ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Познание. Зачем нужны листья растению

Приветствуем друг друга!

Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Я вам предлагаю определить, что это за предмет, для этого я буду проговаривать утверждения, а вы говорить достаточно ли этих сведений для точного определения объекта.

● В ящике располагается орган растения;

● Это вегетативный орган растения;

● Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму

ДА, действительно это лист. Раздаю листья из коробки детям.

Как вы думаете для чего нужны листья растениям? (листья дают нам кислород, которым мы дышим.)

А если на минуту представить, что листьев на деревьях нет, нет деревьев. Что произойдет?

(если вырубить все деревья, наша планета погибнет, все живое на нашей планете погибнет)

Ребята, даже в нашей школе постоянно возникают ситуации, когда ваши одноклассники или учащиеся нашей школы развлекаясь, обрывают листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растениям.

ЧТО ВЫ ИМ СКАЖЕТЕ НА ЭТО? (варианты детей)

Но зимой листьев на деревьях нет, но мы ведь дышим… (есть хвойные деревья)

ОНИ ВАМ СКАЖУТ ДОКАЖИ , ЧТО ЛИСТ ВАЖЕН ДЛЯ РАСТЕНИЯ.

СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ГРАМОТНО ЭТО ДОКАЗАТЬ?

(НЕТ)

Почему? (мы не знаем как происходит процесс фотосинтеза и т.д)

Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ побывать в роли УЧЕНЫХ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И поработать над темой: Значение листьев в жизни растений.

- Объект исследования будет, что как вы думаете?

ЛИСТ

Для этого скажите:

Что вы должны знать о листьях? (мы знаем их внешнее строение, что они бывают простые и сложные, виды расположения жилок и т.д. )

Что вы хотите узнать о листьях?

(внутреннее строение, какие функции выполняет лист и связать их с главной ролью на нашей планете и т.д.)

Посмотрите на листья у вас в руках. Найдите среди своих товарищей, у кого точно такие же листья– это ваша мини-лаборатория, в которой вы будете работать.

По каким признакам вы разделились на группы?

Похожи по внешнему строению (простые, сложные, без черешковые).

А внутреннее строение вы знаете, а как мы заглянем внутрь листа? (с помощью микроскопа).

Каждый учащийся получает опорный конспект, который он будет заполнять в течение урока.

Каждая мини-лаборатория работает со строением определенной части листа, но конечным результатом вашей работы будет запись в опорном конспекте и листе ответов.

1 мини-лаборатория

1.Рассказать о строении и значении кожицы у листьев.

2 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении мякоти листа.

3 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении проводящей ткани листа.

С чего вы начнете исследование (посмотрим в микроскоп).

Я предлагаю вам начать с внутреннего строения.

Как заглянуть внутрь листа

Как вы проведете исследование?

Что вам поможет? МИКРОСКОП

Настраивают микроскоп и смотрят на микропрепарат.

ПОСМОТРЕЛИ в микроскоп, что вы увидели в микроскопе?

Можете объяснить, что вы увидели? (НЕТ)

Где вы можете найти информацию об этом микропрепарате? (В УЧЕБНИКЕ, ПОСМОТРЕТЬ В КЕЙСЕ )

ЧИТАЮТ В УЧЕБНИКЕ ИЛИ В ТЕКСТЕ КЕЙСА, отвечают на предложенные вопросы после текста.

Ребята время вышло, готовится отвечать 1 мини-лаборатория .

Выступает 2 мини-лаборатория .

Выступает 3 мини-лаборатория .

Мы продвинулись в нашем исследовании?

Мы что-то можем рассказать другим ребятам о роли растений? (НЕТ)

- Что мы еще должны исследовать?

(дети: мы должны исследовать функции листа)

Предлагайте, как мы можем их исследовать? Что такое функции? – это то, что происходит в листьях (прочитать в учебнике)

На прошлом уроке мы заложили опыты. Но не знали, для чего это делали. Вас это заинтересовало? (ДА)

1) Вы надели пакет на ветку розана и завязали его? Что мы видим сейчас? (мы видим капельки воды на пакете).

