ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чтение в старшей группе по теме посуда. Пальчиковая гимнастика «Помощники». IV. Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?»

Татьяна Семёнова
Беседа с детьми средней группы «Зачем нужна посуда»

Беседа с детьми средней группы

«ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПАСУДА »

Образовательные области :

Познание, Коммуникация

Обучающие

Формировать понятие «посуда »

Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам

Формировать знания об уходи за посудой , осознание детьми значимости посуды в жизни –

Деятельности человека

Развивающие

Развивать познавательный интерес

Воспитательные

Формировать бережное отношение к посуде .

Вступление в диалог с взрослыми и друг другом.

Внимательно слушать собеседника .

Отвечать друг за другом

Не перебивать товарища

Методы и приёмы :

Вопросы;

- «педагогическая поддержка» ;

Наблюдение за детьми .

Материал :

художественная литература К. Чуковский «Федорино горе» , магнитная доска, картинки посуды (чашка без ручки, чайник без носика, ваза без ножки, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, вырезанные картинки (ручка от чашки, носик от чайника, ножка от вазы, крышка от кастрюли, ручка от сковороды), магниты

Используемая литература :

1. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

2. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. 3. К. Чуковский «Федорино горе»

Ход БЕСЕДЫ

Водная часть :

Воспитатель : - Ребята вы знаете сказку «Федорино горе» ?

(ответы детей)

А что убежало от Федоры?

(ответ детей)

Правильно ребята, это посуда . Сегодня мы и поговорим с вами о посуде .

Ребята а какую вы знаете посуду ?

(ответ детей)

Основная часть :

Воспитатель : - Верно, это всё посуда . Давайте уточним : что такое посуда ? И для чего она нам нужна ?

(ответ детей)

Воспитатель : - Действительно посуда нам нужна , для приготовление и употребления еды.

Ребята а давайте изобразим посуду ?

(ответ детей)

И в этом поможет нам физкультминутка.

Физ. минутка :

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили

Очень важный, как начальник. на пояс, другую изогнули-«носик» .

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе

Только стукни - разобьются. круг.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над

Голова на тонкой ножке. головой.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс .

Нищева Н. В.

Воспитатель : - молодцы, а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Чего не хватает?» .

Воспитатель предлагает детям пройти к доске, на которой закреплены плоскостные изображения посуды с недостающими деталями.

Воспитатель : -Дети, давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды .

Чего нет у чашки?

1-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Чего нет у чайника?

2-й ребёнок. Носика.

Воспитатель : - Чего нет у вазы?

3-й ребёнок. Ножки.

Воспитатель : - Чего нет у кастрюли?

4-й ребёнок. Крышки.

Воспитатель : - Чего нет у сковороды?

5-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Молодцы. Давайте «склеим» «разбитую» посуду . Прикрепите недостающие детали с помощью магнитов.

Воспитатель : - Ребята из чего может быть сделана посуда ?

(ответы детей)

Ложка из дерева – значит она деревянная.

Чашка из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля из алюминия – значит она алюминиевая.

Поднос….,чайник…., вилка…., и. т. п

Ребята как называется посуда : кастрюля, сковорода, противень, и. т. п (КУХАННАЯ)

(ответ детей)

Ребята а как называется эта посуда : чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник? (ЧАЙНАЯ)

(ответ детей)

А как называется посуда из которой мы едим ? (СТОЛОВАЯ)

(ответ детей)

Очень хорошо, а теперь давайте послушаем художественную литературу К. Чуковского «Федорино горе»

Воспитатель : - Ребята как нужно обращаться с посудой чтоб она от нас не убежала?

Правильно её надо мыть, и не бить.

ИТОГ :

Ребята вам понравилась наша беседа про посуду ?

(ответ детей)

Чего нового вы узнали?

(ответ детей)

Воспитатель : - Правильно посуда бывает : КУХОННАЯ – это кастрюля, сковорода, противень и. т. п.

ЧАЙНАЯ -это чашка, блюдце, сахарница и. т. п.

СТОЛОВАЯ – это из которой мы едим, чашка,ложка вилка и. т. п.

зиля махмутова
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме «Посуда» в подготовительной группе

Тема «Посуда » .

Программное содержание : Формировать представления о посуде и ее значений в жизни человека. Уточнить и расширить знания детей о предметах посуды , ее классификации (кухонная, столовая, чайная) . Расширять знания о способах обращения с посудой . Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия народных промыслов .

Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей через изображения предметов посуды , изготовления поделок из солёного теста, росписи посуды .

Формировать эстетическое отношение к предметам обихода.

Создание с детьми книги «меню» , «Готовим праздничный обед» .,«Угощаем гостей» . Предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, костюмы официанта, бармена

материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды народных промыслов : хохлома, гжель, жестово, городец.

Создание пособия-книги для группы «Истории, рассказанные посудой » .

Составление алгоритмов : сервировка стола, заваривание чая,

Книги для чтения и рассматривания : внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду, репродукций, фотографий с изображением различных видов посуды . Настольно-печатные игры по данной теме .

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям :

Принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём. Чтение : К. И. Чуковского «Федорино горе» ,

«Голубая чашка» А. Гайдар

«Горшочек каши» Братья Гримм

Рус. нар. сказка «Лиса и журавль» .

Консультация для родителей : «Самоуважение. Как его воспитать » .

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах :

Утро :

Понедельник.

Беседа «Какая бывает посуда

Цель : формировать обобщающее понятие «посуда » ; уточнить с детьми название посуды ; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду ; закрепить понимание назначения посуды .

Физкультминутка «Мытье посуды »

Игра «Измени слово» . Цель : закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Беседа «Какой посудой мы пользуемся дома » .

Цель : Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др., Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Д/и «Назови правильно» (сахар-сахарница, конфета – конфетница)

Игра «Договори предложения» .

Цель : научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.

«История самовара»

-Цель : познакомить детей с историей создания самовара; воспитывать интерес к его прошлому.

Д\и «Чем похожи, чем отличаются?» (Самовар и чайник)

Пальчиковая гимнастика «Поварята»

Игровое упражнение «Скажи наоборот» .

Цель : научить детей называть действия с противоположным значением.

беседа «История ложки» .

Задачи : познакомить детей с историей изобретения ложки; с материалами, из которых делали и делают ложки; с видами ложек, развивать познавательный интерес.

Проведение опыта во время завтрака «Какой ложкой есть удобнее : деревянной или металлической?»

Цель : определить опытным путем, нагреваются ли металлическая и деревянная ложки от горячей пищи; форма какой ложки удобнее для еды.

Игровая ситуация «В посудной лавке » Цель :Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (посуда - фарфоровая , стеклянная, керамическая, пластмассовая).

беседа «История тарелки» .

Цель : познакомить детей с историей изобретения тарелки; с материалами, из которых делали и делают тарелки; с видами тарелок, развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра «Собери сервиз»

Дидактическая игра «Подбираем рифму» . Цель : формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактическое упражнение

Продолжить работу кровать : поправлять простынь, накрывать покрывалом Приучать детей держать в порядке свою обувь. Не стаптывать задник. Уметь шнуровать ботинки.

Гигиенические процедуры :

Ситуации «Если ты разбил посуду

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Продолжить работу по закреплению умения заправлять кровать : поправлять простынь, накрывать покрывалом.

Приучать детей держать в порядке свою обувь. Не стаптывать задник. Уметь шнуровать ботинки.

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Завтрак, обед, полдник, ужин :

Разговор «Красиво сервированный стол-залог хорошего аппетита» Разговор «Могут ли мыть посуду мальчики Разговор «Какой посудой нельзя пользоваться » Беседа о продуктах с истекшим сроком годности.

Прогулка.

Понедельник

Наблюдение за вороной и сорокой

Цель : учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки) .

Поискать на участке детского сада следы птиц.

Подвижные игры

«Пингвины с мячом» , «Не наступи!» .

Цель : усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.

Индивидуальная работа Развитие движений .

Цель : закреплять умение бросать мяч в цель.

Наблюдение за снежинками

Цели :

обращать внимание на то, что снежинки бывают раз-ными по форме;

учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели :

приучать доводить дело до конца;

воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры

«Два мороза» , «Волк во рву» .

Цель : развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя .

Индивидуальная работа «Пройди осторожно» .

Цель : учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

Наблюдение за облаками

Цели :

расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты ;

развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

Цель : учить работать сообща , получать радость от результата.

Подвижные игры

«Наседка и коршун» .

Цель : продолжать учить ловко увертываться от ловящего. «Хоккей на снегу» .

Цель : учить прокатывать шайбу в ворота. Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки.

Цель : выработать правильное произношение.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель : расширять и углублять знания о растениях,

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель : воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

Подвижная игра

«Что растет в разных краях?» .

Цель : закреплять названия деревьев.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель : закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цели :

закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;

учить сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Извилистая тропинка» , «Светофор» .

Цель : учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу. Индивидуальная работа Прыжки в длину .

Цели :

упражнять в прыжках в длину;

учить отталкиваться двумя ногами.

Возвращение с прогулки, работа перед сном .

Понедельник.

Чтение Н. Носова «Мишкина каша»

Цель : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведений, осмысливать характеры персонажей; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) .

Д\и «Угадай что это» (упражнения изображающие силуэты посуды )

Д\и «Поможем Федоре» .

Цель : расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда » .

Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» . Цель : развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Дидактическая игра «Звучащая посуда »

Дидактическая игра «Каждой посуде своё место » .

Цель : дифференцировать посуду (кухонная, чайная, столовая) .

Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?» Цель : закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Дидактическая игра «Сосчитай посуду » (согласование существительных с числительными)

Д\и «Какой напиток в какой посуде (В стакане - кефир, а в чашке - кофе) .

Игра «Один – много» . Цель : научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Д/И «Посудная лавка » (составление из частей целого) . Д\и «Четвёртый-лишний» , «Парочки» . Цель : закреплять названия посуды , самостоятельно играть, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.

Дидактическая игра «Большой – маленький» . Цель : научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Понедельник.

С\р игра «Кафе» Цель : научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Пальчиковая гимнастика : «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли… »

Занятие – беседа «История чашки» .

Задачи : познакомить детей с историей изобретения чашки; с материалами, из которых делали и делают чашки; с видами чашек, развивать познавательный интерес.

Проведение опытов : «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?» , «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»

Задачи : опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.

Отгадывание загадок о посуде .

Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду » .

Цель : познакомить детей с работой гончара ; развивать познавательный интерес; обогащать представления о труде взрослых и словарный запас детей (гончар, гончарный круг, глазурь) .

С\р игра «Пиццерия»

Цель : Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

П/упр на координацию движений «Пронеси не расплескав воду в ложке»

Продуктивная деятельность : Трафареты «Солонка» , «Чайник» , «Молочник» - обведи и укрась.

Дидактическая игра «Измени и скажи правильно» . Цель : научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Самостоятельная театральная деятельность : театр на фланелеграфе

«Федорино горе» .

Выкладывание из геометрических фигур «Посуда на столе » .Дидактическая игра «Назови ласково» . Цель : научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.

Мытье поддонов цветочных горшков.

Вечерняя прогулка.

Понедельник.

хороводная игра «Изобрази посуду » на координацию речи и движения.

П\и «Пингвины с мячом»

Цель : учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.

Хороводная игра «Вышла чашка погулять…»

«Простые ловишки»

Цель : учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

П\и «Загони льдинку»

Цель : учить детей прыгать на одной ноге, стараясь носком ноги загнать предмет в круг. Развивать ловкость, умение рассчитывать силу толчка.

Организация: МДОУ – детский сад №17 «Алёнка»

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о посуде (вид, части, назначение).
  • Закреплять знания о материале, из которых она сделана.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативы.
  • Формировать сочувствие и отзывчивость.

Развивающие:

  • Продолжать развивать речь как средство общения, обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.
  • Продолжать развивать умение общаться со сверстниками.
  • Способствовать самостоятельной творческой деятельности детей через изготовление поделок из глины.
  • Развивать фантазию, воображение, способствовать снятию эмоционального напряжения, способствовать обеспечению комфорта.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к посуде и чувство взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийная установка, набор посуды, глина, влажные салфетки, доска для лепки, влажная губка, коктейльные трубочки, фартуки.

Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», экскурсия на кухню, дидактические игры «Такая разная посуда», «Назови посуду»,»Расставь посуду»; рассматривание посуды, беседы о посуде, рисование, лепка посуды, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Ухват.

  1. Вступительная часть.

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит )

Начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

  1. Беседа о посуде.

Воспитатель - Дети, вы любите ходить в гости?

Дети - Да.

Воспитатель - У кого вы были в гостях?

Дети - У бабушки в деревне, у родственников.

Воспитатель - Вспомните, кто к нам недавно приходил в группу в гости.

Дети – бабушка Федора.

Воспитатель - С какой просьбой она приходила?

Дети – Помочь вернуть посуду.

Воспитатель – Вспомните, как мы ей помогали?

Дети – мы играли в игру «Поможем Федоре» (мультимедийная игра)

Воспитатель – Молодцы!

Воспитатель – Давайте мы отправимся в сказку. Я предлагаю вам произнести волшебные слова: «Раз, два, три закрыли глазки, оказались сразу в сказке» А вот и дом Федоры, заходите. Что-то нет никого. Ой, А это что? Гора посуды. Одно радует, что она вся чистая. Видимо Федора устала и сложила все в одну кучу. Давайте разложим посуду. Какая бывает посуда? (столовая, чайная, кухонная).

На этот стол мы поставим кухонную посуду, посмотрите внимательно и найдите, что к ней относится.

Дети – Сковородка, ковш, дуршлаг, кастрюля….

Воспитатель – У Федоры еще сохранилась старинная посуда. Можете что-то найти?

Воспитатель – Тогда я вам загадаю загадку:

«Когда-то прабабушки наши в печи

В нем готовили вкусную кашу,

Был он черным весь снаружи,

Но всегда был людям нужен».

Дети – Чугунок,горшок.

Воспитатель – Скажите, из какого материала он сделан?

Дети – Из чугуна.

Воспитатель – Значит он какой?

Дети – Чугунный.

Воспитатель – Это хорошо и плохо. Почему?

Дети – Его ставят в печь, он не сгорит, он прочный, не разобьется.

Воспитатель – Чугунок тяжелый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься.

Воспитатель – А если бы он был бы из стекла,он был бы каким?

Дети – Он был бы легким, красивым, прозрачным.

Воспитатель – Но стеклянный чугунок и плохо, почему?

Дети – Он может разбиться, и тогда порежешься. В нем нельзя ничего варить.

Воспитатель – А если чугунок сделали бы из дерева, он стал бы каким?

Дети – Деревянный.

Воспитатель – Деревянный чугунок хорошо или плохо?

Воспитатель – Он теплый, если в него что-то налить горячее, не обожжешься.

Воспитатель – Но деревянный чугунок это и плохо. Он может загореться в печке и на плите. Он не прочный.

Воспитатель – И все-таки хорошо, что чугунок у Федоры чугунный. А чтобы не обжечься и легче поднять чугунок нужно приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети – Это ухват.

Воспитатель – Слово ухват от слова хватать, он обхватывает чугунок и ставит его в печь, в духовку. Показ .

Воспитатель – Кухонная посуда нужна для приготовления еды.

Воспитатель – Какие предметы столовой посуды вы видите на столе, давайте отберем ее и поставим на этот стол. Найдите посуду и принесите на второй стол.

Воспитатель – Из каких материалов сделана посуда?

Дети – Из дерева, стекла, глины, фарфора

Воспитатель – Посуду делают на фабрике и заводе. В деревне посуду делают умельцы из дерева, глины, железа.

Воспитатель – Найдите отгадку на мою загадку: «Сама не ем, а всех кормлю».

Дети – Ложка.

Воспитатель – УФедоры сохранились деревянные ложки. Они красивые и расписаны узорами.

Воспитатель – Какая посуда у нас еще осталась на столе?

Дети – Чайник, сахарница, блюдца, чашки, бокалы.

Воспитатель – Эту посуду ждет на столе Иван–Иваныч Самовар. Вот и все, что нам нужно к чаепитию, но к чаю чего-то не хватает. С чем пьют чай?

Дети – С тортом, печеньем, конфетами.

Воспитатель – Какая звучит веселая музыка, кто-то к нам спешит.

  1. Релаксационно-игровое упражнение «Свечки на торте »

Приходит чашечка и проводит релаксационное упражнение «Свечки на торте».

Чашечка – Представим, что мы свечки на торте. Сначала мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Наши тела крепки. Но вот свечки горят и медленно плавятся. Сначала падает голова...теперь плечи…руки…воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги оседают…и медленно…вы становитесь лужицей воска…

  1. Психогимнастическое упражнение «Чашечки» (под музыку)

Чашечка – Теперь представим, что мы превратились в чашечки из чайного сервиза. Сейчас я дотронусь до вас волшебной палочкой, и чашечки оживут. (Педагог-психолог прикасается к каждому ребенку «волшебной палочкой», они все оживают). Педагог хвалит детей и поощряет за более активные проявления своего образа.

Воспитатель – Сегодня я всех хочу угостить волшебным чаем, но думаю, что на всех не хватит чашечек. Предлагаю, как настоящим мастерам слепить их из глины и украсить.

  1. Самостоятельная деятельность детей – лепка посуды из глины.

Воспитатель - Подойдите к столам, где вы найдете весь необходимый материал, и каждый слепит чашечку, какую он себе представляет и украсит ее. Давайте вспомним, какими приемами мы будем пользоваться.

Дети – Круговые движения.

Воспитатель – Покажем в воздухе этот прием (показ)

Дети – Вдавливание (показ)

Дети – Вытягивание (показ)

Дети – Примазывание (показ)

  1. Анализ в виде озвучивания своей работы каждым ребенком.

Воспитатель – Озвучьте свою работу голосом. Пусть волшебная посуда заговорит (можно пожелание, можно совет Федоре…) Глиняную посуду необходимо высушить, поставим ее на кухню в духовку. Наши дети знают стихотворение о посуде (читают ).

Для чего нужна посуда?

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

  1. Итог.

Раздается шумовой эффект, Федора появляется на экране и говорит: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я в магазине, хочу купить скатерть для праздничного стола. Вижу-вижу, что вы похозяйничали в моем доме и навели порядок, расставили посуду. Теперь я буду знать, где у меня посуда кухонная, столовая и чайная. Спасибо вам!

Воспитатель – Нам пора возвращаться в садик. Произнесем наши волшебные слова и очутимся на месте.

Дети – «Раз, два, три закрыли глазки, вот мы дома, а не в сказке».

Воспитатель – А вот и чай и детям и гостям.

Педагог предлагает детям попить целебный настой шиповника из красивых чашечек.

Олехнович Полина Тимофеевна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Какая бывает посуда»

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель: формировать представление о предметах материальной культуры посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.

Задачи: Закрепить познания детей о посуде. Умение различать посуду; совершенствовать: умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных; развивать способность составлять описательный рассказ по схеме.

Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.

Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, вызвать желание помочь людям в трудную минуту, умение сопереживать.

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуды», предметы

настоящей посуды, схема для составления описательных рассказов о посуде, разрезные картинки «посуда», сундучок, самовар, мяч, поднос, коврики на каждого ребенка, магнитные доски, магниты.

Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды, разучивание загадок о посуде, физкультминутки «чайник - ворчун», пальчиковая гимнастика «Помощники», дидактические игры «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Чего не стало», «Что лишнее», чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Дудочка и кувшинчик».

Ход образовательной деятельности

Мы веселые ребята

Любим заниматься

Гости к нам сюда пришли

Будем мы стараться

Первый лучик

Нежный лучик

Заглянул к нам в оконце

И принес в своих ладонях

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла. Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1 .Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её.

Дети: кастрюля.

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

1. Ее за ручку мы берем Чай, кофе из нее мы пьем.

2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

3. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом, а ничего не ест

Предложить детям загадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без

(сковороды)

3. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая

(тарелкой)

4. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

(стаканы)

Воспитатель достает картинки - отгадки из волшебного сундучка, выставляет на доску.

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

На какой звук начинается слово посуда?

Каким звуком заканчивается слово посуда?

Давайте, разделим слово посуда на части. Отхлопаем слово по-су-да.

Сколько частей в этом слове?

А сейчас послушайте стихотворение, которое я прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты.

В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!

Воспитатель: что же можно делать благодаря посуде? (варить, жарить, печь, тушить)

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю.

(Самовар-Самоварыч).

Отправимся в гости к бабушке Федоре и поможем ей разобраться с посудой и навести порядок.

А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.

Проводится игра «Собери посуду». (разрезанные картинки на 6-8 частей)

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.) Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают. Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная

Терка из металла - металлическая

Графин из стекла - стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая.

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глиняная

Нож из стали – стальной.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе, повороты туловища вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».(на магнитной доске дети маркером соединяют парные картинки)

Масло сливочное положим в.

Сахар насыпаем.

Молоко нальем.

Соль у нас в.

Хлеб положили в.

Сок налили.

Селедку в.

Конфеты к чаю у нас в.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

На столе - посуда горкой,

Рядом есть с водою таз.

Генеральная уборка

Начинается у нас.

Ребята, хотите посмотреть, что лежит еще в волшебном сундучке.

Воспитатель по очереди приглашает к сундучку трех, четырех детей. Они достают содержимое сундучка и рассказывают, описывают, пользуясь опорной схемой.

Описание начинает воспитатель (дает образец)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Появляется Федора

Ах, вы чистые сиротки мой,

Утюги и сковородки мои!

Их почистили песочком,

Окатили кипяточком.

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!

Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!

Федора: Я вам всем хочу пообещать.

Буду всем я помогать,

Чисто мыть посуду,

А поставить все на место

Я не позабуду!

Федора приносит самовар с чаем, угощает детей.

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай.

Публикации по теме:

Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.

Посуда. Задачи: 1. Уточнить и активизировать словарь по теме. 2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах,.

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Части суток» в старшей группе. Цели: познакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект проведения ООД

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию

в старшей группе

Тема: «Путешествие в мир посуды»

Провела: воспитатель

Ахметьянова Ф.С.

- 2016 –

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:

Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

Развивать мышление, воображение;

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа :

    Экскурсия на кухню детского сада;

    Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;

    Отгадывание загадок о посуде;

    Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

    Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)

Мы пришли сюда с утра,

Крикнем дружно все: «Ура!»

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля!

Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!

Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!

    Основная часть занятия. (Ребята поворачиваются к экрану и становятся полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в одну очень интересную страну. И познакомимся с её обитателями.

Воспитатель: Как вы думаете, в какую страну мы отправимся? Вот вам подсказка:

Я рукотворная звучащая, воды я не боюсь
Для еды гожусь – а ударь – иногда разобьюсь.

Воспитатель: Это, конечно же, ПОСУДА!

Воспитатель: Нашими проводниками в эту замечательную страну будут Губка и Мыльце. (Слайд 1)

1. Беседа с детьми на тему: «Посуда».

Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель: Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: Посуду придумали древние люди.

2.Упражнение «Расставь посуду на столе». (Рассаживаются за столы)

Воспитатель: А теперь садимся за столы . Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2)

Здесь нарисованы разные предметы. У вас на листочках есть такой же рисунок. Вам надо посуду «переместить» на стол. Для этого проведите от предметов посуды к столу стрелочки. (Слайд 3 – проверка)

3. Упражнение «Делим на группы».

Воспитатель: Да, правильно, ребята, но посмотрите, наши друзья почему-то заспорили, Губка говорит, что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы а, мыльце сомневается. А как думаете вы, на какие группы можно её разделить. (Дети затрудняются ответить).

Воспитатель: Сейчас вам Губка расскажет, какая бывает посуда по назначению.

Воспитатель: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. К чайной посуде относится чайник, чашки, блюдца. (Слайд 4)

К столовой – тарелки, ложки, вилки, стаканы, та посуда, из которой мы, как правило, едим. (Слайд 5)

А к кухонной – сковородки, кастрюли. (Слайд 6)

Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.

Воспитатель: Ребята, мыльце будет вам показывать картинку, а вы будете отвечать, что на ней изображено и к какой группе относится .

Какая посуда бывает по назначению?

(Слайды 7,8,9,10)

4. Игра с мячом «Назови, какая посуда».

Воспитатель: Какая бывает посуда? (деревянная, стеклянная, фарфоровая и т.д.)

Посуда не только по назначению бывает разная, но и отличается тем, из какого материала она изготовлена. Поиграем в игру и назовем, какая же бывает посуда в зависимости от материала.
Если тарелка из пластмассы, то она (какая) - …

Если ложка из металла, то она ….

Если чашка из фарфора, то она… .
Если стакан из стекла, то он…

Если сахарница из стекла, то она… .

Если сковорода из керамики…

Если сковорода из чугуна …
Если половник из металла, то он… и т. д.


5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
(Исследовательская деятельность)

Воспитатель показывает образцы посуды из дерева, глины, стекла, пластмассы, металла. Дети берут в руки посуду, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, глиняная посуда тяжелая, готовить в ней можно только в духовке.
Дети рассматривают посуду и называют свойство материала: стекло -прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое, глина – толстая, непрозрачная, метал – тяжелый, прочный, твердый и т. д.
Динамическая минутка – упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни – разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

    «Четвертый – лишний». (Презентация)

Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.

Кастрюля – хлебница – сковорода – чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка – стакан – кружка – вилка (вилка не для питья)

Ложка – вилка – нож – кастрюля (кастрюля – не столовый прибор)

Чайник – самовар – чашка – сковорода (сковорода – не чайная посуда)

    «Что за горе у Федоры?»

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как надо ухаживать за посудой?

Дети: После того, как посуду помыли, ее надо поставить в шкаф, на полки. Воспитатель : Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните, как она называется. (Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского).

Воспитатель : Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры?

Воспитатель: А мы сейчас научимся убирать посуду по местам. Здесь на столе много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на вторую – столовую, на третью полку – чайную, на верхнюю – столовые приборы.

(Выходят по одному ребенку и расставляют посуду по полкам)

IV . Итог занятия.

Воспитатель: Ну что ребята! Интересное путешествие? (Ответы)

Воспитатель: Придя домой помогите маме накрыть на стол. Только вот вопрос. Какую посуду вы поставите на стол, чтобы пообедать? Чайную, кухонную или столовую?

Воспитатель: Какую посуду вы накроете к чаю?

Воспитатель: В какой посуде вы поможете маме приготовить еду?

Воспитатель: А теперь Губка и Мыльце предлагают вам отгадать загадки.

    Суп, салат, пюре, котлеты
    Подают всегда в … (Тарелке)
    А на чай и простоквашу
    Подставляй, дружочек, … (Чашку)

    По моей тарелке лодочка плывёт.
    Лодочку с едою отправляю в рот.
    (Ложка)

    Чайника подружка
    Имеет два ушка,
    Варит кашу, суп для Юли.
    И зовут её… (Кастрюлей)

    Будет вкусная еда
    С золотою коркою,
    Если пользуешься ты…
    Верно, сковородкою!

Список использованной литературы.

        1. Н.Нищева., Л.Гавришева: Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, 2012 год.

Приложение 1. Отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»

И помчалися по улице ножи:

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»


Утюги бегут покрякивают,

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!




А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
2
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
3
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
4
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»
5
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
6
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
осказках.ру - oskazkax.ru
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»
7
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-

Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»