлично впитывается в дерево, упрочняя его поверхность в несколько раз. Вагонка, пропитанная льняным маслом, не боится влаги, очень долго не поражается грибком, имеет красивый матовый оттенок и ярко выраженную текстуру.
Олифа А вот олифа, которая раньше широко использовалась для обработки вагонки, постепенно сдает свои позиции. Пропитанная олифой поверхность быстро темнеет и через 2-3 года начинает липнуть.
Отбеливатели Если на вагонке появились темные пятна, полосы, участки синеватого оттенка, проводят обработку отбеливателями для дерева. Есть несколько разновидностей этого средства, которые отличаются способом применения и эффективностью. Для удаления древесных пятен отбеливающие составы наносят на поверхность на определенное время, после чего смывают водой. В большинстве случаев потемневшие участки приобретают первоначальный цвет.
Лаки для дерева Для внутренних работ нужно использовать акриловые лаки, которые являются наиболее безвредными. Такие лаки выполняют двойную функцию – защищают поверхность и делают ее декоративнее. Первый слой покрытия обязательно прозрачный, а во второй добавляют красящие пигменты. Хорошей альтернативой лаку являются восковые смеси, которые также эффективно защищают древесину и придают вагонке полуматовый блеск.
Масляная краска Масляная краска часто используется для декоративной обработки древесины, и вагонка – не исключение. Такая краска глубоко проникает в поры материала, не пропускает влагу, отличается высокой устойчивостью к внешнему воздействию. Но при этом ее паропроницаемость слишком низкая, на высыхание требуется много времени, а цвет быстро тускнеет.
Акрилатная краска Акрилатная краска превосходит масляную по всем параметрам: она долго не теряет блеск и насыщенность цвета, отлично проникает внутрь вагонки, быстрее сохнет. Ее пароизоляционные свойства очень высокие, а покрытие, которое она создает, не растрескивается при температурных деформациях панелей. Единственный недостаток акрилатных красок – это их высокая стоимость.
Акриловые аквалаки Акриловые аквалаки - это наиболее оптимальный вариант для обработки вагонки. Они безвредны, создают долговечное декоративное покрытие с высокой устойчивостью к влаге и стиранию, не тускнеют от времени. Вагонка, обработанная таким средством, выглядит очень привлекательно и дорого.

Подготовка вагонки к покраске

Если средство для окрашивания выбрано, следует поверхность панелей. От качества подготовки зависит качество покраски, поэтому данный этап является очень важным.

Для работы понадобится:

  • пемза;
  • чистая тряпка;
  • малярная кисть;
  • грунтовка.

Шаг 1. Очистка панелей

Сначала следует очистить вагонку от загрязнений. Берут 5 л теплой воды, разводят в ней 150г соды, а затем полученным раствором промывают всю поверхность. Для более качественного сцепления краски с деревом предыдущий слой покрытия рекомендуется полностью снять, особенно, если имеются отслоения и трещины. Для облегчения этого процесса можно использовать строительный фен и металлический шпатель: покрытие нагревают феном, после чего слой краски легко поддевается шпателем. Есть и специальные жидкости в магазинах: немного средства наносят на поверхность, ждут указанное на упаковке время, а затем трут вагонку жесткой щеткой и промывают.

Старую масляную краску можно убрать с помощью куска фольги и утюга: фольгу прикладывают к поверхности, медленно проглаживают утюгом и в течение 20 секунд снимают слои краски шпателем. После очистки внимательно осматривают всю вагонку: удаляют пятна плесени, обрабатывают потемневшие участки специальными отбеливателями. В завершение протирают доски чистой тряпкой, чтобы удалить малейшие кусочки краски и грязь. Если есть панели с повреждениями, их следует заменить.

Шаг 2. Шлифовка

Чистую вагонку нужно тщательно ошлифовать, и лучше всего для этого подходит пемза или мелкозернистая наждачная бумага. Чтобы при шлифовке не пропустить ни один участок, рекомендуется поделить обшивку на небольшие квадраты и обрабатывать их последовательно. Не стоит сильно давить на поверхность панели или долго тереть один участок, шлифовать следует по возможности равномерно.