Вы можете сказать, откуда взялась вода? (ответы детей)

1 мини-лаборатория будет работать над этим с учебником.

2)Следующий опыт: мы поставили в прозрачный сосуд комнатное растение, сосуд плотно закрыли. Как вы думаете, что можно выяснить этим опытом? (варианты детей). 2 мини-лаборатория будет работать над этим вопросом с учебником.

3) Мы поместили растение в темный сосуд и тоже плотно закрыли его. Как вы думаете, что произойдет в этом сосуде?

3 мини-лаборатории предлагаю посмотреть этот материал в учебнике или кейсе и ответить на вопросы в информационном листе.

Каждая лаборатория готовится по своей теме. (7 минут)

Выступает 1 лаборатория - Образование органических веществ на свету.

Выступает 2 лаборатория - Испарение воды листьями.

Выступает 3 лаборатория - Газообмен между растением и окружающей средой.

Остальные учащиеся по ходу выступления заполняют опорные конспекты.

После выступления всех лабораторий.

Вы продвинулись в своих исследованиях?

Вы сможете доказать учащимся нашей школы, что растения играют важную роль на нашей планете? (ДА)

А чтобы вас услышали не только учащиеся нашей школы, а все жители нашего микрорайона. Как привлечь внимание людей к этой экологической проблеме? Будете ходить и каждому объяснять? (НЕТ, развесим листовки, газеты и т.д.)

За одну минуту придумайте призыв к картинкам, которые я вам раздаю.

Как вы думаете, откликнутся на такой призыв учащиеся нашей школы? (задумаются).

Мы тоже не должны оставаться безучастными к этой проблеме. А сейчас попробуем в теории закрепить полученные знания. Давайте проговорим, что мы с вами сегодня исследовали.

Я предлагаю составить синквейн по теме урока.

Вы знаете, что синквейн включает в себя:

  1. Понятие (слово);
  2. Прилагательные (2 слова);
  3. Глаголы (3 слова);
  4. Предложение (из четырех слов)

фотосинтез

Хлорофильный, бесхлорофильный

Поглощают, превращают, образуют

Органические вещества из углекислого газа и воды на свету

Дыхание

Необходимое, постоянное

Происходит, обеспечивает, влияет

Дыхание –свойство живых организмов

Лист

Зеленый, живой

Растет, дышит, очищает

Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении

На доске нарисовано дерево. Оно без листьев. На моем столе лежат листья зеленые и желтые.

Если вы поняли какую роль лист играет в жизни растений и сможете это доказать, то возьмите з е л е н ы й лист и приклейте его на дерево.

А если поняли, но не сможете доказать, то возьмите желтый лист и приклейте его на дерево.

Теперь я вижу, что дерево ожило. Многие из вас могут рассказать и доказать, что лист играет важную роль в жизни растений.

Подводя итог нашим исследованиям – каждый оцените себя, и то какую роль вы сыграли в исследованиях.

Кого бы вы выбрали главным в лаборатории, т.е. кто оказал мини-лаборатории наибольшую помощь.

Домашнее задание: параграф 19, прочитать и рассказать по опорному конспекту. Нарисовать листовки или газеты с призывами о бережном отношении к природе.

Я благодарю вас за урок. До свидания!

Функции листа

Основные функции листа - фотосинтез, транспирация, газообмен. Кроме этих основных функций, у многолетних растений листок при его видоизменению выполняет функции запасающих органа (мясистые листья луковицы), органа защиты (колючки), органа вегетативного размножения (бегония), органа, поддерживает стебли растений (усики и др.).

Фотосинтез. Процесс фотосинтеза представляет собой интересный биологический процесс в жизни зеленого растения. Суть этого процесса заключается в том, что зеленые растения впитывают из атмосферы углекислый газ (С02), а из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами и под влиянием солнечной энергии создают в хлоропластах органические вещества. Из простых вещевых в зеленых растениях синтезируются сложные органические, или пластические вещества.

