ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Способы распространения семян таблица. Распространение плодов и семян. Что такое семя

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? (Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И нам парашютистами
Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго,
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена
(В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

Под березою напорошено –
Семена, семена, семена”
(В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель : - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель : - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель : - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Витамин “А” надо принимать,
Чтобы в школу не проспать.
Хочешь быть как вундеркинд
Принимай “А” витамин.
Он в смородине, рябине
И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы,
Но есть на мне цветы.
А как приходит осень
Есть красные “ плоды”.
Все любят есть шиповник
И я люблю себя.
Во мне ты знаешь много
Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина
Люблю я витамины.
Богата витамином “А” -
Кушайте друзья!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

растительного мира предусмотрела не только развитие и приспособленность к окружающей среде растений, но и выработала приспособление к эффективному распространению семян. Распространение семян и плодов необходимо растениям для того, чтобы они не конкурировали за ресурсы.

Пример 1

Например, если отросток появляется под материнским растением то, скорее всего, он погибает из-за недостатка солнечного света, или малоразвит.

Разнообразное строение плодов предоставляет различные способы распространения. Распространение осуществляется при помощи антропогенных, биотических и абиотических факторов. Исходя из этого, существует четыре способа распространения плодов и семян:

  1. Животные и человек;
  2. Ветер;
  3. Вода;
  4. Самораспространение.

Многие плоды способны распространятся несколькими из способов.

Распространение плодов и семян животными

Замечание 1

Считается что животный способ распространение семян самый эффективный, поскольку человек и животные способны относить достаточно далеко от материнского места растения. Человек распространяет множество видов растений на все материки света.

Известно четыре варианта распространения семян.

Одним из вариантов - распространяются сухие плоды . С помощью мелких крючочков, зацепок, колючек, семена крепятся к шерсти животных и попадают на одежду человека. Таким образом, семена мигрируют вместе с животными и человеком. Семена растений, оказавшись на новом месте и при благоприятных условиях, прорастают. Например, череда, подмаренник, лопух, верблюжья колючка и другие цепкие растения.

Второй вариант распространения осуществляется сочными плодами . Животные, поедая сочные плоды, не перерабатывают семена плодов, и таким образом семена оказываются на другом месте. На пример растения образующие сочные съедобные плоды, ягоды, яблоки, вишни, рябина, бузина и др.

Третий вариант существует благодаря запасам плодов грызунов . Забытые или потерявшиеся не съеденные плоды грызунов распространяются. Например, орехи, желуди, злаковые растения.

Четвертый вариант присущ человеку . Переезжая на дальние расстояния человек, перевозит большие грузы и вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений с одного континента на другой. Так же человек может специально перевести на свою родину плод или семя растений для дальнейшего его выращивания. Так в Европу, например, были завезены с других материков картофель и табак. Примеров такого распространения очень много.

Распространение плодов и семян ветром

Семена и плоды приспособлены к полету благодаря их легкости. От этой способности зависит расстояние полета семени или плода. Кроме их массы расстояние преодолевается при помощи летательных образований, которые увеличивают площадь плода. От большого объема поверхности плода и его маленькой массы, зависит его легкость полета.

Летательные образования представлены летучками и крылатками. К летучкам относят плоды с пушистыми образованиями или парашютики. Например, тополь, ива, хлопчатник, одуванчик и др. крылатки имеют пленчатые выросты, они достаточны большие, что с легкостью осуществляется полет плода. Плоды-крылатки характерны для деревьев, например, клен, береза, ясень.

Распространение плодов и семян водой

Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Самораспространение семян плодами

Такой способ характерен для раскрывающихся сухих плодов, при созревании они сами обеспечивают разброс семян. В некоторых случаях семена выталкиваются с силой. Так ветром, от созревшей коробочки, которая вскрывается и колышется, рассыпая семена, распространяются растения, например, фиалки, мак. Именно коробочка приспособлена для самораспространения, а ветер играет лишь второстепенную роль.

Распространения растений имеющих плод боб осуществляется при помощи его созревания, высыхания, скручивания и, в конечном итоге, растрескивания по шву, что способствует разбрасывания семян. Так распространяются акация, люпин, бешенный огурец, недотрога.

Замечание 2

Самораспространения по отношению с остальными способами, считается не эффективным. Поскольку, от родительского растения семена не отлетают.

Лекция. Распространение плодов и семян.

Одна из причин огромного разнообразия семян и плодов – различные приспособления к их распространению.

Так как подавляющее большинство растений ведут прикрепленный образ жизни, - все они вынуждены распространяться в пространстве и во времени зачатками – диаспорами.

Процесс распространения диаспор растений – диссеминация (лат. disseminare – рассеивать, распространять).

Диссеминация необходима:

    для сохранения и расширения ареала вида;

    как вариант избегания экстремальных условий и периодов года (пережидание их в зародышевом, покоящемся состоянии);

    для предотвращения нежелательного близкородственного скрещивания, усиления перекомбинации генов, и => для сохранения гетерозиготных гетерозисных особей;

    для поддержания более или менее постоянного состава фитоценоозов.

С теоретической точки зрения – изучение способов диссеминации позволяет раскрыть особенности биологии конкретных видов, пути формирования растительных сообществ и растительного покрова.

С практической точки зрения –

1) для изучения возможностей естественного восстановления лесов после пожаров, вырубок и других воздействий.

2) в практике сельского хозяйства, знание особенностей распространения семян сорных видов помогают сократить их численность до минимума.

Основные способы расселения плодов и семян

(старый учебник с.428 – 430).

Для обозначения отдельных способов расселения растений употребляют термины, в основе которых лежит корень «хорео» - распространяюсь, расселяюсь.

Диссеминация плодов и семян

Автохория Аллохория

    Барохория

    Автомеханохория Анемохория Гидрохория

    Геокарпия (ветром) (водой)

Зоохория Антропохория

(животными) (человеком)

1. Автохория – расселение плодов и семян самостоятельно, без участия каких-либо внешних факторов.

Автохория осуществляется в 3 формах:

    Барохория – самопроизвольное опадение зрелых диаспор под собственной тяжестью (сорные растения, пальмы, ряд сложноцветных с массивными плодами и семенами и т.п.).

    Автомеханохория – активное разбрасывание семян при вскрывании зрелого плода (створки плода бобовых – фасоль и т.д.; недотрога – сильное осмотическое давление в клетках, при прикосновении к зрелому плоду коробочка с силой раскрывается и семена разбрасываются; бешеный огурец – при созревании плода идёт повышение давления во внутренних тканях и при падении или внешнем воздействии – сочная мякоть вместе с семенами с силой выстреливается наружу.

    Геокарпия – самосозревание плодов в почве. У ряда фиалок и арахиса после оплодотворения, благодаря геотропическим движениям плодоножек завязи зарываются в почву, где и происходит рост и созревание плодов.

Растения с автохорными плодами составляют 20 – 30% от всех цветковых растений.

2. Аллохория (греч. allos – другой) – распространение диаспор с помощью внешних факторов (ветра, воды, животных, человека).

1. Анемохория – распространение диаспор растений воздушными течениями, ветром.

Ветер самый распространненый фактор, но не всегда эффективный.

Основная масса семян и плодов переносится по воздуху. Некоторые распространяются двигаясь по снежному насту наподобие буера (семена сосны), некоторые по поверхности воды (плоды тростника), ряд растений перекати-поле переносятся ветром по поверхности земли и при этом рассеивают свои семена.

По способам переноса ветром выделяют 3 группы анемохорных растений.

1 группа. Растения с парящими семенами (парение предполагает долгий полёт семян в воздухе), что обеспечивается:

Малым весом семян (например, пылевидные семена грушанковых и орхидных);

Специальными парашютиками, волосками и хохолками-папусами (у сложноцветных и ивовых), которые обеспечивают:

Долгий полёт семени или плода;

Снижение этих семян и плодов обеспечивается гигроскопичностью парашютиков, волосков и хохолков.

2 группа. Растения с планирующими семенами (например, у клёна, ясеня, березы, вяза). Как правило такие растения имеют плоды с выростами и называются – крылатками . Летят по снижающейся траектории, так как они более тяжелые чем парящие плоды и разносятся на меньшие расстояния.

3 группа. Растения с воздушными плодами-дирижаблями (например, пустынные бобовые имеют лёгкие вздутые плоды, переносящиеся ветром как дирижабли частично по воздуху, а частично по поверхности песка, воды и т.п.). (Джузгун, клевер земляничный).

