ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Предложение единица синтаксиса понятие предложении. Предложение как основная единица синтаксиса

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного предложения, а также любого развернутого текста. Простое предложение, далее, является тем построением, в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простое предложение как синтаксическая единица имеет свои собственные грамматические характеристики. Оно образовано по специально предназначенному для этого абстрактному грамматическому образцу (структурной схеме простого предложения, обладает своими языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью, а также способностью к видоизменениям - как строго формальным, так и таким, которые связаны с выполнением одним и тем же предложением различных коммуникативных задач. Простое предложение имеет разветвленный круг функций. Все это формирует специальную область синтаксиса - синтаксис простого предложения.

В речи, в процессе общения простое предложение функционирует наряду с такими сообщающими единицами, которые не являются грамматическими предложениями, т. е. не имеют всех тех синтаксических характеристик, которые перечислены в предыдущем абзаце. В определенных условиях контекста или ситуации ту или иную информацию может передавать соответствующим образом интонационно оформленная отдельная словоформа или сочетание словоформ, частица, междометие, даже союз или предлог (в разг. речи: Наконец-то!; Эге!; Откуда?; - Где лыжи, за шкафом? - Не за, а на). Такую интонационно оформленную сообщающую единицу можно называть высказыванием.

Высказывание в любом случае информирует о чем-либо или заключает в себе вопрос. Однако оно не имеет грамматического оформления, специально предназначенного для единицы сообщения, и, следовательно, всего комплекса соответствующих грамматических характеристик. Такое специальное оформление и такой комплекс характеристик имеют лишь те сообщающие единицы, которые выше названы предложениями.

Примечание. Термин "высказывание" может быть употреблен в широком или в узком смысле. В широком смысле слова высказыванием является любая сообщающая единица - как грамматически оформленное предложении, так и (при соответствующем интонационном оформлении) единица, грамматическим предложением не являющаяся. В узком смысле слова высказывание - это сообщающая единица, не являющаяся грамматическим предложением (см. примеры в предыдущем абзаце). В "Русской грамматике" термин "предложение" сохраняется для сообщающих единиц, специально предназначенных языком для передачи относительно законченной информации и имеющих перечисленные выше грамматические характеристики; по отношению к высказываниям, не имеющим таких специальных грамматических характеристик, термин "предложение" не употребляется.

Языковые характеристики высказываний, не являющихся грамматическими предложениями, устанавливаются на основании сравнения с характеристиками предложения. У таких высказываний есть ряд существенных признаков, сближающих их с предложением; это - функция относительно законченного сообщения, интонационная оформленность, способность к распространению (правда, более ограниченная, чем у предложения), способность включать в свой состав показатели субъективного отношения (частицы, междометия), способность участвовать в формировании сложного предложения и более сложных, развернутых фрагментов текста.

С другой стороны, такие высказывания отличаются от предложения отсутствием стоящего за ними специального отвлеченного грамматического образца, отсутствием формоизменения (высказывание способно принимать в свой состав отдельные показатели объективно-модальных значений, но оно не имеет характерной для простого предложения системы форм), отсутствием регулярных возможностей введения связок или полузнаменательных глаголов; структура языкового значения высказывания не-предложения не совпадает со структурой языкового значения предложения.

Простые предложения (часто - в неполных своих реализациях) в речи организуются в определенные последовательности, т. е. в текст. Элементарной единицей, представляющей такую последовательность, является сложное предложение. Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями.

Эта связь оформляется союзами, союзными словами или союзными частицами - в сочетании с интонацией, часто также при поддержке лексики. Разные типы сложного предложения, их формальная организация и значения, их системные соотношения с конструкциями другой грамматической организации составляют область синтаксиса сложного предложения. С этой областью смыкается также та сфера синтаксиса, которая охватывает простейшие бессоюзные фрагменты текста, по характеру отношения своих частей соотносительные с тем или другим типом сложного предложения.

Русская грамматика.

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Проверка домашнего задания.


Сформулируем тему урока:

  • 1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
  • Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

  • Проверь себя?
  • 1) Жить - Родине служить.
  • 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
  • 3) Не числом борются, а умением.
  • 4) А Васька слушает да ест.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?


Предложение как единица синтаксиса.

Цели урока:


Актуализация знаний

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
  • Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  • Чем может быть осложнено предложение?

  • Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
  • Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
  • Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения.
  • Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь...

(А. Пушкин)


  • Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
  • Предложение Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
  • Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
  • Контекст, -а, мужской род (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. прилагательное контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
  • Например: лук, коса.

Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .

Размытый путь.

Кривые тополя.

  • Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
  • В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
  • Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум -была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н. Рубцов)


Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?

  • На здоровье!
  • Что ж поделаешь!
  • Закрой, пожалуйста, дверь!

  • Предложение выполняет коммуникативную функцию.
  • Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.


Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

  • имеет определённую структуру;
  • отличается смысловой и интонационной законченностью;
  • выполняет коммуникационную задачу.

  • Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.

Ученье – свет.

Астрахань – центр рыбной промышленности.

сущ. сущ.


  • Предложение выражает законченную мысль.

безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.

Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.

Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.


  • содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
  • содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
  • содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

  • Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Интонационными средствами являются:

  • пауза;
  • логическое ударение;
  • мелодика (повышение или понижение голоса)

Пошли домой . – если хотите сообщить

о совершившемся действии.

Пошли домой? – если задаётся вопрос.

Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.


Выполним задания:

  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.

  • Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
  • Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я .
  • Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.

Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.

Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».

Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?


Подведение итогов урока:

  • Вернемся к цели урока: Цели урока:
  • 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
  • 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
  • Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу.
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Существует множество определений этой синтаксической единицы, к которым продолжают присоединяться новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.

В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определения предложения в плане логическом, психологическом и формально – грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами». [Буслаев, 1959, с.258] Буслаев так же полагал, что «в языке находят свое выражение точное отражение и выражение логические категории и отношения». [Буслаев, 1959, с.270]. Исходя из того, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как «психологическое (не логическое) суждение при помощи слова, т. е. соединение двух мысленных единиц: объясняемого (психологического субъекта) и объясняющего (психологического предиката), образующих сложное предложение». Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме. [Потебня, 1958, с. 81-84]. Ф. Ф. Шахматов построил свою теорию предложения на логико – психологической основе и так определил предложение: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления». Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления [Поспелов, 1990, с. 127]. Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривает предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, т. к. они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. [Фортунатов, 1956, с.188-189]. В. В. Виноградов за основу определения предложения берет структурно – семантический принцип: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». [Виноградов, 1955, с.254]. Для того, чтобы дать операционно применяемое определение предложения, следует исходить из его формальных или функциональных признаков. В академическом языкознании мы находим такое определение предложения: «Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формулирования и выражения мысли, в нем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категорий времени, лица, модальности и интонация сообщения». [Розенталь, 1976, с.311]. Мы считаем возможным остановиться на данном определении как на наиболее объективном и доказательном. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор существуют прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своему устройству единица. Нет единого мнения и по поводу определения сложного предложения. Если простое предложение является монопредикативной единицей и в нем выражается «единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» [Белошапкова, 1981, с.367], то сложное предложение является полипредикативной единицей, в нем дается «раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям». [там же].

Предикативные единицы сложного предложения, хотя и построенные по моделям простого предложения, находятся в таком тесном взаимодействии в смысловом и грамматическом отношении, что расчленить сложные предложения на отдельные самостоятельные простые предложения бывает большей частью невозможно, так как части сложного предложения объединены и структурно, и по смыслу, и интонационно. Такого мнения придерживаются такие ученые, как Ф. И. Буслаев: «Из совокупности двух или нескольких предложений составляется сложное, так называемое в отличие от простого, не соединенного с другим». [Буслаев, 1959, с.279]. «Синтаксическим целым» называет В. В. Виноградов сложные предложения. [Виноградов, 1955, с.287]. Д. Э. Розенталь даёт более широкое определение сложного предложения: «Сложные предложения – предложения, состоящие из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простым предложением, но образующих единое целое, смысловое, конструктивное и интонационное целое». [Розенталь, 1976, с.432]. В германистике следующее определение: «Сложное предложение по структуре противостоит простому, оно полипредикативно, т. е. предикативное отношение, характеризующее взаимные отношения подлежащего и сказуемого, представлено в предложении два и более раза. Составляющие сложного предложения традиционно рассматриваются тоже как предложения. Возможно, впрочем, это просто не совершенство терминологии». (Так, в английском языке для обозначения полипредикативной единицы используется термин «clause»*). «Придаточное – не предложение уже потому, что оно лишено самостоятельной коммуникативной значимости.

Оно используется в процессе и в целях речевой коммуникации лишь в качестве составляющей большей синтаксической единицы – сложного предложения. Даже части сложносочиненного предложения неадекватны как единицы коммуникации. Зачастую их взаимные отношения причины – следствия, определенной временной организации и т. п., и разорвать их, выделить каждую из частей сложносочиненного предложения в самостоятельное предложение, значит ослабить или разорвать существующие между ними синтаксическую и семантическую связи. К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т. п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым:

Структуры гибкие, допускающие варианты в порядке расположения предикативной единицы; структуры негибкие, не допускающие перестановки частей без отделения союза или союзного слова от второй части. В связи с этим сложные предложения могут быть:

Открытой структуры, когда количество предикативной единицы может быть увеличено;

Закрытой структуры, когда сложные предложения составляют разнородные части». [Козырева, 1987, с.20]. Классификация сложных предложений определяется средствами связи их предикативной единицей: в зависимости от того, что связывает в одну синтаксическую единицу их предикативные единицы – союзы или интонация, различаются сложные предложения с союзной связью и с бессоюзной. Сложные предложения с союзной частью делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от типа союза:

  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.

    Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.

    Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер , то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.

    Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).

    Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица . Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность - существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.

    Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи : Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.

    Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

    Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предстает как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?


    Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
    Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
    Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).
    В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.
    Повествовательные предложения служат для сообщения:
    Я приду к пяти часам.
    Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:
    Ты придешь к пяти часам?
    Когда ты придешь?
    Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:
    Кто этого не знает? = ‘все знают’
    Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:
    Приходи к пяти часам.
    Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:
    Он приедет.
    Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
    Пусть он приедет.
    Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.
    невосклицательное
    восклицательное
    повествовательное Мама, Петя приехал. Мама, Петя приехал!
    вопросительное Вы уже уходите? Как, вы уже уходите?!
    побудительное Возвращайся поскорее. Возвращайся же поскорее!
    Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
    Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
    Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
    Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
    Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело.
    В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шел сильный дождь.
    Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

    Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

    1. 2.2. Сложные предложения, как правило, состоят из простых предложений и союзов между предложениями.
    2. 249.Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные
    3. 301.Эллиптические предложения (предложения с нулевым сказуемым)
    4. СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