ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Продуктом труда менеджера являются. Система управления - это. Организация труда менеджеров – это

В разделе на вопрос Предметом труда менеджера являются... заданный автором Ольга Литовченко лучший ответ это Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Управление фирмой требует соблюдения определенной технологии разработки, принятия и реализации решений. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту. Поэтому правильная организация труда менеджера очень важно. Труд менеджеров должен быть организован так, чтобы потери рабочего времени были минимальны. Однако эффективность труда должна сочетаться с соблюдением норм управляемости, норм условий труда и рациональным планированием рабочего дня.
Особенности труда менеджеров:
1) управленческий труд имеет целенаправленную природу
2) управленческий труд - это работа с людьми
3) предметом и продуктом труда менеджера является информация
4) управленческий труд и произв. труд имеют одну и ту же единую конечную цель. Объединение и координирование совместных усилий людей направлено на достижение конкретных запланированных результатов.
5) У менеджеров интеллектуальный труд. Продукт труда менеджера - решение.
6) Труд менеджеров весьма разнообразен.
7) Управленческий труд является эффективным. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.

а) информация

б) решения

в) полномочия

г) власть

3-437. Общие функции менеджера выделила в процессе управления школа

а) научного управления (рационалистическая)

б) психологических и человеческих отношений

в) науки управления (количественная)

д) классическая (административная)

4-438. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» - соответствует варианту делегирования ответственности:

а) подчиненный развивает свой потенциал, начальник хочет видеть проблему и лучшее решение

б) начальник доверяет подчиненному, но не дает ему действовать без собственного одобрения

в) начальник полностью доверяет подчиненному, его интересует лишь конечный результат

г) начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения.

5-439. Разделение труда менеджера по функциям соответствует … виду.

а) горизонтальному

б) профессионально-квалификационному

в) технологическому

г) структурному

6-440. Индивидуальный стиль менеджера определяется:

а) выбором методов управления;

б) образованием

в) стажем работы

г) степенью свободы при принятии решений для подчиненных

7-441. Соответствие видов работы, которые надо делегировать подчиненным и которые не подлежат делегированию:

1) менеджер должен делегировать подчиненным

2) не подлежит делегированию

а) установление целей

б) рутинную работу

8-442. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач – это

1) полномочия

2) ответственность

4) делегирование

9-443. Предметом труда менеджера является …

1) решение

3) обязательство

4) информация

10-444. Составляющие роли менеджеров, связанной с принятием решений:

2) инициация новых проектов

3) мотивация подчиненных

4) урегулирование споров и иных проблем

Модуль 5 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 1

Цель: Рассмотреть мотивационный процесс и особенности теорий содержания мотивации

Задачи:

Знать что такое мотивация.

Уметь изображать схему мотивационного процесса.

Уметь классифицировать теории содержания мотивации

Уметь сравнить теории содержания мотивации

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 131-181.

2. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие, 2003 – С. 122-131.

3. Фандина В.Г. Менеджмент. Учебное пособие, 2004. – Модуль 5.

Понятия мотивации

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения личных целей или целей организации.

«Метод кнута и пряника» хорошо известен на протяжении веков. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время считалось само собой разумеющимся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей стала улучшаться, и управляющие начи­нали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее.

Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он физиологически или психологически ощущает нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести ха­рактер конкретной потребности. Большинство психологов согла­шаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные по­требности, или просто потребности.

Первичные потребности являются по своей природе врожден­ными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.

Вторичные потребности по своей природе связаны с культур­ным укладом и осознаются с опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принад­лежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности значительно различаются.

Мотивационное поведение состоит в том, что потребности чело­века служат мотивом к действию. В связи с этим рассматривают по­буждение как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее опреде­ленную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворен­ной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Проблемы мотивации через потребности обусловлены тем, что существует множество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению разных людей, приво­дят к удовлетворению их потребностей, и типов поведения при достижении этих целей. Структура потребностей человека опреде­ляется его местом в социальной структуре, культурным укладом и приобретенным опытом. Поэтому для мотивации нет какого-то од­ного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, может не иметь значения для других.

Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у людей значительно различается, как и оценка вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение - это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Так, внутренним вознаграждением является чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возника­ющие в процессе работы, - это тоже внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение обеспечивает организация. Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, а также до­полнительные выплаты и отпуска.

Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий, рисунок 30.


Рисунок 30 – Схема мотивационного процесса

Первая стадия – возникновение потребностей. На этой стадии возникает потребность, она проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

Третья стадия – определение целей (направления) действий. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

ü что я должен получить, чтобы устранить потребность;

ü что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

ü в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

ü насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. На этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Закон результата заключается в том, что степень удовлетворе­ния, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соот­ветствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется с недостаточ­ным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказыва­ются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз чело­век, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробо­ванным способом.

Денежное вознаграждение - наиболее очевидный способ, ко­торым организация может вознаградить сотрудников, но оценки размеров денежного вознаграждения противоречивы. Сторонники теории человеческих отношений утверждают, что наиболее важны социальные потребности людей, тогда как сторонники теории на­учного управления считают, что материальное вознаграждение обя­зательно ведет к усилению мотивации.

Исследователи-бихевиористы установили, что только при на­личии определенных условий рост зарплаты стимулирует повыше­ние производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать зарплате большое значение. Второе заклю­чается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между зарплатой и производительностью, в то, что увеличе­ние производительности обязательно приведет к росту зарплаты.

Компенсация и мотивация. Исследования показали, что хотя большинство менеджеров и провозглашают свою приверженность оплате труда по конечному результату, на практике они компенси­руют затраченные работником усилия в соответствии со стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.

Теоретически в организациях должна существовать однозначная связь между тем, что и как делает работник и сколько за это получа­ет. Оплата и результативность, оплата и производительность должны быть связаны между собой. Общество ориентировано на конечные результаты деятельности, и в основе этого лежит предположение, что полная компенсация за затраченные усилия, включая зарплату, должна в разумной степени отражать вклад каждого работника или, более конкретно, то, насколько эффективно он работал.

Тесты по ОТМ с ответами.

1 Тест.Разделение труда имеет следующие виды:

1.Международное, территориальное, квалификационное, отраслевое.

2.Международное, территориальное, внутрипроизводственное, квалификационное.

3.Международное, территориальное, отраслевое, внутрипроизводственное.

4.Внутрипроизводственное, квалификационное, функциональное, технологическое.

5. Правильного ответа нет.

2.Внутрипроизводственное разделение труда осуществляется в соответствии с:

1.Экономической стратегией деятельности предприятия.

2.Производственной необходимостью.

3.Количеством управленческих работников предприятия.

4.Действующим законодательством Украины.

5.Все ответы верны.

Тест 3.Теоретическую концепцию менеджмента разработал:

3.Ф. Тейлор.

4.К. Маркс.

5.Правильного отчета нет.

4.Линейные управленческие полномочия – это:

1.Полномочия менеджеров высшего уровня аппарата управления предприятием.

2.Полномочия менеджеров среднего уровня аппарата управления предприятием.

3.Полномочия менеджеров низового уровня аппарата управления предприятием.

4.Полномочия узаконенной власти управления организацией.

5.Правильного ответа нет.

5.Функциональные полномочия менеджера имеют следующие виды:

1.Правовые, хозяйственные, экономические, консультационные.

2.Узаконенные, обязательного согласования, рекомендационные, параллельные.

3.Правовые, технические, экономические, консультационные.

4.Консультационные, обязательного согласования, параллельные, хозяйственные.

5.Контролирующие, консультационные, узаконенные, экономические.

6.Предметом труда менеджера является:

1.Разработка управленческих решений.

2.Организация.

3.Операционная система организации.

4.Подчиненные.

5.Информация.

7.К средствам труда менеджера относят:

1.Его интеллект и управленческие способности.

2.Материально-техническое оснащение рабочего места.

3.Информационные технологии и действующее законодательство.

4.Его квалификацию и связи.

5.Все ответы верны.

8.Результатом труда менеджера является:

1.Управленческое решение.

2.Эффективность хозяйственной деятельности.

3.Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

4.Лидирующее положение на рынке.

5.Все ответы верны.

9.В аппарате управления предприятием выделяют следующие группы менеджеров:

1.Общего, линейного, функционального, вспомогательного управления производством.

2.Общего, линейного, финансового, маркетингового управления производством.

3.Генерального, среднего, низового руководства.

4.Общего, среднего, низового руководства.

5.Правильного ответа нет.

Тест 10.К комбинированным организационным структурам управления относят:

1.Линейно-функциональные, бюрократические, адаптивные, проектные.

2.Линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные, конгломерантные

3.Линейно-штабные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные, комбинированные.

4.Линейно-функциональные, бюрократические, конгломерантные.

5.Правильного ответа нет.

11.Организация труда менеджеров – это:

1.Постоянное усовершенствование распределения должностных их обязанностей.

2.Непрерывный процесс обеспечения его ресурсами и оптимизации его содержания.

3.Непрерывный процесс его разделения и кооперации с целью повышения его эффективности.

4.Структура аппарата управления предприятием.

5.Правильного ответа нет.

12.К объективным факторам, влияющим на организацию управленческого труда, относят:

1.Специфику и размеры хозяйственной деятельности предприятия.

2.Организационно-правовую форму предприятия.

3.Коньюнктуру рынка используемых ресурсов.

4.Уровень развития экономической и отраслевой инфраструктуры.

5.Все ответы верны.

13.К субъективным факторам, влияющим на организацию управленческого труда, относят:

1.Миссию, стратегию и цели организации.

2.Уровень квалификации и стиль руководства менеджеров организации.

3.Корпоративную культуру и личные качества менеджеров.

4.Все ответы верны.

5.Правильного ответа нет.

14.Объемы организационной деятельности менеджера обусловлены:

1.Уровнем квалификации исполнителей.

2.Должностной инструкцией.

3.Его положением в аппарате управления.

4.Технологией производства.

5.Количеством подчиненных.

15.В процессе организации труда менеджера рекомендуется использовать:

1.Адаптивный подход.

2.Ситуационный подход.

3.Системный подход.

4.Маркетинговый подход.

5.Процессный подход.

16.Выделяюют следующие формы регламентации управленческого труда:

1.Статусную и поведенческую.

2.Должностную и индивидуальную.

3.Линейную и функциональную.

4.Горизонтальную и вертикальную.

5.Правильного ответа нет.

17 - Тест. Оперограмма – это:

1.Технологический цикл хозяйственной деятельности.

2.Структура производственного процесса.

3.Установленная последовательность выполнения операций с указанием исполнителей.

4.Маршрут прохождения ресурсов в хозяйственном цикле.

5.Правильного ответа нет.

18.Выбранная должностным лицом методика следования регламенту – это:

1.Технология управления.

2.Стиль управления.

3.Политика управления.

4.Исполнительская дисциплина.

5.Правильного ответа нет.

19.Распределение полномочий между органами управления в процессе выполнения конкретной функции менеджмента называется:

1.Органограмма.

2.Оперограмма.

3.Документограмма.

4.Логико-информационная схема.

5.Технологические карты выполнения управленческих операций.

20.К внутриорганизационным документам, регламентирующим деятельность и линейных, и функциональных менеджеров, относят:

1.Документы по технологии управления, положение о структурном подразделении, лимиты использования ресурсов.

2.Положение о структурном подразделении, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.

3.Должностные инструкции, устав предприятия, технологические карты производства продукции и стандарты ее качества.

4.Положение о структурном подразделении; документы по технологии управления, схемы информационных потоков, бюджет предприятия.

5.Правильного ответа нет.

21.Тест. Стандарты внутренней регламентации управленческого труда разрабатывает:

1.Руководитель организации.

2.Владелец организации.

3.Министерство труда и социальной защиты населения.

4.Руководители структурных подразделений организации.

5.Правильного ответа нет.

22.На основе данных об объемах управленческих работ, которые осуществляются на каждом уровне управления, выполняется:

23.На основе иерархического распределения должностных обязанностей в аппарате управления осуществляется:

1.Вертикальное разделение управленческого труда.

2.Функциональное разделение управленческого труда.

3.Структурное разделение управленческого труда.

4.Горизонтальное разделение управленческого труда.

5.Технологическое разделение управленческого труда.

24.На основе видов и сложности управленческих работ осуществляется:

1.Вертикальное разделение управленческого труда.

2.Функциональное разделение управленческого труда.

3.Структурное разделение управленческого труда.

4.Горизонтальное разделение управленческого труда.

5.Технологическое разделение управленческого труда.

25.Логика кооперации управленческого труда отражается в:

1.Органограмме.

2.Оперограмме.

3.Организационном проекте.

4.Организационной структуре управления.

5.Все ответы верны.

26.В качестве объектов планирования личной работы менеджера выступает:

1.Рабочий день.

2.Рабоча неделя.

3.Месяц работы.

4.Рабочий год.

5.Все ответы верны.

27.Какой объем рабочего времени менеджера принято резервировать на выполнение экстренных заданий:

5.Зависящий от занимаемой должности.

28.В состав нерегулярных ответственных мероприятий, требующих присутствия менеджера, включают:

1.Отраслевые сборы и выставки.

2.Сборы акционеров.

3.Научно-практические конференции и семинары.

4.Правильного ответа нет.

5.Все ответы верны.

Тест. 29.Перераспределение обязательств, прав и ответственности между руководителем и его подчиненными называется:

1.Делегированием управленческих полномочий.

2.Кооперацией управленческого труда.

3.Регламентацией управленческого труда.

4.Организационной структурой управления.

5.Правильного ответа нет.

30.Управленческие полномочия заключаются в:

1.Праве управлять другими людьми.

2.Обязанности принимать решения.

3.Ответственности за результаты деятельности подчиненных.

4.Реализации стратегии развития предприятия.

5.Правильного ответа нет.

31.Контроль за выполнением делегированных полномочий осуществляет:

1.Специальная комиссия.

2.Уполномоченный работник.

3.Менеджер, делегировавший полномочия.

4.Ревизионная служба.

5.Все ответы верны.

32.Выделите функцию, которую можно делегировать:

1.Принятие стратегических решений.

2.Контроль полученных результатов.

3.Проведение переговоров.

4.Задания особой важности.

5.Определение маркетинговой концепции.

33.Первым этапом делегирования управленческих полномочий является:

1.Выбор исполнителей делегируемых заданий.

2.Оценка готовности исполнителей делегируемых заданий.

3.Выбор заданий для делегирования.

4.Анализ эффективности разделения управленческого труда.

5.Установление сроков делегирования полномочий.

34.Время менеджера, потраченное на получение заданий от высшего руководства, консультирование с коллегами, поиск информации, подписание документов, согласование, называется:

2.Время основной работы.

5.Правильного ответа нет.

35.Время менеджера, потраченное на выполнение должностных обязанностей, называется:

1.Время на подготовительно-заключительные работы.

2.Время основной работы.

3.Время обслуживания рабочего места.

4.Время непродуктивной работы.

5.Правильного ответа нет.

36.Время менеджера, потраченное на выполнение работ, связанных с приемом, учетом и передачей различной информации, называется:

1.Время на подготовительно-заключительные работы.

2.Время основной работы.

3.Время обслуживания рабочего места.

4.Время непродуктивной работы.

5.Правильного ответа нет.

37.Анализ затрат рабочего времени работников аппарата управления проводится с использованием методов:

1.Нормирования труда.

2.Хронометрирования, анкетирования, моментальных наблюдений.

3.Нормирования труда и хронометрирования.

4.Фотографии, самофотографии, моментальных наблюдений.

5.Анкетирования, фотографии, нормирования труда.

38.Регламентированные величины затрат времени на выполнение единицы работ в определенных производственных условиях называются:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

5.Правильного ответа нет.

39.Регламентированное количество работников, которым менеджер может эффективно управлять в сложившихся производственных условиях называется:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

4.Нормативами оптимальных соотношений.

5.Правильного ответа нет.

40.Регламентированное количество работников, необходимое для качественного выполнения определенной управленческой функции или ее части, называется:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

4.Нормативами оптимальных соотношений.

5.Правильного ответа нет.

41.Нормирование рабочего времени менеджера осуществляется:

1.На основе статистической информации.

2.На основе сравнения с аналогами.

3.На основе нормативов и расчетов.

4.На основе данных анализа затрат рабочего времени.

5.Все ответы верны.

42.Общение менеджера с подчиненными направлено на выполнение следующий функций:

1.Организации производства и распределения заданий.

2.Выдачи распоряжений, поддержания обратной связи, контроля.

3.Организации производства, контроля, мотивации.

4.Выдачи распоряжений, мотивации контроля.

5.Правильного ответа нет.

43.Совокупность способов и приемов влияния руководителя на подчиненных называется:

1.Стилем руководства.

2.Формальной властью.

3.Должностными инструкциями.

4.Политикой управления.

5.Правильного ответа нет.

44.Какие документы относятся к категории организационно-распорядительских:

1.Правила, инструкции, приказы, уставы, распоряжения.

2.Письма, протоколы, справки, пояснительные записки.

3.Положения, анкеты, должностные инструкции, заявления.

4.Протокол, инструкции, приказы, уставы, распоряжения.

5.Инструкции, распоряжения, уставы, приказы, справки.

45.Правовой акт, который издает руководитель организации на правах единоначалия в рамках должностной компетенции для решения основных и оперативных заданий называется:

1.Распоряжение.

3.Инструкция.

5.Правильного ответа нет.

46.Как классифицируются приказы по содержанию:

1.Приказы по общим вопросам и личному составу.

2.Приказы нормативные и индивидуальные.

3.Приказы основной деятельности и индивидуальные.

4.Приказы по личному составу и основной деятельности.

5.Все ответы верны.

47.В деловой переписке комплимент – это:

1.Свидетельство вежливости, которым начинается или заканчивается письмо.

2.Побуждение адресата к действию или убеждение его в чем-либо.

3.Обращение к адресату в начале листа.

4.Свидетельство уполномоченного лица.

5.Все ответы верны.

48.Служебный документ, который содержит описание и подтверждение тех или иных фактов или событий – это:

1.Справка.

2.Протокол.

4.Доклажная записка.

49.Нормативный документ, в котором указаны функции, права и обязанности менеджера, называется:

1.Трудовой договор.

2.Должностная инструкция.

3.Положение о подразделении.

4.Правила внутреннего распорядка.

5.Коллективний договор.

50.Приказ по предприятию приобретает законную силу с момента:

1.Утверждения руководителем предприятия.

2.Подписания руководителем предприятия.

3.Согласования с юристом.

4.Ознакомления ответственности лиц, указанных в приказе.

5.Правильного ответа нет.

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

Характер, содержание и особенности управленческого труда

МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Объект и субъект управления

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подси­стем управления: управляемой и управляющей . В обоих слу­чаях отношения между управляемой и управляющей подсисте­мами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управле­ния - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.

Труд менеджера (или управленческий труд ) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Управленческий труд направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом.

В отличие от рабочего, занятого непосредственно в производстве материальных благ, управленческий труд имеет свои особенности. Во-первых, результаты управленческого труда в большинстве своем невозможно измерить прямо, например количеством выпущенных деталей, погонных метров материи, тонн стали и т. п. Труд машинистки, копировальщика можно оценить количественно. Труд же руководителя цеха, мастера, директора, главного инженера невозможно оценить достаточно точно. Их труд (или качество труда) проявляется в показателях работы руководимого ими подразделения, предприятия, т. е. косвенно, через труд других. Во-вторых, в сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями, продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация. Орудиями труда аппарата управления является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки информации, продуктом является также информация в форме документов, решений, распоряжений. В-третьих, труд менеджера имеет высокую значимость. Эта значимость проявляется, прежде всего, в цене ошибки. Ошибка рабочего может быть оценена стоимостью бракованной детали, ошибка директора может привести к банкротству предприятия.

Содержание труда менеджера во многом определило место, которое он занимает в управленческой иерархии. В менеджменте принято различать собственно управленческие функции и функции исполнительского характера, т. е. функции, связанные с личным участием менеджера в выполнении заданий. Чем выше должность менеджера в управленческой иерархии, тем больше удельный вес управленческих работ в общем бюджете его рабочего времени, и наоборот, чем ниже должность, тем больше исполнительских работ возлагается на менеджера.


Работы исполнительского характера в каждом конкретном случае являются специфическими и зависят от уровня управленческой иерархии, особенностей личности менеджера, специфики задания и т. п. Управленческая деятельность в целом может быть систематизирована и группироваться по различным признакам. Так, управленческую деятельность менеджера можно классифицировать по следующим признакам:

Функции управления;

Этапы процесса управления (процесса принятия управленческого решения);

Объекты управления;

Форма осуществления.

По функциям управления управленческую деятельность менеджера можно подразделить на следующие виды деятельности:

а) Планирование деятельности персонала, в том числе разработка заданий, планирование ресурсов;

б) Организация деятельности персонала, включающая весь спектр работ по обеспечению выполнения плановых заданий;

в) Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы персонала;

г) Мотивация труда персонала.

С учетом этапов процесса управления можно выделить следующие виды управленческой деятельности менеджера:

Определение целей управления;

Ситуационный анализ;

Аналитическая работа и выбор вариантов действий;

Принятие решений и организационная работа по обеспечению их выполнения.

По объектам управления управленческую деятельность можно классифицировать на управление предприятием, цехом, участком, отделом, лабораторией, группой, исполнителем. Кроме того, объектом управленческой деятельности менеджера является сам менеджер, который обязан:

а) Планировать свою работу по управлению и выполнению заданий;

б) Планировать использование своего рабочего времени;

в) Осуществлять контроль за своей деятельностью и совершенствовать ее;

г) Обеспечивать мотивированность своей деятельности;

д) Заниматься самосовершенствованием, в том числе в тех областях знаний и практической деятельности, которые косвенным образом влияют на результаты его труда.

По форме выполнения различают:

а) самостоятельную работу;

б) работу с людьми (деловое общение).

Рабочий день менеджера не нормирован. Рабочий день длительностью девять и более часов стал обычным для многих менеджеров в ведущих фирмах зарубежных стран. Не являются исключением в этом смысле управленцы в нашей стране.

Причинами этой “особенности” управленческого труда являются:

Откладывание принятия решения на завтра. Первый признак такого “греха” – кипа бумаг на столе менеджера. Этот “грех” является следствием слабости характера менеджера. Ему следует преодолеть свой страх перед необходимостью безотлагательного принятия решения. Письменное изложение помогает яснее сформулировать мысли и отчетливее увидеть проблему. Действенным лекарством от слабоволия может быть установление для себя жестких сроков решения вопросов;

Выполнение работы наполовину. Для повышения производительности труда и защиты собственной нервной системы более полезно ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые не удастся довести до конца. Определение очередности – лучшее средство излечиться от этого недуга;

Стремление сделать все сразу. Этот “грех” тесно связан с вышеназванным и является, по существу, причиной его. Универсальным средством является планирование рабочего дня и хода выполнения работ;

Стремление сделать все самому. Это один из распространенных “грехов” начинающих менеджеров. Качество управления в большей степени зависит от того, как менеджер загружает своих подчиненных, а не от способности лично решать проблему;

Неумение разграничить функции. Это часто приводит к тому, что менеджер возлагает на себя часть обязанностей других исполнителей. Самое эффективное средство – разработка четких должностных инструкций и делегирование полномочий;

Попытки свалить вину на других. Эта черта характера ведет к тому, что слишком много времени тратиться на выяснение причин неудач. Интеллектуальную энергию следует больше направлять в будущее, чем в прошлое.