ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Икона григория паламы. Икона Григория Паламы: написанная светом. Учение святителя Григория Паламы

В 1296 году в благочестивой и зажиточной христианской семье родился сын Григорий. Семья проживала в Малой Азии и во времена турецкого нашествия, спасаясь от турков, бежала в Константинополь, где правил Андроник II Палеолог. Отец мальчика был благосклонно принят во дворе, получил высокий сан, но рано умер, и в воспитании осиротевшего Григория принял участие сам император Андроник. Святитель Григорий получил блестящее образование, наиболее полное, какое возможно было в Средневековье; он изучал философию и светские науки, проявил большое рвение в учебе. Его учителем философии был Феодор Метохит – лучший учитель философии того времени, филолог, богослов. Из философских учений святой Григорий наиболее интересовался философией Аристотеля и даже прочел в императорском дворце лекцию на одну из тем, касающихся трудов великого греческого мыслителя. Ученые мужи, присутствовавшие на лекции, были поражены глубиной и точностью мысли 17-летнего юноши, а сам Феодор Метохит сказал, что и Аристотель, если бы слышал этот доклад, непременно отметил бы его похвалой.

Конечно, святой Григорий мог бы сделать успешную карьеру при дворе, но по воле Божией избрал другой путь. По достижении 20 лет, в 1316, по иным источникам – в 1318 году, он ушел от мира на Святую гору Афон послушником в монастырь Ватопед под руководство старца Никодима Ватопедского. Там будущий святитель Григорий, приняв монашеский постриг, начал свой иноческий путь, пребывая непрестанно в духовном подвиге и еще более глубоком изучении богословских истин, святоотеческих писаний и размышлениях над ними. Через год после принятия пострига ему явился в видении Иоанн Богослов. Он пообещал святителю Григорию свое духовное покровительство в будущих его делах. Надо сказать, что рано овдовевшая мать святого Григория и его сестры также приняли монашеский постриг.

После преставления Никодима святитель Григорий удалился из Ватопеда и стал жить в лавре Святого Афанасия в глубоком уединении, затем, через три года, из лавры он пришел в скит Глоссия, где снова всё его время было отдано посту, бдению и молитвам.

Но турецкое вторжение в византийские пределы продолжалось. В 1325 году турки напали на Святой Афон. В числе других монахов от святых мест был вынужден удалиться и святитель Григорий. Они пришли в Фессалоники, где его спутники упросили святого принять рукоположение в священнический сан, после чего святитель продолжил путь и отправился в Верию, город, где некогда проповедовал апостол Павел. Так же, как на Афоне, он ушел в затворничество в пещеру в скале, поросшей глухими зарослями, выходя оттуда лишь на субботу и воскресенье для совершения общего богослужения в соборном храме местного монастыря.

В 1331 году, после нашествия и на эту область, святитель Григорий снова вернулся на Святой Афон. Он поселился в отшельничестве в пустыни Святого Саввы над лаврой на предгорье Афона. Это место до сих пор изумляет своей невиданной тишиной, ощущением вселенского уединения, его обвевают ветра, вызывая чувство свободы духа в полном отрешении от прочего мира. Исихазм (от греческого исихия – покой, безмолвие, отрешенность), полное внутреннее молчание – здесь можно было в крайней мере достичь этого состояния. Учение исихазма изначально было создано и развито в IV – VII веках египетскими и синайскими аскетами, среди которых – Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник. Еще более оно было развито и описано в трудах святителя Григория Паламы, рождаясь в божественной тишине среди скал Святой горы Афонской.

Как и многие святые отшельники, святитель Григорий Палама избегал всяческих назначений и чинов, которые могли бы отвлечь его от отшельнической жизни, но удавалось это не всегда, и на некоторое время он был избран игуменом в монастырь Эсфигмен. Святитель стремился вернуться к отшельничеству, но, как прочее, это избрание произошло по Господней воле, святой Григорий был необходим в миру, поскольку в монастыре появился калабрийский монах Варлаам. Он принес ересь, спор по поводу которой между святителем Григорием Паламой и Варлаамом растянулся на долгих шесть лет. Тогда святитель Григорий написал свой первый труд против латинского понимания молитвы и происхождения Фаворского света, где критиковал и агностицизм Варлаама, и его непомерное доверие античным философам, увлечение их представлениями.

В 1341 году состоялся Константинопольский собор, на котором Варлаам вновь обвинял исихастов в неправильной молитве и пытался опровергнуть нетварность Фаворского света, но был всеми осужден. Он получил прощение, выпрошенное лукавым путем, – просто чтобы избежать анафемы за упорство в ереси, но по возвращении в Италию принял римско-католическую веру и получил епископский сан.

Второй этап спора происходил с 1341 по 1347 годы, когда шла Гражданская война между Иоанном Кантакузином и Иоанном V Палеологом. Последний был несовершеннолетним, за него выступал великий герцог (дука) Алексей Апокавк. Святитель Григорий всецело поддерживал Кантакузина, полагая, что только он может спасти страну от смут и потрясений, но Апокавка поддерживал тогдашний патриарх Иоанн Калека, и вмешательство святителя в государственную политику привело к тому, что большую часть жизни святитель Григорий Палама провел в заточениях.

В 1341 году был созван собор, на котором Акиндина осудили, а святитель Григорий удалился в монастырь Святого Михаила Сосфенийского, где с 1342 года жил в затворе в одной из пустыней монастыря. В том году патриарх созвал два собора для попытки осуждения Паламы, но осуждения не получилось. От этих нападок святитель Григорий ушел в Ираклию, но и там ему не было покоя: через недолгое время за ним явился конвой и доставил его в Константинополь, где святого заключили в монастыре как пленника. И там, в храме Святой Софии, Палама и следовавшие за ним его ученики были неприкосновенны. Тогда, чтобы лишить святителя этого статуса, его отправили в дворцовую тюрьму.

В ноябре 1344 года был созван собор, на котором Палама был предан анафеме, Акиндин был возвеличен и получил священничество и сан диакона. Однако в 1347 году политический ветер снова поменялся, победил и стал императором Иоанн Кантакузин. Снова был созван собор, на котором святитель Григорий был полностью оправдан, а его противники подверглись осуждению. На патриарший престол взошел Исидор Вухир, который поддерживал учение исихазма, и святителя Григория избрали архиепископом Фессалоникийским.

Несмотря на все увещевания, противники паламистов продолжали упорствовать в своих нападках, внося смуту. На третьем этапе споров против учения святителя выступал Никифор Григора. До победы Кантакузина противники святителя Григория делали всё, чтобы он не смог посетить Фессалоники, а он за эти три года побывал на острове Лемнос и Афоне, но после получения епископского сана в 1350 году святитель Григорий Палама прибыл в Фессалоники, и его усилиями в городе воцарился покой и порядок. В 1351 году на двух соборах смутьяны во главе с Никифором Григорой были осуждены, а святитель Григорий Палама был назван «защитником благочестия». На этих же соборах было окончательно утверждено учение о единстве Божества, различиях между физической сущностью и нетварными энергиями Святого Духа. Здесь же было закреплено очень важное утверждение о возможности приобщения сущего нетварной энергии, свойственной в полноте лишь Божественному духу, что возвращало христианской вере ее изначальный, принесенный через Боговоплощение смысл.

В 1354 году святитель Григорий Палама посетил Константинополь для посредничества в переговорах между Кантакузином и Иоанном Палеологом, но попал в турецкий плен, где его, возя из города в город, перепродавали как раба, но он, несмотря на все испытания, вел свою проповедь. Он понимал, что овладение турками Византией – дело времени, и, чтобы спасти истинную веру, необходимо начать обращение самих турков. Об этом свидетельствует его Послание Фессалоникийской церкви и другие сохранившиеся документы из его переписки в этот период.

После турецкого плена выкупленный болгарами святитель Григорий вернулся в Фессалоники. К этому времени за годы лишений в темницах, пленения его здоровье было сильно подорвано. Он провел на архиепископском престоле еще несколько лет, а затем слег от одной из болезней, которые приобрел за годы лишений и трудов. Перед тем, как слечь, он предсказал день своей кончины окружавшим его – 14 ноября. Он отошел ко Господу в возрасте 63 (или 61) лет в 1359 (по другим сведениям 1357-м) году. Известно, что в ночь перед тем, как предстать перед Богом, ему явился Иоанн Златоуст и произнес: «В горняя, в горняя!» Те же слова шептал в последние минуты и сам святитель Григорий…

Святой, который был бы рад провести всю жизнь в глубоком отшельничестве, лишь с Господом наедине, волею Его был избран Ему в помощь в трудные времена христианского Средневековья. Теперь он получил согласие небес отправиться в ту обитель, где его мечта исполнилась вполне – он ушел к престолу Божию, чтобы уже быть при Нем вечно.

По свидетельствам современников, сразу же после кончины его лик и всё вокруг озарилось чистым светом – тем светом, Божественность которого он защищал всю жизнь всеми силами, и все присутствовавшие видели это. И о нем замечательно сказал Константинопольский святейший патриарх Филофей – он назвал святителя Григория Паламу сыном Божественного света.

Учение святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама в своем Учении положил начало развитию богословия как отдельной особой науки, которая продолжала далее совершенствоваться и продолжает поддерживать стремление к духовному познанию трудами богословов наших дней. Он определил четко богословскую терминологию, хотя люди малосведущие и по сей день полагают, что толкования духовных понятий нечто многозначное, расплывчатое. На самом деле терминология богословия заключает в себе для каждого понятия очень жесткие определения, если угодно – имеет свой канон, как в иконописи. На это у святителя ушла почти вся жизнь, и сочинения Григория Паламы – итог его личного духовного опыта, познавательного изучения всего, что было оставлено святыми отцами прошлых веков, философского наследия. Все, что мы находим в сочинениях Григория Паламы, – величайшая мудрость святого старца и зрелого человека с колоссальным духовным жизненным опытом.

1. Богословие и философия

Святитель Григорий Палама первым разделил два знания: богословское и философское и доказал естественную необходимость такого разделения. Одно – внутреннее, духовное, личное, исходящее, прежде всего, из собственного познания Бога, из вопросов веры, которые можно решить только в том опыте, который мы получаем сами, стяжая в себе Божью благодать, приближаясь к Нему, насколько это возможно, как это было с ним самим, когда он получал свой опыт в течение его долгой монашеской жизни. Другое – внутреннее, умственное, логическое философское познание – познание мыслью. Его оппонент, калабрийский монах Варлаам, явно чрезмерно подчиненный в мыслях античной философии, сравнивал знание со здоровьем, которое едино, равно одинаково, как то, что человек изначально имеет от Бога, и то, что получает от врачей. На это святитель Григорий в своих сочинениях возражал, что из опыта исцелений чудотворцев-целителей известно – они и при жизни молитвою исцеляли те болезни, против которых оказывались бессильны лучшие эскулапы, и даже воскрешали к жизни умерших, и – это известный факт – до сих пор от мощей святых исцеляются болезни, против которых бессильна современная медицина.

Григорий Палама определяет четкую грань между познанием богословским и философским: с помощью философии богопознание невозможно. Духовное знание выше логических рассуждений. Более того, философы часто настроены против духовного познания истины, чему ранний пример не только спор между Варлаамом и Григорием, но и из истории – спор между философами и арианами и святыми Спиридоном Тримифунтским и Николаем Мирликийским и их сторонниками на Первом Вселенском соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим. В результате спора философы и ариане были посрамлены, а главный противник святого Спиридона, некий греческий философ, даже принял истинную христианскую веру. Духовное знание превзошло знание внешнее…

По учению Григория Паламы, существуют две мудрости – мудрость Божественная и мудрость мира. Если мудрость мира подчинена Божественной мудрости, то это – прекрасный, добрый союз. Он слагается как бы в единое древо, где внешнее знание – листья, а духовное – плоды. И истина имеет двойственную природу: одна ее сторона – богодухновенные писания, другая – философская, сугубо образовательная.

Принципы, лежащие в их основании, – абсолютно раздельны. Святитель пишет, что, не имея чистоты духовной и жизненной, хотя бы некоторой, познать Бога невозможно. Научить этой жизненной чистоте внешним знанием невозможно – оно так и останется внешним и не затронет духа. Палама говорит, что можно изучить всю философию «хоть от Адама» – она не научит истинной чистоте, которую можно получить только от блага Господня, от созерцания Его света, которое несказуемо и внешней, сухой философской логике не поддается.

Философы потому и противостоят духовному познанию, не принимая учение Григория Паламы, что оно отсекает возможность познания Бога через логическое рассуждение, без необходимого освящения души человеческой Духом Святым, несущим познание благодати. Для доказательства он приводит пример такого освящения души: историю жесточайшего гонителя христиан царя Савла, который Святым Духом по воле Господней в святость христианской церкви вошел как первоверховный апостол Павел.

«Это – духовное – познание, – пишет Григорий Палама, – не является в сущности познанием». Святитель называет это озарением, которое можно получить только свыше, как благодать Божию, а не с помощью искусственного научения даже самой глубокой философской мыслью, и потому оно превосходит все внешние знания.

2. Богопознание и боговидение

Монах Варлаам отрицал постижимость Бога при земной жизни, утверждая, что постижение Бога возможно только после ухода человека из нее. Он допускал, что при жизни Бог – не более чем символ, чем упразднял самую возможность личного духовного опыта.

Святитель Григорий Палама, в частности соглашаясь с тем, что Бог непостижим, поскольку это одно из качеств Божественной сущности, в целом отрицал эту позицию. Бог – это всё. Это – бесконечная полнота. Он постижим и одновременно не постижим. Мы постигаем Бога, стяжая благодать, каждый в данной ему мере. Это то самое Царство Божие, которое «силою дается», на уровне некоторых предрасположений к тому. Он знаем и не знаем, Он изрекаем через Священное Писание и Священное Предание, но при этом всегда останется неизреченным.

Его можно познавать, изучая Священное Писание, но и тут мы помним, что к чтению Священного Писания надо приступать после некоторой подготовки, подготовив дух, душу и разум молитвой, находясь в молитвенном сосредоточении, желая через Писание стяжать Дух Святой. Так же к этому познанию приводит нас святоотеческая литература.

Но есть иной способ познания, который открыт был монаху Григорию Паламе, и некоторым другим святым: подвижники в отрешении от мира чувственного выходили в Божественный мрак. Этот отход от чувственного мировосприятия возможен только при очень высокой степени веры, открытости Богу, что и есть больше чем доказательство – сверхдоказательство Божественного. Веру называл Григорий Палама главным, священным, сверхъестественным доказательством действия Господней воли в нас.

Духовный опыт подтверждает веру через созерцание, и это – вершина богословия. С него начинается в богословии все. Это вИдение – выше слов. Только для «имеющих уши и очи», не внешние – внутренние, открывается в полноте Божественный смысл Христовых притч – так определяет Евангелие. Григорий Палама очень точно расставляет все акценты, отделяя разговоры о Боге от встречи с Богом, «богословствование», по его выражению, от истинного богословия, исходящего из опыта боговидения, соприкосновения с энергией Святого Духа через созерцание.

3. Непостижимость Бога и откровение Божие

По Паламе, Бог непостижим, но проявляется в действии Его Божественной силы, иначе Святого Духа, которое наиболее ощутимо теми, кто более других стяжал святую благодать в стремлении к духовному совершенству. Чудотворения святых – яркий пример тому, как действия Святого Духа, их воздействие на сущую жизнь, бытие открывают нам Бога, непостижимого, но действующего. Таким образом, по Паламе, бытие Бога слагается из Его непостижимой нами в полноте «самосуществующей» сущности и действия Святого Духа, это – единое Божество, и Божественная сущность неделима. Это определение очень важно и вдохновительно для верующего православного христианина. Оно говорит о том, что раз и мы можем стяжать Святого Духа, нам возможно вместить в себя хотя бы капельку Его Света, причаститься Ему, получить Его благодать, значит, и наша сущность может и должна стремиться к этому, следуя путем веры. Отсюда и следующий раздел…

4. Обожение духа и спасение души

Именно эта возможность бесконечного стяжания Святого Духа, при непостижимости и неприступности Бога, дает нам реальную возможность духовного обновления, первый образец которого – Сын Божий, Иисус Христос. Бог посылает нам Сына Своего как доказательство возможности такого обновления через обожение. Господь нес в себе Отца Его во всей Его полноте. Святые получали огромный запас Божественной силы. Мы можем приблизиться к этому, кто как сможет, кому насколько по силам. Но это у Бога – по сущности Его, а мы получаем от Его сущности как благодать. Вот величие бессмертия, данное Богом человеку, которое обосновал в своем учении святитель Григорий Палама, за что мы все должны быть безмерно ему благодарны!

Обожение доступно каждому, кто пожелает его и станет на путь стяжания Святого Духа через веру, через созерцание в «умной», сердечной, осознанной молитве, когда мы уходим от мира, но воскресаем для Бога, постигая беспредельную глубину ВЕРЫ. Через это стяжание приобретаем свойства Бога – нетварность, вечность, бессмертие и, каждый в свою меру, насколько приложено к тому сил, становимся Им – как пишет Палама, здесь нет тождества по сущности, но есть сосуществование с Ним по Божественному нетварному свету Святого Духа. И это – величайший дар, суть которого сформулирован Григорием Паламой в ясной богословской форме.

Что касается человека неверующего, равнодушного к стяжанию нетварной Божьей благодати, а то и отрицающего ее – он так же связан с Богом, но только как проявление действия Бога по факту своего рождения, своей тварности. Без общности с Богом, без жизни в Боге нет обожения как естественного качества человека. Силы такого человека конечны, а сколько раз верующие испытывали на себе то, как молитва, духовное бодрствование, приобщение церковным таинствам несут в себе и ободрение, и прилив сил. (Верующим знакомо это чувство – например, во время долгих праздничных ночных служб. Возникает особое ощущение: одолевает желание спать, устают спина и ноги от стояния, но в душе происходит какая-то вдохновительная работа, она живет своей возвышенной молитвенной жизнью, позволяя преодолевать все жалобы телесного существа.)

Это один из важнейших моментов в учении Григория Паламы – обожение и спасение души через приобщение ее к Богу через благодать. Они доступны каждому, кто признает для себя путь веры, жизни с Богом и в Боге как единственно возможный и естественный для него. Свет Фаворский, виденный апостолами, свет, который видели исихасты, сам Григорий Палама, свет, который видел святой Серафим Саровский и видел и излучал Мотовилов в беседе со святым Серафимом, и бытие Божией благодати – это все обещание нашей будущей реальной жизни, вхождения в Царствие Небесное. И спасение души есть прямое следствие ее обожения сейчас, в жизни нынешней.

Противники Григория Паламы отнимают своими возражениями эту возможность – отождествляя Божественную сущность и Его Божественный свет, они отрицают возможность действия нетварных Божиих сил в человеке, и тогда человек лишается возможности приобретения Святого Духа, возможности обожения, а значит – спасения души. Он разделяется с Богом раз и навсегда, и нет ничего ужасней такого смертного разобщения.

Напротив же, если сущность Бога – непостижима, но Дух Святой действует в нас, мы, оставаясь во плоти, имеем дар обновления духа и сможем вознестись вслед за Христом, Который – вовеки Сын Божий, но Он был и Сыном человеческим, со-природным нам по человеческому естеству.

5. О свете нетварном

Противники учения святителя Григория Паламы, прежде всего Варлаам, утверждали, что свет Фаворский – явление символическое, а не истинный свет от Лица Его. Они отрицали его нетварность, Божественность, а значит, вслед за этим в их рассуждениях не оставалось места для события Преображения Христа. Тварный – значит сотворенный отличным от Бога, небожественного происхождения. Свет же Фаворский, как пишет Григорий Палама, никто не смел назвать «символическим», иначе он был бы чужд Божественной сущности. Узреть его можно, лишь обладая духом высокой чистоты, и тут мы возвращаемся к первому пункту – о различии между философией и богословием, где Палама утверждает, что истинное богословие начинается с боговидения, а боговидение возможно лишь при чистоте, когда чистая душа видит свет Преображения.

О Христе говорят – Солнце правды, но свет звезды и свет Фаворский нельзя уравнять, ибо обновляющий свет Преображения выше, больше, чем солнечный. Этот свет – выше всего, выше Священного Писания, которое Григорий Палама сравнивает со светильником, где сияет этот свет. Все начинается с озарения светом Преображения, нетварным сияющим Духом, и тот, кто узрел этот свет, видит больше и полнее, он ближе к истине, ибо даже лучик его в нас означает, что и Бог в нас есть. И это тоже подлинная реальность, доступная каждому по усилиям его…

К этому свету приобщился и святитель Григорий Палама, и мы можем обрести этот свет, приобщиться к нему, узнать о нем из учения святителя. Оттого в духовную и земную историю человечества святитель Григорий Палама вошел как подвижник, принесший весть о Божьей благодати и свете Фаворском, который светит всем. Остается только наша свободная воля – тянуться к нему и стяжать благодать Господню, насколько в нас есть стремления к тому.

Чудеса святого Григория Паламы

Чудес при жизни святителя Григория Паламы известно немало, так много, что не все мы можем здесь рассказать подробно и даже полностью перечислить.

Он неоднократно обращался к Пречистой с просьбой о возможности и ему и братии его находиться в уединении и принять на Себя Её заботу о жизненном промышлении, чтобы не отвлекать от молитвы, от духовного подвига. И Богоматерь обращалась к бывшим при Ней светоносным сопроводителям с просьбой оказать святому в том помощь.

Однажды на молитве ему показалась, что в его руках – сосуд с чистым молоком, которое стало переливаться, претворяясь в вино, затем – в елей, и вся одежда святителя пропиталась этим елеем. При этом появился светлый юноша, который разъяснил ему видение, сказав, что благодать, данную святителю, он должен изливать и на других в своем служении. После этого он и принял сан игумена в Есфигменском монастыре, где было 200 монахов-насельников.

Еще одно чудо того времени – однажды в монастыре закончился елей. Святитель с насельниками пришел в подвал, где хранились всяческие запасы, после молитвы благословил пустой сосуд, и тот тут же наполнился елеем. Он спросил, отчего недостача елея, – оказалось, что в тот год был неурожай маслин. Святитель Григорий вышел с монахами в масличный сад, и каждое дерево, к которому он прикасался с молитвой, впоследствии стало необыкновенно плодоносить многие годы.

Перед самой своей кончиной он исцелил от кровотечения сынишку золотошвеи, жизнь которого, по мнению врачей, была на исходе, сотворив над ним крестное знамение, а затем молитвою исцелил от тяжелой болезни своего друга иеромонаха Порфирия.

Известно, что в 1660 году на острове Сантурине в день памяти святителя разгулявшиеся французы устроили лодочное катание, в кутеже стали выкрикивать слова анафемы Паламе и заявили, что, если Палама святой, – пусть утопит их. Святой в просьбе им не отказал – по молитве его ко Господу воды моря внезапно вспенились и поглотили лодки со всеми находившимися в них. По свидетельствам историков, это чудо подтверждается в писаниях патриарха Досифея.

Инок Ефрем многие годы страдал от глубокого нарыва в ноге, который очевидно принес с собой и заражение крови, поскольку заболевание как-то перешло на обе ноги. Врачебные попытки излечения были бесполезны, а страдания уже немолодого инока таковы, что ему, по его словам, уже и сама жизнь была не в радость. Но, как он пишет, его вера в силу молитвы святителя Григория была чрезвычайно велика, он знал, что Паламу называют светильником Церкви, носителем Божественной благодати.

На своем ложе больного инок со слезами молился святителю Григорию, давая обет по выздоровлении прийти с паломничеством в Фессалоники. И ему было видение, явился ему старец в облачении архиерея. Он приветствовал Ефрема, присел на ложе возле него и спросил о здоровье. Тот показал ему свои раны. Тогда старец обхватил каждую ногу поочередно обеими руками и просто выдавил оттуда всё, что скопилось внутри, а раны тут же закрылись. Утром, к удивлению всех, инок явился на богослужение и рассказал о чудном исцелении.

Но когда ему надо было идти исполнять обет, то он подумал, что время зимнее, он старик, путь в Фессалоники долог, решил, что попросит отправить в монастыре торжественную службу в честь святителя Григория и тем ограничится, и так и поступил.

Но святитель Григорий был огорчен неисполнением обета: еще в тот день, когда готовилась служба, у инока снова поднялась температура, и снова начали открываться раны, от которых остались было только следы. Инок горько раскаялся, пообещал непременно исполнить обет, и болезнь его на другой день вновь отступила. Он отправился в Фессалоники пешком и по дороге рассказывал всем о случившемся с ним чуде, прославляя тем имя Божие и воздавая честь святителю Григорию Паламе.

Значение иконы

Икона святителя Григория Паламы – это, прежде всего, взгляд святого, который напоминает нам, как важно отдавать хотя бы часть своего дня внутренней тишине и сосредоточению на молитве. Он сам творил Иисусову молитву непрестанно. Нам на всё хватает времени, а на общение с Богом – часто нет. Тем не менее, доказав возможность приобщения каждого из нас Божественной энергии, невидимой, но при желании, при упорном молитвенном труде доступной каждому, святитель Григорий Палама разъясняет суть евангельской истины о том, что если кто последует за Ним – будет спасен. Последует – значит по воле своей, по молитве впустит в себя хоть частицу Божественного света и через это обожение получит свое спасение, которого так желает верующий человек. Хорошо получить от святого исцеление на земном веку, помощь в делах духовных и проблемах душевных. Но наши святые пекутся, чтобы и душа была спасена, и учение Григория Паламы несет нам разъяснения и помощь в поисках этого спасения для непостыдного стояния перед Богом на Его Суде и жизни вечной в Царствии Небесном.

(~1296–1357)

Биография

Путь к монашеству

Нравственно-аскетические: , архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия светильниче, / Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, / богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, / Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, // молися выну спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Григорию Паламе , архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Молитва

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю , архиепископу Солунскому

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.


Молитва (иная)святителю , архиепископу Солунскому

Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


20 век при помощи фотографии спрессовал время и пространство. В результате мы можем увидеть, как жили святые: от святого праведного Иоанна Кронштадтского до святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского


Несмотря на то что сам святой Серафим очень неохотно соглашался позировать художникам ему посвящено множество изображений от народных лубков до вышитой иконы, которую своими руками сделали великие княжны.


В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей».


Во второе воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает одного из самых глубоких православных мыслителей – святителя Григория Паламу? Чем описанное в его творениях православное состояние безмолвия, исихия, отличается от экстаза сектантов и от буддистского просветления?


Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований» ради умной молитвы, гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни


21 апреля празднуется память преподобной Марии Египетской. Почему бывшая блудница вошла в троицу святых, символизирующих великопостное "училище благочестия", вместе с двумя великими православными молитвенниками и мистиками - свт. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником?


Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»


10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?


Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


Мы привыкли рассуждать об иконе с точки зрения святоотеческого богословия и иконописного канона. Но икона существует не только в церковном контексте, но и в культурном пространстве своего времени. Хотим мы этого или нет, современный мир не может не влиять на церковное искусство. А мы часто продолжаем говорить об иконе так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось


Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему


Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов

Архиепископ Фессалонитский (Солунский), защитник православного учения о Божественном свете. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя.

Святитель Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок — в конце XIII — начале XIV века.

Родился в 1296 году в Малой Азии и был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Его отец был очень набожным человеком. Сохранились сведения, что он практиковал «умную» молитву и иногда даже во время заседаний сената погружался в нее. Рассказывают, что в одном таком случае император Андроник II сказал: «Не беспокойте его, пусть молится». После ранней смерти отца Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием. Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования под руководством Феодора Метохита, и завоевал репутацию блестящего знатока Аристотеля. В возрасте 17 лет он даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце его учитель Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы».

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий в 1316 году, едва достигнув 20 лет, удалился на Афон, который к тому времени уже был крупным монашеским центром. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 года, он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

В 1325 г. Григорий вместе с другими монахами покинул Афон из-за турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал неподалеку от Верии (городок к западу от Фессалоник, где, по преданию, проповедовал апостол Павел) монашескую общину, в которой, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва. Пять дней в неделю, затворившись в тесной келье-пещере, находившейся в зарослях на склоне скалы над горным ручьем, он предавался умной молитве. В субботу и воскресенье он выходил из своего уединения для участия в общем богослужении, совершавшегося в монастырском кафоликоне. В эти часы, следовавшие за затвором преподобного, и особенно после литургии, на лице его был виден дивный Божественный свет. Во время священнодействия он всех приводил в слезы и умиление. Многие великие святые мужи удивлялись его добродетельной жизни, за которую он удостоился от Бога дара чудотворений и пророчествования, и называли его богоносцем и пророком.

В 1331 году Григорий Палама снова вернулся на Святую Гору, где он продолжил отшельническое житие в пустыни святого Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Эта пустынь сохранилась и до сего дня. Его даже избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Но, несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию пустыни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Слово это происходит от греческого слова «исихия», означающего «тишина», «молчание». Первоначально исихастами (т.е. молчальниками) назывались монахи, ведущие одинокий созерцательный образ жизни, в отличие от монашества общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена исключительно молитве. Эта молитва называется «умной», так как чтобы преуспеть в ней, необходимо было целиком сосредоточить внимание на произносимых словах, отрешившись от всего окружающего. В связи с возросшим влиянием монашества традиция «умной» молитвы была знакома не только отшельникам, но считалась основным «деланием» даже среди мирян. Однако никакой теоретической базы исихазма не существовало. Святитель Григорий Палама был первым, кто сумел богословски обосновать это движение.

Когда Григорий Палама жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предводителем этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, был Варлаам Калабрийский, итальянский грек, воспитанник запада. По приезде в Константинополь Варлаам сделал молниеносную карьеру, став профессором богословия и советником императора. В это время вновь возобновились попытки объединить восточное и западное христианство, а Варлаам как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Он был хорошо знаком с культурными особенностями двух частей когда-то единой Римской империи. Этот автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, всячески издевался над учением афонских монахов об «умной молитве» и об исихии. С издевкой Варлаам и его единомышленники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей «исихастами». Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось впоследствии за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина.

Варлаам Калабрийский

На основании догмата о непостижимости существа Божия, Варлаам объявил умное делание еретическим заблуждением и пытался доказать тварность Фаворского Света. Варлаам учил о Фаворском свете, что он был нечто вещественное, сотворенное, являвшееся в пространстве и окрашивавшее воздух, так как он был видим телесными очами людей, еще неосвещенных благодатью (апостолами на Фаворе). Таковыми же, т.е. сотворенными, он признавал все действия Божества и даже дары Святого Духа: Духа премудрости и разума и т.д., не страшась низвести Бога в разряд тварей, ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества. Таким образом, Варлаам и его последователи нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, которые этот Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признавали не созданным, а присносущным, называли двоебожниками и многобожниками.Сам святитель Григорий без устали обличал неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным Писанием и Преданием Церкви. По просьбе афонских монахов, он обратился к Варлааму сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый «Святогорский томос».

Святитель писал: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью… думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)…»

«Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам… в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.»

«Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный…»

В течение 6 лет продолжался спор Григория и Варлаама. Личная встреча обоих мужей вовсе не привела к положительному результату, но еще более обострила противоречие. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными. Варлаам и его ученики анафематствованы. Варлаам, хоть и испросил прощение, в июне того же года уехал в Италию, где принял затем римокатоличество и стал епископом Иеракским.

На втором и третьем этапе споров противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали образ молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света.

Второй этап спора совпадает с гражданской войной между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом и происходил между 1341 и 1347 г. Вмешательство Паламы в политическое столкновение, хоть он и не был особенно склонен к политике, привело к тому, что большую часть дальнейшей жизни он провел в заточениях и темницах.

В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. В турецком плену имел беседы и споры о вере с мусульманами. В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу - не воинственное, а миссионерское. В частности, Палама считал ислам примером естественного Богопознания, т. е. признавал Того, Кому поклоняются мусульмане, Истинным Богом.

После освобождения от турок и возвращения в Фессалоники свт. Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии. Там его учеником и коллегой стал Николай Кавасила.

Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя! » святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года в возрасте 63 лет. В 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко, он был канонизован на Константинопольском Соборе. Патриарх Филофей, возглавлявший торжество, написал житие и службу святителю. Мощи святителя Григория были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в солунский монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 года они хранятся в новом кафедральном соборе города, освящённом в 1914 году во имя этого святого.

Рака с мощами святителя Григория Паламы

Учение святителя Григория Паламы

Учение о Божественных энергиях , как о проявлении всей Полноты Божества, - есть учение только Православной Церкви.

Изречение Тертулиана «Бог очеловечился, чтобы человек обожился» Палама выразил посредством учения о Нетварных энергиях, говоря об «обожении» человека в терминах православного богословия.

Согласно этому учению Бог по своей сущности непознаваем. Но Он пребывает всей Полнотой Своего Божества в этом мире в качестве Своих энергий и сам мир сотворён этими энергиями. Энергии Бога — это не одно из Его творений, а Он Сам, обращенный к Своему творению .

Человеческая личность — тварная. Но во Христе Человек и Божество соединены. Причащаясь Телу Христову и направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога также, как и во Христе. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы греческий термин синергия .

Таким образом, человек становится соучастником всей Полноты Божественной жизни через действие в нём нетварных Божественных энергий. Причем человек участвует не только душевно, но и физически, всей полнотой своего естества, что и вызывало особое недоумение Варлаама. Нетварным светом озаряются не только умственные, но и физические очи (вспомним случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку), необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии, иными словами — в молитве.

В итоге человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога, «обоживается» и усвояется Богом.

Сущность учения Варлаама схожа с пониманием христианства современной западной культурой. Отвергая возможность приобщения к божественной жизни, доступного всем людям во Христе, христианский Запад видит необходимость внешнего авторитета для христианской веры. Так одни западные христиане видят его в формальном авторитете буквы Писания, другие в установлении незыблемого папского авторитета. Оба этих взгляда чужды восточному христианству.

Учение Григория Паламы не умаляет значения земного мира, а лишь показывает,что познание Бога осуществляется не столько через изучение богословских книг, сколько путем живого религиозного опыта.

Мы - причастники Божества ”, - говорит святой Григорий Палама.

Тропарь, глас 8
Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4
Ныне время деятельное явися, при дверех суд, востанем убо постящеся, принесем слезы умиления, милостынями, зовуще: согрешихом паче песка морскаго, но ослаби, Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы.

«Святитель Григорий Палама и его значение для Православной Церкви». Игумен Симеон (Гаврильчик)

Святой Григорий Палама

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский († 1359), принадлежит к чину отцов Церкви. В литургическом календаре память его празднуется дважды (14 ноября и во второе воскресенье Великого поста), и он прославляется как «богословцем поборник непобедимый» и «проповедник благодати». Имя свт. Григория Паламы связано с великими византийскими соборами XIV в., имеющими большое значение для догматической и духовной жизни Православной Церкви: это была победа благодати над остатками эллинистического натурализма и в то же время выражение христианского эллинизма святых отцов. Каждый епископ-богослов, который выразил истины веры, защищая ее от ошибок, будучи канонизированным, почитается Православной Церковью как «иже во святых отец наш» (? ?? ?????? ????? ????). Патристическая эпоха не есть нечто вроде «золотого века», ограниченного первыми восемью столетиями. Мы предпочитаем образ свт. Григория Паламы иконам других отцов – по времени их жизни более ранних, – потому что этот образ являет типичный пример иконы епископа. Святой иерарх, изображенный совершенно прямолично, одет в архиерейские одежды (саккос и омофор, украшенный крестами); он благословляет правой рукой, а в левой держит Евангелие. Это образ отца Церкви, который «родил благовествованием» и «повил благословением рук».

Наша икона была написана между 1370 и 1380 гг., т. е. вскоре после канонизации великого фессалоникийского иерарха (1368). Икона эта является, таким образом, портретом, сохранившим черты человека, воспоминание о котором было еще живо у тех, кто его видел. Однако с иконописной точки зрения она несовершенна: недостаточно выявлен духовный аспект святого, проповедника Божественного света, «небеснотаинника Троицы». Иконописец скорее подчеркнул внешние черты свт. Григория Паламы, производившие особое впечатление на его современников: лик выражает тонкий ум диалектика, непобедимого в богословском споре, но не внутреннюю жизнь великого тайнозрителя.

Первые слова надписи на иконе стерты и можно прочесть лишь: «…????????????? ????????? ???????????? ? ???????».

Епископ Авраамий. Египет. VI в. Музей позднеантичного и византийского искусства. Берлин

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или… автора Бёме Якоб

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ Благосклонный читатель, здесь хочу я искренне пригласить тебя покинуть твои мечтания и не заглядываться на языческую мудрость, а также не

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Григорий Обычно цельная натура: или все, или ничего. Свободолюбив, упрям, темпераментен, порой даже буен или дерзок. Горячность может навредить, но честолюбие помогает продвигаться в

Из книги Тайна мужского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Григорий (греч. «бодрствующий») Непоседа, коленки у него вечно в ссадинах, чистые носочки моментально становятся грязными, сами собой бьются чашки, которых касаются его руки. Любимое занятие – бегать по лужам. Девочек не обижает. Взрослый Григорий легко раним и

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Григорий Значение и происхождение имени: бодрствующий (греч.).Энергетика и Карма имени: энергия этого имени весьма значительна и часто даже отчество Григорьевич воздействует на человека сильнее, чем его собственное имя. Эту энергию Гриша начинает ощущать с самого

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

ГРИГОРИЙ КЛИМОВ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

ГРИГОРИЙ Происхождение имени: «бодрствующий» (греческое).Именины (по новому стилю): 1, 18, 21, 23, 25 января; 7, 12, 17, 25 февраля; 3 мая; 28 июня; 21 августа; 6 сентября; 13, 18 октября; 18, 27, 30 ноября; 3, 6, 11 декабря.Положительные черты характера: решительность, напористость, активность. Среди

Из книги Сверхъестественные способности человека автора Конев Виктор

Григорий Распутин «Царский друг», «старец», «прозорливец» и «целитель» Григорий Распутин был на самом деле крестьянином, жившим до некоторого времени в Тобольской губернии. В молодости он много болел, а потому обратился к религии, много странствовал по святым местам,

автора

Григорий Великий и культ Мадонны Из непосредственных преемников Бенедикта I наиболее известен Григорий I (590-604 гг.), получивший прозвище «Великого». С его именем связывают начало католицизма и конец древнего периода в истории церкви (см., стр.29).Григорий пришел к

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Григорий II и установление независимости Рима см., стр.489-492. Проявляющееся стремление к независимости от Византии выразилось в 715 году тем, что на римский престол впервые после долгого времени был избран не грек или «сириец», а природный римлянин. Этим римлянином был

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Григорий VII См., стр.632-636. Главным идеологом и руководителем всей реформы был уже упоминавшийся выше Гильдебранд, явившийся в Рим вместе со Львом IX. Как при Льве IX, так и при всех следующих понтифексах–реформаторах он был главным их советником и вдохновителем.

Из книги Хроники российской Саньясы. Том 1 автора Лебедько Владислав Евгеньевич

Глава 5. Григорий Рейнин Сначала долго нас по Глобусу искали, а мы не прятались, мы просто шли и шли, Путями разными от Глобуса ушли - Тут, слава Богу, и искать нас перестали Г. Рейнин, из сборника «Песни

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

автора Лобков Денис Валерьевич

Из книги Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? автора Лобков Денис Валерьевич

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Григорий Обычно цельная натура: или все, или ничего. Свободолюбив, упрям, темпераментен, поройдаже буен или дерзок. Горячность может навредить, но честолюбие помогает продвигаться в

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г. Воспроизведенные здесь две иконы входили в состав чина, который, как мы видели из разбора иконостаса, занимает в нем по своему значению одно из самых