Сложный процесс фотосинтеза осуществляется только зелеными растениями и преимущественно в их листьях. Точнее, процесс фотосинтеза осуществляется в хлорофилловых зернах листьев. Без хлорофилловых зерен этот сложный биологический процесс не происходит. Хлорофилл является сенсибилизатором, то есть веществом, увеличивающей чувствительность к лучистой солнечной энергии и одновременно участвует в процессе фотосинтеза.

О том, какое большое значение приобретают листья в процессе фотосинтеза, очень красноречиво сказано выдающимся русским физиологом К. А. Тимирязевым: «Все органические вещества, какими они не были б разнообразны, где бы они ни встречались, или в растении, в животном или человеке, прошли через лист, произошли из веществ, производимых листом. Вне листка или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах она превращается, перерабатывается, только здесь она образуется снова из вещества неорганического.

Процесс фотосинтеза иначе называется ассимиляцией (усвоением) углерода растениями из воздуха, или еще воздушным питанием растений в отличие от почвенного (корневого) питания растений. Растения, способные синтезировать сложные органические вещества из простых веществ, называются автотрофными растениями в отличие от гетеротрофных, которые питаются только за счет готовых органических веществ (грибы, большинство бактерий)

Схематически процесс фотосинтеза можно изобразить следующим уравнением:

6С0 2 + 6Н 2 0 + 674/кал = С 6 Н 12 0 6 + 60 2 .

Световая энергия глюкоза

Из этого уравнения видно, что с 6 молекул углекислоты и 6 молекул воды при впитывании 674 кал синтезируется в процессе фотосинтеза одна молекула углевода (глюкозы) и выделяется 6 молекул кислорода.

Этот сложный биологический процесс может происходить в хлорофилловых зернах зеленых листьев при наличии света. Свет является источником той энергии, необходимой для расщепления углекислоты на углерод и кислород и для создания сложного органического вещества - углерода. По закону сохранения энергии световая энергия не исчезает, а переходит в скрытое состояние. Поэтому все сложные органические вещества, создаваемые растениями, содержат большие запасы потенциальной энергии, которую человек получает вместе с пищей.

Без света процесс фотосинтеза прекращается и усиливается процесс дыхания растений, при котором растение впитывает кислород и выделяя углекислоту. Кроме света, для нормального процесса фотосинтеза нужна и определенная температура. Только при наличии углекислоты, света, тепла и воды в хлорофилловых зернах зеленых листьев растений происходит процесс фотосинтеза.

С первичных продуктов фотосинтеза (углеводов) в листьях растения производятся впоследствии многие очень сложные органические соединения - белки, жиры, углеводы, эфирные масла, витамины, алкалоиды и др.

Один квадратный метр поверхности листьев образует за день 5 - 7 г органического вещества, а растения на одном гектаре образуют за день около 200 кг органических веществ. Ежегодно зеленые растения нашей планеты создают миллиарды тонн органических веществ.

Процесс фотосинтеза очень сложный и далеко не все детали его изучены.

Предположение о воздушном питания зеленых растений впервые высказал М. В. Ломоносов, но сам процесс фотосинтеза был открыт позже Пристли (1771). Процесс фотосинтеза изучали такие выдающиеся отечественные ученые, как К. А. Тимирязев, Н. С. Цвет, В. М. Любименко, А. С. Фаминцын, И. П. Бородин и др.

Особенно интересны работы в области фотосинтеза выполнил К. А. Тимирязев (1843-1920), который в течение полувека изучал процесса фотосинтеза. Он впервые доказал тесную связь впитывания растениями углерода с одновременным впитыванием света как источника энергии, расходуемым на создание углерода и превращается при этом в скрытую - потенциальную энергию. К. А. Тимирязев впервые открыл, что хлорофилловые зерна листа имеют избирательную способность к световым лучам солнца. На многочисленных опытах он показал, что процесс фотосинтеза активно происходит в красных лучах солнечного спектра, то есть в тех лучах, которые впитываются хлоропластами клетки растения.

