ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Битва за Гаусвальд: что происходит на территории дачи на Каменном острове. Что происходит с историческими дачами на каменном острове Где можно узнать историю жизни госпожи гаусвальд

Особняк, вернее, дача Гаусвальд на Каменном острове, построенная в 1898 году, — не только один из ярких образчиков модерна, каких в Петербурге немало. Общепринятым считается, что здание — чуть ли не первая малоэтажная деревянная постройка в этом стиле не только в Северной столице, но и в России.


Необычность и некая декоративность здания определили его кинематографическую судьбу в советские годы. Дом "снимался" у Яна Фрида ("Дон Сезар де Базан" и "Летучая мышь"), а у Игоря Масленникова стал особняком Ирен Адлер в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Да и до этого много всего было. Но больше не будет — есть такие опасения. Сегодня деревянные конструкции дома 32 на 2-й Березовой аллее неумолимо разрушаются, уникальное здание обветшало и являет собой печальное зрелище. Однако охранник имеется — правда, на какую компанию он работает, не знает, и что охраняет — тоже. Если здание постигнет судьба многих безвозвратно потерянных, то на этом месте выстроится несомненно что-нибудь элитное. Каменный остров — в числе самых дорогих и престижных мест Петербурга.

Булочник


Свое название — дача Гаусвальд — дом получил по фамилии первых владельцев. Булочный мастер построил его для своей жены, Евгении Карловны Гаусвальд, по проекту архитекторов Владимира Чагина и Василия Шене.

Уже через два года после строительства этого особняка, в 1900-м, Владимир Иванович Чагин — выпускник Императорский академии художеств, ревизор-техник контроля Министерства Императорского двора, архитектор с несколькими крупными проектами за плечами, позднее — владелец двух собственных доходных домов в Москве, станет служить при кабинете Его Императорского Величества. Что не помешает ему после революции остаться в СССР и работать с крупными проектами: была и реконструкция жилых домов, и восстановление интерьеров Сандуновских бань в Москве. В 1948 году архитектора похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Большинство своих работ в стиле петербургского модерна, одним из основоположников которого москвич Чагин и является, он реализовал вместе с архитектором Василием Ивановичем Шене. О последнем известно не так много. Собственный особняк и небольшой парк на Крестовском острове у него в 1916 конфисковали за долги. Дата смерти неизвестна, в разных источниках указывается "после 1935?". Но работы Шене пока еще живы: четыре дачи на Каменном острове (включая собственную, так и незаконченную), доходный дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, особняк Кельха на ул. Чайковского, 28, еще несколько доходных домов в историческом центре Северной столицы.

Непростым человеком был булочный мастер и счастливый муж Гаусвальд, раз привлек модных архитекторов к постройке собственной дачи на Каменном острове. В то время Каменный — и бывшая собственность императорской фамилии, и суперэлитный коттеджный поселок. Среди его обитателей — купец Елисеев и промышленник Путилов, адвокат Плансон и профессор Бехтерев, основатель Харбина инженер Свиягин.

Но вернемся к даче. Особняк Гаусвальд — редчайший образец петербургского модерна в деревянном зодчестве воплотил многие характерные черты стиля: подчеркнутая асимметрия силуэта здания, сложная, изломанная линии крыши и порталов. К деревянной двухэтажной части здания примыкает одноэтажная часть с полукруглым порталом. С юга комплекс дополняют две деревянные террасы, оформленные четырьмя каменными столбами, а с севера — полукруглая каменная башенка с полуциркульными окнами. Цокольный этаж выполнен из бутовый плиты (бутовый или ломовой камень получается из известняков и песчаников). Кстати, эта плита — своеобразная "визитная карточка" особняков на Каменном, она так или иначе использовалась при оформлении чуть ли не каждого второго здания.

Жилые комнаты хозяев находились на первом этаже, второй был отдан под гостевые и кабинет. Дача делилась на две части: служебную — юго-западную и жилую — северо-восточную. Кухня, буфетная и комнаты для прислуги имели отдельный вход. Считается, что планировка, некоторые элементы декора и функциональное деление здания почерпнуты создателями проекта из архитектуры классических английских коттеджей. Некоторые исследователи истории архитектуры, правда, считают стилем-прототипом дачи Гаусвальд не "английский" а "баварский". Что не меняет дела: стильный и импозантный снаружи, изнутри коттедж оставался уютным и продуманным до мелочей жильем.

Луначарский


После революции Каменный остров, превратившийся в остров Трудящихся, обезлюдел. Прежние жильцы дач исчезли, а собственно трудящиеся еще не появились — война, разруха. Зато у некогда элитного района появились новые "хозяева" — беспризорники. Возможно, именно поэтому советская власть решила разом национализировать особняки и передать их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Так дача Гаусвальд стала домом для 3-й детской колонии имени Луначарского.

Сам нарком просвещения (а впоследствии академик АН СССР) Луначарский, несмотря на неоднозначность в качестве политической фигуры, был человеком интеллигентным. По свидетельству Льва Троцкого, "Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от "невежественных узурпаторов" полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров". Несмотря на это и огромный опыт просветительской работы, дело перевоспитания трудновоспитуемых в колонии имени наркома шло неторопливо. И об уюте и внутренних интерьерах дома пришлось забыть.

Мальчишки. Беспризорники. Жильцы элитного особняка. Начиналось все с мелочей. Один из воспитанников, Н. А. Бейнар, пишет: "...Высота окна в столовой была в два этажа, внутренняя рама которого отделана разноцветными стеклышками, изображавшими цветы с зелеными листочками в свинцовой тонкой окантовке. Конечно, эти красивые стекла не давали покоя детским рукам. Они выковыривались из свинцовой окантовки. Свинец шел на грузила к удочкам, а красивые круглые, разного цвета толстые стеклышки находили применение в какой-нибудь игре или на что-то обменивались...". Растаскивание всего, что привлекало пытливые детские умы, продолжалось до 1923 года, когда дача Гаусвальд приняла новых хозяев и стала санаторием-профилакторием Ленинградского металлического завода.

Потекла тихая номенклатурная жизнь. Остров Трудящихся получил кличку "остров высоких заборов", превратившись, по сути, в комплекс номенклатурных дач, и стал довольно далек и от социальных потрясений, и от нужд трудящихся.

Белый гриб


Губительным временем для особняков на Каменном оказались годы "перестройки". Памятник архитектуры местного значения дача Гаусвальд, приобретенная в 1990-х частной компанией, почти двадцать лет простояла заброшенной и холодной. Вспомнили о ней только в 2008-м: на заседании совета по сохранению культурного наследия (КГИОП) при правительстве Петербурга был рассмотрен вопрос о даче Гаусвальд.

Собственно, вопрос к тому моменту уже отпал. Как пояснил тогда заместитель директора компании "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, около 85% деревянных конструкций уничтожено белым древесным грибом, разрушающим древесину.

Приговор: дача будет снесена. Возможная поправка: будут разобраны, а после воссозданы деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. При этом за коттеджем даже может сохраниться статус памятника архитектуры (с внесением соответствующих уточнений в список памятников архитектуры). Сейчас особняк по-прежнему в аварийном состоянии. А внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно.

На Каменном острове Петербурга много необычных особняков. В конце 19 века это место стало популярным дачным районом. Прогуливаясь по тихому Каменному острову создается впечатление, что вы оказались в эпохе модерн на рубеже веков. По подсказке френдов goldfond и vince_spb я нашла интересные домики. Буду постепенно рассказывать о них.


Дача Гаусвальд Я решила тоже подписывать свои фото, дело муторное и от сетьевого воровства не спасает, но придает солидности

Дача Гаусвальд создает впечатление типичного английского дома с привидениями. Здесь снимался особняк Ирен Адлер в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Дача была построена в 1898 году для жены булочника Евгении Гаусвальд. Архитекторы - Чагин В.И. и Шене В.И. После революции в доме была детская колония. После 1923 года в доме расположился санаторий для партийных лиц.

Сейчас здание выкупили частные предприниматели, но обещанная реставрация так и не сделана. В 2008 году предпринимались попытки вообще снести дачу, но активисты города не позволили такому вандализму свершиться. Трудности реставрации вызывают деревянные детали здания, которые поражены грибком и могут рассыпаться при работах.

Наверняка, в таком здании появляется призрак хозяйки, которая печально обходит свои владения, позвякивая ключами. Возможно, благодаря ее стараниям, дача до сих пор не разрушена. Это доброе привидение, которое снисходительно относится к непрошеным гостям, если они не намерены вредить ее имуществу.


Дача в конце 19 века


Кадры из фильма "Шерлок Холмс", особняк Ирен Адлер


Для любителей архитектурных деталей - план дома

Продолжение о домиках Каменного острова следует

Обновления блога в моем

Расположенный в дельте Невы Каменный остров - самый элитный район Петербурга. Приобрести здесь недвижимость почти невозможно: остров - федеральный памятник, строить жилье проблематично. Редкие исключения: новый клубный дом Del` Arte , стоимость квартир в котором начинается от 95,5 миллиона рублей; или 630 миллионов рублей - за один из особняков напротив «Голубой дачи», в которой находится государственная резиденция. Несколько лет назад «Деловой Петербург» выяснил , что селиться на острове предпочитали друзья Путина, экс-чиновники Минобороны и крупные бизнесмены.

На острове тихо: даже частые правительственные кортежи не нарушают буколический пейзаж. Тишина во многом объясняется тем, что в конце 2000-х на остров - по просьбе его VIP-резидентов - перестали пускать «простых» автомобилистов. Роскошь, а вместе с ней и запустение спрятаны за заборами - кажется, на Каменном их больше, чем где-либо в городе: от синих строительных до чугунных оград президентских резиденций.

До революции Каменный остров находился в императорской собственности. При Николае II здесь активно строили дачи, многие из них сохранились. В раннесоветское время Каменный стал было островом Трудящихся - с коммуналками и санаториями для рабочих в исторических интерьерах. А вскоре на Каменном полюбила селиться ленинградская номенклатура - тогда же в народе район прозвали «Островом глухих заборов».

В новейшее время судьба исторических особняков на Каменном острове сложилась очень по-разному. В прогнившей даче Гаусвальд только этим летом противоаварийные работы; особняк Фолленвейдера достался коммерческой фирме; а дачу Клейнмихель, наряду с другими особняками, отдали Управлению делами президента. Мы прогулялись по Каменному острову и посмотрели, что скрыто за заборами.

Дача принца П. Г. Ольденбургского

(дача князя В. В. Долгорукова)

Постройка: 1830–1840 годы (восстановлена в первой половине 1990-х)

Классицизм

Торжественное классическое здание, расположенное неподалеку от Каменноостровского моста, - фактически муляж. Оригинальная деревянная дача, построенная архитектором Шустовым, сгорела в 1978 году, когда в ней располагалось общежитие. Восстановили здание с довлеющим куполом в первой половине 90-х. Дача пока еще находится в федеральной собственности, но это ненадолго: до 2019 года правительство выставит ее на торги. Сейчас дача полузаброшена: она утопает в диких зарослях и огорожена заборами - покосившимся деревянным, который затегал уличный художник Курил Что, и ржавой решеткой.

Особняк Э. Г. Фолленвейдера

(«Сахарная голова»)

Постройка: 1904–1905 годы

Модерн

Красивый особняк-«теремок», построенный архитектором Мельцером, позднесоветским зрителям знаком по фильмам «Приключения принца Флоризеля» и «Господин оформитель». До 2009 года здесь базировалось консульство Дании: по одной из версий, дипломаты съехали на набережную Мойки из-за непосильной арендной платы. После этого городская администрация передала особняк некоему ООО «Бизнес-Инвест», специализирующемуся на аренде и управлении недвижимостью. Тогда же ограда дополнилась полупрозрачными пластиковыми экранами. Компания собиралась организовать в здании гостиничный комплекс класса люкс, но никаких сведений о том, что затея удалась, нет. Тем не менее ООО до сих пор прописано на Большой аллее, 13а. Внешне здание выглядит опрятно, на одном из окон - горшки с цветами.

Дом княгини М. К. Кугушевой

Постройка: 1895 год

Поздняя эклектика

У дома - наполовину каменного, наполовину деревянного - пожалуй, наименее драматичная судьба. В советское время, по неподтвержденным данным, здесь находились коммуналки, а в начале 1970-х здание передали художникам: до настоящего времени здесь находится детская школа Кустодиева. Школа в ведении города, образование как бюджетное, так и платное. Сам дом прекрасно сохранился снаружи: забора нет, любой прохожий может оценить кокетливый a la russe с помесью протестантской кирхи. А вот интерьеры везде, кроме башни, утрачены.

Дом В. М. Бехтерева

Постройка: 1914 год

Неоклассицизм

Находящийся неподалеку дом ученого Владимира Михайловича Бехтерева - несмотря на то, что жилой - тоже не скрыт за забором: редкий случай на Каменном острове. Здание не совсем аутентичное: в 1950-е его реконструировали, воссоздав в камне, и оштукатурили. Жилье не выглядит элитным. Ремонт фасадов был в 2003 году - и ближе к фундаменту желтая краска заметно облупилась; ступени кое-где покрошились; машины во дворе - «ниссан», «судзуки» - свидетельствуют скорее о среднем классе, нежели о нуворишах; пластиковые окна стоят не у всех, а на первом этаже отдельные обитатели отгородились решетками; во дворе под деревом лежит перевернутая лодка. Судя по техническому паспорту , в доме восемь квартир (две четырехкомнатные и по три - одно-/трехкомнатные).

Дача Гаусвальд

Постройка: 1865 год (восстановлен в 2003–2005 годы)

Неорусский стиль

Это еще один муляж - настоящий особняк Руадзе (или дом Кожевниковой) снесли в 1989 году, восстановив по историческим материалам в первой половине 2000-х. Есть путаница с адресом особняка: на разных картах его обозначают с литерой «а» или без. Так, на 2gis.ru, где «а» присутствует, указано, что это «жилой дом с административными помещениями», в котором находится ЗАО «Скан-Нева» - компания, занимающаяся всем понемножку: от сбора и заготовки грибов до корпоративного туризма. При этом адрес «Малой Невки, 33а» в 2016 году присвоили новостройке, находящейся сразу за особняком: ее на месте складов и гаража возвело ЗАО «Балтийская коммерция» - то самое, которое строит ЖК «Мендельсон» рядом с конструктивистским шедевром, фабрикой «Красное знамя» на Петроградской стороне. Особняк же огорожен аккуратным низким забором, во дворе припарковано несколько автомобилей. За плотной оградой соседнего особняка, почуяв редкого прохожего, с утробным воем носится собака.

Дача Клейнмихель

Постройка: 1904 год (перестроен в неоготическом стиле в 1911-1912 годы)

Модерн

Расположенная сразу за Каменноостровским театром (вторая сцена БДТ) дача Клейнмихель давно уже доступна для обозрения лишь с фасада - за оградой и аккуратными елочками находится Дом приемов, подведомственный Управлению делами президента РФ. У дачи богатая история: в начале XX века ее хозяйка, графиня Клейнмихель, проводила здесь выдающиеся костюмированные балы; в Первую мировую она же развернула в особняке госпиталь; чуть позже дачу национализировали. В послевоенное время дача фактически стала большой коммунальной квартирой.

«Не было башни, которую относительно недавно восстановили над деревянным флигелем. В вестибюле был камин, дубовая обшивка, очень интересная лестница. Сохранялись элементы парадных залов. Была барская кухня. Проживали семьями, человек пять-шесть могло быть прописано в комнате метров 18, - вспоминает член совета петербургского отделения ВООПИиК Людмила Семыкина, которая росла в особняке в 1950-е годы. - Где-то в середине 60-х дом полностью расселили, и он стоял заброшенным. Но тогда еще значительная часть интерьеров сохранялась».

Дача Гаусвальд – один из особняков в элитном районе Каменного острова, построенный в 1898 г. Он также известен, как дом Ирэн Адлер из экранизации про Шерлока Холмса. Несмотря на то, что здание признано архитектурным памятником, оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитальной реконструкции.

История особняка

В 1898 г. мастер булочных дел по фамилии Гаусвальд решил построить для своей супруги загородный особняк. Он планировал создать дом, внешне напоминавший пряничный домик, и пригласил к сотрудничеству известных зодчих В. Шене и В. Чагина.

Неизвестно, каким образом удалось булочнику получить землю на Каменном острове – участки выделяли только представителям знати и приближенным императора Николая II. На острове проживали дворянин Николай Свиягин, именитый психиатр Владимир Бехтерев, финансист Алексей Путилов. Тем не менее, в 1900 г. строительство дома Гаусвальд было завершено. Он стал одним из первых деревянных малоэтажных сооружений в стиле модерн во всей России.

После революции 1917 г. Каменный остров назвали Островом Трудящихся, а богатые жильцы оставили свои дачи и съехали, многие покинули страну. В запустевших домах обосновались беспризорники. Новая власть, ратовавшая за равноправие, передала особняк Гаусвальд и часть других домов в ведение 3-й детской колонии им. Луначарского.

Перевоспитание трудных подростков проходило медленно. Они наносили значительный вред интерьерам и внутреннему убранству дома: били стекла, царапали кладку, вытаскивали из витражей свинцовые элементы декора и цветные стеклышки. Свинец шел на грузила для удочек, а стеклышки обменивались на мелкие услуги.

В 1923 г. колония Луначарского съехала из здания. Оно перешло в ведение Ленинградского металлического завода и было переоборудовано в профилакторий.

В 1990 г. дом Гаусвальд выкупила частная компания, но использовать не стала. До 2008 г. здание было заброшено. За 18 лет простоя деревянные элементы конструкции на 85% уничтожил белый грибок. На заседании Комитета по охране культурного наследия Санкт-Петербурга было принято решение снести дачу, но по неизвестной причине оно не было исполнено.

Дом Гаусвальд в фильмах

Дача Гаусвальд, благодаря интересному облику, имеет богатую фильмографию. Здание снимали в детективной истории Шерлока Холмса в 1980 г. в качестве дома Ирэн Адлер – единственной женщины, ставшей достойным соперником сыщика по интеллекту и вызывавшей в нем неподдельный интерес.

Позже дом появился в комедии Яна Фрида «Дон Сезар де Базан», а также в музыкальном кино «Летучая мышь» и в художественном фильме «Марица», снятом по мотивам оперетты Имре Кальмана.

Архитектура здания

Дача Гаусвальд – редкий образец деревянного сооружения, воплощающего в своем облике черты стиля модерн: асимметричный силуэт, сложную линию крыши, полукруглые башенки с каменными окнами, витражи вместо окон.

Деревянная часть здания двухэтажная. С севера вплотную к ней примыкает одноэтажная конструкция и полукруглая башенка с арочным входом, а с юга – две террасы из дерева. Цокольный этаж выполнен на деревянных опорах и украшен бутовым камнем.

Внутреннее убранство особняка безвозвратно утрачено, но известно, что в былые годы на первом этаже находились комнаты хозяев, а на втором - кабинет и гостевые спальни. Юго-западная часть здания использовалась в качестве служебной, в нее был устроен отдельный вход.

На участке размещались хозяйственные постройки, ни одна из которых не сохранилась.

Прогноз на будущее

В 2017 г. приговор даче Гаусвальд был пересмотрен. Памятник архитектуры решено восстановить. Строители уже работают на участке – разбирают внутреннюю отделку, чтобы понять, какие элементы конструкции нуждаются в замене. Позже над особняком выстроят каркас из металла для защиты от осадков и начнут реставрацию. Полная разборка здания не входит в планы рабочих – они хотят заменить только нижние сгнившие венцы сруба и элементы, поврежденные грибком.

Работы ведутся под контролем Комитета по охране памятников архитектуры Санкт-Петербурга, представители которого уверены, что исторический облик здания удастся сохранить на 75%.

Где находится дача

Адрес дома Гаусвальд – Каменный остров, 2-я Березовая аллея, д. 32. Она закрыта для посещений, рассмотреть архитектуру можно только издалека. Добираться удобнее всего на автомобиле, ближайшие остановки автобусов находятся на другом конце острова.

Второй вариант – пройти пешком от станции метро «Петроградская» по Каменноостровскому проспекту, пересечь Малую Невку и, оказавшись на острове, свернуть направо, на 2-ю Березовую аллею. Маршрут занимает 17-20 минут в быстром темпе.

Место отдыха:

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Вид отдыха:

Семейный, отдых с детьми

Количество дней:

Красивейший деревянный особняк, находящийся на Каменном острове, был построен в 1898 году для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Дача представляет собой редчайший образец модерна в деревянном зодчестве, а потому является важнейшим памятником архитектуры. Особняк считается первым в России зданием, построенным в стиле модерн. Внешний облик здания напоминает английские коттеджи – очевидно, именно они послужили источником вдохновения архитекторам В.И. Чагину и В. И. Шене. В этом особняке Ян Фрид снимал «Дон Сезар де Базан» по пьесе Ф. Дюмануара и А. Д"Эннери и «Летучую мышь» по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса, а Игорь Масленников - один из сюжетов знаменитого сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (особняк был домом Ирэн Адлер).

Здание имеет ассиметричную форму. Одноэтажная часть здания с полукруглым порталом примыкает к двухэтажной центральной части. С северной стороны расположена круглая каменная башня с полуциркульными окнами, с южной – две террасы с четырьмя каменными столбами.

На данный момент памятник архитектуры находится в аварийном состоянии. Дача принадлежит частному собственнику, планируется ее реконструкция под представительский офис (!), в ходе которой вся деревянная часть (80% здания) будет перестроена, за исключением каменной башни, крыльца и фундамента цокольного этажа.