2. Гидрохория - распространение диаспор растений с помощью воды.

Диаспоры гидрохорных растений имеют приспособления препятствующие смачиванию водой и => для их семян и плодов характены:

Несмачиваемость (восковый слой, густое опушение);

Высокая плавучесть (воздухоносные полости, слизистые чехлы и т.п.).

Гидрохория характерна для гидрофитов, растений морских побережий и речных долин (кувшинка, кубышка, рдест, кокосовая пальма, ежеголовник). Наиболее эффективно по дальности – разнос семян и плодов морскими течениями.

3. Зоохория – распространение диаспор животными.

Различают эндзоохорию, эпизоохорию и синзоохорию.

    Эндзоохория - распространение семян при поедании животными сочных плодов. Семена проходят неповрежденными через пищеварительный тракт и выбрасываются с экскрементами. В умеренных широтах этот способ распространения семян очень характерен для птиц поедающих яркие, сочные, питательные плоды калины, рябины, черемухи, боярышника, приспособленных для этих целей. Семена таких растений часто имеют твердую, каменистую семенную кожуру.

    Эпизоохория – пассивный разнос диаспор на теле животного. Диаспоры имеют специальные приспособления (прицепки, колючки, клейкие вещества – череда, липучка, лопух) или они очень мелкие и разносятся на перьях и лапах, прилипая к ним с грязью (например, подорожник).

    Синзоохория – активное распространение, связанное с запасанием пищи. Диаспоры, снабженные специальными питателными придатками – ариллусами (у хохлатки, пролески, фиалок, клещевины, чистотела) растаскиваются муравьями – мирмекохория , или ореховидные диаспоры (у сосны сибирской, дуба, бука, лещины) распространяются (невольно) грызунами (белками, мышами, бурундуками) или птицами (сойками, кедровками), которые делают кладовые, о которых потом забывают, не находят и => благодаря им происходит восстановление лесов на вырубках и пожарищах.

4 . Антропохория – распространение диаспор растений, связанное с деятельностью человека.

Антропохория может быть преднамеренной (перевозка, высев, заделка семян культурных растений) и косвенной (через поливные воды, транспортные перевозки, случайно вместе с другими культурными растениями и фуражом, с домашним скотом). Различают 3 формы антропохории.

Антропохория

Агестохория Эргазиохория

Спейрохория

Агестохория – распространение растений транспортными средствами (не зависит от приспособлений к распространению у переносимых семян и плодов).

Преднамеренная агестохория – завоз культурных растений из других природных зон и континентов (у нас это прежде всего завоз культурных растений из Америки – картофель, кукуруза, томат, подсолнечник и т.п.).

Непреднамеренная агестохория – распространение диаспор заносных – адвентивных растений попутно с другими грузами (например, у нас в области вместе с шерстью из Сибири попутно занесли адвентивное растение – крапиву коноплёволистную).

Для агестохории харктерна большая дальность и быстрота распространения.

Таким образом в Америку из Евразии были завезены многие сорняки: бодяк полевой, овсюг, подорожник большой – «след белого человека», а в Европу из Америки – карантинные сорняки – амброзия, циклахена и др.

Сначала агестохорные растения заселяют полосы вдоль железных дорог, автотрасс, территории речных портов, а потом распространяются на окружающие территории.

Спейрохория – распространение диаспор растений путём их высева. => Характерна высокая степень специализации диаспор сорных растений. Спейрохория привела к отбору специфических засорителей наиболее древних культур (пшеницы, риса, льна, проса, гречихи) и выработки у сорных растений ряда приспособлений, из-за которых их семена с трудом можно отличить от семян культурных растений (явление мимикрии).

Очень похожи плоды-зерновки у овса и сорняка-овсюга, плоды у гречихи и сорной гречихи татарской, зерновки ржи и пшеницы и т.д.

Эргазиохория – распространение диаспор растений сельскохозяйственными орудиями и машинами при обработке почвы.

Эргазиохория свойственна для сорнополевых и ряда сенокосных растений и способствует распространению диаспор в пределах обрабатываемых угодий.

Таким образом, трудовая деятельность человека создает большие возможности для расселения семян.

По эффективности, дальности разноса все способы равноценны.

По массовости наибольшее значение имеет анемо- и зоохория.

Расселение растений всегда идёт в пространстве и во времени.

Для растений важно распространение их семян. Чем дальше от материнского растения вырастет дочернее растение, тем меньше они между собой будут конкурировать за ресурсы. Например, если молодая поросль деревьев появляется под материнским деревом, то она скорее всего погибнет из-за недостатка солнечного света. Поэтому растениям было важно выработать приспособление для эффективного распространения семян. И этим приспособлением у покрытосеменных оказался плод. Таким образом, говоря о распространении семян покрытосеменных, можно иметь в виду распространение их плодов.

Поскольку плоды распространяются разными способами, то и выглядят они по разному. У каждого вида цветкового растения плод отличается своими особенностями. При всем этом существуют четыре основных способа распространения плодов. Это распространение с помощью 1) животных (в том числе птиц и человека), 2) ветра, 3) воды, 4) саморазбрасывания. Бывает, что в природе плоды одного и того же растения распространяются несколькими способами, однако приспособлены они в основном все-таки к одному.

Распространение плодов животными

Существуют два основных варианта, как животное может распространить семена. Если плоды сухие и имеют различные мелкие крючки, зацепки, колючки, то они могут прикрепляться к шерсти или коже животных. Позже животное их сбрасывает в другом месте. Если плоды сочные, то животные поедают их. Однако в их пищеварительных трактах семена плодов не перевариваются и выходят наружу, причем окруженные удобрением.

Примерами растений, которые распространяются с помощью зацепок, являются череда, лопух, подмаренник. Примерами растений, которые распространяются за счет поедания их животными, являются все, которые образуют сочные плоды (ягоды, яблоки, вишни и др). Особенно много растений распространяют птицы (рябина, бузина и др.)

Однако существует еще третий вариант распространения. Орехи едят многие грызуны (например, белки, мыши). При этом они съедают и, конечно, переваривают семя. От него ничего не остается. Но грызуны часто прячут запасы орехов и желудей, а потом их не находят. Таким образом, благодаря их забывчивости, плоды растений и распространяются.

Следует отметить роль человека в распространении плодов и семян. Человек переезжает на большие расстояния, перевозит многочисленные грузы. Часто вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений. В результате на одном континенте могут появляться растения, родиной которых является совсем другой континент.

Распространение плодов ветром

Для распространения ветром плоды должны быть легкими, чтобы как можно дольше лететь на ветру. Это достигается не только за счет уменьшения массы семени и плода, но и за счет различных образований, которые увеличивают площадь плода. Ведь чем больше поверхность и меньше вес, тем легче лететь.

Можно выделить два основных типа приспособлений для распространения ветром. Это летучки и крылатки . К летучкам относятся плоды с различными пушистыми образованиями (тополь, ива, кипрей, хлопчатник) или парашютиками (одуванчик). Крылатки имеют достаточно большие пленчатые выросты (клен, ясень, береза). Обычно такой плод бывает у деревьев. Крылатки отрываются от веток уже после опадения листвы, чтобы она им не мешала лететь.

Распространение плодов водой

Водой распространяются плоды водных покрытосеменных, а также многих тех, которые растут вдоль берегов.

Приспособлением плода к распространению водой является увеличение его плавучести. Это достигается за счет образования воздушных полостей внутри плода. Так, например, у плода кокоса волокнистая мякоть, в ней много воздуха. Поэтому кокосы не тонут и отплывают далеко, достигая соседних островов. У кувшинок семена окружены губчатым плодом, который также не дает им возможности утонуть.

С помощью воды распространяются плоды ольхи, осоки.

Саморазбрасывание семян плодами

При этом способе распространения плод устроен так, что вскрываясь при созревании, он сам обеспечивает разброс семян. В одних случаях для этого используется ветер, и тогда семена мелкие. В других - семена из плода выталкиваются с силой.

С помощью ветра разбрасываются семена, заключенные в плод коробочку. Созрев, коробочка вскрывается и на ветру колышется, из нее в разные стороны высыпаются семена (мак). Можно сказать, что это распространение с помощью ветра, а не саморазбрасывание. Однако ветер лишь перемещает семена, а не плод. Сам плод - коробочка - остается на растении, и именно он приспособлен для саморазбрасывания.

Другим примером саморазбрасывания является плод боб. При созревании створки боба высыхают, скручиваются в разные стороны, плод растрескивается по шву, и семена разбрасываются, иногда с силой (фасоль, горох).

Половое размножение у семенных растений, к которым относятся цветковые и голосеменные, осуществляется с помощью семян. При этом обычно бывает важно, чтобы семена оказались на достаточно удаленном расстоянии от родительского растения. В этом случае больше шансов, что молодым растения не придется конкурировать за свет и воду как между собой, так и со взрослым растением.

Покрытосеменные (они же цветковые) растения в процессе эволюции растительного мира решили проблему распространения семян наиболее успешно. Они «изобрели» такой орган как плод.

Плоды служат приспособлением к определенному способу распространения семян. По-сути, чаще всего распространяются плоды, а семена вместе с ними. Поскольку способов распространения плодов достаточно много, то существует множество разновидностей плодов. Основными способами распространения плодов и семян являются следующие:

    с помощью ветра,

    животными (в том числе птицами и человеком),

    саморазбрасыванием,

    с помощью воды.

Плоды растений, которые распространяются ветром, имеют специальные приспособления, увеличивающие их площадь, но не увеличивающие их массу. Это различные пушистые волоски (например, плоды тополя и одуванчика) или крыловидные выросты (как у плодов клена). Благодаря таким образованиям, семена долго парят в воздухе, а ветер их относит всё дальше и дальше от родительского растения.

В степи и полупустыне нередко растения засыхают, и ветер обламывает их у корня. Перекатываемые ветром, засохшие растения рассыпают по местности свои семена. Таким «перекати-поле» растениям, можно сказать, не нужны даже плоды для распространения семян, так как с помощью ветра их распространяет само растение.

С помощью воды распространяются семена водных и околоводных растений. Плоды таких растений не тонут, а уносятся течением (например, у ольхи, растущей по берегам). Причем это не обязательно мелкие плоды. У кокосовой пальмы они крупные, но легкие, поэтому не тонут.

Приспособления плодов растений к распространению животными более разнообразные. Ведь животные, птицы и человек могут по-разному распространять плоды и семена.

Плоды некоторых покрытосеменных приспособлены к тому, чтобы цепляться за шерсть животных. Если, например, животное или человек пройдет рядом с репейником, то за него зацепится несколько колючих плодов. Рано или поздно животное их сбросит, но семена репейника окажутся уже относительно далеко от исходного места. Кроме репейника, примером растения с плодами-зацепками является череда. Ее плоды относятся к типу семянки. Однако у этих семянок есть маленькие шипы, покрытые зубчиками.

Сочные плоды позволяют растениям распространять их семена с помощью животных и птиц, которые поедают эти плоды. Но как же они их распространяют, если плод и семена вместе с ним съедены и переварены животным? Дело в том, что переваривается в основном сочная часть околоплодника плода, а вот семена - нет. Они выходят из пищеварительного тракта животного. Семена оказываются далеко от родительского растения и окружены пометом, который, как известно, неплохое удобрение. Поэтому сочный плод можно считать одним из самых успешных достижений эволюции живой природы.

Существенную роль в распространении семян сыграл человек. Так плоды и семена многих растений были случайно или намеренно завезены на другие континенты, где они смогли прижиться. В результате сейчас мы можем, например, наблюдать как в Америке растут растения, характерные для Африки, а в Африке - растения, родина которых Америка.

Существует вариант распространения семян с помощью разбрасывания, а точнее саморазбрасывания. Конечно, это не самых эффективный метод, так как семена оказываются всё-равно близко к материнскому растению. Однако такой способ нередко наблюдается в природе. Обычно разбрасывание семян характерно для плодов типа стручок, боб и коробочка. Когда боб или стручок засыхает, его створки скручиваются в разные стороны, и плод растрескивается. Из него с небольшой силой вылетают семена. Так распространяют свои семена горох, акация и другие бобовые.

Плод коробочка (например, у мака) колышется на ветру, и их него высыпаются семена.

Однако саморазбрасывание характерно не только для сухих семян. Например, у растения под названием бешеный огурец семена вылетают их сочного плода. В нем скапливается слизь, которая под давлением выбрасывается вместе с семенами.