Также наши отечественные ученые-физиологи в своих работах раскрыли ряд новых, очень ценных явлений в процессе фотосинтеза. Ранее считали, что при разложении С0 2 в процессе фотосинтеза углерод усваивается хлорофиллом растений, а кислород углекислоты выделяется в воздух. В последнее время проф. А. П. Виноградов своими исследованиями доказал, что во время фотосинтеза из листьев выделяется кислород не углекислоты, а воды.

Работами акад. А. Л. Курсанова доказана новая функция корневой системы растений. Оказывается, углекислота может впитываться не только листьями, но и корнями из воздуха почвы. Впитанная куренями углекислота передается дальше в листья и другие органы растений.

Транспирация. Транспирацией называется испарения воды листьями. Процесс транспирации регулируется устьицами. Он имеет для растений большое значение. В растения из почвы поступают растворы минеральных веществ, которые, как и вода, нужны растению для построения органических веществ. Избыток воды испаряется, а минеральные вещества усваиваются растением. При наличии транспирации движение воды по живым растениям происходит непрерывно.

Транспирация играет значительную роль в охлаждении растения, имеет особенно большое значение для растений степей и пустынь, где температура воздуха бывает очень высока. При испарении воды температура растений снижается на 5-7 °С. Вода нужна растению для насыщения клеток, основная составляющая которых, как известно, состоит из воды. Вода обеспечивает растению тургорное состояние и, следовательно, нормальное осуществление всех жизненных процессов. Различные растения транспирирують неодинаковое количество воды. Так, например, одно хорошо развитое растение кукурузы испаряет за лето 150 кг воды, подсолнечника - 200 кг, гороха - 4 кг, один гектар посева овса испаряет за лето более 3 000 000 кг воды.

Процесс транспирации у растений - явление не физическое, а биологическое. Оно регулируется живыми цветами растения, которые зависит от многих факторов. На ускорение транспирации влияет повышение температуры воздуха, ветер, интенсивность света, увеличение влажности почвы и т. д. Ночью, когда дыхательный аппарат растения закрыт, испарение воды происходит менее интенсивно, чем днем.

Дыхание. Дыхание является неотъемлемым процессом живого организма. Для осуществления любого явления живого организма нужно затратить энергию. Источником такой энергии в живом организме и есть процесс дыхания; без дыхания жизни невозможно. Процесс дыхания происходит непрерывно в любой живой клетке растительного организма - в корнях, стеблях, листьях, цветках, семенах.

Дыхание - сложный биохимический процесс. Суть его заключается в том, что при дыхании сложные органические вещества, и прежде всего углеводы окисляются, в результате чего распадаются на простые вещества - углекислоту и воду. В это время потенциальная энергия, являющаяся в веществе, выделяется в виде кинетической энергии, необходимой для жизненных процессов растения.

Процесс дыхания можно выразить следующим химическим уравнением:

С 6 Н 12 0 б + 60 2 = 6С0 2 + 6Н 2 0 + 674 кал.

Как видно из этого уравнения, при процессе дыхания растение впитывает кислород воздуха и выделяет углекислоту. Одновременно при этом процессе выделяется энергия в количестве 674 кал на каждую грамм молекулу глюкозы. Следовательно, при дыхании выделяется такое же количество энергии, которое было затрачено при фотосинтезе на построение одной молекулы. Таким образом, понятно, что процесс дыхания противоположен процессу фотосинтеза. Дыхание осуществляется в растениях в течение целых суток, но ночью этот процесс происходит интенсивнее. Процесс фотосинтеза происходит только в тех клетках растения, которые содержат хлорофилловые зерна, а дыхание - во всех живых клетках.

Создается впечатление, что один биологический процесс вполне уничтожает другой. На самом деле этого не бывает, потому что процесс фотосинтеза происходит в растениях значительно интенсивнее, чем процесс дыхания и поэтому творческий процесс фотосинтеза имеет в растениях преимущество над процессом дыхания, разрушает органические вещества.

