ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого. Ростовский кремль, где иван васильевич меняет профессию

Большая редкость - сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один - те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля - пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор - он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор - не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие - колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький - вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким - он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты - богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов - один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Ростовский кремль, наверное, второй, после Московского кремля, памятник архитектуры, который визуально знаком многим россиянам. Можно сказать, кто хоть раз видел комедию «Иван Васильевич меняет профессию», тот совершил дистанционную мини экскурсию по Ростовскому кремлю, поскольку множество кадров приключений в царских палатах Ивана Грозного снимали на его территории. Наверняка сразу вспоминается эпизод с погоней, эпизод с колоколами – это все кадры с территории Ростовского кремля.

Данный архитектурно-исторический памятник представляет собой комплекс зданий, храмов и иных сооружений, расположенный на территории около 2 га на берегу озера Неро в Ярославской области. Тот архитектурный комплекс, который есть сейчас, был заложен в 1650 году, вокруг Успенского собора, который, по сути – самый древний храм комплекса и является визитной карточкой всего музея-заповедника.

Местоположение Успенского собора и затем всего комплекса не случайно. До строительства собора в 1512 году здесь были еще четыре деревянные церкви. Так, первая деревянная церковь была построена еще в 991 году при правлении князя Владимира, то есть всего три года спустя после крещения Руси. Но была уничтожена пожаром. Интересно, что в одной из предшествующих строительству Успенского собора церквей в 1314 году один из ростовских бояр окрестил своего сына - младенца Варфоломея – в последствие известного как преподобный Сергий Радонежский.

Сейчас уже не установить, намеренно или случайно, что Успенский собор, построенный в Ростове, оказался очень похож на московский Успенский собор. Но есть детали, которые подарили свою особую уникальность Ростовскому Успенскому собору. Например, самобытный узорчатый аркатурно-колончатый пояс на фасаде собора, который является уникальным архитектурным наследием.

Строительство всего архитектурного ансамбля кремля история связывает с именем митрополита Ионы Сысоевича. Почему же митрополит, который замещал на московском престоле самого опального патриарха Никона, вернулся из столицы в Ростов? Это была ссылка, да самая настоящая ссылка. Политические интриги в Москве привели к тому, что митрополиту Ионе дали предписание уехать в Ростов и не выезжать оттуда.


Ссыльный митрополит решил создать в Ростове центр духовной жизни. Основным замыслом стало строительство Архиерейского (Митрополитичьего) двора, то есть, по сути, резиденции митрополита. Поскольку у митрополита были в подчинении люди, целый штат служащих: дворецкие, клерки, казначей, чиновники разных рангов, священники – до двух сотен человек вместе с домашней прислугой, то строительство началось с возведения административных зданий и жилых районов, а затем строители приступили к церковным сооружениям. Одна из примечательных особенностей - большинство зданий Ростовского кремля - каменные. Но жилые митрополитичьи палаты всегда были деревянными.

Очень редко, но в случае со строительством Ростовского кремля история хранит имя человека, который, похоже, сыграл заметную роль в проектировании и строительстве, и, скорее всего, был главным зодчим комплекса. Его имя - Петр Досаев. О нем известно немного, только то, что он был высококлассным каменщиком и сыном иммигрантов с восточными корнями.

Надо отдать должное мастерству древних зодчих, которые смогли спроектировать и разместить остальные здания и сооружения Ростовского кремля так, что все они объединились в великолепный архитектурный комплекс. Зодчим удалось воплотить в явь замысел митрополита о создании райского уголка, чтобы душа наполнялась высокими чувствами, и возникали чистые мысли. Чего стоит только небольшой прекрасный пруд во внутреннем дворике, в котором отражаются великолепные палаты и церкви комплекса! А вид из галерей на озеро Неро! А прекрасный Митрополичий сад, примыкающий с юга к центральной части комплекса, который был заложен по настоянию митрополита в завершающей стадии строительства.


Согласно записям строительство кремля было завершено в 1693 году. Примечательно, что резиденция митрополита была окружена крепостными стенами с бойницами в конце строительства. Но широкие проемы бойниц, окна с наличниками, богатое убранство башен свидетельствовало о том, что как крепость Ростовский кремль использовать никто не планировал. Кстати, удался и другой замысел митрополита - даже когда строительные работы были не завершены полностью, кремль посещали высшее духовенство и знать. Здесь действительно был центр духовной жизни.

