ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

«У всех лопнуло терпение. Крушение "Боинга" в Индонезии: самолет не должен был подниматься в воздух Боинг 737 800 индонезия причины крушения

10 марта в Эфиопии потерпел крушение самолет компании Boeing 737 MAX 8 - это вторая за полгода авиакатастрофа с участием одной и той же модели американской корпорации. В обоих случаях погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Причиной крушения в Индонезии стали проблемы в новой системе управления судном, что случилось в Эфиопии - неизвестно, расследование продолжается. Эксперты и работники авиационной отрасли усматривают связь между двумя событиями. Именно поэтому до конца расследования и выяснения причин крушения страны ЕС, Азии и Африки закрыли свое воздушное пространство или приостановили полеты этой модели. «Новая газета» рассказывает, что произошло с момента трагедии.

Что произошло?

10 марта около 8:44 по мск в Эфиопии самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби. Проблемы с управлением лайнер начал испытывать уже через две минуты после начала полета. На борту лайнера находились восемь членов экипажа и 149 пассажиров, все они погибли.

Среди жертв крушения — граждане 33 государств, в том числе Кении, Эфиопии, Канады, Италии, Китая, США, Великобритании, Франции и других. В числе погибших жена, сын и дочь депутата парламента Словакии Антона Грнка.

Этим же рейсом летели трое туристов из России. Супружеская пара Александр и Екатерина Поляковы в Сбербанке. «Они были совсем молоды, вместе учились, а последние годы работали в компании “Сбербанк Лизинг”. В Африку Екатерина и Александр поехали на отдых, который столь трагично оборвался», — сообщили в компании. Третий россиянин, Сергей Вяликов, работал инструктором по прыжкам с парашютом в Твери.


Фото: AP/TASS

Есть ли связь этой катастрофы с крушением в Индонезии?

Предварительные причины крушения в данный момент неизвестны, идет расследование. Однако эксперты отмечают схожесть катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 в Индонезии. 29 октября у побережья острова Ява упал лайнер индонезийской компании Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли.

Причиной катастрофы назвали новую компьютеризированную систему управления, в частности проблемы с отсчетом высоты и скорости. После взлета приборы командира и второго пилота стали показывать разную скорость.

Кроме того, стабилизатор самолета начал автоматически менять положение. Нос борта уводило вниз не менее 20 раз, его положение приходилось вручную каждый раз вытягивать обратно. Пилоты не смогли отключить автоматическое управление, борт перешел в пике и на большой скорости врезался в море.

Как The Wall Street Journal со ссылкой на источники, Boeing могла скрыть от авиакомпаний информацию о потенциальных рисках, связанных с новой системой контроля полетов. Собеседник газеты утверждал, что новые функции не были описаны в учебных материалах для пилотов, которые летали на последних моделях американской корпорации.

Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия?

«Безопасность является приоритетом номер один для Boeing. Мы полностью уверены в безопасности 737 MAX. Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков», — заявили в Boeing 12 марта. Накануне корпорация пообещала представить новое программное обеспечения для самолетов, чтобы сделать полет «еще более безопасным».

Власти стран, эксплуатирующие самолеты модели 737 MАХ 8, к заявлениям корпорации отнеслись скептически. Об этом свидетельствует то, что

к среде практически все государства, в авиапарках которых есть лайнеры этого типа, временно закрыли для них свое воздушное пространство.

Первым временный запрет для самолетов Boeing 737 MАХ 8 ввел Китай, который усмотрел «определенную схожесть двух катастроф», произошедших на стадии взлета лайнеров. Следом «в качестве дополнительной меры предосторожности» полеты этой модели приостановила авиакомпания Ethiopian Airlines. Позднее к «бойкоту» присоединились Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Оман.

11 марта временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX 8 ввели власти Германии, Франции, Австрии и Великобритании. К вечеру о закрытии воздушного пространства в интересах безопасности пассажиров Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) на всей территории Европы. После этого временные ограничения ввели Новая Зеландия, Фиджи, Казахстан, Индия, Турция, Ливан и Египет.


Фото: AP/TASS

Сейчас в международном воздушном пространстве находятся 38 лайнеров типа Boeing-737 Max 8. Единственными странами, которые продолжают эксплуатировать самолеты остались Канада (Air Canada, WestJet) и США (American Airlines, Southwest Airlines). Свое решение американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) объяснило тем, что до сих пор его оценка «не выявила системных проблем в функционировании» самолетов.

Несмотря на это, американские сенаторы и авиационные работники призвали власти США временно остановить полеты лайнеров по примеру других стран. Глава Boeing Деннис Мюленбург, как передавала The New York Times, лично позвонил президенту США Дональду Трампу и заверил его в безопасности самолетов.

Краткий разговор, утверждало издание, состоялся после того, как американский лидер написал в своем официальном твиттере: «Самолеты становятся слишком сложными для полета. Скорее нужны не пилоты, а компьютерные специалисты из Массачусетского технологического института».

Эксплуатирует ли Россия модель 737 MAX 8?

Boeing 737 MAX 8 используется на коммерческих рейсах с мая 2017 года и является одной из самых свежих, рассказывает независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич: «Она имеет специфические особенности в системе управления. В частности, у самолета возникали проблемы с механизмом перестановки “угла атаки” хвостового стабилизатора (это стало причиной крушения самолета в Индонезии . — «Новая». ). Если говорить в общем, то проблемы с управлением возникают тогда, когда случаются внештатные ситуации, например, из-за плохой видимости и метеоусловий».

В России самолеты этой модели эксплуатирует авиакомпания S7 Airlines, в ее парке находились два лайнера этой модели. Оба воздушных судна приостановили полеты до получения более подробной информации о причинах крушения в Эфиопии. Перевозчик сообщал, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.


Фото: AP/TASS

При этом источник Интерфакса в органах управления воздушным движением утверждал , что Россия не будет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией: «Таких распоряжений не поступало. Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется».

Как сообщало РИА Новости, ранее ряд российских авиакомпаний планировали приобрести самолеты 737 MAX 8 и после катастрофы не пересмотрели свое решение. 28 лайнеров заказала «Ютэйр», 20 — «Победа» и 14 — «Уральские авиалинии». Последняя компания заявила, что «не планирует отказываться от заказов», стоимость которых составила больше 1,5 млрд долларов.

Как крушение повлияло на репутацию Boeing?

«Это была последняя капля, у всех лопнуло терпение. Индонезия прекратила полеты, потому что полгода назад у нее произошел похожий случай. Китай прекратил полеты, можно сказать, отчасти из-за конкурентной борьбы: там на массовый рынок выходит Comac C919, который работает в той же нише, что и 737 MAX 8», — рассказывает Лукашевич.

По его словам, мировой рынок гражданской авиации поделен между «двумя гигантами» Boeing и Airbus, и когда самолеты одной из компаний терпят крушение, это всегда хорошо для конкурента.

Сейчас можно ожидать увеличения заказов моделей Airbus, предполагает эксперт.

Катастрофа может повлиять на перераспределение доли Boeing и Airbus на рынке гражданской авиации, но незначительно, считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В этом он усматривает две причины: во-первых, рынок достаточно консервативен, во-вторых, замена типа базовых самолетов требует серьезных издержек. По мнению Борисова, для корпорации будет некритично восстановить 350 машин (столько Boeing поставила авиакомпаниям по состоянию на январь 2019 года «Новая». ) в случае, если расследование покажет неполадки в самолетах и если доработки не окажутся фундаментальными.


Фото: AP/TASS

«До тех пор пока не будет произведено расследование, крушение, вероятно, никак не отразится на репутации Boeing. Если выяснится, что сработал человеческий фактор, то последствий не будет, на продажах катастрофа вряд ли скажется, — рассказывает Борисов. — Люди, которые закупают лайнеры, неэмоциональные. Они смотрят на экономику и базовые показатели. Кроме того, есть публичная репутация, она существенна и долгосрочна. Сейчас все взбудоражены, но важно понять, действительно ли в том, что случилось, есть вина Boeing».

Тем не менее, по данным Американской фондовой биржи, корпорация уже понесла материальный ущерб. На следующий день после крушения акции Boeing на открытии торгов подешевели более чем на 11% — до 371,27 долларов за бумагу. По информации Bloomberg, это стало самым большим падением акций в течение дня с момента теракта в США 11 сентября 2001 года — тогда цены на бумаги рухнули на 13%. 12 марта акции поднялись на 3,6% до 384,7 долларов за бумагу.

"Боинг 737 MAX 8", совершавший рейс из Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби. На борту были 149 пассажиров и восемь членов экипажа, все они погибли. Причины катастрофы пока неизвестны. Однако осенью 2018 года такой же "Боинг" индонезийского лоукостера Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты и вскоре рухнул в море в 15 километрах от берега. По результатам расследования, стали проблемы в новой компьютеризированной системе управления, установленной на самолетах Boeing 737.

Система увеличения характеристик маневрирования

Компания Boeing отправила технических специалистов в Эфиопию, выяснением причин трагедии занимаются также Бюро по расследованию авиационных происшествий в Эфиопии и Национальный совет по безопасности на транспорте США, поскольку самолет американский. Этот совет уже разбирал причины крушения индонезийского "Боинга" той же модели, который . Тогда погибли 189 человек.

Характер полета "Боинг 737 MAX 8" "Эфиопских авиалиний" был похож на поведение индонезийского лайнера перед крушением. Самолет часто менял высоту и скорость, писал FlightRadar24.

Система увеличения характеристик маневрирования опускала нос самолета даже тогда, когда он не терял тяги. Пилоты пытались выправить положение, но автоматика более 20 раз не давала этого сделать.

Эта система появилась на "Боингах" в результате перекомпоновки элементов крыла, об этом написал главный редактор издания The Air Current Джо Островер. Впервые ее применили именно в линейке 737 MAX.

Boeing 737 выпускается уже 40 лет, он стал самым массовым самолетом компании. В новой серии MAX компания нашла способ добиться значительной экономии топлива – на 14%. Для этого конструкторы передвинули вперед новые двигатели, а система увеличения характеристик маневрирования должна была компенсировать появление дополнительной подъемной силы, которая возникает в некоторых режимах полета, фактически нос самолета стал задираться вверх, а хвостовые стабилизаторы опускать его вниз автоматически – так объяснил работу системы эксперт.

"Любая ошибка в программном обеспечении может только усугубить ситуацию"

Виктор Заболотский, президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР, в эфире "Вечера с Ириной Ромалийской" рассказал, в чем может быть причина аварии самолета "Эфиопских авиалиний" и стоит ли доверять программному обеспечению.

Нужно выяснять и выявлять все это в процессе летных испытаний. И вообще-то говоря, летные испытания – они всего-навсего подтверждают те выводы, которые сделали специалисты: инженеры, конструкторы и прочие. Они просто подтверждают, что это безопасно. Но если уж нарываешься на это, то тогда действительно тут целая проблема, значит надо решать, надо выходить из положения, решать, как выйти из этой ситуации.

Были такие случаи. Я знаю, что мои товарищи были на Ту-154, когда был увод стабилизатора, и пришлось очень энергично действовать, и фирме даже немножко пришлось скрывать эту ситуацию. Потому что если бы остановили Ту-154, то остановили бы тогда полстраны по перевозкам.

- А как вы сейчас оцениваете реакцию компании Boeing?

Как обычно, любая компания пытается выйти из положения с наименьшими потерями. Представляете, какое огромное количество самолетов, во-первых, выпущено. Во-вторых, помимо того, что выпущено, заявки большущие на эти самолеты. Ну и теперь надо выйти из положения как? Надо дать какие-то рекомендации, если это конструктивный недостаток.

Ведь сейчас все самолеты практически с электро-дистанционным управлением работают: сидит пилот, который управляет, правда, штурвал на "Боингах", но все равно он как джойстик, он управляет опосредованно, через компьютер. Человек практически включен в этот контур автоматического управления, он является основным звеном, которое управляет этим самолетом. А компьютер, который установлен на машине, держит весь этот полет в каких-то определенных рамках, он не позволяет выйти на большие углы атаки, он не позволяет вроде бы допустить большое снижение или большую перегрузку. Он просто не даст этого сделать.

Но в то же время если где-то закралась ошибка в алгоритме управления, то тут будет все наоборот, потому что в данном случае любая ошибка в программном обеспечении может только усугубить эту ситуацию.

- И вы предполагаете, что здесь ошибка в программном обеспечении?

Понимаете, это предположение. Есть две точки: авиакомпании, которые приостанавливают эти полеты, и в то же время потери будут и для Boeing не только финансовые, но и имиджевые очень большие.

Как авария самолета в Эфиопии может сказаться на компании Boeing

Акции компании Boeing 11 марта упали на 10% – это сильнейший обвал со времен терактов 11 сентября. На фоне новостей из Эфиопии под угрозой оказались договоры на производство пяти тысяч самолетов новой серии 737 MAX 8.

737 MAX 8 – самый быстро продающийся самолет компании. Представленный в августе 2011 года, он обещал экономию топлива в 14% и быстро привлек покупателей, собрав более пяти тысяч предзаказов. Лишь менее тысячи из них – так называемые "твердые заказы", то есть те, которые нельзя отменить.

"Boeing не смог своевременно обеспечить безопасное и надежное решение. Чем дольше это тянется, тем больше шансов, что Boeing будет терять заказы", – прокомментировал ситуацию агентству Bloomberg Нил Хенсфорд, глава австралийской консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions.

О пересмотре заказов новых “Боингов” уже заявила Малайзия – страна собиралась приобрести 25 самолетов по цене $120 млн за штуку. Даже потеря одного из 90 покупателей может сильно ударить по бизнесу компании Boeing. Что еще хуже, это может вызвать эффект домино и дальнейшие отказы.

Все это на руку конкурентам компании. Изначально 737 MAX 8 задумывался как ответ на A320 neo европейского Airbus – он взлетел гораздо раньше "Боинга", в сентябре 2014 года. A320 neo проигрывал американскому аналогу по числу заказов, но теперь, после двух аварий главного соперника, имеет все шансы занять место новых "Боингов".

Кроме того, в вечном противостоянии Boeing и Airbus появился и третий игрок – китайский Comac C919. Его впервые представили в 2015 году, а первый полет самолет совершил в мае 2017-го. Пока существует лишь три таких самолета, но производители говорят, что получили заказы на более чем пятьсот экземпляров. Главное преимущество китайской модели – цена: Comac C919 стоит около $50 млн.

ДУШАНБЕ, 21 мар - Sputnik. Гендиректор корпорации Boeing Деннис Мюленбург опубликовал открытое письмо, в котором подчеркнул, что "обеспечение безопасных и надежных полетов на наших самолетах — непреходящая ценность и абсолютный приоритет компании".

Между тем авиационные эксперты во всем мире говорят о технических проблемах 737 MAX, обернувшихся гибелью 346 человек за полгода.

О том, почему падают новые Boeing , — в материале РИА Новости .

Программа катастрофы

"Мы знаем, что жизнь людей зависит от работы, которую мы выполняем, и наша команда каждый день относится к этой работе с глубоким чувством ответственности. Трагические потери рейса 302 Ethiopian Airlines и рейса 610 Lion Air затрагивают всех нас, объединяя людей и целые народы в общем горе", — утверждает глава Boeing в письме, адресованном авиакомпаниям, их пассажирам и всему авиационному сообществу.

По словам Мюленбурга, "Boeing занимается авиационной безопасностью уже более ста лет" и постоянно старается "сделать безопасные самолеты еще более безопасными".

"Вся наша команда посвящает себя качеству и безопасности самолетов, которые мы проектируем, производим и поддерживаем. И мы продолжим предоставлять лучшие продукты, проводить обучение и оказывать поддержку нашим клиентам и пилотам всех авиалиний мира", — отмечает гендиректор авиаконцерна.

Мюленбург пообещал, что Boeing вскоре выпустит "обновление программного обеспечения и соответствующую программу подготовки пилотов для 737 MAX, которые позволят устранить проблемы, обнаруженные после аварии рейса 610 Lion Air".

Таким образом, глава корпорации косвенно признал, что причина катастроф — программное обеспечение.

Однако многие эксперты не готовы с этим согласиться.

"Это не проблема программного обеспечения, это была, в первую очередь, экономическая проблема, связанная с тем, что двигатели Boeing 737 потребляли слишком много топлива", — полагает специалист по авиационному программному обеспечению, глава компании Mentality.ai Дэвид Каммейер.

По его словам, компания решила поменять двигатели на более мощные и эффективные, с увеличенным диаметром турбины.

В результате в 2016 году появился Boeing-737 MAX. Однако из-за размера новые двигатели невозможно было установить на место прежних — пришлось вынести вперед и закрепить выше. В результате нарушилась центровка, и самолет начал задирать нос в полете.

Для исправления этого дефекта специалисты компании разработали специальную компьютерную программу MCAS, которая при чрезмерном задирании носа самолета автоматически его опускала, переводя воздушное судно в пикирование.

Секретное оружие

В ситуации с MCAS разработчики Boeing поступили весьма нестандартно — никому не сообщили об этой новинке. До индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний.

Как отмечает пилот Денис Окань, с 2005 года летающий на различных модификациях Boeing-737, включая MAX, в руководстве по летной эксплуатации этого самолета MCAS упоминалась ровно один раз — в списке аббревиатур.

Мало того, система устроена так, чтобы программу было трудно обнаружить: MCAS беззвучно включалась, когда компьютеру казалось, что нос задирается слишком сильно, работала несколько секунд, направляя самолет к земле, а потом снова "засыпала" до следующего выхода на критический, по мнению компьютера, режим.

Практически все специалисты искренне недоумевают по поводу такой секретности, отмечая, что именно это послужило одной из главных предпосылок произошедших катастроф: зная о MCAS, экипаж мог бы просто выключить автоматику и продолжать полет в ручном режиме.

Однако некоторые американские эксперты уверены, что Boeing держал в тайне свою новинку вполне сознательно — чтобы не тратить время и деньги на ее сертификацию.

​Теперь можно представить, как происходили катастрофы 737 MAX. При взлете самолета компьютер в какой-то момент решал, что нос задран слишком высоко, и включал MCAS.

Пилоты видели, как опускается нос самолета, и, не понимая, что происходит, тянули штурвал на себя, безуспешно пытаясь преодолеть сопротивление автоматики. Через несколько секунд MCAS отключалась, сопротивление на штурвале пропадало — и самолет резко задирал нос, теперь уже по-настоящему. После этого автоматика снова просыпалась и направляла самолет в пике.

Единственный способ защититься от самоуправства MCAS — выключить автоматику и пилотировать в ручном режиме.

До этого догадался экипаж авиакомпании Lion Air, выполнявший полет в Джакарту 29 октября 2018 года. В аэропорту пилоты сообщили о проблемах техникам, те проверили работу "железа", неполадок не нашли и, ничего не зная про MCAS, успокоились.

А затем пришел новый экипаж, и в 6:21 утра этот же самолет вылетел в Панкалпинанг. Примерно через четыре минуты после взлета воздушное судно начало "скакать", резко меняя высоту, а еще через семь — самолет свалился в крутое пике и рухнул в океан. На борту находился 181 пассажир (в том числе трое детей) и восемь членов экипажа.

Через две недели представители Boeing разослали в авиакомпании первое официальное сообщение о системе MCAS, которая "выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирование", и объяснили, как ее отключить.

Пилотов предупредили, что работа MCAS, помимо опускания носа самолета, может сопровождаться автоматическим отключением автопилота и невозможностью его включить, непрерывной или прерывистой тряской штурвала, сообщениями компьютерной системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена.

При этом сам момент включения MCAS по-прежнему остался тайной для экипажа.

Поэтому, заметив, что нос самолета опускается, пилоты просто тянули штурвал на себя, безуспешно стараясь перебороть автоматику и парировать беспрестанные сигналы о снижении высоты, скорости и критических значениях угла атаки и крена. Судя по всему, именно это произошло с самолетом.

Еще одна пикантная деталь. Как сообщается, Boeing предлагает авиакомпаниям опцию для 737 MAX — дополнительный датчик угла атаки (задирания носа), а также индикатор, сигнализирующий пилотам о включении MCAS. Однако это дополнение — платное, так что многие авиакомпании не согласились его приобретать. В том числе Ethiopian Airlines и Lion Air.

Возвращение в небо

После того как стало известно о схожести авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, во многих странах запретили поднимать в воздух Boeing 737 MAX. Дольше всех отрицали проблему, естественно, США. Однако 13 марта и Дональд Трамп приостановил полеты этих машин.

По одной из версий, американцы до последнего надеялись спустить скандал на тормозах и защитить Boeing от гигантских убытков. Помешало лишь то, что на разбившемся эфиопском лайнере находились 22 сотрудника ООН с привилегированными страховками.

Страховщики ООН пустили в ход все лоббистские возможности, чтобы добиться выплаты компенсаций с виновника катастрофы. В роли которого они, судя по всему, видят только Boeing.

По оценкам экспертов, всего на компенсации в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии авиакорпорации придется потратить до трех миллиардов долларов. Еще несколько миллиардов предстоит выплатить авиакомпаниям по всему миру в рамках возмещения убытков из-за запрета на полеты Boeing 737 MAX.

Если же выяснится, что Boeing химичил с сертификацией, речь пойдет уже не только о финансовых потерях, но и о судебном преследовании топ-менеджеров компании.

Однако это не означает, что Boeing 737 MAX больше не будут летать. Дело в том, что у авиаперевозчиков просто нет выбора.

Компания Airbus на этой неделе официально сообщила, что все ее производственные мощности заняты заказами на несколько лет вперед и предоставить замену авиалайнерам Boeing невозможно при всем желании. А других производителей самолетов аналогичного класса в мире просто нет.

Так что в апреле на Boeing 737 MAX обновят программное обеспечение, сделав MCAS менее чувствительной и своевольной.

Летчиков научат определять моменты, когда компьютер берет управление на себя, и при необходимости отключать автоматику.

Возможно, авиакорпорацию даже заставят сделать бесплатной опцию по установке дополнительных датчиков угла атаки и индикаторов включения MCAS.

В любом случае через несколько месяцев авиапассажиры вновь будут спокойно летать на Boeing-737 MAX, а катастрофы в Индонезии и Эфиопии останутся лишь очередными трагическими страницами в истории мировой авиации.

Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.

Эта катастрофа поставила под угрозу уже заключенные Boeing контракты на поставку самолетов этой серии, ставшей самой продаваемой в истории авиаконцерна.

Boeing 737 MAX летает меньше двух лет

Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер , рассчитанный на 162-210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.

Мнение экспертов

Пока одни иностранные специалисты призывают отказаться от полетов на Boeing 737 MAX 8 до выяснения обстоятельств падения в Эфиопии, другие считают , что не стоит спешить с решениями и нужно дождаться официальных результатов расследования.

Опрошенные ТАСС российские эксперты также уверены, что прежде всего нужно дождаться официальных выводов.

По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, шумиха успокоится в течение одного-двух месяцев и вряд ли будет иметь долгосрочные последствия. Но не из-за каких-то положительных результатов расследования, а из-за уникальной дуополии Airbus и Boeing, которая сложилась на рынке. "Если у Boeing возникнут сложности, то вперед вырвется Airbus, у которого из-за этого возрастет загрузка (а значит, увеличится очередь на новые самолеты — прим. ТАСС). И когда "пыль" после катастрофы в Эфиопии уляжется, авиакомпании снова пойдут покупать Boeing, просто потому что у нее время ожидания поставки самолетов будет меньше", — подчеркнул аналитик. Действительно, производство Airbus A320neo, который остается главным конкурентом для Boeing 737 MAX, расписано на ближайшее десятилетие.

И хотя сложившаяся ситуация ставит под угрозу заказы моделей Boeing 737 MAX на общую сумму более $600 млрд, рисков долгосрочного кризиса не видят и эксперты агентства Bloomberg . Выстоять по их мнению Boeing поможет готовящееся обновление программного обеспечения, которое призвано решить проблему.

Участники рынка также объяснили острую реакцию мировой общественности фотографическим сходством двух катастроф — в Индонезии и в Эфиопии. Но подтвердить или опровергнуть ее сможет только официальная комиссия, подчеркнули эксперты.

Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли Boeing оперативно отреагировать на случившееся, отметил генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Особенно с учетом того, что по расследованию трагедии в Индонезии официальных результатов пока нет. Для Boeing крушения ее лайнеров означают колоссальные затраты еще на этапе расследования, не говоря уже о варианте, если именно компанию в итоге признают виновной в трагедиях.

Например, авиакомпания Norwegian, вынужденная остановить эксплуатацию 18 своих "восьмерок", выставить Boeing счет за это.