Интенсивность процесса дыхания зависит от многих факторов. Повышенная температура до определенного предела усиливает дыхание, но при температуре более 40 °С и при температуре ниже нуля процесс дыхания прекращается. Нехватка кислорода задерживает дыхание. В молодых листьях дыхания происходит интенсивнее, чем в старых. Неодинакова интенсивность этого процесса и в различных растений.

Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Выберите правильные ответы и впишите их индексы в матрицу ответов.

Задание 2. Выберите три верных ответа на вопрос. Запишите в матрицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Какие функции выполняют листья в жизни растений?

Ответ: 2, 3, 5.

Кровь выполняет следующие функции:

1) Транспортную

2) Выделительную

3) Регуляторную

4) Защитную

5) Энергетическую

6) Строительную

Ответ: 1, 3

Задание 3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой. Запишите в матрицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Задание 4. Установите соответствие между представителями животных и способом добывания пищи.

Задание 5. Определите последовательность листопада у растений.

1) Изменение окраски листьев

2) Накопление продуктов обмена веществ

3) Опадание листьев

4) Формирование отделительного слоя

Ответ: 2, 1, 4, 3

Тема: «Значение листа в жизни растения»

Цели и задачи: сформировать понятия о функциях листа; объяснить роль листопада в жизни растений; охарактеризовать разнообразие и видоизменения листьев; закрепить знания о строении растения; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, таблицы: «Разнообразие внутреннего строения листьев», «Внутреннее строение листа», «Простые и сложные листья», «Видоизменения листьев», видеоролики к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2. Опрос домашнего задания (по вопросам §10-17)

3. Мотивация.

  • В результате какого процесса растения выделяют в окружающую среду углекислый газ? (ответы учащихся).
  • По какой растительной примете мы определяем, что пришла осень? (ответы учащихся) – просмотр видеоролика со стихотворением И.Бунина «Листопад»
  • Какова роль устьиц в листе? (ответы учащихся) – просмотр видеофрагмента об испарении листьев.

4. Изучение новой темы:

  • Функция листа в жизни растения.
  • Процесс газообмена в листьях.
  • Испарение воды листьями.
  • Листопад и его значение.
  • Запасание питательных веществ и воды.
  • Видоизменения листьев.

5. Закрепление. Обобщающая беседа по материалу §18 учебника. Запись основных понятий темы.

Лист – это важный орган растения, выполняющий в нем такие функции, как фотосинтез, испарение, газообмен, листопад. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ с использованием солнечного света, углекислого газа и воды. Испарение – это процесс, в результате которого вода с растворенными минеральными веществами поступает от корней, а внутри листа продвигается по клеткам и межклетникам к устьицам, через которые уходит в окружающую среду в виде пара. Листопад – это эволюционное приспособление, в результате которого растение избавляется от накопившихся продуктов жизнедеятельности. В процессе газообмена кислород используется растением для дыхания, а углекислый газ – для процесса фотосинтеза.

Видоизменение – это изменение в облике листа, вызванное выполнением новых функций. Различают следующие видоизменения: листовые усики, мясистые и чешуевидные листья, листовые колючки и иглы, ловчие листья насекомоядных растений, почечные чешуи, покрывающие почки и мясистые листья луковиц. С помощью усиков стелющиеся побеги растений, цепляясь за опору, поднимаются выше, к свету. Мясистые и чешуевидные листья служат вместилищем запасных питательных веществ и воды. Колючки и иглы защищают побеги от травоядных животных. Почечные чешуи и зачаточные листья луковиц защищают зачаточные побеги от неблагоприятных условий окружающей среды. Хищные растения с помощью листьев ловят насекомых, из тел которых получают необходимые растению органические вещества.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас-крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова-ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви-доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли-ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на-секомых.

Ход урока

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото-синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото-синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про-дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не-обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис-лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле-кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку-да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло-тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо-бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это-го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве-ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен-ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш-ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От-веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла-стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи-нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни-ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб-лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки , как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле-ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо-бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен-ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе-го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва-ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли-тературой, заполнить таблицу.

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю-щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни-тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций