ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Когда 1 была построена китайская стена. Кто построил Великую китайскую стену? Что нужно знать туристу

Наравне с египетскими пирамидами, Китайская стена считается одним из величайших архитектурных сооружений, из всех дошедших до наших дней. Ей принадлежит множество самых различных рекордов, побить которые вряд ли когда-нибудь удастся. Национальное достояние Китая и уцелевшее чудо света для остального человечества, стена на протяжении долгого времени притягивала к себе самые светлые умы мировой истории и археологии.

В отношении Китайской стены достоверно доказаны многочисленные теории, гипотезы, предположения, которые, поначалу, казались утопией. Но последние десятилетия ученым не дает покоя вопрос о том, кто на самом деле строил эту самую стену? Почему «авторство» по умолчанию закреплено за китайской нацией, когда ряд фактов говорят совершенно обратное?

Некоторые особенности стены помогут понять величие и масштабность этого сооружения. Официально считается (хотя не доказано фактически), что начало строительства приходится на III век до н. э. В работах была задействована 1/5 часть от тогдашнего населения Китая. Это более 1 миллиона человек.

Ее общая протяженность, с учетом всех ответвлений, составляет 21 196 километров. Это приблизительно половина длины экватора земного шара. Толщина стены около 5–8 метров, в зависимости от участка. Высота тоже не одинаковая - в районе 7–10 метров. Помимо этого:

  • общее количество людей, задействованных в строительстве, превышало 2 миллиона - примерно половину населения;
  • за время возведения от различных болезней, недоедания, дефицита воды и прочего умерло/погибло более 300 тыс. человек;
  • поначалу это была вовсе не стена, а разрозненные конструкции, которые намного позже были соединены между собой;
  • стена является объектом мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Мифы и заблуждения

Естественно, на протяжении всей своей истории такое грандиозное во всех смыслах сооружение не могло не быть объектом постоянных бредовых гипотез, домыслов, и даже откровенной неправды. Чего стоит только та знаменитая газетная утка, запущенная американскими журналистами 25 июня 1899 года, согласно которой правительство Китая решило снести стену в целях улучшения показателей торговли с другими странами. Якобы стена очень сильно мешала, поэтому на ее месте решили построить дорогу.

Эта дезинформация была моментально подхвачена большим количеством американских газет («утка» была запущена из Денвера), а затем новость распространялась и европейскими газетчиками. В те времена информация передавалась во много раз медленнее, чем сегодня, поэтому фальсификация блуждала по миру достаточно долго. К самым известным заблуждениям также относятся:

  • видимость стены невооруженным глазом с поверхности Луны - по примерным подсчетам это равносильно тому, что человек смог бы разглядеть волос с расстояния 3-х километров;
  • видимость стены невооруженным глазом с орбиты Земли - несмотря на показания многочисленных астронавтов, якобы видевших стену из космоса, доподлинно это никем и ничем не доказано;
  • поголовная мобилизация на строительство вызвала народные волнения, что является причиной падения одной из самых могущественных китайских династий Цинь - на самом деле участие в работах было принудительным, и любое недовольство жестоко наказывалось.

Но, пожалуй, самая интересная гипотеза, которая пока никем не доказана (как и не опровергнута), ставящая единоличные права китайцев на Великую стену под знак вопроса. Приводятся доказательства, что ее строили вовсе не китайцы, как принято думать. И, надо сказать, часть из этих доказательств выглядит вполне правдоподобно и исчерпывающе.

Суть гипотезы, ставящей под сомнение права китайцев на стену

Изначальная версия, являющаяся официальной по сегодняшний день, - стена была возведена китайцами в виде оборонительного сооружения, препятствующего постоянным набегам кочевников из соседних стран. Все совпадает: стена проходила по всему периметру древнего Китая, который, будучи важным торговым центром, страдал от нападений разномастных групп. Но один факт не дает ученым покоя: первоначальная конструкция стены делала удобным именно нападение на территорию Китая, а не предполагала усиление его обороны. Зачем китайцы возвели стену, с которой их врагам будет легче нападать? Ответа пока нет. Так называемые бойницы на одной части стены направлены внутрь территории Китая, а за ними простиралось другое государство. То есть, логично, что стена была построена другим народом (народами) для войны с Поднебесной.

Строители стены - альтернативная версия

Самая популярная версия - строительство стены было произведено народом, проживающим в древнем государстве Тартарии. Указывается даже на родственные связи этого народа со славянами. Кстати, многочисленные археологические открытия и находки вкупе с конструкцией (расположением) стены только подтверждают эту версию. Но пока у ученых не получается работать в этом направлении. Причины:

  • китайские власти во все времена препятствовали изучению стены;
  • из-за постоянных реставраций и естественного разрушения многие факты, представляющие историческую ценность, стали недоступны.

