ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Правовой статус учредителя издателя собственника сми. Кушнир И.В. Связи с общественностью Права и обязанности редакции. Права и обязанности редакции

Если в качестве издателя выступают несколько физических и (или) юридических лиц (издатели), то они заключают договор, в котором определяются права и обязанности каждого из них в отношениях, связанных с изданием средства массовой информации, в том числе, касающихся порядка и доли финансирования данного средства массовой информации.
Передача прав и обязанностей издателя третьим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном договором и учредительными документами.
Издатель, зарегистрировавший средство массовой информации, осуществляет его издание самостоятельно, либо создает для этих целей редакцию с образованием или без образования юридического лица.
Издатель, осуществляющий издание самостоятельно, выступает в качестве редакции и в этом случае несет всю полноту ответственности за содержание средства массовой информации.
Издатель, создающий редакцию без образования юридического лица, утверждает положение о редакции средства массовой информации в соответствии со статьей 22 настоящего Закона и несет всю полноту ответственности за содержание средства массовой информации.
Издатель, создающий редакцию в качестве юридического лица утверждает устав редакции СМИ и (или) заключает договор с редакцией СМИ.
В случае создания издателем редакции в качестве юридического лица редакция несет ответственность за содержание средства массовой информации.
Издатель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление издателя). Максимальный объем заявления издателя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с издателем. По претензиям и искам, связанным с заявлением издателя, ответственность несет издатель. Если принадлежность указанного сообщения или материала издателю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
Издатель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между издателем и редакцией (главным редактором).
Издатель может заключить договор о подготовке и (или) выпуске зарегистрированного им средства массовой информации с действующей редакцией, являющейся юридическим лицом, либо физическим лицом. Ответственность за содержание средства массовой информации, взаимные права и обязанности сторон определяются договором.
Издатель заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором) в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Издатель является собственником средства массовой информации, то есть собственником средств его индивидуализации (название, логотип, фирменный знак и т.п.), и продукции данного средства массовой информации.
Статью 19. Редакция
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
Редакцией руководит главный редактор, кандидатуру которого предлагают журналисты. Главный редактор осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между издателем и редакцией. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с издателем, распространителем, гражданами, организациями, органами государственной власти, а также в суде. Главный редактор несет ответственность за содержание средства массовой информации. При этом издателем и редакцией должны быть определены тематика и основные требования к содержанию средства массовой информации.
Редакция является собственником продукции данного средства массовой информации на стадии ее выпуска в свет (готовый номер периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, передаваемый для тиражирования или трансляции).
Если редакция является юридическим лицом и регистрирует средство массовой информации, она является издателем.".
15. В статье 20:
часть первую после слов "массовой информации" дополнить словами "образуемой в качестве юридического лица";
часть первую после слова "учредитель" дополнить словом "редакции";
в подпункте первом части второй слово "учредителя" заменить словом "издателя";
исключить подпункт четвертый части второй;
изложить подпункт пятый части второй в следующей редакции:
"порядок ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;";
исключить из статьи части третью, четвертую, пятую.
16. Исключить статью 21.
17. Статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Договор между издателем и редакцией
В договоре между издателем (издателями) и редакцией средства массовой информации, в частности, определяются:
взаимные права, обязанности, ответственность, основные требования к содержанию средства массовой информации, производственные, имущественные и финансовые отношения между ними;
образование фондов и возмещение убытков;
обязательства издателя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции;
ответственность сторон по выпуску средства массовой информации;
основания и порядок приостановления или прекращения деятельности средства массовой информации;
передача и (или) сохранения права на название, иные юридические последствия смены издателя, изменения состава издателей, прекращения деятельности средства массовой информации;
процедура разрешения споров между ними.
18. В части второй статьи 23 слово "учреждаемые" заменить словом "создаваемые".
19. В подпункте втором части первой статьи 27 слова "учредитель (соучредители)" заменить словами "издатель (издатели)".
20. Статью 29 исключить.
21. В статье 35:
в абзаце четвертом статьи 35 слова "учредителями (соучредителями)" заменить словом "издателями", а слова "государственные органы" заменить словами "органы государственной власти и местного самоуправления";
дополнить статью абзацами пятым и шестым следующего содержания:
"Средства массовой информации, финансируемые из федерального бюджета, обязаны предоставлять время и место для выступлений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Субъекты Российской Федерации вправе законодательно ввести аналогичную норму для средств массовой информации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
22. Абзац третий части первой статьи 36 дополнить после слова "телепрограмм" словами - "в сутки".
23. В статье 37:
Часть вторую изложить в следующей редакции:
"Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала не допускается.";
дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
"В случае нарушения части второй настоящей статьи орган, регистрирующий средство массовой информации, обязан в письменной форме предупредить средство массовой информации о недопустимости нарушения настоящей статьи. Повторное нарушение влечет изъятие свидетельства о регистрации.".
24. Дополнить статью 41 частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Издатель (редакция) средства массовой информации не вправе разглашать имя автора материала, опубликованного анонимно или под псевдонимом без согласия на то автора, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция средства массовой информации не вправе вмешиваться в личную жизнь граждан, предавать гласности личные письма и другие документы, без разрешения их владельца или его наследников.".
25. Часть первую статьи 43 изложить в следующей редакции:
"Гражданин вправе потребовать от издателя (редакции) опровержения не соответствующих действительности и, в том числе, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.
Юридическое лицо вправе потребовать от издателя (редакции) опровержения не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию, сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные в нем сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.".
26. В статье 44:
дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
"Редакция средства массовой информации не вправе комментировать опровержение в том же номере (выпуске) средства массовой информации, в котором оно опубликовано.";
часть пятую считать шестой и изложить ее в следующей редакции:
"В случае отказа в опровержении редакция средства массовой информации обязана в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении либо его текста уведомить об этом в письменной форме заинтересованных гражданина или организацию с указанием оснований отказа.";
дополнить статью седьмой частью следующего содержания:
"Опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений в отношении кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые были распространены в данном средстве массовой информации в период избирательной кампании, должно последовать в очередном, после поступления требования об опровержении, номере (выпуске) средства массовой информации, независимо от периодичности его выхода в свет. В случае отказа в опровержении редакция средства массовой информации обязана в течение одного дня после поступления требования об опровержении либо его текста уведомить об отказе в письменной форме заинтересованных гражданина или организацию с указанием оснований отказа.".
27. Часть третью статьи 46 изложить в следующей редакции:
"Ответ редакции на ответ гражданина или организации не может быть помещен в том же выпуске средства массовой информации, в котором публикуется ответ гражданина или организации.".
28. Дополнить статью 48 частью шестой следующего содержания:
"Редакция средства массовой информации может быть лишена права аккредитации своих журналистов, если она нарушила правила аккредитации, либо журналисты редакции неоднократно распространяли сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию аккредитовавшей журналистов организации, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Срок, на который редакция лишается права аккредитации своих журналистов, не может превышать шести месяцев.".
29. В статье 56 исключить слово "Учредители".
30. В статье 57:
подпункт третий изложить в следующей редакции:
"3) если они содержатся в ответе на запрос информации, в официальных документах органов государственной власти, других организаций, либо в материалах их пресс-служб;";
подпункт четвертый изложить в следующей редакции:
"4) если они являются дословным воспроизведением законченных по смыслу фрагментов выступлений депутатов на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо выступлений членов Совета Федерации на заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также официальных выступлений должностных лиц органов государственной власти, других организаций при непременном условии, что воспроизведенные фрагменты не искажают сути выступления.".
31. В статье 58:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц органов государственной власти и организаций законной деятельности издателей, редакций и распространителей средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:";
в абзаце десятом исключить слово "учреждений".
32. В статье 60:
в абзаце втором слово "учреждении" заменить словом "регистрации";
в абзаце пятом слово "деятельности" заменить словом "выпуска".
33. Дополнить Закон статьей 63 следующего содержания:
"Статья 63. Переходные положения
1. Свидетельства о регистрации средств массовой информации, выданные до вступления настоящего Закона в силу, не требуют обязательной перерегистрации. Учредители данных средств массовой информации приобретают статус издателя и несут всю полноту ответственности, предусмотренной настоящим Законом как издатели.
2. Учредители средств массовой информации, не являющиеся юридическими лицами, в течение года со дня вступления в действие настоящего Закона обязаны зарегистрироваться и определить свой организационно-правовой статус в соответствии с Гражданским кодексом с последующей перерегистрацией средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
3. Редакции средств массовой информации, не обладающие свидетельством о регистрации средства массовой информации, но являющиеся юридическим лицом и фактически самостоятельно издающие и финансирующие выпуск средства массовой информации, вправе перерегистрировать данное средство массовой информации совместно с его учредителем и стать одним из издателей. Размер долей (акций) каждого соиздателя определяется по их соглашению учредительным договором.
4. Учредители средств массовой информации, не желающие брать на себя функции издателя в соответствии с настоящим Законом, вправе передать эти функции редакции средства массовой информации с последующей его перерегистрацией.
Права учредителя средства массовой информации не способного выполнять функции издателя, определенные настоящим Законом, переходят к редакции данного средства массовой информации в случае, если последняя готова взять на себя функции издателя, с последующей перерегистрацией средства массовой информации.

Свобода массовой информации. В РФ СМИ не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

СМИ – периодическое печатное издание, радио-, видеопрограммы, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Цензура СМИ не допускается.

Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование СМИ: в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целости государства; для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни; для пропаганды войны; для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программной обработке информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Учредителем (соучредителем) СМИ могут быть гражданин, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Заявление о регистрации СМИ подается учредителем в Министерство печати и информации РФ.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ не допускается.

Распространение продукции СМИ считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир; в регистрационном журнале указывать дату и время выхода в эфир, ее автора, ведущего и участников.

Сроки хранения: материалов передач – не менее одного месяца со дня выхода в эфир; регистрационного журнала – не менее одного года с даты последней записи в нем.

Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ.

44. Права и обязанности редакции

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

Редакция не обязана отвечать на письма граждан.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителем и редакцией СМИ, расскажем о санкциях за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор.

Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие устава редакции СМИ делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием.

Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологии

Часто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ - газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д., - устава быть не может и не должно.

Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?

Самое важное - это то, что устав - тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция - юридическое лицо, редакция - структурное подразделение юрлица, редакция - физическое лицо или ИП, редакция - объединение граждан.

Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, - урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем - физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ).

Рассмотрим наиболее распространенные схемы.

1. Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ - редакций СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо.

Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в Уставе юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), - это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции СМИ объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ быть принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты).

2. Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ.

3. Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации.

В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести изменения в устав редакции СМИ.

А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.

У СМИ один учредитель - ООО. Подготовку, выпуск СМИ осуществляет другое юридическое лицо. По факту обоими юридическими лицами управляет (пусть не лично, а через других физических лиц, но это не важно) один человек, поэтому конфликтов нет и не ожидается, настоятельной потребности урегулировать отношения между редакцией и учредителями СМИ не возникло, устав не был принят и представлен в регистрирующий орган. Так продолжалось не один год, СМИ благополучно печаталось, учредитель занимался своими делами. Но в определенный момент ООО-учредитель ликвидировали, при этом печатное издание продолжало выходить в свет еще не один год. Однако с 1 января в Законе «О СМИ» вступили в силу поправки, предусматривающие, что Роскомнадзор может по своей инициативе исключать из реестра те СМИ, учредители которых прекратили свое существование. Таким образом, это издание могут в любой момент исключить из реестра СМИ. Этот момент показал редакции СМИ всю шаткость положения, и журналисты обратились в «Право в сети» за консультацией.

По закону в случае ликвидации учредителя СМИ - юридического лица - его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.

Другой пример.

В уставе прописывается процедура назначения и прекращения полномочий главного редактора, а он далеко не последнее лицо в редакции, так как именно редактор отвечает за выпуск СМИ. От того, какая в уставе будет закреплена процедура, будет зависеть, сможет ли учредитель СМИ единоличным решением поменять главного редактора или для этого нужно будет согласие журналистского коллектива.

Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ - это не простая бумажка, а важный документ.

Устав редакции СМИ еще может быть нужен, если:
- Роскомнадзор потребует его предоставить;
- вы решите , т. к. в пакете подаваемых документов вам надо будет предоставить копию устава редакции СМИ;
- подан иск, и суд потребует предоставить устав редакции СМИ.

В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия , а именно:

1) определены взаимные права и обязанности редакции, учредителя, главного редактора, журналистского коллектива;

2) определен круг полномочий коллектива журналистов;

3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других;

4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) определен порядок передачи права на название СМИ;

6) установлен порядок принятия, утверждения и изменения устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ.

После того как устав полностью готов, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, - осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор.

Устав редакции СМИ должен быть направлен в Роскомнадзор

Для того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для сетевых СМИ всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава - 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу. На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ.

Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре устава редакции СМИ. Или устав редакции СМИ можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой.

Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке.

Договор вместо устава, возможно?

Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ . Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции.

Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий.

Ключевые слова: права, обязанности, учредителя, редакции, СМИ

Права и обязанности учредителя и редакции , предусмотренные Законом «О СМИ», возникают с момента регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя ). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О СМИ», уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). В случае ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакция может быть юридическим лицом , самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного СМИ организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска СМИ вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор , который осуществляет свои полномочия на основе Закона «О СМИ», устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом «О СМИ» и другими законодательными актами РФ.

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.