Шаг 3. Грунтование

После шлифовки вагонку протирают от пыли и наносят кистью или краскопультом грунтовку, тщательно обрабатывая швы между досками. Одного слоя грунтовки будет достаточно. Очень часто поверхности производят тем же составом, который предназначен для покраски.

Шаг 4. Покраска вагонки

Наносить краску на деревянную нужно кистью или краскопультом. Кисти понадобится две – средней ширины и узкая, чтобы прокрашивать труднодоступные участки. Чтобы покрытие было более прочным и долговечным, наносить краску следует в 2-3 слоя минимальной толщины.

Порядок работ при покраске:


Узнайте, как выполнить самостоятельно , из нашей новой статьи.

Начинать нужно сверху, чтобы случайные потеки не испортили окрашенную поверхность. Когда этот слой краски полностью высохнет, можно наносить второй. Финишный слой должен быть самым тонким; он наносится сверху вниз легкими равномерными движениями. По такой же технологии наносят и аквалак, но его необходимо периодически размешивать во время работы.

Видео — Чем покрасить вагонку внутри дома

Видео – Лакирование вагонки

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки - она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.


Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) .

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап - подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку производители руководствуются европейским стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесины защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

  • сортировку . Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е., в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
  • сушку . Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
  • выдерживание в температурном режиме помещения , в котором планируется . Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
  • удаление дефектов . К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания - протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Механический . В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
  • Химический . Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.

Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:

  1. Защитные составы . Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.

  2. Тонирующие составы или морилки. Они не закрашивают фактуру древесины, а придают какой-то оттенок. При этом на поверхности не создается пленка, древесина не теряет своих свойств — она остается паропроницаемой. Тонирующие составы содержат в себе пигмент и могут быть слабо или сильно пигментированными. Если вы хотите иметь поверхность с ярко выраженной структурой древесины, берите слабопигментированный состав. Слоев, может, потребуется и много, но вы сможете контролировать степень «закрашенности» древесины.

  3. Лаки. Сегодня для вагонки на стенах или потолке более популярны лаки на водной основе или аквалаки. Они могут быть матовыми, полуматовыми или глянцевыми. У многих есть возможность добавить колер — одновременно изменить цвет. В отличии от традиционных лаков, лаки на водной основе не закрывают поры — пленка на поверхности остается паропроницаемой, но от впитывания грязи защищает. Многие производители добавляют УФ-фильтры и бактерицидные компоненты. Такие ЛКМ хороши для балконов или в помещениях неотапливаемых с периодичным посещением — на дачах и в банях.

    Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым, а может давать цвет — пигментированным

  4. Краски. В эту группу относят составы, создающие на поверхности плотную пленку, сквозь которую структуру древесины не видно. Группа обширная, с разными свойствами и ценовым диапазоном — от традиционных масляных до латексной и акрилатной эмали.
  5. Масла для древесины. Есть прозрачные, есть с пигментом. В отличие от лаков не создают на поверхности плотной пленки, а впитываются в волокна. Хорошие составы действуют аналогично лаковому покрытию, защищая от истирания и впитывания грязи. Только у масел нет яркого глянцевого блеска — матовая или чуть блестящая, как шелк, поверхность. Это отличный способ сохранить древесину. С использованием определенной техники нанесения при помощи пигментированных масел для дерева можно подчеркнуть текстуру (смотрите ниже).

  6. Составы на основе воска. Есть три вида воска: твердый, жидкий и водный. Твердый воск перед применением нагревают до жидкого состояния, жидкий и водный (восковая лазурь) уже готовы к применению. Защита воском традиционная и очень эффективная, а новые технологии позволяют значительно облегчить процесс. Недостаток воска — его довольно сложно нанести равномерно, но на предварительно загрунтованную поверхность он ложится неплохо.

Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.


Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:


Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется .

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как ? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.

Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.

Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные и т.п.

Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.

Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при

Гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.

Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Нарочито неидеальной может быть обработка для интерьера в стиле «рустик». Этакие помещения с мужским характером.

Стиль «рустик» понравится мужчинам. В этом случае покраска вагонки в технике браширования — норма. Причем цвета выбирают темные

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.

Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант

Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.

Используется вагонка и при . Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.

Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой