ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Крестовый свод в архитектуре. Определение сводов. Виды деревянных сводов. Определение кружально-сетчатого свода. Его конструкция и узлы

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД

В архитектурных школах древности внешняя поверхность перекрывающих здание цилиндрических сводов, выровненная по уклону при помощи обмазки, непосредственно несет на себе черепицы кровли; только в византийской архитектуре Равенны можно с трудом отыскать несколько примеров легких сводов, защищенных деревянной крышей. Последний прием - романское нововведение, вероятно, клюнийской школы - сделался общеупотребительным; следствием этого явились экономия материала и уменьшение распора; клюнийский цилиндрический свод - это по преимуществу легкий свод, покрытый крышей.

Очертания

До самого конца XI в. очертание сводов - полуциркульное; когда встречается необходимость увеличить стрелу подъема, довольствуются тем, что повышают уровень пят свода. Единственные известные нам примеры повышенной арки овальной формы находятся в Турню и, вероятно, навеяны каким-нибудь азиатским образцом.

Стрельчатый свод, который по ошибке в датировке церкви Сен-Фронт относили к X в., не встречается ни в одном здании, которое можно было бы с уверенностью датировать ранее XII в. В Иссуаре (рис. 98, В ), где кровля лежит непосредственно на обмазке свода, стрельчатая арка явилась средством уменьшения массивности каменной кладки, и только в Бургундии она использована для уменьшения распора (С).

Примечание: Вопрос о времени появления стрельчатого свода в сооружениях романского стиля остается спорным. Если церковь Сен-Фронт в Перигё не может быть отнесена к X в., то известны примеры более ранних памятников, чем в Иссуаре: старый собор в Динье, который можно отнести к концу XI в., имеет стрельчатый свод. Некоторые исследователи романского искусства, например Кишера, доказывают на ряде памятников, что появление стрельчатых сводов во Франции следует отнести именно к XI, а не к XII в. См. Lastеуriе, упом. соч., стр. 240.

Рис. 98

Клюнийцы принимают ее с того момента (начало XIII в.), как начинают возводить цилиндрические своды, смело поставленные на очень высокие устои, как в главных нефах церквей Шарито на Луаре или Парэ ле Мониаль; равновесие этих сводов было неустойчивым, и всякое уменьшение распора оказывалось чрезвычайно важным. Клюнийцы оценили преимущества стрельчатой арки в статическом отношении, им мы обязаны применением ее, которое ознаменовало эпоху в истории архитектуры, так как эта арка является прогрессом в системах уравновешивания.

Способы выполнения и кладка

Романские архитекторы, применяя камень в качестве материала для сводов, лишают себя одного преимущества - возможности строить без кружал; основное отличие романских сводов от византийских состоит именно в том, что они возведены на кружалах.

Свод никогда не выкладывается вертикальными последовательными рядами; такая кладка оправдывается только для сводов из кирпича, выполняемых без кружал. Никогда также ряды кладки не бывают горизонтальными, как ряды из мелкого камня в римских сводах; кладка горизонтальными рядами связана с идеей искусственного монолита, а романский свод всегда выложен из клинчатых камней.

Цилиндрический свод с нервюрами

В большинстве случаев внутренняя поверхность романских коробовых сводов членится через некоторые промежутки подпружными арками (рис. 99 ). Обыкновенно эти арки независимы от кладки свода (чертеж С); иногда в пятах они сливаются с кладкой свода и затем постепенно выступают до тех пор, пока, наконец, у самой вершины свода их нижняя поверхность не становится параллельной внутренней поверхности самого свода (В). В некоторых случаях подпружные арки даже прорезают свод (А).

Очевидно, эти арки служили для усиления жесткости тонких сводов. Но особенную услугу оказывали они при кладке сводов: теперь надо было опасаться не поломки кружал, а их деформации, наличие же подпружных арок гарантировало от этого.

Сначала выводили подпружные арки; они придавали кружальной системе чрезвычайную жесткость, и свод возводился уже на укрепленных таким образом кружалах. Рис. 100 уточняет это объяснение, показывая главные случаи из практики установки кружал.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Готическая архитектура.

Готика - это период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин "готический стиль" чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватила также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.

Эволюция готики.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению "итальянской готики". В конце XIV века Европу охватила так называемая "интернациональная готика". В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержавшим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (смешение разных стилей различных культур) ,в середине XIX века, и позднее, применяется термин "неоготика". В 1980-е годы термин "готика" начал применяться для обозначения субкультуры ("готическая субкультура"), в том числе музыкально направления ("готическая музыка"). Слово происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качестве бранного. Следует заметить, что многие считают, что название стиля произошло от Goten - варвары. Но не стоит путать, к историческим готам этот стиль никакого отношения не имеет. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своём развитии подразделяется на 3 периода:

1) Ранняя готика;

2) Период расцвета;

3) Поздняя готика.

Готический стиль.

В основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Как и во всей готике, в готической архитектуре выделяются три этапа развития:

1) Ранний;

2) Зрелый (высокая готика);

3) Поздний (пламенеющая готика).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Система аркбутанов и контрфорсов.

Каркасная система готической архитектуры - совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Готические своды.

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода - чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Распределение нагрузки.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. Нужно сказать, что любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег и др.). Затем оно (здание) передаёт их вниз по стенам - к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах. В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размет свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдерживать вес такого свода. Но в готической архитектуре от этого метода отказались. Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если поддерживать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас - хотя предпосылки для него появились несколько ранее: "Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным". Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. "Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как распор должен быть "погашен". Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы". Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую "лёгкую" оболочку, чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато "подпёртый" по всему периметру надёжными и элегантными "подпорками". Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору - причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра - нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой распалубкой - лёгкой кладкой кирпича или камня.

Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выдвинуты наружу, и стали открыты для обозрения извне. Аркбутаны бывают двух пролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействуют распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние нескольких метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами.

Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой - мог быть простого сечения или же представлять собой "пучок колонн".

Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся нервюры на:

1)Щековые арки - четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

2)Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

3)Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающая посередине лиерны.

4)Лиерны - дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

5)Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

6)Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

7)Замковый камень (розетка)

Декор.

Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».

Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры.

Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным, привносящими теплоту целому. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается, и красный применяется значительно шире. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.

Готическая роза/розетка

Варианты нервюрных сводов.

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

1) Крестовый свод (quadripartite rib vault) - простейший вариант нервюрного свода, имеющий шесть арок и четыре поля запалубки.

Стрельчатый крестовый свод.

2) Шестигранный свод (sexpartite rib vault) - усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.

3) Звёздчатый свод (lierne vauit, Stellar vault) - следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.

Звёздчатый свод. Фото снизу.

Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

4) Веерный свод (fan vault) - создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии ("распластанная готика").

5) Сетчатый свод (netvault) - нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

Замки, усадьбы и жилые дома.

В гражданской архитектуре готической эпохи необходимо различать ранний замок, служивший и жилищем и цитаделью, от более поздней загородной резиденции, которая возводилась в эпоху относительного сокращения необходимости в индивидуальной обороне каждого от всех. И в первом и во втором типах можно обнаружить признаки, первоначально выработанные в церковной архитектуре.

Типичный по структуре дом 13 в. имел три этажа и ставился к улице либо боковой стеной, либо торцом. Первый этаж был обычно занят лавкой и складом; на втором размещались гостиные, из которых главная была обращена окнами на улицу; на третьем или на чердаке размещались спальные покои. Лавка, обращенная к фасаду, и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Уже в 13 в. в моду вошло декоративное оформление печных труб, и достаточно широко применялся резной декор.

Наиболее популярными материалами в жилищном строительстве были дерево и штукатурка, однако в некоторых регионах предпочитали использовать камень или кирпич. Деревянный каркас обычно собирался из мощных брусьев, соединения которых тщательно пригонялись и притесывались. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок. Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями). Заполнение между элементами каркаса выполнялось из штукатурки по деревянной дранке или из кирпича, затем покрывавшегося штукатуркой. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах.

В 14–15 вв. ни в общей планировке, ни в конструктивной схеме жилого дома не происходит существенных изменений, однако число окон увеличивается, а сами они делаются крупнее. К 1500 прежние «кружевные» переплеты как правило вытесняются прямоугольными окнами с прямыми импостами и тягами

Гражданская архитектура.

Готическая архитектура Франции не ограничивается церквами, замками и жилыми домами, охватывая также городские ратуши, городские колокольни, больницы, школы разного уровня и все прочие общественные постройки, необходимые для жизни средневекового человека.

Городская колокольня служила обычно символом независимости города. На нее навешивали несколько колоколов, среди которых был и сигнальный колокол, а в 14 в. на ней начали устанавливать часы. В Мулене сохранилась такого рода башня, на которой часы вызваниваются механическими фигурами.

Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху. Их основателями были и церковь и феодальные сеньоры, однако управление госпиталем обычно передавалось в руки церкви. У тогдашних больниц были более широкие функции, чем у современных, так как в них, наряду с лечением больных, давали приют и пищу паломникам, старикам, бездомным и нуждающимся. Их планировка, конструктивная система и декор заимствовались в равной мере у церковной архитектуры и у архитектуры жилого дома. Первые «лазареттос», или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. В таких лазаретах прокаженные обитали в отдельных домиках, а те, кто за ними присматривал, – в обособленной постройке. Около 1270 во Франции насчитывалось до 800 лазаретов, но к 15 в. нужда в них сократилась настолько, что средства, выделявшиеся на их содержание, были направлены на другие цели. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. На прямоугольном участке расположены три постройки: двухэтажный корпус для пациентов, капелла и двухэтажное здание персонала, где размещалась и кухня. На каждом из двух этажей больничного корпуса был один длинный зал, освещенный восемью окнами с кружевным переплетением. Камины обогревали зал и обеспечивали его вентиляцию, а передвижные деревянные ширмы между постелями позволяли отделять больных друг от друга.

Монашеские ордена, специализировавшиеся на помощи больным, создали другой тип госпиталя. Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла. Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном. Залы были перекрыты деревянными сводами. Глазурованные изразцы снаружи, росписи и гобелены внутри привносили в общее решение интенсивный цвет. Деревянные галереи, окружающие двор, давали пациентам возможность прогулок под на свежем воздухе.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах.

Собор в Реймсе (Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d"Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres - католический кафедральный собор в городе Шартр (1194-1260гг.)

Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

Опубликовано: Декабрь 9, 2007

Виды сводов зданий

СВОД - в своей наиболее характерной форме свод есть ПЕРЕКРЫТИЕ , имеющее снизу вогнутую кривую поверхность (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью) и образованное системой клинообразных камней, которая дает, помимо вертикальной нагрузки на ОПОРЫ , также и горизонтальный РАСПОР. В частных разновидностях свода, понимаемых в более широком смысле этого термина, могут иметь место различные отступления от указанных выше характерных признаков сводчатых перекрытий. С. может, напр., применяться не в качестве перекрытия, а в качестве элемента опорной КОНСТРУКЦИИ с вогнутой поверхностью, обращенной не книзу, а кверху. Клинообразную форму могут иметь не сами камни, кирпичи, а только швы между ними. Свод может быть не системой камней, а МОНОЛИТОМ и сооружаться из др. материалов, напр, из ж.б. Горизонтальный распор может отсутствовать, быть минимальным или гаситься в теле самого свода, напр, кольцевыми затяжками или иной заложенной в тело С. АРМАТУРОЙ . С. могут быть подразделены на повышенные, пониженные и плоские: 1) повышенные - когда отношение стрелы С. (подъема) к пролету С. больше 1/2; 2) пониженные - отношение стрелы к пролету свода колеблется между 1/4 и 1/2; 3) плоские - отношение стрелы к пролету свода не менее 1/4.

1 - круглый цилиндрический свод (бочарный свод); 2 - стрельчатый бочарный свод (остроконечный); 3 - бочарный свод с поперечными гуртами; 4 - крестовый свод (K - запалубка)

ТЯГА СВОДА

Разновидности :

СВОД БАЛХИ - сооружается над прямоугольными, близкими к квадрату помещениями; его КЛАДКА начиняется из углов арочками под 45° к СТЕНАМ, соединяясь В ЕЛКУ у середины каждой из стен помещения (Ср. Азия).

СВОД БОЧАРНЫЙ - образован движением плоской кривой образующей по кривой направляющей.

СВОД ВЕЕРНЫЙ - НЕРВЮРЫ СВОДА, исходящие из одного угла, имеют одинаковую кривизну, составляют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкоообразную поверхность (английская ГОТИКА - см.)

КОРОБОВЫЙ СВОД С РАСПАЛУБКАМИ - образуется путем пересечения под прямым углом коробового СВОДА др. коробовыми сводами, но меньшего пролета и меньшей высоты.

СВОД ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ - поверхность СВОДА образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой направляющей или, наоборот, движением плоской кривой направляющей по прямой образующей. По форме направляющей С.ц. разделяются на: 1) круговые или полуциркульные; 2) коробовые, эллиптические и параболические; 3) стрельчатые.

СВОД СТУПЕНЧАТЫЙ - тип СВОДА, применяемый для перекрытия небольших помещений при помощи системы поперечных АРОК, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, иногда завершаемый световым БАРАБАНОМ.

СВОД СТРЕЛЬЧАТЫЙ - СВОД с направляющей,которая представляет собой две дуги круга, пересекающиеся в ШЕЛЫГЕ.

СВОД СОТОВЫЙ - особая разновидность готических СВОДОВ со сложным рисунком ребер (часто без нервюрного КАРКАСА) и с пирамидальными углублениями между ними.

СВОД СОМКНУТЫЙ - СВОД из 4 или большего кол-ва ЛОТКОВ; примен. для перекрытия квадратных (и многоугольных) помещений; давление

СВОД СЕТЧАТЫЙ - СВОД, в известной мере сходный со ЗВЕЗДЧАТЫМ СВОДОМ, однако без диагональных ребер СВОДА КРЕСТОВОГО; на месте диагональных ребер расположены четыре сферических ПАРУСА; рисунок НЕРВЮР образует сетчатый узор.

СВОД ПАРУСНЫЙ - СВОД на ПАРУСАХ, образующийся путем отсечения от сферического (или параболического) КУПОЛА четырех равных полусегментов (в нижней его части) (ср. КУПОЛ НА ПАРУСАХ).

СВОД НЕРВЮРНЫЙ - СВОД на каркасе из НЕРВЮР, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

СВОД ЛОЖНЫЙ - образован постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов КЛАДКИ; не дает горизонтального РАСПОРА.

СВОД ЗВЕЗДЧАТЫЙ - одна из форм крестового готического (нервюрного) СВОДА, в котором введен ряд дополнительных (вспомогательных) ребер-ТЬЕРСЕРОНОВ; в тонком каркасе С.з. четко выделяются основные диагональные ребра СВОДА КРЕСТОВОГО.

СВОД ЗЕРКАЛЬНЫЙ - сомкнутый СВОД, верх которого срезан горизонтальной плоскостью (или очень плоским сводом); оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются ПАДУГАМИ; средняя горизонтальная плоскость - зеркалом; зеркало обычно отделяется от падуги четкой РАМОЙ и часто используется для ЖИВОПИСИ.

СВОД КЛИНЧАТЫЙ - выложен из камней клинообразной формы; клинообразную форму могут иметь не камни, а швы между ними. Такой С. дает горизонтальный РАСПОР.

СВОД КОРОБОВЫЙ - СВОД с направляющей, которая представляет собой коробовую, эллиптическую или параболическую кривую.

СВОД КРЕСТОВЫЙ - ПЕРЕКРЫТИЕ, образованное пересечением под прямым углом поверхностей двух цилиндрических СВОДОВ с одинаковыми стрелами подъема: состоит из четырех РАСПАЛУБОК; примен. для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений; давление С.к. сосредоточено на четырех углах.

СВОД КРЕЩАТЫЙ - сомкнутый СВОД, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой БАРАБАН.




От: ,  14620 кол-во просмотров

Свод- пространственная конструкцция с постоянным криволинейным профилем и прямолинейными направляющими. Две из которых как правило служат опорами. Профиль свода может быть очерчен любой выпуклой кривой.

Виды деревянных сводов. Деревянные своды оболочки из клееной древесины. Применяют два типа: тонкостенный из нескольких слоев склееных досок и гладкий клеефанерный.

Определение кружально-сетчатого свода. Его конструкция и узлы. сетчатая цилиндрическая оболочка, образованная двумя системами пересекающихся кружал, направленных под углом к образующей свода и собранных из отдельных стержневых элементов – косяков.

циркульный или стрельчатый свод с дугой постоянно кривизны. Пролеты кружально-сетчатого свода достигают 50 м.
Для нашего сортамента лесных материалов предельный пролет - 25 м. Отношение стрелы подъема к пролету
свода принимается f/l > 1/7, а отношение высоты сечения к пролету h/l = 1/100, в стрельчатых кружально-сетчатых сводах f/l >.1/3 , f1/l1 > 1/15

Узел сетки кружально-сетчатого свода состоит из трех косяков; один проходит, не прерываясь, через данный узел, а два других примыкают с некоторым смешением S к сквозному косяку примерно по середине его длины и соединяются болтами. Величина смещения должна быть минимальной и выбирается так, чтобы отверстия для болтов на концах косяков находились вне скошенной торцовой поверхности последних.
Отверстия для болтов делают с небольшим запасом, благодаря чему болты воспринимают только растягивающие усилия. Косяки
под влиянием продольной сжимающей силы в них, несколько смещаясь, вызывают натяжение болтов, создающее необходимое для жесткости узла трение.
В каждом узле срединная плоскость сквозного косяка проходит через нормаль к поверхности свода в узловой точке, что обеспечитвает вместе с постоянством радиуса кривизны свода стандартность элементов.
Косяки, идущие в одном направлении, образуют винтовую линию.

Развернутая поверхность покрытия, таким образом, делится на равные прямоугольные клетки. Пересечения диагоналей прямоугольников фиксируют положение узловых точек сетки покрытия.
Вся сетка покрытия вместе с торцовыми арками состоит из шести типов косяков Основные косяки, образующие средние узлы сетки, в зависимости от их направления разделяются на правые и левые, зеркально-похожие друг на друга и одинаковые по своим размерам.

Кружально-сетчатые своды часто решаются без применения болтов . В этом случае примыкание косяков друг к другу решается посредством врубок (безметальные кружально-сетчатые своды системы инж. Песельника). «на шипах»
Опирается кружально-сетчатый свод на мауэрлат. Распор воспринимается обычно затяжками из круглой стали. Сборка свода производится без кружал, с применением легких передвижных лесов, расставленных через 2-6 м.


28Определение куполов. Виды поверхности куполов. Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам (изобразить схематично)

Купол- оболочка положительной гаусовой кривизны на круглом, эллиптическом, многогранном плане.

Виды поверхности купола: поверхность вращения с вертикальной осью: сфера, парабалоид, эллипсоид, однополостный гиперболоид, конус. Также оставаясь в целом в приделах этих поверхностей возможны волнистые, складчатые, многогранные поверхности.

Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам:

· Ребристые система полуарок, расположенных в вертикальной плоскости, с верхним кольцом к которому сходятся вершины полуарок. При необходимости его усиливают распорками

· Ребристо кольцевые предполагают использование как силовых элементов кольцевые связи совместо с полуарками

· Ребристо-сетчатые сохраняют меридианальную основу построения но поля между ребрамизаполняются сеткой, чаще всего виде переплетения второстепенных ребер