ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как правильно разместить акустическую систему в комнате. Как найти и вылечить проблемные места вашей комнаты прослушивания

4005

Акустстическая подготовка стен комнаты для прослушивания музыки, лучшая конструкция и материалы акустичечких стен









Наполнитель для пола

Если абстрагироваться от расходов, то комнату для прослушивания нужно строить по АМЛ-у. Лучше его никто в мире не написал, как нужно строить правильную с акустической точки зрения комнату для прослушивания музыки и просмотра кино. Он все собрал по крупицам, что было написано по этой теме и еще много вывел из косвенной информации.

Например - битое стекло. Здесь для засыпки пола комнаты прослушивания предлагают гречневую шелуху, лен и т. п. Это не совсем корректная замена стеклу, т.к. стекло необходимо для поглощения низкочастотных вибраций от единиц до 50 герц. Я нашел подтверждение этому совету в одной старой книге по акустике. В 30 годы на орудийных заводах в Германии при испытании пушек, их отделяли от помещения, в которое стреляли стеной с отверстием для ствола. Сама стена полая с полостью шириной в метр засыпанная битым стеклом, раньше только так спасались от низкочастотных колебаний.

В настоящее время, чтобы избавится от колебаний рельсового транспорта (трамвай, метро, ж/д) делают слоистую конструкцию; слой керамзита от 10 см и больше, слой жесткой минеральной ваты 10 см, слой керамзита от 10 см и больше, а по верху деревянный пол по лагам. По акустическим свойствам стекло в полу комнаты для прослушивания - заметно лучше этого бутерброда. Как пишет Анатолий Маркович «Стеклянная засыпка не гниет, не уплотняется и стоять будет - век».

Стены

Если принять, что большинство комнат для прослушивания музыки имеют прямоугольную форму, то в них для избежания изломов затухания, аксиальные волны должны затухать равномерно. Поэтому торцовые стены комнаты прослушивания должны иметь наиболее высокую поглотительную способность, боковые - среднюю, а пол и потолок самую низкую. Расчеты нужно делать, задавшись временем реверберации 0,5 сек и исходя из площади параллельных поверхностей.

Звукопоглощающих конструкций для отделки придумано очень много, но как правило, низкие частоты они не поглощают. Высокие и средние - пожалуйста, а частоты ниже 60 - 100 Гц, нет.

Я предлагаю самый дешевый, экологически чистый, в сравнении с обычными блоками минеральной ваты, широкополосный звукопоглотитель. Отделка стен деревом, верный ход мыслей. Обычно как, обил стены комнаты прослушивания вагонкой по брускам и считается, что ты отделал стены деревом. Такие доморощенные варианты совсем не лучше патентованных изделий, хотя и намного дешевле их.

Предлагаю проверенный мною лично способ качественно работающей акустической отделки комнаты прослушивания. Набиваем через 60 см на стены и потолок бруски 50 x 100 и заполняем пустоты капроновым волокном. Затем прибиваем к брускам под углом 45 градусов доску двадцатку - тридцатку с щелями 0,5 - 1 см. Сверху к брускам посередине прибиваем на один гвоздь только пиленную - сырую половую рейку. Половая рейка рассыхается и в пазе и гребне образуется «щелевой резонатор», который поглощает до 40 процентов звуковой энергии. А деревянная плита поглощает до 30 процентов низких частот от 40 до 200 Гц. Капроновое волокно поглощает резонансы, возникающие в 100 мм полости.

Лучше всего переднюю стену и по 25 процентов боковых стен и потолка покрыть капроновым волокном толщиной 100 мм и оббить рейкой 50 мм с зазором 50 мм. Половую рейку можно будет после просушки отшлифовать и чем-нибудь покрыть.

Элементы звукорассеяния и комфорт

Где-то пробегала информация о правильной комнате, стены которой представляют собой тысячи выступающих на разную высоту фрагментов переменных углов, форм и наклонов. Смотрится офигительно и работает хорошо, наверное. Работа по отделке комнаты прослушивания таким способом, наверняка - титаническая.

Abbasz = Единственное к чему я не готов приносить в жертву внешний вид комнаты для прослушивания. Хотелось бы, чтобы комната для погружения в музыку была уютным помещением с мягкой энергетикой, хорошим светом и удобными креслами, а не уродливой специализированной студией. Я не такой фанат звука, чтобы сознательно изуродовать помещение, которое для меня в первую очередь - библиотека и фонотека. В комнате для прослушивания - уют и покой просто обязательная вещь.

Это потом она уже акустический инструмент который надо оклеивать упаковками для яиц или городить уродливые остроконечные выступы. Остроконечные выступы, применяемые в безэховых камерах студий звукозаписи, весьма опасны с точки зрения энергии, излучаемой любым острым предметом. Какой может быть в комнате прослушивания покой и уют, когда на тебя смотрят выступы, щели, наросты и бугры? В комнатах для прослушивания нужно придерживаться разумного компромисса, а если это идет вразрез с ощущением комфорта, то к черту такие требования. Большинству меломанов хочется просто жить и радоваться, а не приносить жертвы идолу идеального звука.

Biltser = Имею такие же взгляды на "проблему" с акустикой в помещении. По поводу внутренностей комнаты для прослушивания, так и есть, дома должен быть уют и тепло. Прежде всего предусматривается, что это твоё место, где ты всегда находишь желанный покой после сложного дня. Это должна быть комната для прослушивания с обстановкой, где ты можешь сесть в удобное кресло, взять в руки хорошую книгу и пододвинув поближе к себе свет торшера углубляешься в чтение. Либо включаешь музыку, не важно какую, главное, чтобы тебе она нравилась и можешь полностью отдаться её прослушиванию. Это есть то высшее удовольствие, о которое мы ломаем копья уже много лет на разных аудио форумах. Это та самая цель, к которой мы все стремимся.

А, если кто хочет построить дома себе вместо комфортной комнаты прослушивания подобие студии - флаг ему в руки, в этом нет тоже ничего плохого. Для комнаты прослушивания существуют естественные поглотители и рассеиватели звука, это полки с книгами и винилом, толстые шторы на окнах, ковёр на полу, покрытие стен и звукопоглощающие обои.

Вышеописанными способами акустической обработки комнаты прослушивания вполне можно добиться отличного звучания, и не стоит городить у себя дома всяких «зубьев и волн», приносящих совсем мало. Если Вам нужен звук сконцентрируйте свои усилия на системе и будет больше толку. Не забывайте, что ваша комната для прослушивания музыки, это в первую очередь - жилье, а потом уже «студия звукозаписи».

Капрон, лен и синтепон

А чем как звукопоглотитель для комнаты прослушивания капрон лучше льна или синтепона? Какие у него преимущества и в чем конкретно? Или - цена ниже и доступность повсеместная? С битым стеклом никто и не спорил, вот только где его взять в достаточном количестве?

Я предлагаю капроновое волокно исходя из соотношения цена/качество и биологической устойчивости. У нас в Приморском крае уже месяц стоит жара 40 градусов и 100 процентная влажность, книги плесенью покрываются. Если не проветривать платяной шкаф - вся одежда сгниет. Так и лен за деревянной обшивкой через несколько лет в рухлядь превратится, да и для здоровья грибком дышать не полезно.

Синтепон как звукопоглотитель в комнате прослушивания пойдет отлично, его можно слоями вешать за обшивку. У нас старые капроновые канаты и сети теребят и получается волокно в тюках, или делают нетканный материал «Дорнит» им еще грядки накрывают, чтобы трава не росла. Капроновые и полиэфирные волокна идеальные звукопоглотители и не вредны человеку. А стекло я нашел на бутылочном заводе. У них там огромное количество боя на свалке, чистенькое, мелкое, самое - то.

Лен - в труху? А ничего, что лен в сантехнике в 100-процентной влажности никак не деградирует?

Переднюю и по 25 процентов боковых стен и потолок нужно покрывать волокном после обивки этих поверхностей половой рейкой. Я конечно понимаю, что жалко уменьшать площадь комнаты прослушивания, зато за счет равномерного звукопоглощения на всех частотах - тембр будет идеальным, да и дерево есть дерево.

Лен для подмотки водопроводных труб по технологии нужно смазать после намотки белилами, а льняная каболка для набивки канализационных труб пропитывается как железнодорожные шпалы креозотом. Но как всякая органика в итоге - сгнивает, поэтому пришлось перейти на фторопласт (лента ФУМ). А льном пользовались для уплотнения в первую очередь потому, что лен при контакте с водой дико набухает, почему он и до сих пор применяется для изготовления пожарных шлангов. Мало того, что крепкий, так еще и воду не пропускает. И еще хочу уточнить; листовое стекло лежит плотно, а бутылочное рыхло, а это главное.

Рассеяние звука

Иногда в комнате прослушивания рассеивать отраженный звук куда проще, чем поглощать. Я имею в виду всякие решетчатые конструкции, хотя в обычной комнате это не всегда возможно из-за wife-фактора.

В реверберационной комнате идеальное рассеивание, а время реверберации до 15 секунд. Американцы в начале прошлого века повсеместно в студиях игрались с рассеивателями. Для того чтобы рассеять низкие частоты, рассеиватель должен иметь размеры несколько метров и глубину метра полтора. Решетчатыми конструкциями можно рассеять только высокие частоты и чуть-чуть средние. У нас в комнатах для прослушивания и так полно рассеивателей; мебель, аппаратура, человек, животные, посуда и т. п.

Идеальный вариант акустического оформления комнаты для прослушивания, это косые стены, наклонный потолок и призма задней стены, вот тогда и будет эффективное рассеивание низких и высоких частот. Все это можно сделать деревянной обшивкой. Если жалко площади пола, сделайте наклонные в 3-10 градусов стены. И еще, если препятствие меньше длины волны в четыре раза, она это препятствие обтекает и все эти решетчатые конструкции низкие частоты просто не замечают. Анатолий Маркович писал, что с резонансами бороться бесполезно, у них нужно отбирать силу, т.е. нужно их рассеивать и поглощать. Я по рекомендациям Анатолия Марковича построил две комнаты прослушивания, одна 40 кв. метров для кино, и вторая 60 метров для музыки, высота потолка в обоих - 4 метра. Осталось обшить деревом стены и пол сделать на стекле.

Юрий = Самое лучшее поглощение и рассеивание в безэховой камере. К сожалению, я там не был, но кто был - говорят, что музыку слушать там совсем невозможно. Так что все полезно в меру, перебарщивать тоже не стоит. Хотя, когда в меру - очень положительный результат может получиться. У многих сложилось мнение, что глушить комнату прослушивания нельзя. А я вам скажу - совсем неверное это мнение, можно и нужно это делать, но зная меру. Только прямой звук слушать могут единицы, намного более правильно и естественно сочетание прямого и отраженного звука в пропорции 50х50, 40х60 или 60х40 в точке прослушивания. Из этого и надо исходить. Построение звукового поля в комнате прослушивания - это увлекательное занятие, могущее дать удивительные результаты.

georgy50 = Я сделал совершенно просто: Квадратная комната 5 на 5 метров обклеена со всех сторон, включая потолок, картонными упаковками от яиц и окрашена в светлые тёплые тона. Упаковки для яиц удобно наклеиваются и делают комнату для прослушивания близкой по звучанию к студии звукозаписи. Мною такое было сделано в 1969 году и с тех пор полностью удовлетворяет моим потребностям качественного воспроизведения звука. Менялся только цвет окраски панелей. Пол в ней у меня полностью застлан паласом со средним ворсом. Для дополнительного звукопоглощения можно применить картины. Картины лучше тканные, можно батик. На Ленинградском телевидении и в Доме Радио было сделано точно также. Акустика у меня подвешена на кронштейнах и пружинных растяжках. По профессии я архитектор и мне было интересно создать дешевую и простую звукопоглощающую среду в жилом интерьере.

Плеханов Андрей = Нередко на стены вешают ковры, они хорошо заглушают, в том числе и музыку. В результате нехитрых экспериментов я пришел к простой идее, комнату для прослушивания особо не переглушать. И почему бы не повесить картины? И палас на пол нужно укладывать обязательно. Для целей акустической обработки комнат прослушивания не существует каких-либо однозначных решений. Применять ковёр на полу или "тканые картины", зависит от Вашей системы и её звуковых особенностей. У меня тонкий коврик перед колонками попросту угробил звук. Наверное, если пол как барабан или покрыт керамической плиткой, то с этим безусловно надо что-то делать, но и превращать комнату прослушивания в студию или в будуар с помощью магазинных ковров и тканых картин не всегда уместно.

Вряд ли найдется много людей на Хабре, кто не любит музыку или кино. Но вот вы решили, что вам надоели наушники, что хочется послушать, как на самом деле звучит ваша любимая музыка, и, накопив немного денег, вы от души походили по разным магазинам и купили хорошую (на ваш вкус) аудиосистему.

Чаще, чем того хочется, такие покупки не доставляют ожидаемого удовлетворения. Когда колонки расставлены там, где удобно и практично, кабели подключены и запущен любимый трек, выясняется, что все играет не так, как ожидалось. А все дело в том, что комната, в которой играет музыка, является существенной частью аудиосистемы, и именно игнорирование этого факта является наиболее частой причиной бессмысленных дополнительных расходов на ненужные компоненты, судорожных метаний по комнате в поисках правильного расположения колонок и прочих неприятностей. Про то, что предпринять, чтобы вернуть очарование звуку, и вытащить из системы максимум звучания, прошу под кат.

Ниже я буду говорить про музыку, но все сказанное относится к кино и к любому другому виду искусства с аудиокомпонентой. Начнем с типичных врагов хорошего звучания.

Где l – длина волны в метрах, а с – скорость звука в воздухе, равная 331 м/с. В частности, для комнаты размером в 2 метра частота, соответствующая полудлине волны, будет равна 82.75 Гц, а в трехметровом размере мы получим гудение возле любимых 50 Гц.

В реальности в комнате возникает много стоячих волн, так как они идут не только перпендикулярно стенам и полу, но и от угла в угол, и чтобы примерно посчитать, на каких частотах возникнут резонансные моды, полезно использовать вот эту формулу:

Где значения p , q и r равны нулю или единице для различных мод, а L , W и H обозначают длину, ширину и высоту комнаты соответственно. Нас не будут особо интересовать моды выше третей, по той причине, что чем выше частота, тем ближе эти моды друг к дружке, и тем меньше их влияние, в результате чего частотная характеристика комнаты сглаживается. Если вас интересует тангенциальная мода для длины, то ставим 1 над L , если косая горизонтальная мода (например, из угла в угол), то ставим 1 над L и W , а если нужна косая мода из нижнего угла в верхний, то в формуле присутствуют все единички. Все просто. Добрые люди давно подумали за нас, и погуглив можно найти готовую табличку Excel с формулами (либо сайт со скриптом), куда вы вставите размеры своей комнаты и сразу увидите всю картину.

Здесь надо учесть еще одну простую истину: в музыке редко присутствуют частоты ниже 30 Гц, да и чувствительность нашего уха к этим частотам значительно ниже (мы их практически не слышим, а скорее чувствуем телом). Их больше в кино, где много звуковых эффектов, но вряд ли вас будет сильно волновать вопрос качества звучания взрыва бомбы. По секрету скажу, что субъективно приятное ощущение от хлесткости звука «бубумс», как, впрочем, и ударов палочки о барабан, в значительно большей степени зависит от более высоких гармоник, в диапазоне 150-400 Гц. Из этой несложной теории мы делаем еще более простой вывод: для того, чтобы басы звучали ровно и без гула, хорошо бы иметь комнату побольше и с разными линейными размерами. А самый ад для басов случается в комнате размером 3 на 3 на 3 метра, где слушать музыку не получится ни при каком раскладе, если только вы не поклонник барочной музыки.

И еще: приведенная выше формула работает в идеальном случае абсолютно отражающих стен. В реальной комнате резонансные частоты будут зависеть не только от этой формулы, но еще и от материала стен, соседних помещений и воли судьбы. Знаю на собственном опыте.

Гипсокартон

Этот материал притягателен тем, что позволяет быстро и дешево построить внутренние стены и стыдливо прикрыть неудачи отечественной строительной индустрии. Но, к сожалению, лист гипсокартона (даже двойной), прикрепленный к металлическому каркасу со стандартным шагом, является отличной мембраной. Он заживо похоронит практически весь бас, который, тужась, будут выдавать ваши колонки. А в процессе похорон он еще и будет переотражать этот звук на своих собственных резонансных частотах, иногда очень слышимо подгуживая.

Спрашивается, что делать? Если вам досталась готовая комната, ситуацию может отчасти спасти сабвуфер. Если вы прочли эту статью до начала строительства или ремонта, можно успеть предпринять превентивные меры. Например, можно сделать более частый шаг каркаса и к вертикальным стойкам добавить горизонтальные элементы. В какой-то степени это улучшит ситуацию, но надеятся на чудо не стоит: жестяной каркас сам по себе недостаточно жесткий, и гипсокартон все равно будет резонировать и поглощать, но эффект будет слабее и вы, возможно, сможете избавиться от гудения. А в идеале лучше выложить стену перегородочными плитами или (это будет вообще сказка) кирпичом.

Голые стены

Несложно догадаться, чем грозят голые стены. Отражаясь как от зеркала, звук на любой частоте будет долго гулять по помещению, превращая музыку в кашу.

Хуже всего голый бетон. Даже обои уже немного спасают ситуацию. Но если вы относитесь к звуку серьезно, то использования различных поглощающих материалов не избежать. Надо заметить, что необязательно покрывать все стены поглотителем. Чаще всего в жилом помещении это сделать невозможно. Поэтому надо просто втащить в комнату все, что поглощает звук: мягкую мебель, лучше всего матерчатую, а не кожаную, мягкие игрушки, ковер на пол (или на стену, если ваша жена ваш вкус потерпит такое). Очень хороши открытые книжные шкафы, желательно с книгами разного размера. Отлично работают шторы из мягкого плотного материала. Даже деревянная мебель и та поможет.

Хороший тест на результат: сядьте туда, где вы собираетесь слушать музыку, и резко хлопните. Если после хлопка вы услышите неприятный металлический звон, то надо что-то предпринимать.

Если вы хотите пойти дальше и оснастить помещение специальными звукопоглощающими конструкциями, то важно постараться разместить их чуть дальше от стены, а не прямо на стене. Все дело в том, что чем ближе поглотитель к стене, тем с более высокой частоты начинается поглощение звука. Нам хочется начать хотя бы с 300 Гц, это частота, при которой звуковая волна начинает становиться направленной, поглотитель реально начинает поглощать, и можно целенаправленно размещать поглотитель на пути отраженного звука от колонки к вам. А еще мы помним, что гул именно на этих частотах существенно влияет на субъективное восприятие баса. Характерный размер полуволны для этих частот – около полуметра, поэтому хорошо бы разместить поглотитель примерно на таком же расстоянии от стены.

Если хабражители соблаговолят к затронутой теме, в следующей статье с удовольствием поделюсь идеями самодельных конструкций для поглотителей.

Еще пара практических советов по размещению поглотителей. Для них очень хорошо подходит пространство между колонками на стене за ними, а также противоположная колонкам стена. Боковые поглотители, лучше ставить в двух (а точнее – четырех, с учетом симметрии) местах. Первое место: это путь отраженного звука от колонки к точке, где вы будете сидеть. Чтобы найти это место, надо поставить у стены зеркало так, чтобы вы увидели динамики. Но с таким поглощением нельзя перебарщивать. Если вы слишком заглушите отраженный от боковых стен звук, то стереоэффект вы услышите только в узко определенном месте. Чуть вправо и влево – собьется звуковая картинка. Второе удобное место – на линии перпендикуляра от ваших ушей к боковым стенам, если они не очень далеко от вас расположены.

Если же вы готовы проявить еще большую решительность, можно заглушить потолок. Его можно глушить повсеместно: по опыту, переглушенная комната лучше недоглушенной. Разве что стоит подумать насчет мощности усилителя и колонок: переглушите – будет тихо, а добавите громкости – пойдут искажения. Поэтому добавлять поглощающий материал нужно постепенно, проверяя на каждом шаге результат. Его можно проверять ушами, а можно померить. Опять же, если будет интерес, в следующей статье можно углубиться в доступные способы измерений и способы расчета нужного количества поглощающего материала.

Ну и ковер на пол между вами и колонками никогда не помешает. Лучше всего из натурального материала: у такого ковра будет более ровное поглощение.

Мистика с «поглотителями баса»

На практике проверено, что размещение звукопоглощающего материала в углах комнаты полезно для баса (и не только). Достоверной теории на эту тему я найти не смог. Высказываются разные предположения, однако с самим термином «bus trap» (поглотитель баса) я не очень согласен. По моему опыту, от таких конструкций баса не становится меньше, а даже совсем наоборот. Происходит другое: существенно ослабевают комнатные резонансы. Моя неподтвержденная теория состоит в следующем (критика принимается в комментариях). В углах комнаты концентрируется наибольшее звуковое давление, так как там наименьшая амплитуда звуковой волны (амплитуда и давление в звуковой волне обратно пропорциональны). Связано это с тем, что звук – поперечная волна, и около стены амплитуда этой волны, естественно, равна нулю. Стоячая волна для продолжения своего существования нуждается в накачке, и она накачивается частотами, близкими к резонансной. Эта накачка происходит не через амплитуду, а через звуковое давление, то есть она происходит в узлах волны, где больше плотность газа. По аналогии: раскачать натянутую веревку проще в точке, где она меньше всего двигается. Если в этих точках мы размещаем поглотитель, то снижается добротность резонанса, и накачка резонансных волн ослабевает. В результате субъективно баса становится больше, а не меньше, потому что он не уходит в гул стоячей волны. Не говоря уже о качестве этого баса. Не знаю, как вам моя теория, но на практике я делал измерения и результат однозначный: при добавлении поглотителя по углам существенно падали пики резонанса и поднимались провалы АЧХ в области НЧ, а также значительно уменьшалась реверберация на резонансных частотах без какого-либо общего падения среднего уровня на НЧ. Под конец добавлю еще несколько практических советов, проверенных на собственном опыте.

Очень важно понимание цели ваших действий. Я часто слышу утверждение, что задача акустического оформления помещения для прослушивания музыки – добиться близкого к идеальному АЧХ. Это не совсем верно и сложно достижимо. Дело в том, что наш слух достаточно адаптивен: фанатам «Машины времени» одинаково нравится концерт этой группы в совершенно различных помещениях и даже на открытом воздухе. В привычном для слуха помещении мы легко мысленно компенсируем влияние помещения, быстро про него забываем и получаем удовольствие, будь то кино или музыка, если, конечно, акустическое воздействие помещения не выходит за определенные комфортные пределы. В частности комфортный для нас диапазон реверберации для музыки достаточно широк, и доходит до примерно 0.8 сек. При не очень значительном отдалении от колонок основной объем звука к нам приходит напрямую от колонок безо всяких искажений. Главное, чтобы в акустике комнаты не было каких-либо странностей, типа больших пиков или провалов или фокусов с реверберацией, а также различных вторичных призвуков. Все остальное – дело вкуса.

По поводу размещения колонок: звук, который вы услышите, очень зависит от того, на каком расстоянии находятся колонки от стены и друг от друга. Расстоянием от стены можно регулировать количество баса. Чем ближе колонки к стене, тем они больше басят. Но перебарщивать не стоит: чем они ближе к стене, с тем большим рвением они возбуждают комнатные резонансы. Меняя расстояние между колонками, вы регулируете распределение баса: чем они ближе, тем больше выпирает верхний бас, чем дальше – тем больше выделяются более низкие частоты. Ну и еще не нужно забывать, что наша задача обеспечить симметрию звучания колонок, поэтому их надо по возможности размещать более или менее симмметрично в комнате. И еще: нужно минимизировать любые одинаковые или кратные расстояния. Например, расстояние от двух примыкающих стен до колонки должно быть существенно разным и не кратным.

Сабвуфер нужно размещать в точке, где он меньше возбуждает резонансы, но при этом вы его хорошо слышите. Поставите его в центр комнаты, его, скорее всего, не будет слышно вообще. Поставите прямо у стены – будут выпирать резонансы. Правильный способ найти стартовую точку для экспериментов такой: включите музыку с обилием ударника и бас гитары (хорошо пойдет современная запись блюза) без сабвуфера, найдите точку, где, с вашей точки зрения, бас звучит наиболее цельно и попробуйте поставить туда сабвуфер. А дальше придется экспериментировать с подбором сначала места, а затем параметров сабвуфера либо на слух, либо с помощью измерений. Впрочем, если у вас есть возможность измерений, то и исходную точку лучше найти по наиболее ровной АЧХ на низких частотах, а не на слух.

Если сядете в середине комнаты, то баса, скорее всего, не будет. Поэтому с самого начала лучше планировать место недалеко от стены напротив колонок. Опять же, чем ближе к стене, тем больше баса, но тем он более гулкий. Тут надо тоже поэкспериментировать.

Дизайн большинства колонок предполагает, что они направлены на слушателя, хотя бывают экземпляры с широкой диаграммой направленности СЧ и ВЧ динамиков. В любом случае не стоит ставить их параллельно друг дружке. Нужно также с уважением относиться к высоте расположения колонки: она влияет на звучание, даже если поднять колонку на пару сантиметров.

Ну и последнее: относитесь с осторожностью к любым теоретическим выкладкам относительно акустического оформления небольших помещений. Все канонические теории намного лучше подходят для больших залов. В небольшой комнате происходит такое сгущение множества факторов, что формулы становятся очень приблизительными. Поэтому полагайтесь больше на пошаговые эксперименты и простые и логичные доводы. Это, кстати, очень увлекательно.

Если вы дошли до этой строчки, тема вас заинтересовала, вам хочется знать больше, и английский вам не чужд, очень советую фундаментальный труд F. Alton Everest, Ken C. Pohlmann, Master Handbook of Acoustics.

Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания

Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.

В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши , чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, вы или просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.

Передние левый и правый каналы

Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.

Получите настоящее удовольствие от прослушивания!
Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.

Размещение сабвуфера возле стены усиливает басовое звучание. Размещение в углу позволит еще больше усилить этот эффект.

Добавление второго сабвуфера для лучшего баса

Использование двух сабвуферов улучшает распределение низких частот, заполняя пробелы, в тех местах, где воспроизведение низких частот может быть слабым. Второй сабвуфер также обеспечивает более впечатляющую динамику и сильнее наполняет комнату низкими частотами.

Место нахождения второго сабвуфера в вашей комнате можно определить с использованием специального макета. В некоторых помещениях можно получить лучшие результаты, установив сабвуфер в каждом из передних углов комнаты. В других случаях более равномерное распределение низких частот достигается за счет того, что один сабвуфер устанавливают в передней части комнаты, а другой сзади. Попробуйте несколько различных вариантов, чтобы увидеть, при каком из них вы получите лучший бас в вашей комнате.

После того как вы разместили ваш сабвуфер (ы) в подходящем месте, следует проверить домашний кинотеатр на предмет настроек сабвуфера. Прочтите наши советы которые помогут вам

Добавьте второй сабвуфер для более равномерного распределения басового тембра в вашей комнате.

Советы по установке АС в комнатах нестандартной формы

Не каждая комната может быть легко приспособлена под систему объемного звучания. Идеальным местом для акустических систем могут стать свободные пространства у дверей, окон или мебели. Для того чтобы получить лучший звук в этих, сложных по своей форме, помещениях используйте наши макеты.

У вас L-образная комната? Организуйте систему с использованием стандартных принципов размещения кинотеатра 5.1.Отодвинув диван от стены, вы улучшите качество звука.

