ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспект НОД «Волшебная посуда» старшая группа. Подборка игр и упражнений на тему «Посуда

Олеся Лукьянова
Интегрированное занятие в старшей группе «Посуда»

Задачи:

Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде;

Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая, находить сходства и отличия по внешним признакам, давать определения предметам посуды в зависимости от материала, из которого они изготовлены;

Развивать творческие способности старших дошкольников;

Воспитывать чувство аккуратности и бережного отношения к посуде.

Материалы и оборудование: презентация по содержанию занятия в формате Power Point, картинки с изображением посуды на магнитной доске, пластмассовая кружечка.

Раздаточный материал: вырезанные из белой бумаги чашки и цветные карандаши на подгруппу детей; вырезанные из белой бумаги круги (блюдца, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клеенки для творчества и клей карандаш на 2 подгруппу детей; картонные заготовки в виде полукруга (салфетницы, клеенки для лепки и пластилин для 3 подгруппы детей.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из "Федорино горе" К. И. Чуковского, в котором говорится о том, как посуда убегает от Федоры.

Ребята, вы узнали, из какого произведения этот отрывок? ("Федорино горе") слайд 2 .

Вспомнили сказку, молодцы! Догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из нее едят и пьют,

Её моют, берегут. (посуда)

Воспитатель открывает магнитную доску, на которой расположены картинки с изображением разной посуды.

Ребята, а скажите, пожалуйста, для чего нам нужна посуда? (из нее кушают, в ней варят, хранят продукты).

Предметов посуды большое количество. В одной варят суп, в другой жарят котлеты, из третьей пьют компот, с помощью четвертой едят макароны и т. д. Поэтому вся посуда делится на группы, а что это за группы, давайте с вами назовем.

Слайд 4

Перечислите, что изображено на картинке? (Блюдца, чашки, чайник, сахарница). Для чего нам нужны эти предметы посуды? (чтобы пить чай). Да, и эта посуда называется чайная. Пожалуйста, повторите за мной название.

Слайд 5

Посмотрите на это изображение. Что за предметы посуды вы видите здесь? (вилка, ложка, нож, солонка, перечница, хлебница, тарелки). Для чего нам нужна вся эта посуда? (ответы детей). Правильно, эти предметы посуды служат нам помощниками во время приема пищи. Они стоят у нас на столе, поэтому эту посуду мы называем столовой.

Воспитатель просит повторить детей название группы посуды.

Слайд 6

Ну а теперь назовите посуду на этой картинке? (сковорода, дуршлаг, половник, кастрюля). Зачем человеку эта посуда? (чтобы готовить кушать). Правильно, она нужна на кухне для приготовления пищи. и называют ее - кухонная посуда. Повторите, пожалуйста.

Ребята, посуду изготавливают из разных материалов. Миллионы лет назад, задолго до наших дней, первобытные люди делали посуду из камня. Спустя время люди научились изготавливать посуду из дерева, из глины. Еще позже стали делать посуду из драгоценных металлов, таких как золото, серебро, бронза. В наши дни посуду изготавливают из стекла, фарфора, керамики, алюминия, хрусталя и других материалов. Вот, посмотрите, у меня в руках кружечка из пластмассы. Какая она? (пластмассовая). Но эта кружечка ни простая, она волшебная. У кого в руках она оказывается, тот становится очень умным и может отвечать даже на самые сложные вопросы. Проверим? (Да).

Дети по цепочке передают кружечку из рук в руки. У кого в руках она оказывается, тот отвечает на вопрос воспитателя.

Блюдце из фарфора

Салатник из стекла

Сковорода из чугуна

Стаканчик из пластмассы

Кружка из железа

Ложка из дерева

Кастрюля из алюминия

Вилка из серебра и т. д.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Наклонились, потянулись.

Сели, встали,

Сели, встали.

И на месте побежали.

Игра "Четвертый лишний"

Задание: назвать лишний предмет посуды из четырех представленных и объяснить почему он лишний.

Слайд 7 тарелка-солонка-нож-кастрюля

Слайд 8 чайник-вилка-сахарница-чашка

Слайд 9 кружка из стекла-кружка из дерева-кружка из железа-стакан из стекла

Слайд 10 стеклянная кастрюля-стеклянный чайник-стеклянная кружка-деревянная ложка

Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. А вы знаете. что для разных продуктов и блюд предназначены разные предметы посуды. Давайте с вами назовем, какая посуда для чего используется.

Игра "Где живут продукты?"

Где живет сахар (в сахарнице) Слайд 11

Где живет соль? (в солонке) Слайд 12

Где живет масло? (в масленке) Слайд 13

Где живет перец? (в перечнице) Слайд 14

Где живет чай? (в чайнике) Слайд 15

Где живет кофе? (в кофейнике) Слайд 16

Где живет селедка? (в селедочнице) Слайд 17

Где живут конфеты? (в конфетнице) Слайд 18

Где живет салат? (в салатнике) Слайд 19

Где живет хлеб? (в хлебнице) Слайд 20

Ребята, совсем забыла сказать. Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо от той самой бабушки Федоры. У нее беда! Посуда то к ней вернулась. Да только Федора так старательно ее отмывала и оттирала, что на некоторой из них стерся весь рисунок. И теперь они стали некрасивыми. Она просит вас о помощи. Поможем Федоре, украсим ее посуду яркими рисунками, чтобы она опять стала красивой? (Да). Для этого вам необходимо разделиться и выбрать центр, в котором вы будете работать. В 1м центре нужно украсить чашки с помощью цветных карандашей. Во 2м центре - аппликативно украсить блюдца с помощью заготовок из цветной бумаги и клея. А в 3м центре с помощью пластилина украсить салфетницы.

Пальчиковая гимнастика.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

"Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

Ну а соль? - Ну,конечно, в солонке!"

Ребята выбирают центр и приступают к работе. Потом с выполненными работами собираются в рефлексивный круг, где мы подводим итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Какая бывает посуда? (3 группы). Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не ушла от нас, как от Федоры? (ответы детей).

В завершении устраиваем всеобщую выставку своих работ.

Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания»

День недели

Режим

Интеграция

образовательных областей

Образовательных областей

все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образ.деятельн. в

режимн моментах

Понедельник

Утро

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическое

Приветствие каждого ребёнка входя щего в группу. Утренняя гимнастика под музыку. Речевая пятиминутка по теме.Д/и «Хлеб - всему голова.»

Цель: Закреплять знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом

Д/и «Я считаю до 10 - формировать представление детей о счете предметов до 10, закреплять умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи.

Разучить с детьми четверостишие Л.Зильберга «Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В, С.»

Цель: Развивать память, мышление, выразительность речи.

Внесение иллюстраций на тему «Продукты питания. Хлебобулочные изделия»

Ведение календаря природы.

Огород на окне.

Цель: развивать наблюдательность, мышление, трудолюбие.

Дежурство по столовой.

Прививать культурно - гигиенические навыки у детей .

НОД

Речевое развитие

Речевое развитие.(Коррекционное). НОД..

Речевое развитие (Чтение худ. литературы)

Художественно-эстетическое развитие Физ. развитие

НОД. Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

По плану инструктора по физо.

Прогулка

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Наблюдение за ветром. Ветер - это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений. Игра «Салки»

Д/игра «Говори, не задерживай». Цель: Развивать речевую активность, словарный запас Зухра, Карина,Платон

Ситуативный разговор с детьми «Из чего готовят кашу?»- расширять представление детей о различных продуктах питания

Труд на участке - сгребание снега к корням деревьев. Цель: воспитывать навыки трудолюбия. Самостоятельная игровая деятельность на участке .

Работа

перед сном

1. Культурно - гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы Р.н.с. «лиса и журавль».

Вечер

Пробуждение под спокойную музы ку. Комплекс упр. в кровати. Закаливаю щие процедуры. Д/и «Волшебные слова.»

Цель: Формировать умение расшифровывать слова по первым буквам картинки. Закрепить знание букв и звуков.

Работа над выразительным чтением стихотворений к конкурсу чтецов «Зимушка-зима»

Продуктивная деятельность: «Рисунок». Цель: формировать умение создавать рисунки о семье. Развивать умения держать правильно кисть и карандаш

Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости. П/И «Классики»

Прогулка

Наблюдение за тучами и облаками на вечернем небе. Цель: учить детей выделять снеговые тучи. П/И

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017)

Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

День недели

Режим

Интеграция

образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образ.деятельн. в

режимн моментах

Вторник

Утро

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Приветствие каждого ребёнка входящего в группу. Утренняя гимнастика под музыку ЛОТО «МАГАЗИН» -

познакомить с разными видами магазинов. Знакомить детей с экономической терминологией: товар, цена, стоимость, сдача, прибыль. Развивать умение совершать покупки в магазине, потренировать в устном счете, расширить представления о видах магазинов и товарах. Развивать мышление, внимание, память. Активизация словаря

Продолжать закреплять пословицы о труде. Цель: Развивать память, мышление, четкое произношение, речь, умение общаться со взрослыми. Привлечь Соню, Алину А

Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о продук-тах.- Продолжать знакомить с продуктами, их полезными свойствами, витаминами ,

Труд - дежурство по столовой «Порядок во всем» Цель: закрепить умение сервировать стол к завтраку.

Настольная игра «Шнуровка». Закрепить умение детей завязывать шнурки виде банника. Самостоятельная деятельность детей

по теме «Посуда»

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

НОД

Речевое развитие

Речевое развитие.(Коррекционное)

Худ.-эстетическое

Рисование

Познание

Конструирование

Прогулка

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическое

Целевая прогулка.

(по тер-ии д/с). Предложить детям отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада с наступлением зимы.

П/И « Кот и мыши » - Развивать основной вид движения - бег. Развивать умение уворачиваться. .

Закрепление умения одеваться в правильной последовательности, оказывать посильную помощь сверстникам .

Ситуативный разговор с детьми - «Хлеб - это не игрушка». Цель: объяснить детям правила поведения за столом.

Труд- очистить дорожки от снега. . Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию детей.

Работа

перед сном

Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение художественной литературы: Бр. Гримм «Горшок каши».

Вечер

Пробуждение под спокойную музыку. Комплекс упражнений «Хлопай». Закаливающие процедуры. Театрализация отрывка из сказки «Колосок» Цель: учить детей выразительно исполнять диалоги.

Продолжать развивать словарь ребенка на тему «Хлебобулочные изделия» - Руслан, Ульяна. Егор

Д /И «Можно -нельзя» Цель: закрепить основы здорового образа жизни.

Атрибуты для с/р игры «Больничка.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости: конструирование, рисование.

Прогулка

Наблюдение за ветром. Как ветер влияет на полет птиц? Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Совушка»

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017)

Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

День недели

Режим

Интеграция

образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образ.деятельн. в

режимн моментах

Среда

Утро

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Приём детей. Утренняя гимнастика Приветствие: Клубочек ласковых имен. Речевая пятиминутка по теме Бе Д.и.: «Что перепутал художник» (отделы в продуктовом магазине).Цель: развитие зрительного внимания, закрепление знаний продуктах питания и различных отделах магазина. седа «Все о нашей посуде»- уточнить значение и роль посуды для нашего здоровья.

Инд. работа- совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по форме предметы (продукты питания

Настя, Даша, Лера.

Ситуативный разговор с детьми «Наша гигиена» с целью закрепить культурно-гигиенические навыки.

Оснащение предметно-пространственной среды в группе -подбор иллюстраций по теме недели. Самостоятельная деятельность в центрах активности. Раскраски по теме.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

НОД

Речевое развитие

Познание

НОД.Познание. Формирование целостной картины мира. Тема:

Худож.творчество

Физическое развитие

НОД.Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

НОД Физическое развитие по плану инструктора

Прогулка

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Наблюдение за птицами -вороной.Цель: расширение представлений о зимующих птицах; обучение наблюдательности (как передвигаются птицы).«Ворона и собачка». Цель: обучение подражать движениям и голосам птиц; передвигаться, не мешая друг другу. П/И «Сбей кеглю »

Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между предметами.

Ситуативный разговор «Как дети понимают пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму»?»

Труд на участке - собрать мусор Цель: воспитывать желание бережно относиться к чистоте окружающей среды. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Опытно-экспериментальная деятельность «Как растопить снег»

Работа

перед сном

Культурно - гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»,

Вечер

Пробуждение под спокойную музы ку. Комплекс упр. в кровати. Закаливаю щие процедуры.

Д.и.: «Узнай по контуру». Цель: развитие умения зрительно анализировать контур предмета. Повторение песен к новому году

Д/И «Нарисуй по точкам» Цель: развивать мелкую моторику рук. С Кариной, Алиной, Дашей

Ситуативный разговор «Каждой игрушки свое место». Цель: закрепление навыков уборки игровой зоны. .

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Оформление книжного уголка, атрибуты для с/р игры

Прогулка

Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Птички на дереве» .

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017

Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

День недели

Режим

Интеграция

образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образ.деятельн. в

режимн моментах

Четверг

Утро

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Приветствие каждого ребёнка входящего в группу. Утренняя гимнастика под музыку. Речевая пятиминутка по теме. Д/и «Угадай кто это?» (по описательным признаками). Цель: закрепление представлений о продуктах питания, посуде развитие слухового внимания, мышления.

П/и «Тень»

Д/И «Исправь ошиб ку» Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений «мой, моя, мои, мое» СФотимой, Зухрой Кариной

Разучивание динамиче ской игры «Моль» Цель: развивать зрительно-моторную координацию движениие. Даша, Богдан, Сережа )

Труд - подготовка рабочего места к образовательной деятельности Цель: воспитывать аккуратность.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Набор предметных картинок по теме, альбом «Посуда».

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

О предстоящем конкурсе «Рождественская игрушка»

НОД

Речевое развитие

Познание

НОД. Речевое развитие (коррекционное) Тема:

НОД. Познание. ФЭМП Тема:

Художест.-эстетич.

НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

Прогулка

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическое

Наблюдение за неживой природой - солнцем. Цель: углубление знаний о природных явлениях (солнечная, пасмурная погода).П/и: «Кто дальше бросит снежок? - упражнять в метании, соблюдать очередность

Упражнять детей в прыжках через длинную скакалку (Катя,Лера,Люба)

Познавательно-исследовательская деятельность: «Зачем снег нужен деревьям

Труд -очистить веранду от снега, навести порядок. Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда, мячи.

Работа

перед сном

Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение художественной литературы: Н.Носов по выбору детей

Вечер

Пробуждение под спокойную музыку. Комплекс «Котята».Закаливающие процедуры. Театрализация сказки «Заюшкина избушка» Цель: учить детей выразительно исполнять диалоги.

Повторить стихи и песни к новому году

Ситуативный разговор с детьми - «Играем дружно» с целью закрепления умения организовывать совместные игры

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости

Настольно печатные игры: «Лото», «Домино»,»Логика»

Свободная деятельность в уголке ИЗО с использованием трафаретов, раскрасок.

Прогулка

Наблюдения за ветром. Цель: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе П/И по выбору детей. Составление загадок про посуду, продукты питания с Левой, Катей, Аделиной и Русланом.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017 г)

Группа: старшая группа Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

День недели

Режим

Интеграция

образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образ.деятельн. в

режимн моментах

Пятница

Утро

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Утренняя гимнастика под музы ку. Приветствие «Встаньте дети, встань те в круг». Речевая пятиминутка по теме. Беседа с детьми «Здоровье - главное богатство» Цель: закрепить представление о правильном питании, о необходимости беречь свое здоровье.

Инд. работа обсуждение продуктов питания, из которых можно приготовить завтрак С Кариной П., Сережей Г.. Алиной А.

Беседа о том, что на завтрак нам готовят повара?

Труд по столовой Цель: учить детей сервировать стол к завтраку.

Набор иллюстраций по теме, д/и, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости Сюжетно - ролевые игры по желанию детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

«Как провести выходные дни с пользой для ребенка»

НОД

Речевое развитие

Познание

НОД экология Тема:

НОД. Рисование. Тема:

Физ. Культура

По плану инструктора по ФИЗО

Прогулка

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физ. Культура

Художественно-эстетическо

Наблюдение: «Береза поздней осенью».Продолжать знакомство детей с различными видами деревьев, учить узнавать березу по белому стволу, форме ветвей, называть ее отличительные признаки. Рассказать детям о березе, как о символе России. . Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. П/и: Кто быстрее добежит?»

П/И «Попади в об руч» Цель: упражнять детей в метании мешочков в вертикальную цель Эмиль, Люба, Аделина

Дид игра «назови одним словом». Учить использовать в речи обобщающие понятия посуда, продукты. Обогащать словарный запас.

Труд на участке - расчистить дорожки от снега . Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда, мячи.

Работа

перед сном

Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение худож. литературы: В. Осеева «Печенье».

Вечер

Пробуждение под спокойную музыку. Закаливающие процедуры. Чтение художественной литературы. Сказка «Снежная Королева». Беседа по прочитанному.

Д/ у «Продолжи узор» Цель: упра жнять детей в ори ентации на листе бумаги в клетку. (Кариной, Дианой, Богданом)

Ситуативный разговор «Если друг оказался вдруг» Цель: учить детей находить решение в проблемных ситуациях, воспитывать дружелюбие

Развлечение «Путешествие в страну здоровья» Цель: закрепить представление о пользе спорта для здоровья, воспитывать желание поддерживать здоровый образ жизни

Прогулка

Наблюдения за следами. Д/И «Где чьи следы?» Цель: развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не стало» С Кариной П., Дашей П., Сережей Т. закрепить последовательность частей суток

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект проведения ООД

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию

в старшей группе

Тема: «Путешествие в мир посуды»

Провела: воспитатель

Ахметьянова Ф.С.

- 2016 –

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:

Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

Развивать мышление, воображение;

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа :

    Экскурсия на кухню детского сада;

    Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;

    Отгадывание загадок о посуде;

    Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

    Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)

Мы пришли сюда с утра,

Крикнем дружно все: «Ура!»

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля!

Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!

Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!

    Основная часть занятия. (Ребята поворачиваются к экрану и становятся полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в одну очень интересную страну. И познакомимся с её обитателями.

Воспитатель: Как вы думаете, в какую страну мы отправимся? Вот вам подсказка:

Я рукотворная звучащая, воды я не боюсь
Для еды гожусь – а ударь – иногда разобьюсь.

Воспитатель: Это, конечно же, ПОСУДА!

Воспитатель: Нашими проводниками в эту замечательную страну будут Губка и Мыльце. (Слайд 1)

1. Беседа с детьми на тему: «Посуда».

Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель: Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: Посуду придумали древние люди.

2.Упражнение «Расставь посуду на столе». (Рассаживаются за столы)

Воспитатель: А теперь садимся за столы . Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2)

Здесь нарисованы разные предметы. У вас на листочках есть такой же рисунок. Вам надо посуду «переместить» на стол. Для этого проведите от предметов посуды к столу стрелочки. (Слайд 3 – проверка)

3. Упражнение «Делим на группы».

Воспитатель: Да, правильно, ребята, но посмотрите, наши друзья почему-то заспорили, Губка говорит, что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы а, мыльце сомневается. А как думаете вы, на какие группы можно её разделить. (Дети затрудняются ответить).

Воспитатель: Сейчас вам Губка расскажет, какая бывает посуда по назначению.

Воспитатель: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. К чайной посуде относится чайник, чашки, блюдца. (Слайд 4)

К столовой – тарелки, ложки, вилки, стаканы, та посуда, из которой мы, как правило, едим. (Слайд 5)

А к кухонной – сковородки, кастрюли. (Слайд 6)

Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.

Воспитатель: Ребята, мыльце будет вам показывать картинку, а вы будете отвечать, что на ней изображено и к какой группе относится .

Какая посуда бывает по назначению?

(Слайды 7,8,9,10)

4. Игра с мячом «Назови, какая посуда».

Воспитатель: Какая бывает посуда? (деревянная, стеклянная, фарфоровая и т.д.)

Посуда не только по назначению бывает разная, но и отличается тем, из какого материала она изготовлена. Поиграем в игру и назовем, какая же бывает посуда в зависимости от материала.
Если тарелка из пластмассы, то она (какая) - …

Если ложка из металла, то она ….

Если чашка из фарфора, то она… .
Если стакан из стекла, то он…

Если сахарница из стекла, то она… .

Если сковорода из керамики…

Если сковорода из чугуна …
Если половник из металла, то он… и т. д.


5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
(Исследовательская деятельность)

Воспитатель показывает образцы посуды из дерева, глины, стекла, пластмассы, металла. Дети берут в руки посуду, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, глиняная посуда тяжелая, готовить в ней можно только в духовке.
Дети рассматривают посуду и называют свойство материала: стекло -прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое, глина – толстая, непрозрачная, метал – тяжелый, прочный, твердый и т. д.
Динамическая минутка – упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни – разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

    «Четвертый – лишний». (Презентация)

Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.

Кастрюля – хлебница – сковорода – чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка – стакан – кружка – вилка (вилка не для питья)

Ложка – вилка – нож – кастрюля (кастрюля – не столовый прибор)

Чайник – самовар – чашка – сковорода (сковорода – не чайная посуда)

    «Что за горе у Федоры?»

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как надо ухаживать за посудой?

Дети: После того, как посуду помыли, ее надо поставить в шкаф, на полки. Воспитатель : Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните, как она называется. (Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского).

Воспитатель : Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры?

Воспитатель: А мы сейчас научимся убирать посуду по местам. Здесь на столе много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на вторую – столовую, на третью полку – чайную, на верхнюю – столовые приборы.

(Выходят по одному ребенку и расставляют посуду по полкам)

IV . Итог занятия.

Воспитатель: Ну что ребята! Интересное путешествие? (Ответы)

Воспитатель: Придя домой помогите маме накрыть на стол. Только вот вопрос. Какую посуду вы поставите на стол, чтобы пообедать? Чайную, кухонную или столовую?

Воспитатель: Какую посуду вы накроете к чаю?

Воспитатель: В какой посуде вы поможете маме приготовить еду?

Воспитатель: А теперь Губка и Мыльце предлагают вам отгадать загадки.

    Суп, салат, пюре, котлеты
    Подают всегда в … (Тарелке)
    А на чай и простоквашу
    Подставляй, дружочек, … (Чашку)

    По моей тарелке лодочка плывёт.
    Лодочку с едою отправляю в рот.
    (Ложка)

    Чайника подружка
    Имеет два ушка,
    Варит кашу, суп для Юли.
    И зовут её… (Кастрюлей)

    Будет вкусная еда
    С золотою коркою,
    Если пользуешься ты…
    Верно, сковородкою!

Список использованной литературы.

        1. Н.Нищева., Л.Гавришева: Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, 2012 год.

Приложение 1. Отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»

И помчалися по улице ножи:

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»


Утюги бегут покрякивают,

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!




А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
2
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
3
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
4
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»
5
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
6
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
осказках.ру - oskazkax.ru
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»
7
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-

Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Программное содержание:

— Закрепить познания детей о посуде.

— Учить называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану.

— Правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы.

— Развивать память, внимание, мелкую моторику.

— Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.

— Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Коммуникация.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Здоровье.

Первичные представления о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Физкультминутка «Я чайник-ворчун», пальчиковая гимнастика «Посуда», зрительная гимнастика в стихах.

Социализация.

Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

Познание.

Решение задач, развивающих речь:

Игра «Сравни»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Из чего сделана посуда»

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Чтение художественной литературы.

Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Штриховка карандашом.

Оборудование:

Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде, игры: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвёртый лишний» и др.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам надо отгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон. (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелкою)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно, все загадки о посуде! Наше путешествие будет в страну «Посуда». Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

— Из какой мы кушаем? (Столовая).

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

Вот такая разная посуда бывает. А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? (Федорино горе).

— Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский — показать портрет писателя).

— Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажите.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни»

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Воспитатель: Молодцы. Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг. Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку) .

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Воспитатель: Молодцы!

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Ребята, а Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают. Игру начинает воспитатель (дает образец описания).

— название предмета посуды

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и подробно рассказали о посуде. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете? (ответы детей) . А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все сядем за столы. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда».

Задачи:

  1. Расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
  2. Развитие связной речи.
  3. Употребление предлогов – с, — в.
  4. Образование единственного и множественного числа существительных.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Материал к занятию:

  • предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики».

План занятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия.

Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.

2. Активизация словаря по теме «Посуда».

К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? («Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры,
посуде с ней было горе:
Федора её не любила -
пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила),
оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)-
вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите,
задания Федоры решите.

3. Лексико-грамматические упражнения.

На доске размещаются пиктограммы — символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра « Жадина». На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково».

Образование уменьшит ельно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка — ложечка, вилка — вилочка и т.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один — много».

Называние предметов в единственном и множественном числе, (стакан — стаканы, ложка — ложки и т.д.)

г) Игра «Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.

3. Беседа по теме.

– Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла.

На доске вывешивается картина – схема, помощью которой дети классифицируют посуду по назначению.

В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.

Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На конфорку.

4. Психогимнастика.

Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

5. Употребление предлога «с».

Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.

6. Игра «Где живут продукты?»

А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в (перечнице), чай живёт в (чайнике). Кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице). Конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в (салатнице).

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх-вниз), приседать — вставать (4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

8. Игра «Чего не хватает?»

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?» (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).

9. Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ.

Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

10. Развитие связной речи.

Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он.

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»

Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

11. Итог занятия.

Ритуал прощания, все дети берутся за руки.

Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «Добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139,
г. Иркутск