Судьба Ростовского кремля не проста. После того, как митрополит получил приказ перенести свою резиденцию в Ярославль, архитектурный комплекс начал постепенно приходить в упадок. Были и пожары на территории комплекса. Было и время, когда синод хотел разрушить практически весь комплекс, поскольку его содержание было слишком дорогим. Но жители Ростова, богатое купечество, меценаты решили возродить былую славу кремля, как духовного центра. На собранные пожертвования в 19-м веке прошла реконструкция, кремль опять был доступен для посещений, на территории Белой палаты открыли музей церковных древностей. В 1883 году Ростовский кремль получил статус государственного музея-заповедника. Затем была революция, гражданская война, борьба с церковью и религией в обществе. Однако службы в Успенском соборе велись вплоть до 1935 года, когда в свете указаний руководства страны было решено, вообще прекратить всю религиозную деятельность, а местная номенклатура решила превратить Успенский собор в склад кофе-цикорной фабрики, а на территории комплекса стали размещаться различные артели, конторы, делались жилые квартиры. Потом и сильнейший ураган 24 августа 1953 причинил серьезный урон. Но Ростовский кремль выдержал и выстоял! В период с 1954 по 1962 года была проведена серьезная научная реставрация. В 1991 году стали проводить первые богослужения, а также новые реставрационные работы, и сегодня усилиями неправительственных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен во всей его красе.

Для увеличения нажмите на изображение

Об этом удивительном архитектурном комплексе можно писать много. Если вы захотите его посетить, вам не хватит одного дня, чтобы увидеть и осознать всю его самобытность, осмотреть ценности и коллекции, хранящиеся в музеях, на его территории. Многие туристы едут посмотреть на главную святыню Успенского собора – Владимирскую икону Божьей Матери, на Звонницу Успенского собора, чтобы услышать звон и увидеть 15 сохранившихся колоколов. Один из крупнейших колоколов был отлит в 1688 году и назван в память отца митрополита Ионы, простого сельского священника, – Сысой. Возможно, вы захотите посетить церковь Ивана Богослова и увидеть своими глазами фресковый иконостас. Кстати, с фресками Успенского собора связана удивительная . В50-х годах 20 века ученые обнаружили, что под внешними слоями масляной живописи в соборе был еще один слой, состоящие из тех фресок, которые упомянуты в архивах и воспоминаниях очевидцев 16 века. Частично фрески стали появляться под треснутым наружным слоем куполов и подпружных арках. Реставраторам удалось извлечь фрагменты первоначальной росписи алтаря Успенского собора. Почему фрески, в итоге, было приказано закрасить, и чья это была воля, остается загадкой до сих пор.

Кроме того, на территории Ростовского кремля сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и захоронение митрополита Ионы Сысоевича.

Много полезной информации о всех достопримечательностях, можно посмотреть на сайте государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» - http://www.rostmuseum.ru/

История городов России удивительна и многогранна. Порою мы больше знаем о заграничных памятниках архитектуры, чем о российских. Но нам есть чем гордиться. Наши зодчие умели строить на века.

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Визитная карточка» Ростова туристического - Кремль с его пятью храмами, Успенским собором и комплексом жилых построек, обнесённый мощными крепостными стенами. По своему первоначальному назначению Кремль представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Его можно разделить на три самостоятельные части. Центральная - это собственно архиерейский двор. В северной части расположена бывшая соборная площадь с Успенским собором, а в южной - митрополичий сад.

Архиерейский двор

Обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, украшенный многочисленными главами храмов и башенными шатрами, Архиерейский двор, который теперь принято называть Ростовским Кремлем, был заложен в 1660-х годах на месте старого и гораздо более скромного Архиерейского дома, от которого сохранились лишь фрагменты зданий.

Первым построенным храмом, своего рода краеугольным камнем ансамбля, стала церковь Воскресения Христова над северными воротами. Это не просто церковь, а целый сложный архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, ворот в три пролета, галереи и двух башен, обрамляющих ворота. Воскресенская церковь должна была исполнять в комплексе Архиерейского двора роль Святых ворот и была ориентирована наружу, на Успенский собор.

Митрополит Иона Сысоевич не успел достроить свое детище, и заканчивал работы его преемник митрополит Иоасаф. Комплекс получился действительно грандиозным: двое великолепных Святых ворот с надвратными храмами, затмевающими своей красотой и центральный храм двора; множество каменных палат, небольшой прудик посреди двора.

Вторая исполинская надвратная церковь - Иоанна Богослова, расположенная над западными воротами кремля. Если Воскресенская церковь была первым храмом ансамбля, то Иоанновская - одним из последних. К Иоанновской церкви примыкает самая большая и знаменитая палата в Кремле - Красная палата. Еще один замечательный храм Ростовского Кремля - церковь Спаса-на-Сенях. Это - главный, центральный храм Архиерейского двора, задуманный митрополитом Ионой Сысоевичем как парадная церковь. Хотя расположена она не по центру, а слегка прикрыта зданием. К Спасской церкви вплотную примыкает Белая палата, построенная приблизительно в одно время с храмом. Предполагается, что этот комплекс был построен именно так по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле.

