ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ.» консультация (группа) на тему. Нетрадиционные формы работы с родителями в доу Организация нетрадиционных форм работы с родителями

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу опыта, ценностей и стереотипов поведения.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы.

1 группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим, но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только присмотра, но и качественного обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии, придут на субботник.

2 группа – это родители с удобным графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка общения со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

3 группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, обучения и воспитания, задачи воспитателя – выделить из родительской группы общительных, энергичных мам, которые будут в родительском комитете. На эту группу воспитатель опирается при подготовке к собраниям, утренникам.

Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Первый год совместной жизни родителей с ребёнком – определяющий. Именно в этот период закладывается характер будущих детско-родительских отношений – станет ли родитель для ребёнка близким человеком, с которым можно разделить радости и печали, вызывающие любовь и уважение. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса к материнскому миру, усвоению форм взаимодействия с окружающими.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм работы с родителями, среди которых можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол и другие.


Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.

Примерный перечень родительских вечеров:

1. «Год рождения ребенка, – каким он был?»

2. «Каким я вижу будущее моего ребенка?»

3. «Друзья моего ребенка»

4. «День рождения нашей семьи»

5. «Песни, которые поют наши дети и пели мы»

Родительский тренинг - активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения.


Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания , на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:


1. Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.


Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

    Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

    Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.


Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Деловая игра» имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга, оно не только знакомит родителей с каким – то понятием, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблем, связанные с леворукостью.

«Педагогическая мастерская» организационно–деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс. В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения .

«Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-об разовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

Поступление ребёнка в детский сад - очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада - это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача - с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрирова ть настрой на взаимодействие и взаимопроникнове ние в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

2. Родительские собрания

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию - на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

2. Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрирова ть заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

3. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

5. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

3. Семинары и консультации для родителей

Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.

4. Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-пр осветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле , на котором представлены следующие сведения:

· Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

· Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

· Наименование и телефон вышестоящей организации;

· Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены:

· Фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке;

· Режим дня;

· Расписание занятий;

· План мероприятий на месяц;

· Объявления;

· Условия проведения конкурсов;

· Меню на день;

· Словарь добрых слов и выражений;

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В них может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эс тетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т. д.; о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т. п.; консультации с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т. д.

В газете есть постоянные рубрики:

· Взрослым о детям;

· Консультации специалиста;

· Детские новости;

· Говорят малыши;

· Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-техн ических затрат. Газета должна выходить регулярно.

5. Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

6. Посещение семьи

Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

7. Дни открытых дверей - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой , в соответствии с которой осуществляется воспитательно-об разовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-озд оровительном, художественно-эс тетическом, эколого-краеведч еском и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

8. Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

Достоверность информации;

Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействоват ь с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

Вежливое обращение к родителям;

Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

Благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители - взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1. Конкурсы и проекты

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. "Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. «Клубы» (семейные)

Семейные клубы - это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

Семейный клуб - один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации - её ценностная интерпретация - побуждение участников встречи к практическому действию.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированну ю педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6.«Встречи-знако мства»- это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

- «Выбери дистанцию» (педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрирова ть их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ

Когда обычных методов оказывается недостаточно, чтобы заинтересовать семью воспитанника, стоит попробовать прибегнуть к альтернативным, примеры которых приводит портал maam .ru .

  1. Родительская конференция.
  2. Сайт детского сада . Оказывается, это не только необходимость, но и площадка, на которой родители могут высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ, познакомиться с разнообразной информацией об учреждении, фотографиями, рисунками дошкольников.
  3. Почта доверия . Это — красивое название для книги жалоб и предложений, в которой родители могут оставлять записи со своими пожеланиями или вопросами к педагогу, которые будут освещаться на родительских собраниях. Чтобы совсем круто было, можно оформить не в виде тетради, а коробки для записок.
  4. Мастер-классы . Участники выполняют педагогическое задание, например, делятся советами о том, как научить ребёнка одеваться, умываться или убирать за собой игрушки.
  5. Круглый стол . В рамках этого мероприятия обсуждаются актуальные проблемы воспитания, в нём должны участвовать не только родители, которые согласились, но и приглашённые специалисты.
  6. Брошюры и буклеты — то, что подойдёт семьям, которые постоянно заняты. Если их красиво и интересно оформить, то они помогут родителям узнать общую информацию о детском саде, не посещая его. Если выпускать их периодично, например, раз в месяц, то можно держать родителей в курсе предстоящих событий и мероприятий.
  7. Тренинг или деловая игра . Такая форма взаимодействия хороша тем, что участники получают новые педагогические знания, «пропуская» их через себя.
  8. Совместные экскурсии помогают родителям и воспитателям сблизиться на фоне общего интересного дела, которое нравится детям и способствует их развитию. Видеоролик по итогу экскурсии можно опубликовать на сайте, а фотографии там же, или в буклете.

«Родительский университет»

В «Законе об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Это даёт основание для организации комплексной формы взаимодействия «Родительский университет», которая является двусторонним процессом:

  • детский сад помогает семье оптимизировать её влияние на ребёнка путём повышения педагогической грамотности и культуры на родительских собраниях, консультациях и т. д.;
  • семьи помогают детскому саду, активно включаясь в образовательный и воспитательный процессы, организуют кружки, коллективные мероприятия, экскурсии.

В «университете» могут быть организованы специальные кафедры, например:

  • «Кафедра грамотного материнства» для мам;
  • «Кафедра эффективного родительства» для мам и пап;
  • «Кафедра семейных традиций» для бабушек и дедушек.

Цель данного проекта — создать такую форму сотрудничества, которая понравится всем участникам: и педагогам, и членам семьи.

Результаты, которых следует ожидать

  1. Позитивный опыт из-за выстраивания взаимодействия на основе сотрудничества.
  2. Разнообразный и интересный семейный досуг, который оказывает положительное влияние на социализацию ребёнка.
  3. Комфортность для всех, которая способствует разностороннему развитию дошкольника, укрепляет его физическое и психическое здоровье.
  4. Решение трудностей в отношениях между детьми и родителями.

Не важно, какие формы работы с родителями в ДОУ вы предпочитаете, важно подобрать такие, которые будут давать результат. Не менее важно педагогу отнестись к этой части своей работы с ответственностью и не воспринимать родителей как «придаток» ребёнка. В этом вам помогут следующие пять советов.

  • Определитесь с целями. Общение с семьёй — это не просто выполнение требований законодательства. Ведите разговор так, чтобы это дало полезную информацию для дальнейшей работы, для этого нужно держать цели в уме во время общения с родителями.
  • Общайтесь с родителями воспитанников как можно чаще и не откладывайте на потом. Если в какой-то момент пришлось поднять проблемную тему, это будет намного проще, если у вас уже выстроились хорошие отношения.
  • Говорите не только об их ребёнке, но и обо всей группе. Важно давать понять, что вы ответственны не только за одного конкретного мальчика или девочку, это поможет родителям лучше воспринимать вашу точку зрения и одобрять те решения, которые ориентированы на группу целиком.
  • Подстраивайте способы общения под родителей. Спросите, какие формы им подходят больше всего. Даже если большинство предпочитает говорить по телефону, не ограничивайтесь только этим. Если для кого-то это не подходит — предложите переписку по e -mail , WhatsApp или в вашем блоге на сайте. Не игнорируйте возможности смартфонов и то огромное количество приложений, которое можно использовать, чтобы сделать общение с семьями проще и эффективнее.
  • Следите за своим прогрессом. Обращайте внимание на то, какие методы работают, а какие нет. Что родителям интереснее? От чего зависит то, пришли они на мероприятие или нет?

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Дошкольное образовательное учреждение - это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимо помощь,

Условия успешной работы с родителями:

  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • доброжелательность и открытость.
  • Формы взаимодействия с семьей.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителямиможно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности

⁻ Проведение социологических опросов

⁻ Анкеты

⁻ Индивидуальные беседы

⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

⁻Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических

навыков воспитания

⁻ Семинары-практикумы

⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

⁻ Мини-собрания

⁻ Педагогическая гостиная

⁻ Устные педагогические журналы

⁻ Исследовательская, проектная деятельность

⁻Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

⁻ Совместные досуги, праздники

⁻ Интерактивные досуговые мероприятия

родителями, детьми

⁻ Выставки работ родителей и детей

⁻ Семинары

⁻ Мастер-классы

⁻ Дни добрых дел

⁻ Турниры знатоков

Наглядноинформационные: информационно-

ознакомительные; информационнопросветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии

⁻ Буклеты

⁻ Электронные газеты

⁻ Дни (недели) открытых дверей

⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

⁻ Выпуск стенгазет

⁻ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

⁻ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

"Педагогическая гостиная"

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме

«Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей:

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?

Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.