Телевизор в углу

Телевизор в углу? Такая компоновка позволяет наилучшим образом использовать свое пространство. Диван вдоль обеих стен? Тогда звуковой проектор или система 3.1 является лучшим вариантом, так как в данном случае нет подходящих вариантов размещения для колонок объемного звучания.

У вас комната студия? Рассмотрите встраиваемые потолочные колонки в качестве тыловых каналов. Поместите их немного позади дивана для захватывающих спецэффектов.

Если у вас есть комната, которая, естественно, не поддается для размещения динамиков объемного звука, то в этом случае можно рассмотреть возможность использования или системы 3.1.
Система 3.1 использует правые и левые динамики и центральный канал, а также активный сабвуфер для создания динамической передней звуковой сцены. Эти системы зачастую могут быть более предпочтительными вариантами, чем размещение в таких помещениях динамиков объемного звучания, где они выглядят достаточно странно и не дают нужного звукового эффекта.

Dolby Atmos® и DTS:X

Вы можете настроить Dolby Atmos или DTS: X систему с или специальными с направленными вверх динамиками. Начинать создание системы Atmos следует с обычной настройки звука акустической системы объемного звучания 5.1 или 7.1. Затем добавьте два или четыре динамика для проецирования звука, который обрушивается сверху на слушателя.

DTS: X работает с любой традиционной системой объемного звучания. Простая настройка ваших акустических систем позволит наилучшим образом организовать ваше пространство. Затем используйте автокалибровку вашего AV- ресивера для лучшей настройки звучания. Она определит, куда лучше всего направлять диалоги и звуковые эффекты.

Учитывая специфику акустических систем Dolby Atmos необходимо тщательно проверить их настройки, пользуясь пошаговым руководством компании Dolby.

Не беспокойтесь о настройках наилучшего звучания - все будет сделано в автоматическом режиме

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно, искать "идеальное место" для каждого громкоговорителя. Почти все АВ-ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают автоматическую калибровку звучания, которая обеспечит оптимальную настройку вашей системы.

Прикрепите микрофон для калибровки звука к прилагаемой подставке для микрофона или собственному штативу и установите его на основной позиции прослушивания. При установке микрофона для калибровки звука направьте наконечник микрофона к потолку и отрегулируйте высоту в соответствии с высотой ушей слушателя в сидячем положении.

Позвольте нам помочь в выборе оборудования для домашнего кинотеатра

Если вы по-прежнему озадачены поиском качественного оборудования, используйте наш . Наш эксперт может помочь вам разработать систему объемного звука, которая оптимально подойдет для вашего дома.

Звоните или общайтесь с нами онлайн для получения полезных персонализированных советов. В каждую покупку входит бесплатная техническая поддержка на протяжении всего срока службы устройства.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ни для кого не секрет что на качество звука наибольшее влияние оказывает именно помещение прослушивания (КДП), какие бы акустические системы, усилитель или источник вы не использовали, все старания, и вложения не оправдаются из-за акустически не подготовленной комнаты прослушивания!

Новые уникальные диффузионные панели 3D-Diffuser разработанные немецким инженером Alexander Schubert - эксклюзивным партнером команды STEREOTEST. Данные панели по своим акустическим свойствам превосходят все существующие на сегодняшний день на рынке диффузионные панели. Пример, аналогичные по размерам диффузионные панели Vicoustic имеют нижнюю частоту 500 Гц, тогда как 3D-Diffuser работают от 200 Гц! Это достигается благодаря сложной конструкции полых треугольников - резонаторов, которые повышают эффективность и понижают нижнюю частоту работы панели.

Акустическая Панель Поглотитель. Панель с высоким коэффициентом поглощения, при грамотном использовании работает от басового спектра (80-150 Гц)до максимальной верхней границы звукового спектра

Самая первая задача акустического дизайнера -это уменьшить время реверберации помещения, ограниченного кирпичными и бетонными поверхностями, которые отражают практически всю звуковую энергию обратно в помещение. Это возможно сделать только одним способом, внести сильно поглощающие материалы, такие как например поглощающие панели которые при грамотном расположении и оптимальном количестве могут уменьшить время реверберации до необходимых стандартов THX или Dolby . Отделка панелей из экологичной прочной ткани любых расцветок. Возможно нанесение картин методом высококачественной цифровой печати.

Для начала нужно сказать, что акустически подготовленная комната для прослушивания музыки, это никак не безэховая камера, и не комната завешанная коврами! Акустическая обработка всегда подбирается оптимально для каждого конкретного помещения, важно также не переглушить комнату иначе в ней будет просто не комфортно находиться, а звук «привяжется» к акустическим системам.

Идеальная комната для прослушивания музыки, это комната, сочетающая в себе оптимальную комбинацию звукопоглощающих, рассеивающих и отражающих поверхностей. В нужных местах комнаты, важно чтобы звук рассеивался или отражался, что делает музыкальную сцену создаваемую вашими акустическими системами наиболее глубокой, широкой и воздушной, а звучание в целом наполненное эмоциями и реализмом.

Один из объектов реализованных компанией STEREOTEST. Дача, каркасный дом. Проблемы с басом и привязанностью звука к колонкам. Деревянные стены легко пропускали бас в соседние помещения, а СЧ и ВЧ отражали, из-за этого наблюдались искажения фазы, резонансы, а также из -за неправильных пропорций помещения возникали нежелательные стоячие волны.


После акустических измерений был сделан акустический проект и предложено клиенту несколько вариантов дизайна его новой комнаты прослушивания. Также были выполнены тех чертежи и инструкции по монтажу.


Была произведена полная разборка стен, внутрь были заложены нужные для данного проекта материалы.


В итоге в помещении были применены "зашитые в стены" бас удерживающие материалы, щелевые басловушки, 3D диффузионные панели, абсорбирующие панели и тд.


Все панели и конструкции разрабатываются и изготавливаются специально под конкретное помещение! Но фото щелевой поглотитель настроенный на проблемные в данном помещении 400 Гц, кластер диффузионных панелей имеет нужные геометрические параметры и расположен в местах первых отражений с направлением рассеивания в точку прослушивания, а она в данном случае рассчитана на два ряда зрителей (макс 6-7 чел).

В данном дизайн-проекте интерьера звукорассеивающие акустические панели встроены в стены, проведена звукоизоляция помещения, найдено оптимальное место расстановки акустических систем.

Этот интерьер, несмотря на то что имеет каменный пол обладает хорошими акустическими свойствами, это достигнуто благодаря тому, что пол имеет "ступеньку" где стоят акустические системы, данная "ступенька" уменьшает количество резонансов на низких частотах, а поглощение баса здесь обеспечивается минеральной ватой, которая находится внутри стен. Также в данном дизайне интерьера применены встраиваемые в стены акустические панели. Даже стена расположенная сзади колонок обладает хорошим рассеиванием на средних частотах и это несмотря на то что она обложена камнем!

На фото, примеры звукорассеивающих акустических панелей (они могут быть встраиваемые в стены и мобильные). Цвет, форма дизайн могут подбираться по желанию заказчика. Используемые материалы: дерево (разных пород), бамбук, ППУ с открытыми порами, магнезитные плиты, гипс, фанера и другие материалы. Конструкция возможна на колесиках (для легкого передвижения, смены места дислокации) и складной (для экономии места).



Звукорассеивающие и звукопоглощающие акустические панели могут изготавливаться разного дизайна и формы, а также могут затягиваться тканью любого цвета, так чтобы их было не видно.


Мы умеем профессионально создавать комнаты для прослушивания как с нуля, на этапе проектирования, так и работать с уже имеющимися помещениями.


Мы соблюдаем все модные тенденции в дизайне современных интерьеров, сотрудничаем с ведущими дизайнерами и строительными компаниями.

Мы можем выполнить комплекс работ по акустической подготовке помещения под ключ от этапа проектирования помещений, до сдачи объекта, а можем осуществить шеф монтаж (контроль работ вашей бригады) или консультации.

Наши преимущества:

– огромный опыт не только в проектировании комнат для прослушивания, домашних кинотеатров, студий звукозаписи, концертных залов, кинотеатров, клубов, но и в проектировании акустических систем (АС), что позволяет рассматривать комнату и АС как единое целое для достижения потрясающего результата.

Уникальные собственные разработки комбинаций материалов, звуконепроницаемые сэндвичи, звукорассеивающие панели, панели имеющие уникальные свойства: 30% отражения, 30% поглощения, 40% рассеивания звука (параметры могут, изменяются!), собственная виброгасящая система подвесных потолков, превышающая по акустическим свойствам на 20% лучшие промышленные образцы и на 20-30% ниже стоимостью.

Мы можем не только создать помещение для акустических систем, но и акустические системы для помещения! Большой опыт в разработке и производстве акустических систем позволяет нашей команде создать уникальные колонки, рассчитанные под акустические свойства вашего помещения, под любой дизайн и бюджет! Это особенно ценно, когда нет возможности работать с помещением, и уже кардинально нельзя изменить интерьер, тогда мы делаем уникальные (в единственном экземпляре, только для Вас) акустические системы, которые идеально впишутся в ваш существующий интерьер.

Напротив, с другой стороны, когда клиент обращается к нам на этапе проектирования помещения, мы можем заложить в проект акустические системы в элементы интерьера или стены. Такие акустические системы также разрабатываются с нуля, мы не используем готовые производственные решения, а изготавливаем акустику под пожелания клиента и исходя из акустических свойств помещения!


Звукорассеивающие акустические панели могут изготавливаться с колесиками, это позволит эксперементировать и применять их в зависимости от вкуса заказчика или выставлять их тогда когда в комнате наступает время прослушивания музыки.


Комната для прослушивания музыки и домашний кинотеатр. Специалисты STEREOTEST провели все работы под ключ:

Пол - стяжка, заполнение керамзитом, рулонный звукопоглотитель, паркетная доска (было принципиально, чтобы звуком не беспокоить соседей снизу).

Стены – штукатурка и дерево, между ними специальное звукопоглощающие многослойное наполнение настроенное на поглощение частот ниже 350Гц и обеспечивающие хорошую звукоизоляцию от соседей (в обе стороны). На стенах в «нужных местах» расположены звукорассеивающие панели (для придания масштаба и ширины сцены). Фронтальная часть (на фото) закрывается тяжелыми занавесями, за занавесями расположены басовые ловушки, настроенные на 65Гц (клиент не захотел их прятать в стены). При просмотре фильмов, данная стена почти полностью закрывается моторизованным экраном.

Потолок подвесной - подвесы собственной разработки STEREOTEST , они полностью развязывают бетонное перекрытие от вибраций и мощных низкочастотных колебаний. Сам потолок выполнен в виде сэндвича из гипсокартона и минеральной ваты разной плотности, сверху отделан специальными рельефными панелями.

Освещение и электропроводка – в щитке на звуковую аппаратуру выделана отдельная линия, установлен модернизированный автоматический выключатель, проводка выполнена без соединений, только прямое подключение: щиток- розетка. Из освещения убраны все импульсные блоки питания (встраиваемые в современные лампочки) дающие в сеть помехи, управление освещением осуществляется с пульта ДУ.



Если у вас комната 7-12 м2, а хочется высококачественного звука, то профессионалы Stereotest "сотрут границы" вашего помещения, разработают и изготовят звукорассеивающие акустические панели специально для Вас. Данный на фото пример - 10 м2, высота потолков 2.8м, стены - кирпич оштукатуренный. Звук, по масштабу и сцене соответствует помещению около 30 м2!