Успенский собор

Существующий собор - уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси.

Известно, что на рубеже XII-XIII веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича.

Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором Ростова, одного из главных городов средневековой Руси. Его архитектура находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля - вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм. Мощные стены ростовского Успенского собора разделены лопатками на три прясла с запада и четыре - с севера и юга.

Первоначально главы были несколько иными (возможно, шлемовидными), а в XVIII веке их заменили на нынешние луковичные, крытые лемехом. Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет взят в плен и отправлен в стан Тушинского вора.

Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия - дар князя Андрея Боголюбского.

Комплекс Успенского собора - это отдельная часть нынешнего Ростовского Кремля, и гораздо более древняя. Однако все остальные храмы и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что все они стали единым и гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем, одним из красивейших в России.

Звонница

Знаменитая Ростовская звонница была построена при соборе в 1682-1687 годах в два этапа. Конечно, до нее была более древняя восьмигранная колокольня, фундамент которой обнаружили археологи к югу от собора. «Колокольницы» при Успенском соборе неоднократно упоминались в ростовских летописях. Немного позже для самого большого колокола был пристроен дополнительный столп, и в нем разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. И сейчас в репертуаре Ростовских звонов есть особый «Звон с Сысоем».

О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России или Золотым кольцом. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский...

Полезная информация

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января. Фрески и крепостные стены открыты для обозрения с 1 мая по 1 октября.

Входная плата: единый билет со скидкой для посещения всех экспозиций музея - 700 RUB.

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Ростовский кремль.
    Архитектура Ростовского кремля.

    Ростов Великий достигает наивысшего могущества незадолго до татаро-монгольского нашествия - в начале XIII века, а затем быстро и незаметно сходит с политической арены, превратившись в небольшой уездный город Ярославской губернии.

    Центром архиепископии, а затем и митрополии он оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев монастырь , который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо .

    Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, впрочем, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве , Кирилло-Белозерском монастыре и других местах.

    Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это Архиерейский дом, строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

    Возведение его было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы Сысоевича из Москвы , где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном , считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное строительство. Новые сооружения, преимущественно храмы, возникли в ростовских Авраамиевском монастыре , Спасо-Яковлевском монастыре , Белогостицком, Борисоглебском и угличском Воскресенском монастыре .

    Ростовский кремль строился мастерами, имен которых история не сохранила, - до нас не дошли документы 1660- 1680 годов. Но зато известны имена многих опытных каменщиков и плотников, возглавлявших артели мастеров из 15- 20 человек в начале 90-х годов XVII столетия. Они выполняли очень ответственные заказы в монастырях города и, без сомнения, принимали участие в возведении сооружений кремля. И мы просто обязаны вспомнить добрым словом каменщиков Гаврилу Севостьянова, Степана Леонтьева, Гаврилу Харитонова, Степана Горбунова, плотников Льва Павлова, Василия Комова, Михаила Поникарова и других умельцев, чьим трудом люди любуются вот уже на протяжении трехсот лет. Кремль - широко известный архитектурный памятник, символ таланта русского народа. Над всем Ростовом возвышается могучая компактная группа сооружений: причудливые силуэты островерхих башен, дымников, церквей манят к себе своей красотой и загадочностью.

    Ансамбль расположен на небольшой возвышенности невдалеке от озера Неро . Эта площадь по традиции была местом строительства двора епископа с прилегающими к нему постройками. На протяжении нескольких столетий, начиная с XI века, деревянные строения периодически сменяли здесь Друг друга, пока наконец в XVI веке не было построено несколько каменных сооружений, часть которых дошла до наших дней. И среди них - величественное здание Успенского собора, самого выдающегося памятника Ростовского кремля.

    Выйдем на соборную площадь - древнейшее ядро города Ростова. Над ней не один раз гудел вечевой колокол, призывавший ростовцев к борьбе с завоевателями. На этой же площади на заре христианизации Северо-Восточной Руси был построен первый в ростовском крае храм. Тот, который стоит сейчас перед нами - пятый по счету на этом месте.

    Сведения о строительстве каменного собора в Ростове противоречивы. Как уже отмечалось выше, по свидетельству Киево-Печерского патерика, первый собор в Ростове построил еще в конце XI века Владимир Мономах. Особенности плана и невероятное сходство размеров существующего собора с киевским (при ширине более чем в 20 метров разница составляет всего лишь 11 сантиметров) дали основание предположить, что он стоит на основании Мономахова собора. В 1954 году известный исследователь зодчества Северо-Восточной Руси профессор Н.Н. Воронин проводил в Успенском соборе раскопки, но никаких остатков собора Владимира Мономаха не было найдено. Если он и существовал, то либо, как предположил Н.Н. Воронин, стоял на другом месте, либо же это является легендой.

    Русские же летописи отмечают, что в Ростове в 1160 году сгорела Успенская соборная церковь, построенная «от древес дубовых» еще в 991 году - через три года после принятия Русью христианства. Сооружение это было, видимо, настолько красивое, что летописец восклицает: «и бе (была) чюдна и зело преудивлена, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли».

    Летописные данные убедительно подтверждают археологические находки. В 1992 году А.Е. Леонтьев проводил раскопки у северной стены собора. В раскопе, на глубине 3,7 м от современной поверхности были найдены и следы пожара, и обгоревшие деревянные детали кровли, и несколько дубовых плах, а также кованые гвозди.

    На месте сгоревшего храма зодчие Андрея Боголюбского в 1161-1162 годах ставят новый, белокаменный. Это было первое монументальное сооружение Ростова, и строилось оно теми же мастерами, что возводили Успенский собор во Владимире и дворцовый комплекс князя Андрея в Боголюбове .

    Простояв всего 42 года, здание рухнуло во время большого пожара 1204 года, поэтому о внешнем облике его нам ничего не известно. Но, возможно, уже в нем нашли свое начало те пропорции, формы и декор, которые затем достигли высокого совершенства в зодчестве города Владимира . Обнаруженные при раскопках фрагменты белокаменной резьбы подтверждают это предположение.

    Восстановление разрушенного собора началось в 1213 году при князе Константине. Строительство его было долгим и нелегким. Закончилось оно только в 1231 году уже при сыне его, князе Василько.

    Новое сооружение - одноглавое, с золоченым шлемом, в плане повторяло храм Андрея Боголюбского, но несколько расширялось к западу; кровля его была крыта оловом, а пол устлан цветными майоликовыми плитками - «моромором красным». О тогдашнем декоративном убранстве его до недавнего времени судить было невозможно, предполагалось только, что при возведении храма образцом для ростовских зодчих служила архитектура города Владимира, великолепие которой должно было по замыслу строителей поражать воображение людей XIII века.

    Второй белокаменный собор начала XIII века не сохранился. Простояв около двухсот лет, он в сильный пожар 1408 года обрушился. В тот год 21 июня большой силы буря прошла над Ростовом . Одновременно возник пожар, в результате которого погибло много церквей, княжеский и боярские дворы. Сгорел и Успенский собор. Кровля его расплавилась, а своды и стены обрушились: «комары великие подоша и лоб позлащенный паде вниз... такова пожара велика в Ростове , - отмечает летописец, - не бывало за двести лет».

    В 1411 году ростовский архиепископ Григорий восстанавливает сооружение вновь. Кровля и главы соборной Церкви были покрыты свинцом, а пол в интерьере выстлан белыми плитами. «Яко невесту украси ю (ее)» Григорий иконами и драгоценной церковной утварью. Но и этот, уже четвертый по счету собор не дошел до наших дней. Что с ним случилось и когда возник ныне существующий, источники умалчивают. Не одно поколение ученых пыталось разрешить эту загадку, но никаких документов так никому найти и не удалось. Судя по архитектурным формам он не мог быть построен в XV веке. Его облик сродни двум сооружениям второй половины XVI века: Успенскому собору в Троице-Сергиевой лавре и Софийскому - в Вологде . Так и Н.Н. Воронин предположил, что ростовский собор был построен во второй половине XVI столетия, после того, как в 1587 году город стал центром митрополии.

    Однако изыскания последних лет несколько изменили представление о древности этого храма. На основании сопоставления его стилистических особенностей с другими, более древними соборами некоторые исследователи предполагают, что Ростовский собор был построен в начале XVI века. Эта датировка, видимо, близка к истине, хотя ее надо принимать с некоторыми оговорками, поскольку письменного, документального подтверждения не найдено. Не разрешают этот вопрос и археологические материалы, хотя они подтвердили существование всех предыдущих соборов.

    В конце XIX столетия в южной апсиде собора был обнаружен придел Леонтия. Когда-то его засыпали землей, на поверхности оставались только начала двух белокаменных узких лестниц, ведущих под землю: из центральной апсиды - с севера и из основного помещения - с запада. В 1884 году землю из придела удалили, и оказалось, что он расположен на несколько метров ниже пола всего храма. В южной стене открыли аркосолий с белокаменной гробницей епископа Леонтия. Таким образом, в 1884 году нашлись остатки первого белокаменного собора 1161-1162 годов.

    До середины XX века об истории строительства памятника мы знали только из летописей. В 1954 году Н.Н. Воронин провел раскопки в Леонтьевском приделе и северо-западном углу храма. В результате их обнаружились остатки храма начала XIII века, белокаменные консоли аркадно-колончатого пояса, декоративный резной камень с фасада, остатки фресок 1187 года (собор расписывался уже после смерти Андрея при Всеволоде III), несколько майоликовых плиток желтого и зеленого цветов, выстилавших некогда пол.

    Самые значительные результаты дали археологические раскопки А.Е. Леонтьева, проводившиеся им в нескольких местах собора в 1992-1994 годах. В их результате были найдены остатки белокаменных стен и полов соборов и XII, и XIII веков, множество фрагментов фресок и майоликовых плиток пола XIII века. Раскопки показали, что все сменяющие друг друга сооружения стояли на одном и том же фундаменте, в общих чертах сохраняя одни и те же размеры и план. Исключение составлял лишь собор XIII века, в котором с трех сторон существовали еще и притворы. Однако самые удивительные находки ожидали археологов в раскопах вокруг собора. В них были найдены большие участки рухнувших белокаменных стен храма 1213-1231 годов с резными деталями карнизов, колонок и кронштейнов. Это дало возможность произвести графическую и натурную реконструкцию части стены собора XIII века.

    Материалы раскопок, таким образом, полностью подтвердили все скудные летописные сведения, касающиеся истории памятника.

    Немало повидал Успенский собор на своем веку. В 1609 году он стал последним убежищем защитников Ростова во время захвата его польско-литовскими отрядами Сапеги и Лисовского. Часть жителей города во главе с митрополитом Филаретом Романовым закрылась в храме, но они были перебиты, Филарет взят в плен, а богатства собора разграблены.

    В 1670, 1730 и 1758 годах здание сильно пострадало от пожаров. После пожара 1730 года оно подверглось основательной перестройке, изменившей весь его облик. Древнего образца щелевидные окна были растесаны, промежутки Между закомарами заложены, в результате чего кровля оказалась четырехскатной. В XIX веке к западному и северному фасадам пристроены две паперти, окончательно «осовременившие» его внешний облик. И только в 50-е годы прошлого века в результате реставрации этот памятник предстал перед нами в своем первоначальном виде.

    Успенский собор - шестистолпное в плане сооружение, вытянутое с запада на восток. Мощные столбы несут на себе подпружные арки, на которых возвышаются пять подкупольных барабанов с узкими окнами (световых). В плане, как отмечалось выше, он повторяет собой предыдущие здания, от которых частично сохранился и строительный материал, в частности, белый камень в нижней части стен.

    Из белого камня выложен высокий, богато профилированный цоколь. На него опираются кирпичные стены, разделенные лопатками на четыре прясла - южный и северный фасады, и на три - западный и восточный. К восточной стене примыкают три относительно невысоких полукружия апсид, на которых размещены тонкие полуколонки. Верх апсид украшен фризом из глухих пятиугольных ниш.

    Каждое прясло стен завершается килевидной закомарой, а над угловыми лопатками поставлены небольшие декоративные килевидные кокошники, обращенные на два фасада сооружения (бочки). Спокойная гладь стен расчленена по горизонтали тремя профильными тягами. С каждым членением вверх лопатки собора становятся все уже и тоньше, чем подчеркивается динамическая устремленность сооружения ввысь. Неширокие щелевидные окна с полуциркульным завершением и декоративный аркатурно-колончатый пояс завершают убранство стен храма. Мотив глухих арочек, перекликаясь с декором стен, повторяется на барабанах, завершенных мощными главами. Главы покрыты луженым железом «в шашку». Золоченый конус и крест завершают каждую из пяти глав, что вместе с горящими на солнце подзорами под главами и на закомарах придает зданию особую законченность и пышность. Своими монументальными формами, пропорциональностью объемов и красотой декоративной обработки стен памятник производит сильное впечатление.

    В интерьер собора с трех сторон ведут три перспективных портала, уступами уходящих в глубь стены. Колонки украшены красивыми резными «дыньками». К южному фасаду сооружения уже в XVII веке было пристроено крыльцо, на круглые столбы которого опираются сдвоенные арки с резными «висягами» посредине.

    Южное крыльцо расписано в 1697 году. Примерно тремя десятилетиями раньше, в 1671 году, орнаментальной росписью был покрыт западный портал - главный вход в храм. Решетчатые двери его выкованы в 1696 году ростовским кузнецом Максимом Гордеевым, а через два года ярославский кузнец Иван Алексеев отковал «ростовской соборной церкви к западным железным дверям замок нутряной», который действует до сих пор. На этой же глухой двери размещены две звериные маски с кольцами-ручками - фрагменты дверей собора Андрея Боголюбского , память далекого XII века.

    В древние времена у подножия Успенского собора многоголосо шумела торговая площадь. Но после строительства Архиерейского дома, в последние годы XVII века - начале XVIII века, соборная площадь была отгорожена от кварталов города невысокой кирпичной стеной, часть которой - к западу от храма - сохранилась до наших дней.

    Въезжать на соборную площадь можно было через Святые ворота, расположенные в северо-западном углу упомянутой выше ограды. Существующие сейчас ворота построены в первой половине XVIII столетия в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного рисунка, рустованные угловые лопатки и окна с лучковыми перемычками сооружены в стиле архитектуры XVIII века.

    Проездные ворота устроены в основном кубическом объеме сооружения - четверике, крытом тесом. На четверике поставлен восьмерик - восьмигранная башенка, завершающаяся граненым куполом и маковицей на тонком восьмигранном барабане. Купол и главка по традиции покрыты лемехом. Все это очень напоминает о простых формах приходской церкви XVII века.

    К северной и восточной частям соборной ограды в первой половине XIX века были пристроены сохранившиеся до наших дней каменные торговые лавки. Здесь же, у восточной ограды площади, возвышается одно из самых замечательных сооружений Ростовского кремля - звонница. Возведение ее относится к 1680-м годам. Тип многопролетной звонницы, подобной ростовской, распространен в русском зодчестве XVI-XVII веков. Они сооружались в Новгороде, Костроме , Суздале , Московском кремле . В ростовской звоннице первоначально был построен трехарочный, вытянутый с юга на север объем, завершенный тремя луковичными главками. Зодчие очень удачно воспроизвели формы Успенского собора, стилистически объединив эти два сооружения и создав, таким образом, законченный ансамбль.

    Горизонтальные тяги членят плоскость стен на несколько ярусов. В нижней части под центральным пролетом в XVII столетии существовала небольшая церковь, служба в которой проводилась только в храмовый праздник - в Вербное воскресенье.

    Рядом с входом в бывшую церковь в толщу стены уходит узкая лестница с зарешеченной дверью, ведущая на верхнюю площадку звонницы. Направление каменной лестницы отмечено на фасаде крошечными оконцами, идущими по диагонали. Лопатки стен так же, как и в Успенском соборе, с каждым ярусом вверх становятся все тоньше и уже. Стилевое единство этих двух сооружений подчеркивается сходными по форме килевидными закомарами и угловыми декоративными кокошниками - бочками.

    После того как был отлит самый большой колокол, к первоначальному сооружению пристроили высокую однопролетную башню с одной главой, которая удачно завершила композицию всего сооружения. Башня хоть и крыта на восемь скатов, но профильные килевидные тяги, обрамляющие арку, объединяют ее с предыдущей трехпролетной частью памятника. В общем, архитектура его чрезвычайно пропорциональна и пластична. Чистота и ясность форм ростовской звонницы ставят ее в ряд лучших сооружений XVII века в России.

    Но славилась она не только и не столько внешним архитектурным видом, сколько знаменитым на всю Россию мелодичным звоном.

    В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич скромно писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

    А дивиться и в самом деле было чему.

    Всего в конце XVII столетия было отлито 13 колоколов, причем самый большой из них, названный по имени отца Ионы «Сысоем», весит 2000 пудов. По нижней кромке колокола декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой явствует, что этот колокол был отлит в 1689 году мастером Флором Терентьевым. Следующий по величине тысячепудовый колокол «Полиелейный» отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном. Годом раньше те же мастера отлили колокол «Лебедь» в 500 пудов. Почти каждый ростовский колокол имеет свое название: «Голодарь», «Баран», «Козел», «Красный», «Зазвонный». Во второй половине XIX века на звоннице были укреплены еще два колокола, и, таким образом, всего их на ней сейчас 15.

    Ростовские звоны своей мелодичностью и красотой недаром заслужили восторженные отзывы тех, кто имел возможность их слушать. В свое время существовало несколько мелодий звонов («ионинский», «георгиевский», «красный», «будничный», «акимовский» и другие), мастерски исполнявшихся ростовскими звонарями в особо торжественных случаях. В конце XIX столетия они были переложены на ноты. Долгие десятилетия ростовские колокола как атрибуты богослужения были под запретом, молчали. И только в 80-х годах прошлого века звоны были восстановлены, теперь снова, как и в давние годы, над городом плывут их могучие и мелодичные звуки.

    К соборной площади обращен северный фасад Архиерейского дома. В центре его, почти на одной оси с крыльцом Успенского собора, возвышается Воскресенская церковь. Ее Фланкируют две стройные башни с кубовым покрытием.

    Влево и вправо от храма тянутся высокие стены с бойницами; стены ограничиваются двумя башнями, сходными по форме с башнями церкви, но более мощными по пропорциям. Воскресенская церковь - одно из первых культовых сооружений в Ростове при Ионе Сысоевиче (построена в 1670 году). Здание ее несколько отступает к югу, а на переднем плане - богато декорированная галерея, врастающая своими концами во фланкирующие башни. На фасаде галереи асимметрично расположены двое ворот: слева - пешеходные, в центре - проездные. Асимметрия - обычное в древнерусском зодчестве явление, придающее архитектурным массам большую живописность. Арки ворот обрамлены несколькими декоративными поясками - «елочкой» и «жгутиком», - выполненными из кирпича. Справа от проездных ворот размещено небольшое, с красивым фигурным наличником окно бывшей сторожки. Воскресенская церковь - надвратная, под ней существовал охраняемый въезд на территорию Архиерейского дома.

    Интенсивность декоративной обработки фасада галереи нарастает кверху. Над проездными арками размещены крытый деревянным навесиком киот с храмовой фреской «Воскресение», два окна со сложными наличниками и несколько ниш-ширинок с изразцами и выточенными из кирпича кубышками. На уровне верхнего обреза киота тянется ряд ширинок с муравлеными изразцами. Фасад галереи заканчивается аркадой из восьми заглубленных полуциркульных окон. Они разделены изящными по пропорциям, далеко выступающими трехчетвертными колонками. На их капители опираются арочки, форму которых повторяет поясок поребрика.

    Завершение фасада галереи придает ее внешнему виду поистине царственную пышность. Особенно красива она при вечернем освещении. Косые лучи солнца до боли в глазах высвечивают рельефные детали фасада, глубокие контрастные тени залегают в многочисленных нишах и оконых проемах. Предельная изысканность и классическая ясность форм галереи - несомненное достижение ростовских зодчих. В конце XVII века аналогичная обработка фасадов галерей была распространена на Руси. Но нигде больше мастерам не удалось достичь такой мягкости и пластичности декоративной обработки фасада, как в галерее ростовской церкви Воскресения.

    Над галереей высится основной кубический объем церкви. Он завершается трехфронтонным щипцовым покрытием. Пять высоких барабанов с серебристыми луковичными главами довершают силуэт памятника. Скромная гладь стен, единственным украшением которых являются неширокие лопатки и горизонтальные тяги, еще более подчеркивает декоративное богатство галереи. Эти немногие детали, да еще угловые бочки Воскресенской церкви, стилистически сближают ее с архитектурой Успенского собора и звонницы.

    Издалека виден проем пешеходных ворот, как бы приглашая пройти под церковью на территорию бывшего Архиерейского дома. Отсюда, от Воскресенской церкви, хорошо просматривается почти весь двор кремля. По всему чувствуется, что его планировка тщательно продумана и отличается цельностью и логичностью замысла.

    Двор имеет форму прямоугольника с квадратным в плане прудом в центре. Рядом с ним возвышается трехэтажный Самуилов корпус, выкрашенный в желтый цвет (в нем сейчас размещаются экспозиции Ростовского музея). В прошлом это хоромы ростовских митрополитов. Вокруг них, по периметру двора, находятся различные палаты и терема: Красная и Белая палаты, Княжьи терема, Ионинская палатка, Иераршие палаты, Дом на Погребах. Весь ансамбль окружен высокими кирпичными стенами с одиннадцатью башнями. Круглые по форме башни с кубовым и шатровым покрытием стоят на углах прямоугольника кремлевского двора. Две проездные квадратные башни - Водяная и Садовая - расположены в центре восточной и южной стен кремля.

    Обладая определенными художественными достоинствами, существующие палаты и терема придают Ростовскому кремлю особую теплоту, смягчая строгую торжественность силуэтов церквей и островерхих башен.

    Въезд на территорию Архиерейского дома существовал под двумя надвратными церквами: Воскресенской - с севера и Иоанна Богослова - с запада, а также под упомянутыми выше квадратными башнями. С церквей, палат и хором во двор спускалось пять торжественных крылец, органично связывающих величественные сооружения с окружающим пространством. Это придавало митрополичьему двору характер парадности, чего так добивался Иона Сысоевич.

    Впечатление парадности усиливалось многочисленными висячими галереями, устроенными на высоких арках. По галереям можно было попасть в любое жилое или хозяйственное помещение кремля, а по крытым переходам, сделанным в кремлевской стене, - в любую из пяти существующих церквей.

    Могучие стены кремля имеют все атрибуты оборонного сооружения: бойницы подошвенного боя, обычные, щелевидные бойницы и так называемые варницы - бойницы навесного боя. Однако ощущения суровой боевой мощи Ростовский кремль не вызывает. Слишком много внимания уделено зодчими красоте форм стен и башен, их декоративной обработке. При строительстве преследовалась все та же цель: придать Архиерейскому дому большую помпезность, величие, говорящие о могуществе и богатстве ростовского митрополита. В XVII веке в Ростове , находящемся в глубине обширной территории России, воевать было не с кем, и стены, по существу, служили обычной оградой. Они достаточно высоки, чтобы уберечь двор митрополита от постороннего глаза, а при необходимости - и от чрезмерно разбушевавшейся «черни», у которой повода для волнений в конце XVII столетия было более чем достаточно.

    В старые времена существовала и невидимая с парадного двора хозяйственная часть Архиерейского дома. Она располагалась у южной стены кремля, за Самуиловым корпусом и Спасской на Сенях церковью. Сюда входили поварни, пекарни, сушильни, засолочные и другие сооружения, в большинстве своем деревянные, почему они и не сохранились до наших дней. Непосредственно к хозяйственным помещениям примыкал митрополичий сад, отделенный от города высокой кирпичной стеной. Несмотря на то что многие хозяйственные сооружения Ростовского кремля не дошли до наших дней, очевидно, что в общей его застройке большая площадь занята сооружениями гражданского назначения.

    Посредине северной кремлевской стены возвышается церковь Воскресения с двумя фланкирующими башнями и маленькой звонницей над стеной. Собственно храм - пространство для молящихся - находится в третьем этаже сооружения, на уровне крытых кремлевских переходов. С трех сторон - за исключением восточной - церковь окружают галереи. Южная стена галереи не доходит до угла фасада здания: здесь с галереи первоначально спускалось крыльцо с двумя площадками-рундуками и шатрами над ними. В XVIII веке крыльцо было разобрано (в торцевой стене галереи сохранился заложенный большой арочный проем, ведущий «в никуда»), а на его месте построен существующий еще и сейчас одноэтажный корпус, соединяющий храм с «розовым» домом у Часобитной башни. Южная и западная галереи по декору гораздо скромнее северной, выходящей на соборную площадь, но и здесь имеется все та же красивейшая аркада, правда уже без колонок.

    На южном фасаде Воскресенской церкви прорезаны три арки. Две из них - пешеходная и проездная - смещены влево относительно оси арок северного фасада: проходы сделаны по образцу военных крепостей - коленчатыми. Третья арка, зарешеченная красивой кованой решеткой, ведет в церковь.

    Поднявшись по кирпичной лестнице и минуя небольшое прямоугольное помещение второго этажа, мы попадаем на галерею. Через многочисленные арочные окна она с трех сторон щедро залита светом. Красивые коробовые своды с Распалубками над окнами замыкают пространство галереи сверху, тусклые золотистые фрески сплошным ковром покрывают ее стены, своды, окна.

    С галереи в церковь ведут три портала, главный вход - западный. Снаружи храм не очень велик. Но первое, что останавливает внимание при входе в церковь - ее необычайная протяженность. Где-то далеко-далеко, в глубине алтаря, мерцает желтым светом витражное полуциркульное окно. Кажется, к нему ведет длинная, перспективно уменьшающаяся золоченая аркада. Но на самом деле ее нет, это своего рода оптический обман. Существует лишь два портика-кивория - перед алтарем и в его глубине. Но они так искусно поставлены и так пропорциональны, что с определенной точки обзора создается эффект присутствия аркады.

    Очень много необычного для русских храмов (помимо системы портиков) мы видим в церкви Воскресения - и это характерно почти для всех культовых сооружений кремля. В церкви отсутствует деревянный иконостас с иконами, он заменен обычной каменной стеной, отделяющей алтарь от основного пространства храма. Этим приемом - к тому же церковь бесстолпная - создается впечатление нерасчлененности, цельности интерьера. Пол алтаря и площадка для церковнослужителей перед ним - солея - приподняты относительно пола самой церкви. На солею ведут несколько ступеней чугунной лестницы, справа и слева от нее - два клироса для певчих. Через высоко расположенные большие окна освещается внутреннее пространство Воскресенской церкви. Ее высота подчеркивается четырьмя парами стройных полуколонн, стоящих на сильно вытянутых вверх постаментах. На полуколонны опираются две подпружные арки, которые поддерживают своды церкви. В центре, над сводами, возвышается залитый светом подкупольный барабан. Весь интерьер храма чрезвычайно оригинален и торжественен.

    Другая кремлевская церковь, Иоанна Богослова так же как и Воскресенская, надвратная. Она расположена почти посредине западной стены кремля; под ней существовал некогда главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы . Можно заметить, что храм расположен на одной оси с центральной улицей Ростова, называвшейся когда-то Московской, и только при подъезде к нему, начиная от моста через ров, улица чуть-чуть отступает к северу.