ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сегментные единицы речевого потока. Фраза. Речевой такт (синтагма). Речевой такт и речевая фраза

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.

  • - Если вы посмотрите в ноты -- любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями...

    Музыкальный словарь

  • Политология. Словарь.

  • - I чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. II в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4/4...

    Большая Советская энциклопедия

  • - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...

    Современная энциклопедия

  • - единица музыкального метра. Структура такта отражается в размере. 1-я доля такта - сильная...

    Современная энциклопедия

  • - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые, сложные, смешанные такты. 1-я доля такта - сильная...
  • - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...

    Большой энциклопедический словарь

  • - элементарная, минимальная единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - 1) Французское – takt . Немецкое – Takt . В русском языке слово «» в значении музыкального термина употребляется с XIX в. и заимствовано из западноевропейских языков, скорее всего, из французского или немецкого...

    Этимологический словарь русского языка Семенова

  • - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - в такт нареч. качеств.-обстоят. 1. В соответствии с ритмом; ритмично. 2. Употребляется как несогласованное определение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - чему. В соответствии с ритмом чего-либо. Оркестр начинает громкую пьесу, солидный старец берёт деревянные колотушки и начинает в такт и не в такт стучать по литаврам...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - чему. Разг. В соответствии с ритмом чего-л. ФСРЯ, 471...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 абатутта в соответствии с ритмом ровно...

    Словарь синонимов

"речевой такт" в книгах

47. Такт

Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович

47. Такт Жизнь - искусство; а всякое искусство призвано создавать гармонию. Существует и социальная гармония; искусство подготовить ее, создать и сохранить называется «тактом».Но что такое такт, не знает никто. Ибо тот, кто им обладает, пользуется им почти бессознательно,

Такт

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Такт Словарь определяет такт как «быстрое или интуитивное понимание того, что правильно, подходит для данного случая или соответствует нормам; четкое представление, чего делать не следует, особенно что могло бы оскорбить или обеспокоить; искусство поддерживать

Такт

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Такт Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) – обозначает, чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. В понятии Т. много условного, зависящего от обстоятельств времени и места. Чувство Т. – отчасти прирожденное или унаследованное, отчасти

Такт (в музыке)

БСЭ

Такт (в музыке) Такт в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4 /4 ; = 1 /2) проставляется в начале нотоносца и при каждой перемене размера. Границы Т. обозначаются в нотах вертикальными линиями (тактовыми чертами). Подробно о Т. см. в статье Метр в

Такт (чувство меры)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Такт (чувство меры) Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.

Такт. Тактичность

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Такт. Тактичность См. также «Вежливость», «Манеры. Воспитанность. Этикет» Такт - это умение не говорить того, что думают все. NN Такт - это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку. Корнелия Скиннер Такт - это искусство заставить других

Такт

Из книги Сталинские методы управления. Как стать вождем своей компании автора Молотов Сергей

Такт Сталин никогда не говорил: «Я живу в особняке, а вы – в подвале, но потерпите, мы построим коммунизм, и тогда всем будет хорошо, у вас тоже появится собственный особняк». Ничего подобного. Он поддерживал имидж человека, полностью погруженного в свою работу, облеченного

1. Такт - лучшее лекарство

Из книги Из воспоминаний сельского ветеринара автора Хэрриот Джеймс

1. Такт - лучшее лекарство - Мастика эта, - сказал мистер Пикерсгилл. - Ну прямо спасу от нее никакого нет!Я кивнул, соглашаясь, что упорный мастит у его коров - достаточная причина для тревоги, а сам подумал, что другие фермеры обошлись бы местным термином «опухание»,

17.3. Педагогический такт

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

17.3. Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого

Такт и терпение

автора Щербатых Юрий Викторович

Такт и терпение

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Такт и терпение В отношениях супругов в браке очень важны терпение и желание восстановить пошатнувшиеся отношения. Если жена замечает, что муж снизил половую активность, ей ни в коем случае не стоит обвинять его в начинающейся импотенции или тут же заводить любовника

Политкорректность и такт: почувствуйте разницу

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Политкорректность и такт: почувствуйте разницу Думаете, это где-то там, далеко, и к нам не относится? Ошибаетесь. Просто страны Запада немного нас опередили в плане толерантности. Но если ступить на сей путь, то мы догоним «цивилизованный мир» в рекордные сроки. Ведь

Такт прощания

Из книги Литературная Газета 6393 (№ 46 2012) автора Литературная Газета

Такт прощания Такт прощания А НАМ ПРИСЛАЛИ Всякий раз, когда умирает известный актёр или звезда шоу-бизнеса, возникает чувство неловкости от того, как телевидение подаёт эту "новость", собирая на ней рейтинг. Нарочно драматизируется биография, мучают друзей, знакомых и

От воспитателей требуется такт и благоразумие

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

От воспитателей требуется такт и благоразумие СЦ 9,161:816. Нужно приложить намного большие старания, чтобы обучить людей принципам санитарной реформы. Следует организовать школы по обучению методам и способам приготовления здоровой пищи и учить этому искусству, переходя

Правило № 20 В такт

Из книги Как стать мастером общения? 49 простых правил автора Рвачева Елена

Правило № 20 В такт «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок, английский писатель-моралист). Чтобы играть с собеседником в такт, нужно научиться тактичности. Немаловажным правилом поведения

Значение РЕЧЕВОЙ ТАКТ в Словаре лингвистических терминов

РЕЧЕВОЙ ТАКТ

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт — понятие интонационное, выдыхательная группа — понятие физиологическое, синтагма — понятие семантико-синтаксическое.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЧЕВОЙ ТАКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАКТ в Словаре музыкальных терминов:
    (от лат. tactus , буквально - прикосновение) - единица …
  • ТАКТ
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ
    - редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. tact от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) - обозначает,чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. Впонятии Т. много …
  • ТАКТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо умение держать …
  • ТАКТ
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- либо, чему-либо умение …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. 1. муз. Наименьшая группа однородных ритмических долей, определяющая тот или иной метр22. За-ключительные такты вальса. 2. Равномерно …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение …
  • ТАКТ
    в европ. музыке единица муз. метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, …
  • ТАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. tасt, от лат. tасtus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ
    та"кт, та"кты, та"кта, та"ктов, та"кту, та"ктам, та"кт, та"кты, та"ктом, та"ктами, та"кте, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    речево"й, речева"я, речево"е, речевы"е, речево"го, речево"й, речево"го, речевы"х, речево"му, речево"й, речево"му, речевы"м, речево"й, речеву"ю, речево"е, речевы"е, речево"го, речеву"ю, речево"е, речевы"х, …
  • ТАКТ в Словаре лингвистических терминов:
    Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово …
  • ТАКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    I -а, только ед. , м. Врожденное или привитое воспитанием чутье, тонко развитое чувство меры и деликатности; умение держать себя …
  • ТАКТ
    Пристойное …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Черта …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чувство меры во …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Разум …
  • ТАКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: период, ритм 2. Syn: …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. 3) …
  • РЕЧЕВОЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ТАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ТАКТ в Орфографическом словаре:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Орфографическом словаре.
  • ТАКТ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 часть рабочего цикла какого-нибудь механизма Spec Т. двигателя. такт 1 метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных …
  • ТАКТ
    такта, мн. нет, м. (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-чему-н., создающее уменье Держать себя …
  • ТАКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    такта, м. (латин. tactus - прикосновение). 1. Метрическая единица музыкальной речи - каждая из мелких, равных по длительности частиц, на …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    речевая, речевое. Прил. к речь в 1 знач. Речевые навыки. Речевой …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    речевой прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [речь I 1.], характерный для нее. …
  • ТАКТ
    I м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в …
  • РЕЧЕВОЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [ речь I 1.], характерный …
  • РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ
    (греч. embolos - клин, затычка). Проявление речевой стереотипии. Наблюдается при глубокой, корковой, моторной афазии. Чаще всего - слово или …
  • РЕЧЕВОЙ НАПОР в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Патологическое усиление речевой активности, специфически-речевое возбуждение, которое может не сопровождаться возбуждением мыслительной деятельности и двигательным. Речь при этом часто утрачивает …
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
    — система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания об- щения в избранной тональности соответственно их …
  • РЕЧЕВОЙ АКТ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речево- го поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного …
  • ЯКОБСОН РОМАН в Словаре постмодернизма:
    (1896-1982) - русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским …
  • РОЗЕНШТОК-ХЮССИ в Словаре постмодернизма:
    (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического типа. Родился в либеральной …
  • ДИСКУРС в Словаре постмодернизма:
    (discursus: от лат. discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной …
  • ОПОЯЗ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    («Общество по изучению поэтического языка») Создано в 1916 г. в Петербурге представителями формального метода в литературоведении. В ОПОЯЗ входили ученые, …
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском словаре:
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском большом словаре:
    Сознание - осмысленное восприятие внутреннего и внешнего мира в результате высших интегративных процессов. Угнетение сознания - непродуктивные формы нарушения сознания, …

"Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз" К.С. Станиславский.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| - еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания:

а). между группой подлежащего и группой сказуемого (кроме подлежащего выраженного местоимением):

Лиза | вбежала в дом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

б). между подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами "и", "да", перед разделительным союзом "или" и др.:

Лиза |пошла к себе,| слушая привычный кашель матери | и тяжелый храп выпившего отца. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

в). после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - в середине или в конце предложения):

Каждое утро | гость исчезал из дому | и появлялся только поздним вечером,| голодный и усталый. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

г). перед обстоятельствами:

Бабушка | лежала на подушках,| в том доме. (О. Бергольц "Дневные звезды")

Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение.

Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения - отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений:

Вырванная из школы болезнью матери; | ждала сначала возвращения в класс, | потом - свидания с подружками, | потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, |потом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути, разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается:

И зевнул. Длинно, равнодушно, с завыванием. Лиза, кусая губы, метнулась вниз, больно ударилась коленкой и вылетела во двор, с силой хлопнув дверью. ||| (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Дополнительная пауза перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить - люфтпауза. Помогает уточнению и зависит полностью от намерений и задач исполнителя.

Мой дом был цел,| но каким он стал таким` маленьким! (О. Бергольц "Дневные звезды")

Если слог является составной частью речевого такта (фонетического слова), то речевой такт является составной частью фразы. «Как слог «держится» на слогообразующем тональном элементе, так и в фонетическом слове есть свой опорный элемент, конструктивный минимум: это ударный слог» . Из сказанного следует, что такт – это частьфразы из нескольких слогов, объединенных одним ударением. Единство, целостность такта, таким образом, создается ударением.

Ударение – это выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложного слова в составе речевого такта или фразы на фоне безударных слогов .

Из определения следует, что ударность предполагает безударность, а значит, ударение не принадлежит отдельному слогу и тем более – отдельному гласному ударного слога» . Распространяясь на всю протяженность слова, как бы накладываясь на нее, ударение тем самым выступает в качестве суперсегментного (сверхсегментного, надлинейного) с редства организации такта как фонетической единицы.

Понятие речевого такта (фонетического слова) строится с учетом так называемых клитик , т.е. слов, не имеющих ударения и примыкающих к знаменательным словам, вместе с которыми они и составляют фонетическое слово . В качестве клитик чаще всего выступают слова служебных частей речи – предлоги, послелоги, артикли, союзы, частицы и т.п.

В зависимости от места примыкания к знаменательному слову клитики подразделяются на проклитики (примыкание спереди: под-окнум ) и энклитики (примыкание сзади: придйшь-ли? ). Иногда имеют место случаи перемещения ударения в рамках фонетического слова со знаменательной части на служебную, в результате чего знаменательное слово занимает место клитики, например, пу-полю, зб-спину, ъз-лесу.

Различают три основных вида ударения –динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) имузыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке (см. § 18).



Динамическое ударение может быть:

1. Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом
и т.д.

2. Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнлзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы , различают подвижное инеподвижное динамическое ударение. Примеры из русского языка: головб, головы, головй, но гулову (подвижное ударение) и съльный, съльного, съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Квантитативное – это количественное (долготное) ударение. Оно достигается удлинением гласного ударного слога и возможно только в тех языках, в которых «нет фонологически значимого различия гласных по долготе и краткости» . В чистом виде количественное ударение (как, впрочем, и ударение других типов) не встречается ни в одном языке. Преобладающим оно является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому языку, почему его правильнее рассматривать как экспираторно-количественное.

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнам-ском – 6.

Фраза и интонация

Фраза – самая крупная фонетическая единица, которую нельзя отождествлять с предложением как основной коммуникативной единицей синтаксического уровня языка. Примечательны на этот счет следующие суждения проф. С.О. Карцевского (цитируются по кн. ): «… фраза не должна обязательно иметь форму предложения. Фраза вообще не имеет ничего общего с грамматикой… Фраза – единица актуализированной коммуникации. Она не обладает собственной грамматической структурой. У нее есть особая фонетическая структура, которая состоит в интонации. Именно интонация создает фразу».

Интонация – сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка, является суперсегментным средством организации фразы, формирования высказывания и выявления его смысла.

Главной составляющей интонации является мелодика речи , т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими. С учетом сказанного можно так определить фразу: фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией, фразовым ударением и заключенный между достаточно длительными паузами .

Наиболее загруженной частью фразы является ее конец, где обычно сосредоточивается фразовое ударение , например: Перед-нбми была высокая горб / И-мы должны были отдохнэть / прежде-чем начать восхождйние .

Когда нужно особо выделить, подчеркнуть ту или иную часть высказывания, используют возможности логического ударения, которое представляет собой смещенное фразовое ударение. Примеры:

1) Мой брат вчера вернулся из -командировки.2) Мой брат вчера вернулся из командировки. 3) Мой брат вчера вернулся из командировки.

Обобщая информацию, относящуюся к фонологическому аспекту фонетики, членение фонологии для лучшего восприятия и закрепления в памяти представим в виде следующей схемы:

Выводы

Фонетика – учение о звуковом строе языка. Является самостоятельным разделом языкознания, изучающим материальную сторону единиц плана выражения. Подразделяется на общую и частную. В курсе «Введение в языкознание» изучаются основные вопросы общей фонетики.

В рамках фонетики выделяют собственно фонетику (фонетику в узком смысле слова) и фонологию. Предметом собственно фонетики является область предлингвистики, изучающей звуковую материю языка в артикуляционно-акустическом аспекте. Предметом фонологии является изучение структурно-функциональных закономерностей звукового строя языка.

Фонология подразделяется на фонемику и просодику. Фонемика – учение о теории и описании фонем, выявляющее своеобразие структуры и функционирования фонологических единиц сегментного (линейного) уровня языка. Просодика – раздел фонологии, изучающий структуру и функции ударения и интонации как суперсегментных (нелинейных) средств организации фонетических единиц, превышающих протяженность фонем (слогов, речевых тактов, фраз).

В ведение общей фонетики входит широкий круг вопросов, относящихся к условиям звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; строятся универсальные классификации гласных и согласных звуков; изучаются закономерности сочетания звуков, их комбинаторно-позиционные и собственно-позиционные изменения в потоке речи (ассимиляции, аккомодации, редукции и др.). При всей важности изучения звуков речи в артикуляционном и акустическом аспектах, главной задачей фонетики является изучение звукового строя языка в фонологическом измерении. Ибо собственно «лингвистическое исследование начинается с того момента, когда из физических и физиологических явлений выделяются такие, которые представляют собой основные элементы коммуникации… Другими словами, только элементы, несущие информацию, являются существенными в лингвистике» .

Фонологию не случайно называют функциональной фонетикой. Всю информацию о звуковом материале она оценивает с точки зрения функций, выполняемых элементами звукового строя языка в процессе его «работы». Главными из этих функций являются дистинктивная (различительная) и идентифицирующая (отождествляющая). С опорой на эти функции строится определение фонемы как минимальной единицы звукового строя языка, служащей для разграничения и отождествления знаковых (двусторонних) единиц языка – морфем и слов в их формах.

Современная фонология располагает хорошей методикой изучения звукового строя языка в его аналитическом и динамическом аспектах. Здесь разработаны правила выделения фонем и определения диапазона их варьирования в зависимости от специфики позиционной структуры звукового уровня конкретных языков. Попадая в различные позиционные условия в процессе функционирования языка, фонемы подвергаются различным модификациям, включая случаи нейтрализации – позиционного снятия противопоставления элементов языковой структуры. В зависимости от возможности или невозможности подведения звуков слабых позиций под сильные различают разрешимую и неразрешимую нейтрализацию. В первом случае звуки слабых позиций выступают в качестве вариантов соответствующих фонем ([^] – вариант фонемы <О> при наличии живого позиционного чередования в алломорфах корня <вод>а: [вΛдб] // [вуды] ); во втором случае ([сΛббка ]) при невозможности проверки сильной позицией звук [Λ ] должен быть квалифицирован как представитель гиперфонемы <о\а>.

Фонологические явления, распространяются на речевые отрезки, превышающие протяженность фонем и слогов как минимальных незнаковых единиц, являются предметом просодики. Как раздел фонологии она охватывает область суперсегментных накладок двух разновидностей – акцентологических и интонационных в их взаимосвязи, что предполагает изучение закономерностей функционирования звуковых объектов на уровне речевых тактов и фонетических фраз.

Основная литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Глава «Фонетика и фонология» по любому изданию учебника.

2. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1991. – С.10-71.

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Раздел «Фонетика» по любому изданию учебного пособия.

Дополнительная литература

1. Кузнецов П.С. К вопросу о фонологии ударения // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.360-367

2. Реформатский А.А. Язык, структура и фонология // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.516-523.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н.Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Статья «Фонология» (с. 555-557).


ГЛАВА 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи. Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.

Наиболее крупным фонетическим отрезкомпри членении речевого потока является фраза. По мнению А.А.Реформатского, «Ни в коем случае нельзя отождествлять грамматическую единицу(предложение) и фонетическую единицу (фразу). Так как одна фраза может охватить несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.» Фраза – это завершённая по смыслу фонетическая единица. Отделение одной фразы от другой характеризуется большей паузой. Наступило утро / мы двинулись в путь.

ИНТОНАЦИЯ

Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.

Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить: интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).

Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.

Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.

Лекция № 6

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.

Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.

Слово – это центральная единица языка, так как, во-первых, в нём отражаются явления окружающего нас мира, во-вторых, в нём отражается отношение человека к миру, в-третьих, именно в слове отражается национальное видение мира, в-четвёртых, слово является единицей всех языковых уровней. На фонетическом уровне выделяется фонетическое слово, единицей лексического уровня является слово с лексическим значением, единицей грамматического уровня является слово с грамматическим значением. Однако дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия. В современной лингвистике вопрос о слове решался по-разному. По мнению учёных, слово не всегда соотносимо с понятием. Большая часть слов направлена на обозначение понятий, но в языке есть слова (и они считаются словами), которые не обозначают никаких понятий: союзы, предлоги, частицы. Многие понятия обозначаются не словом, а целой конструкцией, например, фразеологизмами («бездельничать» - бить баклуши).

Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.

Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.

Признаки слова

1.Фонетическая оформленность . Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.

2.Номинативная функция . Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.

3.Цельнооформленность. Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится, либо появится другое слово

4.Воспроизводимость . Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.

5.Семантическая валентность . Слово может сочетаться по смыслу с определённым кругом других слов. Эта сочетаемость у разных слов может быть неодинаковой: от очень узкой до относительно широкой. В этом проявляются смысловые возможности слова. Например,существительное «машина» сочетается с такими словами, как «синяя», «дорогая», «любимая», «купили», «сломалась», «едет» и т.д. А прилагательное «кромешный» - только со словами «ад» или»тьма».В русском языке есть несколько слов для обозначения коричневого цвета, но все, несмотря на общность лексического значения, имеют разную сочетаемость: «пальто – коричневок». «глаза – карие», «волосы – каштановые», «медведь – бурый», «конь – гнедой».

6.Лексико-грамматическая соотнесённость . Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.

Функции слова.

Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.

Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.

Например, в слове «платье» представлена функция обобщения, т.к. каждый человек, услышав это слово, платье представит себе по-своему: разного цвета, фасона, размера. В сочетании «модное бардовое платье» предмет видится более ясно и конкретно. Таким образом, в изолированном слове в большей мере представлено обобщение, а номинативной функцией слова наделяет контекст. Однако в местоимениях доминирует обобщение над номинацией, а в именах собственных – номинация над обобщением.

Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.

Вопрос о природе лексического значения является одним из основных в лексикологии. Сущность лексического значения слова наиболее точно сформулировал академик Виктор Владимирович Виноградов: «Лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы данного языка».

Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента . Например, солнце – дневное светило.

В речи реализуется денотативная сторона лексического значения слова.Она отражает связь лексического значения с представлением о конкретном внеязыковом объекте. Например, «белое солнце пустыни» – палящее, раскалённое до бела.

Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.

Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.

Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация) . Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.

В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика . В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:

· Расширение значения. С течением времени слово может охватывать больший круг понятий. Например, слово «старсть2в XVIII в. имело значение «ужас», после XVIII в. значение слова расширилось до сильного чувства.

· Сужение значения. Это процесс обратный расширению. Он сводится к сокращению круга понятий, которые могут быть названы данным словом. Например, в Древней Руси словом «пиво» назывался любой напиток, поскольку происходило данное слово от глагола «пить»; в современном языке слово «пиво» обозначает особую разновидность слабоалкогольного напитка. Также в Древней Руси слово «племянник» обозначало любого родственника (человека одного племени); в современном языке значение сузилось до сына брата или сестры.

· Энантиосемия. В ходе истории языка слово может развить свое значение до полной противоположности первоначальному. Например, первое значение слова «пресловутый» – прославленный; современное значение – имеющий широко известную дурную репутацию. Многие слова, подвергшиеся энантиосемии, как правило, утрачивают первичные значения. Некоторые слова сохраняют в своей смысловой структуре два противоположных значения. Например, глагол «одолжить» сохраняет в современном языке два значения: 1) дать в долг; 2) взять в долг.

В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.

Синтагматические отношения наиболее ярко выражаются в линейной соотнесённости элементов. Они проявляются в смысловой и грамматической сочетаемости лексических единиц в предложениях. Например, существительное «дорога» может сочетаться с глаголами («строят», «переходят». «асфальтируют»), с прилагательными («широкая», «просёлочная», «отремонтированная»), с существительными («в посёлке», «к дому», «к лесу»). Столкновение в одном ряду несочетаемых по смыслу слов может приводить к нарушению синтагматических отношений. В речи это происходит по причине небрежности говорящего, невнимательности к форме выражения. Например, «играть большое значение» вместо «играть большую роль», «поднять тост» вместо «поднять бокал», «оказать внимание» вместо «уделить внимание»). Однако к оценке сочетаемости лексических единиц в литературных произведениях нельзя подходить с обычными критериями. Многие авторы намеренно сталкивают семантически несочетаемые слова. Так рождаются переносные (метафорические) словоупотребления – «глаза горят», «чёрные думы»; оксюморон (соединение в одном ряду логически несовместимых понятий) – «обыкновенное чудо», «живой труп», «оптимистическая трагедия».

С течением время синтагматические возможности слова могут меняться, расширяться. Например, длительное время слово «государственный» по значению было связано лишь со словом «государство», то есть «политическая организация общества во главе с правительством и его органами». Будучи относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами – мышление, ум, человек, действие, поступок. При этом оно приобрело качественно-оценочное значение – «проникнутый идеями и интересами государства, способныймыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь создало условия для образования новых грамматических значений и форм: от уже качественного прилагательного стали возможны образования отвлечённых существительных (государственность), качественных наречий (государственно), антонимов (негосударственный, антигосударственный).

В основе парадигматических отношений языковых единиц лежит сходство единиц, относящихся к одному уровню языковой системы и в этом смысле однотипных. По мнению одного из основоположников системного изучения лексики Н.М.Покровского, «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в различные группы, причём основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.