Китайская стена это удивительное строение сооружалось почти 2000 лет и длина ее составляет 4 тысячи километров! Не плохое такое долговременное строительство… Традиционно считается, что Великая Китайская Стена начала строиться в III веке до н.э. Для защиты от северных кочевников. По этому поводу Н.А.Морозов писал:

“Одна мысль о том, что знаменитая Китайская Стена, вышиною от 6 до 7 метров, и толщиною до трех, тянущаяся на ТРИ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, начата была постройкой еще в 246 году до начала нашей эры императором Ши-Хоангти и БЫЛА ОКОНЧЕНА ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 1866 ЛЕТ, К 1620 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ, до того нелепа, что может доставить лишь досаду серьезному историку-мыслителю.

Ведь всякая большая постройка имеет заранее намеченную практическую цель… Кому пришла бы в голову мысль начинать огромную постройку, которая может быть окончена только через 2000 лет, а до тех пор будет лишь бесполезным бременем для населения…

Нам скажут, - Стену ЧИНИЛИ две тысячи лет. Сомнительно. Чинить имеет смысл лишь не очень давнюю постройку, иначе она безнадежно устареет и просто развалится. Что мы и наблюдаем, кстати, в Европе.

Старые оборонительные стены разбирали и на их месте строили новые, более мощные. Например, многие военные укрепления на Руси были перестроены в XVI веке.

А ведь нам говорят, что Китайская Стена как была построена, так и стояла ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Не говорят же, что “современная стена построена недавно на месте древней”.

Нет, говорят что мы видим именно ту стену, которую возвели две тысячи лет тому назад. По нашему мнению это чрезвычайно странно, если не сказать больше.

Когда и против кого построили стену? Точно ответить мы не можем. Для этого нужно дополнительное исследование. Однако выскажемследующую мысль.

Великая Китайская Стена строилась прежде всего как сооружение, обозначающее ГРАНИЦУ между двумя странами: Китаем и Россией.

Сомнительно, что она строилась как военно-оборонительное сооружение. И вряд ли когда-либо использовалась в этом качестве. Оборонять 4000-километровую стену от нападения противника БЕССМЫСЛЕННО.

Л.Н.Гумилев совершенно справедливо писал: “Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота ее достигала 10 метров, и через каждые 60-100 метров высились сторожевые башни.

Но, когда работы были закончены, оказалось, что всех вооруженных сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене

В самом деле, если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь.

Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет вглубь страны. КРЕПОСТЬ БЕЗ ЗАЩИТНИКОВ НЕ КРЕПОСТЬ

В чем отличие нашей точки зрения от традиционной? Нам говорят, что Стена отделяла Китай от кочевников с целью обезопасить страну от их набегов. Но как правильно подметил Гумилев, такое объяснение не выдерживает критики.

Если бы кочевники захотели перейти Стену, они с легкостью сделали бы это. И не один раз. И в любом месте. Мы же предлагаем совсем иное объяснение.

Мы считаем, что Стена была построена прежде всего для ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ. И построена она была тогда, когда достигли договоренности об этой границе. Видимо для того, чтобы исключить пограничные споры в будущем.

А такие споры, вероятно, были. Сегодня договорившиеся стороны проводят границу НА КАРТЕ (то есть на бумаге). И считают, что этого достаточно.

А в случае России и Китая китайцы, по-видимому, придавали договору такое значение, что решили увековечить его не только на бумаге, но и “на местности”, проведя Стену по договоренной границе.

Это было надежнее и, как думали китайцы, надолго исключит пограничные споры. В пользу такого нашего предположения говорит и сама длина Стены. Четыре, или одна-две тысячи километров - нормально для границы между двумя государствами. Но для чисто военного сооружения - бессмысленно. Но ведь политическая граница

Китая за его ЯКОБЫ более чем двухтысячелетнюю историю многократно менялась. Так нам говорят сами историки. Китай объединялся, затем разваливался на отдельные области, терял и приобретал какие-то земли и т.д.

С одной стороны это вроде бы затрудняет проверку нашей реконструкции. Но с другой, напротив, нам предоставляется возможность не только проверить ее, но и ДАТИРОВАТЬ постройку Стены.

Если нам удастся найти политико-географическую карту, на которой ГРАНИЦА КИТАЯ ПРОЙДЕТ В ТОЧНОСТИ ВДОЛЬ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ, это будет означать, что ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ СТЕНУ И ПОСТРОИЛИ.

Сегодня Китайская Стена находится ВНУТРИ Китая. Было ли такое время, когда она обозначала ГРАНИЦУ СТРАНЫ? И когда это происходило? Ясно, что если ее строили как ПОГРАНИЧНУЮ СТЕНУ, то в то время ОНА ДОЛЖНА БЫЛА ИДТИ В ТОЧНОСТИ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ.

Это позволит нам датировать постройку Стены. Попробуем найти ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ, на которой Китайская Стена проходит ТОЧНО ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ. Важно, что ТАКИЕ КАРТЫ ЕСТЬ. И их много. Это - карты XVII-XVIII веков.

Берем карту Азии XVIII века, изготовленную Королевской Академией в Амстердаме: . Эта карта взята нами из редкого атласа XVIII века.

На этой карте мы находим два государства: Тартария - Tartarie и Китай - Chine. Северная граница Китая идет примерно вдоль 40-й параллели. В ТОЧНОСТИ ПО ЭТОЙ ГРАНИЦЕ ИДЕТ КИТАЙСКАЯ СТЕНА.

Более того, на карте эта Стена ОБОЗНАЧЕНА как жирная линия с надписью Muraille de la Chine, то есть “высокая стена Китая” в переводе с французского.

Ту же Китайскую Стену, и с такой же надписью на ней, мы видим и на другой карте 1754 года - Carte de l’Asie, взятой нами из редкого атласа XVIII века. Здесь Китайская Стена тоже идет примерно по границе между Китаем и Великой Татарией, то есть Монголо-Татарией = Россией.

То же самое мы видим и на другой карте Азии XVII века, в известном атласе Блау. Китайская Стена идет в точности по границе Китая, и только небольшой западный участок Стены оказывается внутри Китая.

В пользу нашей идеи говорит и то обстоятельство, что картографы XVIII века ВООБЩЕ ПОМЕСТИЛИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТУ МИРА КИТАЙСКУЮ СТЕНУ.

Следовательно, эта Стена ИМЕЛА СМЫСЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ. Ведь не изобразили же картографы на этой карте другие “чудеса света”, например, египетские пирамиды.

А Китайскую Стену - нарисовали. Эта же Стена изображена на цветной карте Цинской Империи второй половины XVII-XVIII веков в академической 10-томной Всемирной Истории

На этой карте Великая Стена изображена подробно, со всеми ее мелкими изгибами на местности. Почти на всем своем протяжении она идет ТОЧНО ПО ГРАНИЦЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ, за исключением небольшого самого западного участка Стены длиной не более 200 километров. По-видимому,

КИТАЙСКАЯ ВЕЛИКАЯ СТЕНА БЫЛА ПОСТРОЕНА В XVI-XVII ВЕКАХ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ = “МОНГОЛО-ТАТАРИЕЙ”.

Невозможно допустить, что “древние” китайцы обладали настолько поразительным даром предвидения, что точно предсказали - как именно будет проходить граница между Китаем и Россией в XVII-XVIII веках НОВОЙ ЭРЫ, то есть через две тысячи лет.

Нам могут возразить: напротив, границу между Россией и Китаем в XVII веке провели по древней Стене. Однако в таком случае Стена должна была бы быть упомянута в письменном русско-китайском договоре. Мы не нашли таких упоминаний.

Когда же была построена Стена = Граница между Россией = “Монголо-Татарией” и Китаем? Судя по всему, именно в XVII веке. Недаром считается, что ее строительство “завершилось” лишь в 1620 году. А может быть, даже и позже. См. об этом ниже.

В связи с этим сразу вспоминается, что ИМЕННО в это время между Россией и Китаем происходили ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙНЫ Вероятно, лишь в конце XVII века договорились о границе. И тогда же построили стену, чтобы ЗАФИКСИРОВАТЬ ДОГОВОР.

Была ли эта Стена ранее XVII века? По-видимому, нет. Скалигеровская история говорит нам, что Китай был завоеван “МОНГОЛАМИ” в XIII веке н. э. Точнее, в 1279 году. И вошел в состав огромной “Монгольской” = Великой Империи.

Согласно новой хронологии, правильная датировка этого завоевания - конец XIV века, то есть на сто лет позже. В скалигеровской истории Китая это событие отмечено в XIV веке как приход к власти династии МИНГ в 1368 году, то есть ТЕХ ЖЕ МОНГОЛОВ.

Как мы теперь понимаем, в XIV-XVI веках РУСЬ И КИТАЙ ЕЩЕ СОСТАВЛЯЛИ ОДНУ ИМПЕРИЮ. А потому не было никакой потребности возводить Стену = Границу.