Комната 28 м2, высота потолка 2.8м. В данном случае клиента не устраивал гудяще- бубнящий бас, и быстрая утомляемость при прослушивании. Клиент менял акустику и компоненты на протяжении нескольких лет, но так и не смог добиться результата, при этом потратил много средств на эксперименты, покупая разные акустические системы и усилители.

Специалисты STEREOTEST избавили хозяина навсегда от вечных поисков, утомительных прослушиваний и сравнений! Теперь можно не заниматься сравнениями и тасканием колонок, теперь можно слушать музыку и наслаждаться!

Был проведен расчет мест первых отражений, выявлены места образования стоячих волн и произведена небольшая обработка звукопоглощающими материалами и герметиками. Для потолка были изготовлены акустические пенопластовые декоративные накладки. Для стен изготовили универсальные акустические панели, которые в себе сочетают рассеивание и поглощение звука, а так же функции бас ловушки и резонансной панели.

Теперь хозяин комнаты "смог себе позволить" акустику, которая ему нравится! B&W 802 имеют фазоинвертор, очень большой ход 300 мм НЧ диффузора на резиновом подвесе, и дают очень мощный и глубокий бас. Теперь даже эта акустика не имеет намека на бубнение, гудение или затягивания баса. Утомляемость также, исчезла, звучание стало мягким и приятным, музыку можно слушать часами! наконец, появилась масштабная и глубокая сцена.

В качестве усиления были выбраны моноблоки LUXMAN B-10 японского производства с питанием 100 Вольт (средняя потребляемая мощность одного моноблока LUXMAN B-10 составляет 750ВА, пиковая 2000ВА). Специалисты STEREOTEST установили мощный понижающий трансформатор (5кВа, 48А) с гальванической развязкой и фильтром от помех в нише в стене и провели от него проводку к стойке с аппаратурой. Вся проводка была выполнена высококачественным медным моножильным кабелем 3х4 мм2, все соединения пропаивались и был применен модернизированный автоматический выключатель в распределительном щитке.


R ey A udio RM-6V смогли великолепно играть в малогабаритной квартире, только после установки рассеивающих акустических панелей STEREOTEST , также (слева и справа от колонок) были применены специальные резонансные панели которые настроены на частоты гудения и бубнения данного помещения.

Все вопросы по проектированию комнат для прослушивания музыки, звукорассеивающих акустических панелей, резонансных панелей и вообще акустики помещения задавайте на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону:

На весь товар и работы заключаются договора, предоставляется гарантия.

На первый взгляд, комната для прослушивания музыки (КДП) мало чем отличается от помещения домашнего кинотеатра. И здесь и там фонограмма записана на носителе; и здесь и там - качественные системы звукоусиления. В обоих случаях количество зрителей-слушателей ограничено несколькими людьми. Однако, между данными помещениями разница просто огромна, если выяснить ЧТО и КАК в них слушают.

В идеале, комната для прослушивания - это акустическая модель многофункционального концертного зала. Сегодня в нем играет джаз, вчера были пианисты, а завтра - вечер симфонической музыки. Увлеченность разными стилями и видами музыки похвальна для слушателя. Но для одного и того же зала прослушивания корректное воспроизведение звучания разных стилей - одна из самых сложных задач акустики малых помещений. Идеально настроенная на джазовую музыку комната, может гораздо хуже звучать на классике, и уже совсем неприемлемо - на рок-концерте.

В отличие от многоканального звука в кинотеатрах, в комнате для прослушивания работают двухканальные системы звуковоспроизведения - стерео. Только левый и правый каналы. Поэтому ощущение "зала", объемности звучания, панорамы и глубины сцены формируются их совместной работой с ограждающими поверхностями помещения: потолком, участками стен, полом и пр.

Большое значение имеет место расположения самих акустических систем, как и место расположения слушателей в комнате. В процессе настройки звучания разница в положении акустических систем в 100 мм может существенно изменить панораму сцены. Например, контрабас в джазовой композиции может с одного места на воображаемой сцене переместиться на другое, что может быть совсем неестественно для живого порядка исполнителей на реальном концерте.

Также как и в помещении домашнего кинотеатра в КДП в обязательном порядке должно быть выполнено звукопоглощение в области низких частот. В соответствии с законами физики в малых помещениях всегда имеются проблемы частотной неравномерности звукового поля в области ниже 200 Гц. Поэтому без проведения специальных мероприятий помещение КДП по звучанию фонограммы на низких частотах никогда не станет похожа на большой или даже средний концертный зал.

И если домашние кинотеатры - это штучный товар, то хорошие комнаты для прослушивания, безусловно, произведения искусства. Их устройство - результат слаженной работы тандема: заказчик-слушатель и инженер-акустик. Первый имеет точное понимание, что он хочет услышать, второй, опираясь на законы физики и собственный опыт - помогает это реализовать на практике. В правильно устроенном помещении для прослушивания все должно быть сбалансировано: качественная аппаратура, подходящее по размерам помещение, правильное акустическое оформление данного помещения. В противном случае владелец дорогостоящей аппаратуры никогда не услышит ее преимуществ.

При проектировании помещений для прослушивания следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещения КДП должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах.
  2. Для каждого конкретного помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в помещении должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для комнат прослушивания (например, Трев = 0,4 с).
  4. Интерьер комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на площадках первых отражений.
  5. В помещении должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" и "театрального" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей и отражающих поверхностей большой площади на больших от акустических систем расстояниях.
  6. В отделке интерьера помещения должны применяться экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве помещений комнат прослушивания в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели