ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Возможные дефекты и способы ремонта дымоходов из стали и кирпича. Ремонт дымовой трубы Оголовок печной трубы трещина

Вряд ли стоит говорить о том, что главный рабочий элемент камина - это дымоход. От его конструкции, чистоты и целостности зависит вся работа домашнего очага. Поэтому чистка и ремонт дымоходов должны стать главной заботой владельцев каминов и других отопительных приборов.

Если из-за воздействия атмосферных осадков и ветра началось разрушение наружной части дымохода или появились трещины на кирпичной кладке внутри помещения, справиться с такими проблемами и провести ремонт дымохода можно самостоятельно. Достаточно заштукатурить кладку, перебрать её или защитить дымовую трубу металлическим оголовком.

Но что делать, когда разрушения возникли внутри дымохода?

С современными стальными дымоходами, которые применяются для газовых котлов, проблемы возникают редко, но даже если появятся неисправности, то сделать ремонт дымохода будет не сложно. Дело в том, что дымоходы для газовых котлов представляют собой модульную конструкцию, состоящую из отдельных сегментов, соединенных между собой с помощью хомутов.

Достаточно демонтировать дымовой канал, удалить из него поврежденные сегменты и заменить их новыми того же диаметра.

Как правило, если дымоход газового котла не закрыт декоративным коробом, его ремонт не занимает много времени и не требует демонтажа более чем трех-четырех секций.

Как отремонтировать кирпичный дымоход?

Сегодня существует множество способов ремонта и восстановления кирпичных дымоходов, которые нередко используются для твердотопливных котлов. Некоторые из них используются уже очень давно, но есть и современные методы, позволяющие провести работу быстро, качественно и без лишней грязи.

Ремонт кирпичной кладки

Старые кирпичные дымоходы часто не только покрываются трещинами, но и обваливаются. Чтобы восстановить поврежденные участки, приходится разбирать дымоход до самого места повреждения, начиная сверху, и производить замену кирпичей.

Если камин был сложен опытным печником, использовавшим перекрытие в качестве промежуточного фундамента, отремонтировать дымоход ниже перекрытия будет проще, так как не придется разбирать практически всю кладку. В противном случае иногда бывает проще сложить полностью новый дымоход.

Внимание! Чтобы выполнить ремонт дымоходов из кирпича используйте только огнеупорный материал и шамотную глину, предназначенную специально для кладки печей и каминов.

Гильзовка дымохода

Переделка кирпичной шахты - очень трудоемкая и грязная работа, требующая последующего ремонта кровли, а иногда и жилого помещения. Избежать её можно, вставив в дымоход стальную или керамическую трубу, диаметр которой соответствует потребностям отопительного прибора.

К сожалению, этот способ годится только для прямых дымоходов, без смещений и изгибов, с постоянным по всей длине сечением.

Гильзование дымохода делает его герметичным и улучшает тягу , а на гладкой поверхности труб образуется меньше сажи (см. ). Так как дымоход должен быть устойчив не только к высоким температурам, но и к воздействию конденсата, то для гильзовки лучше всего использовать трубы из нержавеющей стали.

Обмуровка дымового канала

Если вы хотите, чтобы ремонт кирпичного дымохода был произведен быстро и качественно, без разбора кладки, воспользуйтесь предложениями по футеровке или обмуровке дымовых каналов специальными средствами «Мордакс» или «Масан».

  • «Мордакс» - это огнеупорный состав на основе гранитной крошки, который производится в Финляндии. Для получения рабочего раствора массу «Мордакс» (Mordax) смешивают с известью, цементом и водой.
  • Футеровочная смесь «Масан» разработана в России. Её основой является жаропрочная горная порода перлит.

Оба состава отличаются высокой адгезионной способностью - легко сцепляются с кирпичом или бетоном, из которых сделан дымоход. К преимуществам этого способа ремонта можно отнести:

Перед тем как приступить к ремонту дымохода, его необходимо тщательно очистить от сажи, мусора и отделяющихся кусков. После этого канал увлажняют и спускают в него на лебедке специальную обдувочную щетку, обернутую тканью. Двигаясь по каналу дымохода, она распыляет на его стенки готовую смесь.
Процесс повторяют три раза, давая каждому слою просохнуть.

Некоторые сложности во время проведения обмуровки могут возникнуть, если площадь сечения канала неодинакова на разных участках. В таких случаях приходится менять щетку на большую или меньшую по размеру.

Футеровка полимерными вкладышами

Это самый современный способ ремонта дымоходов, который ещё не получил достаточного распространения.

Полимерные вкладыши для вентиляционных каналов и дымоходов газовых отопительных приборов с невысокой температурой дымовых газов используются уже достаточно давно.

И лишь несколько лет назад была разработана новая технология НТ 1000 для каминов и печей на твердом топливе (см. ). Она позволяет не только быстро восстановить дымоход, но и устранить риск его дальнейшего разрушения.

Ремонт происходит следующим образом:

  • Внутрь дымохода устанавливается полимерный вкладыш, который сначала накачивается сжатым воздухом, а затем паром.
  • Вкладыш под действием давления принимает форму дымохода, плотно прилегая к его стенкам, а затем застывает.
  • Внутри дымохода образуется прочный и гладкий слой полимера без единой трещины, который не разрушается под воздействием высокой температуры, препятствует скоплению на стенках сажи и конденсата.

В результате вы получаете практически новый дымоход с превосходными характеристиками и удобством обслуживания.

Как бы качественно ни была выполнена работа по кладке дымохода, время делает свое дело, и даже самые надежные постройки не в силах устоять перед его влиянием. Если появились первые патологические признаки деформации, осыпания, растрескивания, лучше всего сразу принять меры по их устранению, иначе далее произойдет фатальное разрушение трубы, и тогда придется строить ее заново. Иначе говоря, ремонт кирпичного дымохода становится остро актуальной задачей.

Работы по ремонту дымоходов могут быть разнообразны — от заделывания небольших трещин и до демонтажа всей конструкции и возведения новой.

К искусственным разрушениям можно отнести: некачественную безграмотную кладку; низкосортные материалы, использованные при работе; недолжная эксплуатация; низкую квалификация мастера-печника; несоблюдение правил и схем возведения конструкции.

При неправильно проведенных работах в дымоходной трубе может образовываться конденсат, а при перепадах температур и замерзании воды лед будет разрывать раствор в кладке и разрушать кирпичи. После таких процессов не исключено нарушение тяги, а значит , будет невозможно топить камин или печь, так как дым не будет уходить в трубу, а направится в помещение.

При использовании некачественного или незакаленного кирпича, он может быть испорчен искрами или воспламенением газов, исходящих из топки . В дальнейшем эти разрушения могут привести к порче всей системы печного отопления или даже к пожару.

Ремонт дымохода из кирпича производится в и случаях его порчи по иным причинам – например, из-за последствий стихийных проявлений или механического воздействия, приведших к нарушению целостности и монолитности кладки.

К естественным причинам разрушений относят вышеупомянутое длительное использование, и, как следствие, общее старение сооружения.

Виды ремонтных работ

Работы по ремонту дымоходов достаточно трудоемки , если учесть, что часть процессов необходимо проводить на достаточно большой высоте, в довольно сложных условия.

Технология проведения ремонта может быть различной:

  • Демонтаж, а затем – восстановление пришедшей в негодность кирпичной кладки.
  • Установка гильз, выполненных из специальных материалов, в канал дымохода.
  • Внутренняя обмуровка существующих каналов;

Каждый из этих процессов имеет свои особенности и сложности.

Восстановление кладки

Если кладка разрушена частично, то возможно замена испорченных кирпичей. Их аккуратно освобождают от раствора и вытаскивают из ряда. Далее очищают место и укладывают на свежий раствор новый качественный кирпич.

Если кирпичи дымохода разрушены больше, чем на 15— 20%, его необходимо демонтировать полностью и заняться строительством нового. Демонтаж производят до полностью целого ряда , и от него производят новую кладку.

При больших разрушениях и невозможности произвести ремонт, дымоход разбирается до основания и поднимается заново из нового кирпича. Если же этого сделать не представляется возможным, дымоход устраивают из стальной трубы.

Установка гильзы

Другим возможным вариантом ремонта дымохода является его голосование, т.е . установка в канал гильзы, изготовленной из металла или керамики.

Иногда этот процесс пр оизводится сразу во время возведения печи, а в других случаях — в реконструкционных целях.

Положительные стороны установки гильзы:

  • Гильзы для дымоходных труб изготавливаются круглой формы или квадратной с скругленными внутренними углами. Такие формы благоприятно влияют на эффективный отвод продуктов горения, и не позволяют собираться конденсату. В отличие от круглых труб, кирпичные очень часто собирают сажные отложения и конденсат в своих углах.
  • Кроме этого, являясь еще одним слоем дымохода, гильза сокращает тепловые потери печи, так как она увеличивает герметичность дымовой трубы.

Подготовка к работе

Прежде, чем начинать установку, необходимо провести ревизию дымохода:

  • Проверить состояние кладки.
  • Убедиться в надежности конструкции и отсутствии препятствий в канале, куда будет устанавливаться гильза.
  • Далее следует определиться с размером сечения трубы, чтобы рассчитать, какого диаметра гильза для нее понадобится.
  • При наличии препятствий в канале, придется разбирать часть трубы в высоту, чтобы можно было легко установить гильзу;
  • Освободить место для работы.

Установка

Когда все будет подготовлено, можно приступать к процессу установки.

  • Первое, что предстоит сделать, это произвести разборку кладки, освободив канал для установки гильзы.
  • Устанавливаемый элемент должен иметь размерные параметры, соответствующие не только сечению трубы, но и ее высоте. Кроме этого, нужно предусмотреть дверцу, которая позволит без труда очистить участок дымохода.
  • Если гильза устанавливается через верх, ее по частям опускают вниз. Сначала нижнюю ее часть закрепляют на канаты и опускают до нужного уровня. Далее в опущенную часть гильзы, необходимо вставить следующий ее отдел. В месте их соединения должна быть разобрана кладка, для их лучшего скрепления. Таким образом, собирается вся конструкция, проходя через весь канал дымохода.

  • Между стенками дымохода и устанавливаемой гильзой, должно образоваться небольшое пространство, которое заполняется негорючими теплоизолирующими материалами.
  • После завершения работ, на оголовок трубы сверху надевают металлический зонтик, защищающий дымоход от попадания грязи и влаги.
  • Последним этапом идет заделка кирпичной кладки в тех местах, где она была разобрана для соединения частей гильзы.

Обмуровка каналов

Обмуровка — это обработка внутреннего канала дымохода специальными смесями, если сказать проще — оштукатуривание внутренних стенок. С помощью этого процесса возможно привести разрушенные стенки в порядок, сделав их достаточно гладкими, и восстановить работоспособность дымохода.

Обмуровка проводится смесями «Масан» и «Mordax» , которые способны очень быстро, без трудоемкой разборки кирпичной кладки, привести канал в функциональный вид. Преимуществом этой технологии можно считать то, что сечение дымохода не становится меньше, и вся работа проводится за несколько часов. Негорючий состав смесей имеет хорошую адгезию с любыми поверхностями и выдерживает температуры, доходящие до 900 и выше градусов.

  • «Масан»— это российская разработка, ее изготавливают на основе перлита. За весь период ее применения (начиная с 2005 года) , она показала себя только с наилучшей стороны.
  • Смесь «Mordax» , производителем которой является Финляндия, изготовлена на основе гранитной крошки. Она огнеупорна и хорошо ложится на поверхность. Готовится раствор разведением водой до требуемой консистенции сухого композита «Mordax» , смешанного с известью и цементом .

Работы производятся следующим образом:

  • Сначала необходимо закрыть поверхность вокруг дымохода, чтобы обмуровочными смесями не забрызгать кровлю.
  • Далее идет очистка канала дымохода с помощью железной щетки , от от слоившихся частей кирпича и сажи.
  • Очистив канал, его необходимо увлажнить.

На дымоход постоянно влияет множество факторов, что приводит к его разрушению. Повреждения могут стать причиной снижения тяги и перерасходу топлива. Чтобы устранить такую проблему, нужно заняться ремонтом трубы.

Причины разрушения трубы

Кирпичный дымоход может разрушаться по нескольким причинам:

  • неправильная кладка, приводящая к появлению конденсата;
  • использование материала низкого качества;
  • механическое повреждение трубы;
  • естественное изнашивание дымохода.

Распространенной проблемой является появление конденсата. Во время сгорания любого топлива водород соединяется с кислородом, благодаря чему происходит появление водяного пара. Во время прохождения по дымоходу газ охлаждается и конденсируется на стенках. При этом в жидкости растворяется сажа, что приводит к появлению кислот или их смесей.

Именно из-за конденсата и происходит разрушение многих дымоходов. В них образуются микротрещины, что может приводить к проникновению дыма в помещение. Следует отметить, что появление деформаций впоследствии может привести к разрушению внутренней отделки.

В домах с большой жилой площадью и мощным котельным оборудованием первые признаки разрушения могут появиться уже через 2 года. Скорость появления трещин зависит от типа используемого топлива. Чаще всего это происходит из-за того, что в доме используется автоматизированная котельная. Такое оборудование нагревается до указанной температуры, а затем останавливается и запускается только при понижении температуры до определенного предела. Это способствует появлению конденсата.

При разрушении дымохода можно использовать несколько способов его восстановления. Выбор определенного варианта зависит от степени деформации. В некоторых случаях приходится создавать дымоход заново.

Оценка повреждений

Чтобы узнать степень разрушения кладки и определить, нужен ли ремонт, стоит внимательно осмотреть трубу. Часто причиной плохой тяги становится большое количество сажи. Также многие встречаются с проблемой, при которой происходит частичное выпадение раствора и появление небольших трещин. В таком случае следует приступить к замене раствора.

Перед проведением ремонта пространство между кирпичами очищается долотом на глубину около 2 см. После этого пустоты заполняются новым раствором. Перед проведением данной работы нужно смочить шов водой.

Если при осмотре дымохода были замечены трещины, они расширяются щеткой и очищаются от пыли. Их нужно заделать при использовании глины или герметика, который предназначен для использования при высокой температуре.

Во время осмотра трубы и проведения ремонта следует соблюдать технику безопасности. Также важно опускать или поднимать строительные материалы для ремонта дымохода с помощником. Это будет способствовать значительному ускорению всего процесса. Если при осмотре были обнаружены дефекты, их следует устранить в ближайшее время, так как их игнорирование может привести к разрушению дымохода. В таком случае его придется выкладывать заново.

Следует отметить, что при строительстве трубы укладываются выбивные кирпичи, которые позволяют получить доступ к определенным участкам конструкции. Во время ремонта достаточно выбить их молотком и произвести очистку, если в этом возникла необходимость.

Капитальный ремонт трубы

Если во время осмотра были замечены серьезные повреждения, следует проводить капитальный ремонт, который подразумевает полную разборку конструкции. Если работы будут проводиться самостоятельно, нужно заранее подумать о безопасности и подготовить место.

Разборка кирпичей должна производиться послойно с верхнего ряда. Для такой работы может понадобиться молоток и перфоратор. Разборка производится до целого ряда кирпичей. Во время проведения таких работ стоит постепенно спускать кирпичи с крыши, чтобы они не скапливались около дымохода.

Для создания печи используется только огнеупорный кирпич. Дымоходы укладываются в один кирпич. Во время работы необходимо укладывать материал только при использовании строительного уровня. Внутренняя поверхность дымохода не должна иметь никаких препятствий для прохождения газов. Даже если на стенках будет небольшое количество выступающего раствора, это станет причиной скопление большого количества сажи.

Если разобрать дымоход из кирпича невозможно, в канал можно вставить гильзу. В качестве данного элемента может выступать металлическая или керамическая труба. Так как трубы имеют гладкую поверхность, это способствует увеличению тяги. При этом на внутренней поверхности скапливается меньшее количество влаги. Перед ремонтом необходимо проверить, есть ли в дымоходе посторонние предметы. Труба может быть опущена целиком или по частям.

Пространство между металлическим изделием и конструкций из кирпича заполняется утеплителем, который устойчив к высокой температуре. После проведения таких работ трубу необходимо защитить от попадания осадков. Установка гильзы позволяет эффективно отводить продукты горения, а также увеличить герметичность конструкции. Следует отметить, что данный вариант подходит только для дымоходов, ширина канала которых равна на всей протяженности конструкции.

Еще одним способом восстановления трубы из кирпича является обработка канала при использовании специальных смесей. Такие вещества быстро застывают и позволяют создать гладкую поверхность. Данные вещества выдерживают высокую температуру. Данный способ имеет несколько преимуществ:

  • образование поверхности, не имеющей швов;
  • скорость проведения ремонтных работ;
  • сечение дымохода почти не уменьшается, так как слоя наносимого материала является очень тонким;
  • благодаря использованию таких смесей исключается возможность утечки газов во время работы печи.

Перед проведением ремонта печной трубы из кирпича необходимо очистить канал от сажи и увлажнить его. Нанесение смеси происходит при помощи металлической щетки, которая закрепляется на лебедке. Для получения более ровного слоя состав следует наносить 3 раза.

Прочистка трубы

Одной из самых распространенных причин снижения тяги является загрязнение канала большим количеством сажи. Чтобы избавиться от данной проблемы, необходимо использовать специальную щетку, к которой привязывается гиря. Данное приспособление опускается в трубу до того, как канал будет полностью очищен. Если такие работы не производить, через несколько лет после начала использования печи

Еще одним способом является использование соли. Если в дымоходе находится небольшое количество сажи, можно в хорошо разогретую печь бросить крупную соль. Это будет способствовать отделению сажи от трубы. Также можно использовать специальные препараты. После сгорания они попадают в дымоход и вступают в реакцию с сажей, что и способствует ее удалению.

Чтобы проблемы с дымоходом не возникали, следует проверять его состояние регулярно раз в 1-2 года. При обнаружении сколов или трещин их стоит сразу же очищать и заделывать раствором. Если во время эксплуатации трубы возникнут проблемы с герметичностью, это может привести к попаданию в помещение угарного газа или даже к возникновению пожара. Применение во время ремонта качественного кирпича и раствора позволит сделать конструкцию долговечной и надежной.

При отсутствии специальной щетки и опыта проведения таких работ следует обратиться к специалистам. Если же провести очистку и ремонт неправильно, в дымоходе может остаться большая часть сажи, и работы нужно будет проводить еще раз.

По моим многолетним наблюдениям, печные трубы из пустотелых кирпичей не только более надёжны, но и менее требовательны к обслуживанию. Я думаю, что причиной этого является раствор, попадающий в пустоты кирпичей в процессе кладки, который действует как буфер, поглощающий просочившуюся в швы влагу. В то же время печные трубы, сложенные из монолитных кирпичей, если их кладку специально не герметизировать, больше склонны к расслоению по растворным швам.

Такие же проблемы могут возникнуть и при использовании для кладки трубы некачественного раствора, который был замешан с избытком песка или воды, либо с недостатком одного из компонентов. И, наконец, температура воздуха также сказывается на долговечности трубы во время её кладки. Слишком тёплая или слишком холодная погода могут оказать отрицательное воздействие на застывание раствора кладки и отверждение бетона, из которого отлит оголовок печной трубы.

Существенное влияние на долговечность трубы оказывают и особенности климата. Может обнаружиться, что срок её службы значительно меньше ожидаемого, если конструкция подвергается воздействию частых дождей, града и снега или резким колебаниям температуры. При этом вода, впитывающаяся в кладку, периодически замерзает и оттаивает, что приводит к образованию трещин, выкрашиванию сначала небольших фрагментов, а затем и выпадению целых кирпичей.

Старые трубы следует разбирать так же, как они были сложены - кирпич за кирпичом, слой за слоем. В стеснённых условиях кладку небольшой трубы вполне можно разобрать, применяя только обычный утяжелённый молоток и скарпель 1 . Если же труба большая или раствор очень прочный, лучше воспользоваться перфоратором. Удаляйте по одному кирпичу за раз и сразу складывайте их в вёдра, чтобы затем безопасно спустить с крыши.

1 Скарпель (скальпель) - круглый или гранёный стальной стержень. Один его конец расширяется в виде лопаточки с остро заточенным краем, по другому тупому концу наносят удары молотком. Используется скульпторами, а также при производстве ремонтно-строительных работ. (Словарь архитектурно-строительных терминов)

Условия и интенсивность эксплуатации отопительных приборов также оказывают влияние на срок службы дымовой трубы.

Обычно постоянный приток тепла из печи делает дымовую трубу достаточно тёплой в зимнее время, и поэтому на ней не держится снег, и не нарастает лёд. Однако если большую часть года труба не прогревается, а затем в холодное рождественское утро вдруг нагревается до высокой температуры сильным огнём, скорее всего, придётся столкнуться с серьёзными проблемами.

Если труба была сложена опытным каменщиком, и при этом использовались добротные и качественные материалы,а всё печное оборудование в доме исправно и эксплуатируется без нарушений правил и техники безопасности, то до капитального ремонта дымовой трубы, замены оголовка или перекладки труба может прослужить от 15 до 30 лет. Регулярное обслуживание ещё больше повысит её долговечность. Для этого я рекомендую обработать все внешние поверхности трубы специально предназначенной для кирпичной кладки проникающей гидроизоляцией (я обычно использую прозрачные проникающие герметики «Umaco»), которая не позволяет влаге проникать в швы между кирпичами. Причём в первые два года желательно проводить такую обработку дважды в год, а затем повторять её не реже одного раза ежегодно.

Свинцовый фартук для отвода воды поверх кровли, который будет перекрывать всю переднюю сторону трубы, лучше сначала сделать с достаточно большим припуском по длине, чтобы потом подрезать по месту. Временно зафиксировать фартук на месте можно кончиком мастерка, затолкав мягкий свинец в отверстия в кирпиче. Когда раствор застынет, растворный шов будет надёжно удерживать замурованный в кладку конец фартука.

Временно закрепив детали фартука, уложите на раствор сначала только угловые кирпичи и проверьте прямоугольность кладки. Затем между угловыми укладывают рядовые кирпичи, контролируя уровнем горизонтальность каждого из них. Шов над свинцовым фартуком сделайте достаточно плотным и не слишком широким (меньше 10 мм). Если шов будет слишком широким, он может треснуть, когда кровельщики будут восстанавливать кровлю вокруг трубы и подправлять положение фартука.

При монтаже отдельных деталей фартука их устанавливают в направлении снизу-вверх (по направлению к коньку). Каждая следующая деталь должна перекрывать предыдущую как минимум на 70-75 мм. В процессе работы надо следить за правильным положением каждой детали фартука - их боковые кромки должны располагаться строго вертикально.

Появившиеся на теле трубы трещины необходимо как можно быстрее «залечить», и лучше это делать до наступления устойчивых заморозков. Сначала трещину и место вокруг неё надо расчистить металлической щёткой, удалить мелкие крошки и пыль кистью с жёсткой щетиной, а затем целиком заполнить силиконовым герметиком, промазав им же и всю прилегающую к трещине зону. Главное, чтобы в трещину после такого ремонта не попадали дождевая вода или снег, иначе даже самая безобидная на первый взгляд трещина в кладке может очень быстро увеличиться до катастрофических размеров.

Однако, несмотря на регулярное обслуживание, рано или поздно встаёт вопрос о более серьёзном ремонте дымовой трубы . Чаще всего речь идёт о восстановлении цементного оголовка, который в первую очередь страдает от дождевой воды, снега и льда. В этом случае оголовок можно вырубить и залить ещё раз. Сложность здесь состоит только в одном - все работы надо выполнять на довольно большой высоте. Поэтому к ним необходимо тщательно подготовиться, продумать все свои действия заранее и обязательно соорудить удобные трапы, подмости и ограждения.

При кладке трубы я наношу толстый слой раствора (заведомо с избытком) на нижнюю плоскость кирпича, быстро переворачиваю его и укладываю на место. Затем ручкой мастерка осаживаю кирпич до нужного положения так, чтобы шов был ровный, а кирпич лежал горизонтально. Выступившие излишки раствора снимаю мастерком и сбрасываю назад в ящик с раствором. Когда раствор слегка схватится, швы выравниваю и уплотняю 10 мм расшивкой. Сначала я подправляю вертикальные швы, а затем горизонтальные, добавляя раствор там, где это необходимо, чтобы все швы были одинаковыми, плотными и ровными.

Обычно полуразрушенный бетонный оголовок удаётся довольно легко вырубить перфоратором, но лучше не торопиться и разрезать его на небольшие фрагменты болгаркой, которые можно аккуратно удалить, сложить в ведро и спустить вниз с крыши.

Довольно часто вместе с оголовком разрушаются и самые верхние части керамических дымоходов. Эти детали также лучше заменить или отремонтировать до заливки оголовка. Очень внимательно надо осмотреть и все прилегающие к оголовку швы между кирпичами. Если они находятся в плохом состоянии, ослабли и крошатся, их следует вскрыть болгаркой, промыть и заделать свежим раствором.

В верхней части трубы обычно выкладывают ступеньку из кирпича, которую называют пояском или ступенчатым выступом. Каждый кирпич этого ряда устанавливают так, чтобы он выступал из кладки примерно на 10-12 мм. Если сделать этот вылет больше, то не будет хорошего сцепления кирпичей с расположенным ниже рядом. В качестве шаблона при выкладывании выступа я обычно использую овальные вырезы-окна моего уровня.

Если же перечень и объём предстоящих ремонтных работ слишком велики, то имеет смысл рассмотреть вопрос о полной перекладке трубы. Вполне возможно, что трудоёмкость перекладки будет соизмерима с трудоёмкостью ремонта, но по крайне мере вы будете уверены в том, что в кладке не осталось скрытых или незамеченных дефектов, которые могут свести на нет все усилия и затраты на ремонт дымовой трубы . В то же время, как утверждают опытные печники, подавляющее большинство старых дымовых труб можно разобрать и переложить без особых хлопот.

Чтобы найти высоту последних секций керамических дымоходов (керамические секции, которые поступают в продажу, имеют стандартную длину - 600 мм), положите один уровень на верхний обрез кладки поперёк проёма трубы, а второй - перпендикулярно первому. Удерживая второй уровень в горизонтальном положении, рулеткой или складным метром измерьте необходимую высоту последней секции дымохода. Не забудьте к этому прибавить толщину бетонного оголовка и ещё 70-75 мм - примерно на столько верхний конец последней секции керамического дымохода должен возвышаться над оголовком. Точно в размер керамические секции можно обрезать болгаркой, но сделать это надо очень аккуратно, чтобы на кромке не было больших сколов и трещин.

Сметите мелкие крошки и пыль с верхней кромки существующего дымохода щёткой с жёсткой щетиной, нанесите равномерно на всю торцевую кромку раствор и затем опустите новую секцию дымохода на место. Выступившие излишки раствора надо обязательно удалить, а шов по всему внутреннему периметру дымохода затереть и разгладить. Никакие инструменты для этого, как правило, не годятся, поэтому затирать и разглаживать швы внутри дымохода приходится рукой. При этом надо проследить за тем, чтобы раствор до конца заполнил все зазоры между секциями.

По ходу работы просветы между кирпичами кладки трубы и керамическими дымоходами забутите обломками кирпичей и залейте раствором.

Цементный оголовок отливается на месте из смеси портландцемента и песка, а чтобы вода на оголовке не задерживалась, ему надо придать пирамидальную форму. В течение первых трёх часов после его отливки каждые 30 минут разглаживайте раствор влажной губкой. Затем накройте всю верхнюю часть трубы плёнкой с вырезанными в ней отверстиями для дымоходов и оставьте на ночь. Если раствор будет сохнуть слишком быстро, на границе, где он примыкает к дымоходам или кирпичной кладке, могут образоваться трещины.

Печные трубы бывают разные, но независимо от этого строительные нормы требуют, чтобы труба возвышалась не менее чем на 900 мм над самой высокой точкой, где она выходит из крыши. Кроме того, труба должна быть по крайней мере на 600 мм выше любой части крыши (включая конёк и слуховые окна) в радиусе трёх метров. Но это минимальные требования. Как правило, для обеспечения хорошей тяги трубы сооружают выше, чем это требуют нормы.

  • Сколько лет сможет прослужить дымоход – вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Практически это может быть и год, и сто. Уж слишком много факторов влияют на его долговечность. Одни из самых важных – это конструкция дымохода и, конечно, то, как он был сложен. Нельзя забывать также о временном факторе и максимальных нагрузках, приходящих на трубу.

    Для дымохода, как и любой другой инженерной системы, требуется техническое обслуживание и периодический ремонт. Суть обслуживания дымоотводящего канала – в очистке ее внутренних поверхностей от копоти и сажи. Эту процедуру вполне можно провести самостоятельно с помощью специальных средств. А вот ремонт может оказаться достаточно сложным процессом.

    Как оценить сложность ремонтных работ

    Проведение ремонта, чистки дымоходов, загильзовки, обмуровки и т. д. вслепую категорически запрещено, поскольку это может иметь серьезные последствия. Поэтому любые работы такого рода должны начаться с обследования специалистами дымоходов и вентканалов. Сегодня для этих целей используют видеокамеры, компьютерный анализ.

    После составления технического заключения, включающего:

    • описание состояния системы,
    • схемы (в случае необходимости),
    • фотоматериалы,
    • меры, необходимые для ремонта или других мероприятий по приведению системы в соответствие с нормативами выдается специальный Акт обследования дымоходов и вентканалов . Кстати, без подобного акта запрещается подключение газа или замена котла. Согласно действующим нормативам состояние конструкции необходимо проверять ежегодно.

    Когда нужен ремонт: естественные и искусственные причины

    Есть ряд причин, по которым разрушается дымоход. Это может произойти по естественным причинам, скажем, вследствие старения от времени или от воздействия стихийных природных сил – частые дожди и снег, град, резкие колебания температуры. Вода, успевшая впитаться в кладку, периодически то замерзает, то оттаивает, что вызывает образование трещин. Это, в свою очередь, приводит сначала к расшатыванию небольших фрагментов кирпичей, а потом и к выпаданию целых. Однако разрушение кирпичной кладки может быть связано также с

    • использованием кирпича, не соответствующего требованиям кладки труб,
    • некачественной кладкой,
    • воздействием конденсата,
    • отсутствием или неправильной конструкцией защитного зонта и т. д.

    Дымоходы из пустотелых кирпичей более надежны и не столь требовательны к обслуживанию.

    Объяснить это довольно просто: раствор, попадая в процессе укладки в пустоты кирпича, становится своеобразным буфером, который поглощает влагу, просочившуюся в швы.

    В отличие от них, в варианте из монолитных кирпичей, если кладку не герметизировать, то вероятность ее расслоения по растворным швам достаточно велика . В результате зачастую течет крыша у дымохода. Аналогичные проблемы, как правило, возникают при использовании некачественного раствора для кладки, а также избытком или недостатком одного из его компонентов: песка или воды.

    Срок службы дымохода связан также с условиями эксплуатации отопительных приборов, ее интенсивностью. Под воздействием постоянного притока тепла из печи дымовая труба становится в зимнее время достаточно теплой, поэтому на ней не задерживается снег не нарастает корка льда. Однако если труба очень долго не прогревалась, а затем резко нагревается до высокой температуры, то могут возникнуть серьезные проблемы.

    Как отремонтировать: основные варианты

    Если трубу сложил опытный каменщик и использовал при этом качественные материалы, то при условии правильной эксплуатации до капитального ремонта дымоход может прослужить 15–30 лет. При регулярном обслуживании этот срок можно увеличить. Для этого внешние поверхности трубы обычно полностью обрабатывают специальной проникающей гидроизоляцией, которая не дает влаге проникнуть в швы кирпичной кладки.

    Как справиться с трещинами

    Ремонт кирпичного дымохода при появившихся трещинах на теле трубы следует проводить, как можно быстрее, желательно до наступления заморозков:

    Важно проследить, чтобы после подобного ремонта, в трещину не попала дождевая вода либо снег. В противном случае, вполне возможно, что самая на первый взгляд безобидная трещина в кладке начнет быстро увеличиваться до катастрофических размеров.

    Работы по восстановлению цементного оголовка

    Даже регулярное обслуживание не может окончательно защитить от воздействия снега и льда, дождевой воды. И в первую очередь от этого страдает цементный оголовок. При возникновении необходимости ремонта его, как правило, вырубают и заново заливают. Процесс этот сам по себе несложный, однако поскольку ремонт трубы проводится на большой высоте, к нему нужно тщательно подготовиться – соорудить удобные подмостки, трапы и ограждения.

    Полуразрушенный цементный оголовок легко можно вырубить перфоратором, но правильнее его разрезать болгаркой на небольшие фрагменты, аккуратно их удалить и, сложив в ведро, спустить с крыши вниз.

    Нередко помимо оголовка разрушаются также самые верхние участки . Рекомендуется заменить или отремонтировать эти детали до заливки оголовка. Необходимо также внимательно осмотреть все швы кирпичной кладки, прилегающей к оголовку. При необходимости (они ослабли и крошатся), швы вскрывают болгаркой, промывают и заделывают свежим раствором.

    Полная перекладка трубы

    Если же объем и перечень необходимых работ по ремонту слишком велик, то решить все проблемы сразу можно, переложив трубу. К тому при этом можно быть уверенным, что в кладке не осталось незамеченных или скрытых дефектов.

    Старые трубы разбирают слой за слоем, кирпич за кирпичом. Кладку не очень большой трубы в стесненных условиях можно разобрать при помощи обычного утяжеленный молотка и скарпеля. Если же размеры трубы большие или раствор достаточно прочный, правильнее воспользоваться перфоратором. Лучше за раз лучше удалять по одному кирпичу, складывать их в ведра, затем безопасно спускать с крыши. Как правило, разобрать и переложить старые дымовые трубы удается в основном без особых хлопот.

    Полной переделки шахты можно в некоторых случаях избежать, если вставить внутрь дымохода металлическую трубу из жаропрочной стали. Это, пожалуй, самое экономичное и разумное решение, так как, с одной стороны, не требует большого объема трудоемких работ, связанных с кирпичом и цементом, а с другой – позволяет избежать разрушений, которые неизбежны при демонтаже старого.