Скорее всего, такая потребность возникла после смуты на Руси, поражения Русской Ордынской династии и захвата власти Романовыми. Как известно, Романовы резко сменили политический курс России, пытаясь подчинить страну западному влиянию.

Такая прозападная ориентация новой династии привела к распаду Империи. Отделилась Турция, и с ней начались тяжелые войны. Отделился и Китай. И, фактически был утрачен контроль над значительной частью Америки. Отношения Китая с Романовыми стали напряженными, начались пограничные конфликты. Потребовалось возвести Стену, что и было сделано.

По-видимому, можно даже более точно указать время постройки Великой Китайской Стены. Как мы уже говорили, Стена была по-видимому возведена как граница между Китаем и Россией во время пограничных споров XVII века. ВООРУЖЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ разгорелись с середины XVII века. Войны шли с переменным успехом Описания этих войн сохранились в записках Хабарова.

Договор, ЗАФИКСИРОВАВШИЙ СЕВЕРНУЮ ГРАНИЦУ КИТАЯ С РОССИЕЙ, был заключен в 1689 году в Нерчинске. Может быть, были и более ранние попытки заключить русско-китайский договор.

Следует ожидать, что Китайская Стена была построена между 1650 и 1689 годами. Это ожидание оправдывается. Известно, что император = Богдыхан Канси “начал осуществление своего плана ВЫТЕСНЕНИЯ РУССКИХ С АМУРА.

ПОСТРОИВ В МАНЖУРИИ ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ Богдыхан в 1684 году направил на Амур манжурскую армию” Какую такую ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ построил Богдыхан к 1684 году? Скорее всего, он построил Великую Китайскую Стену. То есть, ЦЕПЬ УКРЕПЛЕННЫХ БАШЕН, СОЕДИНЕННЫХ СТЕНОЙ

Самым узнаваемым символом Китая, как и его долгой и яркой истории, стала . Это монументальное сооружение состоит из многочисленных стен и укреплений, многие из которых идут параллельно друг другу. Изначально задумана для защиты от набегов кочевников императором Цинь Шихуанди (около 259-210 до н.э.). Великая Китайская стена (Китай) стала одной из самых грандиозных строек в истории человечества.

Великая Китайская стена: интересные факты

ВКС — самая длинная стена в мире и крупнейшая постройка древности.
Потрясающие пейзажи: от пляжей Циньхуандао до скалистых гор вокруг Пекина.

Состоит из множества секций-участков:

Бадалин
- Хуанг Хуанченг
- Цзюйюнгуань
- Джи Йонгуан
- Шаньхайгуань
- Янгуан
- Губейку
- Джианку
- Джин Шан Линг
- Мутяньюй
- Сыматай
- Янменгуан


Длина Великой Китайской стены

Вопреки общепринятому мнению, стену не видно из космоса без хорошего приближения.
Уже во времена династии Цинь (221-207 до н.э.) для строительства использовали клейкое тесто из риса в качестве своеобразного материала для скрепления каменных блоков.
Рабочей силой на стройке были военнослужащие, крестьяне, осужденные и пленники, естественно не по своей воле.
Хотя официально 8851 км, длина всех ответвлений и участков, построенных за тысячи лет, оценивается в 21 197 км. Окружность экватора 40 075 км.


Существует популярная легенда о Менг Джинг Ню, чей муж умер на стройке. Ее плач был таким горьким, что Великая Китайская стена рухнула, обнажив кости мужа, и жена смогла его похоронить.
На участке Губейку до сих пор остались следы от пуль, здесь в прошлом был жестокий бой.
Во время Культурной революции (1966-1976 гг.), множество камней со стены украли для постройки домов, ферм и резервуаров.

Северо-западные участки стены (например, в провинциях Ганьсу и Нинся) скорее всего исчезнут в течение 20 лет. Причиной этому как природные условия, так и деятельность человека.
Самую известную часть Великой стены - Бадалин, посетило более 300 глав государств и высокопоставленных лиц со всего мира, первым стал советский политик Клим Ворошилов в 1957 году.

Великая Китайская стена (Китай): история создания

Значимость: самое длинное укрепление, когда-либо построенное человеком.
Цели постройки: защита Китайской империи от монгольских и маньчжурских захватчиков.
Значимость для туризма: самая большая и в то же время наиболее популярная достопримечательность КНР.
Провинции, в которых проходит Великая Китайская стена: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Шэньси, Нинся, Ганьсу.
Начало и конец: От Шаньхайгуаньского прохода (39.96N, 119.80E) до пояса Цзяюй (39.85N, 97.54E). Расстояние напрямую - 1900 км.
Ближайший участок к Пекину: Цзюйюнгуань (55 км)


Самый посещаемый участок: Бадалин (63 млн. посетителей за 2001 год)
Ландшафт: в основном горы и возвышенности. Великая Китайская стена, Китай простирается от Бохайского побережья, что в Циньхуандао, вокруг северной части Китайской равнины, через Лёссовое плато. Далее она идет вдоль пустынной провинции Ганьсу, между Тибетским плато и лессовыми холмами Внутренней Монголии.

Высота над уровнем моря: от уровня моря до более чем 500 метров.
Наиболее подходящее время года для посещения Великой Китайской стены: участки, что возле Пекина лучше посещать весной или осенью. Цзяюйгуань - с мая по октябрь. Шаньхайгуаньский проход - летом и в начале осени.

Великая Китайская стена — самое большое кладбище. На ее строительстве жизнь потеряли более миллиона человек.

Как строили Великую Китайскую Стену
Всем интересно, как строили Великую Китайскую Стену сооружения. Вот вся история хронологически.
7-й век до нашей эры: феодальные военачальники начали строительство Великой Китайской стены.
Династия Цинь (221-206 до н.э.): уже построенные участки стены соединили вместе (наряду с объединением Китая).
206 до н.э. - 1368 н.э.: восстановление и расширение стены с целью предотвратить разграбление земель кочевниками.


Династия Мин (1368-1644): Великая Китайская стена достигла своего наибольшего размера.
Династия Цин (1644-1911): Великая Китайская стена и прилегающие земли перешли к маньчжурским захватчикам в союзе с генералом-предателем. Обслуживания стены прекратились более чем на 300 лет.
Конец 20-го века: различные секции Великой Китайской стены стали памятниками архитектуры.

Великая Китайская стена на карте мира :

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Европейская архитектура

Однако исследователи, которым удалось побывать внутри Китайской стены, утверждают, что те небольшие груды камней, собственно, остатки подлинной кладки, ну никак не могли защитить ни от каких набегов.

А та стена, которую мы привыкли видеть на фотографиях, могучая, с башнями и с бойницами, с дорогой по гребню, на которой могут разъехаться две повозки, та стена была построена гораздо позже, когда диким северным кочевым племенам было уже не до китайцев и не до набегов. И сама стена, если посмотреть на нее объективно, удивительно напоминает европейские оборонительные постройки, созданные после XV века, и предназначенные для защиты от пушек и других серьезных осадных орудий, которых у кочевников быть просто не могло.

Кстати, о бойницах. Многие обращают внимание на то, что часть бойниц в Великой китайской стене обращена не на север, а… на юг – против самих же китайцев! Что это? Ошибка при современной реконструкции? Но и в сохранившихся древних участках стены бойницы тоже направлены на юг. Так, может быть, Великую китайскую стену построили не китайцы, а, наоборот, северные жители, чтобы обороняться от самих жителей Поднебесной?

Есть предположение, что Китайская стена была возведена между Китаем и Россией в тот период, когда эти две страны договорились между собой об общей границе. Есть карты, на которых Китайская стена как раз и служит разделительной полосой между Китаем и Российской империей. Например, на карте Азии XVIII века, изготовленной Королевской Академией в Амстердаме, обозначена Тартария с севера, а с юга – Китай. Граница между ними проходит примерно вдоль 40-й параллели, то есть точно по стене. И обозначена эта граница по-французски – Muraille de la Chine, то есть не «Китайская стена», а «Стена Китая». Другими словами, стена, отгораживающая некую территорию от Китая.

Такой страны не было

Интересно также отследить историю постройки Китайской стены. Согласно источникам, хранящимся в Поднебесной основную часть стены построили в период с 445 года до н. э. по 222 год. до н. э, то есть тогда, когда никаких монголо-татарских кочевников еще и в помине не было и обороняться было не от кого.

Более того, обороняться было и некому, так как не существовало еще и самого Китая как единой страны. Имелось восемь небольших государств, каждому из которых было не под силу (да и незачем) заниматься таким титаническим трудом. Объединение их всех в одно китайское государство под правлением династии Цинь началось лишь в 221 году до н. э., то есть через год после того, как была уже закончена основная часть стены. Получается, первую часть стены строили вовсе не китайцы.

Если рассматривать историю возведения Китайской стены далее (а строилась она с большими перерывами, в разных местах и вплоть до середины XVII века), по китайским же историческим источникам, то выяснится, что и остальные части этого сооружения были построены вовсе не самими китайцами и совсем не для обороны от северных племен. А кто же тогда возвел Великую китайскую стену? Этот вопрос пока остается загадкой.