ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

«Как я жил в чеченском ауле»: стоит ли русским возвращаться в Чечню? Как чеченцы выгнали русских из построенного русскими же города грозного Как чеченцы

Каждый из нас знает, что чеченцы– это неотъемлемая часть Русского мира. Чеченцы– это огромное достояние России, они всегда искренне желали быть в ее составе, поэтому спасибо российскому правительству, что оно дало сбыться нашим общим мечтам! Мы позволим себе дать несколько советов, которые помогут россиянам стать ближе к братскому чеченскому народу и понять особенности его менталитета. Речь пойдет не обо всех чеченцах, а лишь о самых лучших их представителях.

Если во время беседы чеченцы вам хлещут по лицу пощечинами, нужно громко кричать «Люблю Чечню!» - их это очень веселит. Искорка радости, промелькнувшая в приятной беседе – вот ключ к единению культур и добрососедским отношениям. Поэтому кричите громче и искреннее. Скорее всего, в первый раз они вам не поверят, будут и дальше спрашивать «Любишь Чечню и чеченцев?» - нужно в ответ с любовью говорить, что да, очень люблю. Ведь это наш Русский мир, а Рамзан Кадыров неоднократно называл Россию «матушкой». И ведь если так подумать– действительно смешные шутки!

В университетах чеченские студенты могут сбросить вещи с парты, заняв ваше место. А во время игры в футбол на физкультуре – разбить ноги. На это не следует обижаться, это они все делают любя или тоже шутят. В конце концов, они просто воспитывают в вас мужчину. Для того, например, чтобы если нападут американцы, вы были крепким мужиком. Вы их за это благодарите!
К русским девушкам многие чеченцы относятся, как правило, очень хорошо и красиво, но жениться на них не хотят. Здесь тоже обижаться не следует – их сильно потрепали шайтаны во время войны, поэтому им нужно везде как можно больше детей. Русский мир он очень многогранен, это целая философия и тут все одним разом так просто не понять. Но в целом, чем крепче Чечня, тем сильнее Русский мир.

Если и ругаться с чеченцами, то лучше только по телефону. Они обязательно скажут вам: «эээ, давай встретимся» или «если ты мущина, скажи мне это в лицо», но в лицо лучше не говорить. Среди них очень много всяких КМС по борьбе и боксу, при этом, еще и почти каждый из них носит травматический пистолет в кармане и не боится отсидеть в тюрьме за маму или Аллаха. Такая принципиальность особенно нужна в 21-м веке, когда еврогеи хотят нас научить безнравственности!

В целом, общаться и жить рядом с чеченцами одно удовольствие. Они приносят России много пользы, да и в Донбассе помогают строить Русский мир. Чеченский сосед – это прочный показатель надежности духовных скреп. Именно поэтому десятки тысяч россиян каждое лето едут отдыхать в Грозный – там почти так же хорошо, как в Крыму. И до чего приятно, что увеличивается Русь-матушка! Становится сильнее, дружнее и лучше!

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну – чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов – чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, – «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство – так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов, который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски – Карногай, и на русский лад – Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л. П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания и легенды о неких Термаоле и Берсане, которые сыграли ключевую роль в исламизации чеченцев. В дальнейшем этого вопроса касались еще несколько исследователей, среди которых можно отметить М. Б. Мужухоева, в работе которого анализируются вайнахские предания и данные, имеющиеся в русских источниках XVII–XIX вв. Разыскания ученых Чечни и известную им фактуру обобщил известный кавказовед Я. З. Ахмадов на страницах своей «Истории Чечни».

Авторы академического труда, посвященного истории и культуре чеченцев, так и не смогли ответить на эти вопросы, ограничившись обобщением ранее уже опубликованной информации. По их мнению, Термаол начал распространять ислам в конце XVI в: «Окончательное же принятие ислама чеченцами… произошло под воздействием другой исторической личности по имени Берса-шейх». Вышеуказанный Я. З. Ахмадов считает, что «восточный» регион, прилегающий к Дагестану, «был исламизирован в XV в.».

Главное чего, думается, не хватает здесь – ссылок на достоверные источники, ибо, делая опору лишь на логику и исторические параллели, трудно быть убедительным в своих заявлениях. Восполнению этого пробела, как мы надеемся, поможет введение в научный оборот новых данных о вышеупомянутых Берсане и Термаоле, а также об их деятельности по распространению ислама в Чечне.

В рамках этой статьи мы охватываем, прежде всего, территорию современных Веденского, Ножаюртовского и южной части Курчалоевского районов Чеченской Республики, которая была известна исторически на Восточном Кавказе как Нохчимохк или Ичкерия. Ичкерия – топоним тюркский (Ичери – «внутренний»), на родном языке чеченцы называют данную территорию Нохчи-мохк (чечен. мохк – «земля, страна»). Схожее название встречается и у аварцев рубежа ХIХ–ХХ вв. – Нохчимухъ (авар. мухъ – «сторона, страна»). В XVIII в. и ранее аварцы в отношении ичкеринцев употребляли термин Жани-буртиял (авар. – «внутренние чеченцы»).

Территория Нохчимохка занята в основном северными отрогами Андийского хребта. Это – благодатные для жизни, в основном предгорные, земли общей площадью примерно 1 500 кв. км, покрытые лиственными лесами. Разделены они на речные долины – вначале, в горах, весьма узкие, но потом все более и более расширяющиеся, из которых самой большой по площади будет та, что образована течением р. Хулхулау. Затем упомянуть следует здесь реку Аксай (Яхси ) с ее долиной и реки Ямансу и Ярыксу с их долинами, которые относительно малы.

Особая значимость Нохчимохка в истории северо-восточного Кавказа заключается в том, что говор, который сформировался в указанной предгорной зоне позднее – в ХVIII в., лег в основу того диалекта, который получил преобладание в равнинной Чечне в ХVIII – начале ХIХ вв. В эпоху же полного утверждения власти Российской империи (после 1859 г.), а затем и советского государства со всеми их политическими мероприятиями и акциями (в том числе укрупнение населенных пунктов и депортация в Среднюю Азию от 1944 г.) на фундаменте последнего (фактически на основании вайнахского диалекта Нохчимохка) – сложился современный чеченский литературный язык.

«Шейх Берсан»

Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания и легенды о некоем Берсане , который сыграл большую роль в исламизации чеченцев Нохчимохка. Как пишет У. Лаудаев, «при окончательном утверждении исламизма между чеченцами в главе народа стоял некто Берса (Берсан) Кирчалинской фамилии; он имел влияние в народе, его называли имамом и шейхом (святым)». В дальнейшем он рассказывает о распространении Берсаном ислама в селах Гуни и Агишпатой.

Согласно преданиям, собранным Ив. Поповым у жителей сел. Гуни и опубликованным в 1872 г., ислам они приняли от «шейха Бэрсана, сына женщины из нашего аула, вышедшей замуж за курчалинца, жившего в ауле Курчали». Они же рассказывали, что Берсан, «будучи ловким молодым человеком, впоследствии отправился в Кази-Кумух (в Дагестане) с целью выучиться грамоте по-арабски; чрез короткое время, оказав большие успехи, он воротился домой и жил, не отличаясь особенно ничем». В дальнейшем предание указывает на факт нападения аварцев на селение, в котором жила семья невесты Берсана: «Аварцы, опустошив часть аула, уже отступали обратно, когда Бэрсан догнал главу партии и выстрелом нанес ему смертельную рану». Раненый, назвав себя «шейхом Гада», обращавшим людей в ислам и учившим их нормам шариата, завещал Берсану: «Обращай народ в мусульманство и прими его, прежде всего, сам». Гада вскоре умер, а Берсан под впечатлением от происшедшего принял ислам и распространил его в первую очередь в родном селении Курчали.

Касательно происхождения Берсана данные, собранные Ив. Поповым, противоречат друг другу. К примеру, в приведенной выше цитате говорилось, что он был чеченцем из сел. Курчали, чему противоречит другой отрывок из сочинения того же Ив. Попова: «Несколько слов о шейхе Бэрсане. Ичкеринцы говорят, что он выходец из Кази-Кумуха (в среднем Дагестане). Будучи пропагандистом учения Магомета, Бэрсан был человеком строгих правил и искренно веровал в слова Корана. Явившись в Ичкерию, он прежде всего поселился в ауле Курчали, откуда, как говорит предание, не мечом, а сильным словом и точными предсказаниями будущих событий проводил мусульманство в окрестные аулы». Далее, при описании селения Нижний Курчали, Ив. Попов уточняет, что «Нижний Курчали – родина шейха Бэрсана; здесь же и могила его, весьма чтимая народом».

Обращаясь к вопросу о хронологических рамках жизни Берсана, мы имеем лишь одно косвенное на то указание. Ив. Попов в 1872 г. пишет об истории селения Эрсенойи, перечисляя предков стариков этого населенного пункта («Албаст и Чополау, живущие и ныне в ауле Эрсеной, как представители своей фамилии: оба уже старики»), ставших его информаторами, указывает, что «в восьмом поколении (Дырши) явился в Эрсеной шейх Бэрсан, внося с собой учение ислама». Если учесть, что, согласно посемейным спискам 1867 г., Албасу Мачиеву было 42 года, а Чопалаву Мачиеву – 71 (анализ состава семей сыновей этого Мачи заставляет нас думать, что Чопалаву в 1867 г. был 61, а не 71 год), их предок Дырши, скорее всего, родился в 1540–1560-х гг. Таким образом, время его активной жизнедеятельности приходится на конец XVI – самое начало XVII в., когда вышеуказанный Берсан распространял ислам в Нохчимохке.

Одному из авторов посчастливилось первым среди кавказоведов узнать о местонахождении могилы этого Берсана, посетить ее и прочитать эпитафию. Находится могила Берсана в Веденском районе ЧР, в сел. Курчали, которое стоит к востоку от Ведено, в верховьях р. Гумс. Надмогильная плита Берсана (см. фото №1) представляет собой прямоугольную каменную стелу с верхней стороной в виде как бы треугольника; с плечами, широкой шеей и как бы отрубленной головой. Сбоку вырезана почерком сулс (?) малограмотная арабская надпись религиозного содержания. В ее верхней строке читается мусульманская формула единобожия, начертанная с ошибками. В центре надмогильной плиты имеется нечто вроде площадки для письма, которая сделана путем выемки фона. Там по-арабски написано насхом: «Это – усыпальница… Берсана». Даты нет, а поэтому, с учетом чеченской действительности, датировка здесь затруднительна, но дагестанские параллели заставляют все же думать, что эпитафия с именем Берсана относится к XVI–XVII вв.

Надмогильная плита Мусы, сына Хизри

ТерманОл

В работе чеченского автора 2-й половины ХIХ в. У. Лаудаева, который собрал с уст современных ему чеченских старожилов многочисленные предания о событиях прошлых лет, говорится об исламизаторе чеченского населения Нохчимохка, носившем имя Термаол . Приведем цитату, касающуюся изучаемого вопроса: «В преданиях народа сохранилось имя первого проповедника исламизма у чеченцев; им был некто Термаол. Он был человек красноречивый и жестокий. Увлекаемые потоком его речей, чеченцы покорились ему. В собрании всего народа он в торжественных словах описывал всемогущество Бога мусульман… Такие речи воспламеняли чеченцев, и те, которые хоть мало были в сомнении, тотчас же делались мусульманами… Окружив себя усерднейшими последователями, Термаол начал смелее производить обращение и убивал противящихся… Он вырыл себе могилу и живой погреб себя. Погребая себя, он сказал: «Прощайте, мусульмане, теперь я уже больше не нужен вам, но приду тогда, когда вы почувствуете во мне нужды». Некоторые фанатики и теперь ожидают его появления. Могила его находится в Ичкерии, на земле Энокалинской фамилии» .

Чеченские историки ХХ–ХХI вв., в числе их и Я. З. Ахмадов, работая над историей исламизации своего народа, не смогли, как видно, разобраться с вопросом о Термаоле, а поэтому они просто не упоминают о нем в своих трудах, в то время как касательно Берсана пишут. Одному из авторов (Т. М. Айтберов) удалось выявить уникальный эпиграфический материал на арабском языке, который раскрывает во многом указанный здесь вопрос.

Эникалинская община расположена ниже упомянутого выше селения Курчали – по течению р. Гумс. Вблизи этого чеченского селения Эникали (ныне в составе Курчалоевского района ЧР, в прошлом – в составе Ножаюртовского) расположено сел. Корен-Беной (чечен. – «гнездо ястреба»), которое около 1830 г. было образовано переселенцами из Эникали. В 1981 г. еще существовало (современное положение нам не удалось уточнить) кладбище «Турпал Термоли каш» (чечен. – «мавзолей героя Термоли»), на котором были похоронены потомки вышеобозначенного Термаола. Мы здесь приведем пять эпитафий, которые помогут нам установить приблизительно время деятельности Термаола, а также его генеалогию до конца XIX в.

  1. Первой стоит привести эпитафию потомка Термаола по имени Муса (см. фото №2), умершего, по всей видимости, в 1883 г. Его надмогильная плита сделана из песчаника (130 х 60 х 14 см) и имеет закругленный верх, а над арабским текстом (насх ) эпитафии вырезан орнамент с подобием мальтийского креста в центре. Это, кстати, как нам видится, еще одно свидетельство частой ошибки краеведов и архитекторов, пишущих на исторические темы, которые увязывают кресты на башнях Чечни и Дагестана с христианством и его влиянием на Северном Кавказе. Перевод текста: «//Покойный, спустившийся // в землю – к милости Творца. // Муса – сын Хизри, // сына Каламата (Гъаламат ), сына Кануки (Гъанукъа ) // сына Гардануки (Гъарданукъа ), сына Гарда (Гъард ), // сына Базурки (Базуркъа ), сына Аурика (А-р-к ) // сына Инаруки (Инарукъа ), сына Ола, сына Терма (Терм ), сына Анзира (Ан-з-р ), // сына Ола. 1300 (начался 13.11.1882 г.)».
  2. Второй приведем эпитафию некоего Ибрахима, который скончался в 1235/1819–20 г. На его надмогильной плите (93 х 104 см, толщина – 13 см), сделанной из песчаника, на которой вырезаны сабля и ружье-кремневка, приводится следующий текст: «1235 (начался 20.10.1819 г.) год. Покойный и прощенный Аллахом Ибрахим был сыном Туган//бия, сына Дабалики (Дабаликъа ), сына Кануки, сына Гардануки, сына Гардана, сына Базурки. // О, господи! Помилуй ты их, все их собрание».
  3. Следуя хронологическому принципу, упомянем теперь арабскую эпитафию 1845 г., сделанную насхом, которая вырезана на плите (123 х 37 х 33 см) из песчаника. Перевод текста: «1261 (начался 9.01.1845 г.) год.//Покойный и прощенный//Мака (М-ка ), сын Каламата, сына Кануки, сына//Гардануки, сына Гарда// сына Базурки, сына Терм-Ола. //О, господи, прости их!».
  4. Следующее интересное для нас погребение (95 х 45 см, толщина – 13 см, песчаник, почерк насх): «1314/1896–97 год.//Опустившийся в землю Ушурма// – сын Маза, сына Алхазура, сына Мака (М-ка ), сына Каламата, сына Кануки, сына Гардануки//, сына Гарда, сына Базурки// сына Аурика (А-р-к ), сына Инаруки // сына Ола, сына Терма, сына Индира (А-н-д-р ), сына Ола».
  5. Следующая эпитафия (арабский язык, насх): «//Смерть подобна чаше, которую все люди//выпьют,//могила подобна дому, в который войдут все люди!//Покойный и прощенный Аллахом//Берса – сын Олса //сына Буки, сына Ватрака (В-т-р-к ),// сына Васрака (В-с-р-к ) сына Уммы (ГIумма ) // сына Умара, // сына Уммахана,// сына Кануки (Ханукъа ), сына Каламата, сына Кайтуки (Гъайтукъа ), сына Бази,// сына Базурки, сына Ники (Ника ), сына Ола, сына Терма,// сына Андира…». Касательно датировки эпитафии Берса (укороченная форма имени Берсан), которая в надписи не указана, укажем, что рядом с могилой этого Берса стоит надгробие (124 х 38 х 14 см, песчаник), содержащее следующую эпитафию 1877 г., сделанную почерком насх на арабском языке: «//Эта могила принадлежит// Эски – сыну// Берсана.//Да простит их обоих Аллах! 1294 (начался 15.01.1877 г.) год». Получается, таким образом, что «Берс – сын Олса», жил примерно в середине ХIХ в.

Сопоставив данные всех эпитафий потомков Терман Ола, мы пришли к выводу, что он являлся реальной исторической личностью, родившейся около 1540 г. Правильными являются, на наш взгляд, генеалогии на эпитафиях Мака, Мусы, Ибрагима. В надписи Ушурмы вместо отца Терма и сына Ола указан лишь один Терма, что можно понять, поскольку их имена слились воедино в Термаол и, видимо, позже в устной традиции отдельных представителей рода так и остались запечатлены. Наиболее полной и достоверной, на наш взгляд, является генеалогия, приведенная в эпитафии Мусы, сына Хизри. Полна неточностей эпитафия Берса, сына Буки. К примеру, имена Умма, Умар и Уммахан, приведенные в этой надписи, скорее всего, являются различными формами одного имени, так же как Бази и Базурка, а также Сарак и Ватрак. Также ошибочно указано, что Каламат являлся сыном Кануки, тогда как во всех остальных надписях эти имена приведены в обратной последовательности.

Генеалогия этого рода начинается с Ола I (ок. 1450 г. р.), и на основе данных надмогильных надписей можно сделать следующую цепочку: Ол I – Андир – Терма – Ол – Инарука – Аурик – Базурка – Гардан – Гарданука – Канука, который родился ок. 1720 г. и имел, по крайней мере, двух сыновей: Дабалика и Каламата. Дабалика имел сына Туганби и внука Ибрагима (ум. 1819–20 г.). Каламат же имел двух сыновей: Хизри (1787 г. р.), сыном которого являлся Муса (1807 г. р.) и Мака (ум. в 1845 г.), от которого тянется цепочка: Алхазур (1836 г. р.) – Маза (1866 г. р.) – Ушурма (ум. 1896–97 г.).

Кабардинский след

В этом роду имело место широкое распространение кабардинских имен, а следовательно, и весьма оригинальной кабардинской культуры. В намного меньшей мере это можно сказать касательно отношения к аварцам (имена Уммахан, Умма). Внимательный анализ антропонимов приводит к мысли о возможном происхождении рода Термаола от кабардинцев.

Здесь нельзя умолчать о том, что именно в указанное время – конец XV – XVI вв. – кабардинцы продвигались с равнин Центрального Кавказа к берегам Каспийского моря, в которых они нуждались как люди, живущие полукочевым скотоводством. Дело в том, что в зимнее время территория Прискаспия не оказывалась подвержена джуту (внезапное оледенение травы) и вызываемой им массовой гибели скота. Они, как известно, пытались закрепляться в северно-западном Прикаспии, но горцы Дагестана во главе (?) со знатными кумухцами нападали на них при содействии иранско-сефевидских войск и в конце концов вытеснили названный ядыгоязычный народ в междуречье Сунжи и Терека, а также в пределы современной равнинной Ингушетии. Из Назранской зоны ушли кабардинцы на запад, как хорошо известно, лишь во второй половине ХVIII в.

В вышеуказанный период, в XVI–XVII вв., на территории Терско-Сулакского междуречья и предгорной части Нохчимохка (Ичкерии) осели кабардинские фамилии, образовавшие целый ряд населенных пунктов. Касательно Нохчимохка можно указать возникновение в это время населенного пункта Гезин-чу, основанного неким Гези – «выходцем из Кабарды». Он попросил покровительства у центороевцев и вошел таким образом в их состав («принял Цонтароевскую фамилию»). Не исключено, что подобным образом в сел. Эникали заселилась кабардинская фамилия, из которой вышел Термаол.

Таким образом, мы видим, что реальное распространение ислама среди чеченцев началось в XVI в. при помощи миссионеров – Терман Ола и Берсана. Благодаря их деятельности в начале XVII в. восточная часть Чечни – Нохчимохк – была исламизирована. Горная часть Чечни, расположенная в бассейне реки Аргун, в середине XVII в. была регионом поликонфессиональным, без преобладания какой-либо религии. К примеру, в Шатое в середине XVII в., по свидетельству горных грузин – тушин, вера была «одна с тушинами, а иные шибутцы (шатойцы – прим. авторов) живут по-бусурмански».

Участие аварских нуцалов

В ХVII веке в юго-западной части Аварии – Цунте – происходило дальнейшее укрепление позиций ислама. Аварские газии, не довольствуясь распространением ислама на собственно аварских землях, начали активно заниматься исламизацией расположенных западнее земель вплоть до Ингушетии. Эта политика активно проводилась в жизнь аварским правителем Дугри-нуцалом, умершим в 1667/68 г. В XIX в. он считался святым «шейхом», и поэтому хунзахцы ходили молиться на его моги­лу. Почитание этого нуцала, по всей вероятности, могло быть вызвано и тем усердием, которое он прилагал для распространения ислама на Восточном Кавказе. По всей видимости, незадолго до его смерти, а именно в 1667 г., сформированный в Аварии отряд газиев направился на территорию горной Чечни, в бассейн реки Аргун, для насильственного распространения там ислама. В этом войске находился и хунзахский ученый, вышеупомянутый Атанасил Хусайн. После ряда успешных мероприятий по утверждению ислама среди горных чеченцев близ селения Дангу, в ущелье Хачарой (Дангъаб Х I ачариб , ныне территория Итумкалинского района ЧР), развернулось ожесточенное сражение. В нем одним из шахидов стал и Атанасил Хусайн, убитый одним из «невер­ных» чеченцев. Эта информация отражена сыном кадия Шабана ал-Убуди ал-Авари, Малла-Мухаммадом, в 1078/1667–68 г. в книге, которую он переписал во время учебы у ставшего потом шахидом и «убитого в сражении с неверующими Дагнаб-Хачараб» Хусайна, сына Атанаса Хунзахского.

Окончательная исламизация горной Чечни произошла лишь в 1770–80-х гг. – во время деятельности шейха Мансура. Об этом пишет У. Лаудаев: «Некто Мансур, алдинский уроженец Арестенжоевской фамилии, стал во главе народа. Его называли и шейхом, и имамом… Язычествовавшие кабардинцы, галгаи и горные чеченцы принимают ислам и единодушно с чеченцами восстают против русских». Такие же хронологические рамки для окончательной исламизации горных чеченских общин определяются А. П. Берже в 1859 г.: «Один из значительнейших тохумов (фамилий) чеченских принял последний мусульманскую веру около 90 лет тому назад».

Последними среди чеченцев, вероятно, ислам приняли жители Галанчожа, расположенного на границе с Ингушетией. Как пишет автор начала ХХ в., «мюридизм, разлившись широкой волной в горах, захватил в своем течении и описываемую местность, а проповед­ники его во времена уже Кази-Муллы обратили языческое население в ислам, чем и заставили слиться с общим потоком газавата».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что распространение ислама среди чеченцев началось в конце XVI в. и было полностью завершено в 1820-х гг.

В марте власти Норвегии начали насильственно выселять из страны чеченских эмигрантов. 50 семей, включая женщин и детей, уже выдворены в Россию. Год назад так же поступила Австрия. Одна из причин депортации — агрессивное поведение переселенцев по отношению к коренным жителям страны, давшей им пристанище. Те же самые претензии предъявляют к выходцам из южных регионов и в самой России. Почему горячие кавказские парни, которые кичатся строгими правилами морали у себя на родине, «в гостях» ведут себя как в хлеву?

«Детские» шалости

— Герман, чеченские парни в российских городах ведут себя, мягко говоря, вызывающе. Зачем?

— Беспредельничают чеченские мальчики—мажоры — дети высокопоставленных чиновников и богатых людей, золотая молодежь на джипах и «Ламборджини». Они всегда на виду и ведут себя по-хамски... В 20 лет откуда у него такая тачка? Кто он? Наверняка сынок какой-нибудь персоны. Он привык к вседозволенности у себя на родине и, приехав в Россию, точно так же живет по своим законам, точнее, без всяких законов. Потому что знает: если что, приедет папа, друг папы или родственник, помашет серьезными корочками, сделает звонки куда надо, проплатит, если надо, и любое дело сойдет с рук. Все видят: если что-то случилось с русским, ему не поможет никто. А на защиту юного выходца с Кавказа подтягиваются все резервы. Отсюда и исключительность, и неподсудность законам России.

Этих-то неприкосновенных в основном и видят в Москве. Парень из бедной чеченской семьи позволить себе Москву не может. А те, кто все-таки оказывается в столице, по-детски тянутся к мажорам: прокатиться по Тверской на заднем сиденье джипа, почувствовать себя крутым. Мажоры формируют из них свою свиту — бригады «шестерок». Они не могут сказать: «Мой отец богаче твоего в сто раз, поэтому ты должен мне прислуживать».

Они говорят: «Мы — с Кавказа, мы — братья, Кавказ всех победит, Россия под нами...». Они используют эти заклинания, чтобы создать вокруг себя ореол героя. Простоватые ребята из числа малоимущих соплеменников на это ведутся. И тут же: «Мы — ислам, Аллах акбар!». Какой «Аллах акбар», если ты пьешь водку?! Если ты дебоширишь и пристаешь к чужим женам? Какой ты в таком случае мусульманин и при чем тут вообще вероисповедание? Всего этого не было бы при жесткой политике властей — по отношению не к нациям, а к любым гражданам.

Совершил правонарушение — отвечай. А кто там у тебя папа, неважно. В реальности же дела заминаются по национальному признаку. Не так давно этим занимались вполне официальные лица вроде чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, который неоднократно вместе со своей командой выезжал на разборки туда, где, по его мнению, задевали честь чеченской молодежи. Это очень злило местное население и разжигало страсти. Лейтмотив у этих летучих бригад был такой: «Наши мальчики не могли сделать ничего плохого!» Почему не могли? Допустим, провинившийся «мальчик» живет в Ставропольском крае. Ну и что, что он чеченец? Есть местные российские правоохранительные органы, они разберутся. Кто уполномочивал омбудсмена выгораживать кого-то от имени этнической общности? И причем тут вообще национальные структуры? Натворили что-то какие-то парни — надо говорить не с землячеством, а с милицией и прокуратурой.

— Всех возмутила история, когда студент, сын бизнесмена, гонял на внедорожнике в Москве вокруг Вечного огня. Хотел оскорбить или выпендриться?

— Это те же мажорские штучки. На джипе же катался, не на «шестерке». Тот же «сынок» из тех, кто приезжает в Москву якобы учиться. Эти парни устраивают гонки-гулянки, а потом подваливают к преподавателю: «Слышь, ты, если не поставишь мне хорошую оценку, мой папа позвонит куда надо и тебя вышибут с работы». Чем больше им позволяется, тем больше они наглеют. Они ничего не хотят делать своими руками — ни учиться, ни работать. Зачем? Ведь если папа дает 10 тысяч долларов в месяц на карманные расходы, проблем нет.

Раб или горец?
— Ты сказал: «Чечня — последнее оставшееся в России настоящее мужское общество. Это мир мужчин». Почему сегодня Чечня рождает мужчин-разрушителей, а не тех, кто строит и развивает мысль?

— Сегодня в Чечне потерял ценность сам труд. Половина трудоспособного населения сидит без работы. И везде — страшное неравенство. Мысли такие: вкалывай хоть круглые сутки — не заработаешь даже на учебники своему ребенку. А у соседа, с которым выросли на одной улице, несколько машин, двухэтажный дом и 40 человек охраны. Он всем своим сыновьям на 16-летие покупает по джипу. Он чиновник, и он крутой. А ты ходишь с голым задом: При этом социальное расслоение чеченцам не свойственно — в горском обществе не было такой пропасти между богатыми и бедными. Для людей это жестокий психологический шок, что теперь ты никто, раб, а твой сосед — господин и пинает тебя, как солому под ногами. Идти в батраки хотят немногие.

— В России сосуществуют представители более 180 национальностей и этнических групп. Как бы то ни было, люди уживаются друг с другом. Почему только чеченцы противопоставляют себя всем? Почему они «вне системы»?

— Говорят, будто чеченцы не находят общего языка не только с русскими в России и в самой Чечне, но даже со своими соседями — ингушами, дагестанцами, кабардинцами, осетинами, что у них, мол, конф-ликт со всеми. Но это миф. Нация «кавказец» — собирательное определение, но единой «кавказской общности» не существует. Да, на Кавказе люди разной культуры и разных вероисповеданий зачастую не находят общего языка. Но вряд ли тут в особом ряду чеченцы. То же самое, например, наблюдается и в Ингушетии, и в многонациональном Дагестане, где в каждом районе своя национальность — аварцы, лакцы, кумыки — и иногда в соседнем ауле говорят на другом диалекте.

— А что происходит с чеченской культурой? У осетин есть Валерий Гергиев и Коста Хетагуров, у абхазов — Фазиль Искандер и Ксения Георгиади. У Дагестана — Расул Гамзатов, у Кабардино-Балкарии — Юрий Темирканов. А у Чечни?

— У Чечни культурная и этническая замкнутость. Хотя были известные чеченцы — танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Аднан Шахбулатов. Есть и сейчас — писатели Канта Ибрагимов, Султан Яшуркаев, поэт Апти Бисултанов. Правда, два последних сейчас творят в эмиграции — в Европе. И это неудивительно: из 3 млн. чеченцев только 1 млн. живет у себя на родине. Остальные — в России или за рубежом. Быть национальным писателем в самой Чечне и даже чеченским писателем в России сегодня трудно: того нельзя, этого нельзя — нет свободы слова.

Все кругом виноваты
— «Надо быть богатым, а не умным. Будут деньги — остальное купим». Это психология всего Северного Кавказа?

— И большей части России тоже. Но шоковые реформы 90-х отозвались в той же Чечне по-своему. В чеченском обществе нет механизма противодействия «скромному обаянию» капитала. У людей отсутствует иммунитет против власти денег. Это проблема для всех народов нашей страны, но особенно для малых, окраинных. Сбиты все нравственные ориентиры. Осталось только одно: «Главное — деньги, а не труд». То есть работать не надо, учиться не надо, быть нравственным и соблюдать законы необязательно. В этом смысле мы как чукчи: водку завезли — и повальное пьянство. Роскошь на нас действует точно так же.

— Так кто кого сейчас угнетает: русские чеченцев или наоборот?

— У каждого своя правда. У русских тоже есть мажоры, которые, правда, не приезжают из Москвы в Грозный. Но вопросы все равно остаются. Почему у чеченцев всегда претензии к России, только иногда — к власти в собственной республике и никогда — к себе самим? Это относится и ко всему российскому народу, которого какие-то злые исторические силы вечно гнетут. У нас общая беда: кажется, что все вокруг виноваты — нас обижают, а мы сами хорошие. Психологическая компенсация как реакция на несправедливую жизнь. И признак того, что пора избавляться от инфантилизма.

Досье

Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР в семье чеченца и терской казачки.