ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чем водоросли отличаются от покрытосеменных. Чем водоросли отличаются от других растений

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

  • Корней нет, вместо корней ризоиды .
  • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
  • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
  • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

  • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

Семенные растения

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

Ответ


Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения
1) имеют клеточное строение
2) содержат в зародыше две семядоли
3) образуют плоды и семена
4) содержат в клетках хлорофилл
5) способны к фотосинтезу
6) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

Ответ


1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

Ответ


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

Ответ


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Ответ


Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи
1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ


Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

Ответ


1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

Ответ



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

Ответ


1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

Ответ


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

Ответ


ФОРМИРУЕМ 7:
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы

1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные
А) образование плодов
Б) половое поколение представлено заростком
В) размножение спорами
Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
Д) наличие цветка
Е) двойное оплодотворение

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.

Ответ


1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:
1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

Ответ


Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) лишайники
В) настоящие водоросли
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) сфагнум
6) ламинарию

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие растения имеют корни?
1) плауны
2) бурые водоросли
3) зелёные мхи
4) сфагновые мхи146


Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по способу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

Ответ


Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) являются автотрофами
3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) имеют сложные листья – вайи
5) содержат хлорофилл в клетках
6) имеют корневище

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Ответ


Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка

Задания - тренажер по теме водоросли

Подготовка к ЕГЭ биология.


1. Водоросли, в отличие от растений других групп,

1. не образуют половых клеток

2. состоят из разнообразных тканей

3. имеют небольшие размеры и живут в воде

4. не имеют дифференцированных тканей и органов

2. Почему хлореллу и спирогиру относят к водорослям

1. они обитают в водной среде

2. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

3. в их клетках происходит фотосинтез

4. их тело не дифференцировано на ткани и органы

3. Какое растение относят к водорослям

1. хламидомонаду

3. стрелолист

4. К каким растениям относятся водоросли

1. к низшим

2. к высшим

5. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:

1. слоевищем, не разделённым на поглощающую и фотосинтезирующую части

2. слоевищем, имеющим ризоиды

3. слоевищем, не имеющим ризоидов

4. одной клеткой


6. Проводящие ткани отсутствуют у:

1. плаунов

2. водорослей

3. папоротников

4. цветковых растений

7. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим

8. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

2. водорослей

3. лишайников

9. Взаимодействие гриба и водоросли в лишайниках является примером

1. хищничества

2. конкуренции

3. симбиоза

4. Изменчивости

10. Какие из водорослей способны жить на глубине до 200 м?

1. зелёные

3. красные

4. все перечисленные


11. У зелёных водорослей хлорофилл находится в:

1. цитоплазме

2. хлоропластах

3. хроматофоре

4. Вакуолях

12. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

2. корневища

3. ризоидов

4. Слоевища

13. Тело водорослей состоит из:

1. корня и побега

2. слоевища и ризоидов

3. стебля и листьев

4. Мицелия

14. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:

2. вакуоли

3. хроматофора

15. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

1. ризоидами

2. листьями

3. корнями

4. всем телом

16. В хроматофорах на свету образуется:

1. хлорофилл

3. агар-агар


17. К бесполому размножению одноклеточных водорослей относится :

1. деление клетки одноклеточных водорослей

2. размножение спорами

3. размножение фрагментами тела

4. все указанные выше способы

18. Какая фаза жизни улотрикса диплоидна

1. зелёная нить

2. зооспора

19. Из названных растений водорослью является:

3. морская капуста

4. кувшинка

А) Хламидомонада

Б) Хлорелла

1) имеет светочувствительный глазок

2) жгутики отсутствуют

3) возможно гетеротрофное питание

4) передвигается активно

5) размножается с помощью зооспор

6) размножение только бесполое


20. Таксон Красные водоросли имеет ранг:

а) царства;

22. У растений гаметы образуются:

б) отдела;

а) в результате митоза на гаметофите;

23. Органами полового размножения растений являются:

24. К многоклеточным зелёным водорослям относятся:

в) класса;

а) спорангии и гаметангии;

б) в результате мейоза на гаметофите;

25. К бурым водорослям относят

а) кладофора;

26. Водоросли, из которых добывают агар-агар:

б) гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды);

г) порядка

28. Водоросли, которые способны жить на очень большой глубине:

б) вольвокс;

27. Морские водоросли накапливают в своём теле:

в) в результате митоза на спорофите;

а) ламинарию, улотрикс;

а) красные;

а) зелёные;

29. Ближе к поверхности воды живут:

а) углекислый газ;

б) зелёные;

в) спирогира;

б) фукус, хламидомонаду;

г) в результате мейоза на спорофите

в) ризоиды;

в) спирогиру, кладофору;

г) антеридии и архегонии

а) красные водоросли;

г) хлорелла

г) ламинарию, фукус

б) зелёные водоросли;

в) красные;

в) кислород;

г) все водоросли

в) бурые водоросли;

г) все названные

г) все указанные водоросли

30. Хлорелла отличается от хламидомонады тем, что:

а) у неё нет хроматофора;

31. Хлореллу специально выращивают потому, что

32. Фотосинтез у водоросли происходит:

б) у неё нет жгутиков;

а) содержит много витаминов и белков;

33. Ризоиды – это:

а) в хлоропластах;

в) она не образует спор;

б) богата жирами и углеводами;

а) нитчатые водоросли;

35. В хроматофорах на свету образуется

б) в стигме (светочувствительном глазке);

36. Признаки, характерные для водорослей:

б) корнеобразные выросты;

в) питается бактериями, очищая воздух;

г) она вырабатывает меньше органических веществ

в) в листе;

37. Водоросли относят к царству растений, так как:

а) хлорофилл;

37. Ламинария, багрянки, спирогира – представители:

а) наличие разнообразных тканей;

а) они имеют клеточное строение;

38. Роль водорослей в жизни водоёма:

а) одного отдела водорослей;

б) отсутствие тканей и органов;

г) хорошо размножается в воде

в) листовидные пластины;

г) в хроматофоре

г) стеблевидные образования

б) трёх отделов водорослей;

в) агар-агар;

б) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой;

в) развитая корневая система;

а) способствуют очищению воды;

б) обогащают воду кислородом и накапливают органические вещества;

в) в их клетках расположены хлоропласты;

в) трёх классов водорослей;

г) отсутствие корней и наличие ризоидов

г) высших растений

в) используют органические вещества в процессе дыхания;

г) их клетки дышат

г) способствуют зарастанию водоёма


Одноклеточная зелёная водоросль – хламидомонада как представитель царства Растений имеет

клеточную стенку, содержащую хитин

клеточную стенку, содержащую клетчатку

хроматофор, содержащий хлорофилл

ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки

запасное вещество крахмал

ДНК, замкнутую в виде кольца


Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. 2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. 3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. 4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. 5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. 6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2. У водорослей нет органов и тканей. 3. Хемосинтез происходит только у бактерий. 5. При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

Ламинария содержит большое количество йода, который необходим для выработки тироксина, гормона щитовидной железы.


Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Кроме хлорофилла, красные водоросли содержат другие пигменты – каротиноиды, поглощающие сине-фиолетовый свет, и фикобилины, поглощающие желто-зеленый свет.

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Вещества перемещаются по таллому из одной клетки в другую, путем диффузии.

Водоросли и их отличие от других растений

Мир водорослей огромен. Он занимает в растительном царстве совершенно особое, исключительное по своему значению место как в историческом аспекте, так и по той роли, которая принадлежит ему в общем круговороте веществ в природе. Вместе с тем само понятие «водоросли» в научном отношении страдает большой неопределенностью. Это заставляет специально рассмотреть отличие относимых сюда растительных организмов от других представителей растительного царства.


Действительно, слово «водоросли» означает лишь то, что это - растеня», живущие в воде. Однако в ботанике этот термин применяется в более узком смысле, и не все растения, наблюдаемые нами в водоемах, с научной точки зрения можно называть водорослями. С другой стороны, именно водоросли мы часто попросту не замечаем в водоемах, так как очень многие из них нелегко распознать невооруженным глазом.


Приглядываясь к различным водоемам, особенно к озерам и прудам, мы прежде всего замечаем благодаря величине и обилию семенные, или цветковые, растения. В каком-нибудь старом, запущенном пруду мы обязательно встретим тростник, камыш, рогоз, которые растут в воде у берегов, прикрепляясь корнями к дну пруда, а большую часть стебля с листьями и цветками выставляя над водой. Несколько далее от берега можно найти растения с плавающими на поверхности воды листьями и только слегка выступающими над водой цветками, например белые кувшинки или желтые кубышки. Нередко вся поверхность прудов бывает сплошь затянута плавающими мелкими зелеными пластинками ряски. Наконец, весьма многочисленны растения, целиком погруженные в воду, Некоторые из них прикреплены ко дну, как, например, большинство рдестов, водяная чума и уруть; другие с дном не связаны - таковы пузырчатка и роголистник. Все эти растения, как бы они ни отличались друг от друга, являются семенными, или цветковыми, хотя некоторые из них почти никогда не цветут и не образуют семян, размножаясь преимущественно вегетативно. К этим растениям научный термин «водоросли» неприменим, их называют водяными растениями.


Кроме семенных водяных растений, в водоемах можно встретить и представителей высших споровых растений - мхов и папоротникообразных. Большинство мхов - влаголюбивые растения, но типично водяных, растущих погруженными в воду, среди них не так много. Один из наиболее известных - мох фонтиналис, образующий в воде прудов и рек обширные темно-зеленые дерновины из стеблей, покрытых крупными (до 8 мм) листьями. Из водяных папоротникообразных можно отметить растущий вблизи берегов водяной хвощ с характерными мутовками боковых веточек и плавающий на поверхности воды водяной папоротник сальвинию, встречающуюся у нас местами в средней полосе СССР, преимущественно в речных заводях. Сальвиния - маленькое изящное растение, оно имеет горизонтальный стебель с двумя рядами овальных плавающих листьев и отходящими книзу видоизмененными листьями, рассеченными на отростки, похожие на корни.


Наконец, продолжая наш обзор какогонибудь водоема, мы можем заметить и настоящие водоросли. К ним относятся, например, крупные зеленые скопления так называемой тины, плавающей в летнее время вблизи от поверхности воды в прудах и затишливых местах рек и озер. Разнообразные зеленые и синезеленые пленки и войлочные или ватообразные наросты на камнях, бревнах и сваях также образованы водорослями. В летнее время вода в прудах часто бывает окрашена в зеленоватый цвет, и если зачерпнуть ее стаканом, то на просвет можно заметить в ней мельчайшие водоросли в форме плавающих точек, хлопьев или шариков. Здесь же нередко встречаются и более крупные водоросли, состоящие из хорошо заметных на глаз простых или ветвящихся нитей, или совсем крупные харовые водоросли, внешне похожие на хвощ, с характерными мутовками боковых побегов.


С другой стороны, значительное количество микроскопических водорослей, таких же, как в водоемах, произрастает и на суше: на поверхности почвы и в самой ее толще, на деревьях, камнях и т. п. Правда, жизнь этих водорослей тоже тесно связана с водой, однако они могут довольствоваться только атмосферной или грунтовой влагой, росой, брызгами водопадов или фонтанов и т. п. В отличие от «водных» водорослей эти «сухопутные» водоросли легко переносят высыхание и очень быстро оживают при малейшем увлажнении.


Чем же все эти растения, объединяемые понятием «водоросли», отличаются от других растений? Очевидно, научная характеристика водорослей должна учитывать не только среду их обитания, но и основные, общие для них морфологические и физиологические признаки.


В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным и действительно всеобъемлющим признаком является отсутствие, даже при весьма сложной внешней расчлененности тела, настоящих стеблей, листьев и корней, типичных для высших растений. Их тело обозначается как слоевище, слоевцо, или таллом. Иными словами, в царстве растений водоросли относятся к обширному подцарству низших, или слоевцовых, растений, куда входят также бактерии, актиномицеты, слизевики, грибы и лишайники. Как и все низшие растения, водоросли размножаются или вегетативно, или с помощью спор, т. е. относятся к споровым растениям (в отличие от семенных, или цветковых, растений). Однако в физиологическом отношении водоросли резко отличаются от остальных низших растений наличием хлорофилла, благодаря которому они способны ассимилировать на свету углекислый газ, т. е. питаться фототрофно. Правда, такой же способностью обладают и некоторые бактерии, имеющие зеленую окраску. Однако содержащийся в них пигмент хоть и близок к хлорофиллу, но не тождествен ему. С другой стороны, имеются водоросли, вполне типичные по строению, но бесцветные, вторично утратившие хлорофилл и тогда уже полностью питающиеся гетеротрофно. Кроме того, многим водорослям, обладающим хорошо развитым хлорофиллом, помимо фототрофного, могут быть свойственны и другие типы питания. Тем не менее, несмотря на все эти исключения, сочетание талломного (слоевцового) строения с наличием хлорофилла достаточно полно характеризует растительные организмы, объединяемые как водоросли.


Таким образом, исходя из сказанного, легко вывести точное научное определение водорослей. Водоросли - это низшие, т. е. слоевцовые (лишенные расчленения на стебель и листья), споровые растения, содержащие в своих клетках хлорофилл и живущие преимущественно в воде. Такое определение, однако, не дает представления о том огромном разнообразии в строении тела, которое свойственно водорослям. Здесь мы встречаемся и с микроскопическими организмами - одноклеточными, колониальными и многоклеточными, и с крупными формами различного строения. Большого многообразия достигают здесь также способы размножения и строение органов размножения. Даже по окраске водоросли неодинаковы, так как одни содержат только хлорофилл, другие - еще ряд дополнительных пигментов, окрашивающих их в различные цвета.


Точный учет всех особенностей в строении, размножении и развитии водорослей привел современную науку к убеждению, что ныне живущие водоросли не представляют собой монолитной группы организмов, объединенных единством строения и происхождения. В настоящее время общепризнано, что водоросли представляют собой совокупность нескольких обособленных отделов (типов) растений, самостоятельных по своему происхождению и эволюции. Каждый из них в систематическом отношении равноценен таким отделам низших растений, как, например, бактерии или грибы.


Таким образом, термин «водоросли», столь обычный еще в науке и в общежитии, имеет исключительно биологический смысл, как объединение низших хлорофиллоносных растений, живущих преимущественно в воде.


Разделение водорослей на систематические группы (таксоны) высшего ранга - отделы (Divisio, Phylum) - в основном совпадает с характером их окраски, связанной, конечно, с особенностями строения. Однако относительно количества и объема этих отделов в научной литературе нет единства взглядов. В настоящем издании мы принимаем классификацию, наиболее широко распространенную в советской научной литературе, а именно деление водорослей на 10 отделов. Приводим их перечень с соблюдением общепринятой русской и латинской научной номенклатуры:


1) сине-зеленые водоросли - Cyanophyta;


2) пирофитовые водоросли - Pyrrophyta;


3) золотистые водоросли - Chrysophyta;


4) диатомовые водоросли - Bacillariophyta;


5) желто-зеленые водоросли - Xanthophyta;


6) бурые водоросли - Phaeophyta;


7) красные водоросли - Rhodophyta;


8) эвгленовые водоросли - Euglenophyta;


9) зеленые водоросли - Chlorophyta;


10) харовые водоросли - Charophyta.


В научной литературе до сих пор продолжаются споры о положении в общей системе, с одной стороны, сине-зеленых водорослей и, с другой стороны, всех тех водорослей, которые представлены одноклеточными подвижными формами, снабженными органами движения - жгутиками (это почти все эвгленовые водоросли, большая часть пирофитовых и золотистых водорослей и отдельные классы желто-зеленых и зеленых водорослей),


Действительно, сине-зеленые водоросли резко отличаются от других водорослей простотой внутренней организации клеток. Клетки их лишены оформленного ядра, что сближает их с бактериями. Вместе с бактериями синезеленые водоросли составляют раздел организмов, обозначаемый как прокариоты (Prokaryota), т. е. «доядерные», в отличие от всех остальных растений и животных, обладающих оформленным клеточным ядром и обозначаемых как эукариоты (Eukaryota), т. е. «истинно ядерные». Некоторые авторы придают этому признаку основное таксономическое значение и объединяют сине-зеленые водоросли с бактериями, т. е. вообще исключают их из числа собственно водорослей.


Что же касается жгутиковых форм водорослей, то здесь вопрос осложняется тем, что они во многих случаях близки к подобным же бесцветным формам, что дало повод для объединения всех их в общую систематическую группу «жгутиковых организмов» и включения в систему животного мира. Такая тенденция сохранилась и до сих пор. В современной зоологической систематике жгутиковые рассматриваются как один из классов - жгутиконосцы (Mastigophora, или Flagellata) типа одноклеточных животных - простейших (Protozoa), а в пределах этого класса окрашенные жгутиковые объединяются в подкласс растительные жгутиконосцы (Phytomastigina), бесцветные - в подкласс животные жгутиконосцы (Zoomastigina).


Не вдаваясь здесь в разбор как первого, так и второго вопроса (это уместнее сделать после описания всех водорослей), отметим только, что мы, не можем принять указанные крайние точки зрения. Дело в том, что в процессе эволюции возникновение хлорофилла у первичных бесцветных гетеротрофных организмов было настолько существенным переломным моментом, что только его и можно считать началом той богатейшей эволюции, которая привела к созданию биосферы на Земле в ее современном выражении. И трудно допустить, что такое сложное и уникальное органическое соединение, как хлорофилл, давшее организмам возможность фототрофного питания, т. е. совершенно новой энергетики жизненных процессов, основанной на утилизации солнечной энергии, могло возникать многократно на разных этапах эволюции. С этих позиций мир водорослей как первичных фототрофных организмов един и целостен. Морфологическое многообразие его различных ветвей есть следствие эволюционного взрыва, вызванного появлением фотосинтеза, который обеспечил хлорофиллоносным организмам успешное развитие в чисто абиотической среде. Учитывая особенности строения клеток сине-зеленых водорослей, следует думать, что возникновение хлорофилла произошло еще на прокариотическом уровне, а наличие в настоящее время сходных хлорофиллоносных и бесцветных эукариотических жгутиковых форм обусловлено морфологическим параллелизмом эволюционного развития в разных ветвях организмов. Во всяком случае, у водорослей подобное явление морфологического параллелизма распространено очень широко (например, строение в пределах Chlorophyta, Xanthophyta и Chrysophyta). Такая точка зрения хорошо подтверждается еще и тем, что в пределах большинства вышеперечисленных отделов водорослей жгутиковые формы тесно связаны переходами с другими, типично «водорослевыми» структурами - неподвижными клетками, колониями и нитями. С другой стороны, в пределах некоторых отделов имеются и безусловно вторично обесцветившиеся формы.


Таким образом, у нас нет оснований отказываться от рассмотрения водорослей как морфофизиологической целостности, от выяснения их многообразия в целом, происхождения и взаимных филогенетических связей. Точно так же с этих позиций целостности хорошо выявляются место и роль водорослей в природе: в историческом плане они представляют собой первый этап в развитии всего зеленого ствола растительного мира, а в общем круговороте веществ в природе играют огромную роль как первичное звено всех пищевых связей в водной среде и гигантский поставщик кислорода в атмосферу.


Изучение всех этих вопросов составляет предмет особой науки - альгологии (от латинского названия водорослей - algae).

Жизнь растений: в 6-ти томах. - М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна, главный редактор чл.-кор. АН СССР, проф. А.А. Федоров . 1974 .


Энциклопедия Кольера - Горячие источники имеются в разных местах земного шара. На территории СССР их также немало, например на Кавказе, в Сибири, в Средней Азии, на Камчатке. Связанные с подземными водами, они могут иметь высокую температуру воды, доходящую… … Биологическая энциклопедия

К отделу бурых водорослей относятся многочисленные, преимущественно макроскопические водоросли, общим внешним признаком которых служит желтовато бурая окраска их слоевищ, вызванная наличием у них большого количества желтых и бурых… … Биологическая энциклопедия

- (багрянки), отдел или тип водорослей преимущественной красной окраски. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Размножение бесполое (неподвижными спорами) и половое (оогамия). Около 3800 видов (600 родов), преимущественно в морях, в прибрежной… … Энциклопедический словарь

Раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений. Экземпляры со многими сходными признаками объединяют в группы, называемые видами. Тигровые лилии один вид, белые лилии другой и т.п. Похожие друг на друга виды в свою очередь… … Энциклопедия Кольера

- (Phycochromaceae или Phycochromophyceae) называются также водорослями дробянками (см.) или синезелеными водорослями (см.), потому что клетки их сине зеленого цвета. Окраска эта обусловлена фикохромом (см.), представляющим совокупность зеленого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бурые водоросли … Википедия

1. Плоды образуются у растений отдела

2. Папоротниковидные

3. Плауновидные

4. Покрытосеменные

Объяснение: отличительный признак отдела покрытосеменных от растений всех других отделов - наличие цветков и плодов. Правильный ответ - 4.

2. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

Объяснение: у папоротников, по сравнению с мхами, возникают корни (а у мхов - ризоиды). Правильный ответ - 3.

3. Водоросли, в отличие от растений других групп,

1. Не образуют половых клеток

2. Имеют небольшие размеры и живут в воде

3. Размножаются спорами

4. Не имеют тканей и органов

Объяснение: водоросли не имеют ни тканей ни органов, они образуют таллом (или слоевище). Правильный ответ - 4.

4. Зеленые водоросли относят к царству растений, так как они

1. В клетках содержат хлорофилл

3. Имеют клеточное строение

Объяснение: водоросли (не только зеленые) относят к растениям, так как они обладают рядом признаков, характерным растениям (неподвижны, автотрофны, имеют пигменты и т.д.), в том числе содержат хлорофилл. Правильный ответ - 1.

5. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

2. Не имеют семенной кожуры

3. Образуются в плодах

6. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Объяснение: преимущественно залежи каменного угля образовали папоротниковидные. Правильный ответ - 2.

7. Высшие растения отличаются от низших

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Объяснение: к высшим растениям относят голосеменных, покрытосеменных, а также мхи, папоротники, хвощи, плауны, к низшим - водоросли. Отличительная особенность водорослей в том, что их клетки не дифференцированы на ткани, то есть их тело составляет таллом (слоевище), а тело высших растений подразделяется на органы (и, соответственно, на ткани). Правильный ответ - 1.

1. Размножение семенами

2. Автотрофное питание

3. Наличие вегетативных органов

4. Отсутствие цветка и плода

Объяснение: главное отличие покрытосеменных от всех остальных групп растений - наличие цветка и плода. То есть у голосеменных этих органов нет. Посмотрим на фото представителя голосеменных:

Правильный ответ - 4.

9. Главный признак, характерный для многоклеточных водорослей как представителей низших растений, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Наличие в клетках хлоропластов

4. Отсутствие разнообразия клеток и тканей

Объяснение: у водорослей отсутствует дифференцировка клеток на ткани, вследствие чего они образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

10. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появляется у

1. Моховидных

2. Плауновидных

3. Хвощевидных

4. Папоротниковидных

Объяснение: все перечисленные группы растений относятся к высшим растениям и все имеют стебли и листья, но первой группой были моховидные растения. Правильный ответ - 1.

11. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1. Испарение воды

2. Корневое давление

3. Окисление органических веществ

4. Поглощение минеральных веществ корнем

Объяснение: вода всасывается из почвы корнями растения и, затем, поднимается по растению вверх, в листьях (и вообще во всех зеленых частях растения) происходит фотосинтез, и органические вещества, опускаясь вниз распределяются по растению. Правильный ответ - 2.

12. Папоротники, в отличие от цветковых растений, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Корневищ

4. Почкования

Объяснение: цветковые растения размножаются при помощи семян, а папоротники - при помощи спор. Правильный ответ - 1.

13. Папоротники, в отличие от цветковых растений, не имеют

1. Цветков и плодов

2. Проводящей системы

3. Эпидермиса с устьицами

4. Видоизмененных подземных побегов

Объяснение: наличие цветков и плодов - характерный признак цветковых (покрытосеменных) растений и у папоротников их нет. Правильный ответ - 1.

14. Главный признак, характерный для водорослей, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Выделение кислорода на свету

4. Отсутствие клеток и тканей

Объяснение: правильный ответ на вопрос сформулирован не очень корректно (отсутствие клеток и тканей). У водорослей отсутствует дифференция клеток на ткани, то есть все клетки организма одинаковые и образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

15. У папоротников, по сравнению с мхами, появились

1. Корни

2. Стебли

3. Побеги

4. Ризоиды

Объяснение: у мхов нет корней, у них - ризоиды. Корни появляются у папоротников. Правильный ответ - 1.

16. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

1. Имеют корень, стебель, листья

2. Имеют цветок и плод

3. Размножаются семенами

4. Выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 2.

2. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них

1. Стеблей

2. Листьев

3. Корней

4. Ризоидов

Правильный ответ - 3.

3. Какой признак является главным для цветковых растений?

2. Имеют зеленую окраску

3. Образуют плоды и семена

Правильный ответ - 3.

4. Плодовитое потомство при скрещивании дают животные одного

1. Вида

2. Рода

3. Семейства

4. Типа

Правильный ответ - 1.

5. Почему спирогиру и улотрикс относят к водорослям?

1. Они обитают в водной среде

2. В их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез

3. Их тело состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей и органов

4. В процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

Правильный ответ - 3.

1. У них появился фотосинтез

2. У них появился половой процесс

3. Они размножаются семенами

4. Они размножаются спорами

Правильный ответ - 3.

7. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в появлении у них

1. Клеточного строения

2. Хлоропластов

3. Тканей и органов

4. Фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

8. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1. Проводящей системы

2. Цветков и плодов

3. Хлоропластов в клетках

4. Эпидермиса с устьицами

Правильный ответ - 2.

1. Отсутствует семенная кожура

2. Листья видоизменены в иголки

3. Семена лежат открыто на чешуйках

4. Семена расположены в сухих плодах

Правильный ответ - 3.

10. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1. В процессе развития происходит чередование поколений

2. Размножаются спорами

3. Имеют листья, стебель и ризоиды

4. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

11. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1. Нет корней

2. Стебель с узкими растениями

3. Образуется много спор

4. Есть воздухоносные клетки

Правильный ответ - 1.

12. Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, - особенности строения

1. Семени

2. Цветка и плода

3. Листьев и стебля

4. Корневой системы

Правильный ответ - 2.

13. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Почкования

4. Корнеклубней

Правильный ответ - 1.

14. Какова роль бобовых растений в природе?

1. Служат продуктом питания для человека

2. Являются консументами в природном сообществе

3. Образуют нижний ярус в природном сообществе

4. Обогащают почву азотными солями

Правильный ответ - 4.

15. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

1. Не имеют корней

2. Имеют неветвящийся стебель с узкими листьями

3. Образуют органические вещества из неорганических

4. Имеют воздухоносные клетки

Правильный ответ - 1.

16. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Семена располагаются на чешуйках шишек

3. В процессе развития образуют зеленую пластину - заросток

4. Оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды

Правильный ответ - 2.

17. Водоросли, в отличие от моховидных,

1. Имеют покровную ткань

2. Синтезируют органические вещества из неорганических

3. Размножаются половым путем

4. Имеют слоевище

Правильный ответ - 4.

18. У каких растений отсутствуют ткани и органы?

1. Папоротниковидных

2. Водорослей

3. Покрытосеменных

Правильный ответ - 2.

19. У бамбука, представителя класса Однодольные,

1. Сетчатое жилкование листьев

2. Простые и сложные листья с прилистниками

3. Семя содержит две семядоли

4. Мочковатая корневая система

Правильный ответ - 4.

20. Какие признаки характерны для класса однодольных покрытосеменных растений?

1. Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев

2. Стержневая корневая система, цветки четырехчленного типа

3. Развитие с чередованием поколений

4. Наличие двойного оплодотворения

Правильный ответ - 1.

21. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Половые клетки созревают в шишке

3. Цветут весной, до распускания листьев

4. Имеют ксилему и флоэму

Правильный ответ - 2.

22. По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность цветковых растений к

1. Порядку

2. Отделу

3. Классу

4. Роду

Правильный ответ - 3.

23. По какому признаку березу бородавчатую относят к покрытосеменным растениям?

1. Наличие цветков

2. Наличие семени

3. Строение корневой системы

4. Строение листьев

Правильный ответ - 1.

24. Растения какого из названных отделов имеют более высокую организацию?

1. Хвощевидные

2. Покрытосеменные

4. Моховидные

Правильный ответ - 2.

25. Папоротники, в отличие от мхов,

1. Размножаются спорами

2. Имеют придаточные корни

3. Относятся к многолетним растениям

4. Являются автотрофами

Правильный ответ - 2.

26. Об усложнении покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными, свидетельствует появление у них

1. Придаточных корней

2. Зародыша в семени

3. Разнообразия листьев

4. Разнообразных плодов

Правильный ответ - 4.

27. Какая из названных групп растений достигла наиболее высокого уровня организации в процессе эволюции?

1. Папоротники

2. Водоросли

3. Хвойные

4. Мхи

Правильный ответ - 3.

28. Для водорослей. в отличие от других растений, характерно

1. Наличие тканей

2. Отсутствие в клетках хлоропластов

3. Чередование поколений при размножении

4. Отсутствие органов

Правильный ответ - 4.

29. Какой признак развит у мхов, в отличие от папоротниковидных растений?

1. Половое размножение

2. Хорошо развиты проводящие ткани

3. В цикле развития преобладает гаметофит

4. Бесполое размножение

Правильный ответ - 3.

30. Главный признак, по которому растения относят к определенному семейству покрытосеменных, -

1. Жилкование листьев

2. Количество семядолей в семени

3. Строение цветка и плода

4. Видоизменение побегов

Правильный ответ - 3.

31. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

4. Чередование полового и бесполого поколений

Правильный ответ - 3.

32. Зеленые водоросли относят к царству Растения, так как они

2. Являются индикаторами загрязнения воды и почвы

3. Имеют клеточное строение

4. Выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания

Правильный ответ - 1.

33. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

1. Развиваются на чешуйках шишек

2. Не имеют семенной кожуры

3. Образуются в плодах

Правильный ответ - 1.

34. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Правильный ответ - 2.

35. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них

1. Стеблей

2. Листьев

3. Корней

4. Ризоидов

Правильный ответ - 3.

36. Какой признак является главным для цветковых растений?

1. Размножаются вегетативными органами

2. Имеют зеленую окраску

3. Образуют плоды и семена

4. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

37. Высшие растения отличаются от низших

1. Расчленением тела на органы

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Правильный ответ - 1.

Водоросли и растения относятся к одному царству Растений. Благодаря водорослям, автотрофным пионерам, смогли появиться более специализированные и высокоорганизованные подданные царства Флоры.

Водоросли

Водоросли зародились на нашей планете 800 миллионов лет назад. Известно около 50-ти тысяч видов этих организмов. Изучением этих живых организмов занимается наука альгология. Их-то в первую очередь и удивляет эта группа растений своим видовым и морфологическим разнообразием – водоросли могут быть одноклеточными, колониальными, многоклеточными. Размер отдельных одноклеточных не позволяет рассмотреть их без микроскопа. Некоторые представители многоклеточных – например, бурая макроциста, вырастают в длину на несколько десятков метров. Но даже у этих гигантов тело не дифференцировано на органы. Кстати, «тело» водорослей именуется слоевищем или талломом.

На сегодняшний день описано 12 видов слоевища: амебоидный (хламидомонада), монадный (эвглена зеленая), коккоидный (вольвокс), капсальный, нитчатый (улотрикс, спирогира) и разнонитчатый, пластинчатый, сифоновый, сифонокладальный, харофитный (хара), сарциноидный и ложнотканевый.

Эвглена зеленая. Строение

Для поддержания существования и распространения своей группы на Земле водоросли размножаются 3 способами: бесполым с помощью зооспор или апланоспор, вегетативным – делением или выводковыми веточками и половым в виде изогамии, хологамии или коньюгации.

Общим признаком, позволившим исследователям отнести эти организмы к подцарству Низших растений, является наличие в клетках слоевища пластид с хлорофиллом. Поэтому растения способны к фотосинтезу. В клетках некоторых видов содержатся другие пигменты – красные, бурые, желто-зеленые, поэтому их талломы имеют характерные окраски. Водоросли не имеют органов, тканей. Питательные вещества и газы они поглощают и выделяют благодаря клеточным мембранам.

Большинство водорослей живут в пресных и соленых водоемах. Есть такие, которые плавают на поверхности, и те, что прикреплены ко дну, но лишь на глубине, куда доходит солнечный свет. Те организмы, которые находятся за пределами водной среды, могут поселиться в коре деревьев, на снегу, на шерсти животных, на скалах, в верхних слоях грунта. Водоросли вступают в симбиоз с коралловыми полипами и грибами, образуя лишайники.

Растения

Растения — это царство, объединившие эукариотические организмы со специфическим набором характеристик. Изучением этого таксона занимается наука ботаника.

Главной особенностью растений является наличие пигмента хлорофилла в пластидах, которые находятся в клетках. Благодаря ему и солнечному свету они могут самостоятельно синтезировать органические вещества, являются автотрофами и базой для пищевой пирамиды Земли.

Растения могут быть одноклеточными и многоклеточными. Тело высших растений состоит из тканей: основной, запасающей, механической, проводящей, покровной. У большинства растений тело состоит из органов – корень, стебель, цветок, листок, плод. Растения могут быть Низшими – водоросли и Высшими – мхи, папоротники, плауны, голосеменные и покрытосеменные. Последние представлены разными жизненными формами – травами, кустарниками и деревьями.

Выводы сайт

  1. В количестве видов: водорослей меньше, чем растений.
  2. В уровне организации: водоросли самые примитивные представители царства Растений.
  3. Тело водорослей не дифференцировано на ткани и органы, в отличие от большинства растений.
  4. Большинство водорослей живет в водной среде, а большинство растений – на суше.