ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Освобождение от захватов. Техника и методика спасения тонущего на воде Оказание помощи потерявшему сознание человеку

Все приемы выполняются в парах: сначала имитируются на су­ше, затем воспроизводятся в воде.

1. Освобождение от захвата одной рукой за волосы (без погру­

2. Освобождение от захвата одной или двумя руками за запястье

3. Освобождение от захвата спереди двумя руками за оба запя­
стья (без погружения и с погружением в воду).

4. Освобождение от захвата сзади двумя руками за оба запястья
(без погружения и с погружением в воду).

5. Освобождение от захвата спереди пальцами за шею (без по­
гружения и с погружением в воду).

6. Освобождение от захвата сзади пальцами за шею (без погру­
жения и с погружением в воду).

7. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за шею
(без погружения и с погружением в воду).

8. Освобождение от захвата спереди за туловище под руками
(без погружения и с погружением в воду).

9. Освобождение от захвата сзади за туловище под руками (без
погружения и с погружением в воду).

10. Освобождение от захвата спереди или сзади за туловище и
руки (без погружения и с погружением в воду).

11. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за ноги
(без погружения и с погружением в воду).


10.2.5. Приемы транспортировки
тонущего

Все приемы сначала имитируются на суше, затем воспроизво­дятся в воде. Приемы 1-3, 6-11 выполняются в парах; приемы 4, 5, 12, 13 - в тройках.

1. Транспортировка уставшего пловца, который в положении
на груди держится сбоку одной рукой за ближайшее плечо спа­
сателя.

2. То же, но уставший пловец держится сзади обеими руками за
плечи спасателя.

3. То же, но уставший пловец держится спереди обеими руками
за плечи спасателя в положении на спине.

4. То же, но уставший пловец находится между двумя спасателя­
ми и опирается на их плечи.

5. То же, но уставший пловец держится за плечи впереди плывуще­
го спасателя, положив стопы на плечи спасателя, плывущего сзади.

6. Транспортировка тонущего с использованием плавания на
спине, удерживая его прямыми руками за подбородок.

7. То же, удерживая его прямыми руками за подмышечные впа­
дины.

8. Транспортировка тонущего с использованием плавания на
боку, удерживая его одной рукой за подбородок.

9. То же, удерживая его одной рукой за плечо разноименной руки.

10. То же, удерживая его прямой рукой за предплечье.

11. То же, удерживая его одной рукой жестким захватом: рука
спасателя проходит сверху под одноименной рукой тонущего и за­
хватывает предплечье или плечо разноименной руки.

12. Транспортировка тонущего двумя спасателями. Спасатели
плывут рядом способом на боку, лицом друг к другу. Они держат
тонущего, просунув свои «верхние» руки ему под мышки и соеди­
нив кисти под его спиной.



13. То же, но спасатели держат тонущего одной или обеими ру­
ками за плечи.

10.2.6. Игры с элементами прикладного
плавания

/. «С донесением вплавь»

Задана игры: освоение навыков прикладного плавания. Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой резиновую шапочку или другой


предмет, который нельзя намочить. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не намочивший «донесение» и приплывший первым.

Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20-25 м. Предварительно участников знакомят с техникой при­кладного плавания способом на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания при помощи движений ногами и гребковых движений одной рукой.

2. «Найди трассу»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и ориенти­рования под водой.

Описание игры. По команде ведущего двое участников выполня­ют старт и плывут под водой 15-20 м. Они легко могут найти «трассу», открыв глаза в воде и ориентируясь по ярким предметам, брошенным на дно.

Методические указания. Игра проводится в бассейне или водо­еме с прозрачной водой и ровным дном.

3. «Переправа»

Задача игры: воспитание умения пользоваться поддерживаю­щими плавсредствами.

Описание игры. Вариант 1. Двое играющих входят в воду и бе­рутся руками за автомобильную камеру, плавательную доску, брев­но или любое другое поддерживающее средство. По команде веду­щего они плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплыв­ший первым.

Вариант 2. Два участника игры садятся на автомобильную ка­меру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются в плавании на заданную дистанцию.

Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо
умеющие плавать. iw^"V -v^r .■ . jiY,nt\v.-.

4. «Достань «пострадавшего»

Задачи игры: воспитание навыков ныряния и спасения тонущих.

Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают поло­тенце или майку с грузом («пострадавшим»). Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.

Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному. Все играющие должны уметь хорошо плавать.

5. «Доставь «пострадавшего» на берег»

Задача игры: воспитание навыков оказания помощи на воде.

Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются по парам одинаковой подготовленности (имеющим одинаковые пол, возраст, а по возможности - также рост и вес) - «спасатели» и «по-


страдавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают дистан­цию 20-25 м. «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», по­ложив одну или обе руки ему на плечи, - в положении на груди, помогая «спасателю» легкими поддерживающими движениями ногами. Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.

Вариант 2. «Пострадавший лежит на спине, а «спасатель», за­хватив его за руки или за подбородок, плывет на боку или на спи­не при помощи движений ногами брассом.

Методические указания. В игре не участвуют слабо плавающие и дети младшего возраста.

6. Эстафета с препятствиями

Задачи игры: совершенствование прикладных навыков плава­ния, ныряния, ориентирования в воде.

Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует по­сле того, как его коснется рукой проплывший дистанцию.

На дистанции установлены различные препятствия: лодка, на­дувной матрац, бревно, автомобильная камера и др. Их преодоле­вают в соответствии с условиями игры: подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побежда­ет команда, участники которой преодолевают дистанцию первы­ми.

Методические указания. Если игра проводится в естественном водоеме, то состояние дна обязательно проверяется до начала иг­ры. Любые нарушения правил игры должны немедленно пресе­каться и учитываться при определении команды-победительницы.

7. Эстафета с переодеванием..«<>>.*> -"■■.. .;.-■
Задача игры: совершенствование навыка плавания в одежде.
Описание игры. Играющие делятся на две равные по силам

команды. Они стартуют в рубашках, куртках или другой одежде, которую снимают после проплывания дистанции и передают плы­вущему на очередном этапе.

Методические указания. Участникам команд разрешается ока­зывать помощь друг другу при снятии мокрой одежды.

8. «Десантники» "
Задача игры: совершенствование «прыжка спасателя» в незна­
комом месте.

Описание игры. По команде ведущего «Самолет над целью!» все участники игры - «десантники» - встают на край бортика и гото-


вятся к прыжку. Они прыгают в воду по команде: «Первый - по­шел!», «Второй - пошел!» и т. д.

Методические указания. При выполнении прыжка играющие разводят руки в стороны и сгибают ноги в коленях.

9. «Минное поле»:w» .ui>". чл

Задача игры: совершенствование навыка ныряния.

Описание игры. На воде (на расстоянии 2 м от участников) рас­
полагаются плавающие предметы (доски, мячи и т.п.) - это «мин­
ное поле». Участники игры преодолевают «минное поле» под во­
дой. За каждое касание «мины» команда получает штрафные очки.
Выигрывает команда, получившая наименьшее количество
штрафных очков. . к. . ■"...!« -.»«<.-»■■ - ■-■■■ те^^^л ■

Контрольные вопросы и задания м■■> ■■

1. Расскажите о технике плавания способом брасс на спине.

2. Расскажите о технике плавания способом на боку.

3. Расскажите о технике плавания и ныряния в комплекте № 1.

4. Какими факторами определяется эффективность ныряния?

5. Какие способы ныряния используются при плохой видимости под
водой?

6. Какие способы ныряния используются при хорошей видимости
под водой? ■

7. Расскажите о способах погружения в воду.

8. Расскажите о действиях спасателя при захватах тонущего.

9. Расскажите о способах транспортировки уставшего пловца.

10. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­
нием плавания на спине.

11. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­
нием плавания на боку.

12 Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ся при обучении технике движений ногами в способе брасс на спине?

13. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
в способе брасс на спине?

14. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении общему согласованию движений в способе брасс на
спине?

15. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении технике движений ногами в способе на боку?


16. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием
в способе на боку?

17. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении общему согласованию движений в способе на боку?

18. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении увеличению задержки дыхания и проходимости ев­
стахиевых труб?

19. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении погружению в воду?

20. Какие упражнения и в какой последовательности применя­
ются при обучении технике ныряния при плохой видимости под во­
дой?

21. Какие упражнения и в какой последовательности применя­
ются при обучении технике ныряния при хорошей видимости под
водой?

22. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении способам освобождения от захватов тонущего и
транспортировки в воде?

23. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении плаванию в экстремальных условиях?
:■« <■ 1 <<У

24. Какие игры можно использовать для совершенствования навы­
ков прикладного плавания?

/. Плавание и легководолазная подготовка /Под общ. ред. А.М. Ти­хонова. - Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физиче­ской культуры, 1983.

2. Семенов Ю. А. Обучение прикладному плаванию. - М.: Высшая
школа, 1990.

3. Человек и вода: Справочник / Сост. И.Я. Модекин. - Мн.: По­
лымя, 1984.) ■■
.nv.-.- окд!*" . .,4i"."«. < ■ ■ \- ■■"...

........... ,1у) ■■А;... , м 1 .;!"."■ r;""V ■ ■ "-л" "> " -»/Л-"-" " "■■" " р>!■■ 1»

1л." 1 " . "f ■ - " " ,! ■>,! "■"..■ " "■ "■" , " i > 1V J " ■< V -. - 1 ". "■.." >(ч ".ч- ■ -

■>b»:"."- " ..■■ . ..-". -■"."■i" 1


При оказании помощи потерпевшему надо помнить, что в критических ситуациях тонущие ведут себя по-разному: кто борется за жизнь, контролируя свои действия, при приближении помощи доверяют спасателю; кто потерял самообладание, охвачен страхом, стараются ухватиться за спасателя.

Захваты могут быть самыми неожиданными. За одну руку, за две руки, за шею, туловище, спереди и сзади. Освобождение от захватов требует дополнительных усилий. Поэтому даже хорошо владеющим способами освобождения от захватов пловцам при оказании помощи пострадавшим необходимо применять их только в самых критических ситуациях (рис. 36-46).

Рис. 36. Освобождение при захвате за обе руки спереди



Рис. 37. Освобождение при захвате за одну руку спереди



Рис. 38. Освобождение при захвате за обе руки сзади



Рис. 39. Освобождение при захвате за одно предплечье



Рис. 40. Освобождение от захвата спереди под рукой



Рис. 41. Освобождение от захвата спереди поверх рук



Рис. 42. Освобождение от захвата сзади поверх рук



Рис. 43. Освобождение при захвате сзади под руками



Рис. 44. Освобождение от захвата сзади туловища и рук



Рис. 45. Освобождение от захвата за плечи сзади



Рис. 46. Освобождение от захвата за шею сзади обеими руками

К наиболее опасным относятся захваты за руки, захваты за шею сзади, захваты за туловище спереди. Из некоторых захватов можно вообще не освободиться.

Если тонущий захватил руки спасателя за запястья, то освободиться можно за счет рывка руками внутрь, в сторону больших пальцев потерпевшего или упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнувшись от него.

При обхвате руками за шею сзади следует захватить верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять потерпевшего и пронести ее через свою (спасателя) голову, одновременно опускаясь в глубину.

При обхвате руками за шею спереди необходимо захватить локти тонущего, послав их вверх и быстро опуститься под воду.

При захвате туловища вместе с руками сзади или спереди необходимо резко разведя свои руки в стороны, опуститься в глубину.

Если пострадавший захватил спереди только туловище (под руками) спасателя, нужно упереться руками в подбородок и оттолкнуться руками и ногами от тонущего.

Независимо от захватов и способов освобождения спасателю нельзя терять из виду пострадавшего.

При освобождении от захватов надо помнить следующее:

1) освобождаясь от захвата, необходимо выполнить глубокий вдох и уходить вниз, а пострадавшего подталкивать вверх (когда пловец уходит под воду, пострадавший как правило выпускает спасателя и освобождает спасателя от захвата);

2) заканчивая освобождение от захвата, следует повернуть потерпевшего спиной к себе, всплыть на поверхность и применить один из способов транспортировки.

Захваты за шею, руки и туловище являются наиболее распространенными. Во всех случаях рекомендуется применять простые и эффективные приемы, приведенные в табл. 3.

Таблица 3 Основные приемы освобождения от захватов тонущего




Перечисленные захваты и приемы освобождения от них не являются исчерпывающими. В практике спасения встречается много других вариантов, которые требуют от спасателя хладнокровия, уверенности в себе, решительности, умения быстро ориентироваться и применять действенные приемы.

После освобождения от захватов тонущего необходимо доставить его до места, где возможно оказать первую помощь. Для этого существуют специальные приемы транспортировки пострадавшего.

Поскольку транспортировка тонущего, мешающего спасателю, очень сложна и требует хорошей физической и плавательной подготовки, таких тонущих надо постараться успокоить, поддержать у поверхности и только потом транспортировать.

Транспортировка возможна следующими способами:

1) положить тонущего на спину, захватить его край нижней челюсти кистями рук и плыть на спине, выполняя движения одним из способов плавания;

2) положить тонущего на спину, лечь на бок, пропустить свою «верхнюю» руку снизу под ближнюю к спасателю руку пострадавшего и, поддерживая голову за подбородок, плыть на боку, выполняя движения ногами и «нижней» рукой;

3) положить пострадавшего на спину, лечь на бок, и пропустить свою «верхнюю» руку между ближней рукой и спиной тонущего, захватить за предплечье или локоть другую его руку, отведенную назад за спину, и плыть на боку, выполняя движения ногами и свободной рукой (этот способ транспортировки называется «морским захватом» и чаще применяется в случае, если утопающий оказывает сопротивление).

Основные приемы освобождения от захватов тонущего.

При освобождении от захватов тонущего надо соблюдать следующие правила:

1 . Если тонущий захватил спасателя так, что это не мешает ему транспортировать пострадавшего, освобождаться от таких захватов не следует; при любом захвате, мешающем спасателю, следует быстро уходить под воду в глубину , тонущий отпустит спасателя, т. к. будет стремиться остаться на поверхности воды; при освобождении от захватов не следует терять утопающего из вида, а после освобождения повернуть его к себе спиной; если от захватов освободиться не удается, надо использовать болевые приемы (резкое отведение нижней челюсти вверх, больших пальцев наружу и т. д.).

2 . При захватах за обе руки спереди следует сделать резкое движение рук в сторону больших пальцев тонущего. Если утопающий сделал захват двумя руками за одну руку спасателя, то последний берется свободной рукой за свою захваченную и резким движением вниз освобождается от захвата.

3 . При захвате за шею спереди надо взяться двумя кистями за локти тонущего и, отталкивая их кверху, резко погрузиться вниз. От захвата за шею сзади можно освободиться, если большие пальцы рук отводить в стороны. При обхвате за шею сзади следует верхнюю руку тонущего взять одной рукой за кисть, а другой за локоть снизу. Поднимая затем локоть кверху, спасатель быстро опускает свою голову и туловище вниз.

4 . При захвате за туловище сзади над руками надо резко поднять колени к груди и сделать кувырок назад. При таком же захвате под руками спасатель отводит большие пальцы тонущего в стороны, а сам опускается вниз. Если захват сделан спереди под руками, то спасатель кладет ладонь правой руки на подбородок тонущего, а кисть левой - на его талию. Резким движением руки отводит подбородок вверх-назад и разрывает захват. Освобождение от захвата спереди над руками производится так же, как при захвате спереди под руками, но для этого спасатель сначала делает резкое движение локтями в стороны и быстро вытаскивает одну руку вверх.

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ.

1. Если тонущий утомлен, но может держаться за спасателя, транспортировать его надо так: спасатель кладет обе прямые руки пострадавшего на свои плечевые суставы и плывет брассом на груди. Тонущий лежит на спине впереди или на груди сзади спасателя и держится руками за его плечи. Если пострадавший потерял сознание, то его надо положить на спину, взять одной рукой за волосы и транспортировать, выполняя движения ногами брасом или на боку и помогая свободной рукой.

2. В тех случаях, когда утопающий сильно ослаб, не может контролировать свои действия, но находится в сознании, надо применить один из следующих способов транспортирования (в этом способах нос и рот пострадавшего должны постоянно находится над поверхности воды).

1. Спасатель, находясь за спиной тонущего , кистями рук захватывает его нижнюю челюсть, ложится на спину, выпрямляет руки и плывет, работая ногами, как при брассе. При транспортировании детей их следует брать под мышки.

Спасатель просовывает со стороны спины утопающего свою руку под мышку его одноименной руки и берет его за подбородок. Затем он ложится на правый (левый) бок и, работая правой (левой) рукой и ногами, транспортирует пострадавшего на спине.

2.В тех случаях, когда утопающий сильно возбужден и оказывает сопротивление, применяется « морской захват». Для этого со стороны груди тонущего спасатель просовывает руку под мышку его одноименной руки и кистью захватывает нижнюю часть предплечья или плечо его другой руки. Далее спасатель плывет на правом (левом) боку, работая руками и правой (левой) рукой, а пострадавший лежит на спине.

Оказание помощи потерявшему сознание человеку.

В том случае, когда извлеченный из воды потерпевший находится в сознании, его надо успокоить и согреть.

Необходимо:

1.Снять с него мокрую одежду, насухо вытереть и хорошо растереть тело, надеть сухое белье, укутать одеялом и обеспечить покой. Можно дать 20-25 капель настойки валерианы и ландыша, напоить крепким сладким чаем или кофе и ждать прибытия медицинской помощи.

2.Отпускать потерпевшего домой без сопровождающего категорически запрещается.

3.Если потерпевший извлечен из воды в бессознательном состоянии, то надо без промедления сообщить об этом в ближайшее медицинское учреждение и подготовить пострадавшего к искусственному дыханию:

1.Открыть ему рот, очистить его полость и нос от грязи и удалить воду из легких и желудка.

Утопающий обычно находится в полушоковом состоянии, испуган, объят страхом. Поэтому при виде спасателя он судорожно хватается за него, что грозит гибелью обоим. Чтобы освободиться от захватов тонущего, спасатель должен приложить большие усилия, а иногда применить силу. Чаще всего тонущий хватает спасателя за кисти рук, шею (спереди и сзади), туловище (через руки и под руки), за ноги. В таком случае следует применить один из следующих способов освобождения от захватов тонущего.

Освобождение от захвата за кисти рук (рис. 14). Спасатель прежде всего быстро определяет, как расположены большие пальцы тонущего. Затем сильным рывком в сторону больших пальцев разводит руки тонущего. Одновременно с этим, подтянув ноги к животу и упершись ими в грудь спасаемого, отталкивается от него. И, наконец, резким движением разворачивает тонущего спиной к себе и буксирует.

Рис. 14. Освобождение от захвата за кисти рук

Освобождение от захвата за шею спереди (рис. 15). Спасатель, упираясь ладонью в подбородок тонущего большим и указательным пальцами, старается закрыть ему нос, а другой рукой в это время обхватывает тонущего за поясницу. Затем нажимая пальцами на нос, сильно прижимает утопающего к себе и резко толкает его в подбородок, сгибая в пояснице. Освобождение можно усилить и ударом колена в низ живота тонущего, но этот прием применяется только в крайних случаях. Рис. 15.

Освобождение от захвата за шею сзади (рис. 16). Спасатель одной рукой захватывает тонущего за кисть противоположной руки, а второй поддерживает локоть. Затем резко приподнимая локоть вверх и выворачивая кисть вниз, выскальзывает из-под рук тонущего, но захваченной руки не отпускает, а продолжает разворачивать спасаемого спиной к себе и буксировать.


Рис. 16. Освобождение от захвата за шею сзади

Освобождение от захвата за туловище через руки . Спасатель сжав кисти рук в кулаки, наносит резкий удар большими пальцами в область ребер тонущего и приступает к буксировке.

Освобождение от захвата за туловище под руки . Спасатель освобождается от захвата тонущего тем же приемом, что и при захвате за шею сзади.

Освобождение от захвата за ноги (рис. 17). Спасатель одной рукой захватывает голову тонущего в области виска, а другой - подбородок (с противоположной стороны) и энергично поворачивает ее в сторону и набок до тех пор, пока не освободится. Затем, не отпуская головы спасаемого всплывает с ним на поверхность воды и к буксирует катеру, шлюпке или берегу.

Техника и методика спасения тонущего на воде. Оказание первой доврачебной помощи. Зачетный урок для учащихся 10 классов (открытый урок).

  1. Способы освобождения от захватов тонущего.
  2. Способы транспортировки пострадавшего в воде.
  3. Оказание первой доврачебной помощи.

На первый зов о помощи спасатель должен немедленно броситься в воду, подплыть к месту происшествия и установить причину крика. Если человек, заплывший далеко от берега, утомился или испугался глубины и,обуреваемый страхом, стал звать на помощь. Такого в первую очередь нужно постараться убедить в том, что такой опасности нет и, что сейчас же буде6т оказана помощь.

Уставший опирается одной рукой на плечо спасателя и они спокойно плывут к берегу, можно так же упираться обеими руками на плечи спасателя со стороны спины.

Используется и такая помощь: один спасатель плывет впереди, пострадавший опирается на его плечи, а стопы кладет на плечи второму спасателю, плывущему сзади. оба спасателя плывут брасом.

Если обнаружится, что тонет человек, надо быстро оценить обстановку и по берегу добраться как можно ближе к место происшествия. Может случиться, что тонущего уносит течением. Необходимо быстро по берегу забежать впереди тонущего и войти вводу так, что бы плыть ему на встречу под острым углом. За 3-5 метров до него нужно поднырнуть и подплыть к нему со стороны спины. Делается это для того, что бы избежать захватов со стороны тонущего. Случается, что под влиянием страха тонущий, теряя контроль над своими действиями, старается ухватится за спасателя руками.Наиболее распространенными являются захваты за руки, голову, шею, туловище и реже за ноги. Лучшее средство от захватов – резко погрузиться в воду вместе с тонущим. В этом случаи тонущий, как правило, отпустит спасателя, так как стремиться удержаться на поверхности воды. Всегда следует помнить важное условие: освободившись от захвата, необходимо взять пострадавшего за руку и повернуть к себе спиной, что бы исключить повторения захвата.

От захвата за руки освобождаются резким движением, одной или обеих рук в сторону больших пальцев рук тонущего. Если тонущий обхватил спасателя сзади за шею обеими руками, то нужно взьть его за большие пальцы и с силой развести их в стороны, удерживая пострадавшего за руку, повернуть его к себе спиной или подвернуть за спину. При аналогичном захвате спереди следует упереться одной или двумя руками в подбородок пострадавшего и с силой оттолкнуть его от себя. При этом можно помочь и ногами, упираясь ими в грудь пострадавшему. От захватов за туловище поверх рук спасатель должен резкими движениями развести руки в стороны в верх и погрузиться в воду. Освободившись от захвата или подняв утонувшего со дна, следует транспортировать его к берегу, используя наиболее удобный способ транспортировки.

  1. Продеть свою руку под руку и спину пострадавшего, взять его за другую руку и транспортировать на боку, выполняя движения ногами и свободной рукой.
  2. Транспортировка потерявшего сознание за волосы с помощью движения ногами и свободной рукой.
  3. Взять пострадавшего обеими руками за подбородок и плыть брасом на спине с помощью ног.

Во время транспортировки нужно следить за тем, что бы лицо пострадавшего находилось над водой и она не попадала ему в рот или нос. Можно менять способы транспортировки, однако важно не допустить опускание головы под воду. Доплыв до берега, спасатель осторожно выносит пострадавшего из воды и доставляет в медпункт. Если не медпункта, вызывают «скорую» . однако дожидаться врача не следует: нужно немедленно приступить к оказанию первой помощи. Пострадавшего раздевают, вытирают насухо и одевают в теплую одежду. При обморочном состоянии рекомендуется периодически давать нюхать нашатырный спирт. Если пострадавший не приходит в сознание, то применяют искусственное дыхание, сопровождая его не прямым массажем сердца. пришедшему в сознание дают горячий чай или кофе. Некоторое время он отдыхает в тепле. Вторая категория- это утонувшие и извлеченные из воды. Помощь таким оказывается из нескольких этапов. Первый этап подготовка и выполнение искусственного дыхания. Пострадавшего раздевают по пояс и освобождают полость рта, носа и верхних дыхательных путей от ила, песка и воды. Для удаления воды из верхних дыхательных путей пострадавшего поднимают за ноги и слегка потряхивают. В другом случае оказывающий помощь становится на колено, а на другое животом кладут пострадавшего так, чтобы его голова была ниже таза. Надавливая между лопатками и энергично поглаживая сверху вниз, удаляя воду. Все это нужно делать быстро, расчетливо без суеты.

Второй этап выполнения искусственного дыхания.

Способы искусственного дыхания разделяются на ручные и механические. Они применяются в зависимости от состояния пострадавшего. Пострадавшего кладут на спину и подкладывают под лопатки туго свернутый валик высотой до 20 сантиметров. Оказывающий помощь становиться на колени у изголовья пострадавшего, берет его руки за запястья и приступает к искусственному дыханию, которое всегда начинается с выдохов. Для этого кисти пострадавшего прижимают к нижним ребрам и надавливают на них под счет « раз- два». Вдох выполняется благодаря расширению грудной клетки резким движением рук вверх в стороны до пола, после чего следует пауза на два счета. Далее все повторяют в указанной последовательности. Темп не более 14-16 движений в минуту, что соответствует частоте дыхания здорового человека. Этот способ применяется, когда руки и грудная клетка пострадавшего не имеет повреждений. В следующем способе пострадавшего укладывают лицом вниз, положив одну из рук под голову. Язык не фиксируют. Оказывающий помощь становится на колени так, чтобы бедра пострадавшего были между его ногами, и плавным движением кистей, перенося на них вес своего тела, на три счета нажимают на нижние ребра. Это соответствует выдоху. Для вдоха оказывающий помощь на три счета прекращает надавливание, отклоняясь назад. Способ применяется в случае перелома рук пострадавшего.

Прямое дыхание «изо рта в рот»

Пострадавшего укладывают на спину, одной рукой удерживают его голову, которая запрокинута, а другой фиксируют подбородок так, чтобы его рот был полуоткрыт. Оказывающий помощь выполняет глубокий вдох, наклоняется над пострадавшим, сжимает его нос пальцами, плотно прижимает свои губы к его губам и делает равномерный, но энергичный выдох в его рот. Вдувание прекращается, когда грудная клетка потерпевшего достаточно расширится. Выход осуществляется самопроизвольно, однако лучше в этот момент надавливать на грудную клетку рукой. Во время выдоха можно выполнять непрямой массаж сердца. При оказании помощи детям надо помнить, что объем легких у них немного меньше чем у взрослых, поэтому количество вдуваемого воздуха должно быть меньше, в противном случаи можно вызвать повреждения или разрыв легочной ткани. Во время выполнения искусственного дыхания любым способом надо следить за температурой тела и работой сердца пострадавшего, согревая его растираниями, грелками и применяя непрямой массаж сердца это выполняет мед.сестра или один из помощников спасателя. Искусственное дыхание применяют до появления нормального дыхания. Прекращать его можно в случаи констатации врачом биологической смерти. Отпускать пострадавшего домой можно не ранее чем 3-4 часа и обязательно в сопровождении мед. Работника. Ослабевшего человека помещают в больницу, сообщив о случившимся его родственникам.